Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 14

 
Виллем де Кунинг

24 апреля 1904
(Роттердам, Голландия) -

19 марта 1997
(Ист Гемптон, США)

Родившийся в начале века в Голландии будущий художник в возрасте 22 лет пересёк Атлантику, чтобы "увидеть Америку". Именно там ему было уготовано судьбой стать одним из основателей абстрактного экспрессионизма.

Виллем Кунинг появился на свет 24 апреля 1904 года в Роттердаме - одном из самых развитых в то время голландских городов. Отец будущего художника занимался торговлей вином и другими напитками, мать держала бар недалеко от порта. В 1909 году родители маленького Виллема развелись. Сначала мальчик живёт с отцом, позже переезжает к матери.
В 1916 году молодой Кунинг начинает работу на предприятии, занимающемся декорацией интерьеров - Ян энд Яаап Гиддинг. В это же время он записывается на вечернее отделение роттердамской Академии искусств и ремёсел. Виллем получает там академическое образование, сводящемся, главным образом, к истории искусств и рисунку с натуры. Поскольку в Академии господствовали настроения, диктуемые теоретиками движения De Stijl (в основном Тео ван Досбургом и Мондрианом), студенту предоставлялась возможность познакомиться с типографским делом и работой по дереву и мрамору.
От профессоров Академии Кунинг впервые услышит о барбизонской школе, которую тогда очень ценили в Голландии. Кунинг находится в раздумьях, определяя своё жизненное поприще. Позже он скажет об этом периоде своей жизни : "Когда мы учились в академии, рисуя или работая над декорацией квартир, чтобы заработать какую-нибудь копейку, живопись как таковая, казалось, оставалась вне сферы наших интересов. Это было занятие для стариков. Образ палитры с красками принадлежал скорее к идиотским мыслям. В том, чтобы быть современным художником, не было ничего общего с желанием быть живописцем".
В 1920 году Виллем Кунинг прерывает обучение и становится ассистентом Бернара Ромейна, художественного декоратора и дизайнера крупного магазина, предлагающего работы, а также изделия в стиле "сецессион". Это занятие позволяет Виллему наконец достойно зарабатывать на жизнь.
В 1924 году вместе с группой приятелей Кунинг едет в Бельгию, знакомится с достопримечательностями страны, ходит по музеям. Он посещает лекции в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, на жизнь же зарабатывает, выполняя небольшие рекламные заказы. Через год Кунинг уже снова в Голландии, где он оканчивает учёбу и получает диплом роттердамской Академии искусств и ремёсел.
Однако и после получения диплома молодой специалист ещё не определился со своим призванием. Внезапно к нему приходит идея : "Мне пришло в голову уехать в направлении Нового Света". Вскоре Виллем садится на отплывающий в Соединённые Штаты корабль. Знакомые матросы устраивают его на работу по уборке машинного отделения трансатлантического судна. Позже художник скажет : "Во время этого полного приключений путешествия музы ни на шаг от меня не отставали".
15 июля 1926 года вместе с другом Лео Коханом Кунинг сходит на американскую землю в Ньюпорт Ньюз в Вирджинии. Сначала он скорее был разочарован : "Тут, где я живу, какая-то разновидность Голландии, плоская страна, похожая на ту, которую я только что покинул. Какого чёрта я тащился в эту Америку? Я не видел небоскрёбов, они исчезли во мгле. Тогда я сел на паром до Хобокена. Мои приятели-моряки знали какой-то голландский дом и проводили меня в этот дом для моряков, похожий на семейный пансионат. Хозяйка, слава Богу, 3 недели давала мне всё в кредит. Это был хорошенький чистый дом. Он мне очень нравился".
Кунинг вынужден заняться поисками работы. Проблем с этим не возникло и уже через несколько дней он работает надомным художником и зарабатывает 9$ в день. По тем временам это было не так уж плохо, и Кунинг начинает проникаться нежными чувствами к принявшей его стране. В 1927 году Виллем переезжает в Нью-Йорк. Его профессиональный опыт становится с каждым днём богаче, он работает столяром, декоратором магазинных витрин и нелегальных (в связи с действующим в то время в Штатах "сухим законом") баров.
Кунинг постепенно расширяет круг своих профессиональных знакомств, внедряясь в нью-йоркскую художественную среду. "Мне нужно было много времени, чтобы из воскресного художника, который был всё время занят другой работой, стать художником, часами сосредоточенным на рисовании и только спорадически берущемся за мелкую работу".
Кунинг и не подозревал, что в Нью-Йорке можно встретить так много художников. Ведь, с точки зрения голландского мастера, культурное и художественное оживление было исключительно европейской чертой.
Летом 1928 года во время пребывания в Вудстоке, месте отдыха американских художников, Кунинг знакомится с художниками-абстракционистами из группы A.A.A. - American Abstract Artists.
Через 2 года, в 1930 году происходит значительное для Кунинга событие - он знакомится с американским художником армянского происхождения Арчилом Горки (1904-1948).
"Он был очень интеллигентным, просто необыкновенно, - отметит Кунинг. - Он видел точно то, что нужно. Я интуитивно чувствовал, что он прав. В его мастерской стояла прекрасная атмосфера безупречной чистоты. Его работа произвела на меня сильное впечатление, рисунки, картины и огромная гора кистей... Он использовал больше красок и знал намного больше, чем другие. Это так, как если бы я предчувствовал что-то, чего ещё не сумел поместить в голове, и вдруг встретил нужного в такой ситуации человека, а это, естественно, притягивает". Нью-Йорк стал для Кунинга возможностью познакомиться с выдающимися мастерами современной живописи. В Америке современное искусство всё больше ценится. Молодой художник может увидеть в нью-йоркских галереях и музеях работы Клее, Пикассо, Матисса.
В середине 30-х годов де Кунинг (в 1937 году художник прибавляет к своей фамилии частицу "де") в поисках собственного творческого пути создаёт ряд небольших, впоследствии им уничтоженных, абстрактных картин. Однако в те времена трудно было найти покупателей на такого рода живопись. Соединённые Штаты переживают экономический кризис. Введённая Рузвельтом политическая программа New Deal станет спасительной для художников. Благодаря ей была создана Work Progress Administration (WPA) - организация, призванная обеспечивать художников заказами. Благодаря этому де Кунинг, вместе с другими художниками, участвует в выполнении настенной росписи 2 гражданских учреждений.
Нестабильная финансовая ситуация не расхолаживает де Кунинга. Он постоянно знакомится с художниками и литераторами и говорит об этом так : "Я в равной степени люблю пребывать в обществе как писателей, так и других творцов. Я не считаю, что писатели более интеллигентны или красноречивы, нежели мастера изобразительного искусства, но разговоры с ними очень стимулируют. Я бы мог даже сказать, что иногда я рисую на слух, так как во время бесед из сказанных ими слов в моих мыслях вырисовываются картины. Я люблю всюду сунуть нос - как в литературу, так и в живопись или музыку".
"Стиль - это не что иное, как простой обман" (Виллем де Кунинг)
Музыка также будет присутствовать на важной для де Кунинга встрече с Джульетт Браунер, которая потом напишет : "Мастерская была большая, белая, а в ней - граммофон и пластинки. Это там я впервые услышала Стравинского. Я начала танцевать. Так выглядела наше первая встреча." Роман Джульетт и де Кунинга продлится несколько лет, до момента, когда Браунер оставит художника, чтобы выйти замуж за знаменитого фотографа Мана Рэя (1890-1976).
Де Кунинг уделяет немало времени выполнению разнообразных заказов, обеспечивающих ему средства к существованию. Он делает иллюстрации к журналам мод, дизайн интерьеров и т.п. Художник остаётся довольно близким с мастерами из группы A.A.A. Однако он никогда к ним не присоединится, так как считает это движение слишком догматичным. В 1942 году де Кунинг также отвергает предложение выставки своих работ по случаю открытия галереи Пегги Гуггенхайм. По его мнению, выставляющиеся там художники слишком близки к сюрреализму, связи с которым он никоим образом не чувствует.
Бушующая в Европе война привела к тому, что в Нью-Йорке появилось много художников со Старого Континента, в основном сюрреалистов. В США обожаемые местными художники Эрнст, Дали, Бретон, а также Мондриан и Дюшан переживают свой ренессанс. Де Кунинг остаётся вне круга их почитателей. Однако он примет участие в организованной в 1943 году нью-йоркской галереей Бингоу выставке "Искусство 20-го столетия". В тот же год он женится на Элейн Фриед.
Наконец о де Кунинге всерьёз заговорили. Музей современного искусства просит фотографии его работ. Чтобы пройти в офис, где у него назначена встреча, художник покупает входной билет как рядовой посетитель. После разговора художник возвращается домой пешком, так как у него уже нет денег, чтобы доехать. Однако, несмотря на финансовые затруднения, для него определённо начинается полоса удач.
Его работой всё больше интересуются владельцы галерей, критики и нью-йоркские интеллектуалы. В 1948 году Галерея Эган организовывает 1-ую персональную выставку Виллема де Кунинга, которая продемонстрирует в основном чёрно-белые картины. Художник был замечен известным критиком Клементом Гринбергом, который в статье от 24 апреля квалифицирует де Кунинга как "совершенно абстрактного художника". Через 2 года де Кунинг вместе с Горки и Джексоном Поллоком представляет Музей современного искусства на Венецианском Биеннале.
Картины де Кунинга начинают попадать в музеи. В начале 50-ых годов его полотна покупают Нью-йоркский музей современного искусства и Художественный институт Чикаго. В глазах многих знатоков Виллем де Кунинг является наиболее важным представителем обновлённой американской живописи. Однако его творчество, вызывающее такой сильный энтузиазм критики, очень часто шокирует простую публику. Оконченная в 1952 году картина из цикла "Женщины" вызывает настоящую бурю. А в Европе творчество де Кунинга было принято довольно холодно и не без некоторой предвзятости.
Однако ничто не в состоянии удержать художника, который решительно, несмотря на разгоревшуюся вокруг него полемику, идёт по однажды выбранному пути, не давая себя сдвинуть ни благосклонным, ни негативным отзывам критики.
В 1956 году рождается дочка художника и Джоан Ворд - Лиса. Через 2 года он переезжает в большую мастерскую на Бродвее. 54-летний художник начинает путешествовать. В 9158 году он отправляется в Венецию, а годом позже приезжает в Рим. Это путешествие по Италии впоследствии вдохновит де Кунинга на целый цикл рисунков голубой тушью, в которых впервые с 1955 года появляются антропоморфные формы.
Будучи уже прославленным и популярным художником, де Кунинг становится в 1960 году членом Академии искусств и литературы. Однако у знаменитого американского художника всё ещё голландское гражданство. Американское он получит только в 1962 году. Всё чаще думает он о переезде с Ист Гемптон на Лонг-Айленд. С 1951 года все летние месяцы художник проводит там. В 1961 году де Кунинг помещает там свою мастерскую. Она была создана по его проекту и подвергалась бесчисленным трансформациям, так же, как и его творчество, в котором де Кунинг всегда выступал неутомимым экспериментатором.
Поводом для следующих путешествий мастера за границу являются всё более частые персональные выставки. В 1968 году де Кунинг появляется в Париже, а потом в Голландии. Через год художник едет в Японию, после чего направляется в Италию. Между этими путешествиями он не перестаёт творить. Цены на его картины становятся просто астрономическими. Полотно де Кунинга "Interchange" (1955) было продано с аукциона за 20 миллионов 680 тысяч долларов. Это - непревзойдённый рекорд цены, заплаченной за картину живого автора.
Официально художник перестаёт работать в 1984 году. К тому времени он уже 4 года страдает болезнью Альцгеймера. В 1989 году его состояние становится настолько серьёзным, что художник уже не в состоянии управлять своим имуществом. Это подтвердит решение Верховного суда США. Де Кунинг прожил ещё 8 лет и скончался в 92 года 19 марта 1997 года в Ист Гемптоне.

14 работ

Кунинг, Женщина I (380*496)
Кунинг (380*485)
Женщина I, 1950-1952  
193*147 см.  
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США  
766*1000 px 783*1000 px
"В первых числах июня 1950 года Виллем де Кунинг натянул на деревянную доску почти 2-метровое полотно и начал самозабвенно работать над сидящей фигурой "Женщины I". Эта тема волновала его уже более 20 лет. Художник решил полностью посвятить себя ей вплоть до момента, когда почувствует полное удовлетворение. На протяжении нескольких последующих месяцев картина пару раз казалась оконченной, достигая уровня, соответствующего задумке де Кунинга, но не удовлетворяя его целиком. И только через полтора года беспощадной борьбы картина была почти завершена. После этого де Кунинга охватил внезапный многочасовой упадок духа, и он сорвал полотно, чтобы бросить его в угол. Через несколько месяцев критик Мейер Шапиро попросил де Кунинга, чтобы он показал ему покинутую картину. Художник вытащил её и внимательно к ней присмотрелся. Он снова повесил её и после внесения нескольких изменений сказал, что картина окончена, то есть "не на выброс". Это происходило в середине июня 1952 года" (из статьи критика Томаса Хесса).
Кунинг, Мэрилин Монро (380*639)
Кунинг, Женщина III (380*538)
Мэрилин Монро, 1954 Женщина III, 1951-1953
127*76,2 см. 172,7*123,2 см.
Коллекция Ньюбергер, Музей Арт Парчез Колледж, Нью-Йорк, США Частная коллекция Стивена Коэна
595*1000 px 706*1000 px
Кунинг (380*493)
Кунинг, Композиция (380*434)
  Композиция, 1955
   
  Музей Геггенхайма,
Нью-Йорк, США
771*1000 px 875*1000 px
Кунинг, Женщина V (380*518)
Кунинг (380*331)
Женщина V, 1952-1953  
   
Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия  
734*1000 px 1000*872 px
Кунинг (380*433)
Кунинг (380*284)
   
   
   
878*1000 px 1000*748 px
Кунинг (380*279)
Кунинг (380*435)
   
   
   
1000*734 px 873*1000 px
Кунинг, Стоящая фигура (380*289)
Кунинг, Сидящая женщина (380*289)
Стоящая фигура Сидящая женщина
   
Роттердам, Голландия Роттердам, Голландия
1000*761 px 1000*761 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru