Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 24  
Анри Тулуз-Лотрек

24 октября 1864
(Альби, Франция) -
9 сентября 1901
(Мальроме, Франция)

Тулуз-Лотрек прожил короткую, но яркую жизнь. Несмотря на своё увечье, он никогда не ждал от людей сострадания и сам смеялся над собой, опережая насмешки со стороны. Всего себя он посвятил искусству и работал ежедневно, без устали, невзирая на слабое здоровье.

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби - городе в юго-восточной части Центрального Французского Массива. Он был сыном графа Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Манфа и графини Адель, урождённой Тапье де Селейран. Отец будущего художника происходил из старинного аристократического рода, который с XII века жил в окрестностях Тулузы. Мать родилась во влиятельной семье государственных должностных лиц. Отец и мать художника были двоюродными братом и сестрой, но заключение браков между семьями Лотрек и Тапье не было редкостью. Некоторые исследователи считают, что болезненность и последующие увечья Анри в некоторой степени объясняются именно тем, что он был рождён в единокровном браке.
Тулуз-Лотрек получил всестороннее домашнее воспитание, надлежащее потомку одной из самых древних и благородных семей в стране. В 1872 году он начал обучение в элитном Лицее Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). Живой и темпераментный мальчик, он выглядел намного меньше своих сверстников. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь - казалось, всё предвещало грядущее несчастье. Отец был полной противоположностью сыну. Могучий мужчина, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вёл бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (2-ой сын, Ришар, умер, не дожив до года) пойдёт по его стопам. Увы, Анри была уготована совсем иная участь...
Мальчик страстно хотел быть похожим на отца. Охота, прогулки с собаками и верховая езда определяли ритм жизни молодого Лотрека. Тогда же появились его первые эскизы и акварели, демонстрирующие бесспорный талант их автора. Когда ему исполнилось 13 лет, отец подарил ему пособие по соколиной охоте с надписью : "Помни, мой сын, что жизнь может быть здоровой только на воле, среди природы. Неволя приводит к вырождению и смерти..."
"Разорвать с привычкой, с конформистской рутиной. Лотрек крикнул однажды : "Я не умею рисовать!" Это означало, что он по-настоящему нашёл свой штрих, свой рисунок и свой собственный язык" (Анри Матисс)
30 мая 1878 года Анри неудачно упал с низенького стула. То, что для другого подростка было бы всего лишь досадным эпизодом, для него стало трагедией : падение привело к перелому шейки левого бедра. Гипс. Недели неподвижности. Передвижение в инвалидной коляске.
Перепробованы все врачи и лекарства. Кости мальчика слишком хрупкие и плохо срастаются. Но и он сам, и любящая мать ещё надеялись на выздоровление. Чуда не произошло. Следующим летом история повторилась - во время прогулки Анри поскользнулся и упал в небольшой овражек. Перелом шейки левого бедра...
Он навсегда останется калекой, к тому же его ноги частично атрофируются, и он остановится в росте (рост взрослого Лотрека едва достигал 1,5 м.). Красивый мальчик превращается в уродливого юношу : непропорционально большая голова, огромный нос, коротенькие ножки...
Но Анри не падает духом. Он мужественно и со свойственным ему юмором пытается смириться со своей судьбой. Больной, прикованный к постели Лотрек пишет : "Рисую и пишу так много, насколько могу, пока рука не падает от усталости". Талант мальчика становится всё более явным, и мать начинает понимать, что перед ней будущий талантливый художник. Графиня Адель продолжает возить сына по различным оздоровительным лечебницам. Боли в ногам понемногу уменьшаются. В 1880 году Лотрек пишет о захватившей его "страсти к рисованию". В ноябре 1881 он сдаёт экзамен на степень бакалавра, но из-за неудержимого стремления заниматься только живописью прекращает дальнейшее обучение.
По совету Рене Пренсто - художника-анималиста и друга семьи, Тулуз-Лотрек в марте 1882 года начинает учиться у известного художника Леона Бонна (1833-1922). Мастерская Бонна была одной из самых известных в Париже. Мэтр без обиняков заявляет начинающему художнику : "В вашей работе что-то есть, в целом неплохо, но ваш рисунок просто-напросто ужасен!" Критика только подстёгивает Анри, и он с головой погружается в работу. Зимой 1882 года Бонна закрывает свою мастерскую, и Анри переходит к Фернану Кормону (1854-1924) - тоже признанному живописцу, специализирующемуся на исторической тематике. У Кормона Анри знакомится в Ваг Гогом (1853-1890), Эмилем Бернаром (1868-1941), Луизом Анкветино (1861-1932) и другими молодыми художниками. Между ними завязываются дружеские отношения, но вместе с этим зарождается и дух творческого соперничества. Постепенно друзья отходят от традиционного, консервативного стиля, преподаваемого Кормоном. Сначала они увлекаются импрессионизмом, но позже дают себя знать присущие им новаторские тенденции. Период проб и экспериментов в живописи совпадает с изменениями, которые происходят в стиле жизни Тулуз-Лотрека. Молодой художник открывает для себя Монмартр, в то время - бедный район Парижа, ставший обителью аристократической богемы, и царящую там непринуждённую атмосферу.
"Мы понимаем сейчас, что Тулуз-Лотрек казался нам слишком необычным лишь потому, что он был естественным до крайности (Тристан Бернард, 1913)
Летом 1884 года Лотрек покидает парижский дом родителей и перебирается жить на Монмартр, в квартиру молодого художника Рене Гренье, с которым он познакомился во время обучения у Кормона. В этом же доме на улице Фонтен на 1-ом этаже в 1879-1891 годах размещалась мастерская Дега (1834-1917), которого Лотрек считал одним из лучших современных мастеров.
Мать художника недовольна этим решением. Она боится, что без неё сын пойдёт по "кривой" дорожке. Однако он часто пишет её письма, и это немного успокаивает графиню Адель. "Мне скучно в барах, у меня нет желания выходить из дома, единственное, что остаётся делать - это писать картины и спать". Решение художника не вызывает восторга и у отца, который хотел бы видеть сына в более приличном районе, например, на Елисейских полях.
Вскоре выяснилось, что беспокойство родителей было совершенно оправданным : жизнь художника стала очень быстро меняться. В письмах, написанных весной и летом 1886 года, мы встречаем намёки на "пристрастие к бутылке". Случается даже, что он пишет матери о проведённых им ночах "на мостовой".
В конце XIX века Монмартр был ниспровергателем установленного порядка. В многочисленных кабаре и музыкальных барах постоянно ставилась под сомнение ценность социальных норм и запретов. Монмартр того времени - это также центр торговли "любовью". Тулуз-Лотрек открывает там совершенно особый мир, до сих пор ему неизвестный, и отражает его в своих работах. В письме, датированном декабрём 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что он рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся "за пределами дозволенного". Доходит даже до того, что он начинает подписывать картины псевдонимом, чтобы не компрометировать свою знаменитую семью.
Во время последних месяцев обучения у Кормона (завершившегося в начале 1887 года) Лотрек всё меньше времени стал уделять традиционным темам. Наряду с классической техникой письма он всё чаще применяет импрессионистические приёмы, оживляющие его рисунок. Прежде всего он выбирает тематику реалистического направления, которая и будет доминировать в его последующих работах : городские гуляния, уличные представления, танцевальные развлечения, цирк, кабаре, театр.
"Стучусь головой в стену! И всё это - для искусства, которое ускользает из рук и, может быть, никогда не будет мне благодарно за то, что я для него сейчас делаю" (Тулуз-Лотрек)
Демократические акценты и смелые образы приведут его в конце концов к отдалению от своего круга. Чем больше Лотрек отдаляется от аристократических кругов, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником неиссякаемого вдохновения. В середине 80-ых годов жизнь Лотрека становится преимущественно ночной. Он - постоянный посетитель кабаре "Мирлитон", владелец которого - его друг, певец и композитор Аристид Брюан (1851-1925). На протяжении долгого времени с ним находится его первая и, видимо, единственная любовь Сюзанна Валадон (1867-1938), которая была натурщицей Дега и Ренуара, а позже стала известной художницей. Монмартр того времени гремел по вечерам музыкой и был знаменит на весь Париж постоянными развлечениями и танцами. В "Мулен де ля Галетт" (1888), а позже в "Мулен Руж" (начиная с 1889) Лотрек с увлечением наблюдает за развязными па модного в то время канкана. Тогда же он знакомится со знаменитыми танцовщицами того времени и его "музами" - Ла Гулю, Джейн Авриль и Ша-Ю-Као. Художник не пропускает публичных домов Монмартра. Случается, что он проводит там по несколько недель подряд. Эти ночные похождения также становятся его источником вдохновения. Как он сам говорил : "Каждый вечер я иду работать в бар". Его лучший друг Морис Жуаян, подтверждая сказанное, уточняет : "Некоторые публичные дома стали его основной квартирой. Лотрек рисовал там без передышки, отмечая каждый случай из жизни обитательниц этих заведений".
Первая выставка работ Тулуз-Лотрека происходила в 1886 году, в кабаре "Мирлитон". В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло. Но только участие в брюссельской "Выставке XX-ти", где были выставлены 11 его работ, приносит ему подлинное признание. С этого момента Лотрек начинает активно заниматься своей карьерой художника. Он пишет матери, что "нужно выставляться, где только получится, потому что это единственная возможность быть замеченным".
Он не принимает участия в официальных парижских Салонах. Зато выставляется от "Салона Независимых", организованного под девизом "Без оплаты и наград", вместе с такими художниками, как Сёра, Синьяк и Писсарро. На 6-ом "Салоне Независимых" в марте 180 года Лотрек представляет "Танец в Мулен Руж" и "Мадмуазель Дио за пианино". После многих лет обучения в академическом духе Лотрек всё же приходит к авангарду. Но при этом он сохраняет определённую дистанцию от всех направлений, боясь за свою творческую независимость.

 

Эдуард Вюйар"Портрет Тулуз-Лотрека"
(1898, Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция)

Многообразное творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле (1890-1918) и Огюста Родена (1840-1917). Его портреты вдохновляли Эдуарда Мунка (1863-1944), для которого Тулуз-Лотрек был гением в написании портретов. С восхищением отзывался о мастере и другой гений - Пабло Пикассо.
Но не только художники отдавали должное Тулуз-Лотреку. Федерико Феллини (1920-1993) говорил о великом художнике : "Я всегда считал Лотрека своим братом и другом. Может быть, потому, что именно он предвосхитил кадровую сжатость фильма, а уже после него братья Люмьер сделали своё изобретение. А ещё, наверное, потому что его - как и меня - притягивали растерзанные и выброшенные существа".
К 1891 году окончательно формируется неповторимый стиль Лотрека. Он наконец стал художником, работами которого интересуются и любители живописи, и организаторы выставок, и издательства. Тепло принимает его творчество даже критика. Художник выставляется вместе с набидами и представителями других направлений авангарда.
В начале 1896 года парижская галерея Манжи-Жуаян организовывает большую выставку работ Тулуз-Лотрека. Но состояние здоровья художника ухудшается, что с каждым разом всё заметнее сказывается на его творчестве.
В последний период история жизни Тулуз-Лотрека из фарса превращается в трагедию. Образ жизни, который художник вёл на протяжении 10 лет, подорвал его и без того хрупкое здоровье. Лотрек всё чаще жалуется на слабостью В начале 1898 года он пишет : "Даже небольшое усилие становится невыносимым. Из-за этого страдает моё творчество, а мне так много ещё нужно сделать". Он становится всё более агрессивным и беспокойным. Присущие ему юмор и жизнелюбие покидают художника. Но он продолжает творить, творить со страстью, даже по ночам, которые нередко проводит за бутылкой вина. В таком состоянии он создаёт около 60 литографий, которые были представлены на выставке, посвящённой его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году. Художник засыпает прямо во время вернисажа, который удостоил своим присутствием будущий король Эдуард VII.
На протяжении всей зимы он страдает от алкоголизма, ставшего уже хроническим, от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. В марте 1899 года родственники помещают Тулуз-Лотрека в психиатрическую клинику под Парижем, в городке Нейи. Пребывание в больнице удручает его. "Я в неволе, а ведь там, где нет свободы, наступают вырождение и смерть!" - пишет он отцу. В мае Анри покидает клинику - и находит в себе силы для создания прекрасного альбома "Цирк".
В последующие 2 года его картины становятся всё более мрачными и меланхолическими. В этот период с ним рядом находится его дальний родственник Поль Вио, приставленный к нему родными для присмотра. Весной 1901 года, словно предчувствуя свою кончину, Лотрек наводит порядок в своей мастерской, заканчивает эскизы и подписывает все картины.

Могила Тулуз-Лотрека в Мальроме.

15 июля он покидает Париж вместе с Полем Вио. Состояние его здоровья ухудшается. У него отнимаются ноги. Мать увозит его в семейное поместью Мальроме. 9 сентября 1901 года в возрасте 37 лет он умирает у неё на руках.

24 работы

Тулуз-Лотрек, Мама художника за чтением (380*459)
Тулуз-Лотрек, Мадам Пупуль в спальне (380*479)
Мама художника за чтением, 1886 Мадам Пупуль в спальне, 1889
холст, масло  
Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция
 
828*1000 px 793*1000 px
Когда граф Альфонсо де Тулуз-Лотрек окончательно понял, что его сын никогда не будет ездить верхом и что он никогда не станет продолжателем традиций и наследником его образа жизни, он просто перестал заниматься мальчиком. До самой смерти художник воспринимал этот поступок отца как предательство. Он был очень сильно привязан к матери, которая с самого начала поняла, что сын станет художником. Их сильно сблизили совместные поездки на лечебные курорты после трагических переломов в 1878-1879 годах. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. В 1892 году художник пишет ей : "Моя семья не может разделить мою радость, но ты - это совсем другое".
Тулуз-Лотрек, Кафе "Амбассадор" : Аристид Брюан (380*558)
Тулуз-Лотрек, Портрет Оскара Уайльда (380*469)
Кафе "Амбассадор" : Аристид Брюан, 1892 Портрет Оскара Уайльда, 1895
141,2*98,4 см.; литография 58,5*47 см.; картон, акварель
Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция

Коллекция Лестер, Беверли-Хилл, Калифорния, США

681*1000 px 811*1000 px
Тулуз-Лотрек, В "Ра Мор" (В отдельном кабинете) (380*430)
Тулуз-Лотрек, Экзамен на медицинском факультете (380*306)
В "Ра Мор" (В отдельном кабинете), 1899 Экзамен на медицинском факультете, 1901

55,1*46 см.

65*81 см.
Галерея института Куртолда,
Лондон, Великобритания
Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция
883*1000 px 1000*804 px
Тулуз-Лотрек, В "Мулен Руж" (380*333)
Тулуз-Лотрек, Мария (380*476)
В "Мулен Руж", 1892-1893 Мария, 1884
123*141 см. 80,7*64,8 см.; холст, масло
Институт искусств,
Чикаго, США
Музей искусств,
Вупперталь, Германия
1000*875 px 798*1000 px
Творчество Лотрека - это своеобразная поэма, посвящённая женщинам. Танцовщицы, прачки, женщины лёгкого поведения - все они были для него источником неисчерпаемого вдохновения. Погружённый в мир женщин, Лотрек с огромной страстью изображал их жизнь, - иногда со строгостью, но всегда с чувственностью. Его друг Поль Леклерк вспоминал : "Лотрек обожал женщин, и чем меньше логики в них было, тем больше они ему нравились. У него было только одно условие : они должны были быть настоящими".
Тулуз-Лотрек, Прачка (380*488)
Тулуз-Лотрек, Японский диван (афиша) (380*495)
Прачка, 1889 Японский диван (афиша), 1893
93*75 см.; холст, масло 80,8*60,8 см.; литография
Частная коллекция,
Париж, Франция
Частная коллекция
779*1000 px 768*1000 px
Тулуз-Лотрек, Почтовая карета (380*290)
Тулуз-Лотрек, За туалетом (Мадам Пупуль) (380*492)
Почтовая карета За туалетом (Мадам Пупуль), 1898-1900
  60,8*49,6 см.; дерево, масло
 

Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция

1000*764 px 773*1000 px
Тулуз-Лотрек, Морис Жуаян в бухте Соммы (380*582)
Тулуз-Лотрек, Мессалина (380*529)
Морис Жуаян в бухте Соммы, 1900 Мессалина, 1900-1901
116,5*81 см. 92,5*68 см.; холст, масло
Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция
Коллекция Бюхле,
Цюрих, Швейцария
653*1000 px 719*1000 px
Тулуз-Лотрек, Автопортрет в 16-летнем возрасте (380*456)
Тулуз-Лотрек, Джейн Авриль (380*534)
Автопортрет в 16-летнем возрасте, 1880 Джейн Авриль (афиша), 1893
40,3*32,4 см.; картон, масло 130*95 см.
Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция
 
833*1000 px 712*1000 px
Тулуз-Лотрек, В цирке Фернандо : Наездница (380*228)
Тулуз-Лотрек, В постели (380*292)
В цирке Фернандо : Наездница, 1887-1888 В постели, 1892-1895
103,2*6,1 см. 54*70,5 см.; картон, масло
Институт искусств,
Чикаго, США
Лувр,
Париж, Франция
1000*601 px 1000*768 px
Тулуз-Лотрек, Ревю Бланш (обложка журнала) (380*518)
Тулуз-Лотрек, Труппа мадам Элегантины (афиша) (380*288)
Ревю Бланш
(обложка журнала), 1895
Труппа мадам Элегантины (афиша), 1896
125*91 см.  
   
734*1000 px 1000*759 px
Тулуз-Лотрек, Жокей (380*526)
Тулуз-Лотрек (380*507)
Жокей, 1899  
51,5*36,3 см.; масло, акварель, литография  
Частная коллекция  
722*1000 px 750*1000 px
Тулуз-Лотрек, Портрет Сюзанны Валадон (380*320)
Тулуз-Лотрек, Портрет Ван Гога (380*469)
Портрет Сюзанны Валадон, 1888 Портрет Ван Гога, 1887
  54*45 см.; картон, пастель
  Государственный музей,
Амстердам, Голландия
1000*842 px 810*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru