Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 6

 
Уильям Тёрнер

23 апреля 1775 (?)
(Лондон, Англия) -

19 декабря 1851
(Лондон, Англия)

Сведений о жизни Тёрнера сохранилось не очень много, и те - весьма противоречивые. Судя по отзывам одних современников, он был мизантропом и циником, другие считали его щедрым и ранимым, третьи вообще затруднялись описать характер художника. Сам Тёрнер тщательно скрывал свою личную жизнь и намеренно искажал факты биографии, считая, что лучше всего о нём расскажет его творчество.

Подвергается сомнению уже сама дата рождения Тёрнера. Доподлинно известно, что художник появился на свет в 1775 году, и сам он всю жизнь утверждал, что это знаменательное событие совпало с Днём Святого Георгия, покровителя, Англии, то есть произошло 23 апреля. Ни подтвердить, ни опровергнуть эти сведения нельзя, поскольку не сохранилось никаких документов. Даже если художник слукавил, его можно понять : 23 апреля родился и великий Шекспир, которого Тёрнер просто боготворил! Остаётся также открытым вопрос, касающийся места рождения живописца. По официальной версии, это Лондон. Однако сам Тёрнер в разные периоды жизни объявлял местом своего рождения многие регионы Англии - особенно, если местные пейзажи вызывали у него в тот момент восторженные чувства!

Дом Тёрнера в Челси.

Отец Тёрнера был хозяином парикмахерской, среди постоянных клиентов которой было немало художников, гравёров и просто состоятельных ценителей искусства. Поэтому не было ничего удивительного в том, что мистер Тёрнер развесил по стенам салона первые акварели своего сына и стал продавать их по 2-3 шиллинга за штуку. Эти рисунки представляли собой копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка, ведь в конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие путеводители и описания местности.

"Воображение художника господствует над его личностью и является чем-то таинственным и неопознанным - как голос, доносящийся из темноты" (Уильям Тёрнер)
Уильям был трудолюбивым и покладистым ребёнком, не доставляющим родителям никаких хлопот, кроме одной : он был отчаянно смелым, вечным искателем приключений. Тёрнер-младший не боялся ничего и никого. В 1791 году, во время пребывания в гостях у приятеля отца в Бристоле, известном своими живописными панорамными видами, Уильям всё своё время посвящал скалолазанию, не испытывая при этом никакого страха, за что приятели дают ему прозвище Князь Скал.
Ещё не раз Тёрнеру придётся рисковать жизнью, однако и страшный шторм, и грандиозный пожар он воспринимает как очередное испытание для себя и никогда не сдаётся!
По рекомендации некоторых художников, постоянных клиентов отца, заметивших талантливые рисунки Тёрнера-младшего, в декабре 1789 года юного художника принимают в школу при Королевской Академии искусств. И с самого начала обучения талантом Тёрнера восхищаются профессора, а его соученики относятся к нему так, будто бы он не такой же школяр, как они, а уже маститый художник. Восторженность и подобострастие, которые демонстрируют окружающие, ни в коей мере не скажется на характере Тёрнера. Он по-прежнему скромен и дружелюбен по отношению ко всем.
В 1790 году 15-летний художник впервые выставляет в Королевской Академии одну из своих акварелей и получает несколько положительных отзывов. С тех пор он регулярно представлял свои картины на этой ежегодной выставке, а в 1802 году стал самым молодым действительным членом Академии за всю её историю. Чем большего успеха добивается Тёрнер, тем упорнее он работает, считая, что его картины пока ещё далеки от совершенства. В 1792 году в поисках вдохновения он отправляется в Уэльс, откуда привозит множество эскизов. В 1804 году художник открывает собственную галерею, в которой выставляет свои ранние работы, а с течением времени пополняет экспозицию новыми, предоставляя посетителям возможность проследить "процесс творческой эволюции Уильяма Тёрнера".
"Кто наделён талантом и одержим жаждой творчества, тот никогда не сможет смотреть на вещи поверхностно" (Уильям Тёрнер)
Поскольку художник был целиком поглощён работой, времени на личную жизнь у него практически не оставалось. До нас дошли очень противоречивые сведения, касающиеся этой страницы биографии Тёрнера. Известно, что у него было две дочки - Эвелина и Джорджиана, которые родились в 1799 и 1802 годах. Матерью девочек считается Сара Денби, с которой художник познакомился в 1798 году. Однако некоторые исследователи жизни и творчества Тёрнера предполагают, что вовсе не Сара, а её племянница Анна была подругой художника.
В конце 1807 года художнику предлагают должность профессора перспективы Королевской Академии, что свидетельствует об уважении, которым Тёрнер пользовался у коллег, и признании его значимости в искусстве. Уильям с большой ответственностью относится к подготовке своих лекций, но, к сожалению, он - не очень хороший оратор. Тем не менее, его работы были главным аргументом, подкрепляющим не слишком удачные лекции. Один из учеников вспоминает, что "прекрасные рисунки Тёрнера говорили сами за себя, даже если его слова не доходили до ушей".
После почти 10-летнего периода увлекательных путешествий по Европе (1820-1830) художник поселяется в лондонском рабочем квартале Челси, расположенном на берегу Темзы. Он проживает в скромном домике, подвал которого служит ему мастерской. Анти Матисс (1869-1954) с иронией вспоминает, как Тёрнер экспериментировал со светом : "Он жил в подвале, где постоянно царил полумрак. Раз в неделю он приказывал прислуге одновременно и резко открыть все ставни, и тогда... Внезапная вспышка света! Какой восторг! Какое богатство!"
Тёрнер арендовал дом у Софии Бут, вдовы, которая, по некоторым сведениям, была на тот момент его подругой. Сохранились её воспоминания о том, как работал Тёрнер : "Картины стояли в ряд, и каждый день начинался с того, что он подходил к одной, что-то подправлял, затем работал над второй, переходил к третьей, возвращался к первой - и так по кругу..."
На крыше своего дома Тёрнер сооружает маленькую террасу, из которой открывается чудесный вид на Темзу. "Здесь есть то, что мне действительно интересно и чего так не хватает мне в моём подвале : небо и вода. Здесь я учусь - днём и ночью!" - восклицает художник.
Многие художники XIX и XX веков находили для себя источник вдохновения в работах Тёрнера.
Французские импрессионисты были первыми, кто восхищался работами англичанина. Писсарро (1830-1903) утверждал : "Тёрнер, без сомнения, имел на нас большое влияние. Он доказал художественную ценность приёма разделения цвета на тона".
Моне (1840-1926) определяет работы Тёрнера как "произведения, созданными с широко раскрытыми глазами".
В 1898 году Анри Матисс (1869-1954) отправляется в Лондон : "Я поехал туда специально, чтобы увидеть картины Тёрнера, поскольку именно он перебросил мост от традиции к импрессионизму. Конечно же, я нашёл в акварелях Тёрнера сходство с картинами Клода Моне, которое заключается в композиции, построенной исключительно при помощи света".
Тёрнера считают также одним из предтечей абстракционизма. Разрушая чисто фигуративные концепции, художник освободил живопись и проложил дорогу многим современным течениям, среди которых - абстрактный экспрессионизм.
В конце 40-ых годов Тёрнер начинает ощущать усталость от изматывающего ритма работы, который сам же себе и навязал, но остановиться и отдохнуть считает невозможным : он мучается сознанием того, что силы уже не те, а сделано так мало.

Памятник Уильяму Тёрнеру в Кафедральном соборе Святого Павла (Патрик Макдауэл, 1862).

В 1850 году художнику 75, и состояние его здоровья резко ухудшается. Один из биографов Тёрнера Вальтер Торнбери вспоминает : "Он послал за известным доктором, который давно наблюдал его и которому он безгранично доверял. Тёрнет всматривался в лицо врача с плохо скрываемым беспокойством и робкой надеждой. Доктор, отводя взгляд, признался художнику, что тот близок к смерти. "Спуститесь вниз, выпейте рюмку черри, а потом возвращайтесь и ещё раз осмотрите меня!" Доктор подчинился воле умирающего, однако повторного осмотра сделать не успел : Тёрнер скончался".

Это случилось 19 декабря 1851 года. Похороны состоялись 30 декабря. Согласно завещанию художника, он был похоронен у часовни Святого Павла в Лондоне, рядом с другим выдающимся художником - сэром Джошуа Рейнолдсом (1723-1792), на аллее национальных героев Англии.

6 работ

Уильям Тёрнер, Автопортрет (380*495)
Уильям Тёрнер, Замок Кэрнарвон (380*257)
Автопортрет, ок.1799 Замок Кэрнарвон
73,7*58,4 см. 96*140 см.; холст, масло
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
767*1000 px 1000*677 px
В 1801 году Тёрнер открывает для себя Шотландию, которая производит на него ещё большее впечатление, чем Уэльс, где он побывал в 1792 году. В 1802 году, в Швейцарии, Тёрнер был потрясён Альпами. В этом же году Тёрнер впервые приезжает в Париж, куда будет возвращаться ещё дважды - в 1821 и 1832 годах. Во французской столице художник посещает Лувр, где знакомится с живописью Пуссена (1594-1665) и Лоррена (1600-1682). В 1817 и 1825 году Тёрнер путешествует по Голландии, Германии и Бельгии. Кроме того, в 1819 году, во время 1-ой поездки в Италию, художник пребывает в состоянии, которое сам он называл "эстетическим шоком" : хрустальное небо над Римом и магический свет Венеции восхищают и вдохновляют его.
Уильям Тёрнер, Последний рейс фрегата "Темерер" (380*283)
Уильям Тёрнер, Свет и цвет (Теория Гёте) (380*379)
Последний рейс фрегата "Темерер", 1839 Свет и цвет (Теория Гёте) - Утро после Потопа - Моисей, пишущий Книгу Бытия, 1843
91*122 см. 78,5*78,5 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
1000*746 px 573*572 px
Под влиянием римских работ Клода Лоррена Тёрнер по приезде в Вечный город в 1828 году пишет другу Чарльзу Истлейку : "Мои кисти здесь совершенно не слушаются меня и ведут по тропе, уже проторенной великим Клодом! Но ведут "con amore" - с любовью!"
Уильям Тёрнер, Вид Орвьетто (380*280)
Уильям Тёрнер, Дождь, пар и скорость (380*282)
Вид Орвьетто, 1828 Дождь, пар и скорость, 1844
91*123 см. 91*122 см.
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*736 px 1000*743 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru