Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 54

 
Эдвард Хоппер

22 июля 1882
(Найак, Нью-Йорк, США) -

15 мая 1967
(Нью-Йорк, США)

Эдвард Хоппер - сдержанный и спокойный, интимно-камерный отшельник. Он не распространялся о своей работе и жизни, скрывая свои произведения даже от глаз критики. Свою оригинальную личность он воплощает в своём творчестве, кажущаяся безыскусность которого является лишь приёмом, призванным отобразить реальность глазами художника. Лучший способ понять эту личность - понять его произведения.

Эдвард Хоппер родился 22 июля 1882 года. Он был вторым ребёнком Гаррета Генри Хоппера и Элизабет Гриффитс Смит. После бракосочетания молодая пара поселяется в Найаке, недалеко от овдовевшей матери Элизабет. Там супруги-баптисты Хопперы будут воспитывать своих детей : Марион, рождённую в 1880 году, и Эдварда. То ли в силу природной склонности характера, то благодаря строгости воспитания Эдвард вырастет молчаливым и замкнутым. При любой возможности он будет предпочитать уединяться.

"Единственное художественное качество, которое сохраняется, - это личное мировоззрение. Стили меняются, личности остаются" (Эдвард Хоппер)
Родители, и особенно мать, стремились дать детям хорошее образование. Стараясь развивать творческие способности своих детей, Элизабет окунает их в мир книг, театра и искусств. С её помощью организовывались театральные представления, культурные беседы. Много времени брат с сестрой проводили за чтением в отцовской библиотеке. Эдвард знакомится с произведениями американских классиков, читает в переводе русских и французских писателей.
Юный Хоппер очень рано начал интересоваться живописью и рисунком. Он занимается самообразованием, копируя иллюстрации Фила Мая и французского рисовальщика Гюстава Доре (1832-1883). Автором первых самостоятельных работ Эдвард станет в возрасте 10 лет.
Из окон родного дома, расположенного на холме, мальчик любуется кораблями и парусниками, плавающими в бухте Хадсон. Морской пейзаж останется для него источником вдохновения на всю жизнь - художник никогда не забудет вид восточного побережья США, часто возвращаясь к нему в своих произведениях. В возрасте 15 лет он собственноручно сконструирует парусник из деталей, предоставленных отцом.
После обучения в частной школе Эдвард поступает в среднюю школу в Найаке, которую оканчивает в 1899 году. Хопперу 17 лет, и у него одно горячее желание - стать художником. Родители, всегда поддерживавшие творческие начинания сына, даже обрадованы его решением. Они рекомендуют начать обучение с графических искусств, а лучше - с рисунка. Следуя их советам, Хоппер сначала записывается в Correspondens School of Illustrating в Нью-Йорке, чтобы обучиться профессии иллюстратора. Потом в 1900 году он поступает в Нью-йоркскую школу искусств, которую в народе называли Chase School, где будет учиться вплоть до 1906 года. Его учителем там станет профессор Роберт Генри (1865-1929), живописец, в чьём творчестве преобладали портреты. Эдвард станет старательным учеником. Благодаря своему таланту он получил много стипендий и премий. В 1904 году в журнале The Sketch book была напечатана статья о деятельности Chase School. Текст был проиллюстрирован произведением Хоппера, изображающим натурщицу. Однако художнику придётся ждать ещё много лет, прежде чем он ощутит вкус успеха и славы.
"Темы, которые я выбираю, - это лучшее выражение моей внутренней жизни" (Эдвард Хоппер)
В 1906 году, после окончания школы, Хоппер устроился на работу в рекламное бюро CC Philips and Companies. Эта доходная должность не удовлетворяла его творческих амбиций, зато позволяет ему прокормиться. В октябре того же года художник, по совету своего учителя, решает посетить Париж. Большой почитатель Дега, Мане, Рембрандта и Гойи, Роберт Генри направляет Хоппера в Европу для обогащения запаса впечатлений и подробного знакомства с европейским искусством.
Хоппер задержится в Париже до августа 1907 года. Он сразу поддаётся очарованию французской столицы. Позднее художник напишет : "Париж - красивый, элегантный город, и даже слишком порядочный и спокойный в сравнении с ужасно шумным Нью-Йорком". Эдварду Хопперу 20 лет, и он продолжает своё образование на европейском континенте, посещая музеи, галереи и салоны искусств. Перед возвращением в Нью-Йорк 21 августа 1907 года он осуществляет несколько вояжей по Европе. Сначала художник приезжает в Лондон, о котором сохраняет воспоминание как о городе "грустном и печальном"; там он знакомится с произведениями Тёрнера в Национальной галерее. Потом Хоппер отправляется в Амстердам и Гарлем, где с волнением открывает для себя Вермеера, Халса и Рембрандта. В конце он посещает Берлин и Брюссель.
После возвращения в свой родной город Хоппер вновь работает иллюстратором, а через год вновь отправляется в Париж. В этот раз нескончаемое удовольствие ему доставляет работа на пленэре. Идя по стопам импрессионистов, он пишет набережные Сены в Шарантоне и в Сен-Клу. Закрепившаяся во Франции плохая погода заставляет Хоппера завершить путешествие. Он возвращается в Нью-Йорк, где в августе 1909 впервые выставляет свои картины в рамках Выставки независимых художников, организованной при содействии Джона Слоуна (1871-1951) и Роберта Генри. Вдохновлённый творческими свершениями, Хоппер последний раз посетит Европу в 1910 году. Художник проведёт несколько майских недель в Париже, чтобы потом отправиться в Мадрид. Там его больше впечатлит коррида, чем испанские художники, о которых он впоследствии ни словом не упомянет. Перед возвращением в Нью-Йорк Хоппер задерживается в Толедо, который он описывает как "чудесный старый город". Художник уже больше никогда не приедет в Европу, но надолго останется под впечатлением от этих путешествий, признавая позже : "После этого возвращения всё казалось мне слишком обыкновенным и ужасным".
Возвращение к американской реальности проходит тяжело. Хопперу отчаянно недостаёт средств. Подавляя в себе неприязнь к работе иллюстратора, вынужденный зарабатывать на хлеб художник снова возвращается к ней. Он работает в рекламе и для периодических изданий, таких как "Sunday magazine", "Metropoliten magazine" и "System : Magazin of business". Однако каждую свободную минуту Хоппер посвящает живописи. "Я никогда не хотел работать больше 3 дней в неделю, - скажет он позже. - Я берёг время для моего творчества, иллюстрирование меня угнетало".
Хоппер настойчиво продолжает заниматься живописью, которая по-прежнему является его настоящей страстью. Но успех всё не приходит. В 1912 году художник представляет свои парижские картины на коллективной выставке в Мак Дауэл клаб в Нью-Йорке (отныне он будет выставляться здесь регулярно, вплоть до 1918 года). Хоппер проводит отпуск в Глоучестере, маленьком городке на побережье Массачусетса. В обществе своего друга Леона Кролла он возвращается к детским воспоминаниям, рисуя всегда очаровывающие его море и корабли.
В 1913 году усилия художника наконец начинают приносить определённые плоды. Приглашённый в феврале национальной избирательной комиссией принять участие в Выставке современного искусства в Нью-Йорке, Хоппер продаёт своё первое полотно. Эйфория от успеха быстро проходит, так как за этой продажей других не последует. В декабре художник поселяется на Вашингтон Сквер Норд 3, в Нью-Йорке, где проживёт более полувека, до самой смерти.
Последующие годы были для художника очень трудными. Ему не удаётся прожить на доход от продажи картин. Поэтому Хоппер продолжает занятия иллюстрацией, часто за мизерный заработок. В 1915 году Хоппер выставляет 2 своих полотна, в том числе и "Голубой вечер", в Мак Дауэл Клаб, и его наконец замечает критика. Однако своей персональной выставки, которая состоится в Уитни Студио Клаб, он дождётся лишь в феврале 1920 года. На тот момент Хопперу исполнилось 37 лет.
Воодушевлённый успехом на поприще живописи, художник экспериментирует в других техниках. Один из его офортов получит в 1923 году множество разнообразных премий. Хоппер пробует себя и в акварельной живописи.
Художник проводит время в Глоучестере, где не перестаёт рисовать пейзажи и архитектуру. Она работает на большом подъёме, им движет влюблённость. Джозефин Верстил Нивисон, которую художник встретил впервые в Нью-йоркской Академии изящных искусств, проводит отпуск в тех же краях и завоёвывает сердце художника.
Не сомневающаяся в большом таланте Хоппера Джозефин вдохновляет его на участие в выставке в Бруклинском музее. Акварели, которые художник там демонстрирует, приносят ему значительный успех, и Хоппер упивается растущим признанием. Их роман с Джо развивается, они обнаруживают всё больше точек соприкосновения. Оба обожают театр, поэзию, путешествия и Европу. Хоппера отличает в этот период просто ненасытная любознательность. Он любит американскую и зарубежную литературу и даже может декламировать поэмы Гёте наизусть на языке оригинала. Иногда он сочиняет свои письма к Джо на французском. Хоппер большой ценитель кинематографа, особенно чёрно-белого американского кино, влияние которого отчётливо прослеживается в его творчестве. Очарованная этим молчаливым и спокойным мужчиной с представительной внешностью и умными глазами, энергичная и полная жизни Джо выходит замуж за Эдварда Хоппера 9 июля 1924 года. Венчание состоялось в евангелистской церкви в Гринвич Вилледж.
1924 год - это год успехов для художника. После свадьбы счастливый Хоппер выставляет акварели в Франк Рен Гелери. Все работы распроданы прямо с выставки. Дождавшийся признания Хоппер наконец может бросить набившую оскомину работу иллюстратора и заняться любимым творчеством.
Хоппер стремительно становится "модным" художником. Теперь он может "платить по счетам". Избранный членом Национальной академии дизайна, он отказывается принять это звание, так как в прошлом Академия не приняла его работ. Художник не забывает тех, кто его обидел, так же как с благодарностью помнит о тех, кто помог и оказал ему доверие. Хоппер всю жизнь "будет верен" Франк Рен Гелери и музею Уитни, которому завещает свои произведения.
После 1925 года жизнь Хоппера стабилизировалась. Художник живёт в Нью-Йорке и каждое лето проводит на побережье Новой Англии. В начале ноября 1933 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке проходит первая ретроспективная выставка его произведений. В следующем году Хопперы строят дом-мастерскую в Соус Труро, где они будут проводить каникулы. Художник шутя называет дом "курятником".
Однако привязанность супругов к дому не мешает им путешествовать. Когда Хопперу не хватает творческого вдохновения, супруги выезжают в мир. Так, в 1943-1955 годах они 5 раз посещают Мексику, а также проводят долгое время в путешествиям по Соединённым Штатам. В 1941 году они на автомобиле проезжают пол-Америки, посещая Колорадо, Юту, пустыню Невада, Калифорнию и Вайоминг.
Эдвард и Джо живут образцово и в совершенной гармонии друг с другом, однако некоторого рода соперничество бросает тень на их союз. Джо, которая тоже была художницей, молча страдает в тени славы своего мужа. С начала 30-ых годов Эдвард становится всемирно известным художником; количество его выставок растёт, не обходят его стороной и многочисленные награды и премии. В 1945 году Хоппер избран членом Национального института искусств и литературы. Это учреждение присуждает ему золотую медаль за заслуги в области живописи. Вторая ретроспектива картин Хоппера проходит в Музее американского искусства Уитни в 1950 году (этот музей будет принимать художника ещё дважды : в 1964 и 1970 годах).
В 1952 году работы Хоппера и ещё 3 художников выбирают для представления Соединённых Штатов на Биеннале в Венеции. В 1953 году Хоппер вместе с другими художниками - представителями фигуративной живописи принимают участие в редактировании обозрения "Реалити". Пользуясь случаем, он протестует против засилья художников-абстракционистов в стенах музея Уитни.
В 1964 году Хоппер начинает болеть. Художнику 82 года. Несмотря на трудности, с которыми ему даётся живопись, в 1965 году он создаёт 2, ставшие последними, работы. Картины эти написаны в память об умершей в этом году сестры. Эдвард Хоппер умирает 15 мая 1967 года в возрасте 85 лет в своём ателье на Вашингтон Сквер. Незадолго до этого он получает международное признание как представитель американской живописи на Биеннале в Сан-Пауло.
Передачу всего творческого наследия Эдварда Хоппера в Музей Уитни, где сегодня можно увидеть большинство его произведений, произведет жена художника Джо, которая покинет этот мир через год после него.

54 работы

Хоппер, Автопортрет (380*544)
Хоппер, Лето (380*248)
Автопортрет, 1925-1930 Лето, 1943
63,8*51,4 см. 74*111,8 см.
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Художественный музей Делавер, Вашингтон, США
699*1000 px 1000*653 px
 
Хоппер, Люди при свете солнца (380*252)
Хоппер, Лето в городе (380*247)
Люди при свете солнца, 1960 Лето в городе, 1950
102,6*153,4 см. 51*76 см.
Национальный музей американского искусства, Вашингтон, США Частная коллекция
1000*662 px 1000*649 px
Хоппер, Отель у железной дороги (380*293)
Хоппер, Солнце над городом (380*270)
Отель у железной дороги, 1952 Солнце над городом, 1954
79*102 см. 76,1*101,2 см.
Хиршхорн музеум,
Вашингтон, США
Хиршхорн музеум,
Вашингтон, США
1000*770 px 1000*711 px
Хоппер, Джо в Вайоминге (380*263)
Хоппер, Le Pont Royal (380*320)
Джо в Вайоминге, 1946 Le Pont Royal, 1909
   
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*693 px 1000*842 px
Джо была не только любимой женой Хоппера, которая начиная с 1924 года выше собственных творческих амбиций ставит карьеру мужа. Она была не только музой художника, но и его единственной моделью. Джо на полотнах Хоппера не позирует, а играют сотни ролей. Она изменяется, перевоплощается в самые разные образы и не колеблется, если ей приходится стать некрасивой или постареть. Это настоящая актриса, которая благодаря своим метаморфозам стимулирует воображение художника. Хоппер же благодаря её таланту становится удивительным режиссёром.
Хоппер, Лестница (380*522)
Хоппер, Амбар, Южный Труро (380*262)
Лестница, 1949 Амбар, Южный Труро, 1930-1933
   
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
728*1000 px 1000*689 px
Хоппер, Солнце в Браунстоунз (380*287)
Хоппер, Мост в Манхеттене (380*221)
Солнце в Браунстоунз, 1956 Мост в Манхеттене
   
Музей Бруклина,
Нью-Йорк, США
Галерея американского искусства Эдиссона, Нью-Йорк, США
1000*754 px 1000*581 px
Хоппер, El Palacio (380*276)
Хоппер, Залив в Монегене (380*279)
El Palacio, 1946 Залив в Монегене,
1916-1919
   
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*725 px 1000*734 px
Хоппер, Кейп Код после полудня (380*284)
Хоппер, Chair Car (380*298)
Кейп Код после полудня, 1936 Chair Car, 1965
   
Музей искусств института Карнеги, Питсбург, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*748 px 1000*784 px
"Нужно посетить этот уголок земли (Кейп Код) в какой-нибудь грозовой осенний или зимний день. Нужно поселиться там, в морском маяке или рыбацкой избушке. А когда ты уже там, за тобой вся Америка" (Генри Дэвид Торей, 1817-1862).
Хоппер, Шоп Суэй (380*314)
Хоппер, Круглый театр (380*288)
Шоп Суэй, 1929 Круглый театр, 1936
81,6*96,8 см.  
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Частная коллекция
1000*826 px 1000*757 px
Хоппер, Холмы в Труро (380*248)
Хоппер, Аптека на углу (380*276)
Холмы в Труро Аптека на углу, 1927
   
Институт искусств Макнея,
Сан Антонио, США
Музей изящных искусств,
Бостон, США
1000*653 px 1000*725 px
Хоппер, Раннее утро, воскресенье (380*223)
Хоппер, 7 часов утра (380*288)
Раннее утро, воскресенье, 1930 7 часов утра, 1948
   
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*588 px 1000*759 px
Хоппер, Заправочная станция (380*247)
Хоппер, Заправочная станция (380*260)
Заправочная станция, 1940 Заправочная станция, 1940
  38,1*56,2 см.; бумага, уголь, мел
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*650 px 1000*684 px
Хоппер, Гостиничный номер (380*347)
Хоппер, Столики для дам (380*303)
Гостиничный номер, 1931 Столики для дам, 1930
152,4*165,7 см. 122,5*153 см.
Музей Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*913 px 1000*798 px
Хоппер, Утреннее солнце (380*259)
Хоппер, Кинотеатр в Нью-Йорке (380*306)
Утреннее солнце, 1952 Кинотеатр в Нью-Йорке, 1939
  81,9*101,9 см.
Музей искусств,
Колумбус, США
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
1000*681 px 1000*804 px
"Когда я не чувствую потребности рисовать, я хожу в кино на протяжении недели или больше. Я настоящий фанат кино!" (Эдвард Хоппер)
Хоппер, Офис ночью (380*326)
Хоппер, Шахтёрский городок в Пенсильвании (380*269)
Офис ночью, 1940 Шахтёрский городок в Пенсильвании, 1947
холст, масло  
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Институт американского искусства Батлера, Янгтаун, Огайо, США
1000*857 px 1000*709 px
Хоппер, Дом у железной дороги (380*320)
Хоппер, Дорога в Мэне (380*313)
Дом у железной дороги, 1925 Дорога в Мэне, 1914
60,7*72,7 см. холст, масло
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*842 px 1000*823 px
Хоппер, Комната у моря (380*274)
Хоппер, Комнаты для туристов (380*272)
Комната у моря, 1951 Комнаты для туристов, 1943
   
Художественная галерея Йельского университета,
Нью-Хейвен, США
Художественная галерея Йельского университета,
Нью-Хейвен, США
1000*720 px 1000*717 px
Хоппер, Летний вечер (380*269)
Хоппер, Интерьер летом (380*318)
Летний вечер, 1947 Интерьер летом, 1909
  холст, масло
Частная коллекция Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*709 px 1000*838 px
Хоппер, Воскресенье (380*324)
Хоппер, Солнце в пустой комнате (380*275)
Воскресенье, 1926 Солнце в пустой комнате, 1963
   
Коллекция Филлипс,
Вашингтон, США
Частная коллекция
1000*852 px 1000*724 px
Хоппер, Женщина, освещённая солнцем (380*254)
Хоппер, Ночные окна (380*321)
Женщина, освещённая солнцем, 1961 Ночные окна, 1928
101,6*152,4 см.  
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США  
1000*668 px 1000*846 px
Хоппер, Берег Ли (380*243)
Хоппер, Автопортрет (380*445)
Берег Ли, 1941 Автопортрет, 1906
   
Частная коллекция  
1000*640 px 854*1000 px
Хоппер, Голубой вечер (380*188)
Хоппер, Маяк в Ту Лайтс (380*258)
Голубой вечер, 1914 Маяк в Ту Лайтс, 1929
91,4*182,9 см. 79,4*109,9 см.
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*494 px 1000*680 px
Хоппер, Театр Шеридана (380*253)
Хоппер, Волна (380*272)
Театр Шеридана, 1937 Волна, 1939
43*63,5 см. 90*121 см.
Музей Ньюарка,
Ньюарк, США
Галерея искусств Коркорэн,
Вашингтон, США
1000*667 px 1000*717 px
Хоппер, Железнодорожный переезд (380*277)
Хоппер, Итальянский квартал, Глоучестер (380*317)
Железнодорожный переезд, ок.1922-1923 Итальянский квартал, Глоучестер, 1912
73,7*101 см. 59,4*72,4 см.
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США

1000*729 px

1000*833 px
Хоппер, Ночная беседа (380*264)
Хоппер, Собор Парижской Богоматери (380*301)
Ночная беседа, 1949 Собор Парижской Богоматери, 1907
70,5*102 см. 59,7*72,4 см.
Художественный музей Вичиты, Вичита, Канзас, США Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*694 px 1000*793 px
Из всех европейских стран Хоппер чаще всего посещает Францию. В 1906-1910 годах он трижды съездит в Париж, где познакомится с импрессионистической живописью. Он создаст и собственные произведения в этом стиле. Художник очарован пёстрой жизнью французской столицы. В ноябре 1906 года он пишет своей матери : "Тут кажется, что люди живут на улице, на которой с утра до вечера царит оживление. Эта толпа обожает развлечения". Хоппер читает Пруста, Мольера, Рембо и Верлена; он интересуется кино. Всю жизнь художник будет следить за культурными новинками Франции.
Хоппер, Труро (380*262)
Хоппер, Дорис, Огунквит (380*312)
Труро, ок.1936 Дорис, Огунквит, 1914
бумага, акварель 61*73,5 см.
Частная коллекция Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США
1000*689 px 1000*822 px
Хоппер, Вестибюль отеля (380*306)
Хоппер, Ночные бродяги (Полуночники) (380*207)
Вестибюль отеля, 1943 Ночные бродяги (Полуночники), 1942
  76,2*144 см.
Музей искусств,
Индианаполис, США
Институт искусств,
Чикаго, США
1000*804 px 1000*546 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru