Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 22  
Анри Матисс

31 декабря 1869
(Като-Камбрези, Франция) -
3 ноября 1954
(Симье, Ницца, Франция)

В честь Матисса назван кратер на Меркурии

Ничто, казалось бы, не препятствовало Анри Матиссу, получившему классическое юридическое образование, исполнить волю отца и стать адвокатом. Точно не известно, что подвигло бывшего студента права сделать крутой вираж в сторону изобразительного искусства. Но, тем не менее, это событие стало поистине судьбоносным : вместо заурядного юриста мир получил гениального художника, одного из самых известных мастеров XX века.

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в 8 часов вечера в Като Камбрези (северо-восток Франции), в доме своего деда по материнской линии Эмиля Бенуа Эли Жерара, на улице Шэн-Арно. Отец новорожденного Эмиль Ипполит Анри Матисс, преуспевающий коммерсант, торговал скобяным товаром и семенным зерном; мать Анна Элоиза Жерар, происходившая из семьи меховщиков, кожевников и перчаточников, имела склонность к искусству и на досуге занималась росписью тарелок, а до замужества работала модисткой в шляпном ателье. Первые биографы Анри Матисса целые страницы своих исследований посвящают описанию культуры и быта трудолюбивых северян, среди которых рос будущий художник, и высказывают предположение, что несгибаемый характер и беспокойная, деятельная натура достались ему от предков...
"Этого никогда бы не произошло, если бы политики выполняли свою работу так, как мы с Пикассо выполняем свою" (Матисс по поводу Второй мировой войны, 1940)
Закончив общеобразовательную школу в родном Като Камбрези, Анри продолжил обучение в классической гимназии в близлежащем Сен Кантене, а затем в парижском Юридическом лицее. С лёгкостью сдав в октябре 1887 года экзамен, позволявший ему заниматься юриспруденцией, он поступил на службу в адвокатскую контору в Сен Кантене.
Исследователи предполагают, что первые представления о живописи Анри получает в возрасте 21 года, во время длительного восстановительного периода после тяжёлой операции по удалению воспалившегося аппендикса. "В этот период, - пишет биограф Раймон Эколье, - Матисс живёт у одного из своих дядюшек в Боэне и изучает трактат о живописи Гупиля, родственника знаменитого издателя книг по искусству. Отныне у молодого клерка есть только одно желание : запечатлеть, изобразить с помощью кисти то, что он видит, что будит его чувства. Примерно в это же время Матисс впервые демонстрирует врожденный талант декоратора, с увлечением расписывая тёмно-синим и красной охрой потолок в доме своего дядюшки Эмиля Жерара. Отныне живопись становится единственным занятием, позволявшим ему открывать самого себя и самоутверждаться".
По выздоровлении Анри продолжает службу в адвокатской конторе и параллельно посещает занятия в частной школе известного художника Кантена де Латура, куда записался тайком от отца. Анри ходит туда с 7 до 8 часов утра, до начала работы. Эколье предполагает, что один из преподавателей Школы Латура, провинциальный художник Поль Луи Кутюрье, бывший ученик Пико и учитель Бугро, "в конце концов сумел тронуть сердце Матисса-старшего. Мысль о том, что его сын мог бы работать помощником у знаменитого Бугор, изнемогающего под бременем государственных и частных заказов, неожиданно вскружила голову торговцу зерном". Ободрённый отцовским согласием, Анри лихорадочно готовится к отъезду в Париж, где он наконец-то сможет погрузиться в новый, полный открытий и приключений мир, называемый жизнью художника.
В 1891 году Матисс приехал в столицу и поступил в "классы Бугро" при Академии Жюлиана (одна из наиболее известных частных художественных школ в Париже, основанная в 1860 году Родольфом Жюлианом). Анализируя совпадения в воспоминаниях самого Матисса и других художников, студентов Академии, биограф Хиллари Спелинг делает вывод, что "в тех, кто способен сопротивляться, академическая уравниловка воспитывала непреодолимую тягу к освобождению от неё, подталкивала к поиску собственной индивидуальности. В то же время Академия давала некий общий для всех канон, язык, приучала художников думать и рассуждать о своём месте в общем пространстве французской живописи XIX века : от "зубров" академического направления до многочисленных новаторов, поначалу отвергнутых системой, а затем принятых ею, - таких как Коро, Делакруа, Сезанн и сам Матисс".
И всё же молодого художника тяготила академическая традиция, и он покинул классы Бугро (есть сведения, что мастер сам "с треском выгнал" строптивого ученика). Но, по словам Спелинга, "свобода быть самим собой давалась ему нелегко. Он жил в мире установившихся культурных институтов : академических экзаменов, выставочных жюри, государства - всемогущего покровителя искусств и главного покупателя картин. Столкновение с любым из них могло обернуться поражением". Первым таким поражением стал провал Матисса на вступительном экзамене в Школе изящных искусств в 1892 году (он поступил туда позднее, в 1895). Не попав в число студентов прямым, общепринятым путём, он стал искать окольные - и нашёл! Великий художник-символист Гюстав Моро (182601898), недавно назначенный преподавателем Школы изящных искусств (хотя ему было уже далеко за 60), брал в свой класс не прошедших по конкурсу абитуриентов. Позже Матисс признавался, что с Моро ему "на редкость повезло : в мастерской царила либеральная атмосфера". Кроме того, там он встретился с художниками, ставшими его друзьями на всю жизнь, - Симоном Бюсси (1874-1949) и Альбером Марке (1875-1974). По их свидетельствам, "Матисс был душой любой компании, он любил балагурить и распевать скабрезные песенки". Несмотря на то, что отец регулярно высылал ему деньги, молодой повеса едва сводил концы с концами. 5 лет он прожил с модисткой Камиллой Жобло, а в 1884 году стал отцом. Маленькую Маргариту он официально признает своей дочерью только через 3 года, когда разойдётся с её матерью.
"Я мечтаю об искусстве, полном равновесия, спокойствия, ясности, свободном от тревожащих или гнетущих тем..." (Анри Матисс)
В 1898 году он женится на владелице шляпного ателье Амели Парэйр, которая настаивает на том, чтобы дочка Матисса жила вместе с ними (это один из бесчисленных примеров благородства и самоотверженности этой женщины)...
Матисс знакомится с художником Полем Синьяком (1863-1935), часто навещает скульптора Огюста Родена (1840-1917) и постоянно поддерживает контакты с учениками Гюстава Моро. В 1896 году, в возрасте 26 лет, Матисс впервые выставляет свои работы в Салоне живописи Национального общества изящных искусств на Марсовом поле в Париже. Выставка имела громкий успех и обеспечила Матиссу множество заказов. Однако его новые картины, написанные после 1897 года, шокировали публику.
Признание придёт к маэстро гораздо позже.
В 1905 году, после лета, проведённого на средиземноморском побережье, Матисс и его ближайшие друзья-коллеги выставляют свои работы на Осеннем салоне. "Какой же был скандал!" - восторженно восклицал Матисс, вспоминая ту выставку. Взрыв ярких контрастных цветов, отсутствие чёткой линии рисунка и невиданная композиционная свобода - всё это вызвало шквал критики. Луи Воксель, известный своей способностью тонко подмечать главные черты "новой" живописи и давать им точные определения (именно он придумал термин "кубизм"), называет зал, в котором были выставлены работы Матисса и его друзей, "клеткой диких зверей". В результате провозглашённое молодыми художниками новое направление получило название "фовизм" (fauve - фр. : дикий), а они сами, стремясь противопоставить себя публике и критике, стали зваться "фовистами".
Марке и Дерен, Руо, ван Донген и Вламинк, наслаждавшиеся "безумием", "буйством" цвета, главой своего кружка сразу же избрали Матисса. И хотя отношение публики к экспериментам фовистов было, в основном, негативным, тем не менее, находились люди, которые с удовольствием приобретали картины "дикарей". И всё же, по мнению большинства исследователей, как таковыми "фовистскими" произведениями Матисса можно считать лишь 3-4 картины (наиболее известная из них - "Дама на террасе", 1905). За период официального существования фовизма (с 1905 по 1907 год) Матисс не создал сколько-нибудь значительных, запоминающихся картин, которыми богато его творчество последующих лет. Как это часто бывало в западноевропейском искусстве XIX-XX веков, фовизм оказался очередной игрой. И если бы Матисс и его молодые коллеги не подняли "с гордостью" знамя фовизма осенью 1905 года, кто знает, какая судьба была бы уготована этому течению? Возможно - десяток статей в ежедневных парижских газетах, и не более того...
В 1906 году Анри отправляется на Восток, в Алжир. Его сразу же увлекли восточные мотивы, и он без конца рисовал арабские узоры на одеждах и посуде, а также создал множество портретов алжирцев и марокканцев, а также пейзажей с видами пустыни... Но для всей Европы Матисс по-прежнему является главой фовистов. И как к фовисту обращается к нему русский коллекционер С.И.Щукин, заказывая панно "Танец" и "Музыка" (1910-1911), которые принесли Матиссу славу "великого художника современности", поставив в один ряд с другими гениями.
С 1911 года Матисс много путешествует. Посещает Испанию, Россию, Марокко; через несколько лет окажется на Таити и доберётся до Америки. Выставки художника с большим успехом проходят в Берлине, Нью-Йорке, Ницце (в этом городе мастер безвыездно жил на протяжении 4 военных лет - с конца 1914 до начала 1919 года), а также в Санкт-Петербурге (тогда - Петроград), Париже, Мадриде... Его произведения отличает прежнее стремление к чистому цвету. Матисс творит под действием некоего "инстинкта". В 1934 году , в письме А.Г.Ромму, он подчёркивает, суммируя собственные взгляды на живопись : "Необходимо дать волю инстинкту. Когда дело доходит до передачи цветов, я призываю на помощь инстинкт, который и движет моей рукой".
Музей Анри Матисса находится в Като Камбрези и был открыт 8 ноября 1952 года самим мастером. Первоначально именно художник подбирал работы для экспозиции музея. В 1956 году его коллекция пополнилась 56 работами из собрания Аугуста Эрбена (Auguste Herbin). Ныне музей называется «Дворец Фенелон», который после 3 лет реконструкции вновь был открыт также 8 ноября, но уже 2002 года. Музей Матисса в Като Камбрези обладает третьей по величине коллекцией работ (170) художника во Франции и множеством фотографий, разместившихся в 17 залах на площади более 4600 квадратных метров.
Матисс постепенно обретает популярность, его работы охотно покупают как европейские, так и американские коллекционеры. В 1930-1940 годах он пробует себя в скульптуре и графике, а также вдохновенно иллюстрирует книги своих любимых поэтов и писателей - сборники стихов Малларме и Ронсара, "Улисса" Джойса, а бодлеровские "Цветы зла". Портрет Бодлера работы Матисса считается лучшим изображением поэта. В статье "Как я делал книги" Матисс напишет : "Я проводил линии таким образом, чтобы белая страница привлекала внимание читателя не меньше, чем сам текст". Так создавалась уникальная техника рисунка, с первого же взгляда отличная от техники всех остальных художников, основным принципом которой было "несколькими тонкими линиями передать главное"... В 1943-1944 годах Матисс работает над книгой "Джаз", используя новую технику - "декупаж". Он вырезает определённые цветные рисунки, затем сопоставляет их, подписывая получившуюся композицию. Как когда-то Матисс играл в "дикость", так на сей раз он увлекся игрой в детскую простоту и наивность. Он словно предстаёт перед читателем-зрителем ребёнком, которому дали ножницы, цветную бумагу и клей и который вдруг начал творить...
В 1948 году Матисс взялся за создание витражей, росписей по керамике и картин для капеллы Роз в монастыре доминиканок в Вансе, неподалёку от Ниццы. Он проработал над этим монументальным декоративным проектом вплоть до 1951 года, когда состоялось освящение капеллы.
Матисс стал инициатором "большого переполоха" в живописи. Апологеты академической традиции были вынуждены отступить перед натиском целой армии молодых художников, год за годом создающих то, что теперь называется современным искусством. Начиная с Осеннего салона 1905 года, с явления миру фовизма, ведётся отсчёт времени влияния Матисса на современных художников. Дальнейшее развитие современного французского искусства доказало, что именно Матисс с полным правом может считаться его родоначальником. Влияние Матисс распространилось далеко за пределы Франции.
Старость не могла победить гений Матисса. В 1950 году оп писал своему другу Ромму : "Я надеюсь, что мы проживём долго, но умрём молодыми"... 3 ноября 1954 года у Матисса случился сердечный приступ. Видя, что доктора обеспокоены его здоровьем, он просит свою дочь Маргариту : "Передай этим господам, что они слишком много времени тратят на дискуссию о больном, который уже не болен, а мёртв!" Ровно через час мастера не стало...

Могила Анри Матисса в НиццеМогила Анри Матисса в Ницце.

Великий французский художник Анри Матисс доказал миру : искусство тогда имеет право на игру, когда игрок гениален.

22 работы

Матисс, Автопортрет (380*458)
Матисс, Букет (Ваза с двумя ручками) (380*461)
Автопортрет, 1906 Букет (Ваза с двумя ручками)
  81*52 см.; холст, масло
Государственный музей, Копенгаген, Дания Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
588*708 px 824*1000 px
Матисс, Красные рыбки (380*594)
Матисс, Гипсовый торс (380*495)
Красные рыбки, 1911 Гипсовый торс
146*97 см.; холст, масло 113*87 см.; холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
640*1000 px 768*1000 px
Матисс, Женщина из Мадраса (380*480)
Матисс, Натурщица с тамбурином (380*518)
Женщина из Мадраса, 1907 Натурщица с тамбурином, 1926
масло, холст 74*56 см.
Национальный музей современного искусства,
Париж, Франция
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
791*1000 px 734*1000 px

"Когда я рисую, то стараюсь сесть очень близко к модели - почти слиться с ней : глаза в глаза, колени соприкасаются... Я пытаюсь таким образом удержать эмоциональное напряжение этого немого флирта, который практически граничит с насилием".

"Для других модель является только образцом. Для меня же - чем-то главным и определяющим. Скорее всего, - источником моей творческой энергии".

(Анри Матисс)

Матисс, Музыка (380*253)
Матисс, Люксембургский сад (380*279)
Музыка, 1910 Люксембургский сад,
1901-1902
260*389 см.; холст, масло 60*82 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*665 px 1000*735 px
Матисс, Натюрморт с голубой скатертью (380*287)
Матисс, Разговор (380*307)
Натюрморт с голубой скатертью, 1909 Разговор, 1909
88*118 см.; холст, масло 177*217 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*756 px 1000*808 px
Матисс, Негритянка (380*294)
Матисс, Танец II (380*250)
Негритянка, 1952-1953 Танец II, 1909-1910
92*68 см.; литография с гуаши 260*391 см.
Центр Жоржа Помпиду,
Париж, Франция
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
500*387 px 1000*657 px

"Когда я должен был исполнить версию "Танца" для Щукина, я просто пошёл в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). По возвращении домой я написал свой танец на 4-метровом холсте, напевая в процессе работы всё ту же весёлую мелодию. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца.
В этой композиции первым и главным элементом был ритм, вторым - большое - пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим - зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Учитывая эти компоненты, мои фигуры могли быть только такого цвета, который я им дал, стремясь заполучить мощный световой аккорд" (Анри Матисс)

Матисс, Японка (Мадам Матисс в кимоно) (380*576)
Матисс, Открытое окно в Коллиуре (380*453)
Японка (Мадам Матисс в кимоно), 1901 Открытое окно в Коллиуре, 1905
117*80 см. 55*46 см.
Частная коллекция Частная коллекция
660*1000 px 600*716 px
Долгие годы благосостояние Матисса обеспечивалось доходами его жены Амели, которая всегда поощряла предприятия мужа. Чтобы заплатить за "Трёх купальщиц" Сезанна, купленных Матиссом у Воллара в 1899 году, ей пришлось заложить обручальное кольцо. Семейной легендой стала и коллекция бабочек, которую он купил главным образом ради одного экземпляра, отличавшегося "изумительной синей окраской, столь редкой в реальной жизни". Лидия Делекторская, личный секретарь и натурщица Матисса, женщина, которая, по мнению Амели, в конце концов разрушила их брак, говорила : "Анри знал, как вызвать у людей страстный интерес к своей работе. Он умел внушать людям, что они незаменимы. Так было со мною, и точно так же было с мадам Матисс".
Матисс, Грусть короля (380*286)
Матисс, Клоун (Джаз) (380*245)
Грусть короля, 1952 Клоун (Джаз), 1943
292*396 см.; гуашь, аппликация  
Национальный музей современного искусства,
Париж, Франция
 
394*297 px 386*249 px
В работах последнего периода жизни Матиссу помогала Жаклин Дюэм. Вот что она рассказывала в своих мемуарах : "Я раскрашивала кусочки бумаги гуашью тех цветов, которые Матисс велел мне использовать, а именно - красным, синим, зелёным и жёлтым. Задание было не из лёгких, поскольку нужно было делать это очень быстро, чтобы успеть покрыть всю поверхность, прежде чем высохнет краска. Дальше Матисс работал над рисунком, определяя формы путём растирания поверхности бумаги пальцами... Затем он включал музыку, брал большие ножницы и точными движениями вырезал форму, которую придумал. Ножницы двигались в такт мелодии, специально подобранной для такого случая..."
Матисс, Обнажённая (380*523)
Матисс, Цыганка (380*462)
Обнажённая, 1899 Цыганка, 1906
66*50 см. холст, масло
Музей искусств,
Токио, Япония

Музей Аннонсиад,
Сен Тропе, Франция

380*523 px 425*517 px
Матисс, Обнажённая с белым полотенцем (380*535)
Матисс, Кармелита (380*551)
Обнажённая с белым полотенцем, 1902-1903 Кармелита, 1903
81*60 см. 80*64 см.
Коллекция Джифорда Филлипса,
Нью-Йорк, США
Музей изящных искусств,
Бостон, США
710*1000 px 414*600 px
Женщины - главная тема творчества Матисса. Он и сам это неоднократно подчёркивал. "Мои модели, - говорил он, - это не примитивный стаффаж, используемый для "оживления" той или иной сцены. Для меня они являются самой важной частью работы. Я полностью зависим от модели, которую сначала наблюдаю в движении, а только потом решаю, какую именно позу, наиболее соотвествующую её натуре, она должна принять". Многие модели играли важную роль не только в работе Матисса, но и в его жизни.
Матисс, Синяя натурщица (380*463)
Матисс, Розовая натурщица (Большая лежащая гатурщица) (Звезда балета) (380*268)
Синяя натурщица II, 1952 Розовая натурщица (Большая лежащая натурщица), 1935
гуашь, аппликация 66*93 см.
  Музей искусств,
Балтимор, США
583*710 px 700*494 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru