Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 22  
Ганс Бальдунг Грин

1 июля (?) 1484 / 1485 (Германия) -
1 июля (?) 1545
(Страсбург, Франция)

Ганс Бальдунг происходил из семьи крупных государственных деятелей. Он попадает в мастерскую Дюрера уже сформировавшимся мастером. Ганс многому научился там, не став ни подражателем, ни эпигоном учителя. После возвращения в Страсбург, несмотря на движение Реформации, он продолжает удачно развивать свою художественную деятельность.
Семья Бальдунгов происходит из Швабии. Поэтому не исключено, что будущий художник родился в регионе Швабиш-Гмунд. Однако различные источники дают неоднозначные свидетельства по этому поводу. Некоторые документы указывают на то, что Ганс родился в Вейершейме, к севере от Страсбурга. Также не установлена точно сама дата его рождения - обычно её располагают между концом 1484 года и началом следующего.
Бальдунги поселяются в Эльзасе в конце XV века. Это знатная семья, члены которой занимаю высокие должности в правительстве Священной Германской Империи. С 1494 года Йохан Бальдунг, отец Ганса, служит адвокатом у епископа Страсбурга. А его брат (дядя будущего художника), Иероним Бальдунг, является известным медиком. После приезда в Страсбург в 1496 году он делает карьеру в области медицины и в конце концов становится почётным физиком императора Максимилиана I (это звание, которым наделяли придворных лекарей, выходило за рамки медицины, подчёркивая научную сторону профессии). Через несколько десятков лет сын Иеронима станет канцлером Тироля.
Старший брат Ганса Бальдунга - Каспар, рождённый около 1480 года, изучает право в Страсбургском университете, после чего становится преподавателем университета во Фрайбурге. А с 1520 года он будет выполнять обязанности адвоката города Страсбурга. Эту высокую должность до Каспара Бальдунга занимал сам Себастьян Брант (ок.1458-1521), выдающийся гуманист, автор "Корабля дураков" (1494) - произведения, которое предшествовало "Похвале глупости" Эразма Роттердамского (ок.1469-1536) и было источником вдохновения для многих художников того времени, в частности Иеронима Босха (ок.1453-1516), создавшего свой "Корабль дураков".
Таким образом, члены семьи Бальдунг принадлежали к высшему обществу Эльзаса, были его интеллектуальной элитой. У низ был даже собственный герб - единорог на красном фоне. А вот Ганс Бальдунг избрал профессию, которая совершенно противоречила традициям общества, к которому он принадлежал. Из всей семьи лишь Ганс не будет учиться в университете. Он также не занимает никакой должности в императорской или городской администрации.
В начале XVI века (ок.1502-1503), работая над своим первым автопортретом, молодой художник берёт серо-зелёную бумагу с белыми и розовыми пятнышками - довольно типичный в то время образец бумаги в Швабии. Этот факт послужил для некоторых историков искусств поводом считать, будто художник обучался своей профессии именно в этом регионе. Однако такую гипотезу опровергает другое важное предположение. Ранние произведения Ганса Бальдунга характеризуются утончённой э художнику не чужда была эльзасская художественная традиция, самым выдающимся представителем которой является Мартин Шонгауэр (ок.1450-1491). Несмотря на отсутствие документов, подтверждающих гипотезу, можно предположить, что первые годы своего художественного обучения Ганс Бальдунг провёл в Страсбурге, в мастерской одного из последователей Шонгауэра. Традиция, начатая Шонгауэром, породила в Эльзасе многочисленных его подражателей, а также их более или менее талантливых учеников. 4 года - с 1498 по 1502 - Бальдунг проводит в мастерской одного из них. После этого первого опыта профессионального обучения 17-летний художник покидает Страсбург, чтобы совершенствовать свои умения. Он отправляется к Альбрехту Дюреру (1471-1528).
В 1503 году Дюрер считается самым знаменитым художником земель, расположенных на севере от Альп. Мастер из Нюрнберга, на 14 лет старше Бальдунга, уже тогда пользовался широкой известностью. Ганс Бальдунг, молодой человек, полный амбиций, уверенный в себе и своём таланте, едет в 1503 году именно в Нюрнберг. Сегодня неизвестно, с чьим рекомендательным письмом Бальдунг прибыл в мастерскую Дюрера. Но он мог легко поступить в мастерскую такого высокого уровня и благодаря своему знатному происхождению. Несмотря на то, что он никогда не учился в университете, Бальдунг имел солидный культурный багаж. Вероятно, именно широкая образованность, знание работ великих гуманистов открывает перед начинающим художником двери мастерской мастера Альбрехта.
У великого мастера уже работает Ганс Кульмбах (ок.1480-1522) и Ганс Шауфелайн (1480/1485-1538/1540). В этот период мастерская Дюрера находится в доме его родителей. Два брата мастера также носят имя Ганс. Младший начинает свою художественную карьеру рядом с братом, тогда как старший выбирает другой путь. Таким образом, в мастерской Дюрера находится целых 5 Гансов, из которых 4 - художники! Поэтому появляется серьёзная проблема : как к ним обращаться, не вызывая неразберихи? Решение принимается очень быстро : каждому дают прозвище. Ганса Бальдунга называют "Грин" - возможно, потому, что ему особенно нравился зелёный цвет. Во время путешествия во Фландрию Дюрер записывает в своём дневнике : "Grunhans" ("Зелёный Ганс"). Однако Бальдунг начнёт использовать это прозвище в качестве подписи только после того, как покинет мастерскую. Начиная с 1509 года он уже подписывает свои картины не инициалами ГБ, а ГБГ - Ганс Бальдунг Грин. На алтарной книге, изображающей святого Себастьяна, художник помещает собственный портрет в зеленых одеждах, что может послужить дополнительным аргументом, подтверждающих гипотезу, по которой прозвище художника связано с цветом.
Однако существуют и другие гипотезы, пытающиеся объяснить это прозвище. Использование Дюрером для определения Ганса Бальдунга слово "Grunhans" имеет в те времена особое значение, так как в народном языке оно означает демона. "Зелёный Ганс" - это не кто иной, как дьявол! Кроме того, в средневековом немецком языке слово "grienen" означает "насмехаться". Поэтому прозвище Бальдунга могло бы объясняться демоническим характером некоторых из его произведений (достаточно вспомнить "Шабаш ведьм") и язвительной, переходящей в сарказм, иронией художника.
Ганс Бальдунг провёл в мастерской Дюрера 4 года - время, наполненное тяжёлым трудом. Он занимает в мастерской учителя особое место. Дюрер наделяет его безграничным доверием и поручает Гансу выполнение самых серьёзных заданий. В 1505 году Бальдунг выполняет картоны витражей для церкви Грассгрюндлах, а потом - для церквей святого Лаврентия в Нюрнберге и Святого Креста в Швабиш-Гмунд. В 1505 году, во время путешествия Дюрера в Венецию, Бальдунг руководит мастерской в Нюрнберге. Между учеником и художником возникает не только профессиональная связь, но и сильная дружеская привязанность. Во время путешествия во Фландрию Дюрер везёт с собой гравюры Бальдунга, которые там рекламирует и продаёт.
Кроме работ, заказываемых Дюрером, Бальдунг выполняет большие циклы графических произведений. В 1507 году Бальдунга вызывают в Халле. Местный епископ Эрнст фон Веттин заказывает художнику 2 алтаря - Святой Троицы и Святого Себастьяна. По дороге в Халле Грин задерживается в Виттемберге, где посещает местные художественные круги и где встречает Лукаса Кранаха (1472-1553). Этот "художник обнажённых мадонн" с 1504 года работает в Саксонии при дворе Фредерика III Мудрого и, вероятно, ранее уже сталкивался с искусством Бальдунга, стиль которого несёт явные следы влияния Кранаха.
Два написанных в Халле алтаря окажутся шедеврами, и благодаря им, Бальдунг поднимется до ранга Мастера. В 1508 году художник возвращается в Нюрнберг и расстаётся с Дюрером. Он решает попытать счастья в другом месте. У Саксонии есть Кранах, в Нюрнберге господствует Дюрер, Ганс Бальдунг Грин создаст мастерскую в Страсбурге, куда он приезжает в 1509 году.
"Нужно будет дождаться Гойю или Тулуз-Лотрека, чтобы создать - уже в другие времена и под другим небом - такую же глубокую и отчаянно откровенную интроспекцию человечекой натуры" (Ганс Хауг, 1962)
Таким образом, Бальдунг возвращается в город своего детства. Страсбург продолжает оставаться крупным интернациональным центром. В 1509 году художник становится полноправным жителем этого имперского города и женится на Маргарете Герлин, дочери страсбургского купца, сестре каноника церкви святого Петра. В довольно скором времени мастерская Бальдунга становится одной из самых процветающих в городе. Постоянно приходят новые заказы, особенно часто - от маркграфа Кристофа Баденского или Эрхарта Кунига, командора ордена святого Иоанна. В 1512 году Ганс Бальдунг едет с женой во Фрайбург, где ему поручено выполнение "Коронации Божьей Матери" - картины, которая должна была стать украшением алтаря, профинансированного семьёй Шневлин и находящегося в пресвитерии собора. Этим заказом Бальдунг обязан, скорее всего, влиянию брата Каспара, живущего во Фрайбурге. После окончанию картины художник получает 340 рейнских флоринов, а выплата оставшихся 240 распределена на несколько лет. В те времена за выполнение большого алтаря художник получал в среднем 550 флоринов. Бальдунгу заплатили очень хорошо. После возвращения в Страсбург художник снимает дом всего лишь за 7 флоринов в год! Только один этот заказ принёс Бальдунгу капитал, позволяющий его спокойно дожить до старости. Его мастерскую знают как во всём Эльзасе, так и за его пределами. Вскоре художник становится членом страсбургского Большого Совета. Тогда же выполняется портрет Находящегося проездом в Страсбурге императора Максимилиана I. На дальнейшее развитие художественной карьеры Бальдунга в большой степени повлияет Реформация. В 20-ых годах XVI столетия вместе с распространением идей Лютера (1483-1546) Германию охватывает еретическая лихорадка. В Страсбурге она имеет относительно умеренный характер. Несмотря на то, что церкви лишаются алтарей, картины не уничтожаются. К художнику перестают поступать заказы на религиозные темы, но творчество Бальдунга всегда затрагивало и светскую тематику, которая интересовала богатых страсбургских жителей. Именно для этих людей Бальдунг создаёт "мадонн" (несмотря на Реформацию, Богоматерь в Страсбурге продолжают почитать), он также обращается к темам из классической литературы и выполняет многочисленные портреты. Образованные и прогрессивные покупатели картин Бальдунга ценят свежий и оригинальный стиль художника.
К старости Ганс Бальдунг Грин пришёл богатым и всеми уважаемым человеком, прославленным мастером. Художник умер в 1545 году в Страсбурге - городе, в котором он провёл большую часть жизни. Он ушёл из жизни, не оставив наследников и завещав всё своё состояние жене.

22 работы

Ганс Бальдунг, Автопортрет (380*537)
Ганс Бальдунг, Автопортрет (380*476)
Автопортрет, ок. 1502-1503 Автопортрет
22*15,5 см.; рисунок  
Художественный музей,
Базель, Швейцария
 
708*1000 px 479*600 px
Ганс Бальдунг, Рождение Христа (380*572)
Ганс Бальдунг (380*533)
Рождение Христа, 1520  
дерево, масло  
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
 
664*1000 px 713*1000 px
Ганс Бальдунг, Pyramis и Thishe (380*534)
Ганс Бальдунг, Усекновение главы Святой Доротеи (380*495)
Pyramis и Thishe, 1530 Усекновение главы Святой Доротеи, 1516
дерево, масло 78*61 см.; дерево, темпера
Галерея искусств,
Берлин, Германия
 
711*1000 px 384*500 px
Ганс Бальдунг, Женский портрет (380*507)
Ганс Бальдунг, Оплакивание Христа (380*577)
Женский портрет, 1530 Оплакивание Христа, 1515
68*52 см.; дерево, масло дерево, масло
Музей Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания
Галерея искусств,
Берлин, Германия
750*1000 px 436*1000 px
Ганс Бальдунг, Три грации (380*990)
Ганс Бальдунг, Ева, змей и смерть (380*788)
Три грации, ок. 1541-1544 Ева, змей и смерть
151*61 см.; дерево, масло  
Прадо, Мадрид, Испания Эгнью и сыновья,
Лондон, Великобритания
384*1000 px 482*1000 px

Восемнадцать прелестей девушки

Вчера я под вечер гулял
По площади и размышлял,
Стихи слагал я в эту пору.
Вдруг девушка предстала взору,
Какой, наверно, и во сне
Не доводилось видеть мне.
Была та девушка красива
Лицом и сложена на диво,
Как римская Лукреция.
Желая насмотреться, я,
Как вкопанный, остановился,
И, глядя на неё, дивился,
И молча думал : кто она?
Но тут, спокойна и нежна,
Она пошла ко мне навстречу
И, обратясь с учтивой речью,
Спросила, что я здесь стою.
Я отвечал : "За жизнь свою
Не видывал я женщин краше.
Взирая на красоты ваши,
Я сам не в силах глаз отвесть.
Семь прелестей, какие есть,
Все в вас природа совместила".
"Кто вам сказал, - она спросила, -
Что прелестей у женщин семь,
А больше нет у нас совсем?"
Я отвечал ей : "Повсеместно
Семь женских прелестей известны".
Она ж мне : "Ведомо давно
Учёным людям, что должно
Число всех прелестей равняться
Шесть на три, то есть восемнадцать.
Три маленьких, во-первых, есть,
Три длинных надо к ним причесть,
И, в-третьих, мягких три и нежных,
И три, в-четвёртых, белоснежных,
И, в-пятых, алых три нужны,
И три, в-шестых, как смоль черны".
Я ей сказал : "Просить я смею,
Чтоб рассказали вы яснее,
А то не понял я, увы!"
Она мне : "Коль хотите вы,
Все прелести могу назвать я,
Лишь сделаю одно изъятье;
Увидите, что я права.
Три маленьких идут сперва :
Две ножки малые - красотки
И подбородочек короткий.
Затем в трёх длинных скрыты чары :
Два - это бёдер длинных пара
И третья - длинная коса.
В трёх мягких тоже есть краса :
Тут, кроме ручек нежных двух,
Животик мягкий, точно пух.
Три белых отгадать - не шутки;
Так знайте : то две белых грудки
И шейка белая одна.
Три алых я назвать должна :
То алых щёчки две сначала,
А третьим будет ротик алый.
Три чёрных кончат мой рассказ :
Два - это пара чёрных глаз,
Но вам сказать о чёрной третьей
Я не могу; в моём ответе
Семнадцать прелестей даны,
Одну вы отгадать должны,
И я венком вас увенчаю".
Спросил я : "Как же я узнаю,
Что там за прелесть есть одна?"
Она сказала : "Ночь длинна;
Подумайте, и завтра вместе
Мы встретимся на этом месте".
И тут же удалилась прочь.
Хоть глаз я не смыкал всю ночь,
Не смог задачи одолеть я :
Какая ж это прелесть третья
Черна как смоль! И вот сейчас
Прошу, чтобы хоть кто из вас
Мне оказал благодеянье,
Открыв той прелести названье.
Он Гансу Саксу бы помог
Желанный получить венок.
(Перевод Ю.Левина)

(Ганс Сакс (1494-1576) -

наиболее значительный из немецких поэтов,
творчество которых развёртывалось в период,
последовавший за выступлением Мартина Лютера;
почти всю жизнь провёл в любимом - Нюрнберге,
городе, прекрасно знакомом и Бальдунгу;
стихотворение написано скорее всего в 1527 году,
возможно его читал и Ганс Бальдунг Грин)

Ганс Бальдунг, Смерть и девушка (380*660)
Ганс Бальдунг, Три возраста женщины и смерть (380*565)
Смерть и девушка Три возраста женщины и смерть, ок. 1510
  48*32,5 см.; дерево, масло
Кунстмузеум, Базель, Швейцария

Музей истории искусств,
Вена, Австрия

576*1000 px 672*1000 px
Ганс Бальдунг, Хоровод смерти (копия) (380*475)
Ганс Бальдунг, Три возраста женщины (380*977)
Хоровод смерти (копия с картины Ганса Бальдунга) Три возраста женщины, ок.1541-1544
  151*61 см.; дерево, масло
Музей изящных искусств,
Ренн, Франция
Прадо, Мадрид, Испания
800*1000 px 389*1000 px
Ганс Бальдунг, Смерть и девушка (380*802)
Ганс Бальдунг, Рыцарь, женщина и смерть (380*445)
Смерть и девушка, 1517 Рыцарь, женщина и смерть
30*14,5 см.; дерево, темпера, лак 35*29 см.; дерево, масло
Кунстмузеум, Базель, Швейцария Лувр, Париж, Франция
474*1000 px 854*1000 px
Ганс Бальдунг, Семь периодов жизни женщины (380*495)
Ганс Бальдунг, Две ведьмы (380*541)
Семь периодов жизни женщины, 1544 Две ведьмы, 1523
97*74 см.; дерево, масло  

Музей дер Бильденен Кунсте, Лейпциг, Германия

Городской музей искусств, Франкфурт-на-Майне, Германия
767*1000 px 703*1000 px
Ганс Бальдунг, Адам и Ева (380*872)
Ганс Бальдунг, Портрет молодого человека с чётками (380*533)
Адам и Ева, ок.1531-1533 Портрет молодого человека с чётками, 1509
144,5*64,5 см.; дерево, масло 51*37 см.; дерево, масло
Музей Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания
Королевская коллекция,
Виндзор, Великобритания
436*1000 px 428*600 px
Ганс Бальдунг, Ведьма и дракон (380*541)
Ганс Бальдунг (380*258)
Ведьма и дракон, 1515  
295*207 см.; рисунок  
   
703*1000 px 420*285 px
За свою долгую жизнь Ганс Бальдунг Грин выполнит очень много гравюр. Работая над некоторыми из них, художник прибегает к специальному методу, позволяющему увеличить объёмность изображения. Печать выполняется в 2 этапа. Основой работы является деревянная доска с выгравированным на ней оригинальным рисунком. А следующая доска служит для нанесения одного или нескольких цветов. Такой двойной печатью художник достигает эффекта светотени, который невозможно получить классическим методом.
   

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru