Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 32

 
Джон Эверетт Миллес

8 июня 1829
(Джерси, Англия) -

13 августа 1896
(Лондон, Англия)

"Слава влюблена в него", - писали современники о Джоне Эверетте Миллесе. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом, как он. Однако именно его называют "падшим ангелом живописи", и этому падению нет аналогии в истории искусства...

"Мы всегда должны помнить о том, что прокладываем единственно верный путь дальнейшего развития английского искусства" (Хант)

Памятник Джону Эверетту Миллесу на территории галереи Тейт, Лондон, Великобритания.

 

Уроженец Джерси, Миллес в возрасте 11 лет становится студентом Королевской академии. Дальнейшее известно - увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, Миллес в 1850 году пишет картину "Христос в доме родителей", выставив которую он, "слава и гордость Академии", оказывается в центре скандала... Некоторое время Миллеса связывали теплые отношения с Джоном Рёскиным. Лето 1851 года Миллес проводит по приглашению критика в Шотландии. Результатом тесного общения стала ... женитьба Миллеса на бывшей супруге критика Эффи Рёскин.

В 1853 году Миллес становится членом Королевской академии, с которой он так храбро собирался бороться всю жизнь. Бывший "революционер" ринулся в академическую среду с такой поспешностью и готовностью, будто бы и не было никогда тех пламенных речей и безумных поступков, которые он теперь называл не иначе как "ошибками юности".
Последней данью уважения прошлому явилась написанная в 1856 году картина "Слепая девушка". После, мягко говоря, недоуменного приема этой работы критиками и коллегами-академиками Миллес раз и навсегда теряет "вкус к экспериментаторству". В начале 1860-х годов художник пишет многочисленные детские портреты, чрезмерная приторность которых не оставляет даже воспоминаний о прерафаэлитской молодости художника.
В 1870-1880 годы Миллес работает - исключительно по заказу - над женскими портретами в стиле XVIII века, подобными групповому портрету "Черви-козыри" (1872).... Эти работы пользуются бешеной популярностью в высшем свете. Джон Эверетт Миллес становится самым высокооплачиваемым художников за всю историю английского искусства (около 30 тысяч фунтов стерлингов годового дохода!). В 1885 году ему будет пожалован титул барона, а 13 июля 1896 года, ровно за месяц до своей смерти, Миллес станет президентом Королевской академии искусств.
В XIX веке многие художники объединяются в организации и братства - чаще всего для общей борьбы за свои принципы. Романтики, реалисты, импрессионисты, символисты, набиды - целью каждого из объединений живописцев было стремление нарушить устоявшиеся в искусстве традиции. Точно так же, в 1848-1853 годах прерафаэлиты стали "возмутителями спокойствия" в английской живописи.
Братство прерафаэлитов возникло по причине абсолютного неприятия группой молодых художников требований официальной живописи, а также общественных устоев эпохи правления королевы Виктории, десятилетие которого все Объединенное королевство отмечало в 1848 году. 10 лет стагнации, пуританства и лицемерной политики. И это когда всю Европу сотрясают восстания, неуклонно движется вперед наука и промышленность... Уже умер Констебл, а Тернеру осталось жить менее 3 лет. Эти 2 художника пытались нарушить принципы академизма, засилье которых в викторианскую эпоху тормозило развитие английской живописи. Теперь место "революционеров от искусства" оказалось свободным...
В этот период несколько молодых художников (самому старшему был 21 год) решаются на бунт. Их зовут : Миллес, Хант и Россетти. Будущие прерафаэлиты сошлись на том, что их собственная внутренняя свобода - а значит, и возможность полного творческого самовыражения - напрямую зависит от освобождения живописи от академизма. Позже Россетти признается : "Называть то, что мы тогда создали, новым направлением - как-то несерьёзно, ведь сама идея создания нашей шайки под общим названием "Братство прерафаэлитов" вначале представлялась нам весёлой шуткой. Просто засилье академизма было настолько невыносимым, что посчитали себя вправе "задать старикам перцу". 3 молодых нахала подписывали свои первые картины всем теперь известными инициалами, получая огромное удовольствие уже только потому, что чувствовали себя как бы вне закона".
Роль членов некоего тайного сообщества увлекала молодых людей всё больше. Но вскоре они понимают, что бунтарский дух нуждается в подкреплении истинно революционными идеями. И идеи нашлись - по выражению одного из критиков, "спасибо Рафаэлю!". Название "братства" напрашивалось само собой, поскольку прерафаэлиты декларировали следующее : "Искусство было чисто только до Рафаэля. Рафаэль сам был чист только в 1-ую половину своей деятельности. Потом, когда он получил 1-ые ватиканские заказы, он впал в манерничанье, создал стереотип, за которым устремились все остальные". Можно представить себе широту общественного резонанса, вызванного подобным заявлением! Ведь до появления "братьев" развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской академии. Несмотря на появление таких художников, как Тёрнер и Констебл, манера, культивируемая Академией, по-прежнему тяготела к наследию старых мастеров. Этот устаревший и искусственный, по мнению "возмутителей спокойствия", способ письма предпочитает рисунок цвету, равновесие - движению, дневной свет мастерской - освещению в пленэре и, наконец, великих классических мастеров - всем современным художникам.
В этих условиях, возмущались прерафаэлиты, художник просто не в состоянии выразить свой талант, свои внутренние убеждения - как раз наоборот : во имя соблюдения каких-то условностей он вынужден постоянно изменять себе...
Дальше - больше. Прерафаэлиты решают во что бы то ни стало освободить искусство от академизма. Опираясь на творчество художников кватроченто и готики и добиваясь абсолютной точности в своей технике, они стремятся сочетать воодушевляющие их благородные чувства с правдивым изображением предмета. Чтобы воспроизвести манеру великих итальянских художников, творивших до Рафаэля, живописцы братства делали этюды с натуры, отображая цвет насколько возможно ярко и отчетливо, и писали картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. В своём желании писать исполненные "высочайшей истины", глубоко значительные сюжеты они обратились за вдохновением к Библии. В дальнейшем их творчество было тесно связано с литературой : с произведениями Данте, Шекспира, давно забытыми средневековыми легендами и балладами.
В плане техники молодых художников интересует, прежде всего, творчество их современников - Тёрнера (1775-1851), Блейка (1757-1827), Жерико (1791-1824), Делакруа (1798-1863) и Энгра (1780-1867), а из старых мастеров они предпочитают Джорджоне (1477-1510) и Рубенса (1577-1640) - в основном из-за потрясающего колорита, присущего их работам... Освобождение живописи от академизма, по мнению "бунтарей", предполагает также отказ от академического идеализма. Прерафаэлиты настаивают на тесной связи с природой. Конец статичным позам и "совершенной" красоте : молодые художники желают писать просто и откровенно. Они открыто критикуют "Преображение" Рафаэля за его "пренебрежение к простоте и правде, за помпезные образы апостолов и Спасителя, не имеющие ничего общего с истинной духовностью"...
Автором идеи создания в сентябре 1848 года "Братства прерафаэлитов" - P.R.B. (Pre-Raphaelite Brotherhood) был Россетти - сын итальянского эмигранта, заговорщика-карбонария, с детства находившийся под влиянием рассказов о тайных сообществах, масонских ложах и монашеских Орденах.
Первоначально в Братстве состоят семеро : художники Д.Г.Россетти, Хант, Миллес, Коллинз, Стивенс, скульптор Вулнер, писатель и критик У.М.Россетти. Поскольку последний не является художником, его назначают секретарём "Братства" и поручают отредактировать составленную его братом Данте Габриэлем программу группы. Основными пунктами этого своеобразного манифеста были следующие : "Стремиться к воплощению собственных оригинальных идей. Внимательно изучать природу, чтобы научиться передавать её в любом виде и состоянии. Приветствовать искренность и новизну, отбрасывая лицемерие и косность. Создавать любые картины и скульптуры без оглядки на общественное мнение - такими, какими они видятся автору. Все работы, созданные членами Братства, подписывать не именем их автора, но тремя инициалами : P.R.B., значение которых должно оставаться тайной". Последний пункт, впрочем, выполнить так и не удалось : в 1849 году члены "Братства" решили изложить свои принципы в статьях, рассказах и поэмах, которые они публиковали в собственном журнале "Росток". Благодаря этим публикациям к концу 1850 года значение аббревиатуры P.R.B. перестает быть тайной не только для студентов и профессоров Академии, но и для многих людей далеко за ее пределами.
Первая картина под инициалами P.R.B., представленная публике в марте 1849 года на Свободной выставке в лондонской галерее Гайдн Парк Корнер, была написана Россетти под руководством Ханта. Через пару месяцев новые полотна с этими же таинственными инициалами появляются на выставке в Королевской академии искусств - среди привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и скучных мифологических композиций они сразу же привлекают внимание публики яркими красками и странными сюжетами.
Заинтригованные критики реагируют довольно сдержанно. В следующем году Россетти выставляет "Благовещение" в галерее Портланд, а на стенах выставочного зала Королевской академии разместились "Обращенная в веру семья бриттов спасает капеллана от друидов" Ханта и "Христос в доме родителей" Миллеса. На этот раз тайна инициалов была раскрыта, и в результате все работы, подписанные ими, были жестко раскритикованы.
Известнейший английский критик Джон Рёскин (1819-1900) был известен своим критическим отношением к церкви. Священнослужителей он считал лицемерами и ратовал за непосредственный контакт с Богом. Простота, чистосердечие, откровенность восхваляются Рёскиным как основные добродетели. Религиозность и нравственность у него почти синонимы.
Изучая историю развития изобразительного искусства, Рёскин решает, что "изначально искусство было средством проявления религиозности; впоследствии религиозность стала средством для проявления искусства". Современные художники продолжают обращаться к религиозным сюжетам и темам, часто вкладывая в них нерелигиозное содержание и смысл. Это и огорчает Рёскина.
Среди своих современников он находит только одну небольшую группу художников, которые, по его мнению, искренне и правдиво воплощают в своем творчестве религиозные темы. Это - прерафаэлиты.
Ко времени образования прерафаэлитского братства Рёскин уже охладел к Тёрнеру и нашел в работах молодых художников тот дух идеализированного средневековья и те настроения, которые разделял сам. Средневековье и раннее Возрождение, считает Рёскин, - это время наивысшего расцвета изобразительного искусства. Здесь и чистота, и религиозность, и благородство, и непосредственность - все то, чего недостаёт современному миру. В искусстве прерафаэлитов Рёскин нашёл воплощение чуть ли не всех своих заветных желаний; он стал выступать в печати с положительными отзывами о них и всячески их поддерживать. Причем критик явно отдавал себе отчет в том, что его заступничество за опальных молодых художников может вызвать непонимание у коллег, но, защищая прерафаэлитов, он защищал и свои принципы. Помимо критического отношения к буржуазному обществу и почтения к средним векам Рёскина привлекал в прерафаэлитах их "весьма дотошный реализм", который ярко проявился особенно в ранних произведениях членов братства. Хотя с течением времени прерафаэлитизм приобрёл символический и декадентский характер, утратив все черты реализма...
Под покровительством Рёскина прерафаэлиты быстро завоёвывают успех у публики и критиков. После триумфального шествия по европейским выставкам "Офелии" Миллеса, художника избирают членом Королевской академии искусств, и он соглашается изменить принципам братства ради обеспеченного и спокойного будущего... Данте Габриэль Россетти объявил это событие концом "Братства" : "Круглый стол распадается!" Вскоре Вулнер уехал в Австралию, Хант отправился на Ближний Восток искать места, описанные в Ветхом Завете... Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства Данте Габриэля Россетти с 2-мя студентами Оксфордского университета - Уильямом Моррисом (1834-1896) и Эдуардом Бёрн-Джонсом (1833-1898). И хотя "Братства" как такового уже не существует, принципы и традиции прерафаэлизма еще долгое время будут будоражить умы прогрессивных деятелей искусства и вдохновлять их на новые свершения.
Прерафаэлизм повлияет на искусство конца XIX века, несмотря на то, что у большинства представителей этого направления - ни у Миллеса, ни у Ханта, ни у других - не будет явных последователей. Настоящей славы добьется лишь Россетти - во многом благодаря тому, что его влияние будет ощутимым не только на художников, но и на писателей и композиторов. Его картины вдохновляли Поля Верлена и Клода Дебюсси, его живописной манерой восхищались практически все художники эпохи модернизма. Бёрн-Джонс - ученик Россетти - станет посредником между прерафаэлитами и символистами.

32 работы

Миллес, Автопортрет (380*533)
Миллес, Офелия (380*277)
Автопортрет, 1875 Офелия, 1851-1852
103,5*73 см. 76*112 см.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
713*1000 px 1000*728 px
"Офелия" была написана по мотивам трагедии Шекспира "Гамлет". Офелия, узнав о гибели своего отца от руки любимого ею Гамлета (по одной из версий, Офелия была беременна от принца), сходит с ума и сводит счеты с жизнью в ближайшем ручье.
Королева : Идет за горем горе по пятам,
Спеша на смену. - Утонула ваша
Сестра, Лаэрт.
Лаэрт : Как! Утонула? Где?
Королева : Есть ива над потоком, что склоняет
Седые листья к зеркалу волны;
Туда она пришла, сплетя в гирлянды
Крапиву, лютик, ирис, орхидеи, -
У вольных пастухов грубей их кличка,
Для скромных дев они - персты умерших;
Она старалась по ветвям развесить
Свои венки; коварный сук сломался,
И травы, и она сама упали
В рыдающий поток. Её одежды,
Раскинувшись, несли её, как нимфу;
Она меж тем обрывки песен пела,
Как если бы не чуяла беды
Или была созданием, рожденным
В стихии вод; так длиться не могло,
И одеянья, тяжело упившись,
Несчастную от звуков увлекли
В трясину смерти.
(Шекспир "Гамлет, принц Датский",
акт IV, сцена 6, перевод М.Лозинского)
Миллес, Изабелла (380*268)
Миллес, Фердинанд, соблазнённый Ариэлем (380*500)
Изабелла, 1849 Фердинанд, соблазнённый Ариэлем, 1852
   
Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль, Великобритания  
1000*706 px 761*1000 px
Миллес, Слепая девушка (380*572)
Миллес, Гугенот в день Святого Варфоломея (380*586)
Слепая девушка, 1856 Гугенот в день Святого Варфоломея, 1852
81*62 см.  
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания Частная коллекция
380*572 px 648*1000 px
"Это - одна из наиболее совершенных и самых трогательных вещей, которые я знаю" (Россетти по поводу картины "Слепая девушка")
Миллес, Христос в доме родителей (380*240)
Миллес, Возвращение голубя (380*615)
Христос в доме родителей, 1849-1850 Возвращение голубя, 1851
86*140 см.  
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания Музей Эшмолеан, Оксфорд, Великобритания
1000*631 px 618*1000 px
Негативный общественный резонанс на "Христос в доме родителей" был настолько широк, что на выставку пожаловала сама королева Виктория и епископ Кентерберийский. Чарльз Диккенс в статье в лондонской "Таймс" написал : "Перед нами - интерьер грязной мастерской. На переднем плане - противный кривошеий рыжий мальчишка в ночной сорочке демонстрирует следы от побоев женщине, которая так ужасна (если, конечно, поверить, что человеческое существо вообще может жить с подобным образом вывернутой шеей), что напоминает уродцев из низкопробных французских балаганов или из самых дешевых английских притонов".
Миллес, Приказ об освобождении, 1746 (380*548)
Миллес, Убежище роялиста (380*514)
Приказ об освобождении - 1746, 1852-1853 Убежище роялиста,
1851-1853
103*74 см.  
Галерея Тейт, Лондон, Великобританияия Коллекция лорда Ллойд Уэббера, Лондон, Великобритания
694*1000 px 443*599 px
Миллес, Спасение (380*535)
Миллес, Чтение письма (380*496)
Спасение, 1851 Чтение письма, 1856
   
  Художественный институт, Минеаполис, США
380*535 px 766*1000 px
Миллес, Осенние листья (380*555)
Миллес (380*277)
Осенние листья, 1856  
104*74 см.  
Городская художественная галерея, Манчестер, Великобритания Художественная галерея
Леди Ливер,
Порт Санлайт, Великобритания
684*1000 px 1000*729 px
Миллес : "Я всегда чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, когда люди воспринимали эту мою картину как обычную, где угодно встречающуюся сцену сбора опавших листьев. Я же хотел, чтобы зритель задумался о скоротечности земной жизни и поразмыслил о жизни вечной..."
Миллес, Долина покоя (380*240)
Миллес, Прощание (380*574)
Долина покоя, 1858-1859 Прощание, 1860
103*173 см.  
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания  
1000*632 px 662*1000 px
Миллес (380*259)
Миллес, Эстер (380*542)
  Эстер, 1865
   
  Частная коллекция
1000*683 px 701*1000 px
Миллес (380*295)
Миллес, Ванесса (380*472)
1867 Ванесса, 1868
   
Национальный музей Уэльса, Кардифф, Великобритания Художественная галерея, Ливерпуль, Великобритания
448*348 px 380*472 px
Миллес, Портрет маркиза Лорне (380*500)
Миллес (380*532)
Портрет маркиза Лорне 1871
   
Национальная галерея, Канада Городской художественный музей, Манчестер, Великобритания
380*500 px 714*1000 px
Миллес, Портрет Эффи Миллес (380*448)
Миллес (380*304)
Портрет Эффи Миллес, 1873 1878
   
Музей и художественная галерея, Перт, Австралия Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
512*604 px 1000*799 px
После выступления Рёскина в защиту прерафаэлитов между ним и Миллесом завязываются теплые дружеские отношения. Летом 1853 года они отправляются в поездку по Дании. С Рёскиным была его жена Эффи, которая настолько потрясла воображение художника, что он предложил ей бросить критика и выйти за него замуж. Эффи Рёскин просит мужа о разводе. Тот соглашается, но с этих пор дружбы между ним и Миллесом уже не было.
Миллес, Черри Райп (380*578)
Миллес, Пузыри (380*536)
Черри Райп, 1879 Пузыри, 1886
   
Частная коллекция Королевская академия искусств, Лондон, Великобритания
492*748 px 380*536 px
Миллес, Портрет Арчибальда Примроуза (380*504)
Миллес, Портрет Лилли Ленгтрай (380*532)
Портрет Арчибальда Примроуза Портрет Лилли Ленгтрай
   
  Художественная галерея,
Джерси, Великобритания
422*560 px 380*532 px
Миллес, Леди Грей (380*573)
Миллес (380*491)
Леди Грей, 1888  
   
Частная коллекция  
510*769 px 380*491 px
Миллес, Эффи Динс (380*523)
Миллес, Два принца Эдвард и Ричард в Тауэре (380*665)
Эффи Динс Два принца Эдвард и Ричард в Тауэре, 1878
   
Частная коллекция  
380*523 px 380*665 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru