Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 6  
Хаим Сутин

13 января 1893
(Смиловичи, Белоруссия) -

9 августа 1943
(Париж, Франция)

Среди великих творцов 1-ой половины XX века Хаим Сутин, наверное, является художником, о котором мы знаем меньше всего. Несмотря на старания историков, его биография остаётся неполной, а сам он - загадочной личностью. Кроме того, аура легенды, окружавшая его уже при жизни, не только не проясняет, но и углубляет эту тайну.

Хаим Сутин родился в 1893 году в Смиловичах, маленьком белорусском городке, в бедной еврейской семье. Хаим (с дневнееврейского "жизнь") был 10-ым из 11 детей портного (по другим сведениям, служителя синагоги). При естественном ходе событий Сутин должен был стать ремесленником, но вопреки уготованному жребию он с самого раннего детства проявлял любовь к рисунку и живописи. Родители, которым были не по душе эти причуды, бурно выразили свой протест. Когда 7-летний Хаим вынес из дому кухонные приборы и выменял их на мелки, его в наказание на 2 дня закрыли в погребе. Правда это или одна из множества легенд, история умалчивает.
Но доподлинно известно, что в 1907 году, чтобы освободиться от влияния семьи и не изменить своему призванию, парень убегает в Минск. Он посещает там лекции рисунка у некого Крегера, художника, известного лишь в узких кругах. Учителю Хаима, однако, удаётся убедить родителей, чтобы те позволили сыну выбирать свою судьбу. 3 годами позже Сутин и его друг Кикоин, ученик тех же курсов рисунка, едут в Вильно, где записываются в Школу изящных искусств. Вскоре будущие художники мечтают только об одном : увидеть Париж, город городов, мировую столицу современного искусства. И заветная мечта сбывается.
Сути приезжает в столицу Франции в июне 1913 года. Он сразу записывается в ателье Кормона (профессора, единственной заслугой которого перед искусством было то, что некоторое время его занятия посещали Ван Гог и Тулуз-Лотрек) в Академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро променяет слишком "академическую" Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом.
"Сутин работал очень быстро. Он носил в себе идею много месяцев, а когда был готов, с жаром бросался к произведению. Он работал тогда страстно, как в горячке, как в трансе..." (Хана Орлофф)
На протяжении всей жизни художник будет приходить туда, чтобы изучать великие классические произведения, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена - художников, которых он многократно переосмысливает и цитирует в своих работах. Из современников Сутин больше всего ценит Курбе и Сезанна. Красноречивое свидетельство и визитах Сутина в Лувр оставила подруга художника Хана Орлофф : "Случалось, что он был так возбуждён, что привлекал внимание охранников возгласами : "Это так прекрасно, что можно сойти с ума!" Он также интересовался музыкой и литературой. Художник очень много читал, его любимые авторы - Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рэмбо. Как меломан, он страстно любил Баха и Моцарта.
Из 1-ых художественных проб Сутина почти ничего не сохранилось - большинство из них он уничтожил сам. До конца жизни он будет переделывать собственные полотна и избавляться от тех, которые считал неудачными. Его покровитель - Марселлин Кастен - вспоминал : "Он работал как в трансе, оторванный от действительности. А потом, по окончании сеанса, был необычайно раздражителен. Однажды в Лионе, когда он что-то рисовал, я сказал : "Похоже на Ренуара". Сутин немедленно продырявил и разорвал полотно".
1-ые годы в Париже Сутин очень нуждается. Он не зарабатывает и едва сводит концы с концами. Перед тем как художник переезжает на Сите Фальгер в 15 округе Парижа, он живёт и работает в Ла Руш, то есть "Улье", международном сообществе, которое было чем-то вроде общедоступной Виллы Медичи, где находили приют самые бедные художники. Именно в этом "унылом раю наших художников в расцвете бедности" (как говорил писатель Андре Сальмон) Сутин познакомится с Марком Шагалом (1887-1985), Фернаном Леже (188101955) и Робером Делоне (1885-1941), скульпторами Константином Бранкузи (1876-1957), Осипом Цадкиным (1890-1967), Анри Лореаном (1885-1954), Яковом Липшицом (1891-1973) и Александром Архипенко (1887-1964). Однако, прежде всего, он встретит там Модильяни (1884-1920), с которым его соединит непродолжительная (из-за преждевременной смерти итальянца), но крепкая дружба.
Благодаря Модильяни Сутин налаживает контакты с несколькими любителями и коллекционерами искусства. Он знакомится с польским торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовски, который станет его главной опорой в 1917-1932 годах. В 1918 году художник едет на юг Франции, где будет ослеплён красотой местных пейзажей. Щедрая природа юга произведёт на Сутина столь сильное впечатление, что, не считая нескольких выездов в Париж, он останется там почти на 7 лет. Какое-то время художник работает с Модильяни в Венсе и в Кан-сюр-Мер. В 1919 году он переезжает в Сере (Руссильон). Несмотря на крайнюю нужду (5 франков в день, которые Сутин получает от Зборовского, ему едва хватает на краски и холсты), он 3 года работает в бешеном темпе. Когда в 1922 году Сутин приезжает на несколько недель в Париж, он привозит с собой около 200 полотен.
"Его пейзажи и портреты того периода были эксцессивными. Как будто он рисовал в состоянии экзальтации. Предметы и фигуры выходили за кадр. Такая сильная горячка так его терзала, что всё возрастало до неимоверного преувеличения. Дома отрывались от земли, деревья поднимались в воздух" (Морис Сашс)

Под конец того же, 1922 года в жизни художника происходят серьёзные перемены. Картины Сутина в Париже увидел доктор фармацевтики Альберт Барнс, который собирал произведения современного искусства и создавал фонды в Мерионе (близ Филадельфии в Соединённых Штатах). Американский критик и коллекционер был потрясён и восхищён; он немедленно решается на покупку более 50 произведений. Этот неожиданный успех приносит Сутину большую популярность. Более того, уже в следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продаёт много его полотен, и, таким образом - через 10 лет после прибытия в Париж, - художник выбирается из нужды. С этих пор он может жить на широкую ногу; в действительности Сутин тратит всё, что зарабатывает. После лет, проведённых на юге Франции, он в 1925 году возвращается в Париж, где въезжает в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Денфер-Рошеро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.

В 1926 году большие доходы позволяют Зборовски снять дом в Лее Бланк (Индре), небольшой местности на реке Крёз. Торговец отдаёт этот дом в распоряжение художников, которых он выставляет в своей галерее. Сутин побывает там несколько раз в течение 1926-1927 годов. К сожалению, вскоре конъюнктура меняется. Экономический кризис 1929 года особо коснулся рынка искусства. Зборовски уже не может поддерживать художников. Галерист и торговец картинами преждевременно скончался в 1932 году.
К счастью, вероятнее всего, в 1927 году художник знакомится с Марселлином и Мадлен Кастен, которые, вслед за Зборовски, возьмут над ним опеку. Вплоть до начала 2-ой мировой войны Сутин регулярно посещает их имение в Лионе близ Шартра. Там художник повстречает Мориса Сашса.
В 1929 году Сутин знакомится с историком искусств Эли Фором (1873-1937), который напишет 1-ую монографию, посвящённую его творчеству. Фор не скрывает своего удивления : "Со времён Веласкеса не было глаза более чувствительного". Выражая так явно своё восхищение, критик также хотел дать понять, что художник недооценён и мало известен. И он был прав. Но нужно подчеркнуть, что Сутин с большой неохотой соглашался на экспозицию своих работ. 1-ая парижская выставка Сутина в частной галерее состоялась в 1927 году. Государственный музей Пти Пале в Париже покажет 12 его картин только лишь в 1937 году, в рамках коллективной выставки "Мастера независимого искусства 1895-1937". Через много лет творчество Сутина окажется очень популярным в США. Там же, в нью-йоркском Музее современного искусства, в 1950 году проходила 1-ая посвящённая ему ретроспектива. Во Франции подобная выставка будет организована только в 1973 году в парижском музее д'Оранжери.
В год своей выставки в Пти Пале Сутин знакомится с Гердой Грот, немкой, которая скрывается во Франции от нацистского режима. До этого времени художник никогда не имел длительной связи ни с одной женщиной. Герда вспоминает : "Сутин был до безумия скрытным и дьявольски недоверчивым и подозрительным. К счастью, если можно так сказать, когда я с ним познакомилась, он был болен и нуждался во мне. Я очень сомневаюсь, что в другой ситуации он мог бы привязаться к какой-либо женщине".
Герда проживёт с художником 3 года. Она переезжает в его парижскую квартиру на Вилла Сера, 18 и сопровождает его в путешествиях. В момент начала войны в сентябре 1939 года они были у друзей в Сиври близ Авлона. 10 мая 1940 года немецкие войска атакуют Францию. В это день Сутин пишет в одном из немногих сохранившихся писем : "Чтобы не думать об этом кошмаре, я рисую, пишу и читаю".
"Когда в 1940 году Сутин имел возможность выехать из раздираемой войной Европы в США, он отказался. Вот причина, которую он привёл : "В Америке нет деревьев, которые можно было бы рисовать!" А позже, когда ситуация стала действительно серьёзной, ему уже не удалось собрать необходимые бумаги" (Альфред Вернер, историк искусств)
15 мая Герда, как немецкая гражданка, была задержана и вывезена в лагерь для интернированных в Пиренеях. Сутин ничего для неё не может сделать, кроме как высылать деньги. Герду освободят через 3 месяца, но в Париж она приедет только в 1943 году, незадолго до смерти художника. Сутин, как еврей, тоже находится в опасности. Однако в феврале 1941 года он решает возвратиться в Париж. Художник не остаётся там надолго. Летом этого же года, после неудачных попыток получить разрешение на выезд в США, чувствуя себя всё в большей опасности, он едет в маленький городок Шампиньи-сюр-Вельдре в Турени. Из страха перед доносом Сутин 6 раз меняет место жительства. Несмотря на все эти события, Сутин работает с удвоенной энергией - так, во всяком случае, говорит его новая подруга, бывшая жена Макса Эрнста, Мари-Берте Оранш, с которой он познакомился во время своего пребывания в Париже весной 1941 года.
Летом 1943 года состояние здоровья художника внезапно резко ухудшается. Он уже давно страдал язвой желудка. Со временем приступы становились всё более частыми и с каждым разом всё более сильными, не давая возможности работать. На этот раз боль стала невыносимой, и художник попадает в больницу.
Мари-Берте Оранш не соглашается на операцию в провинции. Сутина перевозят в Париж. Но необъяснимым причинам (может, чтобы избежать паспортного контроля) санитарная повозка едет через Нормандию. Поездка продолжается сутки, и парижские врачи оказались не в силах помочь больному художнику.
Хаим Сутин умер 9 августа. Несмотря на запрет оккупационных властей, скромная церемония погребения состоялась на кладбище Монпарнас. В ней, вместе с немногочисленными друзьями и близкими художника, принял участие молодой Пабло Пикассо.

6 работ

Сутин, Автопортрет (380*747)
Сутин, Камердинер (380*516)
Автопортрет, 1937 Камердинер, 1928
81*43 см. 87*66 см.
Музей современного искусства де ла Вилль, Париж, Франция Музей д'Оранжери,
Париж, Франция
509*1000 px 737*1000 px
Сутин, Мадам Кастен (380*392)
Сутин, Рассыльный (380*466)
Мадам Кастен, ок.1928 Рассыльный, 1928
47*46 см. 38,5*31,5 см.
Частная коллекция Музей д'Оранжери,
Париж, Франция
969*1000 px 816*1000 px
"Оно изображало кондитера. Неслыханного, очаровательного кондитера из крови и плоти, с огромным, чудесным ухом, удивительным и прекрасно переданным. Шедевр. Я купил его. Картину у меня увидел доктор Барнс. "Ах, какая прекрасная добыча! Это выстрел в 10!" - воскликнул он. Неожиданное искреннее восхищение доктора при виде этой картины, должно быть, стало решающим для внезапно вспыхнувшей популярности Сутина. С этого момента он стал художником, которого ценили, которого искали коллекционеры произведений искусства, художником, которым нужно восхищаться, а не высмеивать" (Поль Гийом)
Сутин, Мальчик из хора (380*490)
Сутин, Маленький кондитер (380*514)
Мальчик из хора, 1926 Маленький кондитер,
1921-1922
69*49 см. 66,3*50,3 см.
Музей д'Оранжери,
Париж, Франция
Фонд Барнса,
Мерион, США
776*1000 px 739*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru