Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 43  
Поль Сезанн

19 января 1839 (Экс, Франция) -

23 октября 1906 (Экс, Франция)

Рафаэль Альберти

(цикл "Живопись", 1945-1952,
перевод Левика В.)

Сезанн

Медлитель, мученик идеи,
он в живописи увидал свой путь,
учился, шел где круче, где труднее,
найдя пейзаж, глядел, искал в нем смысл и суть.

О, пластика, о жизнь вещей немая,
вся нескончаемо мучительная быль!
Самодовлеет вещь любая :
плетенка, яблоко, будильник, торс, бутыль.

Суровый, дикий, нежный, страстный
воитель,
в борьбе с холстом расчетливый и властный
первозиждитель.
О, плен! Судьба! Бесповоротность!
О, живопись - тюрьма, темница.
О, живопись! Весомость! Плотность!

Как точен глаз!
Моделировка, равновесье масс,
ритм на земле и ритм на небосклоне,
закон контрастов и гармоний,
звучанье цвета, ощутимый вес,
вещественность воды, земли, небес,
мазки, мазки,
то плотны, то легки,
то осмотрительны, то смелы
и вдруг - пробелы.

Повсюду синий, синева холста,
оркестра цветового схема,
и наслажденья формой полнота
как цель, как теча.
Верховной кисти раб, колючий, словно шип,
приняв от Живописи рану,
своей сетчатки мученик, погиб
под стать святому Себастьяну.

И всё ж, прозренья позднего дар,
открылась истина Сезанну :
всех форм основа - конус, куб иль шар.

Отец хотел, чтобы он был банкиром, по Поль стал великим художником. Для того, чтобы достичь этой цели, Сезанн с непоколебимым упорством преодолел все препятствия. Иногда он сердился на предостережия и упреки отца, досадовал на своего постепенно отдалявшегося друга Эмиля Золя. Бывало, его нервировало непонимание со стороны жены. Но чаще всего Сезанн смеялся над всем этим и в одиночестве продолжал заниматься тем, что придавало смысл его жизни - живописью.

Родился Поль Сезанн 19 января 1839 года под зимним солнцем Экс-ан-Прованса, городка на юге Франции, который находится в 20 километрах от Марселя. Матери будущего художника, Анне Элизабет Обер, было тогда 24 года. Отец, сорокалетний, Луи-Огюст Сезанн, встретил ее в магазине по продаже головных уборов, где она работала, он был владельцем этого магазина. Ребенок был рожден вне брака, но сразу был признан отцом. В июле 1841 года у маленького Поля появилась сестра Мари. Это случилось за 3 года до брака их родителей в январе 1844 года. Луи-Огюст Сезанн был состоятельным рантье, разбогатевшим на ростовщичестве. Через несколько лет, в 1848 году, он открыл банк, первый в своем роде в Эксе. Третий ребенок Роза, появился на свет в 1854 году.
"Я рисую так, как вижу, как чувствую ... а чувствую я очень сильно. Другие тоже чувствуют и видят, но не решаются это передать. Я же решаюсь. Мне хватает смелости высказывать свои взгляды. Хорошо смеется тот, кто смеется последним!" (Поль Сезанн)
В 1852 году будущий художник поступил в Коллеж Бурбон. Он оказался прилежным учеником и мог похвастаться многочисленными похвалами и грамотами (но вот по курсу рисования, как ни странно, был одним из худших). В возрасте 13 лет Поль сдружился с тремя коллегами по Коллежу : Эмилем Золя (1840-1902), Жаном-Батистом Бейлем и Луи Марги. "Неразлучные", как их тогда называли, проводили все свое свободное время вместе. Как только предоставлялась возможность, они выбирались на природу. Когда солнце начинало припекать, приятели купались в реке, а потом читали либо сочиняли поэтические комедии. Их объединяла любовь к литературе - они обожали Виктор Гюго (1802-1885), открыли для себя поэзию Альфреда де Мюссе (1810-1857). Интересовались они и музыкой. В городском оркестре Сезанн играл на трубе, а Золя - на кларнете. В 1857 году Поль записался в Свободную рисовальную школу города Экса. Там он познакомился со многими местными художниками. В городском музее Поль открыл для себя полотна из коллекции Гране, и среди них - пейзажи очень живого и смелого характера.

"Нет, нашим женщинам, виньеточным сиренам,
Столетья пошлого испорченным плодам,
В высоких башмачках и в юбке с модным треном,
Я сердца, мрачного, как бездна, не отдам.

Пускай щебечущих красоток золотушных,
Поэт хлорозных дев, рисует Гаварни,-
Цветы, возросшие в оранжереях душных,
Мой рыжий идеал не заслонят они.

Вам, леди Макбет, вам, великой в преступленье,
Могу я посвятить моей души стремленье,
Вам, кинутой в снега Эсхиловой мечте.

Могу тебе, о Ночь, дивиться неустанно,
Дочь Микеланджело, изогнутая странно
В доступной лишь устам Гиганта наготе."

(одно из самых любимых Сезанном в юности стихотворений Бодлера "Идеал" из сборника "Цветы зла")

Поскольку отец принуждал Поля остаться в Эксе, Сезанн углублял свои знания о живописи с помощью регулярно выходивших томов коллекции "История художников всех направлений", тщательно изучая репродукции в них. Особенно его привлекали испанские мастера, влияние которых видно в его картинах конца 60-х годов 19 века. Навязываемое отцом образование не привлекало молодого Сезанна. Несмотря на это, в декабре 1858 года он записался на факультет права в Эксе, но одновременно просил Золя узнать информацию об экзаменах в Школу изящных искусств в Париже. Поль решил стать художником, хотя знал, что ему придется пойти против воли отца. Куда большее понимание он находил со стороны матери : "Его имя - Поль, как у Рубенса и Веронезе, и его предназначение, без сомнения, живопись", - говорила она. Профессор рисования Сезанна, Жозеф Марк Жибер, противился его отъезду, и Поль начал сомневаться в себе. Чтобы поддержать друга, Золя написал ему : "В живописце сосуществует два человека - поэт и ремесленник. Поэтом надо родиться, ремесленником можно стать. А ты несешь в себе искру, которую нельзя купить, и опускаешь руки, когда для успеха тебе не хватает только тренировки пальцев. Ты должен стать ремесленником".
В сентябре 1961 года Поль Сезанн вместе с отцом прибывает в Париж. В Париже Сезанн был вынужден жить на 125 франков в месяц, этого едва хватало на жилье, еду и курсы рисования. Он открыл для себя великие музеи Лувра и дворца Люксембург. В этот период его альбомы были заполнены копиями работ великих мастеров. Также он познакомился с творчеством Рихарда Вагнера (1813-1883) и написал в его честь ряд полотен, названных "Увертюра к Тангейзеру". Каждое утро молодой человек отправлялся в Академию Шарля Сюисса на уроки живописи. Днем он постигал искусство рисунка в мастерской Жозефа Франка Вьевеля. В Академии Поль познакомился с другими художниками : Ашилем Эмперером (тоже родом из Экса), Франциском Оллеро, Антуаном Гийеме, Арманом Гийоменом и Камилем Писсарро. Через несколько лет последний вспоминал, что "Сезанн рисовал на посмешище всем заурядным личностям школы". Этот "странный провинциал", "забавный провансалец", как назвал его Писсарро, был крупным и довольно высоким по тем временам (1 метр 75 сантиметров) мужчиной с глубоким умным взглядом. Его не привлекала жизнь в коллективе. Упрямый и уверенный в себе, он не прислушивался к критике. Даже его друг Золя иногда чувствовал себя бессильным против такого упорства : "Доказать что-либо Сезанну - всё равно, что уговорить Нотр-Дам станцевать кадриль". Именно это упорство позволило Сезанну через год вернуться из Экса и вновь поступать в Школу изящных искусств, после провала и разочарования в 1861.
"Поскольку переживания - фундамент моего искусства, я уверен, что не подлежу изучению" (Поль Сезанн, 1906)
Он продолжает занятия в мастерской Сюисса и регулярно рисует с натуры. Протестуя против академизма официального Салона, Сезанн выбирает темами своих картин оргии и вакханалии, похищения и убийства. Он хотел представить картины, которые "заставят Академию покраснеть от ярости и отчаяния". Отец по-прежнему не верил в художественное призвание сына и считал его неудачником, не способным добиться признания. Чтобы и дальше иметь возможность рисовать, Сезанн обращался за помощью к Золя и Бейли, которые время от времени поддерживали его материально.
Приятельские отношения с Писсарро привели к тому, что Сезанн начал писать картины на пленэре. В 1864 году он находился в Эстаке, невысоком горном массиве недалеко от Марселя, который стал одним из его любимых мест для рисования. Несмотря на старания художника, Салон раз за разом отклонял все предлагаемые им картины. В 1868 году, после очередного отказа, Сезанн с еще большей уверенностью чувствует, что должен следовать избранным путем : "И хорошо! Они еще получат по физиономии от вечности", - писал он. Неприятие со стороны официальной среды художников, так же , как и его собственное нежелание входить в круг импрессионистов, привело к тому, что Сезанн становился всё более одиноким.
В 1869 году Сезанн познакомился с 19-летней моделью Ортанс Фике, от которой у него позже родилось 3 сына. Только мать знала об этой связи, которую художник тщательно скрывал от отца. В 1871 году во время войны Франции против Пруссии Сезанн жил на юге Франции. Позже он вспоминал : "Во время войны я жил в Эстаке и много писал на пленэре". Власти сочли, что Сезанн уклоняется от военной службы, и начали его разыскивать, но его это не особенно волновало. Единственное, что его интересовало - продолжать рисовать... Очень быстро его чувства к Ортанс остыли. "Моя жена любит только Швейцарию и лимонад", - писал Сезанн друзьям много лет спустя, подчеркивая : "Пусть живет солнце и свобода!".
Летом 1872 года Сезанн уезжает в Понтуаз - местность, расположенную к северо-западу от Парижа. Там его ждал Писсарро.
В 1874, а затем в 1877 году Сезанн принимал участие в 1-ой и 3-тьей выставке импрессионистов. Его произведения стали мишенью для нападок критиков. Несмотря на это, он остался верен себе, но еще больше замкнулся. Уже тогда импрессионизм казался ему "школой", но он хотел отойти от нее, чтобы идти дальше. В конце своей жизни Сезанн сказал сыну : "Очень важно суметь порвать со школой, - с любой школой".
В 1880 году Сезанн заложил основы того, что потом критика назовет "конструктивной" живописью. Часто он незначительно изменял точку обзора, переставлял мольберт на несколько метров, чтобы получить другую перспективу. Сезанн был очень самокритичен и требователен к себе. Он не приступал к работе, пока не добивался нужного освещения. Для того, чтобы закончить портрет известного коллекционера Амбруаза Воллара (1868-1939), ему потребовалось более 100 сеансов позирования! Стремление к абсолюту и новаторство привели к тому, что Сезанну выпала сложная художественная судьба.
В 1886 году Сезанн поссорился с Золя, с другом, долгие годы бывшим его верным советчиком и даже наперсником в делах любви. Живописец тосковал по другу юности, но совсем не узнавал его в модном писателе, который, как казалось Полю, "слишком хорошо устроился". "Золя, по мере того как обретал положение в обществе, становился все более беспощадным человеком. Можно было подумать, что он встречается со мной лишь из жалости. Поэтому мне надоел его вид, и я прожил долгие годы, не пробуя даже встретиться с ним. Как-то я получил "Творчество". Это шокировало меня, поскольку я узнал его истинное мнение о наших отношениях. По большому счету, это очень плохая, лживая книга". В этом же году Сезанн наконец-таки женился на Ортанс и потерял отца. Он получил часть отцовского наследства и перестал заботиться о зарабатывании денег, полностью посвятив себя искусству, работая то в Эксе, то в Париже.
Дружба связала Поля Сезанна и Эмиля Золя еще с 13 лет. Когда в 1866 году Золя выступил в роли критика - искусствоведа и защищал импрессионистов, его взгляды на искусство стали предметом жарких дискуссий с Сезанном. Когда же он стал писателем, то высылал все свои публикации другу. Но постепенно они перестали понимать друг друга. Золя в своих статьях никогда не писал о творчестве Сезанна. Правда, он помогает художнику материально и всегда находит время для встреч с другом юности. Сезанн же считал, что Золя живет мещанской жизнью. В 1886 году Золя послал художнику свое "Творчество", только что законченный роман. В главном герое, неудавшемся художнике со склонностью к самоубийству, Сезанн узнал себя. Живописец был потрясен до глубины души. Он поблагодарил Золя за посылку и попросил его о "чести пожать руку в память о давних временах, которые безвозвратно прошли". Их дружбе пришел конец.
В 1897 году, в возрасте 83 лет умерла его мать. Через 2 года Сезанн окончательно перебирается в Экс. Он купил мастерскую за городом, а сам жил в обществе мадам Бремон - своей единственной служанки. Сезанну казалось, что только одиночество позволит ему полностью посвятить себя работе. Сам о себе он писал так : "Я не смел, я не принадлежу к богеме, люди надо мной смеются. У меня нет сил бороться с этим. Моим предназначением стало одиночество. По крайней мере, я принадлежу сам себе".
В этот период к Сезанну приходит известность. В возрасте 63 лет он признавался : "Я стою лишь в начале своего пути". Художник Эмиль Бернар (1864-1941) вспоминал : "Вставал он очень рано. В любое время года шел в свою мастерскую, где работал с шести до половины одиннадцатого. Возвращался в Экс, чтобы перекусить, и снова отправлялся работать до пяти вечера. После чего ужинал и сразу же ложился спать".
"По какой причине вы не вспоминаете о Сезанне? Почему никто из нас не хочет признать, что он является одним из самых поразительных и интересных художников в нашей эпохе, и что он оказал большое влияние на современное искусство" (Писсарро к Гюйсмансу, 1883)
Воллару, который очень интересовался творчеством Сезанна, приходилось много бродить неровными улочками Экса в поисках его картин, которые находились в разных руках. Многие смеялись над художником, считая его странным. Воллар нередко находил его картины на чердаках и в чуланах. Владельцы продавали их маршану за гроши или просто дарили.
Еще в начале 20 века в живописи Сезанна чувствовалось влияние Делакруа и Курбе. Художник ценил энергию и колористику Делакруа. Сезанн написал многочисленные эскизы к картине, которая никогда не была закончена - "Апофеоз Делакруа". У Курбе он учился "полнокровной" живописи и натюрмортам с фруктами, хотя, по его мнению, предшественнику не хватало "возвышенности". Если речь заходила об Энгре, то Сезанн утверждал, что он "очень хороший, но очень скучный". Сезанн хотел вознестись на вершину живописи, стремился создать свой мир и работал над этим без передышки. "То, чего мне не хватает - признавался он в конце жизни - это самореализации. Может, мне и удастся этого достичь, но я стар и могу умереть, не достигнув идеала - Состояться!".
На оборотной стороне полотна "Апофеоз Делакруа" Бернар обнаружил стихи, написанные Сезанном под явным влиянием Бодлера :
"Упругой наготой и свежестью блистая,
Средь луга женщина простерлась молодая.
Змеино-гибкий стан, округлый, крепкий зад, -
Она раскинулась изысканно и смело,
И щедрые лучи светила золотят
Роскошной белизной сверкающее тело."
15 октября 1906 года Сезанн работал на пленэре. Во время этюдов его застала гроза. Он провел несколько часов под проливным дождем, а когда наконец оказался дома, то очень плохо себя чувствовал. Его состояние быстро ухудшалось. Мадам Бремон сама уже не справлялась с опекой над художником. 22 октября она отправила телеграмму жене Сезанна и его сыну о том, что состояние больного критическое.
Сезанн умер от воспаления легких на следующее утро, 23 октября 1906 года, не дождавшись приезда семьи. Ему было 67 лет.
"Сезанн был моим единственным учителем. Я провел годы, изучая его картины ... Он общий отец для всех нас" (Пабло Пикассо)
Он хотел "умереть, занимаясь живописью". Его желание было услышано, а последнее письмо художника было отправлено поставщику красок.

 

Морис Дени "Почести Сезанну"
(1900,Музей д'Орсэ, Париж, Франция)

Слева направо : Одилон Редон (1840-1916), Вюйар (1868-1940), Руссель, Морис Дени (1870-1943), Жорж Сёра (1864-1927), Ренсон, Боннар (1867-1947), Воллар (1867-1937) и Меллерио, поклонник Сезанна.
 

43 работы

Сезанн, Автопортрет (380*701)
Сезанн, Пьеро и Арлекин (380*473)
Автопортрет,
1877-1880
Пьеро и Арлекин (Масленица), 1888
25,5*14,5 см. 102*81 см., холст, масло
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
542*1000 px 803*1000 px
"Посмотрите Сезанна, непонятного, исключительно мистическую восточную натуру (его лицо напоминает древнего левантийца), в своих картинах он предпочитает тайну и тяжелое спокойствие человека, который лежа предается мечтаниям. Краски художника значительны, как характер восточных людей : уроженец юга, он проводит целые дни на вершинах гор за чтением Вергилия и разглядыванием неба. Поэтому горизонты Сезанна приподняты, его синие тона очень интенсивны, а его красный удивительно звучен."
(Поль Гоген, из письма Эмилю Шуффенекеру от 14 января 1885 года)
Сезанн, Большая пиния (380*350)
Сезанн, Большая сосна близ Экса (380*308)
Большая пиния (Пейзаж в Эстаке), ок. 1892 Большая сосна близ Экса, ок. 1895-1897
84*92 см., холст, масло 72*91 см., холст, масло
Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*922 px 1000*811 px
Сезанн, Курильщик (380*480)
"Быть может, уцелеет память о смельчаке, который освободил живопись от ложной традиции, столько же от "независимой", сколько и от "академической", и у которого была неясная мечта возрождения искусства ..." (Сезанн)
Курильщик, ок. 1895
91*72 см., холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
791*1000 px
Сезанн, Гора Святой Виктории (380*294)
Сезанн, Натюрморт с кувшином и баклажанами (380*304)
Гора Святой Виктории, 1900 Натюрморт с кувшином и баклажанами
78*99 см., холст, масло 72,4*91,4 см., холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*773 px 1000*799 px
"Жизнь неразрывно слила наше представление о ней с нашим восприятием, так что абсолютная чувственная точность стала естественной неточностью человека. В своем постоянном стремлении добиться абсолютности в передаче ощущений Сезанн в такой мере вышел из общепринятых границ, что люди стали приписывать ему порок зрения, между тем как единственный недостаток его состоял в том, что он обладал способностью слишком ясно воспринимать предметы... Латинянин знал лишь одну крайность : в логике... Есть безумие правды, как есть "безумие креста". Сезанн познал это безумие, пережил его, вот в чем причина страстности и драматизма его творчества" (Рене Гюг, искусствовед)
Сезанн, Игроки в карты (380*317)
Сезанн, Женщина в зеленой шляпке (380*473)
Игроки в карты, 1893-1896 Женщина в зелёной шляпке, 1894-1895
47*56 см.  
Музей д'Орсэ, Париж, Франция  
750*625 px 803*1000 px
Сезанн, Большие купальщицы (380*321)
Сезанн, Дом в Жа де Буффан (380*309)
Большие купальщицы, 1906 Дом в Жа де Буффан,
1885-1887
208*251,5 см. 68*71 см.
Музей искусств,
Филадельфия, США
Национальная галерея,
Прага, Чехия
1000*846 px 1000*813 px
Сезанн, Жа де Буффан (380*312)
Сезанн, Увертюра (380*234)
Жа де Буффан, 1876 Увертюра
   
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
701*575 px 1000*616 px
Сезанн, Портрет дядюшки Доменика (380*486)
Сезанн, Часы из черного мрамора (380*281)
Портрет дядюшки Доминика, 1865-1867 Часы из черного мрамора, 1869-1871
  54*73 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Частная коллекция
782*1000 px 1000*739 px
Сезанн, Современная Олимпия (380*312)
Сезанн, Гора Сент-Виктуар (380*301)
Современная Олимпия, 1873 Гора Сент-Виктуар,
1882-1885
46*55 см.; холст, масло 65,5*81,7 см.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*820 px 1000*791 px
Сезанн, Эстак (380*306)
Сезанн, Жа де Буффан (380*299)
Эстак, 1883-1885 Жа де Буффан, 1885-1887
65*81 см.; холст, масло 73*92 см.; холст, масло
Частная коллекция Институт искусств,
Миннеаполис, США
1000*804 px 1000*788 px
Сезанн, Пловец (380*505)
Сезанн, Мальчик в красной жилетке (380*485)
Пловец, 1885-1887 Мальчик в красной жилетке, 1888-1890
127*97 см.; холст, масло 92*73 см.; холст, масло
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
752*1000 px 783*1000 px
Сезанн, Мадам Сезанн (380*477)
Сезанн, Дом с треснувшими стенами (380*482)
Мадам Сезанн, 1891-1892 Дом с треснувшими стенами, 1892-1894
92*73 см.; холст, масло 65*54 см.; холст, масло
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Частная коллекция,
Нью-Йорк, США
796*1000 px 789*1000 px
Сезанн, Шато Нуар (380*289)
Сезанн, Большие купальщицы (380*328)
Шато Нуар, 1900-1904 Большие купальщицы, 1898-1905
74*96,5 см.; холст, масло 208*249 см.; холст, масло
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США Музей искусств,
Филадельфия, США
1000*761 px 1000*863 px
Сезанн, Натюрморт с открытым ящиком (380*298)
Сезанн, Корзина яблок (380*300)
Натюрморт с открытым ящиком, 1877-1879 Корзина яблок, 1890-1894
33*41 см.; холст, масло 62*79 см.; холст, масло
Частная коллекция Институт искусств, Чикаго, США
1000*785 px 1000*790 px
Сезанн, Кувшин и корзина с фруктами (380*312)
Сезанн, Натюрморт с Амуром (380*469)
Кувшин и корзина с фруктами, 1893-1894 Натюрморт с Амуром,
ок. 1895
59*72,4 см.; холст, масло 70*57 см.; бумага, масло
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США Галерея института Куртолда, Лондон, Великобритания
1000*821 px 810*1000 px
Сезанн, Мальчик в красной жилетке (380*603)
Сезанн, Автопортрет (380*461)
Мальчик в красной жилетке, ок. 1890 Автопортрет, 1895
46*30 см.; акварель 26*20 см.; акварель
Частная коллекция,
Цюрих, Швейцария
Частная коллекция,
Цюрих, Швейцария
630*1000 px 825*1000 px
Сезанн, Мельница на реке (380*241)
Сезанн, Мост над рекой (380*280)
Мельница на реке,
1900-1906
Мост над рекой, 1906
31*49 см.; акварель 26*20 см.; акварель
Галерея искусств Мальбрука, Лондон, Великобритания Музей искусств, Цинциннати, США
1000*634 px 1000*737 px
Сезанн, Портрет Ашиля Эмперера (380*645)
Сезанн, Поль Алексис читает Эмилю Золя (380*312)
Портрет Ашиля Эмперера, ок. 1868-1870 Поль Алексис читает Эмилю Золя, 1869-1870
200*122 см.; холст, масло 130*160 см.; холст, масло
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
589*1000 px 420*345 px
Сезанн, Автопортрет (380*487)
Сезанн, Портрет Виктора Шоке (380*496)
Автопортрет, 1875 Портрет Виктора Шоке,
1876-1877
64*53 см.; холст, масло 46*36 см.; холст, масло
Музей д'Орсэ, Париж, Франция Частная коллекция
781*1000 px 766*1000 px
Виктор Шоке был первым коллекционером, который начал покупать картины Сезанна
Сезанн, Автопортрет (380*467)
Сезанн, Портрет Поля Сезанна, сына (380*460)
Автопортрет, 1879-1882 Портрет Поля Сезанна, сына, 1888-1890
65*50 см.; холст, масло 64,5*54 см.; пастель
Кунстмузеум, Берн, Швейцария Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
813*1000 px 826*1000 px
Сезанн, Портрет Густава Жеффруа (380*509)
Сезанн, Автопортрет в берете (380*456)
Портрет Густава Жеффруа, 1895 Автопортрет в берете,
1898-1900
116*82 см.; холст, масло 63,5*50,8 см.; холст, масло
Частная коллекция,
Париж, Франция
Музей изящных искусств,
Бостон, США
746*1000 px 833*1000 px
Сезанн, Портрет Амбруаза Воллара (380*473)
Сезанн, Мальчик в красном жилете (380*499)
Портрет Амбруаза Воллара, 1899 Мальчик в красном жилете, 1894-1895
100*81 см.  
Музей Пти-Палас,
Париж, Франция
Коллекция Бюрле,
Цюрих, Швейцария
402*500 px 761*1000 px
"Сударь!
В Вашей литературной хронике ("Эксельсиор", 6 февраля 1938 г.) читаем:
"Если господин Майоль прожил долгие годы, то этим он обязан главным образом уму и великодушию господина Амбруаза Воллара.
Я был, естесственно, весьма польщён словом "ум", вышедшим из-под Вашего пера и сказанным по моему адресу. Однако свидетельство о "великодушии", которое Вы мне выдаёте, когда речь идёт о взаимоотношениях между торговцем и художником, меня стесняет. В данном случае, мне кажется, это слово звучит так, как если бы сказали, что, приобретая участок в надежде найти там золото, покупатель высказывает великодушие по отношению к продавцу участка"
(Амбруаз Воллар, письмо Эдмону Жалу).
"Воллар не принадлежит к числу тех, кто лишь благоларя врождённому дару мгновенной интуицией умеет с одного взгляда оценить произведение искусства. Трепет, который некоторые люди всем своим существом испытывают перед понравившейся картиной, Воллару неведом. В его глазах полотка прежде всего выгодный товар" (Анри Перрюшо "Сезанн").
Но именно Воллар убедил, доказал, нашёл и организовал первую большую выставку работ Сезанна в 1895 году, которая наделала много шума и впервые по-настоящему открыла миру великого художника.

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru