Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 62  
Пьер Огюст Ренуар

25 февраля 1841 (Лимож, Франция) -

2 декабря 1919
(Колетт, Франция)

В 1900 году Ренуар награждён Орденом Почётного ЛегионаВ честь Ренуара назван кратер на Меркурии

Происходивший из семьи скромных ремесленников, Огюст Ренуар очень рано проявился как талантливый художник. Некоторое время он был близок Моне и импрессионистам, а затем отошёл от них, избрав собственный путь. Он продолжал творческие поиски всю жизнь, но подлинный триумф его живописи, полной смысла и радостных сцен из обыденной жизни, наступил только после его смерти.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был 6-ым ребенком в семье портного Леонара Ренуара и разнорабочей Маргарит Мерле. Почти сразу после рождения Огюста семья Ренуаров переехала в Париж, где будущий художник провёл своё детство. Огюст с детства любил рисовать. Родители мальчика всячески поддерживали его художественные наклонности. Когда ему исполнилось 13 лет, его отдали подмастерьем живописцу по фарфору. "Мой труд состоял в рисовании на белом фоне маленьких букетиков, за что я получал по пятаку за дюжину", - рассказывал позже Ренуар продавцу картин Воллару. В обеденный перерыв Огюст бегал в Лувр, чтобы делать рисунки с гравюр или копировать картины мастеров. К 19 годам Ренуар успел попробовать себя также в росписи вееров и гардин, разрисовке шкафов и ширм, - он берётся за любую работу, чтобы заработать немного денег и целиком посвятить себя живописи.
В 1860 году Ренуар становится копиистом в Лувре. Через год он записывается в мастерскую швейцарского живописца Шарля Глейра, где готовится к конкурсному экзамену в императорскую Школу изящных искусств, который успешно сдаёт весной 1862 года.

 

Фредерик Базиль "Портрет Огюста Ренура" (1867)
В мастерской Глейра Ренуар заводит дружбу с начинающими художниками : Клодом Моне (1840-1926), Фредериком Базилем (1841-1870) и Альфредом Сислеем (1839-1899).

Друзья отвергают каноны классической живописи и восторгаются работами Делакруа (1798-1863), Коро (1796-1875), Курбе (1819-1877) и Мане (1832-1883). Им претит помпезное академическое искусство, царящее в парижском Художественном Салоне. Однако в то время любому художнику, который хотел стать известным и продавать свои картины, необходимо было выставляться в Салоне.

В 1864 году Ренуар впервые выставляет свою картину "Танцующая Эсмеральда" в Салоне. Через год на выставке представлены уже 2 его работы. Однако в 1866 году Салон отклоняет картины Ренуара, и Огюст оказывается среди "Отверженных" вместе с Мане и Сезанном. Эта ситуация повторяется в 1867 году. На этот раз судьбу Ренуара разделяют Моне, Сислей и Базиль.
Во время учёбы Ренуар часами копировал в Лувре картины великих мастеров французского, итальянского и голландского изобразительного искусства. В то время его сопровождал верный друг Генри Фантен-Латур (1836-1904). "Живописи возможно научиться только в музее. Когда я говорю, что надо учиться рисовать в Лувре, я не хочу сказать, что надо сцарапывать старый лак, чтобы открыть приёмы великих мастеров и потом рисовать как Рубенс или Рафаэль... Надо рисовать согласно с эпохой, в которой живёшь. Но охоты к рисованию я набираюсь в музее... Природа не может этого дать. Человек не решает, что будет художником, созерцая красивый пейзаж или осматривая картины".

 

Франсуа Буше "Купание Дианы"
(1742, Лувр, Париж, Франция)

Одним из наиболее сильных художественных переживаний молодого Ренуара является "Купание Дианы" Франсуа Буше. "Это была первая картина, которая увлекла меня до такой степени, что я никогда её не забуду, как не забывается первая любовь", - сказал Ренуар, рисуя в 1867 году "Диану-охотницу".

 

Антуан Ватто"Отплытие на остров Цитеру"
(1717, Лувр, Париж, Франция)

Ренуар хорошо знал и творчество Антуана Ватто (1694-1721). По заказу клиентов он сотни раз копировал "Отплытие на остров Цитеру"- известное полотно Ватто, находящееся в Лувре.

 

Жан Оноре Фрагонар"Бублик" ("Девушка, играющая с собачкой") (ок.1768, Частная коллекция)

Ренуара увлекал Фрагонар (1732-1806), которого он ценил за творческую радость и вдохновляющую атмосферу жизни, переполненной беззаботным счастьем. "Я знаю, что если чья-то живопись наполнена радостью, то она редко бывает признана великой. Поскольку Фрагонар любит улыбку, его начинают считать менее ценным", - утрверждает Ренуар.
В том же году Ренуар вместе с Моне поселяется в доме №20 по улице Висконти, в мастерской, которую арендует его приятель Фредерик Базиль. В течение дня трое друзей работают, а вечерами ходят в кафе "Гербуа" на улице Батиньоль, где собирается художественная богема. Когда позволяет погода, они ездят в лес Фонтенбло под Парижем. В находящейся неподалёку деревушке Барбизон рисуют Коро, Курбе и Добиньи (1817-1878).
Эти годы отмечены и переменами в личной жизни Огюста : он знакомится с очаровательной Лизой Трео, которая становится его подругой, музой и натурщицей (именно её мы видим на холстах Ренуара "Лиза с зонтиком", "Лето", "Купальщица", "Алжирская женщина" и многие другие). В 1869 году Ренуар много времени проводит в общении с Клодом Моне (в этот период они живут по соседству). Между художниками возникает тёплая дружба. "Я не могу рисовать так, как он - я не вижу столько цветов", - восхищённо писал Ренуар о Моне.
В августе 1870 года начинается франко-прусская война. Ренуара мобилизуют в пехотный батальон. Он почти не участвует в боях, но фронтовая обстановка и оторванность от друзей и близких угнетающе действуют на Ренуара. В довершение ко всему он получает известие о гибели Фредерика Базиля осенью 1870 года...
Демобилизованный в марте 1871 года, Ренуар снова берётся за кисть. В Салоне 1872 года он пытается выставить картину "Парижанки, одетые по алжирской моде", но неудачно. На следующий год Ренуар представляет на Салон картину "Прогулка верхом в Булонском лесу" - итог тот же. После этого он решает никогда не выставляться в Художественном Салоне и принимает активное участие в деятельности "Салона Отверженных" и организации Первой выставки импрессионистов в 1874 году в особняке на парижском бульваре Капуцинов. Кроме Ренуара, на выставке были представлены работы Сезанна, Дега, Писсарро, Сислея, Моне, Моризо и Гийомена. Несмотря на то, что выставка была встречена язвительной критикой сторонников академической живописи, некоторые коллекционеры начинают интересоваться новым направлением. Большую поддержку Ренуар получает от семьи издателя Жоржа Шарпантье, который покупает его работы и знакомит с состоятельными заказчиками. "Портрет мадам Шарпантье с детьми" (1879) был высоко оценён и критикой и ценителями живописи.
"Когда я смотрю на работы старых мастеров, я чувствую себя маленьким человечком. И всё же я надеюсь, что из всех моих творений останется сколько-нибудь в истории французской живописной школы, которую я люблю и которая полна света и обаяния. Я был бы в хорошей компании..." (Ренуар)
Ренуар много путешествует, будучи приглашаемым своими богатыми клиентами. В поместье Варжемон, принадлежащем дипломату Полю Берару, он пишет серию портретов его семьи и участвует в оформлении дома.
В феврале 1881 года он отправляется в Алжир, который очень любил восхищавший Ренуара Делакруа. Лето того же года Ренуар проводит в Нормандии, а осенью вместе со своей натурщицей и будущей женой Алиной Шариго отправляется в путешествие по Италии. На обратном пути Ренуар останавливается в Эстаке, у Сезанна. В 1882 году он заболевает воспалением лёгких и по совету врачей снова едет в Алжир. В следующем году он посещает острова неподалёку от побережья Нормандии, а потом вместе с Моне едет на Лазурное побережье...
1885 год. У 44-летнего Ренуара рождается 1-ый сын. Наступает период зрелости - и жизненной, и творческой.
Ренуар продолжает оттачивать своё мастерство живописца. Он пишет картины в ясных тонах, с выразительными контурами и мраморными телами, которые напоминают итальянские фрески и живопись Энгра. Выставленная а 1887 году "Купальщица" принадлежит именно к этому периоду творчества Мастера. С 1885 года художник часто выезжает в Эссуа, родную деревушку Алины Шариго, где через некоторое время покупает дом...
В конце XIX века к Ренуару наконец приходит слава. В 1892 году руководство Школы изящных искусств покупает его полотно "Девушки за пианино". До этого подобной участи удостаивался только Сислей. В 1900 году Ренуар был награждён Орденом Почётного легиона. В 1914 году его работы появляются в Лувре.
В своём доме в Колетт на юге Франции частично парализованный Ренуар наслаждается всеобщим признанием и уважением. Поскольку ходьба отнимает у него очень много усилий, в 1912 году Ренуар решает прекратить ходить, чтобы сохранить силы для живописи. Он передвигается в инвалидной коляске и работает кистью, привязанной к руке. "Именно сейчас, когда меня почти не слушаются ни руки, ни ноги, мне как никогда хочется рисовать огромные полотна... Как жаль!"
Он постоянно просит своих близких позировать ему. За несколько часов до смерти требует, чтобы ему принесли его кисть и палитру, чтобы нарисовать цветы, собранные для него сиделкой : "Мне кажется, я начинаю в этом что-то понимать".

Могила Ренуара в Обе.

Врачи рекомендуют страдающему частичным параличом лица и ревматизмом Ренуару мягкий климат, и в 1907 году он покупает дом в Колетт. Последние 2 года художника проходят под знаком смерти близких, войны и болезней. В 1915 году умирает его жена Алина. Два сына тяжело ранены на 1-ой мировой войне. Тело почти не слушается. Художник прикован к инвалидному креслу. Но Ренуар всё же не прекращает писать. "Думаю, что в моей жизни не было и дня без живописи", - признаётся он в конце жизни. Пьер Огюст Ренуар умер 2 декабря 1919 года.

62 работы

Ренуар, Автопортрет (380*501)
Ренуар, Портрет актрисы Жанны Самари (380*679)
Автопортрет, 1910 Портрет актрисы Жанны Самари, 1878
45,7*38 см. 173*103 см.; холст, масло
  Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
758*1000 px 560*1000 px
Ренуар, Девушка с веером (380*501)
Ренуар, Автопортрет (380*474)
Девушка с веером, 1881 Автопортрет, 1910
65*50 см.; холст, масло 42*33 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Коллекция Дюран-Рюэля,
Нью-Йорк, США
758*1000 px 802*1000 px
Ренуар, Портрет Жанны Самари (380*470)
Ренуар, В ложе (380*475)
Портрет Жанны Самари, 1877 В ложе, 1874
  80*63 см.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Галерея института Куртолда,
Лондон, Великобритания
809*1000 px 800*1000 px
"В ложе" - одна из немногих картин, проданных во время Первой выставки импрессионистов в 1874 году. Ренуар получил за неё смехотворную даже по тем временам сумму - 425 франков.
Ренуар, Качели (380*492)
Ренуар, Бал в Мулен де ла Галетт (380*280)
Качели, 1876 Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
92*73 см. 131*173 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
773*1000 px 1000*737 px
Ренуар, Завтрак гребцов (380*281)
Ренуар, После купания (380*467)
Завтрак гребцов, 1881 После купания, 1888
129,5*172,7 см.  
Коллекция Филиппс,
Вашингтон, США
Коллекция Оскара Рейнгарта,
Винтертур, Швейцария
1000*739 px 813*1000 px
Ренуар, Зонтики (380*599)
Ренуар, Две девушки за пианино (380*511)
Зонтики, начата в 1881 Две девушки за пианино, 1882
180*115,4 см.  
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Москва, Россия
634*1000 px 743*1000 px
Когда в 1881 году Ренуар начинал писать "Зонтики", он ещё был художником-импрессионистом, а когда в 1885 году он закончит эту работу, то он уже не будет принадлежать ни к одному из направлений в живописи. Однажды он признаётся : "В 1883 году меня что-то изменило. Я дошёл до предела возможностей, которые давал мне импрессионизм, и решил, что не умею ни писать, ни рисовать. Одним словом, нахожусь в тупике".
Ренуар, Портрет Альфреда Сислея (380*476)
Ренуар, Клод Моне рисует сад (380*308)
Портрет Альфреда Сислея, 1868 Клод Моне рисует сад, 1873
81*65 см.; холст, масло 46*60 см.; холст, масло
Коллекция Бюхле,
Цюрих, Швейцария
Хартфорд, Коннектикут, США
798*1000 px 1000*811 px
Ренуар, Клод Моне читает газету (380*463)
Ренуар, Портрет Клода Моне (380*546)
Клод Моне читает газету, 1872 Портрет Клода Моне
холст, масло 85*60,5 см.; холст, масло
Музей Клода Моне,
Париж, Франция
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
821*1000 px 696*1000 px
Ренуар, Портрет Фредерика Базиля (380*562)
Ренуар, Завтрак гребцов (380*317)
Портрет Фредерика Базиля, 1867 Завтрак гребцов, 1879-1880
105*73 см.; холст, масло  
Музей Фабре,
Монпелье, Франция
 
676*1000 px 1000*835 px
Ренуар, Яхтсмен из Шато (380*307)
Ренуар, Портрет Мадмуазель Легранд (380*570)
Яхтсмен из Шато, 1879 Портрет Мадмуазель Легранд, 1875
холст, масло  
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
 
1000*807 px 667*1000 px
Ренуар, У озера (380*321)
Ренуар, Сидящая купальщица (380*495)
У озера, 1880 Сидящая купальщица, 1883-1884
46,2*55,4 см.  
Институт искусств,
Чикаго, США
 
1000*845 px 767*1000 px
Ренуар, Юная купальщица (380*485)
Ренуар, Пейзаж (380*308)
Юная купальщица, 1892 Пейзаж, 1882
81,5*65 см.; холст, масло  
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
 
783*1000 px 1000*811 px
Ренуар, Одалиска (380*497)
Ренуар, Площадь Святого Марка в Венеции (380*275)
Одалиска, 1896 Площадь Святого Марка в Венеции, 1882
   
   
764*1000 px 1000*723 px
Ренуар, Купальщицы (380*309)
Ренуар, Купальщица (380*501)
Купальщицы, 1918 Купальщица, 1900-1906
   
   
1000*814 px 758*1000 px
Ренуар, На прогулке (380*481)
Ренуар, Цветы (380*461)
На прогулке, 1870 Цветы, 1869
81,3*65 см.; холст, масло  
Музей Гетти  
623*789 px 824*1000 px
Ренуар, Балерина (380*593)
Ренуар, Ваза с цветами (380*506)
Балерина, 1874 Ваза с цветами, 1866
142,5*94,5 см.; холст, масло  
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
 
641*1000 px 750*1000 px
Ренуар, В лесу (380*484)
Ренуар, Розы в вазе (380*322)
В лесу Розы в вазе, 1914
   
   
785*1000 px 1000*847 px
Ренуар, Натюрморт с букетом (380*485)
Ренуар, Мальчик с котом (380*724)
Натюрморт с букетом, 1871 Мальчик с котом, 1868-1869
   
   
784*1000 px 525*1000 px
Ренуар, Девочка с лейкой (380*527)
Ренуар, Девушка в соломенной шляпке (380*472)
Девочка с лейкой, 1896 Девушка в соломенной шляпке, ок.1884
   
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
Коллекция Эдвина Фогеля,
Нью-Йорк, США
721*1000 px 805*1000 px
Ренуар, Две сестры на террасе (380*475)
Ренуар, Розы и жасмины (380*474)
Две сестры на террасе, 1879 Розы и жасмины, 1880-1881
   
Институт искусств,
Чикаго, США
 
800*1000 px 802*1000 px
Ренуар, Розы из Варгемона (380*315)
Ренуар, Южные плоды (380*295)
Розы из Варгемона, 1882 Южные плоды, 1881
   
   
1000*828 px 1000*775 px
Ренуар, Семья художника (380*476)
Ренуар, Танец в деревне (380*814)
Семья художника, 1896 Танец в деревне, 1882-1883
173*140 см. 180*90 см.
Фонд Барнса,
Мерион, Пенсильвания, США
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
799*1000 px 467*1000 px
14 апреля 1890 года Огюст Ренуар женился на Алине Шариго, которая родила ему троих сыновей : Пьера (21 марта 1885 года), Жана (14 сентября 1894 года), который впоследствии станет великим французским кинорежиссёром, и Клода, или Коко (1901 год). С большим семейством госпоже Ренуар помогает справляться её двоюродная сестра из Эссуа Габриэль Ренуар, которая будет часто позировать художнику.
Ренуар, Габриэль (380*473)
Ренуар, Две девушки в чёрном (380*477)
Габриэль, 1910 Две девушки в чёрном, 1881-1882
81*65 см.; холст, масло 80*65 см.
Женева, Швейцария Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
804*1000 px 797*1000 px
Ренуар, Купальщицы (380*256)
Ренуар, В Консерватории (380*601)
Купальщицы, ок.1887 В Консерватории, 1877
115*170 см. 187,3*117,5 см.
Музей искусств,
Филадельфия, США
Фонд Барнса,
Мерион, Пенсильвания, США
1000*674 px 632*1000 px
Ренуар, Обнажённая (380*485)
Ренуар, Цирк Фернандо (380*512)
Обнажённая, 1876 Цирк Фернандо, 1879
92*73 см.; холст, масло 130*98 см.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Коллекция Поттера Палмера, Художественный институт,
Чикаго, США
783*1000 px 742*1000 px
Ренуар, Спящая девушка с котом (380*505)
Ренуар, Портрет Амбруаза Воллара (380*542)
Спящая девушка с котом, 1880 Портрет Амбруаза Воллара, 1917
120*94 см.; холст, масло 102*83 см.; холст, масло
Институт искусств Кларка,
Вилльямстаун, США
Частная коллекция
752*1000 px 701*1000 px
Ренуар, Портрет Эллен Андре (380*520)
Ренуар, Обнажённая в солнечных лучах (380*472)
Портрет Эллен Андре, 1879 Обнажённая в солнечных лучах, 1875
58,5*42,5 см.; пастель 80*69 см.
Частная коллекция Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
731*1000 px 805*1000 px
Ренуар, Обнажённая (380*315)
Ренуар, Нимфа (380*199)
Обнажённая, ок.1904 Нимфа, ок.1882
65*54 см.; холст, масло 66,5*124 см.; холст, масло
Коллекция господина и госпожи Ставрос Ниаркос, Афины, Греция Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*829 px 1000*523 px
Ренуар, Габриэль с розой (380*457)
Ренуар, Габриэль в открытой блузе (380*464)
Габриэль с розой, 1911 Габриэль в открытой блузе, ок.1907
55*70 см. 65*53 см.; холст, масло
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Коллекция Дюран-Рюэля,
Париж, Франция
832*1000 px 819*1000 px
Ренуар, Портрет Дюран-Рюэля (380*463)
Ренуар, Пьеро в белом (380*500)
Портрет Дюран-Рюэля, 1910 Пьеро в белом,
1901-1902
54*65 см.; холст, масло 61,9*79,1 см.; холст, масло
Частная коллекция Институт искусств,
Детройт, США
821*1000 px 760*1000 px
Ренуар, Танец в Буживале (380*717)
Ренуар, Девушка, расчёсывающая свою косу (Сюзанна Валадон) (380*466)
Танец в Буживале,
1882-1883
Девушка, расчёсывающая свою косу (Сюзанна Валадон), 1885
182*98 см.; холст, масло холст, масло
Музей изящных искусств,
Бостон, США
Частная коллекция
530*1000 px 815*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru