|
|
|
|
Автопортрет, 1906 |
Букет (Ваза с двумя ручками) |
|
81*52 см.; холст, масло |
Государственный музей, Копенгаген, Дания |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
588*708
px |
824*1000
px |
|
|
Красные рыбки, 1911 |
Гипсовый торс |
146*97 см.; холст, масло |
113*87 см.; холст, масло |
Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия |
Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия |
640*1000
px |
768*1000
px |
|
|
Женщина из Мадраса, 1907 |
Натурщица с тамбурином, 1926 |
масло, холст |
74*56 см. |
Национальный музей современного искусства,
Париж, Франция |
Музей современного искусства, Нью-Йорк,
США |
791*1000
px |
734*1000
px |
"Когда я рисую, то стараюсь
сесть очень близко к модели - почти слиться с ней : глаза
в глаза, колени соприкасаются... Я пытаюсь таким образом удержать
эмоциональное напряжение этого немого флирта, который практически
граничит с насилием".
"Для других модель является только образцом. Для меня
же - чем-то главным и определяющим. Скорее всего, - источником
моей творческой энергии".
(Анри Матисс) |
|
|
Музыка, 1910 |
Люксембургский сад,
1901-1902 |
260*389 см.; холст, масло |
60*82 см.; холст, масло |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
1000*665
px |
1000*735
px |
|
|
Натюрморт с голубой скатертью, 1909 |
Разговор, 1909 |
88*118 см.; холст, масло |
177*217 см.; холст, масло |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
1000*756
px |
1000*808
px |
|
|
Негритянка, 1952-1953 |
Танец II, 1909-1910 |
92*68 см.; литография с гуаши |
260*391 см. |
Центр Жоржа Помпиду,
Париж, Франция |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
500*387
px |
1000*657
px |
"Когда я должен был исполнить
версию "Танца" для Щукина, я просто пошёл в воскресный
полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал
за танцовщиками. Особенно вдохновила меня задорная фарандола
(старинный провансальский танец). По возвращении домой я написал
свой танец на 4-метровом холсте, напевая в процессе работы
всё ту же весёлую мелодию. Так и получилось, что вся композиция
словно подчинена единому ритму танца.
В этой композиции первым и главным элементом был ритм, вторым
- большое - пространство интенсивного голубого цвета (как
августовское небо над Средиземным морем), третьим - зелень
холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Учитывая
эти компоненты, мои фигуры могли быть только такого цвета,
который я им дал, стремясь заполучить мощный световой аккорд"
(Анри Матисс) |
|
|
Японка (Мадам Матисс в кимоно), 1901 |
Открытое окно в Коллиуре, 1905 |
117*80 см. |
55*46 см. |
Частная коллекция |
Частная коллекция |
660*1000
px |
600*716
px |
Долгие годы благосостояние Матисса
обеспечивалось доходами его жены Амели, которая всегда поощряла
предприятия мужа. Чтобы заплатить за "Трёх купальщиц"
Сезанна, купленных Матиссом у Воллара в 1899 году, ей пришлось
заложить обручальное кольцо. Семейной легендой стала и коллекция
бабочек, которую он купил главным образом ради одного экземпляра,
отличавшегося "изумительной синей окраской, столь редкой
в реальной жизни". Лидия Делекторская, личный секретарь
и натурщица Матисса, женщина, которая, по мнению Амели, в конце
концов разрушила их брак, говорила : "Анри знал, как вызвать
у людей страстный интерес к своей работе. Он умел внушать людям,
что они незаменимы. Так было со мною, и точно так же было с
мадам Матисс". |
|
|
Грусть короля, 1952 |
Клоун (Джаз), 1943 |
292*396 см.; гуашь, аппликация |
|
Национальный музей современного искусства,
Париж, Франция |
|
394*297
px |
386*249
px |
В работах последнего периода жизни
Матиссу помогала Жаклин Дюэм. Вот что она рассказывала в своих
мемуарах : "Я раскрашивала кусочки бумаги гуашью тех цветов,
которые Матисс велел мне использовать, а именно - красным, синим,
зелёным и жёлтым. Задание было не из лёгких, поскольку нужно
было делать это очень быстро, чтобы успеть покрыть всю поверхность,
прежде чем высохнет краска. Дальше Матисс работал над рисунком,
определяя формы путём растирания поверхности бумаги пальцами...
Затем он включал музыку, брал большие ножницы и точными движениями
вырезал форму, которую придумал. Ножницы двигались в такт мелодии,
специально подобранной для такого случая..." |
|
|
Обнажённая, 1899 |
Цыганка, 1906 |
66*50 см. |
холст, масло |
Музей искусств,
Токио, Япония |
Музей Аннонсиад,
Сен Тропе, Франция |
380*523
px |
425*517
px |
|
|
Обнажённая с белым полотенцем, 1902-1903 |
Кармелита, 1903 |
81*60 см. |
80*64 см. |
Коллекция Джифорда Филлипса,
Нью-Йорк, США |
Музей изящных искусств,
Бостон, США |
710*1000
px |
414*600
px |
Женщины - главная тема творчества
Матисса. Он и сам это неоднократно подчёркивал. "Мои модели,
- говорил он, - это не примитивный стаффаж, используемый для
"оживления" той или иной сцены. Для меня они являются
самой важной частью работы. Я полностью зависим от модели, которую
сначала наблюдаю в движении, а только потом решаю, какую именно
позу, наиболее соотвествующую её натуре, она должна принять".
Многие модели играли важную роль не только в работе Матисса,
но и в его жизни. |
|
|
Синяя натурщица II, 1952 |
Розовая натурщица (Большая лежащая натурщица),
1935 |
гуашь, аппликация |
66*93 см. |
|
Музей искусств,
Балтимор, США |
583*710
px |
700*494
px |
|