Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Одилон Редон

20 апреля 1840
(Бордо, Франция) -
6 июля 1916
(Париж, Франция)

Символизм объединяет художников от Моро до Бёклина, разных и непохожих друг на друга, как в реальной жизни, так и в творческих проявлениях. Однако всех их связывает одно : они предпочитают искать истину в закоулках человеческой души и в подсознании. Символисты, сосредоточенные на размышлениях о декадансе, попытались создать новое, синтетическое направление в искусстве, соединяющее в себе живопись, литературу и музыку.

После Салона 1870 года один из критиков сравнивает произведения Эдуарда Мане (1832-1883) с работами Пюви де Шаванна : "Господин де Шаванн вытачивает идеал, а господин Мане - действительность". В 70-ые годы XIX века в искусстве возникает множество направлений и школ, объявляющих свои принципы на Салонах и на страницах популярных художественных изданий. Общим у всех этих направлений было то, что и отличало их от классической живописи, - поиск новых ощущений, которые сочетали бы в себе обострённую чувственность и рафинированный интеллектуализм. В этой связи писатель Реми де Гурмон (1858-1915) отмечал, что символизм - это не столько литературное движение, сколько широкое умонастроение, опирающееся, с одной стороны, на "принцип идеальности мира", а с другой - предполагающее "индивидуализм и свободу в искусстве, отказ от готовых формул, стремление ко всему, что ново, странно или даже диковинно"...
В начале 70-х годов в истерзанной войной Франции развивается декаданс (от фр. : "decadence" - упадок) - литературное направление, восходящее к поэзии Древнего Рима и предвосхищающее символизм. Декаденты, шокированные поражением Франции, пытаются убежать от действительности, которая кажется им банальной и фальшивой, а потому особенно ужасающей. По их мнению, настоящая жизнь существует где-то в другом измерении. Шарль Бодлер (1821-1867) писал по этому поводу : "Рассудок говорит нам, что земные вещи существуют в реальности, однако это не так : настоящая действительность существует только в снах". Декадентов привлекают идеи анархизма, который также игнорирует существование реальности и не приемлет упорядоченности и рациональности. Сторонники декаданса не раз высказываются за "анархию стиля". Для произведений декадентов характерны подчёркнутый индивидуализм, осознанием себя высокой, но гибнущей культуры. Важно отметить, что декадентство - это сочетание взгляда на действительность как на предмет, не стоящий изображения, и пристального внимания к изображению внутреннего мира личности. В 1885 году один из журналистов обвиняет поэтов-декадентов, утверждая, что "свои слова они вытаскивают из шляпы". Такое же обвинение будет предъявлено символистам, еженедельно собирающимся в мастерской поэта Стефана Малларме (1842-1898).

 

Гюстав Моро "Юпитер и Семела"
(Музей Гюстава Моро, Париж, Франция)


Начиная с 1880 года, писатель и поэт Стефан Малларме устраивает по вторникам приёмы в своей парижской мастерской. Среди "вторниковцев", как называют себя завсегдатаи этих вечеринок, - писатель Шарль Мари Жорж Гюисманс (1848-1907), поэты - Анри де Ренье (1864-1936), Поль Верлен (1844-1896), художники - Эдуард Мане (1832-1883), Одилон Редон (1840-1916), Поль Гоген (1848-1903), а также философ-эстет Робер де Монтескье (1855-1921). Последни1 - близкий друг Гюстава Моро - становится широко известен как прототип главного героя романа Гюисманса "Наоборот" (1884). Эта книга стала поворотной вехой в истории искусства, отметившей зарождение нового направления.
Главный герой романа, Жан де Эссент, тяготится бесшабашной жизнью парижского щёголя и отправляется в провинцию, где ему удаётся построить вдали от любопытных глаз свой собственный мирок. Описанию этой искусственной среды и посвящена большая часть романа. Это галерея символов, представляющих собой некоторый художественный идеал, к которому стремится де Эссент. Интерьер комнат, отвечая взыскательному вкусу хозяина, позволяет ему менять обстановку как заблагорассудится, подбор картин выдаёт в нём натуру впечатлительную и склонную к мистическим переживаниям. "Саломея" Гюстава Моро, гравюры Яна Луикена, работы Одилона Редона и других символистов - в них таится загадка, пробуждающая воображение. Гюисманс показывает эволюцию утончённой чувствительности от натурализма к мистицизму, неспроста Оскар Уайльд назвал этот роман "катехизисом декаданса".
Постоянным посетителем "вторников" был также композитор Клод Дебюсси (1862-1918), который утверждал : "Музыка должна быть наукой, базирующейся на теории, длинная и неподдающаяся осмыслению интерпретация которой могла бы отпугнуть целое стадо людей, использующих её так же бездумно, как, к примеру, носовой платок!... Я предлагаю создать Общество музыкального эзотеризма".
Писатели, композиторы и художники, считающие себя символистами, часто работают вместе и вдохновляют друг друга. Так, Габриэль Фаре (1845-1924) черпает мотивы к своим мелодиям из поэзии Верлена, а "Прелюдия у "Послеобеденному отдыху фавна" (1894) Дебюсси - музыкальная интерпретация одноименного стихотворения Малларме. Поэты воспевают символическую живопись, художники иллюстрируют тексты своих друзей, а композиторы используют поэтику символизма в музыке. Тот же Малларме пишет в 1864 году : "В конце концов, я начал свою "Героиаду", используя совершенно новую поэтику. Я мог бы определить её двумя словами : "не собственно вещь, но впечатление от неё!" Именно этот принцип лёг в основу теории символизма, впервые сформулированной в 1886 году в манифесте поэта Жана Мореа (1856-1910).
Работы символистов выставляются на Салоне XX в Брюсселе в 1883-1893, а также на парижском Салоне Ордена "Розы и Креста" в 1892-1897 годах, создатель которого, писатель Жозефен Пелладан (1859-1918) провозглашает : "Этот салон - святыня, посвящённая единственному Богу - Искусству". Пелладан, которого все называют магом, с детства посвящён отцом в тайны эзотеризма и религии Востока. Благодаря помощи меценатов, он организовывает в крупных городах Франции целую сеть Салонов Ордена "Розы и креста", из которых напрочь изгоняется реалистическая и историческая живопись. Художников, выставляющих свои картины в этих Салонах, интересует, прежде всего, то, что невидимо, что существует за гранью действительности, а всё сущее представляется им лишь тайными символами и шифрами вечных, вневременных идей. Искусство интуитивно постигает эти идеи, проникая сквозь внешние покровы явлений мира. Символические художественные произведения передают эту таинственную метафизическую сущность вещей, не постигаемую разумом. "Я утверждаю, что нужно становиться ясновидящим. А это возможно только при отсутствии разумного начала", - писал поэт Артюр Рембо (1854-1891). Для символистов общепринятые моральные нормы сдвигаются и возникают намёки на сцены лесбиянства (в романах Жана Лорена), гомосексуализма (в произведениях Оскара Уайльда), инцеста, сексуальных отношений с животными (картина Кнопфа "Сфинкс") и мёртвыми (Моро "Орфей").
Это ещё один принцип символизма, состоящий в воображении порочных желаний и глубоких противоречий, которые правят личностью, и отражающий колеблющееся, как пламя свечи на ветру, мироощущение человека, не уверенного ни в полной реальности мира, ни в его будущем.

 

Эдуард Бёрн-Джонс "Пигмалион и картина : Рука сдерживается" (Городской музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания)


Символисты - современники Зигмунда Фрейда (1856-1939), творца психоанализа, и если традиционная психология предлагала определение символизма как одного из проявлений человеческой натуры, то в свете теории Фрейда символы стали толковаться в "подчеловеческом" смысле. Символисты в своих произведениях интерпретируют "тайну тайн" человеческой психики, которую открывает миру Зигмунд Фрейд. Эта тайна - подсознание.
Обращение к подсознанию объединяет символизм с сюрреализмом - направление, образной системе которого свойственна всё та же вселенская меланхолия и вечное дыхание смерти.
Перед первой мировой войной итальянский художник Джорджо Де Кирико (1888-1978), один из выдающихся сюрреалистов XX века, заинтересовался живописью символистов, в частности, Арнольда Бёклина, работы которого стали для Де Кирико источником вдохновения.
Творчество Бёклина вызывало живой интерес и у молодого Сальвадора Дали (1904-1989). Сюрреалисты, как и символисты, убеждены, что художественное произведение рождается в подсознании автора, в его сновидениях, и представляет собой не что иное, как проявление того самого таинственного "бессознательного" (согласно теории Зигмунда Фрейда), которое и являет собой сущность человеческой натуры.

Бертран-Жан Редон появляется на свет 20 апреля 1840 года в Бордо. В юности он получает прозвище Одилон - производное от имени его матери - Мари-Одил и его фамилии - Редон. В 1858 году по настоянию отца будущий художник отправляется в Париж, чтобы учиться на архитектора. Но вместо того чтобы поступить на отделение архитектуры, юноша записывается в мастерскую художника Леона Жерома (1824-1904). Проходит совсем немного времени, и Редон знакомится с известным пейзажистом Камилем Коро (1796-1875), который даёт ему множество полезных советов и вводит в круг своих друзей. На первой персональной выставке Редона в 1881 году среди прочих присутствуют Гюисманс и Малларме, которые не скрывают своего восторга перед его творчеством. Редон сближается с символистами, что нисколько не отдаляет его от импрессионистов и постимпрессионистов. Вместе с Жоржем Сёра (1859-1891) и Полем Синьяком (1863-1935) в 1884 году он создаёт Общество Независимых Художников, а в 1886 - представляет свои работы на последней выставке импрессионистов. Однако он всегда будет оставаться независимым художником.

"Назвать предмет - значит, на три четверти лишить произведение той радости, которую обычно вызывает процесс угадывания; не называть предмет, а намекать на него - вот истинное назначение тайны, заключённой в символах" (Стефан Малларме)
В своих воспоминаниях, озаглавленных "Для меня самого", Редон пишет : "Я нахожусь в творческой изоляции из-за абсолютной невозможности творить иначе, чем я делал это до сих пор. Я не понимаю слова "уступки" в искусстве, разве что это искусство не является тем, к чему стремишься". Тайна - это то, что преследует Редона в жизни, и то, к чему он чутко прислушивается как художник : "Тайна состоит в постоянной вариативности значений, каждый человек волен выбирать для себя одно, в то время как другой выбирает иное. Так и художник, представляя свою тайну, не знает заранее, станет л она понятной зрителю или же останется непостижимой для него. Всё зависит от состояния души зрителя". Одной из вершин творчества Редона является картина "Колесница Аполлона", работе над которой художник посвятил около 10 лет. Одилон Редон умирает на пике славы в Париже 6 июля 1916 года.

20 работ

Одилон Редон, Автопортрет (380*554)
Одилон Редон, Рождение Венеры (380*888)
Автопортрет Рождение Венеры, 1912
   
   
381*555 px 428*1000 px
Одилон Редон, Бирюзовая ваза (380*488)
Одилон Редон,  Леди цветов (380*575)
Бирюзовая ваза, 1911 Леди цветов, 1890-1895
65*50 см. холст, масло
Коллекция доктора Ганса Ханлозера, Берн, Швейцария Академия искусств, Гонолулу,
Гавайи, США
778*1000 px 661*1000 px
"Она играла с кошкой. Странно,
В тени, сгущавшейся вокруг,
Вдруг очерк выступал нежданно
То белых лап, то белых рук.
Одна из них, сердясь украдкой,
Ласкалась к госпоже своей,
Тая под шёлковой перчаткой
Агат безжалостных когтей.
Другая тоже злость таила
И зверю улыбалась мило...
Но Дьявол здесь был, их храня.
И в спальне тёмной, на постели,
Под звонкий женский смех, горели
Четыре фосфорных огня.

(Поль Верлен «Женщина и кошка», перевод В. Брюсова)

Одилон Редон, Химера (380*566)
Одилон Редон, Колесница Аполлона (380*484)
Химера, 1883 Колесница Аполлона,
1905-1914
50,4*34 см.; бумага, мел, уголь 89*70 см.; холст, масло, пастель
Музей Креллер-Мюллер,
Оттерло, Голландия
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
671*1000 px 785*1000 px
Одилон Редон, Красный мак (380*549)
Одилон Редон, Офелия (380*278)
Красный мак, после 1895 Офелия
27*19 см.; холст, масло  
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
 
692*1000 px 1000*732 px
"Ценя слова как можно строже,
Люби в них странные черты.
Ах, песни пьяной, что дороже,
Где точность с зыбкостью слиты!"

(Поль Верлен «Поэтическое искусство», перевод В. Брюсова)

Одилон Редон, Голова Орфея в воде (380*462)
Одилон Редон, Муза на Пегасе (380*488)
Голова Орфея в воде, 1881 Муза на Пегасе, 1900
41*34,6 см.; бумага, мел, уголь 73*54 см.; масло
Музей Креллер-Мюллер,
Оттерло, Голландия
Частная коллекция,
Париж, Франция
822*1000 px 779*1000 px
Одилон Редон, Портрет Виолетты Хейманн (380*291)
Одилон Редон, Офелия среди цветов (380*273)
Портрет Виолетты Хейманн, 1910 Офелия среди цветов,
1905-1908
72*92 см.; пастель 64*91 см.; бумага, пастель
Музей искусств, Кливленд,
Огайо, США
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*766 px 1000*718 px
Одилон Редон, Человек-кактус (380*581)
Одилон Редон, Человек-паук (380*505)
Человек-кактус, 1881 Человек-паук, 1881
   
   
654*1000 px 753*1000 px
В начале своей карьеры Одилон Редон отдаёт предпочтение графике. Он создаёт большое количество литографий, иллюстрирует рассказы американского писателя Эдгара Аллана По (1809-1849), придумывает ужасных персонажей, циклопов, страшных пауков. Уже во второй половине жизни художник посвящает себя поискам цвета.
Одилон Редон, Мистерия (380*514)
Одилон Редон, Будда (380*514)
Мистерия Будда, 1906-1907
  90*73 см.; пастель
  Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
740*1000 px 739*1000 px
"Луна на стены налагала пятна
Углом тупым.
Как цифра пять, согнутая обратно,
Вставал над острой крышей чёрный дым.
Томился ветер, словно стон фагота.
Был небосвод
Бесцветно сер. На крыше звал кого-то,
Мяуча жалобно, иззябший кот.
А я, – я шёл, мечтая о Платоне,
В вечерний час,
О Саламине и о Марафоне...
И синим трепетом мигал мне газ".

(Поль Верлен «Парижский набросок», перевод В. Брюсова)

Одилон Редон, Ракушка (380*317)
Одилон Редон, Цветочные облака (380*319)
Ракушка, 1912 Цветочные облака. 1903
  44,5*54 см.; пастель
  Институт искусств,
Чикаго, США
1000*835 px 1000*839 px
Одилон Редон, Цветы (380*459)
Одилон Редон, Роджер и Анжелика (380*485)
Цветы, 1903 Роджер и Анжелика
  92,7*73 см.; пастель
   
828*1000 px 784*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru