Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 38  
Густав Климт

14 июля 1862
(Баумгартен, Австрия) -

6 февраля 1918
(Вена, Австрия)

 
Яркий представитель модернизма, один из основателей венского "Сецессиона", выдающийся художник и талантливый оформитель озадачил своих будущих биографов тем, что не оставил после себя никаких дневников или записок, которые проливали бы свет на его частную жизнь. Личность Климта доступна пониманию лишь в контексте художественной революции, предводителем которой он стал.
Густав Климт появился на свет 14 июля 1862 года в Баумгартене, предместье Вены. Его отец, известный ювелир и художник-гравёр, был родом из Чехии, мать - Анна Климт, урождённая Финстер, - родилась в Вене. С детства Анна мечтала о карьере певицы, однако всё сложилось иначе : она предпочла учёбе замужество, а потом всю жизнь страдала от необходимости тянуть на себе дом и воспитывать 7-ых детей, вместо того чтобы выступать в опере под восторженные рукоплескания публики...
"Я не очень хорошо говорю и пишу, особенно если мне нужно сказать что-то о себе или о своих работах. Поэтому, если кто-нибудь хочет узнать обо мне как о художнике и о личности, то он должен внимательнее всмотреться в мои картины и попробовать через них понять меня и мои мысли" (Густав Климт)
Сведения о жизни Климта до 1876 года очень туманны. Известно лишь, что в результате экономического кризиса, охватившего Австро-Венгрию в начале 70-х годов, семья будущего художника фактически бедствовала. Отец потихоньку распродавал нажитое добро и в надежде на лучшие времена обучал сыновей ювелирному делу. Будучи сам художественно одарённой личностью, он, конечно, сразу обратил внимание на необычайные способности своего сына Густава в области рисования и живописи и решил, что мальчику необходимо учиться и развивать свой талант.
Так в возрасте 14 лет Густав Климт, блестяще сдав вступительный экзамен, оказывается студентом Венского художественно-ремесленного училища. На протяжении 2 лет, с 1876 по 1878, он получает теоретические знания у профессоров Ризера, Миннигерода, Граховина и, одновременно, проходит живописную практику в мастерской Фердинанда Лауфбергера, а после его смерти - у Бергера. С 1877 год Эрнст, младший брат Густава, поступает в то же училище. После занятий братья обычно спешат домой, чтобы продолжить работу : они пишут портреты своих сестёр, рисуют с фотографий и пытаются запечатлеть на полотне виды из окон родного дома. В 1879 году Густав, Эрнст, а также их приятель по училищу Франц Матч решают создать художественную артель, чтобы, во-первых, совершенствовать своё мастерство, а во-вторых, начать зарабатывать хоть какие-то деньги. Идея была поддержана профессорами училища, которые даже вызвались помочь молодым художникам найти первых клиентов. Дело завертелось : с утра до ночи трое артельщиков исполняют на заказ различные оформительские работы : расписывают фарфор, пишут портреты, создают эскизы интерьеров. Клиентура растёт, объём заказов увеличивается : в 1880 году художники оформляют интерьер венского дворца Страны и расписывают потолок главного корпуса лечебницы в Карловых Варах, а ещё через год знаменитый издатель Мартин Герлях заказывает им иллюстрации к книге "Аллегории и Символы". В 1882 году Густав Климт налаживает сотрудничество с архитекторами, которые специализировались на проектировании театров, - Фельмером и Гельмером.
К 1883 году художественная артель братьев Климт и Франца Матча становится самой известной в Вене. Недостатка в клиентах нет. По причине нехватки времени молодые люди решают оставить учебу и, учитывая всё возрастающий интерес к оформительским работам, расширяют свой бизнес и преобразуют артель в "мастерскую декоративного искусства". Посыпались заказы, причём и из-за границы. Вскоре художники выезжают в Румынию, где занимаются оформлением интерьеров королевского дворца в Пелеш, после чего отправляются по другому заказу в Трансильванию.
Вернувшись в Вену, Климт немного отходит от оформительского ремесла и с головой погружается в изучение истории искусства. Художник стремится во что бы то ни стало восполнить пробелы в своём образовании : он не хочет повторить судьбу своей матери и всю жизнь мучиться невозможностью повернуть время вспять и наверстать упущенное. В своём самообразовании Климт достигнет потрясающих успехов, и это во многом определит его дальнейшую судьбу и пути развития его творчества.
Представление о внешности Климта можно составить благодаря фотографиям и словесному описанию одного из приятелей, относящееся к 1905 году : "Коренастый, широкий в кости, несмотря на своё атлетическое телосложение, он легко двигался и часто был непоседлив, как ребёнок; его лицо было всегда обветренным и загорелым, как у моряка, а взгляд маленьких быстрых глазок - проницательным и умным".
Все биографы Климта отмечают двойственный характер его натуры. Весёлость и активность иногда совершенно неожиданно сменяются угрюмостью и апатией; художник довольно часто страдает нервными расстройствами и временами впадает в депрессию, выйти из которой, по его собственному признанию, помогает работа над каким-нибудь новым заказом или написание очередной картины. "Только каждодневный труд помогает мне поддерживать психическое равновесие", - признавался Климт своему брату. В 1886 году братья Климт и Франц Матч принимают участие в работе над оформлением лестницы нового Венского королевского театра.
Исследователь жизни и творчества художника Фридл так описывает этот период в жизни Климта : "Его дни были расписаны по часам, в соответствии с тем мещанским образом жизни, который он для себя принял и к которому уже успел привыкнуть. Любое изменение в привычном распорядке дня раздражало его и надолго выбивало из колеи. Он считал, что если день тщательно распланирован, то он становится длиннее, и можно успеть сделать гораздо больше..." В 1888 ГОДУ Климт заканчивает работу над картиной, представляющей интерьер старого Королевского театра со 150 зрителями, и уезжает в Краков, где работает по заказу местных властей. В следующем году художник совершает поездку в Италию, посещает Монако.
В 1890 году за ту самую картину, на которой был запечатлён интерьер театра, Климт получает высшую королевскую награду. В том же году художник занимается оформлением парадной лестницы Венского музея изящных искусств.
В 1893 году Климт выезжает в Венгрию, где пишет картину, представляющую интерьер дворцового театра, принадлежащего одной из богатейших европейских фамилий - семейству Эстерхази. На выставке, традиционно проходящей в Венском доме художников, эта работа Климта была награждена серебряной медалью. Вскоре после этого события фамилия художника появляется в списке кандидатов на должность профессора Академии изящных искусств, и несмотря на то что этот пост, в конце концов, занимает другой претендент, сам факт говорит о признании Климта представителями официальных художественных кругов.
В период с 1891 по 1897 год Густав Климт является членом Содружества художников Вены - организации, представляющей "официальные круги", проповедующие консервативные идеи академизма. В течение всех этих лет Климт, по его выражению, "вынужден был бороться с косностью и пошлостью". Как итог - художник выходит из Содружества и вместе с единомышленниками создает новое общество - "Сецессион" (от лат. "сецессио" - уход).
Появление в 1897 году этой организации как оппозиции официальному Содружеству становится главным событием культурной жизни Европы того времени. Благодаря деятельности Густава Климта - уже признанного художника, ставшего лидером венского авангардного искусства, а также других 40 художников, разорвавших всякие связи с академическими традициями, Австрия узнаёт модернизм. Последователи этого направления ставят своей задачей "сделать Австрию родиной нового европейского искусства".
Торжественная, самодовольная, больная традициями Вена начинает стремительно меняться. В "Сецессион" поступают заказы на оформление домов, изготовление одежды, украшений. Художники работают над новым обликом города с целью "преобразовать общество с помощью искусства". Стены зданий покрываются причудливыми узорами, на улицах всё чаще мелькают пёстрые женские туфельки, на собраниях городской аристократии публику шокирует неприкрытая сексуальность женских платьев. А вместе с картинами Климта в город врывается Эрос...
Климт никогда не был женат, хотя имел 3 внебрачных детей : матерью 2-их из них была некто Мицци Циммерман, 3-го родила Мария Уцицкая. Художник пользовался успехом у женщин. Альма Махлер, жена известного австрийского композитора, вспоминала, как ей приходилось отбиваться от "настойчивых приглашений Климта прийти посмотреть его мастерскую". Они часто виделись на приёмах и светских раутах, и однажды Климт сказал ей тоном опытного соблазнителя : "Ваши чары ничего не потеряли бы от той власти, которую я мог бы над ними иметь". Спустя годы Альма призналась : "Каждый раз, когда я встречала его, меня охватывала неуёмная дрожь, и это длилось на протяжении многих лет".
Несмотря на то, что Климт более всего заботился о собственной свободе, ему всё же суждено было - на всю оставшуюся жизнь! - попасть в зависимость от объекта своей любви. В 1891 году его брат Эрнст решает женится на Хелене Флёге, и это решение вызывает удивление Климта, ведь брат всегда был солидарен с ним в том, что семейные узы мешают творческому развитию художника...
Через 15 месяцев после свадьбы Эрнст неожиданно умирает от инфаркта. Климт тяжело переживает смерть брата. На похоронах он знакомится с сестрой молодой вдовы - Эмилией Флёге - и влюбляется в неё без памяти! Чувство Климта к Эмилии было в высшей степени романтическим : художник был готов целовать землю, по которой она ходила, следил за ней, безумно ревновал, но ... не предпринимал никаких попыток к телесному сближению : для этого у него было множество натурщиц, которые без лишних слов помогали художнику, как он сам выражался, "расслабить руку".
В 1906 году Климт вышел из "Сецессиона" и основал новый Союз австрийских художников. В 1908 году по инициативе Климта и его давнего приятеля Карла Моля организуется выставка, приуроченная к 60-летию кайзера, как "смотр австрийских художественных устремлений". На ней было представлено новое поколение художников, отказавшихся от увядающего модернизма т работающих в стиле насыщенной цветовой и жизненной экспрессии. Были признаны таланты Кокошки и Шиле. Выставка, над входом на которую висел девиз Людвига Хевези "Времени - искусство, искусству - свободу", вызвала огромный интерес европейской общественности. В 1910 году Климт принимает участие в 9-ом Биеннале в Венеции, а в 1917 становится почётным профессором Венской и Мюнхенской академий.
"Нас покинул человек - в полном смысле этого слова. Для тех, кто не знал его близко, он был лишь одним из многих. Но тому, кто может назвать себя его другом, он напоминал колодец, который обычно кажется тем глубже и заманчивей, чем ближе к нему подходишь" (Г. Тайтц, 1918)
В феврале 1918 года предводитель австрийского модернизма умирает в Вене вследствие перенесённого инсульта. Взрывная волна новых идей разлетается в пространстве и времени. Вена продолжает называться одной из культурных столиц мира.

Начиная с конца 70-ых годов по Европе прокатывается волна бунтов молодых писателей, художников, скульпторов и других представителей искусства против устоявшихся традиций, которые, по их мнению, препятствуют возникновению нового искусства, более соответствующего современной эпохе. Объединяясь в различные группы, общества и братства, они стараются пропагандировать новые эстетические решения и поддерживать любые предложения, если хоть в чём-то идут вразрез с академической доктриной. Историк Карл Шорске писал : "Молодые австрийские художники не могли не подхватить революционные идеи, которые буквально витали в воздухе, принесённые ветром перемен из других стран Европы.
В Вене восхищались смелостью французских импрессионистов, бельгийских натуралистов и английских прерафаэлитов. Однако расшевелить всё общество, заразить его прогрессивными идеями было непросто". Климта и его единомышленников раздражала невосприимчивость их современников ко всему новому, возмущала узость интересов и консервативность взглядов представителей венской элиты.
Культурный переворот, потрясший Вену в конце XIX века, является результатом внутреннего кризиса австрийского общества. Представители интеллигенции не могли особо повлиять на ход очередной политической или экономической реформы, зато прекрасно понимают необходимость реформации искусства, которое испокон веков было их уделом.

Арнольд Шёнберг "Взгляд" (Частная коллекция).

Творчество Климта, а также его идеи о синтезе видов искусств вдохновили блестящего композитора Шёнберга на живописные опыты.

Именно в этом контексте зарождается венский "Сецессион". Объединение ставило своей целью собрать творческие силы страны, наладить контакты с художниками других стран и противопоставить "псевдоискусству" венского салона искусство настоящее. Молодые художники, решившие организовать союз, были не согласны с методом отбора работ на проводимые в Венском доме художника выставки, куда их произведения практически не попадали.
Сначала организация насчитывала 19 членов. Большинство из них - художники, в том числе Климт, а также архитекторы Ольбрих (1867-1908) и Хоффманн (1870-1956). К "Сецессиону" примкнули литераторы, среди которых Гамсун (1859-1952), Рильке (1875-1926) и Метерлинк (1862-1949), и музыканты Шёнберг (1874-1951) и фон Веберн (1883-1945).
В Манифесте объединения было заявлено, что "Сецессион" - "агитаторский союз, стремящийся к тому, чтобы искусство стало общим достоянием". При этом рекомендовалось "всякому художнику не блуждать в тумане неясных мечтаний, а идти по жизни прямо и вперёд". Особо отмечалось, что "общество ставит перед собой задачу поддерживать чисто художественные интересы и, прежде всего, - интерес к искусству Австрии во всём мире путём объединения австрийских художников, живущих на родине и за границей; организации на территории Австрии выставок некоммерческого характера; представлении австрийского искусства на европейских выставках и, одновременно, презентации важнейших достижений зарубежного искусства в стране". Официальным печатным органом объединения стал основанный в конце 1897 года и выходивший с 1898 по 1903 год журнал "Ver Sacrum" ("Священная весна"). Удивительно, но городские власти Вены идут навстречу "бунтарям" и выделяют им место для строительства здания "Сецессиона". Уже в 1898 году там с успехом проходит их 1-ая выставка.
Искусство двумерных плоскостей, стремящееся объединить живопись и архитектуру, является главным вкладом Климта в возрождение монументальной живописи. Огромное количество рисунков и эскизов свидетельствует о напряжённой внутренней жизни художника и о том, насколько его занимала проблема видения природы. Однако монументальные картины Климта производят двойственное впечатление. С одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении природы, что приводит к игре орнаментами. С другой - исключительная сила восприятия природы, которая позволила Климту почувствовать опасность пышного орнамента. Таким образом, художник предвосхитил приход новой эпохи - эпохи экспрессионизма Оскара Кокошки (1886-1980) и Эгона Шиле (1890-1918), искусство которых напрямую связано с творчеством их учителя Климта.

38 работ

Климт, Поцелуй (380*382)
Климт, Молодая женщина (380*375)
Поцелуй, 1907-1908 Молодая женщина,
1912-1913
180*180 см. 190*220 см.

Австрийская галерея,
Вена, Австрия

Национальная галерея,
Прага, Чехия
994*1000 px 1000*987 px

Однажды некий граф дал Климту медальон, на котором во всём великолепии была представлена его возлюбленная, и попросил, чтобы художник изобразил её и самого графа в момент поцелуя.
Климт исполнил заказ. Граф остался доволен, но его мучил один вопрос - почему на картине уста влюблённых так и не слились в страстном поцелуе. Климт ответил, что он попробовал изобразить желание, настроение, атмосферу, то есть тот мотив, который в миг самого поцелуя бросит их в бездну любовного наслаждения. Граф ответ принял. Через некоторое время он уже уезжал со своей женой в свадебное путешествие : картина настолько понравилась девушке, что она сразу дала согласие на брак с графом.
Позже Климт раскрыл тайну "Поцелуя" одному из своих друзей. Оказывается, в процессе работы художник неожиданно для самого себя влюбился в девушку с медальона. Именно поэтому он изобразил мучительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя : это была его маленькая месть влюблённому графу.
"Поцелуй" по праву считается одним из лучших произведений искусства модернизма.

Климт, Даная (380*368)
Климт, Nuda Veritas (Голая правда) (380*1780)
Даная, 1907 Nuda Veritas
(Голая правда), 1899
77*83 см. 252*55 см.
Частная коллекция Австрийская национальная библиотека, Вена, Австрия
1000*968 px 380*1780 px
Эскиз "Nuda Veritas" обрамляла надпись - высказывание Леона Шеффера: "Правда - это огонь, который освещает и испепеляет. Голая правда". Однако в окончательном варианте - на картине 1899 года - высказывание Шеффера было заменено цитатой из Шиллера : "Когда то, что ты делаешь, не нравится большинству, старайся делать то, что нравится избранным. Нравиться всем невозможно". Принято считать, что эти слова великого драматурга Климт адресует тем "избранным", которые способны понять современное искусство, а значит, и творчество художников-модернистов. Интересно, что подобная позиция идёт вразрез с одним из важнейших принципов "сецессионистов" : "Мы не признаём разделения на главное и второстепенное искусство, искусство для богатых и для бедных. Искусство принадлежит всем".
Климт, Юдифь II (380*1534)
Климт, Водяные змеи (380*997)
Юдифь II, 1909 Водяные змеи I, 1904-1907
178*46 см. 50*20 см.;
пергамент, водные краски, позолота
Галерея современного искусства, Венеция, Италия Австрийская галерея,
Вена, Австрия
380*1534 px 381*1000 px
Климт, Имение в Верхней Австрии (380*391)
Климт, Три возраста женщины (380*378)
Имение в Верхней Австрии, 1911-1912 Три возраста женщины, 1905
110*110 см. 180*180 см.
Австрийская галерея,
Вена, Австрия
Национальная галерея современного искусства,
Рим, Италия
972*1000 px 1000*996 px
Климт, Музыка I (380*293)
Климт, Ундины (Серебряные рыбы) (380*618)
Музыка I, 1895 Ундины (Серебряные рыбы), 1899
37*44,5 см. 82*52 см.
Новая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Центральная сберегательная касса общины,
Вена, Австрия
1000*770 px 615*1000 px
Климт, Палисадник с подсолнухами (380*387)
Климт, Юдифь и Олоферн (380*802)
Палисадник с подсолнухами,
ок.1905-1906
Юдифь и Олоферн I, 1901
110*110 см. 84*42 см.
Австрийская галерея,
Вена, Австрия
Австрийская галерея,
Вена, Австрия
983*1000 px 474*1000 px
Климт, Жизнь и смерть(380*344)
Климт, Портрет Эмилии Флёге (380*894)
Жизнь и смерть, 1916 Портрет Эмилии Флёге, 1902
178*198 см. 178*80 см.
Частная коллекция Исторический музей,
Вена, Австрия
1000*905 px 425*1000 px
Любовь к Эмилии Флёге Климт пронёс через всю свою жизнь - до последнего вздоха он продолжал боготворить эту женщину. В феврале 1918 года, находясь уже на смертном одре, художник бредил : "Эмилия! Она должна прийти!" Историк Кристиан Нибехай вспоминал : "Уважение, которое мы испытывали к этой женщине, было безграничным : близкие художнику люди знали, что она готова посвятить всю свою жизнь Климту, если он только этого пожелает. Однако он так никогда и не предложил ей вступить в брак. Можно представить себе, что пришлось пережить Эмилии, если вспомнить о том, как в то время относились к "свободной любви", не скреплённой семейными узами. Эмилии Флёге пришлось довольствоваться ролью Музы, покорённой гением Мастера".
Климт, Портрет Фритцы Райдлер (380*441)
Климт, Портрет Сони Книпс (380*388)
Портрет Фритцы Райдлер, 1906 Портрет Сони Книпс, 1898
153*153 см. 145*145 см.
Австрийская галерея,
Вена, Австрия
Австрийская галерея,
Вена, Австрия
862*1000 px 979*1000 px
Климт, Портрет дамы (380*521)
Климт, Гигиея (380*550)
Портрет дамы, 1894 Гигиея, 1907
30*23 см.; дерево, масло 430*300 см.
Исторический музей,
Вена, Австрия
 
730*1000 px 691*1000 px
Климт, Адам и Ева (380*1117)
Климт (380*304)
Адам и Ева, 1917-1918 1898
173*60 см.; холст, масло 52*65 см.; холст, масло
Австрийская галерея,
Вена, Австрия
Частная коллекция,
Нью-Йорк, США
380*1117 px 1000*801 px
Климт, Берёзовая роща (380*393)
Климт, Подруги (380*385)
Берёзовая роща, 1902 Подруги, 1916-1917
100*100 см.; холст, масло 99*99 см.; холст, масло
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
Картина погибла во время Второй мировой войны в 1945 году
967*1000 px 988*1000 px
Климт, Надежда I (380*1058)
Климт, Влюблённые (380*519)
Надежда I, 1903 Влюблённые, 1895
181*67 см.; холст, масло 60*44 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Оттава, Канада
Исторический музей,
Вена, Австрия
380*1058 px 732*1000 px
Климт, Золотые рыбки (380*1071)
Климт (380*375)
Золотые рыбки, 1901-1902 1913
181*66,5 см. 110*110 см.; холст, масло
Частная коллекция,
Швейцария
 
380*1071 px 1000*988 px
Климт, Афина Паллада (380*389)
Климт, Портрет баронессы Элизабет Бахофен-Эхт (380*526)
Афина Паллада, 1898 Портрет баронессы Элизабет Бахофен-Эхт, 1914-1916
75*75 см.; холст, масло 180*126 см.; холст, масло
Исторический музей,
Вена, Австрия
Частная коллекция,
Базель, Швейцария
976*1000 px 722*1000 px
Климт, Портрет Гертруды Примавеси (380*526)
Климт, Портрет Фредерики Марии Бир (380*495)
Портрет Гертруды Примавеси, 1912 Портрет Фредерики Марии Бир, 1916
150*110 см.; холст, масло 168*130 см.; холст, масло
Частная коллекция,
Нью-Йорк, США
Музей искусств,
Тель-Авив, Израиль
723*1000 px 767*1000 px
Климт (380*382)
Климт, Обнажённая с дикими животными на фоне пейзажа (380*267)
1899 Обнажённая с дикими животными на фоне пейзажа, 1883
74*74 см.; холст, масло 84,5*117 см.; холст, масло
Вена, Австрия Исторический музей,
Вена, Австрия
996*1000 px 1000*703 px
Климт, Дама с веером (380*378)
Климт, Надежда II (380*384)
Дама с веером, 1917-1918 Надежда II, 1907-1908
100*100 см.; холст, масло 110,5*110,5 см.;
холст, масло, позолота, платина
Вена, Австрия Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
1000*995 px 990*1000 px
Климт, Аллегория скульптуры (380*491)
Климт, Алтарь Диониса (380*277)
Аллегория скульптуры Алтарь Диониса
   
   
774*1000 px 1000*728 px
Климт, Водяные змеи (380*207)
Климт, Портрет пианиста Йозефа Пембауэра (380*440)
Водяные змеи II Портрет пианиста Йозефа Пембауэра, 1890
  65*55 см.; холст, масло
  Музей земли Тироль,
Инсбрук, Австрия
1000*544 px 863*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru