Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Каспар Давид Фридрих

5 сентября 1774
(Грайфсвальд, Германия) -
7 мая 1840
(Дрезден, Германия)

За умиротворённостью и сдержанностью картин Каспара Давида Фридриха скрывается личность их автора - человека резкого и импульсивного, одинаково легко поддающегося как вспышкам неуёмного веселья, так и длительным приступам меланхолии. Одиночка и мизантроп, Фридрих был первым художником, пытавшимся обогатить жанр пейзажа духовными устремлениями современной ему культуры.
Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в Грайфсвальде, маленьком приморском городке в Померании, населённом, в основном, моряками и рыбаками. Он был 6-ым ребёнком в семье Адольфа Готлиба Фридриха и Софии Дороти Бехли. Отец будущего художника, владелец бакалейной лавки, был очень набожным человеком и каждый вечер заставлял кого-нибудь из детей зачитывать вслух большие фрагменты из Библии, а остальных - сидеть и слушать в течение нескольких часов подряд. Неудивительно, что начальное образование Каспар Давид получает в школе при местной церкви.
В 1781 году, когда мальчику не было и 7 лет, умирает его мать. С этого времени ответственность за воспитание 7 сыновей и 2 дочерей Фридрихов была возложена на гувернантку и учителя латыни, поселившихся в доме.

 

Карл Иоганн Байер "Портрет Каспара Давида Фридриха" (1836, Галерея новых мастеров, Дрезден, Германия)

 

 

Карл Йозеф Штилер "Потрет Гёте"
(1828, Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия)
Несмотря на свою религиозность и некоторую ограниченность во всём, что не касалось Святого писания, Адольф Готлиб, тем не менее, одобряет увлечение своих детей поэзией, музыкой и живописью, считая занятия искусством "вполне богоугодным делом".
В 1787 году молодой Каспар Давид переживает страшную трагедию : во время катания на самодельных коньках по покрытому тонким льдом морю, он неожиданно проваливается и начинает тонуть. Старший брат Кристофер бросился на помощь Каспару, оттащил его на берег, а сам вернулся за шапкой брата, потеря которой непременно вызвала бы гнев отца мальчиков. На обратном пути лёд под Кристофером проломился. Каспар всю жизнь будет чувствовать себя виноватым в гибели брата, однако он никогда не станет рассказывать об этом трагическом происшествии : скрытность является одной из черт его характера и признаком глубокого одиночества художника - одиночества, которое, несомненно, отразится на всём его творчестве.
Гёте открывает живопись Фридриха в 1805 году и сразу же становится его преданным поклонником.
Уже в возрасте 14 лет Фридрих становится автором нескольких литературных опусов, проникнутых глубоким чувством поклонения Господу и наполненных атмосферой христианского смирения. Несмотря на явную литературную одарённость юного Фридриха, он, тем не менее, сразу понимает, что не сможет заниматься этим делом на протяжении всей жизни. Зато когда в 1791 году он поступает на учёбу к известному художнику и архитектору Иоганну Готфриду Квисторпу (1755-1835), эти занятия приносят ему такую несказанную радость и рождают в нём такую потребность рисовать, что Фридрих больше не колеблется относительно выбора профессии : Он будет художником. Квисторп сразу разглядел в угрюмом подростке настоящий талант, и прочие его ученики часто роптали на то, что учитель слишком много времени и внимания уделяет Фридриху.
Квисторп настаивал, чтобы, помимо копирования академических репродукций, начинающий художник "рисовал также с натуры". Фридрих начинает писать природу родных мест, и вскоре жанр пейзажа становится приоритетным в творчестве молодого художника. По рекомендации Квисторпа 20-летний Фридрих выезжает в Данию и поступает в копенгагенскую Академию. Основанная Фридрихом II в 1745 году по образцу парижской, эта Академия была в то время эталоном образования для крупнейших северных мастеров. В столице Дании Фридрих проводит 4 года, успев получить за это время солидное образование. Он пробует себя в разных техниках - работает гуашью, акварелью, создаёт сепии, причём в этой технике он проявляет необыкновенную тщательность : карандашный рисунок прописывает сильно разбавленным пигментом, чтобы передать полутона, а затем, слой за слоем нанося краску, добивается полной тоновой растяжки вплоть до самых тёмных мест. По мере того, как художник повышает своё техническое мастерство, увеличивается и формат листа, который достигнет, в конце концов, площади более одного квадратного метра!
"Мастер должен писать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит в себе" (Фридрих)
В мае 1798 года Фридрих возвращается в родные края, но в октябре того же года переезжает в Дрезден. Там он посещает основанную в 1769 году крупнейшую в Северной Европе Академию искусств. Однако в отличие от учёбы в Копенгагене, занятия в дрезденской Академии молодой художник посещает нерегулярно : здесь он не находит определённой личности или направления, которые могли бы оказать на него какое-то особенное влияние. С другой стороны, такая ситуация давала ему ещё большую свободу и мощный импульс для создания чего-то нового в искусстве. Уже в своих первых копенгагенских работах Фридрих связывал изображение природы с концепциями смерти и веры в потусторонний мир. В Дрездене его мышление и восприятие формы изменялись одновременно. Его манера становится более чёткой, и реминисценции рококо, характерные для его ранних работ, постепенно отходят в прошлое.
Личность Фридриха сложна и противоречива. Вспыльчивый и импульсивный, готовый разразиться гневом по ничтожному поводу, он, тем не менее, в следующую же секунду усилием воли заставляет себя сдержаться и успокоиться, гася конфликтную ситуацию улыбкой или самокритичным высказыванием. Философ Готтхильф Генрих фон Шуберт (1780-1860) так описывал своего приятеля Фридриха : "Кажется, что весь он состоит из одних противоречий. Угрюмая серьезность его насупленного лица смягчается невинным, как у ребёнка, взглядом голубых глаз. В нём вполне мирно уживаются комик и меланхолик, и резкие перепады в его настроении могут по-настоящему напугать человека, мало знакомого с ним. И всё же я знал немногих людей, которые были бы так приветливы и сердечны и имели бы такое чувство юмора. В обществе друзей он мог с абсолютно серьёзным лицом рассказывать истории, вызывающие у всех бурные приступы смеха".
Двойственность натуры Фридриха проявляется, прежде всего, в его отношениях с другими людьми. Иногда он очень лёгок в общении - остроумен и заразительно весел. Однако бывают моменты, когда его общество становится невыносимым для окружающих. Когда поэт Василий Жуковский (1783-1852) предлагает ему совместную поездку в Швейцарию, Фридрих не принимает приглашения, довольно грубо заметив, что по отношению к людям, которых он не знает (намёк на довольно поверхностное знакомство с русским поэтом), он не сможет быть таким же милым, каким он обычно бывает со своими друзьями, которым доверяет.
Художник Вильгельм фон Кюгелен (1802-1867) вспоминает, что Фридрих "часто замыкался в себе и упивался своим одиночеством, в которое с течением времени всё больше погружался и красоту и изысканность которого пытался показать в своих картинах".
В 1801 году Фридрих открывает для себя балтийский остров Рюген. Живописные равнины и величественные прибрежные скалы вызывают у художника настоящий восторг. Он исходил остров вдоль и поперёк, нередко сутками пропадал в дубовых рощах или, рискуя жизнью, карабкался по известковым склонам. Вот что рассказывал фон Шуберт : "Наблюдающие за ним рыбаки часто опасались за его жизнь : они принимали его за одного из тех безумцев, что намеренно ищут смерти, взбираясь на вершины прибрежных скал или заходя на большую глубину в море. Во время шторма, когда белые перья волн разбивались о камни, а со всех сторон на него обрушивались потоки воды, он не сдвинулся с места и, насквозь промокший, с диким огнём в глазах, дрожа, как в лихорадке, безумно хохотал в лицо стихии". Подобные поступки Фридриха напоминают некоторые выходки его ровесника, английского художника Тёрнера (1775-1851). Они оба стремятся испытать себя на прочность в противостоянии со стихией.
Летом 1803 года художник поселяется в деревне Лохвитц, недалеко от Дрездена. В его записках, датированных этим периодом, находим следующее восторженное признание : "Никто не может быть так счастлив, как я сейчас. Всё здесь излучает любовь и умиротворённость. Я молился Богу и продолжаю делать это по нескольку раз на дню (да исполнится воля Его, не моя!), чтобы он подарил мне счастливую возможность всю жизнь прожить в деревне, в покое, вдали от суеты городов". В пейзажах северной Германии художник всё чаще находит отражение своих настроений. По его мнению, "суровая и мрачная природа этих мест более всего подходит для религиозных размышлений и духовного роста".
Фридрих больше всего на свете ценит покой и уединение. Тем не менее, он иногда с удовольствием принимает участие в культурной жизни общества. В 1805 году он высылает несколько своих работ в Веймар на организованный Гёте (1749-1832) конкурс "Друг искусства". Рисунки Фридриха восхитили великого немецкого поэта, вручившего художнику главный приз конкурса. Автор "Фауста" вводит молодого человека в художественные круги и представляет его выдающимся деятелям искусства того времени. В 1806 году художник покидает Дрезден и 3 месяца проводит в родных местах, отдыхая душой и набираясь сил. В 1807 году Фридрих знакомится в Дрездене с другим немецким поэтом - Генрихом фон Клейстом (1777-1811), поэтом второй волны немецкого романтизма. В 1812 году художника избирают членом берлинской Академии, а 2 его картины, выставленные в залах Академии, покупает прусский король Фридрих Вильгельм III. В том же году Карл Август, герцог Саксонский, приобретает 5 пейзажей художника. 2 года спустя, благодаря протекции Гёте, Фридрих получает солидную правительственную дотацию.
В 1809 году умирает отец художника. Прусские войска, тем временем, терпят очередное поражение от наполеоновской армии. Фридрих так агрессивно настроен против Франции, что даже отказывается принимать письма, которые приходят на его адрес из Парижа от брата Кристиана, который с 1809 года проживает во французской столице.
В 1812 году вследствие тяжёлого положения Пруссии на фронтах Фридрих лишается королевской поддержки.
В 1816 году художник переживает серьёзный душевный кризис, который был некоторым образом связан с последствиями войны и не мог не отразиться на его творчестве. По этому поводу художник писал одному из своих друзей : "Я совершенно разленился и чувствовал себя ни на что не способным. Источник иссяк. Я был опустошённым и высохшим. Даже окружение перестало иметь для меня какое-либо значение, я был глух и слеп и потому чувствовал, что лучшее, что я могу сделать, - это именно ничего не делать. Зачем же работать, если это ни к чему не приведёт? Зерно должно долго пролежать в земле, прежде чем дать хоть какие-то ростки".
Вскоре происходит событие, которое круто изменит жизнь художника.
В 1818 году, удивив всех, в том числе и ближайших друзей, которые ни о чём не догадывались, 44-летний художник неожиданно женится на 19-летней Каролине Боммер. В первые годы супружества Фридрих с доброй иронией замечает, что "иметь женщину под боком - очень удобная вещь. С того момента, как "я" заменилось на "мы", всё пошло совершенно по-другому. Больше естся, больше пьётся, больше смеха и серьёзных разговоров". Что касается творчества, то в 1818 году Фридрих создал 28 полотен, и это даёт право назвать этот год одним из самых плодотворных в его карьере.
В 1824 году освободился пост директора кафедры пейзажной живописи дрезденской Академии. Никто не сомневался в том, что его займёт Фридрих. Однако этого не происходит. Вследствие интриг художника назначают ответственным за процесс обучения, а директором кафедры назначают другого. Фридрих замыкается в себе.
В 1826 году друг художника Карус замечает "его специфическое настроение, ещё более унылое и апатичное, чем в самые худшие времена".
В 1830 году Фридрих пишет серию афоризмов, в которых выплёскивает свою боль : "Посмотри! Куда бы ты ни пошёл и что бы ты ни сделал, тебя всего будут держать на расстоянии, отделившись глухой стеной непонимания". Тем не менее, художник не перестаёт работать, и в период с 1826 по 1835 год появляются одни из самых лучших его картин.

Могила Каспара Давида Фридриха в Дрездене.

В июне 1835 года у Фридриха случился инсульт, художника частично парализовано. Пролечившись всё лето, в октябре он снова приступает к работе. Однако состояние здоровья художника с каждым днём ухудшается. 18 марта 1840 года Жуковский записывает в своём дневнике : "Был у Фридриха. Ужасное зрелище : старая развалина. Он постоянно плачет, как дитя".

Каспар Давид Фридрих умирает в Дрездене 7 мая 1840 года.

20 работ

Каспар Давид Фридрих, Поздний автопортрет (380*487)
Каспар Давид Фридрих, Ранний автопортрет (380*570)
Поздний автопортрет Ранний автопортрет,
1800
  27,6*42 см.
  Государственный музей,
Копенгаген, Дания
781*1000 px 667*1000 px
Каспар Давид Фридрих, На парусном корабле (380*428)
Каспар Давид Фридрих, Гора Вацманн (380*295)
На парусном корабле,
1818-1820
Гора Вацманн,
1824-1825
71*56 см. 133*170 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Национальная галерея,
Берлин, Германия
888*1000 px 1000*789 px
Каспар Давид Фридрих, Женщина у окна (380*553)
Каспар Давид Фридрих, Двое, созерцающие луну (380*291)
Женщина у окна,
1822
Двое, созерцающие луну, ок.1830-1835
44*37 см. 34*44 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Национальная галерея,
Берлин, Германия
687*1000 px 1000*767 px
Каспар Давид Фридрих, Аббатство в дубовой роще (380*244)
Каспар Давид Фридрих, Путник над морем тумана (380*487)
Аббатство в дубовой роще, 1808-1810 Путник над морем тумана, 1818
110,4*171 см. 74,8*94,8 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Кунстхалле,
Гамбург, Германия
1000*641 px 781*1000 px
Каспар Давид Фридрих, Меловые скалы на острове Рюген (380*479)
Каспар Давид Фридрих, Море во льдах (380*295)
Меловые скалы на острове Рюген, 1818 Море во льдах,
1823-1824
90*70 см. 214,5*76 см.; дерево, масло
Собрание Оскара Рейнхарта,
Винтертур, Швейцария
Кунстхалле,
Гамбург, Германия
794*1000 px 1000*776 px
Каспар Давид Фридрих, Фридрих в своей мастерской (380*492)
Каспар Давид Фридрих, Возрасты человека (380*294)
Фридрих в своей мастерской, ок. 1812 Возрасты человека,
ок.1835
51*40 см. 72,5*94 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия
773*1000 px 1000*774 px
"Возрасты человека" - своеобразное завещание художника.
Измученный болезнью Фридрих создаёт полотно, наполненное атмосферой грусти, вызванной рассуждениями о быстротечности и ничтожности человеческого существования.
Фридрих изображает несколько фигур, внешний вид которых демонстрирует различное отношение к жизни и смерти.
Довольно массивная фигура седого мужчины в просторном плаще - это человек, который много прожил и испытал, а теперь находится на рубеже между жизнью и смертью.
Молодой непринуждённостью своей позы и лёгкостью движений ещё более подчёркивает немощность старика, опирающегося на трость. В его жестах и выражении лица читается жестокость, свойственная молодости.
Дети же увлечены игрой и, кажется, совсем не обращают внимание на мрачный пейзаж и поведение взрослых : отсутствие жизненного опыта позволяет им чувствовать себя легко и быть счастливыми.
У Фридриха плывущий корабль обычно является символом жизни. Окончание морского путешествия и заход корабля в гавань означает смерть. Судно, входящее в порт, соответствует образу поникшего старика, в котором Фридрих, очевидно, запечатлел самого себя, а 2 корабля, идущих в море на всех парусах - это мужчина и женщина, которые находятся в расцвете лет. Маленькие лодки неподалёку от берега только уходят в плавание и символизируют собой детство.
Каспар Давид Фридрих, Восход луны над морем (380*293)
Каспар Давид Фридрих, Горный пейзаж (380*290)
Восход луны над морем, 1821 Горный пейзаж
135*170 см.; холст, масло 45*58 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*772 px 1000*763 px
Каспар Давид Фридрих, Закат солнца (Братья) (380*302)
Каспар Давид Фридрих, Зимний пейзаж с церковью (380*274)
Закат солнца (Братья) Зимний пейзаж с церковью, 1811
33*44 см.; холст, масло 33*46 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*795 px 1000*721 px
В результате наполеоновских войн, охвативших Европу, обращение к готическому искусству становится в Германии наивысшим проявлением патриотических чувств.
Каспар Давид Фридрих, Утро на Райзенбирге (380*238)
Каспар Давид Фридрих, Женщина на закате солнца (380*273)
Утро на Райзенбирге,
1810-1811
Женщина на закате солнца, 1818
108*170 см. 22*30 см.
Музей государственых парков и замков, Берлин, Германия Музей Фолькванг,
Эссен, Германия
1000*627 px 1000*719 px
В работе "Утро на Райзенбирге" на вершине женская фигура увлекает за собой мужскую. Фридрих в связи с этим не раз цитировал высказывание Фридриха Шлегеля (1772-1829) : "Не знаю, смогли бы мы поклоняться Вселенной, если бы никогда не любили женщину!"
Каспар Давид Фридрих, Суда в порту (380*503)
Каспар Давид Фридрих, Большой заповедник (380*272)
Суда в порту,
1815-1816
Большой заповедник,
ок. 1832
90*71 см. 73,5*102,5 см.
Музей государственых парков и замков, Потсдам, Германия Национальная галерея,
Дрезден, Германия
755*1000 px 1000*716 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru