Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Альфред Сислей

30 октября 1839 (Париж, Франция) -
29 января 1899
(Море-сюр-Луане, Франция)

По сравнению со своими друзьями Ренуаром и Мане, Сислей ушёл из жизни рано - в возрасте 59 лет, не дождавшись, в отличие от них, даже запоздалого признания. Но оставленное этим художником творческое наследие позволяет считать его одним из самых значительных представителей импрессионистической живописи.

Альфред Сислей, 1882 год

Семья с разных берегов - вот как можно было бы назвать Сислеев. Предки художника неустанно перемещаются с одного берега Ла-Манша на другой. Сислеи - купцы, но применительно к этой семье такой род занятий имеет широкое толкование, так как одни представителями являются порядочными и честными торговцами, а другие, живущие недалеко от Лида, в прибрежном районе к югу от Лондона, занимаются откровенной контрабандой.

У Сислеев браки испокон веков заключаются "в семье". Дед художника Томас (1779-1819) был трижды женат, все его жёны были француженками, а две из них - родными сёстрами. Томас, возможно, мог бы пойти по стопам его отца Френсиса Сислея, легендарного контрабандиста того времени. Однако он выбрал другую дорогу и осел в Дюнкерке, где открыл магазин предметов роскоши. Потомки Френсиса продолжили семейный бизнес.
Женившись на Фелиции Селл, Вильям, отец Альфреда, объединяет французское и английское предприятия, принадлежащие семье. Фелиции Селл, когда она выходила замуж, было всего 19. Эта красивая стройная женщина любила музыку и литературу, вероятно, более всего приключенческую. Ведь её отец, будучи контрабандистом, провёл несколько лет в заключении в Довере, а затем стал работать в той же тюрьме!
Дела у Сислеев шли хорошо, и между 1836 и 1839 годами Вильям и его жена поселяются в Париже, чтобы руководить филиалом семейного предприятия. Альфред родился 30 октября 1839 года в столице Франции, на улице Труа-Борне, 19, в 11 квартале. Он стал последним из 4-х детей Вильяма и Фелиции. Одна из двух его сестёр, Алин-Франс, выйдет замуж за знаменитого врача, пациенткой которого будет Сара Бернар (1844-1923).
Хотя Альфред родился во Франции и считал её своим домом, гражданство он имел английское. Его личность всегда отличается типично английским стилем поведения, о чём после смерти художника так напишет его друг Жюльен Леклерк : "Даже в периоды самой большой нужды у него оставалась эта английская щепетильность, выражавшаяся в заботе о костюме и безукоризненно белых воротничках".

 

Пьер Огюст Ренуар "Портрет Альфреда Сислея" (1864, Галерея Бюрге, Цюрих, Швейцария)

О детстве Сислея не сохранилось никаких упоминаний, немногим более известно о его юношеских годах. Единственным документально подтверждённым является тот факт, что в 1857 году, в возрасте 18 лет, возможно, уже имея аттестат зрелости, Альфред отправляется в Лондон для обучения торговому ремеслу. В Лондоне он останавливается у дяди, брата отца, живущего в комфортабельных апартаментах в районе Фулхем. Но торговля абсолютно не интересует Альфреда, и Англия станет для него возможностью встретиться с тем, что определит его дальнейшую судьбу - с живописью. В Лондоне молодой человек открывает для себя искусство Джона Констебла (1776-1837), Уильяма Тёрнера (1775-1851) и великого Шекспира (1563-1616).
После возвращения во Францию около 1860 года Альфред Сислей уже знает, какой путь он изберёт в жизни : станет художником. Встреча же с молодым живописцем Фредериком Базилем (1841-1870) станет для Сислея своеобразным трамплином на этом пути. По совету своего нового друга Сислей записывается в мастерскую Глейра. Туда кроме Базиля попадают ещё 2 художника, которые намерены перевернуть современное им искусство - Клод Моне (1840-1926) и Огюст Ренуар (1841-1919).

Моне, Базиль и Ренуар становятся самыми близкими друзьями Сислея. Они вместе посещают лекции Глейра (1806-1874), вместе решают их оставить. Моне, лидер этой группы, так напишет позже об этом решении : "Я встретил у Глейра Ренуара, Сислея и Базиля. Когда мы рисовали с натуры, в общем, великолепной, Глейр раскритиковал мою работу : "Это неплохо, но грудь слишком тяжёлая, плечо чрезмерно мощное, а нога слишком приземистая". "Я могу рисовать лишь то, что вижу", - ответил я несмело. "Пракситель брал самые лучшие элементы у ста несовершенных моделей для того, чтобы создать шедевр, - сухо парировал Глейр. - Что бы ни происходило, нужно помнить о древности!" В этот же вечер я отозвал в сторону Сислея, Ренуара и Базиля. "Уходим отсюда, - говорю. - Здесь место неподходящее : не хватает искренности". Мы ушли после приблизительно 15 уроков, похожий на вышеупомянутый. И хорошо, что мы тогда ушли, ведь ни один из тех, кто остался, впоследствии не создал ничего стоящего".

Марк Габриэль Шарль Глейр занимает особое место в истории живописи Франции. Этот академический художник доказывает свою необыкновенную оригинальность и толерантность, что положительно влияет на его учеников - Моне, Ренуара, Базиля и Сислея.

 

Шарль Глейр "Автопортрет" (1874, Шато де Версаль е де Трианон, Версаль, Франция)

Несмотря на острую критику со стороны своих самых "революционных" учеников - будущих импрессионистов, Глейр способствует развитию их индивидуальности. Мастер не колеблясь поощряет их работать на пленэре.

В 1862 году Сислей уже не посещает уроки Глейра. Ведь существует и другой, отличающийся от академического, путь, по которому пойдут художник и его друзья. В 1861 году Сислей начинает работать на плэнере прямо с натуры. Он едет в Барбизон, около 60 километров к югу от Парижа, где, возможно, встречает художников школы Фонтенбло : Камиля Коро (1796-1875), Жан-Франсуа Милле (1814-1875), Теодора Руссо (1812-1867) и Франсуа Добиньи (1817-1878). Все они являются непосредственными предшественниками импрессионизма, развивая пейзажную живопись на плэнере, необычайно импонирующую вкусу Сислея. Ренуар так будет позже вспоминать об этом : "Когда я был молодым, я выходил вместе с Сислеем из Фонтенбло, беря с собой лишь свои рисовальные принадлежности; потом мы гуляли в поисках какой-нибудь деревушки и несколько раз возвращались из таких мест только через неделю, когда у нас уже не было денег".

 

Коро "Итальянская вилла за пиниями"
(Художественный музей, Базель, Швейцария)

Общение с художниками барбизонской школы станет для молодого Сислея незабываемым переживанием. Влияние искусства Коро на его творчество огромно. На примере произведений своего старшего коллеги Сислей учится пейзажной живописи, которая очень быстро станет его любимым жанром. С этого момента ни портрет, ни натюрморт, ни тем более историческая живопись не покажутся ему такими интересными.

Кроме вылазок на лоно природы важными моментами в жизни молодого художника становятся также "парижские вечера". Вместе со своими друзьями импрессионистами или с американскими художниками, которых он встречал в мастерской Глейра, Сислей скитается по Большим бульварам, играет в бильярд в кафе "Мазарин" и водит самых красивых девушек в кафе "У Жакоба".
Сислей живёт без нужды на стипендию, которую ему выплачивает отец. Иногда в его квартире находит пристанище бедствующий Ренуар. Как и у остальных художников, которых вскоре объединит новообразованный термин "импрессионисты", их картины либо не продаются вовсе, либо продаются по смехотворно низким ценам. Революция, которую совершили в живописи Сислей и его друзья, остаётся без внимания. Хотя в 1866 два полотна Сислея и принимают на Салон, в следующем году его картины будут отвергнуты.
В 1866 году умирает Фелиция, мать художника. В это же время он встречает Марию-Луизу Аделаиду Эжени Лескузец, дочь офицера, погибшего в поединке, когда та была ещё ребёнком. Эжени вынуждена была позировать художникам после того, как её семья разорилась "в связи с какой-то финансовой афёрой". По словам Ренуара, "эта женщина по природе чувствительна, необыкновенно хорошо образована и с очаровательным личиком".
Эжени была на 5 лет старше Сислея. Первого сына художника, Пьера, она родила в 1867 году. Сислей находился тогда в Онфлере. Он работает над несколькими картинами одновременно, надеясь продать хотя бы одну из них - художнику уже не хватает денег. Его отец не слишком доволен продвижением карьеры сына, негативно воспринимает он и рождение внебрачного ребёнка. Сислей порывает со своей семьёй, решаясь на образ жизни, очень отличающийся от принятого в кругу его родственников.
"Сислей был самым утончённым из импрессионистов, так как он был художником с поэтической душой и поэтической кистью" (Эжен Мюрер, один из друзей Сислея)
С течением времени ситуация ухудшается. В 1870 году прусская армия останавливается у ворот Парижа. Квартира Сислея в Буживале полностью разграблена мародёрами. Художник вынужден переехать в Париж, где он переживает периоды правления Коммуны и жестоких политических репрессий, наступивших после её падения.
С родительской стороны помощь не приходит - дела отца идут плохо. Огромные убытки приводят к разорению семейного предприятия. Вильям Сислей, тяжело переживающий эту неудачу, умирает в 1879 году.
Альфред Сислей оказывается без посторонней помощи, в ситуации, когда растут потребности семьи (сначала рождается Пьер, а потом, в 1869 году - Жанна Адель). Художник переживает очень трудный период. В 1872 году он поселяется в Вуазене, деревушке неподалёку от Лувесьенна, на запад от Парижа. Живописный сельский характер этой местности полностью удовлетворяет его. Сислей увлечённо пишет пейзажи, теперь уже вполне зрелые. К сожалению, продажа картин не продвигается. Несмотря на поощрение со стороны торговца картинами Поля Дюран-Рюэля, который в тот год покупает его первые полотна, Сислей начинает беспокоиться из-за отсутствия признания со стороны критиков и общественности. Пытаясь изменить эту ситуацию, Альфред Сислей вместе с главными представителями импрессионистического движения принимает участие в основании общества, объединяющего художников, скульпторов и т.п. Идея его создания возникла в 1869 году, а появление задержала франко-прусская война 1870-1871 годов. Созданное в 1873 году общество стремится к продвижению искусства художников-импрессионистов, которых постоянно не допускали к официальным салонам. Оно становится инициаторов первой импрессионистической выставки, которая проходит в Париже, в мастерской знаменитого фотографа Надара, с 15 апреля по 15 мая 1874 года. Сислей будет постоянно участвовать в экспозициях импрессионистов вплоть до 1882 года. Однако, как и большинство его коллег, он мечтает выставляться в Салоне. "Я устал влачить жалкое существование, как я это делаю уже долгое время, - пишет он. - Пришло время наконец-то принять решение. Правда, наши выставки проходят и приносят нам много пользы, помогая узнать наше творчество, но я думаю, что дальше изолироваться не нужно. До того момента, когда можно будет обойтись без престижа, который сопутствует официальным экспозициям, ещё далеко. Поэтому я решил выслать полотна на Салон".

Творчество представителей импрессионизма в начале своего пути встречается с враждебностью со стороны общественности. В этих обстоятельствах несколько любителей искусства, торговцев и критиков, очарованных произведениями импрессионистов, сыграют главную роль в распространении их работ. Альфред Сислей очень долго будет зависеть от одного человека - Поля Дюран-Рюэля (1831-1922). Предприниматель, любитель искусства и коллекционер картин, Дюран-Рюэль на протяжении многих лет будет покупать картины Ренуара, Моне, Базиля , Писсарро и Сислея. Во время войны 1870-1871 годов он находился в Англии, где познакомился с Клодом Моне. После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне представит ему Альфреда Сислея. Дюран-Рюэль предложит художнику протекцию и продажу картин, что будет предзнаменованием лучших времён для художника. Деятельность Дюран-Рюэля вскоре начинает приносить плоды. От открывает филиалы в Лондоне и Брюсселе. Торговец посылает туда полотна своих протеже и организовывает 2 выставки, которые, к сожалению, не вызывают интереса у публики.

 

Пьер Огюст Ренуар "Портрет Поля Дюран-Рюэля"
(1910, Частная коллекция)

В 1875 году Сислей, Ренуар и Моне находятся в неважном финансовом положении. Поэтому они решаются на продажу своих картин с аукциона. К ним присоединяется Берта Моризо (1841-1895), а Дюран-Рюэль выступает в роли эксперта. Аукцион проходит 24 марта в отеле Друо, в большом парижском аукционном зале.
Общественность не верит своим глазам. Раздаются крики и требования разоблачить насмешников. Публика негодует при каждой попытке объявить цену, слышны угрозы; ещё немного - и дошло бы до рукоприкладства. В конце концов вмешивается полиция.
20 картин Сислея были проданы по ценам от 50 до 300 франков. Сам Дюран-Рюэль покупает 12 из них. Это для него инвестиция, от которой он не рассчитывает получить быструю прибыль. Сислея и дальше продолжают игнорировать как художника. Когда он обращается к своему агенту за деньгами, тот выплачивает ему по 100-200 франков, что позволяет лишь кое-как свести концы с концами. Несмотря на договор, заключенный в 1880 году между Сислеем и Дюран-Рюэлем, их сотрудничество заканчивается в конце 80-х годов.
Деятельность Поля Дюран-Рюэля оказала огромную помощь в распространении искусства импрессионистов. Незадолго до своей смерти Ренуар воздаст ему почести.

Несмотря на стремление достичь успеха на рынке искусства, финансовое положение Сислея ухудшается. В 1874 году, во время пребывания в Англии, Альфред работает в Хэмптон Корт и Ист Молеси. Вместе с семьёй он существует благодаря помощи одного из своих самых верных поклонников, лирического певца Жана Батиста Фора (1830-1914). Между тем заказчики всё ещё немногочисленны. После возвращения во Францию Сислей переживает драматический период. В 1879 году его финансовая ситуация становится практически безнадёжной. Письма того периода свидетельствуют о всё большем отчаянии художника. Помощь со стороны немногочисленных торговцев произведениями искусства, в основном Дюран-Рюэля, позволяет художнику получить лишь жалкие гроши в обмен на проданные по низкой цене полотна. Финансовые проблемы вынуждают Сислея переехать сначала в Севр, а потом в Мор-сюр-Луан - городок почти в 100 километрах от Парижа, где он поселяется в 1880 году и не покинет его уже до самой смерти.
Несмотря на всё возрастающее число выставок, посвящённых его творчеству, Сислей не дождётся признания, которое пришло к его коллегам Мане, Ренуару, Моне. В середине 90-х годов здоровье художника начинает ухудшаться, и всё же в 1897 году он едет на 3 месяца в Великобританию. 3 сентября этого же года Сислей официально признает своих детей, Пьера и Жанну, а через 2 дня в Кардифе зарегистрирует свой брак с Эжени.
После возвращения во Францию Сислей пытается получить французское гражданство, но ему не хватает нужных документов. Его усилия закончатся неудачей. В конце 1898 года, через год после официального бракосочетания, Сислей теряет жену : Эжени умирает в Море 8 октября, а вскоре после этого - 29 января 1899 года - художник последовал за супругой. Альфреда Сислея похоронили 1 февраля на кладбище в Море-сюр-Луане.

20 работ

Сислей, Городок Вильнёв-ла-Гаренн на Сене (380*266)
Сислей, Улица де ла Машин, Лувесьен (380*282)
Городок Вильнёв-ла-Гаренн на Сене, 1872 Улица де ла Машин, Лувесьен, 1873
59*80,5 см.; холст, масло 54*73 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
713*500 px 1000*743 px
Сислей, Регата в Молуси (380*268)
Сислей, Мост в Хэмптон Корт (380*281)
Регата в Молуси, 1874 Мост в Хэмптон Корт, 1874
66*91,5 см. 45,5*61 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Валраф-Рихартц-Музеум,
Кёльн, Германия
1000*705 px 1000*739 px
Сислей, Барка во время наводнения в Пор-Марли (380*311)
Сислей, Наводнение в Пор-Марли (380*306)
Барка во время наводнения в Пор-Марли, 1876 Наводнение в Пор-Марли, 1876
60*81 см. 46*55 см.
Музей изящных искусств,
Руан, Франция
Музей Фитцуильям,
Кэмбридж, Великобритания
1000*819 px 1000*805 px
Сислей, Снег в Лувесьене (380*467)
Сислей, Мельница в Море-сюр-Луан (380*278)
Снег в Лувесьене, 1878 Мельница в Море-сюр-Луан, ок. 1890
61*60 см. 54*73 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Частная
коллекция
814*1000 px 1000*731 px
Сислей, Собор в Море в зимнюю пору (380*306)
Сислей, Мороз в Лувесьене (380*283)
Собор в Море в зимнюю пору, 1893 Мороз в Лувесьене, 1873
65*81 см. 46*61 см.; холст, масло
Частная
коллекция
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*804 px 1000*746 px
Сислей, Берег Сены в Буживале (380*279)
Сислей, Мост в Вильнёв-ла-Гарон (380*289)
Берег Сены в Буживале, 1873 Мост в Вильнёв-ла-Гарон, 1872
46*62 см.; холст, масло  
Музей искусств,
Монреаль, Канада
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*734 px 1000*761 px
Сислей, Ранний снег в Лувесьене (380*263)
Сислей, Пешеходный мост в Аржантее (380*242)
Ранний снег в Лувесьене Пешеходный мост в Аржантее, 1872
   
   
1000*693 px 1000*638 px
Сислей, Регата в Хэмптон Корт (380*288)
Сислей, Весна (380*277)
Регата в Хэмптон Корт Весна, 1881
  34*73 см.
  Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
724*548 px 1000*728 px
Сислей, Снег в Лувесьене (380*314)
Сислей, Вид в Лувесьене (380*296)
Снег в Лувесьене, 1874 Вид в Лувесьене, 1873
46*55 см.; холст, масло 38*46,5 см.
Коллекция Филлипс,
Вашингтон, США
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
1000*825 px 1000*779 px
Сислей, Мост в Море летом (380*284)
Сислей, Молуси, утро (380*286)
Мост в Море летом, 1888 Молуси, утро, 1874
55*73 см.; холст, масло  
Галерея Аквавелла,
Нью-Йорк, США
Национальная галерея,
Глазго, Великобритания
1000*748 px 640*481 px
"Сислей был ветераном импрессионизма. На Всемирной выставке в 1900 году в 2-х залах, зарезервированных для произведений этой школы, можно было увидеть около дюжины полотен Сислея. Даже по сравнению с самыми красивыми картинами Ренуара, Моне и Мане они сохранили свой особый шарм и блеск, и это было для многих критиков открытием настоящего уровня этого художника, художника, которого признали великолепным колористом" (Камиль Моклер)

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru