Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 30

 
Джеймс Макнейл Уистлер

11 июля 1834
(Лоувилль, Массачусетс, США) -

17 июля 1903
(Лондон, Англия)

Уистлер был личностью яркой, непредсказуемой и парадоксальной. Трудно описать его характер : деликатный или провокационный, скрытный или демонстративный? Образ жизни Уистлера, не раз бывавшего в центре скандалов и любившего эпатировать обывателей неординарными выходками, зачастую мешал объективно оценивать его работы.

Уистлер родился 11 июля 1834 года в Лоувилле, штат Массачусетс в США. Его отец, Джордж Вашингтон Уистлер, окончивший знаменитую Военную академию в Вест-Пойнте, был инженеров по строительству железных дорог. Мать будущего художника, Анна Матильда Макнейл, была второй женой Джорджа Уистлера, а до замужества проживала в провинции и воспитывалась в строгих пуританских правилах. С самого детства Джеймс отличался весёлым нравом. С годами тонкое чувство юмора, унаследованное от отца, превратилось в иронию, приправленную временами дерзостью и нахальством : эти черты характера будут присущи художнику на протяжении всей его жизни.

Из-за своей профессии инженер Уистлер вынужден часто переезжать с места на место. Вместе с ним кочевой образ жизни ведёт и его семья. В 1843 году Уистлер-старший отправляется в Россию в качестве иностранного специалиста, в чьи обязанности входит наблюдение за строительством железной дороги от Москвы до Петербурга. Через несколько месяцев к нему присоединяется госпожа Уистлер с детьми : сыновьями Джеймсом и Уильямом и дочерью Деборой.
"Единственная правда художника в том, чтобы рисовать в соотвествии с собственными представлениями" (Уистлер)
В России маленький Уистлер получает воспитание детей из высшего сословия : у него собственная прислуга и учитель, который, кроме всего прочего, учит мальчика французскому и даёт ему первые уроки рисования, способности к которому Джеймс выказывал ещё в Америке. Именно поэтому родители спустя некоторое время после приезда в Россию определяют его на учёбу в Академию художеств, причём после экзаменов его, 12-летнего, принимают сразу на 2-ой курс. Будущий художник посещает музеи и галереи Петербурга. Неизгладимое впечатление на него производят увиденные в Эрмитаже полотна великого испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660).
7 апреля 1849 года в Петербурге умирает отец, а в августе того же года семья покидает Россию и возвращается в США.
В июля 1851 года Джеймс Уистлер по настоянию матери, желавшей, чтобы сын пошёл по стопам отца и имел обеспеченное будущее, поступает в Вест-Пойнт. Но будущего художника мало интересовала военная наука. Однако кое-какие полезные знания Джеймс всё-таки получил : в Вест-Пойнте учили изготовлению карт методом гравирования, что приохотило Уистлера к созданию художественных гравюр на всю жизнь.
Уистлер учился в Военной академии до последнего курса - пока ему не исполнился 21 год, что означало совершеннолетие и давало право распоряжаться теми небольшими деньгами, которые достались в наследство от отца. Уистлер сразу же порывает с военной карьерой и в ноябре 1855 года уезжает в Париж - художественную Мекку, даже не подозревая, что больше никогда не вернётся в родные края.
Уистлер c восторгом открывает для себя мир парижской богемы. Он прекрасно чувствует себя в обществе, главным занятием которого являются развлечения, а правилами - следование инстинктам. Молодой американец сразу же привлекает к себе внимание своими
экстравагантными нарядами и быстро приобретает репутацию дамского угодника.
Уистлер зарабатывает на жизнь, делая на заказ копии картин из Лувра. Подобная работа является для него хорошей школой и приносит удовольствие от созерцания полотен великих мастеров, в частности, столь любимого им Веласкеса. Хотя Джеймс периодически получает деньги от матери и зарабатывает сам, однако из-за своей чрезмерной расточительности и щедрости он постоянно оказывается "на мели". Хорошо ещё, что муж сестры Деборы, известный хирург, обожает искусство и никогда не отказывает Уистлеру в финансовой помощи. Каждый раз, будучи у них в гостях в Лондоне, художник посещает Национальную галерею, где восхищается работами Рембрандта (1606-1669) и Тинторетто (1518-1594).
В 1856 году Уистлер поступает в Парижскую королевскую школу рисования в мастерскую Шарля Глейра. Молодому американцу повезло : Глейр - менее строг, чем другие мастера, и его толерантность как нельзя лучше соответствует независимому характеру Уистлера.
Художник много путешествует. В сентябре 1857 года он едет в Манчестер на большую выставку работ Веласкеса, Халса (1580-1666) и Вермеера (1631-1675), а летом следующего года отправляется в Германию. По возвращении в Париж Уистлер встречается с художником Анри Фантен-Латуром (1836-1904), который вводит его в круг художников-реалистов и знакомит с Гюставом Курбе (1819-1877).
Уистлер, уже известный среди парижской богемы как яркая и непримиримая личность, постепенно становится узнаваем и как художник. В 1862 году он выставляет в обновленной парижской галерее "Мартин" цикл офортов с изображением лондонской реки Темзы, одновременно участвуя в престижнейшей выставке в Лондонской королевской академии.
В декабре 1862 года, в обществе своей подруги Джоанны Гифферман, Уистлер покидает Париж и навсегда переезжает на берега Туманного Альбиона.
В Лондоне художник живёт в Челси, районе на левом берегу Темзы. Он уделяет много времени оформлению интерьера своего нового дома. Многочисленные восточные веера, развешанные по стенам и гармонирующие с ними по цвету, свидетельствуют о его восхищении японским искусством.
Одна из граней эстетики Востока представляет собой культ, которому как раз и поклонялся Уистлер - страсть к оформлению жилища. Он не раз говорил, что "художник должен преобразить стену, на которой висит картина или рисунок, комнату, в которой эта стена находится, весь дом - в одну великую Гармонию, Симфонию, Композицию, такую же совершенную, как картина или рисунок, висящие на стене". Эстетика Востока может послужить ключом к пониманию работ Уистлера, так как она проходит через всю его жизнь.
У себя дома Уистлер устраивает каждодневные приёмы, которые постепенно приобретают характер ритуального действа : после ужина гости всю ночь проводят в беседах и спорах, а под утро выходят на прогулку по берегу Темзы и наслаждаются картиной удивительно красивого рассвета.
Манеры и стиль поведения "американского оригинала из Парижа" вызывают недоумение у чопорных англичан. Эстетическая изысканность в повседневной жизни, которой Уистлер придаёт большое значение, часто воспринимается окружающими как нечто наигранное и преувеличенное. Его любовь к искусству не воспринимается людьми серьёзно. Уистлера считают денди, которому нравится эпатировать публику и провоцировать общественное мнение - больше от скуки, чем из эстетического наслаждения. В действительности же этот человек стремился сделать произведением искусства саму жизнь.
Неприятие окружающими образа жизни Уистлера приводит к неприятию ими его творчества. Художнику часто приходится отбиваться от нападок критиков. Со страниц газет он пытается объяснить смысл своих картин и упорно отстаивает свою точку зрения. Но эти попытки самообороны ни к чему не приводят. Известный французский меценат Дюран-Рюэль упоминает в своих мемуарах о том, каким огромным было непонимание общественностью работ Уистлера и каким финансовым крахом для художника обернулась в 1873 году его персональная выставка в Лондоне.
Уистлер живёт и работает в Англии, но часто приезжает во Францию и регулярно выставляет свои работы в Париже. В 1863 году он принимает участие в Салоне Отверженных - том самом, на котором Мане вызвал бурю негодования своим "Завтраком на траве". Уистлер тоже не остался незамеченным. Он в очередной раз посредством прессы пытается публике объяснить свой метод. Но экстравагантное поведение художника затмевает даже явные достоинства его картин. Уистлер использует любую возможность, чтобы выделиться : он любит прогуливаться с ярко-жёлтым зонтиком в руке вместо трости или с розовым шёлковым платком в кармане пиджака. Дега (1834-1917) высказался по этому поводу : "Если бы вы не были гением, вы бы прослыли самым странным человеком в Париже!", а Бодлер (1821-1867) замечает, что "таких людей называют красавчиками, светскими львами, денди..."
В 1-ой половине 60-х Уистлер отчаялся разрушить эту стену непонимания. Он говорит о собственной жизни как о "памятнике одиночеству", переживая эмоциональный и творческий кризис. Осенью 1865 года вместе со своей подругой Джоанной он навещает Курбе в Трувилле. Курбе влюбляется в Джоанну и просит её позировать для своей картины... со всеми вытекающими из этого последствиями. Уистлер тут же разрывает отношения с молодой женщиной и в состоянии жестокой депрессии покидает дом Курбе.
Большие перемены происходят и в его творчестве. Уистлер ищет новые пути в живописи, ему хочется, чтобы его работы стали более изысканными и оригинальными. Во время парижской Выставки 1867 года, на которой художник представляет 4 картины, творчество Уистлера наконец-то признают его коллеги. Но реакция публики и критики остается негативной. Отчаявшись найти понимание у французов, Уистлер решает никогда больше не выставляться на парижских Салонах и уезжает в Лондон.
Уистлер начинает искать признания в британских художественных кругах. Он завязывает контакты с прерафаэлитами, которые в 70-х годах очень популярны в Англии. Переломным этапом в жизни художника становится 1-ая персональная выставка в лондонской галерее "Флемиш" в 1874 году, на которой художник представляет более 80 своих работ. С апреля 1876 года до февраля 1877 Уистлер работает над оформлением столовой в богатой лондонской резиденции, которая получила название "Комната с павлинами". С этой поры не только профессионалы вынуждены признать, что имеют дело с выдающимся талантом. Выигранный в 1878 году процесс против известного критика Рёскина (1819-1900), с одной стороны, делает Уистлера героем в глазах публики, а с другой стороны, приводит художника на грань банкротства, поскольку он должен покрыть процессуальные издержки. Привыкшего к роскошной жизни эстета начинают донимать судебные исполнители. Настоящим спасением для Уистлера в сложившейся ситуации становится неожиданно полученный от "Общества изящных искусств" хорошо оплачиваемый заказ.
Чтобы поработать над 12-тью заказанными офортами, темой которых должна была стать Венеция, художник в сентябре 1879 года выезжает в Париж, а оттуда - в Венецию, где вместе со своей приятельницей Мод Франклин проживёт больше года. Связь Уистлера и Мод приносит им двоих дочерей : рожденные в 1879 т 1881 годах девочки были отданы на воспитание, и мы почти ничего не знаем ни о них, ни о чувствах, которые питал к ним отец.
По возвращении в Лондон в ноябре 1880 года Уистлер выставляет в музее свои офорты и пастели, которые вызывают восхищение публики и становятся широко известными. В конце концов, признание и настоящая слава приходят к нему и во Франции : "Портрет матери художника", выставленный в Салоне в 1883 году, был куплен за огромные деньги. В конце 80-х Уистлер уже имеет международное признание. Он получает золотые медали за свои работы в Монако, Чикаго и Амстердаме. В 1892 году в Париже его удостаивают Ордена Почётного Легиона. В отличие от многих, Уистлер был признан великим художником ещё при жизни. Однако его моральное состояние настолько плохо, что он признаётся Стефану Малларме : "Вы одиноки в своём творчестве, как и я в своём". Слишком много было затрачено нервов и сил в борьбе за признание и понимание. В конце 90-х Уистлер ощущает душевное опустошение и полное физическое истощение, а в 1902 году он заболевает. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, вызванное осложнением гриппа, художник готовит большую ретроспективную выставку своих работ. Она состоится только в 1905 году, через 2 года после смерти живописца.
Уистлер умер в Англии 17 июля 1903 года и похоронен в предместье Лондона, на Чизвикском кладбище, расположенном недалеко от любимой им Темзы.

30 работ

Уистлер, Композиция в сером : Портрет художника (380*523)
Уистлер, Композиция в сером и черном : Портрет матери художника (380*330)
Композиция в сером : Портрет художника, 1872 Композиция в сером и чёрном : Портрет матери художника, 1871
75*53 см. 144*162 см.
Институт искусств,
Детройт, США
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
727*1000 px 750*652 px
Уистлер, У рояля (380*272)
Уистлер, Гармония в сером и зелёном : Мадемуазель Сесиль Александер (380*738)
У рояля, 1858-1859 Гармония в сером и зелёном : Мадемуазель Сесиль Александер,
1872-1874
67*90 см. 190*98 см.
Музей Тафт,
Цинциннати, Огайо, США
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
1000*715 px 515*1000 px
Уистлер, Симфония в белом № 2 : Девушка в белом (380*602)
Уистлер, Wapping (380*262)
Симфония в белом № 2 : Девушка в белом, 1864 Wapping, 1860-1864
76*51 см. 71*102 см.; масло, холст
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
631*1000 px 1000*690 px
"Я удивлен настолько, насколько можно удивиться, узнав, что некто, познавший творчество Уистлера, не понял, что такое хороший вкус"
(Марсель Пруст, "В поисках утраченного времени")
Уистлер, Комната с павлинами (380*391)
Уистлер, Морской вид с парусниками (380*222)
Комната с павлинами (фрагмент), 1867-1877 Морской вид с парусниками, 1884
  16*27 см.; бумага, акварель
Галерея Фрир,
Вашингтон, США
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
713*733 px 1000*583 px
Уистлер, Ноктюрн в сером и чёрном : Портрет Томаса Карлейла (380*453)
Уистлер, Ноктюрн в голубом и серебре : Челси (380*310)
Ноктюрн в сером и
чёрном : Портрет Томаса Карлейла, 1872-1873
Ноктюрн в голубом и серебре : Челси, 1871
171*143 см.; масло, холст 50*61 см.
Музей и художественная галерея, Глазго, Великобританияия Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
839*1000 px 1000*815 px
Уистлер, Ноктюрн в синем и серебре : Огни Кремона (380*250)
Уистлер, Ноктюрн в синем и золоте : Старый мост в Баттерси (380*518)
Ноктюрн в синем и
серебре : Огни Кремона, 1872
Ноктюрн в синем и золоте : Старый мост в Баттерси, 1872-1877
50*24 см.; масло, холст 68*51 см.
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
1000*659 px 734*1000 px
Уистлер, Ноктюрн в чёрном и золоте : Падающие огни (380*510)
Уистлер, Ноктюрн в голубом и золоте : площадь Святого Марка в Венеции (380*284)
Ноктюрн в чёрном и
золоте : Падающие огни, 1875
Ноктюрн в голубом и золоте : площадь Святого Марка в Венеции, 1879-1880
60*47 см. 44,5*60 см.
Институт искусств,
Детройт, США
Национальный музей, Кардифф, Великобритания
745*1000 px 1000*748 px
В мае 1877 года Уистлер выставляет в одной из лондонских галерей картину "Ноктюрн в чёрном и золоте : Падающие огни". Известный критик Джон Рёскин возмущён этой работой : "Я никогда не предполагал увидеть, как некий тщеславец осмелится запросить 200 гиней за то, что он плеснул краской из горшка в лицо публике". Прочтя это, оскорбленный Уистлер обратился в суд. На процессе адвокат Рёскина задал вопрос, сколько художник рисовал "Падающие огни", и получил ответ - 2 дня. "И за двухдневную работу вы хотите получить 200 гиней?!" - "Нет, - ответил Уистлер, - я прошу эту плату за свои знания и умения, которые я добывал всю жизнь". В зале раздались аплодисменты. Уистлер победил.
Уистлер, Ноктюрн в сером и серебре : Верфь в Челси (380*505)
Уистлер, Ноктюрн в сером и золоте : Снег в Челси (380*298)
Ноктюрн в сером и серебре : Верфь в Челси, 1875 Ноктюрн в сером и золоте : Снег в Челси, 1876
  47*62,5 см.
  Музей искусств Фогг, Кембридж, Массачусетс, США
752*1000 px 1000*783 px
Уистлер, Лавка апельсинов (380*223)
Уистлер, Ноктюрн в розовом : За чтением (380*655)
Лавка апельсинов, 1884 Ноктюрн в розовом :
За чтением, 1884
   
   
1000*588 px 580*1000 px
Уистлер, Композиция в чёрном № 5 : Портрет леди Meux (380*570)
Уистлер, Ноктюрн в розовом и сером : Портрет леди Meux (380*795)
Композиция в чёрном № 5 : Портрет леди Meux, 1881 Ноктюрн в розовом и сером : Портрет леди Meux, 1881
  193,7*93 см.; холст, масло
Академия искусств,
Гонолулу, Гавайи, США
Коллекция Фрик,
Нью-Йорк, США
667*1000 px 478*1000 px
Уистлер, Ноктюрн : Трафальгарская площадь. Снег в Челси (380*283)
Уистлер, Композиция в жёлтом и сером : Портрет Эффи Динс (380*812)
Ноктюрн : Трафальгарская площадь. Снег в Челси, 1876 Композиция в жёлтом и сером : Портрет Эффи Динс, 1877
   
   
1000*746 px 468*1000 px
Уистлер, Композиция в белом и чёрном (380*766)
Уистлер, Гармония в жёлтом и золоте (380*805)
Композиция в белом и чёрном, 1876 Гармония в жёлтом и золоте, 1873
   
   
496*1000 px 472*1000 px
Уистлер, Симфония в белом № 3 (380*251)
Уистлер, Мать художника в жемчуге и серебре : Андалусийка (380*856)
Симфония в белом № 3, 1866 Мать художника в жемчуге и серебре : Андалусийка, 1888-1900
   
  Национальный галерея искусств, Вашингтон, США
1000*660 px 444*1000 px
Уистлер, Портрет Уистлера в шляпе (380*490)
Уистлер, Портрет Уильяма Мерритта (380*780)
Портрет Уистлера в шляпе, 1858 Портрет Уильяма Мерритта, 1885
   
Галерея искусств Фрира,
Вашингтон, США
 
776*1000 px 487*1000 px
Уистлер, Симфония в сером и зелёном : Океан (380*299)
Уистлер, Симфония в белом № 1 (380*766)
Симфония в сером и
зелёном : Океан, 1866-1872
Симфония в белом № 1
   
   
1000*788 px 496*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru