Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 34  
Марсель Дюшан

28 июля 1887
(Бленвиль, Франция) -
2 октября 1968
(Нейи, Франция)

Марсель Дюшан, уроженец Нормандии, сын преуспевающего нотариуса, получивший хорошее воспитание и классическое образование, с необычайной уверенностью в себе и шиком, присущим всем великим, отправился в увлекательное путешествие по миру искусства, взяв себе в спутницы и сделав своими музами Иронию и Эротику.

Семейное гнездо Дюшанов в нормандском местечке Бленвиле представляет собой типичное поместье французских провинциальных буржуа XIX века. Просторный дом, окружённый парком, уют, покой, порядок и безопасность - вот главные достоинства имения Эжена Дюшана и его жены Мари Каролин Николь. В семье состоятельного нотариуса, пользовавшегося уважением во всей округе (в 1895 году он станет мэром Бленвиля), к моменту рождения Марселя 28 июля 1887 года было уже 2 сыновей - Гастон и Ремон. После Марселя на свет появятся его сёстры : сначала Сюзанна, а затем - близнецы Ивонна и Магдалена.
"Выставленные в музее и представленные как произведения искусства, ready-made предлагали своим зрителям новую тайну - не тайну богатой души, которая выражает себя в материи, а тайну, рождающуюся из присутствия в пространстве музея или галереи объекта, который все знают, который все, возможно, использовали : индустриального объекта. Некоторые до сих пор считают, что речь шла о шутке, полностью в духе провокаций, которые, к примеру, так любили дадаисты. Никто не может сказать наверняка, сыграла ли ирония какую-то роль в этом дюшановском жесте профанации. Но мы, во всяком случае, должны констатировать, что эта шутка (если это шутка) вошла с тех пор в культуру как одно из самых знаменательных событий нашего века" (Жак Леенгардт, исследователь искусства, о "Фонтане").
Семейная жизнь Дюшанов течёт спокойно и размеренно. Родители поощряли увлечение детей чтением, музыкой, шахматами и, конечно, рисованием. Это последнее занятие было возведено в культ - благодаря дедушке Марселя, отцу его матери, который в своё время был довольно известным живописцем и графиком. Его картинами и рисунками были увешаны все стены в доме Дюшанов. Неудивительно, что Марсель, с раннего детства пребывавший в атмосфере свободного творчества, уже в 15 лет начал писать вполне приличные картины в манере импрессионизма.
Пока Марсель проходил общеобразовательный курс в бленвильской школе, его старшие братья отправляются покорять художественный Олимп. Гастон ради живописи оставляет учёбу на юридическом факультете, а Ремон отдаёт предпочтение скульптуру перед медициной. Заручившись горячей поддержкой матери, культивировавшей в детях память о деде-художнике, и обещанием отца "помочь материально на 1-ых порах", братья Дюшаны выезжают в Париж.
Марсель не заставит себя долго ждать и по окончании школы в 1904 году отправляется следом за ними. 17-летнего юношу радушно принимают в художественных кругах, где вращаются Гастон и Ремон. Кстати, по прибытии в столицу оба они взяли себе псевдонимы в честь любимого поэта Франсуа Вийона - 1-ый подписывал картины именем "Жак Вийон", а 2-ой помечал свои скульптуры витиеватой надписью "Р.Дюшан-Вийон".
Скорее для проформы, чем испытывая острую необходимость в изучении живописи, Марсель Дюшан записывается в Академию Жюлиан, известную тем, что её выпускниками были многие набиды и фовисты. Курсы теории и истории искусства мало интересуют молодого человека, он посещает занятия в Академии лишь для того, чтобы пообщаться со своими коллегами-студентами и договориться с ними о встрече вечером. Молодые кутилы с гораздо большим мастерством управляются с бильярдным кием, чем с углём на занятиях рисунка. Дюшан, подобно многим благовоспитанным провинциальным мальчикам, не в силах был противостоять соблазнам большого города, которые обрушились на него, словно гигантская лавина. Учитывая образ жизни, которые он вёл в 1-ые месяцы своего пребывания в Париже, провал на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств выглядит вполне закономерно. Тем более что его это совершенно не расстроило, поскольку уже тогда он открыто насмехался над "профессиональными художниками, которые обязательно страдают от отравления скипидаром".
С юности Дюшан руководствуется исключительно собственными представлениями о жизни, решительно отбрасывая всё "общепринятое" - в том числе и способ стать художником.
В 1905 году Дюшана забирают в армию; однако, по неизвестной причине, вместо положенных 3 лет он отслужит только год.
По возвращении в Париж Дюшан сначала какое-то время живет то у одного, то у другого брата, а затем перебирается в предместье Парижа - Нейи. Там он арендует дом с мастерской, где будет обитать на протяжении 6 лет - до начала 1913 года. В этот период он сотрудничает в качестве художника-карикатуриста с известными парижскими изданиями - "Ле Рир" ("Смех") и "Ле Курье Франсэ" ("Французский курьер"). Авторские подписи под рисунками, неизменно представлявшие игру слов, каламбур, шараду или ребус, предвосхищали характерные названия будущих произведений Дюшана. Не следует также забывать, что впервые мастер выставится именно как карикатурист - в 1907 году, на парижском Салоне художников-сатириков.
Период профессионального становления Дюшана проходил в тяжёлой борьбе мастера с самим собой и был временем колебаний и сомнений.
Позднее он сам признавался в этом : "Между 1906 и 1910 или 1911 годами я блуждал в потёмках между разными стилями и направлениями, цепляясь то за фовизм, то за кубизм, а порой принимался за более классические вещи". В личной жизни художник был куда более решительным. "В какой-то момент мне показалось неразумным взваливать себе на плечи непосильный груз в виде жены, детей, домика в деревне или автомобиля. К счастью, я понял это достаточно рано, что позволило мне довольно долго наслаждаться жизнью свободного человека, не испорченного "прелестями" семейного быта". В свои 22 года Дюшан уже имел репутацию убеждённого холостяка, обожающего женщин, но любыми способами уклоняющегося от женитьбы.
В 1908 году Жак Вийон становится членом квалификационной комиссии Осеннего Салона. Естественно, ему удаётся "протолкнуть" кандидатуру брата, и Дюшан впервые представляет свои картины на этом самом престижном художественном мероприятии Европы. И они не остались незамеченными. Гийом Аполлинер (1880-1918), Франтишек Купка (1871-1957), Хуан Грис (1887-1927), Александр Архипенко (1887-1964), Жан Меценже (1883-1956), Альберт Гляйзес (1881-1953) - это лишь немногие из тех творцов, чьих лестных отзывов удостоился дебютант Салона Марсель Дюшан.
На протяжении нескольких лет - в период с 1908 по 1913 год - Дюшан согласует своё творчество с эстетическими принципами главных художественных направлений того времени - постимпрессионизма, фовизма и кубизма. Гордый и амбициозный, он считает ниже своего достоинства пользоваться чужими открытиями и пытается вести самостоятельные художественные поиски. Приблизительно в 1910 году в сферу его интересов случайно попала так называемая "хронография" - метод графической регистрации физиологических процессов (в частности, движения), придуманный французским учёным-физиологом Этьеном Жюлем Мареем (1830-1904). В результате тщательного изучения этой методики появилась 1-ая версия картины под названием "Обнажённая, спускающаяся по лестнице". 2-ую версию Дюшан решил выставить на Салоне Независимых 1912 года.
Чтобы перевести картину из своей мастерской (в Нейи) в экспозиционный зал Салона, Дюшан нанимает лодку и переправляет её по Сене, тем самым избегая пошлины за ввоз товара в Париж. Однако его старания будут совершенно напрасными : квалификационная комиссия не пропустит картину. Меценже, ответственный за кубистический раздел экспозиции Салона, требует от Дюшана "немедленно вынести из здания эту пародию". Самолюбие художника было задето, но он не подал виду и молча выполнил требование. Позже он скажет : "В этот самый момент я избавился от прошлого. Я сказал себе : хорошо, если дела обстоят таким образом, значит, и речи быть не может о присоединении к какой-либо группе, я должен рассчитывать только на себя и быть самим собой!"
Дюшан начинает искать вдохновение не в работах предшественников и современников, а в окружающей жизни. Он много путешествует и, начиная с 1913 года, почти всё время находится в дороге. "В то время у меня появилось желание куда-нибудь уехать, - вспоминал Дюшан. - Мне стало душно в Париже, и я решил проветриться в Мюнхене - тем более, что один из мой знакомый, живописец коров, узнав о моих терзаниях, сразу сказал : "Езжай в Мюнхен". Я собрался и поехал. Несколько месяцев я жил в меблированной комнате в доме, на 1-ом этаже которого было что-то вроде артистического кафе, где часто собирались местные художники. В любом книжном магазине Мюнхена можно было найти книгу Кандинского "Живопись как чистое искусство", а в галерее на Одеонплац - купить картину Пикассо".
В том же, 1913 году, Дюшан, вместе с Франсисом Пикабия (1879-1953), его женой Габриэлой Пикабия и Аполлинером, посещает публичные чтения нового романа Ремона Русселя (1877-1933) "Впечатления от Африки". В тексте Русселя он находит подтверждение того, что в искусстве ещё существуют новые, неизведанные пути. "Именно "Впечатления от Африки" указали мне, в каком направлении я должен двигаться", - писал он позднее.
В конце 1913 года Дюшан устраивается на работу в парижскую библиотеку Сен-Женевьев. Там он открывает для себя историческую труды французского математика Анри Пуанкаре (1854-1912). Новые знания вскоре приведут к тому, что Дюшан откажется от живописи, выбирая иные формы художественного выражения, более соответствующие его собственной концепции искусства.
В то же время творчество Дюшана вызывает в обществе горячие дискуссии. В 1913 году, в Нью-Йорке состоялась большая выставка современного искусства - "Армори Шоу". В числе 1500 экспонирующихся работ была и отвергнутая парижским Салоном "Обнажённая спускающаяся по лестнице №2". Американская публика открывает для себя совершенно новое, неизвестное ей до сих пор искусство. Картина принесла Дюшану скандальную славу и весьма сомнительную в те времена репутацию "главного представителя современной живописи".

В возрасте 17 лет Марсель Дюшан покинул родительский дом и отправился в самостоятельное плавание по морю жизни. Ему суждено будет стать первопроходцем и ниспровергателем существующих в современном ему обществе моральных и эстетических ценностей.
Постулаты культуры и разума Дюшан считал обанкротившимися, лишёнными всякого смысла, и в этом он совпадал с жесткой авангардистской позицией дадаистов. Его идея заключалась в том, чтобы распроститься с цивилизацией, с её нормами и императивами, но не ради того, чтобы помечтать о блаженноё простоте или дикой энергии первобытного строя, а во имя новой культуры, иного уровня цивилизованности человека. Дюшан оказался предтечей или родоначальником позднего авангарда и постмодерна - и в качестве такового занимает почётное место в программах западного искусства конца XX века. Молодые американцы, которые знали его в 50-ые годы в Нью-Йорке, увидели в нём того, кто мог бы спасти их от тупика классического авангарда, ставшего музейным искусством и рыночным товаром.
Дюшан был самоучкой. Скептически настроенные критики язвительно замечают, что, скорее всего, именно этот факт заставил его с самого начала доказывать всем и вся необычайную современность свих взглядов, попутно критикуя традиционное искусство. Тем не менее, его 1-ые, ещё юношеские картины несут явный отпечаток влияния импрессионизма - в частности, стиля Моне, - без малейшего намёка на отрицание традиций. Эта тенденция появится в творчестве Дюшана уже в Париже, куда ему суждено было прибыть в самый разгар авангардистского движения. Мир уже открыл гений Сезанна, удивился "Авиньонским девицам" Пикассо, скрепя сердце принял фовистов во главе с Матиссом и, в конце концов, постепенно стал привыкать к мысли, что искусство может быть и таким.

 

Франсис Пикабия"Звездный танец на трансатлантическом пароходе" (1913)

Дюшан приблизился к кубизму под влиянием брата Рамона Дюшан-Вийона, который использовал кубистические приёмы в скульптуре. Однако после того как в 1912 году "Обнажённая, спускающаяся по лестнице" была отвергнута квалификационной комиссией Салона Независимых, в состав которой входили и кубисты, Дюшан решает, что его путь в искусстве - это путь одиночки-экспериментатора. Тем более, что он не желает, подобно своим коллегам, слепо подражать Матиссу или Пикассо.
Вскоре художник отдаляется от парижской аристократической среды даже географически, направляясь сначала в Мюнхен, а потом в Нью-Йорк. В 1925 году он признаётся : "Выставки живописи и скульптуры навевают на меня грусть. Я хотел бы избежать моего в них участия". Такая позиция приведёт Дюшана не только к революции в искусстве, но также и к изменению его отношения к человеческой личности.
Дюшан стремится к созданию своего собственного языка, кардинальному изменению самого процесса творчества и любой ценой хочет избежать использования методов и средств своих предшественников.
"Нежелание применять уже отработанные методики стало для меня навязчивой идеей", - подчёркивал он позже. Художник решительно отбрасывает эстетические каноны своего времени, несмотря на их безусловную новизну и актуальность, и в своих работах всё больше придаёт значение собственной личности и своему видению мира, то есть, открыто восстаёт против "объективности" искусства, предлагая взамен культ субъективного восприятия - как художника, так и зрителя.

 

Франсис Пикабия"Парад любви"
(1917, Частная коллекция)

"Миллионы художников творят, - писал он, - и только несколько тысяч из них вызывают осуждение или приятие зрителей, и ещё меньшему числу будет посвящено внимание потомков. В конечном счёте, художник может кричать на всех крышах, что он гений, но он должен ждать вердикта зрителя, чтобы его декларации обрели общественную ценность и чтобы, в конце концов, потомки поместили его в учебники по истории искусства. Я знаю, что эта точка зрения может не снискать одобрения у многих художников, которые отказываются от этой медиумической роли и настаивают на том, что находятся в полном сознании во время своего творческого акта, - и, тем не менее, история искусства основывает суждение о достоинствах произведения на наблюдениях, абсолютно не зависящих от рациональных объяснений художника. Если художник, как человеческое существо, исполненное лучших намерений по отношению к себе самому и всему миру, не играет никакой роли в суждении о его произведении, как можем мы описать феномен, заставляющий зрителя реагировать на произведение искусства?"
Личность творца и эмоциональная перекличка с личностью зрителя - вот что Дюшан ставил во главу угла современного искусства. Тем более что сам он был весьма интересной личностью - сложной, неоднозначной, непредсказуемой. Пьер Анри Роше вспоминал о Дюшане : "Он был непонятный, противостоял всем правилам и ограничениям. Благодаря своей эксцентричности, он стал лидером среди радикально настроенных художников Нью-Йорка и любимцем местной публики, которая каждое его творение воспринимала на ура. Помнится, даже Андре Бретон, повидавший на своём веку немало эксцентриков и обыкновенных психопатов, был обескуражен некоторыми выходками Марселя. К примеру, находясь в Париже в 1919 году, Дюшан сомневался, ехать ли ему в США, попросил у Бретона монетку и заявил : "Решка - еду сегодня же вечером в Америку, орёл - остаюсь в Париже..." А через много лет, в 1953 году, узнав о смерти своего друга Франсиса Пикабия, Дюшан помчался на телеграф, чтобы как он выразился, "утешить вдову". Можно представить себе состояние мадам Пикабия, когда вместо соболезнований она прочла в телеграмме : "Дорогой Франсис, до скорой встречи!"
Характер личности и образ жизни Дюшана, конечно, не могли не отразиться на его художественной деятельности. Но его творчество не сводится к обычному эпатажу и "голой" эксцентрике. Это целая система тщательно продуманных ходов и логически законченных комбинаций (не зря же Дюшан был шахматным гроссмейстером!). Ярким свидетельством этого "разумного" подхода к творческому процессу и искусству в целом может служить его единственный программный текст (Дюшан принципиально не писал никаких манифестов, не давал интервью и вообще тяготился известностью) - саркастическое открытое письмо к американской общественности, посвящённое скандальному экспонату, который представлял собой купленный в магазине сантехники писсуар, был послан на выставку скульптур в Нью-Йорке как произведение некоего (на самом деле несуществующего) художника Ричарда Матта и был отклонен устроителями выставки.
"Говорили, что любой художник, заплативший 6 долларов, будет показан на выставке.
М-р Ричард Матт прислал на выставку "Фонтан". Без всякого обсуждения этот предмет исчез и никогда не был показан. Какие были причины для того, чтобы отклонить "Фонтан" м-ра Матта?
1. Некоторые говорят, что этот предмет был аморален и вульгарен.
2. Другие считают, что налицо плагиат - просто сантехническое устройство.
Вообще это нелепость : аморального ничего нет в фонтане м-ра Матта, то есть не более чем в ванне для купания. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. Своими ли руками м-р Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Он выбрал его. Он взял обычный обиходный предмет и поставил его на такое место, где его обычный смысл исчез за новым обозначением, и возникла новая точка зрения - возникла новая идея этого предмета. Что касается сантехники, то это вообще чушь. Единственное, что придумала Америка в области искусства, так это её сантехника и её мосты".

Когда в 1914 году в Европе грянула война, Марсель Дюшан по состоянию здоровья был признан негодным к воинской службе. Годом позже он пересекает океан и, оказавшись в Нью-Йорке, с удивлением узнаёт, что является очень популярным в Америке художником. Луиза и Уолтер Эйренсберги - крупнейшие коллекционеры современного искусства - организовали в его честь грандиозный приём и предоставили в полное распоряжение несколько комнат в своём роскошном особняке. Дюшан быстро освоился в Нью-Йорке. "Оставив в прошлом воспоминания о Париже, где вынужденно вёл отшельнический образ жизни, в Нью-Йорке он словно вспомнил молодость и отчаянно ринулся в водоворот пьянства и иных сомнительных развлечений", - вспоминала Габриэль Пикабия.
Между тем, его слава в Америке уже граничит с истерией. Хозяева галерей наперебой предлагают ему эксклюзивные контракты. Однако у Дюшана больше нет желания заниматься живописью. В 1917-ом он принимает участие в выставке нью-йоркского Общества Независимых художников под именем д-ра Р.Матта (Richard Mutt). Заплатив 6 долларов за возможность экспонировать собственные произведения, Дюшан собрался показать зрителям обыкновенный писсуар, названный "Фонтаном". Устроители выставки не решились на такой смелый шаг, и писсуар затерялся в запасниках Общества (потом он был, конечно, найден и продан за огромные деньги). Художник откликнулся на это несправедливое решение письмом от имени всё того же доктора Матта, обвинил в нём всех и вся в консервативности и... отправился в Буэнос-Айрес. Из Аргентины в 1918 году Дюшан вернулся в Париж. Там он принялся за работу над картиной "L.H.O.O.Q." - пририсовал усы и бороду к портрету Джоконды да Винчи и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее.

L.H.O.O.Q.

[el][ash][o][o][ku]
[el][a][sho][o][ku]
"elle", "a", "chaud", "au", "cul"
"elle a chaud au cul"

"у неё жар между ягодицами"

1923 год становится поворотным в судьбе Дюшана : он забрасывает художественное творчество и посвящает себя исключительно шахматам, принимая участие в международных турнирах. Он живёт "между Парижем и Нью-Йорком", организовывает художественные вечера и, втайне от всех, на протяжении 20 лет, с 1946-го по 1966-ой, работает над своим последним произведением - "Дано...".

Съемка Eadweard Muybridge.

 

В 1927 году Дюшан женится на Лидии Саразен Левассор, но вскоре разведётся. И только в 1954 году, в возрасте 67 лет, решится на повторный брак. С Алексин Саттлер он проживёт до самой своей смерти.

Художник скоропостижно скончался от инфаркта 2 октября 1968 года в Нейи. Его прах перевезли в Руан, в семейный склеп. Эпитафию он придумал себе ещё при жизни : "Ну, наконец-то! А то всегда умирают другие".

34 работы

Марсель Дюшан, Rrose Selavy, фото Мана Рея (380*485)
Марсель Дюшан, Фонтан (380*364)
Rrose Selavy
(Эрос (ЭрРос) - это жизнь), Марсель Дюшан,
фото Мана Рея
Фонтан
  фарфор
Музей искусств,
Филадельфия, США
Частная коллекция
380*485 px 429*411 px
Творчество Дюшана неразрывно связано с его жизнью и, конечно, любовью. Некоторые из своих работ Дюшан подписывает шарадой "Rrose Selavy" - "Эрос (ЭрРос) - это жизнь!" Таким образом художник подчёркивает то, что и так легко прочитывается в его работах, а именно, важную, если не сказать, главную, роль эротики в жизни и искусстве. Когда 67-летний Дюшан женился на Алексин Саттлер (бывшей жене торговца картин Пьера Матисса), после 1-ой брачной ночи он попросил сделать ему памятный подарок : позволить снять гипсовый слепок с самой интимной части её тела.
Марсель Дюшан, Большое стекло (380*598)
Марсель Дюшан, Игра в шахматы, фото Мана Рея (380*285)
Большое стекло, 1912 Игра в шахматы,
фото Мана Рея
272,5*175,8 см.; масло, лак, пыль, олованная бляха на оконном стекле, между двумя кусками стекла  
Музей искусств,
Филадельфия, США
 
635*1000 px 597*448 px
Поражение на парижском Салоне, связанное с отказом квалификационной комиссии принять "Обнажённую...", равно как и неустанные поиски новых средств художественной экспрессии, склоняют Дюшана раз и навсегда оставить живопись. Художник без сожаления расстаётся с искусством, которое презрительно называет "сетчаточным" (то есть таким, которое приятно глазу), и приступает к созданию "более интеллектуальных объектов", главным преимуществом которых была бы не художественная выразительность, а сама идея. Он сосредоточился на мысли порвать с живописной фантазией, вернуться к реализму, не работая над произведениями с 0, а выбирая из быта, окружающего человека, какой-либо предмет и провозглашая его (немного доработав) "настоящим искусством".
Эксперименты в области формы (чертежи, исследования, теоретические выкладки), проведённые художником в этот период, были использованы им в работе "Большое стекло", иногда называемой также "Невеста, раздетая своими собственными холостяками".
Это произведение, которое считается программным и одним из лучших произведений Дюшана, - сложная и мастерски исполненная композиция : несколько "холостяков", помещённых в нижней части, домогаются "невесты", представленной наверху.
Каждый элемент тщательно продуман - художник делал многочисленные записи, касающиеся работы над произведением, из которых следует, что здесь нет ничего случайного. В прозрачном листе он с помощью бритвы в течение 10 лет процарапывал углубления и выдалбливал ямки. Затем заливал их жидким свинцом. По окончании работы стекло случайно разбилось. Однако, склеив его из получившихся кусков, Дюшан решил, что так ещё лучше.
Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q. (380*589)
Марсель Дюшан, Шахматы и Дюшан (380*379)
L.H.O.O.Q., 1930 Шахматы и Дюшан

19,7*12,4 см.

 
Частная коллекция  
380*589 px 500*499 px
Марсель Дюшан, Портрет отца художника (380*485)
Марсель Дюшан, Дано... (эскиз) (380*637)
Портрет отца художника, 1910 Дано... (эскиз), 1948-1949
92*73 см. 50*31 см.; гипсовый рельеф, раскрашенная кожа,
клей бархат
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей модерна,
Стокгольм, Швеция
494*630 px 597*1000 px
Жак Леенгардт : "Искусство, которое определяется отныне как эстетический опыт, делает зритель, которому художник должен лишь бросить вызов : делай своё произведение, то есть смотри на своё произведение. Представляй, исходя из того, что тебе дано, пусть это будет индустриально изготовленный объект. Когда всё будет дано, искусство будет жить деятельностью наблюдателей".
"Дано" - фундаментальное понятие для Дюшана. Произведение, над которым он работал на протяжении 20 лет и которое он никому не показывал до самой смерти, так и называется - "Дано : 1) водопад, 2) газовое освещение".
Работа над ним была настолько засекречена, что только почти четверть века спустя после смерти Дюшана, исследователи узнали, что моделью ему служила в Нью-Йорке в 4-ые годы бразильская скульпторша Мария Мартинс.
Леенгардт : "Здесь дано ирреальное изображение, сфабрикованное индустрией изображений : женщина, предлагающая себя, пейзаж в её корсете, отличающийся трафаретной банальностью - с маленькими белыми облачками на голубом небе, водопадом и небольшим озером. Всё дано, но всё недосягаемо. Гиперреализм этого женского тела, которое отвергли, - это лишь видимость гипотетической добычи, и зритель, помещённый в ситуацию наблюдателя, будто в peep-show, не имеет других ресурсов, кроме воображения. У него действительно возникает потребность пустить в ход всё своё воображение, Дюшан побуждает его к этому".
Марсель Дюшан, Шахматисты (380*290)
Марсель Дюшан, Портрет доктора Дюмушеля (380*613)
Шахматисты Портрет доктора Дюмушеля, 1910
  100*65 см.
  Музей искусств,
Филадельфия, США
1000*764 px 620*1000 px
"Я хотел создать статическую картину движения, движения, которое является абстракцией, дедукцией - чем угодно. Главное состоит в другом : без знания того, что фигура действительно спускается по ступенькам, этого движения не существует. Получается, что это именно глаза зрителя вносят в картину движение".
Марсель Дюшан, Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2 (380*624)
Марсель Дюшан, Куст (380*531)
Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2, 1912 Куст, 1910-1911
146*89 см. 127,5*92 см.
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей искусств,
Филадельфия, США
609*1000 px 715*1000 px
"Куст, принимающий здесь форму ореола, отсылает к Библии, когда Бог 1-ый раз предстал перед Моисеем и форме горящего куста и открыл ему его великую миссию. В своём произведении Дюшан использует этот библейский символ, чтобы подчеркнуть священное предназначение Богоматери... Сцена может рассматриваться как мистический ритуал, таинство превращения девушки в женщину" (Пьер Кабанн, историк искусств).
Марсель Дюшан (380*630)
Марсель Дюшан (380*501)
   
   
   
603*1000 px 758*1000 px
Марсель Дюшан, Из девиц в невесты (380*420)
Марсель Дюшан, Ивонна и Магдалена в кусочках (380*309)
Из девиц в невесты, 1912 Ивонна и Магдалена в кусочках, 1911
57*54 см. 60*73 см.
Музей современного искусства,
Нью-Йорк, США
Музей искусств,
Филадельфия, США
905*1000 px 1000*813 px
Марсель Дюшан (380*176)
Марсель Дюшан (380*299)
   
   
   
539*250 px 1000*787 px
Марсель Дюшан, Apolinere Enameled (380*262)
Марсель Дюшан, Весёлая вдова (Fresh Widow) (380*536)
Apolinere Enameled,
1916-1917
Fresh Widow
(Весёлая вдова), 1961
24,5*33,9 см. 1,9*52,3*10,2 см.; миниатюрное окно, крашеное дерево,
8 прямоугольников из кожи
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей модерна,
Стокгольм, Швеция
800*551 px 526*742 px
Марсель Дюшан, Соната (380*502)
Марсель Дюшан, Стоящая обнажённая (380*735)
Соната, 1911 Стоящая обнажённая, 1910
145*113 см. 60,1*38,1 см.; картон, гуашь
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей изящных искусств,
Руан, Франция
565*747 px 517*1000 px
Марсель Дюшан (380*492)
Марсель Дюшан, Большое стекло (380*509)
  Большое стекло, 1915-1923
   
  Музей искусств,
Филадельфия, США
539*698 px 403*540 px
Марсель Дюшан, Портрет доктора Фернана Трибу (380*474)
Марсель Дюшан (380*485)
Портрет доктора Фернана Трибу, 1910  
55*45 см.; картон, масло  
Музей изящных искусств,
Руан, Франция
 
499*622 px 392*500 px
Марсель Дюшан, Машинка для помола шоколада (380*478)
Марсель Дюшан (380*584)
Машинка для помола шоколада №2, 1914  
65*54 см.; холст, масло,
проволока, олово, графит
 
Музей искусств,
Филадельфия, США
 
500*629 px 498*766 px
Марсель Дюшан (380*534)
Марсель Дюшан (380*496)
   
   
   
711*1000 px 398*520 px
Марсель Дюшан, Портрет, или Дульсинея (380*498)
Марсель Дюшан (380*499)
Портрет, или Дульсинея, 1911  
146*114 см.  
Музей искусств,
Филадельфия, США
 
500*655 px 762*1000 px
Марсель Дюшан, Дано... (эскиз) (380*521)
Марсель Дюшан (380*202)
Дано... (эскиз), 1946-1966  
   
Музей искусств,
Филадельфия, США
 
380*521 px 1000*531 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru