Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 26

 
Андре Дерен

17 июня 1880
(Шату, Париж, Франция) -

14 июля 1954 (Париж, Франция)

Андре Луи Дерен родился 17 июня 1880 года в Шату - пригороде Парижа. Родители будущего художника мечтали, что он станет военным или инженером. Но сын не спешил оправдать их ожиданий. В школе Анри учился неважно, особенно тяжело ему давались точные науки. Зато учитель рисования не мог нарадоваться на талантливого ученика и щедро ставил ему наивысшие баллы. Со временем Дерена увлекла живопись, и в возрасте 19 лет он записался в мастерскую Карьере. Там он встретил Анри Матисса и Альберта Марке.
В 1990 году Дерен знакомится с Морисом де Вламинком и подпадает под обаяние его сильной личности. Между художниками завязываются тёплые дружеские отношения. Зимой 1900 года они снимают помещение заброшенного ресторана в Шату и добиваются разрешения использовать его в качестве мастерской. Вскоре эта мастерская получила название "Школа Шату" и стала одним из центров фовизма. Молодые художники боготворили Дерена и Вламинка и считали за честь познакомиться с ними. Однако всё это продолжалось недолго. В сентябре 1901 года Дерен был призван на военную службу. Вплоть до своей демобилизации через 3 года он вёл оживленную переписку с Вламинком.
"Фовизм был нашим боевым крещением... Цвета являлись динамитом, который взрывался светом" (Андре Дерен)
Летом 1905 года Дерен прибывает в Коллиур вместе с Матиссом, который уговаривает его выставить свои картины в Осеннем салоне. Весной 1906 года Дерен уезжает в Лондон, где открывает для себя живопись Уильяма Тёрнера и увлечённо рисует виды Гайд Парка. По возвращении в Париж осенью того же года он поселяется на Монмартре и знакомится с Пикассо и своей будущей женой - Алис Жери... Постепенно Дерен отходит от фовизма, всё больше сближаясь с кубистами, но ему ещё предстояло найти себя в новой живописи. Иначе говоря, он должен был отказаться от приоритета ярких цветов в пользу геометрических форм, сочетание которых давало наибольшую возможность приблизиться к объёмному изображению...
Смерть художника была трагической, но вряд ли случайной : 14 июля 1954 года на одной из парижских улиц он бросился под колёса автомобиля...

В 1905 году на парижском Осеннем Салоне группа молодых художников шокирует публику своими картинами, охарактеризовать которые в двух словах можно как "буйство красок". Критика тут же объявляет о рождении нового направления в живописи, хотя фовизм (именно так назвали это направление) так и останется без чёткой эстетической программы и точного определения.

 

Анри Руссо "Нападение ягуара на лошадь"
(1910, Музей им. А.С. Пушкина, Москва, Россия)

Картины Анри Руссо (Таможенника) натолкнут критика Вокселя на сравнение фовистов с "дикими зверями"

"Фовизм - это не школа, и даже не какая-то система. Это лишь случайная совокупность тенденций, декларируемых несколькими молодыми независимыми художниками, отразившая художественные поиски той эпохи. Единственное, что остаётся непонятным, - как молодым, амбициозным мастерам, каждый из которых - самодостаточная и одарённая личность, удалось достичь такого завидного единодушия во взглядах на искусство", - с удивлением констатирует современный исследователь Жан Леймари. Фовизм действительно не был каким-то организованным движением. Его принципы зародились в результате творческого взаимодействия молодых мастеров, обладающих разными художественными темпераментами, но объединённых общими задачами.
Все эти художники достаточно тесно связаны между собой. Анри Матисс (1869-1954) и Альбер Марке (1875-1947) подружились ещё в 90-ые годы XIX столетия. В 1898 году, во время обучения в мастерской художника Эжена Карьере (1849-1906), они познакомились с Андре Дереном (1880-1954). В 1900 году Дерен представляет приятелям Мориса де Вламинка (1876-1958), а 5 годами позже Марке приводит в компанию Рауля Дюфи (1877-1953) и Жоржа Брака (1882-1963). С того времени, независимо от того, работают ли они каждый сам по себе или тесно сотрудничают, этих художников объединяет одинаковый подход к живописи. Их страсть - это чистые, насыщенные цвета, искренние, свободные тона, а также выразительные контрасты. Почва для подобных воззрений была уже тщательно подготовлена : многие художники ещё в конце XIX века использовали чистые тона и локальные цветовые пятна. В результате их поисков цвет выделился в самодостаточный, исключительный, с точки зрения художественной выразительности, элемент, влияющий на сферу чувств и вызывающий целый спектр эмоций. Таким образом, эти живописцы определили направление, по которому и двинулись фовисты - представители нового поколения европейских художников.
Покидая свои мастерские и выходя на пленэр в поисках "настоящей жизни и чистой натуры", импрессионисты, наверное, первыми предложили использовать чистые (несмешанные) цвета, пытаясь добиться максимальной выразительности изображения. Фовисты идут ещё дальше. Они решительно отбрасывают пространство, свет и натурализм - элементы, по-прежнему высоко почитаемые их предшественниками, за исключением, разве что Ван Гога (1853-1890) и Гогена (1848-1903), которых фовисты ставят выше всех остальных мастеров того поколения и считают провозвестниками нового подхода к цвету и живописи.

 

Ван Гог "Ирисы"
(1889, Музей Гетти, Лос-Анджелес, США)

От Ван Гога фовисты унаследуют прежде всего чувствительность к цвету

Ван Гог рекомендовал "произвольно использовать чистые цвета", а также "оставлять кое-где непрокрашенные фрагменты, неоформленные углы и "случайные" мазки". Во время ретроспективной выставки голландского мастера в марте 1901 года в парижской галерее Бернхейм-Жён Вламинк и Дерен открывают искусство Ван Гога и объявляют себя наследниками его творческого метода.
В формировании эстетических принципов фовизма решающую роль сыграл также Поль Гоген. Особенно отчётливо его влияние проявилось в уходе фовистов от натуралистической концепции изображения натуры, а также в их увлечении искусством древних цивилизаций и так называемых "примитивных" народов. Идя вслед за этим мастером, фовисты откажутся от перспективы и от импрессионистической техники как таковой, строя каждую свою композицию на сочетании цветовых пятен, обведённых тонкой (а иногда - жирной) линией. Гоген так же, как и Ван Гог, подвергал сомнению необходимость смешивания красок, объясняя это так : "Зелёный, смешанный с красным, не даёт в результате красно-коричневого цвета. Вместо него мы видим обычно лишь два вибрирующих, абсолютно несчастных в своей невыразительности, оттенка. Следует накладывать чистые цвета рядом, а не смешивать их. Так, если красный положить рядом с зелёным, а с другой стороны добавить немного жёлтого, - мы увидим 3 оттенка, которые обогащают друг друга и усиливают интенсивность первого, то есть - зелёного." Впоследствии Матисс и Дерен станут самыми пылкими приверженцами "цветовых теорий" Гогена. Этот мастер укажет путь и другим художникам, стремящимся уйти от традиционной живописи. Так, в 1899 году Поль Синьяк (1863-1935) в своей аналитической работе "От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма" раскрывает принципы дивизионизма - направления, главным творческим методом которого был пуантилизм, пропагандируемый другом Синьяка - Жоржем Сёра (1859-1891). Это метод предполагает письмо чётко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Практически все фовисты рано или поздно обращались в своём творчестве к дивизионизму Синьяка и Сёра.

 

Поль Гоген "На краю пропасти" (1888, Музей декоративных искусств, Париж, Франция)

Фовисты оказываются верными последователями Гогена - особенно в том, что касается его отношения к цвету и форме. Матисс и Дерен унаследуют от него обведённые контуром яркие цветовые плоскости

Можно смело утверждать, что фовизм как явление в живописи возник под влиянием самых разных тенденций, причём не только современных. Многие из фовистов прошли курс обучения в мастерской Гюстава Моро (1826-1898) - выдающегося художника-символиста, талантливого педагога, профессора парижской Школы изящных искусств, который умел прививать своим ученикам интерес к искусству прошлого, даже если принципы этого искусства шли вразрез с его собственными принципами и интересами. Матисс и Марке часто вспоминали слова маэстро Моро : "Цветом следует мыслить. Если у вас нет воображения, вы никогда не получите красивого цвета".
Посетители выставки 1905 года увидели в работах фовистов в основном эксцентрику, шутовство, безумие, дикость, неумелость или желание оскорбить вкус культурной публики. Камиль Моклер (1872-1945), репортёр "Фигаро" (а в недалёком будущем - известный французский писатель-символист), в своём отчёте о посещении Салона возмущённо заметил : "Было такое ощущение, что на головы публики была вылита банка жёлтой краски". Луи Воксель будет удивлен контрастом между полотнами "взбесившихся цветов" и двумя классическими бюстами работы Альбера Марке, выставленными в том же зале. "Эти натуралистические бюсты на фоне жуткой оргии цвета смотрятся как скульптуры Донателло в клетке диких зверей!"
Насыщенные, живые цвета и расцарапанные, словно кровоточащие, поверхности картин фовистов воспринимаются зрителями как вершина агрессивности. Марсель Николь, обозреватель газеты "Журналь де Руан" признаётся, что эти картины напоминают ему "варварские в своей наивности и неумелости первые живописные работы ребёнка, которому на Рождество преподнесли коробочку красок"...
Термин "фовизм" в полной мере отражает реакцию современников на чересчур яркую выразительность красок. Но молодых художников как раз и сплотила эта тяга к колористическим контрастам, "бешеным" композиционным ритмам, к поиску новых импульсов в творчестве.
После распада объединения жизнь каждого из мастеров пошла своим путём; из работы приобретали известные коллекционеры и крупнейшие музей мира.
Немалая заслуга фовизма состоит в том, что он стал средой, которая воспитывала молодых художников в начале XX века. Фовизм олицетворял путь естественного развития искусства - без принуждения и ограничений.

 

Поль Синьяк "Гавань в Марселе"
(1906, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия)

Все фовисты так или иначе будут подвержены влиянию дивизионизма Сёра и Синьяка

Фовизм очень скоро распространяется за пределами Франции и обретает международную популярность. Художественные поиски французских фовистов не оставили равнодушными таких художников, как Василий Кандинский (1866-1944) и Алексей Явленский (1864-1941), которые в своём творчестве соединяли элементы символизма и экспрессионизма и, вслед за Матиссом и его коллегами, в основу своих произведений закладывали мощные цветовые эффекты, усиленные чёрными контурами. Немецкие экспрессионисты - Отто Дикс (1891-1969) и Эмиль Нольде (1867-1956), также черпали вдохновение из творчества "дикарей". Но и сами фовисты не зацикливались на собственных принципах и с внимание относились к другим направлениям. Вламинк одно время подпадает под влияние немецких экспрессионистов, а Брак, оставив фовизм, станет основоположником кубизма... После Второй мировой войны нью-йоркские абстракционисты заново откроют стилистическую концепцию фовизма и, подобно Марко Ротко (1903-1970), с его перетекающими друг в друга цветовыми плоскостями, будут анализировать роль цвета как мощного инструмента для раскрепощения подсознания.

26 работ

Андре Дерен, Автопортрет (380*521)
Андре Дерен, Мост Фрианс (380*308)
Автопортрет Мост Фрианс, 1906
   
   
730*1000 px 531*430 px
Андре Дерен, Мост Чаринг Кросс, Лондон (380*303)
Андре Дерен, Лондонская гавань (380*261)
Мост Чаринг Кросс, Лондон, 1906 Лондонская гавань, 1906
   
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
1000*809 px 720*495 px
Андре Дерен (380*590)
Андре Дерен (380*277)
   
   
   
380*590 px 1000*728 px
Андре Дерен (380*422)
Андре Дерен (380*533)
   
   
   
495*550 px 713*1000 px
Андре Дерен (380*480)
Андре Дерен (380*388)
   
   
   
435*550 px 538*550 px
Андре Дерен (380*482)
Андре Дерен (380*356)
   
   
   
591*750 px 587*550 px
Андре Дерен, Поворот дороги в Эстаке (380*250)
Андре Дерен, Вид в Коллиуре (380*309)
Поворот дороги в Эстаке, 1906 Вид в Коллиуре, 1905
129,5*195 см.  
  Музей современного искусства, Париж, Франция
1000*658 px 1000*813 px
Андре Дерен, Танцующая дорога в горах (380*306)
Андре Дерен (380*299)
Танцующая дорога в горах  
   
   
591*750 px 1000*788 px
Андре Дерен (380*268)
Андре Дерен (380*315)
   
   
   
1000*706 px 1000*829 px
Андре Дерен (380*290)
Андре Дерен (380*280)
   
   
   
1000*762 px 1000*738 px
Андре Дерен (380*308)
Андре Дерен (380*483)
   
   
   
725*588 px 788*1000 px
Андре Дерен (380*471)
Андре Дерен (380*163)
   
   
   
806*1000 px 1000*429 px
Андре Дерен, Танцовщица (Женщина в рубашке) (380*468)
Андре Дерен (380*255)
Танцовщица (Женщина в рубашке), 1906  
100*81 см.  
Национальный музей,
Копенгаген, Дания
 
574*707 px 720*484 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru