Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 30  
Эдгар Дега

19 июля 1843 (Париж, Франция) -
27 сентября 1917
(Париж, Франция)

В честь Дега назван кратер на Меркурии

Эдгар Дега происходил из старинной и богатой семьи из высших слоёв французского общества. В 20 лет он решил, что будет художником. И он им стал, одним из самых знаменитых за всю историю живописи.

"Мне хотелось бы быть прославленным и одновременно неизвестным" (Эдгар Дега)
Родившийся 19 июля 1834 года в Париже, Илэр Жермен Эдгар де Га (в зрелом возрасте он изменил написание своей фамилии на Дега) был старшим из 5 детей. У него было 2 брата, Ашиль и Рене, и 2 сестры - Тереза и Маргарита. Отец, Огюст де Га, был банкиром и представлял в Париже финансовые интересы семьи, связанные с предприятием, основанным дедом художника Илэром де Га в Неаполе в начале 19 века. Илэр де Га происходил из старинной бретонской знати. Во время Великой Французской революции он в 1789 году эмигрировал в Италию, женился и заработал большое состояние.
Мать Эдгара Дега, Селестина Муссон, также была из довольно состоятельной семьи, разбогатевшей на хлопковых плантациях в США в штате Луизиана. Эта, вызывавшая у всех восхищение своей красотой, женщина, к сожалению умерла слишком рано, когда Эдгару едва исполнилось 13 лет. В то время он учился в знаменитом, расположенном в самом сердце Парижа лицее Луи-ле-Гран (Людовика Великого).
После получения аттестата в 1853 году Эдгар поступил на юридический факультет Парижского университета. Одновременно ему удаётся получить разрешение на копирование картин в Лувре. Таким образом, он учится живописи, копируя работы старых мастеров. Потребовалось всего 2 года, чтобы Эдгар отказался от мысли посвятить себя праву : он убеждён в своём призвании художника. В 1854 году он начинает посещать мастерскую Луи Ламота (1822-1869), одного из учеников великого Энгра (1780-1867). Отточенная техника Эдгара производит глубокое впечатление и на молодого Дега, во многом формируя направление его художественных поисков. В 1855 году юноша поступает в Школу изящных искусств, но надолго там не задерживается...
В 1856 году Дега выезжает к деду в Неаполь. Затем он посещает Рим и Флоренцию. Во время пребывания в Италии он изучает искусство Раннего Возрождения и копирует работы великих итальянских мастеров XVI века - Рафаэля (1483-1520), Джованни Беллини (1430-1516), Тициана (1489-1576), Паоло Веронезе (1528-1588). Свои картины и рисунки он присылает отцу, который верит в талант сына и поощряет его : "Повторяю тебе, работай систематически, иди по однажды избранному пути и будь уверен, что тебя ждут великие дела. Перед тобой прекрасное будущее, не засоряй голову сомнениями".
Огюст де Га, отец Эдгара, был утончённым и прекрасно образованным человеком. Он любил живопись и музыку, принимал у себя известных певцов-виртуозов, например испанского тенора Лоренцо Паганса. В живописи прежде всего ценил итальянских мастеров XV века. Регулярно водил сына в Лувр и к друзьям, у которых были ценные коллекции живописных полотен. Дега ещё в раннем детстве получил возможность познакомиться с коллекцией Ла Казе, в которой были картины Шардена (1699-1779) и Рембрандта (1606-1669). Дома у Эдуарда Вальпинкона, своего приятеля по лицею, он рассматривал картины Энгра (1780-1867). Огюст де Га приобщал сына к живописи, помогал ему советами и поддерживал в трудные минуты.
В 1859 году Дега возвращается во Францию. После длительного отсутствия молодой человек с трудом приспосабливается к парижской действительности и в следующем году с радостью опять уезжает к деду. За период с 1855 по 1860 год он пять раз посещает Италию.
Вернувшись на родину, он с пылом берётся за работу. Много копирует старых мастеров в Лувре, где в 1861 году и знакомится с Эдуардом Мане (1832-1883). Вскоре они становятся друзьями. Дега часто бывает дома у Мане и в его мастерской, они вместе посещают кафе "Гербуа", излюбленное место встреч будущих импрессионистов. Там можно было встретить Клода Моне (1840-1926), Огюста Ренуара (1841-1919), Альфреда Сислея (1839-1899) и Поля Сезанна (1839-1906). Дега отходит от академической тематики и обращается к реалистическим сценам, которые наблюдает на скачках и в Опере. Благодаря этому его живопись становится отображением нравов "высшего общества", к которому он принадлежит.
Франко-прусская война (1870-1871) прерывает эту безмятежную жизнь. Дега идёт добровольцем в национальную гвардию. Его командиром оказывается бывший коллега по лицею - Анри Руар. Война возобновляет эту дружбу, но убивает другую : на фронте погибает близкий друг Дега скульптор Жозеф Кувель.
"Хорошего вкуса не существует! Красивые вещи делаются бессознательно" (Эдгар Дега)
После войны, в 1872 году, Дега и его младший брат Рене на 5 месяцев отправляются в США. В Новом Орлеане они посещаю семью матери. "Мне всё здесь интересно. И у меня возникло столько идей и планов, что для их реализации мне надо было бы прожить 10 жизней. [...] Работаю не слишком много, но над сложными вещами. Делаю семейные портреты, которые нужно приспосабливать к требованиям заказчиков. Работать приходится при плохом освещении, кроме того, модели полны симпатии ко мне, но мало послушны. Они видят вне не художника, а двоюродного брата или племянника..." - пишет Дега из Луизианы.
В марте 1873 года художник возвращается в Париж. Всё своё время он посещает наблюдению за танцовщицами и их работой. Его картины начинают продаваться - в основном, при посредничестве маршана Дюран-Рюэля. В конце года Дега становится членом "Анонимного Общества Художников", которое весной 1874 года организует выставку, вошедшую в историю как первая выставка импрессионистов.
Для Дега эту выставку нельзя было назвать успехом, но от критиков ему досталось мало. Основанное "Общество" с 1876 года регулярно проводит выставки импрессионистов, и Дега принимает в них активное участие.
После смерти Огюста де Га принадлежащий семье банк становится банкротом. Эдгар оказывается в сложном финансовом положении. Привыкший к достатку, теперь он вынужден зарабатывать себе на жизнь живописью и выплачивать многочисленные долги семьи. В июне 1876 года он снова едет в Италию - урегулировать наследственные дела. Он пишет своему лондонскому маршану : "Когда я говорю, что нуждаюсь в деньгах более чем когда-либо, я не преувеличиваю..."
К счастью, участие художника в третьей выставке импрессионистов в 1877 году увенчалось успехом. Тем не менее, Дега находится в подавленном настроении. "Жить таким одиноким, без семьи, на самом деле слишком трудно. Я никогда не представлял, что мне придется так страдать. Я старею, здоровье слабеет, и я почти без денег. Очень плохо организовал себе жизнь на этой земле..." - жалуется он в этот период.
"Не помню, чтобы я ещё когда-нибудь испытал такое потрясение, как в 1876 году, когда я впервые увидел произведения этого художника. Для меня... открытие Дега было сродни обретению истинного сокровища (Шарль Гюисманс, 1880)
Сдержанный и вспыльчивый, замкнутый и болезненно скрытный, обладавший едким и беспощадным чувством юмора, Дега сам себя обрекал на одиночество. Его склонность к депрессии и откровенным издёвкам отпугивает от него многих друзей. Впрочем, он умел быть и душой компании - если хотел этого...
В 1884 году в Нормандии художник погружается в глубокую меланхолию. В это время он пишет : "Или всё дело в деревне, или это бремя моих 50 лет приводит к тому, что мне так тяжело? Людям кажется, что я весёлый, тогда как у меня апатия. Глупо улыбаюсь и чувствую, что через минуту скачусь по наклонной плоскости и упаду, закутанный в неудавшиеся пастели как в упаковочную бумагу".
Дега никогда не был женат и не имел детей. Он живёт один, при этом Зоя Клозье следит за домом и поддерживает ему компанию. Чувственная жизнь художника - настоящая пустыня. В молодости Дега в письмах упоминает о девушках, которые ему нравятся, но никогда не говорит о каком-либо удачно завершившемся романе. Исследователи его творчества допускают, что плотские потребности художник удовлетворял в публичных домах, - об этом могут свидетельствовать его картины, на которых представлены ожидающие клиента проститутки.
Дега так и не дождался большой взаимной любви, но судьба щедро одарила его женской дружбой : Берта Моризо (1841-1895), Мэри Кэссет (1845-1926) и Сюзанна Валадон (1865-1938) были, как и он, художницами. Когда он знакомится с Сюзанной Валадон, молодая женщина работает моделью. Именно Дега и Ренуар, убеждённые в её художественном таланте, уговаривают её заняться живописью. Дега - верный и преданный друг, но влюбляется он обычно на очень короткое время.
В 1886 году на выставке импрессионистов в Нью-Йорке представлены 23 работы Дега. В мае того же года он принимает участие в последней выставлен импрессионистов, в Париже, на улице Лафайет. Его картины хорошо продаются, и финансовое положение художника улучшается. Вскоре он даже может позволить себе покупать произведения искусства. В его коллекции полотна Делакруа, Энгра, Ван Гога и Сезанна.
Дега неутомимо работает. С 1880 года она работает над скульптурами, широко используя свой талант изображать движение. Кроме того, он занимается резьбой и пишет стихи. Ещё одним увлечением Дега стали фотографии. Он купил фотоаппарат и использовал его "с запалом, который вкладывал во всё, что делал", - вспоминал Даниэль Алеви. В середине 80-х годов Дега начал широко использовать пастель. Причина проста и печальна - у него быстро ухудшается зрение. Это отголосок его участия в военных действиях, во время которых он простудился и заболел конъюнктивитом... Однажды он обнаруживает, что почти ничего не видит в темноте - с тех пор газету при свете лампы ему читает Зоя.
В 1896 году благодаря завещанию художника-импрессиониста Гюстава Кайботта (1848-1894) 3 картины Дега попадают в национальное государственное собрание. Это свидетельство настоящего признания, но оно уже не радует художника... Он становится всё более одиноким. Постепенно уходят близкие люди : Эжен Мане умирает в 1892 году, через 10 лет после своего брата Эдуарда; Ашиль Дега, младший брат художника, умирает в 1893 году, Поль Вальпинкон - в 1894 году. Годом позже умирает Берта Моризо и сестра художника Маргарита. В 1896 году Дега теряет одного из самых верных и самых старших друзей - Эваристе де Валерне.
В этот же период дело Дрейфуса, несправедливо обвиненного в шпионаже в пользу Германии еврейского офицера, приводит к тому, что Дега ссорится с друзьями - супругами Алеви. Дега, так же, как и другой великий художник - Огюст Ренуар (1841-1919), уверен в вине Дрейфуса. На его защиту (который окажется полностью невиновным и будет реабилитирован в 1906 году) в числе других поднимутся импрессионист Клод Моне (1840-1926) и писатель Эмиль Золя (1840-1902).

Дега за работой

Проблемы со зрением неуклонно обостряются и вынуждают Дега оставить рисование и живопись. Он всё ещё пытается заниматься скульптурой. "Какая же это грустная старость без работы!" В 1912 году художнику приходится оставить отданный под снос дом, в котором он прожил 22 года. Эта перемена становится для него столь большим потрясением, что он полностью прекращает работать. В ближайшем окружении одна смерть следует за другой. В том же году умирают сестра Тереза и друг Анри Руар. Во время аукционных торгов полотно Дега "Балерины у станка" из коллекции Анри Руара в 1912 году было продано за 430 тысяч франков. Возвращаясь пешком домой, 78-летний художник говорит одному из друзей : "Видишь, ноги у меня ещё здоровые, держусь хорошо... После переезда в новый дом я не работаю... меня ничего не интересует... Удивительная старость, всё становится безразличным..."

Глухота углубляет чувство отчуждённости и меланхолию Дега. "Никуда не выходит, мечтает, ест, спит", - свидетельствует скульптор Поль Полен. 27 сентября 1917 год Дега умирает от воспаления лёгких. Его похоронили на кладбище Монмартра.

30 работ

Дега, Автопортрет (Дега с угольным карандашом) (380*483)
Дега, Голубые танцовщицы (380*382)
Автопортрет (Дега с угольным карандашом), 1854-1855 Голубые танцовщицы
81*64 см. 65*65 см.; бумага, пастель
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
787*1000 px 994*1000 px
Дега, Портрет Эдуарда Мане (380*615)
Дега, Музыканты в оркестре (380*511)
Портрет Эдуарда Мане Музыканты в оркестре, 1870-1871
  69*49 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Городской институт искусств, Франкфурт-на-Майне, Германия
618*1000 px 743*1000 px
Дега, Хлопковая контора в Новом Орлеане (380*302)
Дега, Урок танцев (380*424)
Хлопковая контора в Новом Орлеане, 1873 Урок танцев, 1873-1875
73*92 см. 85*75 см.
Музей изящных искусств,
По, Франция
Музей д'Орсэ, Париж, Франция
540*429 px 897*1000 px
Дега, Гладильщицы (380*346)
Дега, Молодые спартанки, вызывающие юношей на состязание (380*267)
Гладильщицы, 1884-1886 Молодые спартанки, вызывающие юношей на состязание, 1860-1862
76*81 см. 109*155 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*911 px 754*529 px
Дега, Четырнадцатилетняя танцовщица (380*509)
Дега, Таз (380*272)
Четырнадцатилетняя танцовщица, 1881 Таз, 1886
99 см.; бронза 60*83 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей д'Орсэ, Париж, Франция
747*1000 px 1000*717 px
Дега, Абсент (В кафе) (380*523)
Дега, Скаковая дорожка. Наездники-любители возле коляски (380*287)
Абсент (В кафе), 1876 Скаковая дорожка. Наездники-любители возле коляски, 1886-1887
92*68 см. 66*91 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей д'Орсэ, Париж, Франция
727*1000 px 750*566 px
Дега, Оркестр Оперы (380*461)
Дега, За туалетом (380*361)
Оркестр Оперы, 1867-1868 За туалетом, ок.1889
56,5*46 см. 56*59 см.; пастель
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
825*1000 px 1000*949 px
Дега, Сидящая танцовщица, поправляющая туфли (380*580)
Дега, Танцовщицы на репетиции (380*298)
Сидящая танцовщица, поправляющая туфли Танцовщицы на репетиции
47*31 см.; уголь, пастель, серая бумага 50*63 см.; пастель, картон
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
655*1000 px 1000*784 px
Дега, Художник-любитель (380*525)
Дега, Репетиция балета (380*279)
Художник-любитель, 1866 Репетиция балета, 1873
52*39 см. 46*61 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Художественный музей Фогг, Кембридж, Массачусетс, США
724*1000 px 1000*733 px
Дега, Репетиция на сцене (380*272)
Дега, Танцовщица с букетом цветов (Звезда балета) (380*472)
Репетиция на сцене,
1878-1879
Танцовщица с букетом цветов (Звезда балета), 1878
53*71 см. 81*66 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
 
1000*717 px 805*1000 px
Дега, Концерт в кафе : Песня собаки (380*474)
Дега, Певица в перчатке (380*482)
Концерт в кафе :
Песня собаки, 1875-1877
Певица в перчатке, 1878
55*45 см. 53*41 см.
  Художественный музей Фогг, Кембридж, Массачусетс, США
802*1000 px 788*1000 px
Дега, Танцовщицы у станка (380*507)
Дега, Эдгар Дега на площади Конкордия (380*251)
Танцовщицы у станка, 1888 Эдгар Дега на площади Concorde, 1875
130*97 см. 78*118 см.; холст, масло
Коллекция Филлипс,
Вашингтон, США
 
750*1000 px 1000*660 px
Дега, Женщина, расчёсывающая волосы (380*397)
Дега, После ванны (380*412)
Женщина, расчёсывающая волосы, 1884-1886 После ванны, 1896-1898
52*51 см.; бумага, пастель 64*59 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
 
958*1000 px 923*1000 px
Дега, Женщина, вытирающая шею (380*360)
Дега, Женщина в ванной (380*390)
Женщина, вытирающая шею, 1898 Женщина в ванной, 1886
62*65 см. 70*70 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей Хилл-Стид (Hill-Stead), Фармингтон, Коннектикут, США
1000*947 px 947*1000 px
Дега, В ванной : Женщина, моющая спину (380*548)
Дега, У модистки (380*345)
В ванной : Женщина, моющая спину, 1887 У модистки, 1885
бумага, пастель 99*109 см.
Академия искусств,
Гонолулу, Гавайи, США
Институт искусств,
Чикаго, США
694*1000 px 1000*907 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru