Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 16

 
Хуго ван дер Гус

1 июля 1440 (?) (Гент, Бельгия) -

1482 (Родендале, Бельгия)


Ни один из гентстких художников не достиг такой большой популярности, как этот, "с которым никто по эту сторону Альп не сравнится". В расцвете славы Хуго ван дер Гус уединяется в монастыре Родендале. Он не прекращает работать, однако душевная болезнь, проявившаяся в это время, прогрессирует, и художник умирает, не достигнув и 40 лет.

Биография художника укладывается в одну строку : родился в Генте около 1440 года, там же и работал до 1478, после чего поступил в находящийся в лесу Соиньес - недалеко от Брюсселя - монастырь, где и скончался в 1482 году. Это всё, что известно о нём. Первые тексты, в которых фигурирует его имя, датируются 1476 годом, когда его перевели из подмастерьев в мастера гильдии гентских художников. О более ранних событиях его жизни ничего не известно.

Сегодня нет ни одного документа, который подтверждал бы дату и место рождения ван дер Гуса. Несмотря на это, выдвинута общепринятая гипотеза, что художник родился около 1440 года.
Несколько мест претендуют на звание родного города художника. Джорджо Вазари (1511-1574) называл его "Хуго из Антверпена". Историк искусства Карел ван Мандер (1548-1606) считал, что художник был родом из Брюгге, а историограф Маркус ван Верневийк (1518-1569), говоря о месте рождения ван дер Гуса, упоминал голландский город Лейду. И только французский поэт Жан Лемер де Бельже (1473-ок.1515) говорит о нём как о "Хуго из Гента". В счётной книге Лувена, куда художник приехал между 1479 и 1480 годами, чтобы провести экспертизу, записано, что он родился в Генте. На основании именно этого документа принято считать, что ван дер Гус родом из Гента - города, с которым связан ранний период его творчества. Немного также известно о годах обучения художника. Некоторые живописные приёмы созвучны с творчеством Юстуса Гентского, поэтому историки искусств склонны усматривать в этом влияние учителя на ученика. А по мнению ван Мандера, Хуго ван дер Гус учился в мастерской ван Эйка (ок.1390-1441). Но современные историки искусств отклоняют эту гипотезу ввиду совершенного несоответствия дат жизни этих двух художников. Несмотря на то, что ван дер Гус был слишком молод и не мог работать под руководством ван Эйка, он хорошо знал творчество автора "Гентского алтаря" и восхищался его непревзойдённым талантом.
Начиная с 1467 года и до 1478 Хуго ван дер Гус многократно упоминается в городских архивах, молодой художник вступает в гентскую гильдию художников. Он делает большие успехи в творчестве и уже в 1468 году заседает в корпоративной судебной комиссии. В 1473-1476 годах художник будет выполнять функции декана корпорации. Его статус даст ему право участвовать в украшении города по случаю больших торжеств. Архивы гильдии хранят многочисленные эскизы, выполненные ван дер Гусом. К сожалению, ни одно произведение этого периода не сохранилось до наших дней.
В 1468 году Хуго ван дер Гуса вызывают в Брюгге для участия в подготовке торжеств по случаю бракосочетания герцога Бургундии Карла Смелого (1433-1477) и Маргариты Йоркской. А чтобы это историческое событие прошло с надлежащим размахом, были отобраны 200 художников со всех Нидерландов. Живописные декорации должны были стать главным элементом украшения города, на что магистратом была отведена значительная сумма.
Ван дер Гуса нанимают на 10 дней с дневным вознаграждением в 14 грошей. Другие художники будут зарабатывать даже по 20 грошей в день. Поездка в Брюгге окажется для художника очень важной. Именно там ван дер Гус познакомится с Томмазо Портинари, богатым флорентийским патрицием, которого восхитит талант нидерландского живописца.
После короткого пребывания в Брюгге ван дер Гус возвращается в Гент и работает над украшением города, проводимым по случаю разных торжеств. Он выполняет диск в гербом Папы Павла II (понтификат : 1464-1471); несколько раз участвует в подготовке игрищ и церемоний, организованных по случаю торжественных въездов монархов в Гент.
После свадебных торжеств, которые проходили в Брюгге 3 июля 1468 года, Карл Смелый отправляется в Зеландию и Голландию, а его супруга - в Гент. Ван дер Гусу поручено расписать аллегорические фигуры, которые устанавливают вдоль маршрута шествования королевской свиты. Художник участвует в подготовке подобных церемоний и праздников в 1469, 1471 и 1472 годах.
В этот период его жалованье значительно превышает то, которое он раньше получал в Брюгге. В 1473 году ван дер Гус вместе с другими художниками работает над украшением часовни святой Фараильды в Генте по случаю погребальной службы, проводимой в память умершего 6 годами раньше герцога Филиппа Доброго (1419-1467). С мая 1473 года и до начала 1478 "художник Хуго", как называли мастера, живёт в так называемом "большом доме", который находится в южной части города и принадлежит семье гентских патрициев - дер Зикеле.
В конце 70-х годов XV века слава ван дер Гуса неуклонно растёт. Он выполняет важные функции в гильдии живописцев и получает всё больше заказов. Но когда слава и успех достигли пика, художник внезапно и радикально меняет образ жизни - он порывает со своим окружением. Срок действия мандата декана гильдии в 1478 году истекает, и художник покидает Гент. Он едет в находящийся в лесах недалеко от Брюсселя монастырь Родендале, основанный в XIV веке, и поселяется там на послушание.
Нет ни одного документа, ни одного устного признания художника, где говорилось бы о причинах этого внезапного решения, которое по сей день интригует исследователей его творчества.
Будут появляться очень разные гипотезы и попытки объяснения этого поступка - от стремления удалиться от происка завистников до пережитой любовной драмы. Есть гипотеза, что художник женился на своей любимой, которая вскоре после этого умерла. Однако есть ещё одна, абсолютно правдоподобная и прозаическая причина этого решения : большой религиозный пыл мог заставить художника присоединиться к его брату Николасу, который, вероятно, жил тогда в монастыре Родендале.
Во время пребывания в монастыре на мировоззрение художника влияют 2 сильные личности - каноник Гаспар Офиус, который в 1509-1513 годах писал "Хронику Родендале", и приор Томас ван Вессем. Среди документов, которые сохранились до наших дней "Хроника" Офиуса содержит больше всего информации о художнике. Однако в ней автор не всегда объективен, описывая прежде всего приступы исступления и отчаяния художника, не вдаваясь в другие подробности личной жизни послушника-живописца.
А вот Томас ван Вессем создаст художнику условия, позволяющие скрасить монастырское уединение. К нему будут относиться как к привилегированному, позволяя то, что было запрещено другим. Дважды Хуго ван дер Гус имел возможность покинуть стены монастыря.
В 1480 году художник посетил Лувен, чтобы оценить стоимость неоконченного полотна умершего в 1475 году Дирка Боутса "Справедливость Оттона". В 1481 году художник вместе с братом отправляется в путешествие а Кёльн. Во время путешествия у него проявляются первые признаки помешательства.
Офиус пишет в своей "Хронике", что на обратном пути из Кёльна в поведении ван дер Гуса начали проявляться признаки сумасшествия : "Хуго не уставал повторять, что он проклят и приговорён к вечному осуждению". Художник даже предпринимал попытки покончить с собой. Вместо того, чтобы отправиться прямо в монастырь, путешествующие братья задерживаются в Брюсселе, куда вызывают Томаса ван Вессема. Он немедленно приезжает и увозит Хуго в монастырь. Уже на месте художника опекает каноник-музыкант. "Томас подозревал, что Хуго охватила душевная скорбь, как это случилось с царём Саулом. Помня о том, как Давид принёс облегчение царю своей игрой на арфе, он позволил, чтобы брату Хуго также исполняли музыку, чтобы снять смуту его мыслей".
Некоторые считают, что причиной утраты рассудка художником была мысль о возвращении в замкнутый мир монастыря, после того как он ощутил свободу во время путешествия. Другие же утверждают, что ван дер Гус погрузился в меланхолию, так как сомневался, что ему когда-либо удастся достичь вершин живописного мастерства ван Эйка.
По мнению Офиуса, болезнь ван дер Гуса была божьей карой за привилегии, которыми он пользовался в монастыре.
Многим причина глубокой депрессии художника представляется более прозаичной. Хуго ван дер Гус был перегружен работой. С одной стороны он соблюдал распорядок монастырской жизни, а с другой - неустанно принимал заказы на картины и выполнял их. Поэтому переутомление в сочетании с истощением нервной системы могли спровоцировать помутнение рассудка, которое, скорее всего, и приблизило день смерти художника.
Так пишет об этом Офиус в "Хронике" : "В году Господнем 1482 умер брат Хуго. Он был погребён на нашем кладбище под открытым небом". Удивляет тот факт, что такой великий художник не заслужил большего проявления уважения и более пышного надгробия. Однако высеченная на его могиле эпитафия говорит о нём буквально следующее : "Тут покоится художник Хуго ван дер Гус. О нём скорбит искусство, так как не знает ему равных."

16 работ

Хуго ван дер Гус, Поклонение волхвов (380*232)
Хуго ван дер Гус, Первородный грех ("Венский алтарь", левая створка) (380*553)
Поклонение волхвов, ок.1471-1473 Первородный грех (Венский алтарь, левая створка), 1470-1479
146,5*241,5 см.; дерево, масло 33,8*23,5 см.; дерево, масло
Гемальдегалерие,
Берлин, Германия
Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
1000*610 px 687*1000 px
Хуго ван дер Гус, Оплакивание Христа ("Венский алтарь", правая створка) (380*560)
Хуго ван дер Гус, Алтарь Портинари (открытый) (380*162)
Оплакивание Христа (Венский алтарь, правая створка), 1470-1479 Алтарь Портинари (открытый), 1473-1478
33,8*23,5 см.; дерево, масло центр : 253*304 см.;
боковые створки : 253*141 см.;
дерево, масло
Художественно-исторический музей, Вена, Австрия Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
678*1000 px 1000*426 px
Хуго ван дер Гус, Алтарь Портинари (открытый, фрагмент центральной части) (380*691)
Хуго ван дер Гус, Алтарь Портинари (закрытый), Благовещение (380*316)
Алтарь Портинари (открытый, фрагмент центральной части), 1473-1478 Алтарь Портинари (закрытый), Благовещение, 1473-1478
центр : 253*304 см.;
боковые створки : 253*141 см.;
дерево, масло
каждая часть : 253*141 см.;
дерево, масло
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
550*1000 px 1000*832 px
Томмазо Портинари родился в 1428 году. Он принадлежал к одной из самых богатых флорентийских купеческих семей. В 1455 он приезжает в Брюгге в качестве агента Медичи. Через 10 лет он становится директором банка этой знатной семьи. Портинари, вероятно, знакомится с ван дер Гусом во время свадебных торжеств бургундского герцога. Он закажет художнику триптих, который будет помещён в часовне семьи Портинари во флорентийской церкви Сант Эджидио. "Алтарь Портинари" считается самым значительным произведением художника.
Хуго ван дер Гус, Алтарь Портинари (открытый, левая створка) (380*720)
Хуго ван дер Гус, Алтарь Портинари (открытый, правая створка) (380*724)
Алтарь Портинари (открытый, левая створка), 1473-1478 Алтарь Портинари (открытый, правая створка), 1473-1478
253*141 см.; дерево, масло 253*141 см.; дерево, масло
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
528*1000 px 525*1000 px
Хуго ван дер Гус, Алтарь Бонкила : Святая Троица с мёртвым Христом (слева), Сэр Эдвард Бонкил с музицирующими ангелами (380*382)
Хуго ван дер Гус, Триптих Кальвари (380*231)
Алтарь Бонкила :
Святая Троица с мёртвым Христом (слева),
Сэр Эдвард Бонкил с музицирующими ангелами
Триптих Кальвари,
1465-1468
слева : 198*97 см.; справа : 188*97 см.; дерево, масло 250*216 см.; дерево, масло
Шотландская национальная галерея, Эдинбург, Великобритания Кафедральный собор святого Бавона, Гент, Бельгия
994*1000 px 1000*607 px
Хуго ван дер Гус, Триптих Кальвари (фрагмент) (380*544)
Хуго ван дер Гус, Рождение Христа (380*146)
Триптих Кальвари (фрагмент), 1465-1468 Рождение Христа, 1480
250*216 см.; дерево, масло 97*245 см.; дерево, масло
Кафедральный собор святого Бавона, Гент, Бельгия Гемальдегалерие,
Берлин, Германия
699*1000 px 1000*384 px
Хуго ван дер Гус, Рождение Христа (фрагмент) (380*478)
Хуго ван дер Гус, Поклонение волхвов (фрагмент) (380*556)
Рождение Христа (фрагмент), 1480 Поклонение волхвов (фрагмент), ок.1471-1473
97*245 см.; дерево, масло 146,5*241,5 см.; дерево, масло
Гемальдегалерие,
Берлин, Германия
Гемальдегалерие,
Берлин, Германия
795*1000 px 684*1000 px
Хуго ван дер Гус, Снятие с креста (380*536)
Хуго ван дер Гус (380*548)
Снятие с креста, ок.1480 Оплакивание Христа
53,5*38,5 см. 53,5*38,5 см.
Частная коллекция Гемальдегалерие,
Берлин, Германия
709*1000 px 694*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru