Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 8  
Поль Серюзье

9 ноября 1864 (Париж, Франция) -

7 октября 1927 (Морле, Франция)

Поль Серюзье родился в Париже 9 ноября 1864 года в респектабельной буржуазной семье. Он получил превосходное образование в одном из лучших лицеев Франции - лицее Кондорсе. Родители долго сопротивлялись тому, чтобы их талантливый сын посвятил себя малоперспективному, с их точки зрения, ремеслу живописца. Но в конце концов горячая убеждённость сына в правильности избранного пути вынудила их уступить. Серюзье стал посещать Академию Жюлиан, где обучался под руководством преподавателей из Школы изящных искусств. Вот как отзывался о Серюзье его приятель Морис Дени : "В мастерской Жюлиан, в относительно примитивном и, в общем-то, невежественном окружении Серюзье казался мне светочем духа высокой культуры, вдохновителем, интеллектуальным и художественным предводителем... Обладая массой достоинств, он никогда ими не кичился, а наоборот, всегда был весёлым и общительным, верным другом и защитником слабых".
Летом 1888 года Серюзье отправляется в путешествие по провинции Бретань. Он и не догадывается тогда, что эта поездка перевернёт всю его жизнь. В Понт-Авене молодой художник знакомится с Гогеном, у которого перенимает метод "клуазонизма". Этот метод позволяет художникам добиться совершенно нового синтеза линии и цветового пятна, не отражать натуру, а преображать её силой художественной фантазии. Результатом встречи с тем, кого Серюзье восторженно называет "освободителем живописи, станет "Талисман" - картина, послужившая толчком к основанию движения набидов. Кроме этого, Серюзье увлекается бретонским фольклором, который оказывается настолько близким ему по духу, что позже художник не раз назовёт этот регион своей "духовной родиной".
"Я мечтаю о благородном братстве, состоящем единственно из одержимых работой художников, влюблённых в красоту и наделённых добротой, чьи творческие и человеческие проявления имели бы те невозможные для определения черты, которые в совокупности я называю набизмом" (Поль Серюзье, 1889)
Интеллектуальное начало в творчестве Серюзье всё чаще подавляет собственно художественное - не случайно его теоретическая деятельность одно время была более известна, чем его живописные работы. С 1908 года Серюзье становится профессором Академии Рансона, а в 1912 году он женится на одной из своих студенток - Луизе Маргарите Габриэль-Клод.
Один из близких друзей Серюзье утверждает : "(Это был) мистик, не теряющий веры в чистое искусство. Скромный, но уверенный в себе, он всегда знал, чего хочет. Мудрый философ, выдающийся учёный, он предпочёл сойти на обочину с оживлённой дороги нашего суетного времени. Всем сердцем он привязался к одному региону..."
Именно там, в бретонской глубинке, Серюзье умирает 7 октября 1927 года.
Истоки возникновения движения набидов очевидно следует искать в творчестве Гогена. "Надо отваживаться пробовать всё", - сказал им как-то мастер. С тех пор критики называли набидов то мистическим братством, то авангардным объединением. Однако молодых живописцев не волновали определения : они самозабвенно работали, стремясь запечатлеть на своих картинах утончённую красоту идеального мира.
Движение набидов - результат крепкой дружбы, соединяющей талантливых молодых людей, принадлежащих к одному поколению, которые по удивительному совпадению учились в одном лицее, либо работали в одной мастерской. Некоторым из них кажется, что подобные встречи являются "знаком судьбы". Так, режиссёр известного парижского Театра д'Эвр, Орельен Люнье-По (1869-1940), который, как и большинство набидов, был учеником лицея Кондорсе, замечает : "Похоже, что Провидение не без тонкого умысла собрало в одной школе таких людей, как Вюйяр, Дени, Серюзье... Они настолько сблизились, что почти не расставались". Приятели мечтают стать художниками и поступают в Академию Жюлиан. Но строгая академическая система обучения, которая не предусматривает даже поверхностного знакомства с творчеством импрессионистов, разочаровывает будущих художников.

 

Поль Гоген "Над пропастью" (1888, Музей декоративного искусства, Париж, Франция)

Возникновение набидов как исторический факт датируется 1888 годом, когда Поль Серюзье вернулся из провинции Бретань, где в Понт-Авене он познакомился с Гогеном (1848-1903). Молодой художник потрясён общением с мастером. Во-первых, ему удалось прослушать настоящую лекцию о методах и технике живописи, а во-вторых, Серюзье несказанно повезло : при участии самого Гогена, точнее, почти под его диктовку, молодой художник пишет свою первую значительную картину - "Талисман". По возвращении в Париж Серюзье тут же собирает у себя друзей и показывает свою работу, чем приводит их в неописуемый восторг. "Гоген был для поколения 90-х годов тем, кем Мане был для "семидесятников", - напишет в 1905 году Морис Дени.
Картины Гогена поражают своей яркой декоративностью, широкими плоскостями локального цвета, выразительностью контура. Всё это восхищает молодых художников и полностью соответствует их стремлению упростить и стилизовать изображаемые формы. Серюзье предлагает своим приятелям объединиться в группу, которая называлась бы "набиды". Это оригинальное название происходит от древнееврейского слова "наби", которое можно перевести как "пророк, одержимый", а также "тот, кто получает сигналы из мира иного". Дени так комментирует этот выбор : "Серюзье предложил нам название, которое делало нас посвящёнными в какую-то важную тайну, недоступную для понимания простыми смертными; это было что-то вроде мистического союза; такое название группы предвещало, что мы постоянно будем находиться в состоянии пророческой одержимости".

 

Морис Дени "Жена художника"

Начиная с октября 1888 года, набиды регулярно встречаются в таверне, расположенной в Пассаже Бради в Париже. В то время членами группы были Серюзье, Дени, Вюйяр, Боннар, Руссель (1867-1944) и Рансон (1864-1946); через несколько лет к ним присоединится швейцарец Феликс Валлоттон (1865-1925), голландец Йен Веркад (1868-1946) и венгр Йозеф Рипл-Ронаи (1861-1947). Их встречи представляют собой теоретические дискуссии и эстетические споры, в частности, о душевном состоянии художника непосредственно в процессе творчества. С этой точки зрения их привлекает творчество Одилона Редона (1840-1916). "Уникальность Редона, - пишет Дени, - состоит в его неумении нарисовать что-либо, что не выражает глубоких чувств, не передаёт его собственного внутреннего состояния". Юношеский максимализм набидов призывает их искать в живописи некий абсолют, и они уверены в том, что это возможно : нужно лишь найти этот абсолют в самих себе.

 

Вюйяр "Художник Кер Ксавье Руссель с дочерью"
(1903, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Баффало, США)

Исходя из этого принципа, они отбрасывают правила академической перспективы как искусственные и отказываются от "копирования" пейзажей с натуры, считая их "услужливой подсказкой" природы. Вместо этого они стремятся отражать в работах прежде всего свой внутренний мир. По мнению набидов, искусство должно не изображать действительность, а показывать испытания, которым художник подвергается в контакте с ней. Поэтому тема не играет особой роли. Морис Дени определяет это следующим образом : "Набиды хотели выражать в своих работах эмоции при помощи гармонии форм и цвета, независимо от темы. Они верили, что каждое чувство, каждая мысль имеют своё пластическое соответствие, свою удивительную и самобытную красоту". Это высказывание имеет особое значение, поскольку является точным определением смысла творческих исканий набидов. Первая выставка группы проходит в 1891 году в галерее Ле Барк де Бутвиль. Серюзье убеждён : "Природа дарит нам исключительно сырой материал. Только человек своей силой духа в состоянии распорядиться им так, чтобы превратить это сырьё в высококачественный сплав мысли и чувства, применяя соответствующие методы. Именно таким способом можно достичь стиля, который является конечной целью любого вида искусства". Теория взаимозависимости и констатации чувств была развита поэтом Малларме (1842-1898), с которым набиды часто встречались и тесно общались. В поисках чистых художественных эмоций они декларируют так называемую, "звучащую" живопись, живопись-музыку. Набиды стремятся также к определённой "экономности" средств живописи, которая, по их мнению, даёт возможность без излишней "художественности" раскрыть правдивую силу чувства. Линия должна быть точной и плавной, а сама живопись - простой и гармоничной. Поэтому молодые художники восхищаются декоративной живописью. Персонажи на картинах набидов выполнены в архаичной манере, похожей на стиль Пюви де Шаванна (1824-1898), которого всегда отличало стремление писать "сокращённо и упрощённо", без изысков.

 

Валлоттон

Однако набиды не представляли собой группу художников, связанных совершенно одинаковыми устремлениями. Так, Дени и Серюзье довольно резко высказывались по поводу не совсем оправданной, по их мнению, "изысканной чувственности", свойственной импрессионизму. Зато Боннар остаётся верным творчеству Гогена, Валлоттон восхищается картинами Дега (1834-1917), а Вюйяра завораживает чувственность, исходящая от женских фигур на полотнах Ренуара (1841-1919).
Дени пишет Вюйяру : "Мне кажется, что мы делаем ошибку, требуя от произведения искусства, чтобы оно моментально приносило удовольствие. Истинную ценность работе придаёт степень самоотдачи художника, сила его характера".
Вюйяр отвечает : "В обычной жизни я и так довольно часто вынужден проявлять свой характер и силу воли. В искусстве же мне необходим "привкус моментального удовольствия".
Дени и Серюзье всё чаще ищут покой и творческое удовлетворение в умиротворяющей природе Бретани. В то же время Боннар, Вюйяр и Валлоттон погружаются в бурную жизнь столицы и стремятся в своём искусстве запечатлеть дух эпохи. Противоречия между этими двумя группами художников достигли апогея на выставке в галерее Дюран-Рюэля в 1899 году. Отныне каждый из набидов пойдёт в искусстве собственной дорогой. Однако на всю оставшуюся жизнь между художниками сохранятся дружеские отношения - те, которые когда-то легли в основу их творческого союза.

8 работ

Поль Серюзье (380*298)
Поль Серюзье, Две Бретонки под яблоней в цвету (380*434)
1890 Две Бретонки под яблоней в цвету, 1892
  73,5*60,5 см.; холст, масло
Новая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Музей Тиссен-Борнемисса,
Мадрид, Испания

1000*785 px

877*1000 px
Поль Серюзье, Талисман (380*480)
Поль Серюзье, Меланхолия (Бретонская Ева) (380*491)
Талисман, 1888 Меланхолия
(Бретонская Ева), ок.1891
27*21 см.; дерево, масло 73*60 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
792*1000 px 774*1000 px
Поиск нового привёл художника в Понт-Авен в Бретани, где он впервые встретился с Гогеном. Серюзье решил подойти к великому импрессионисту только накануне отъезда, и так как времени на длительные беседы не оставалось, Гоген повёл молодого живописца в понт-авенский лес и предложил написать под его руководством небольшой пейзаж. Серюзье так описывал свой разговор с Гогеном : "Какими вы видите эти деревья? - спросил Гоген. - Они жёлтые? Вот и кладите жёлтый. А эта тень скорее голубая. Пишите её чистым ультрамарином. А вот эти листья красные. Пускайте в ход вермильон". Этот пейзаж, написанный на деревянном днище коробки из-под сигар, Серюзье хранил как святыню всю жизнь и называл "Талисманом", хотя изначально картина носила название "Лес любви".
Поль Серюзье, Ткач (380*474)
Поль Серюзье, Прачки в Лаисье (380*295)
Ткач, 1888 Прачки в Лаисье, 1892
72*58 см.; холст, масло 73*92 см.
Музей искусств и археологии,
Сенлис, Франция
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
802*1000 px 1000*776 px
Поль Серюзье, Собиратель морской травы (380*319)
Поль Серюзье, Сбор яблок (380*295)
Собиратель морской травы, 1890 Сбор яблок, 1895
46*55 см. 71*90 см.
Частная коллекция Частная коллекция
1000*839 px 1000*776 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru