Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 40  
Гюстав Курбе

10 июня 1819 (Орнан, Франция) -

31 декабря 1877 (Швейцария)

Гюстав Курбе родился во Франции в 1819 году. Его жизнь совпала с исключительно важными событиями французской истории. Он был свидетелем июльской революции 1830 года, февральской революции 1848 года, Второй Республики, Второй Империи, Парижской коммуны и Третьей Республики. Но даже несмотря на свои республиканские убеждения, Курбе никогда не имел четко выраженных пристрастий к какому бы то ни было политическому устройству, оставаясь верным единственно "устройству свободы".

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года в Орнане, маленькой деревушке, расположенной в районе Франш-Комте, недалеко от границы со Швейцарией. Всю свою жизнь художник будет привязан к чудесной природе этих мест. Он будет часто приезжать сюда и именно здесь, вдохновленный волшебными горными пейзажами и образами своих земляков, создаст большую часть своих полотен... Отец будущего художника, Режи Курбе, был богатым землевладельцем, который на протяжении многих лет своевременно оплачивал все счета своего единственного сына (а в семье, кроме него, было ещё 4 дочери), что позволило Гюставу, решившему посвятить себя живописи, не думать о хлебе насущном. Крепкая духовная связь и глубокая привязанность существовала между Гюставом и его дедушкой со стороны матери - Жаном-Антуаном Удо, общение с которым привело к формированию у юного Курбе совершенно определенных политических взглядов : дед был убежденным республиканцем...
О том, каким образом впервые проявился художественный талант Гюстава Курбе, известно не так уж много. Имеются свидетельства, что он в возрасте 12 лет посещал семинар в Орнане, который проводил бывший ученик Гро (1771-1835). Через 6 лет в безансонском Королевском колледже Курбе учится живописи у местного художника, большого поклонника творчества Давида (1748-1825).
Учитывая тот скромный багаж знаний и умений, который могло обеспечить молодому Курбе провинциальное образование, естественно, что по прибытии в конце 1839 года в Париж начинающий художник растерялся : он понял, что история живописи и современные её тенденции - тайны для него за семью печатями. Со свойственным его возрасту юношеским максимализмом Курбе заявляет, что "разочарован французским искусством, и если живопись должна быть такого свойства, то он никогда не станет художником". Однако проходит совсем немного времени, и он меняет свою точку зрения : ему на глаза попадаются работы Делакруа (1798-1863), Энгра (1780-1867) и Жерико (1791-1824)...
Курбе увлечен творчеством этих художников и, "забыв" о том, что родители отправили его в Париж изучать право, с 1840 года всё своё время посвящает занятиям живописью. Он записывается на курсы Карла фон Штейбена (1788-1856), академического художника, в недавнем прошлом - близкого друга Жерико, посещает уроки в так называемых "независимых" академиях, чтобы иметь возможность работать с натурой. Позже, будучи уже состоявшимся художником, Курбе не раз подчеркнёт, что всему научился сам, не имея постоянного учителя и не посещая занятий в Академии. Однако это не означает, что наряду с ученическими экзерсисами он игнорировал и творчество своих великих предшественников : его художественные пристрастия оформились довольно рано, и он оставался верен им на протяжении всей жизни. Он восхищался, прежде всего, голландцами - Рембрандтом (1606-1669) и Халсом (ок. 1582-1666), ему нравился стиль Сурбарана (1598-1664), а также весьма привлекали картины Риберы (1591-1652), Тициана (1488-1576) и Караваджо (ок. 1573-1610).
Курбе быстро начинает понимать, что для того, чтобы получить признание, нужно регулярно выставлять свои работы в Салоне и с 1841 года он ежегодно отсылает их в приемную комиссию этой официальной парижской выставки. Однако пройдет почти 3 года, прежде чем одно из его полотен - "Курбе с черной собакой" - будет наконец принято. В последующие 2 года, 1845 и 1846, жюри также проявляло свою благосклонность к работам Курбе (а их было всего 2, по одной картине в год), однако в 1847 году художника вновь постигла неудача : все присланные им работы были отвергнуты. В этот период своей жизни Курбе знакомится с людьми, которые сыграют важную роль не только в становлении его как художника, но и в формировании его гражданской позиции. Его приятелями становятся философ-социалист Прудон (1809-1865), поэт Бодлер (1821-1867) и писатель Шанфлери (1821-1889) - теоретик реализма, который спустя годы назовет Курбе самым известным представителем этого направления в живописи.
О личной жизни Курбе известно мало. Но он пользовался успехом у женщин и имел не один роман. Была лишь одна женщина, которая смогла удержать около себя художника на целых 10 лет. Это натурщица Виржини Бине, которая в 1847 году родит от Курбе сына (умер в возрасте 25 лет). Художник очень ценит свою свободу : "Любовь существует для того, чтобы человек открывал для себя мир, а не запирался в браке, как старик в тёплом колпаке запирается на ночь в своём доме". Известно также, что одной из любовниц Курбе была Джоанна Гифферман, которая позировала художнику для картин "Сон" и "Начало мира" и даже бросила ради него близкого друга - Уистлера, тяжело пережившего этот разрыв.

Курбе с энтузиазмом воспринял февральскую революцию 1848 года, хотя его непосредственное участие в ней ограничилось тем, что художник сделал копию с картины Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады" (1830) и опубликовал рисунок в "Le Salut Public" - издании, руководимом Шанфлери и Бодлером. Пользуясь тем, что на Салоне 1848 года была впервые отменена квалификационная комиссия, Курбе выставляет там более 10 своих полотен.

Выставленную на Салоне 1849 года картину "Послеобеденный отдых в Орнане" покупает французское правительство, а сам Курбе удостаивается Большой золотой медали Салона, что позволяет ему впредь выставлять свои полотна на Салоне, не считаясь с мнением квалификационной комиссии... Осень 1849 и зиму 1850 года он проводит на родине, где работает над монументальной композицией "Похороны в Орнане", посвященной памяти деда, который умер годом ранее. Выставленная на Салоне 1850 года, картина становится причиной громкого скандала. "Доброжелатели" сразу же приклеивают Курбе ярлык художника-социалиста, культивирующего "безобразную живопись". Тремя годами позже очередная картина Курбе вновь будоражит общественность и подвергается яростным нападкам критики. Это - "Купальщицы", выставленные в Салоне 1853 года.

Неизвестно, что бы закончилось откровенное издевательство над автором картины, однако на Салоне появляется молодой меценат и большой поклонник творчества Курбе - Альфред Брюйя, который не только оплачивает несколько хвалебных отзывов о картине в прессе, но и покупает все полотна художника, выставленные в залах Салона. Курбе благодарен покровителю и с удовольствием принимает приглашение провести у него в Монпелье несколько месяцев (с мая по сентябрь 1854 года). Во время пребывания художника в гостях у Брюйя была написана картина "Встреча". Тогда же Курбе отправится в Палава, местность на Средиземноморье, где появляется несколько картина на морскую тематику. Курбе "открыл" для себя море ещё в 1841 году, во время поездки в Гавр. Позже он будет часто возвращаться в Нормандию, и каждый визит туда будет приносить ему, помимо новых полотен, ещё и новые знакомства. Так, в 1859 году, в Онфлере, его друзьями станут Эжен Буден (1824-1898) и молодой Клод Моне (1840-1926), которому Курбе как-то скажет : "Вы - как ангел-серафим : только вы знаете небо"; в 1865 году, в Трувиле, Курбе знакомится с Джеймсом Уистлером (1834-1903) и его подругой Джоанной Гифферман; а в 1869, в Этрета, пишет свои лучшие маринистические картины...
В 1855 году на Всемирной выставке в Париже Курбе удостоен чести представлять своими 11 картинами живопись Франции. Однако "Похороны в Орнане", как и последняя его работа - "Мастерская", не были приняты жюри. Оскорбленный таким решением, Курбе в срочном порядке, благодаря финансовой поддержке Брюйя, начинает строительство персонального павильона под вывеской "Реализм", в котором выставляет сразу около 40 своих работ. Общественность воспринимает их довольно сдержанно, однако в художественных кругах этот акт неповиновения воле жюри, являющийся одновременно проявлением творческой независимости, получает широкий резонанс. И Делакруа, и Энгр не скрывают своего восторга перед художественными открытиями, которые они увидели в павильоне "Реализм". Курбе же, вконец измученный этой выставкой, долго более, а по выздоровлении чувствует необходимость на время покинуть Париж, чтобы восстановить силы и обогатиться новыми впечатлениями. Поэтому в 1856 году художник отправляется в путешествие по Бельгии и Голландии.
Высокий, сильный, с длинными чёрными волосами и окладистой бородой, Курбе был красив. Кроме того, художник обладал атлетическим телосложением и огромной физической силой, благодаря которой он мог с лёгкостью совершать даже самые, казалось бы, неимоверные поступки. Один из критиков писал : "Его природная мощь бьёт все мыслимые рекорды - это он орёт громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несёт с охоты самую крупную добычу, это он менее чем за 2 часа рисует пейзаж". Увы, художник частенько злоупотреблял своей физической силой, особенно в еде и питье. Причиной его смерти стал цирроз печени.
Салон 1857 года становится для Курбе местом очередного сражения : его картина "Девушки, отдыхающие на берегу Сены" была беспощадно раскритикована. Даже преданный друг Шанфлери обвиняет Курбе в отходе от принципов реализма...
Художник, чувствуя себя непонятым, покидает Париж и отправляется в путешествие по Германии. Сохранилось его полное горечи письмо другу, в котором есть строки : "Я волочусь по чужим краям, чтобы хотя бы мысленно обрести независимость, без которой не могу жить".
В 1861 году, по просьбе нескольких молодых художников, Курбе открывает свою мастерскую для более чем 30 начинающих живописцев и проводит курс лекций, во время которых дает совет : "1-ое : не делайте того, что делаю я. 2-ое : не делайте того, что делают другие. 3-тье : если бы вы делали даже то, что когда-то делал Рафаэль, - вы бы принесли в жертву своё собственное искусство, что равняется самоубийству. 4-ое : делайте только то, что видите и чувствуете сами".
В 1863 году Курбе отправляется на некоторое время в Сент, где знакомится с Коро (1796-1875), который приехал в эти места, чтобы спокойно поработать в уединении. Курбе не мешает "папаше Коро", он просто устраивается рядом и пишет всё, что попадается на глаза - пейзажи, цветы, портреты. Глядя на подёрнутые романтической дымкой лирические пейзажи, написанные мэтром в серебристо-серой гамме, Курбе заметил : "Я не такой мастер, как Вы, господин Коро. Поэтому я принуждён писать только то, что вижу".
В 1867 году в Париже открывается очередная Всемирная выставка. Художник снова организовывает свою персональную выставку в только что выстроенном на средства Брюйя павильоне, который превосходит по размерам предыдущий в 3 раза! Это получился настоящий дворец, в котором были представлены 133 полотна, 3 рисунка и 2 скульптуры работы Курбе. Позже художник скажет об этом павильоне : "Я ошеломил весь мир!".

Карикатура на Гюстава Курбе в парижском журнале "Pere Duchene"

В 1870 году Франция терпит поражение в войне с Пруссией, а Наполеон III попадает в тюрьму - Второй Империи пришёл конец. Через несколько месяцев, 18 марта 1871 года, начинается революционное правление Парижской коммуны, которая продержалась у власти до 28 мая, а её падение обернулось жестокими репрессиями. Незадолго до этого, в сентябре 1870 года, Курбе был избран президентом Федерации художников. Ему в обязанности вменялась, помимо прочего, и охрана исторических памятников Парижа. Во времена Коммуны Курбе становится депутатом от народа. Именно тогда коммунары разрушают знаменитую Вандомскую колонну, которая в их глазах является символом бонапартизма. Художник поддается всеобщей эйфории : "Париж сегодня - настоящий рай, не видно ни полиции, ни малейшей глупости в поведении граждан, никакой обдираловки, никаких драк... Так должно быть всегда".

Однако после рая наступает ад. Коммуна раздавлена, а Курбе попадает в тюрьму. Его обвиняют, прежде всего, в том, что он был инициатором разрушения Вандомской колонны, хотя, учитывая своё общественное положение, обязан был воспрепятствовать подобному глумлению над историческим памятником.
Освобожденный лишь 6 месяцев спустя, 2 марта 1872 года, художник сразу же выезжает в Орнан.
В 1873 году Народное собрание решает восстановить колонну и обязывает Курбе из своего кармана покрыть все связанные с этим финансовые затраты. Имущество художника было описано, его картины конфискованы. Курбе вынужден эмигрировать в Швейцарию. Художник пытается спасти хотя бы некоторые свои работы, но тщетно : похоже, что новые власти Франции задались целью уничтожить художника, в свое время прославившего страну...
Курбе старается не падать духом, много работает, однако из-под его кисти выходят, в основном, натюрморты, продажа которых должна покрыть расходы на строительство злополучной колонны.
На протяжении 1877 года состояние здоровья Курбе ухудшается, и 31 декабря художник умирает. "Когда я умру, скажите : он никогда не принадлежал ни к одной художественной школе, ни к одной церкви, ни к одной организации, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы", - так говорил выдающийся французский художник-реалист Гюстав Курбе.

40 работ

Курбе, Автопортрет (380*455)
Курбе, Автопортрет (Курбе с черной собакой) (380*330)
Автопортрет
(Мужчина с трубкой), 1849
Автопортрет (Курбе с чёрной собакой), 1842
47*37 см. 46*56 см.
Музей Фабр, Монпелье, Франция Пти Пале, Париж, Франция
835*1000 px 700*607 px
"В своей жизни я написал много автопортретов, пытаясь таким образом запечатлеть изменения, которые во мне происходили.
Одним словом - я писал свою жизнь"
(Гюстав Курбе)
Курбе, Раненный человек (380*296)
Курбе, Автопортрет в тюрьме Сен-Пелажи (380*484)
Раненный человек,
1844-1854
Автопортрет в тюрьме Сен-Пелажи, 1873
холст, масло 92*72 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей Гюстава Курбе, Орнан, Франция
700*545 px 591*752 px
Курбе, Похороны в Орнане (380*177)
Курбе, Послеобеденный отдых в Орнане (380*283)
Похороны в Орнане,
1849-1850
Послеобеденный отдых в Орнане, 1848-1849
315*668 см. 195*257 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей изящных искусств,
Лилль, Франция
1000*467 px 1000*744 px
"Видел ты когда-нибудь что-либо подобное по своей силе?!
Вот это - новатор, революционер!"
(Эжен Делакруа о работе "Похороны в Орнане")
Курбе, Веяльщицы (380*298)
Курбе, Девушки, отдыхающие на берегу Сены (380*318)
Веяльщицы, 1855 Девушки, отдыхающие на берегу Сены, 1856-1857
131*167 см. 174*206 см.
Музей изящных искусств,
Нант, Франция
Пти Пале, Париж, Франция
1000*785 px 799*668 px
"Ах, эти девушки! Спокойствие, вот-вот прорвущееся безудержной страстью, свободные позы, которые не удались Мане в его "Завтраке", перчатки, браслеты, укладывающийся волнами шёлк юбок и этот оттенок рыжего цвета... Горячие жемчужины пота... И как же точно всё это передано! Да они совершенны, невзирая даже на своё телосложение! Вполне возможно, что это - две самые прекрасные картины нашего времени"
(Поль Сезанн о работе "Девушки, отдыхающие на берегу Сены")
Курбе, Купальщицы (380*447)
Курбе, Встреча (Здравствуйте, господин Курбе) (380*339)
Купальщицы, 1853 Встреча (Здравствуйте, господин Курбе), 1854
227*193 см. 129*149 см.
Музей Фабр, Монпелье, Франция Музей Фабр, Монпелье, Франция
640*752 px 700*625 px
Курбе, Пейзаж с метрвой лошадью (380*311)
Курбе, Портрет Зелии Курбе (380*465)
Пейзаж с мёртвой лошадью Портрет Зелии Курбе,
ок. 1846
холст, масло; 45*56 см. холст, масло; 56*46 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
1000*818 px 818*1000 px
Курбе, Мастерская (380*224)
Курбе, Сон (380*252)
Мастерская
(Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей художественной жизни), 1855
Сон, 1866
359*598 см. 135*200 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Пти Пале, Париж, Франция
1000*589 px 1000*663 px
"Люди, которые любят высказывать своё мнение по любому поводу и просыпаются среди ночи со страстным желанием что-нибудь обсудить и, конечно, осудить, эти люди получат массу удовольствия, увидев мою новую картину!" (Курбе в письме Шанфлери о "Мастерской")
Курбе, Лежбище косуль у ручья Плезир-Фонтен (380*316)
Курбе, Скалы в Этрета после грозы (380*304)
Лежбище косуль у ручья Плезир-Фонтен, 1866 Скалы в Этрета после грозы, 1869
174*209 см. 133*162 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей д'Орсэ, Париж, Франция
700*583 px 1000*801 px
Курбе, Волна (380*269)
Курбе, Гамак (380*275)
Волна, 1869 Гамак, 1844
117*160,5 см. 71*97 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария
698*494 px 1000*724 px
"Его пенистая грива, его прилив, который берёт своё начало откуда-то из самых глубин мироздания...
Над ним - бесконечное небо, покрытое бледными шероховатыми облаками...
Это море выплёскивается из картины.
Смотрите : по всему павильону разлетаются капли..."
(Сезанн)
Курбе, Борцы (380*504)
Курбе, Крестьяне из Флаже, возвращающиеся с ярмарки (380*286)
Борцы, 1853 Крестьяне из Флаже, возвращающиеся с ярмарки, 1850-1855
252*198 см. 205*257 см.
Музей Шепмевешети,
Будапешт, Венгрия
Музей изящных искусств, Безансон, Франция
567*752 px 700*526 px
Курбе, Прудон со своими детьми (380*290)
Курбе, Бодлер (380*317)
Прудон со своими детьми, 1865 Бодлер, 1847
147*198 см. 53*61 см.
Пти Пале, Париж, Франция Музей Фабр, Монпелье, Франция
500*382 px 1000*834 px
Курбе, Джо, ирландская женщина (380*319)
Курбе, Игра в шашки (380*282)
Джо, ирландская женщина (Прекрасная ирландка), 1865 Игра в шашки, 1844
57*66 см.  
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
 
700*587 px 1000*741 px
Курбе, Девочка с чайками, Трувиль (380*480)
Курбе, Портрет графини Кароли (380*474)
Девочка с чайками, Трувиль, 1865 Портрет графини Кароли, 1865
  холст, масло
Частная коллекция Частная коллекция
600*758 px 550*686 px
Курбе, Пляж в Нормандии (380*253)
Курбе, Женщина в белых чулках (380*304)
Пляж в Нормандии, 1872 Женщина в белых чулках, 1861
  холст, масло; 65*84 см.
Национальная художественная галерея, Вашингтон, США Фонд Барнса,
Мерион, Пенсильвания, США
570*380 px 1000*801 px
Курбе, Начало мира (380*311)
Курбе, Купание двух обнаженных женщин (380*284)
Начало мира, 1866 Купание двух обнажённых женщин, 1858
холст, масло; 55*46 см.  
Музей д'Орсэ, Париж, Франция  
1000*818 px 794*594 px
Курбе, Женщина с попугаем (380*288)
Курбе, Спящая обнаженная (380*296)
Женщина с попугаем Спящая обнажённая, 1865
   
   
1000*758 px 1000*780 px
Курбе, Автопортрет (380*309)
Курбе, Каменотёсы (380*232)
Автопортрет, 1843 Каменотёсы, 1849
  257*165 см.
Частная коллекция Художественная галерея, Дрезден, Германия
450*366 px 1000*610 px
Курбе, Река в горах (380*318)
Курбе, Корзина цветов (380*285)
Река в горах, 1872-1873 Корзина цветов
   
   
1000*836 px 1000*750 px
Курбе, Портрет Гектора Берлиоза (380*487)
Курбе, Портрет Альфреда Брюйя (380*476)
Портрет Гектора Берлиоза, 1850 Портрет Альфреда Брюйя
  91*73 см.
   
587*752 px 600*751 px
Курбе, Портрет спящей Жюльет Курбе (380*280)
Курбе, Баррикада (380*279)
Портрет спящей Жюльет Курбе Баррикада
   
   
1000*736 px 787*577 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru