Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 16  
Макс Эрнст

2 апреля 1891 (Брюль, Германия) -

1 апреля 1976 (Париж, Франция)

Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года в предместье Кёльна. Изучал философию, психологию и историю искусств, но решил посвятить себя живописи.
Ранние работы Макса Эрнста отмечены сильным влиянием немецкого экспрессионизма и Джорджо де Кирико (1888-1978).
Во время 1-ой мировой войны Эрнст был ранен и демобилизован. По возвращении в Кёльн подружился с художником Йоганнесом Теодором Бааргельдом.
В 1919 году сближается с прибывшим из Цюриха Гансом Арпом. Именно Арп, Эрнст и Бааргельд составляют главную движущую силу кёльнского дадаизма.
В том же году они создают творческое объединение под названием "Фатагага" (сокр. : Fabrication de Tableuax Garantis Gasometriques), которое декларируют как "экспериментальную лабораторию "дада". В 1920 году Эрнст выставляет несколько своих коллажей на Международной выставке-ярмарке "дада" в Берлине и впервые подписывает их "Макс Дада-Эрнст". В 1921 году Андре Бретон (1896-1966) представляет парижской публике подборку эрнстовских работ, а ещё через год художник сам приезжает во французскую столицу.
Макс Эрнст, пожалуй, один из самых ярких представителей движения "дада", впоследствии станет одним из апологетов сюрреализма в живописи и графике и оставит это направление лишь в 1938 году.
"Нужно делать транскрипцию того, что является сутью" (Макс Эрнст)
Одной из главных дадаистических характеристик Эрнста исследователи считают любовь к эксперименту. На протяжении всей своей жизни он не перестаёт искать новые средства художественной выразительности, новые творческие методы, а в искусстве коллажа Эрнсту не было и нет равных.

Музей Макса Эрнста в Брюле.

В 1925 году художник изобрёл новую технику - фроттаж (от фр. frotter - "скрести"). По сути своей, это дополненный произвольными деталями рисунок, получающийся в результате штриховки поверх бумаги, положенной на некоторый фактурный предмет (как в детстве многие делали это на бумаге с подложенной снизу монеткой).

Эрнст практикует и другие техники : граттографию (процарапывание), фотомонтаж, дриппинг - разбрызгивание краски с помощью щётки на лежащем холсте.
Мощный пласт творческого наследия Эрнста, лежащий, по его словам, "вне живописи", возымел огромное влияние на целое поколение художников Соединенных Штатов, где мастер жил и работал в период с 1941 по 1945 годы.

Дадаизм зародился почти одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе, позже получил распространение в Германии, а в Париже достиг своего апогея и угас в 1922 году. Движение "дада" вошло в историю мировой культуры как бунтарское направление, эпатажное, взрывное и необычайно разнообразное в своих проявлениях. Дадаизм вступил в открытую конфронтацию с отжившей системой эстетических и общественных ценностей.
Дадаизм возник в 1916 году, в Цюрихе, но в его создании не участвовал ни один швейцарский деятель искусства. Шла 1-ая мировая война, и нейтральная Швейцария стала для молодых писателей и художников со всей Европы убежищем от грозящей им мобилизации. Однако сама идея дадаизма, по мнению исследователей, зародилась годом раньше, в Нью-Йорке, где жили и работали два друга-француза - Франсис Пикабия (1879-1953) и Морис Дюшан (1887-1968). Их творческая деятельность того периода носит определенно дадаистическую окраску. "Механистические" полотна первого и ready-made второго свидетельствуют о типичной для дадаизма антиэстетической направленности, ставшей впоследствии основой этого противоречивого искусства. Работы Дюшана и Пикабия повлияли на творческие воззрения известного американского художника-фотографа Мана Рэя (1890-1976), что, в конечном счете, кардинально изменило ход развития американского искусства в XX веке. По окончании войны Нью-Йорк стремительно теряет свою привлекательность для молодых художников, лихорадочно ищущих способы творческого самовыражения, и они снова потянулись в Европу. Вначале Пикабия, следом за ним Дюшан и, наконец, в 1921 году, Ман Рэй - приезжают в Париж с твердым намерением "свершить революцию в искусстве". А в культурной жизни Европы, постепенно оправляющейся от войны, к тому времени как раз сложилась соответствующая "революционная" ситуация...
Среди бежавших от войны и встретившихся в Цюрихе в 1916 году молодых людей были немцы Гуго Балль (1886-1927) и Рихард Хюльзенбек, румыны Тристан Тцара (1896-1963) и Марсель Янко (1895-1984), а также эльзасец Ганс Арп (1887-1966), по отцовской линии подлежавший мобилизации во французскую, а по материнской - в немецкую армии. Эмигрировав, они лишились всякой связи с родиной и во многом потеряли смысл и цель жизни, не находя применения своим творческим способностям. Будущие дадаисты собирались в кабачке под названием "Кабаре Вольтер" - и устраивали свои литературные и музыкальные вечера.
"Дадаизм был интернациональным продуктом поневоле. Нудно было найти что-то общее между русскими, румынами, швейцарцами и немцами. Был ... тарарам с утра до вечера, свистопляска с литаврами и негритянскими барабанами. "Кабаре Вольтер" было нашей экспериментальной сценой, где мы нащупывали нашу общность. Дадаизм - это средоточие международной энергии", - писал о зарождении "дада" в Цюрихе Рихард Хюльзенбек.
Что касается названия, то исследователи до сих пор расходятся во мнениях по поводу его происхождения. Вот что писал Балль в своем "Манифесте к перовому вечеру "дада" в Цюрихе" : "Слово "дада" взято из словаря. Все очень просто. По-французски оно означает детскую игрушку - лошадку на палочке. По-немецки - адье, оставь меня в покое, до свидания! По-румынски - да, в самом деле, вы правы. И так далее. Интернациональное слово".
"Детский и абсурдный характер этого слова объединяет сознательное отторжение мира взрослых и отказ от абсолютной наивности ребенка", - так объясняет название движения американский искусствовед Уильяи Рубин.
Дадаизм бодро шествует по Европе. Берлин, Кельн, Ганновер и, в конце концов, Париж оказываются под его влиянием.
Летом 1917 года Хюльзенбек уезжают из Цюриха в Берлин, где царит хаос - паника, коррупция - идеальная среда для культа новой духовности. Хюльзенбек немедленно отрекается от гуманистической концепции цюрихского дадаизма и заявляет, что новый "дада" должен быть радикален, опасен, жесток, реален - как сама современная Германия. Создается берлинский "Клуб "дада" : Рауль Хаусманн (1886-1970), Ханна Хёх, Георг Гросс (1891-1959) и другие художники оказались очень плодовитыми, но, к сожалению, большая часть их произведений (в основном - листовки и плакаты) не сохранилась. Главным вкладом берлинских дадаистов в развитие современного искусства является фотомонтаж. 20 апреля 1920 года состоялась программная выставка кельнских дадаистов, войти на которую можно было только через ... туалет популярного пивного бара. Пользовавшиеся туалетов были привлечены шумом с другой стороны и, как бабочки на свет, устремлялись вглубь, где обнаруживали экспозицию всяческих "объектов", коллажей и фотомонтажей. Вот что пишет по этому поводу Рубин : "По кругу были расставлены разные предметы, например "Флюидоскептрик" Бааргельда : аквариум, наполненный водой цвета крови, на поверхности которой плавали женские волосы, а на дне лежал будильник - предмет дадаистический par excellence. Понятно, что большинство посетителей было шокировано, но и это было предусмотрено дадаистами : для вымещения праведного гнева был установлен деревянный предмет, созданный Эрнстом, к которому на цепочке был присоединен топорик. Выставка, моментально закрытая полицией в результате жалоб общественности, тут же открылась вновь, когда оказалось, что конфискованный в качестве вещественного доказательства уликой была гравюра Дюрера ..."
Дадаизм в Ганновере проповедовал Курт Швиттерс (1887-1948). Этот немецкий художник в 1919 году предложил революционный метод создания специфических композиций, получивших название "мерц". Работы, выполненные им в 1919-1920 годах, считаются хрестоматийными дада-произведениями...

 

Франсис Пикабия "Гера" (1923, Частная коллекция)

Дадаизму суждено было достичь апогея и пережить свой закат в столице европейского искусства - Париже, где с 1921 года жили Тцара, Дюшан, Пикабия и Ман Рэй. Они-то и организовали одну из самых громких манифестация дадаизма - выставку "Большой сезон "дада". После этого события движение постепенно угасает. Годом позже Тцара провозглашает "смерть "дада". Как отмечает искусствовед Марк Даши, дадаизм "исчез так же, как и возник, - неожиданно и случайно - во имя той же свободы, которая позволила ему появиться".

16 работ

Макс Эрнст, Сад авиатрапа (380*309)
Макс Эрнст, Наряд невесты (380*524)
Сад авиатрапа, 1935 Наряд невесты, 1940
  129,6*96,3 см.; холст, масло
Институт искусств,
Чикаго, США
Музей Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
1000*813 px 380*524 px
Макс Эрнст, Антипапа (380*487)
Макс Эрнст, Zoomorphic Couple (380*482)
Антипапа, 1941-1942 Zoomorphic Couple, 1933
160,8*127,1; холст, масло 91,9*73,3; холст, масло
Музей Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
Музей Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
380*487 px 380*482 px
"Единственное, что интересует дадаистов, -
это образ жизни" (Тристан Тцара)
Макс Эрнст, Поцелуй (380*296)
Макс Эрнст, Лес (380*275)
Поцелуй Лес, 1927-1928
129*161,2 см.; холст, масло 96,3*129,5 см., холст, масло
Музей Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
Музей Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
490*382 px 490*355 px
Макс Эрнст, Little Machine (380*596)
Макс Эрнст, Сад Франции (380*255)
Little Machine Constructed by Minimax Dadamax in Person, 1919-1920 Сад Франции, 1962
49,4*31,5 см.;
коричневая бумана, акварель, карандаш, чернила, гуашь, фроттаж
114*168 см.; холст, масло
Музей Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
380*596 px 473*317 px
Макс Эрнст, Голос Анжелики (380*286)
Макс Эрнст, Сюрреализм и живопись (380*316)
Голос Анжелики, 1943 Сюрреализм и живопись, 1942
152,4*203 см., холст, масло 195,6*233,7 см., холст, масло
Частная коллекция The Menil Collection,
Хьюстон, США
483*363 px 481*400 px
Макс Эрнст, Огненный ангел (380*296)
Макс Эрнст, Благословенная Дева наказывает маленького Христа (380*576)
Огненный ангел, 1937 Благословенная Дева наказывает маленького Христа перед тремя свидетелями : A.B, P.E. и художником
114*146 см., холст, масло 196*130 см.; холст, масло
Частная коллекция Музей Людвига,
Кёльн, Германия
469*365 px 380*576 px
Макс Эрнст, Император Убю (380*478)
Макс Эрнст, Oedipus Rex (380*348)
Император Убю, 1923 Oedipus Rex, 1922
81*65 см. 93*102 см.; холст, масло
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция Частная коллекция
380*478 px 480*440 px
Макс Эрнст, Celebes (380*445)
Макс Эрнст, Непонятные фигуры (380*540)
Celebes, 1921 Непонятные фигуры, ок.1919-1920
125*108 см.; холст, масло 25,4*18,5 см.; коллаж, гуашь,
индийские чернила, карандаш, масло
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания Коллекция Джуди и Майкла Стайнхардт, Нью-Йорк, США
380*445 px 380*540 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru