Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 16  
Адольф Менцель

8 декабря 1815 (Бреслау/Вроцлав, Германия/Польша) -

9 февраля 1905
(Берлин, Германия)

Адольф Менцель - один из самых блестящих и признанных немецких художников XIX века. Он прожил 90 лет, а его творчество растянулось на три четверти века. За это время немецкая живопись прошла путь от романтических пейзажей Каспара Давида Фридриха до экспрессионизма группы "Мост". Менцель начинает своё творчество в качестве иллюстратора, однако быстро становится одним из самых значимых представителей немецкого реализма и обновителем исторической живописи. Он считается наиболее одарённым летописцем истории Пруссии и периода правления Фридриха II; он творит в необычайно живом и точном стиле произведения идеальной исторической точности, вследствие чего его ценят как художника-патриота. Параллельно с официальными произведениями мастер создаёт и более интимные картины, изображающие интерьеры и жанровые сцены, благодаря которым его считают предшественником импрессионизма и современного искусства в Германии.
Появившийся на свет 8 декабря 1815 года в Бреслау (ныне - польский Вроцлав) Адольф Фридрих Эрдман Менцель был старшим сыном Карла Эрдмана Менцеля и Шарлоты Эмилии Менцель из рода Окруш. Мать была учительницей рисования, а отец заведовал пансионатом для девочек, однако довольно скоро оставил это занятие, чтобы открыть в 1818 году литографическую мастерскую. Через 12 лет, в 1830 году, уверенный, что в Берлине его дело будет развиваться намного лучше, Карл Эрдман Менцель оставляет Силезию и вместе с семьёй переезжает в германскую столицу. Там юный Адольф обучается под руководством отца, там он получит свои первые заказы, добьётся первых успехов. В Берлине он будет жить до самой смерти.
Молодой Менцель очень рано проявляет интерес к изобразительному искусству. Он постоянно рисует членов своей семьи, а в возрасте 13 лет впервые выставляет одну из своих работ. В следующем году его отец получает заказ на иллюстрирование истории Пруссии, и подросток вносит свой вклад в эту работу - создаёт 8 иллюстраций.
"Разногласия, заметные в его творчестве, являются отражением внутренних разногласий : это противоречие анализа и синтеза" (Либерман)
Карл Эрдман Менцель желал, чтобы сын стал учёным, но, глядя на явную художественную одарённость Адольфа, он изменил своё мнение. После переезда в Берлин количество заказов в литографической мастерской растёт, и Менцель-старший, заботясь о художественном призвании сына, позволяет ему обучаться в своей мастерской. Однако это обучение продлится недолго : Карл Эрдман умирает через 2 года, в 1832 году. Так в возрасте 16 лет Адольф становится главой семьи. Чтобы обеспечить ей достойное существование, ему приходится взять на себя все дела мастерской.
До этого времени Адольф Менцель не посещал ни одну художественную школу. Чтобы "успокоить совесть", по его собственным словам, он записывается в 1833 году в Академию в Берлине, где изредка посещает класс скульптуры. Там он знакомится с богатым промышленником Карлом Хайнрихом Арнольдом, который станет одним из лучших его друзей. Переезд Арнольда в Кассель в 1835 году не ослабит их дружбы.
Менцель встречает в салонах своего друга берлинских эрудитов и художников, таких как Карл Фридрих Шинкель (1781-1841), Эдуард Магнус или Эдуард Мейерхайм (1808-1879). Разочарованный как методами, так и результатами обучения в Академии, через 6 месяцев он бросает учёбу.
Отказываясь от классической методики получения знаний, Менцель занимается самообразованием, рисует с натуры в музеях, у торговых лотков. К этому периоду относятся также многочисленные альбомы рисунков, выполненных по памяти и запечатлевших театральные представления или симфонические концерты, на которых был юноша.
Менцель - культурный, образованный молодой человек, с большим интересом относится к искусству, страстно любит музыку. После смерти родителей он будет заботиться, чтобы младшие члены семьи регулярно посещали уроки фортепиано. Эта любовь к музыке ещё больше возрастёт после свадьбы его сестры в 1859 году, вышедшей замуж за придворного композитора и дирижёра Германа Кригара. Благодаря ему Менцель познакомится с Иоганном Брамсом и откроет для себя произведения Шумана и Шуберта.

 

Эдуард Мейерхайм "Портрет молодого Адольфа Менцеля" (1839, Национальная галерея, Берлин, Германия)

Менцель встречает Эдуарда Мейерхайма, жанрового художника, в 1834 году у Хайнриха Арнольда. Несмотря на такие столь разные эстетические вкусы, художников связывает тесная дружба, которая позже распространится и на их семьи. Например, сын Эдуарда Пауль будет помогать Менцелю во многих начинаниях и посвятит ему книгу воспоминаний. В 1867 году Мейерхайм сопровождает Менцеля в путешествие в Париж. Его записи имеют большое значение для истории, так как являются уникальным источником информации о 2-ом пребывании художника во французской столице.
Отказ Менцеля от обучения в Академии никак не влияет на эффективность работы его мастерской. В этом же - 1833 году - он получает 1-ый большой заказ. Торговец произведениями искусства и издатель Луис Саше поручает ему выполнение иллюстраций к произведениям Гёте. Эта первая серьёзная работа проходит успешно; репутация Менцеля растёт. В 1838 году он заканчивает иллюстрации к "Удивительной истории Петера Шлемиля" Адальберта фон Хамиссо (1781-1838). В 1839 художник берётся за новый проект, выполнение которого продолжится до 1842 года. Это "История Фридриха Великого", написанная историком Франсом Куглером по образцу "Жизни Наполеона" с иллюстрациями Горация Вернета (1789-1863), которая пользовалась большой популярностью у немецкой общественности.
Иллюстрация книги Куглера была поручена Менцелю, который выполняет 400 литографий. Этот заказ требует кропотливой работы с архивами и историческими документами, которую художник выполняет с большим энтузиазмом. Его друг, историк Фридрих Эггерс, вспоминал, что Менцель, будучи человеком очень образованным и культурным, имел большую библиотеку, состоящую в основном из исторических книг : "Владелец прекрасно их знал и считал орудиями труда". Этот заказ ещё больше укрепляет репутацию художника, и Фридрих Вильгельм IV, король Пруссии, поручает ему осуществление очередного проекта. Он должен выполнить 200 литографий, предназначенных для иллюстрации издания "Свершения Фридрих Великого". Одновременно в 1842-1847 годах он работает над 436 литографиями к произведению под названием "Армия Фридриха II и её мундиры".
В ранний период своего творчества Менцель, который является прежде всего рисовальщиком, сделал себе имя в качестве иллюстратора и литографа, а пробовать свои силы в живописи начал только с 1839 года. Он интересовался в основном венецианской, голландской и французской живописью XVII и XVIII веков. Свою 1-ую картину на заказ выполнил в 1839 году. В 1849-1856 годах Менцель создаёт наиболее известные сцены из жизни Фридриха II.
Жизнь художника всецело посвящена работе. Смерть матери в 1846 году ещё больше укрепляет связи Менцеля с его сестрой Эмилией и братом Рихардом, на 7 и 11 лет младше его. В этом же году сын Карла Хайнриха Арнольда, которого Менцель дружески называет "маленьким Карлом", приезжает на 2 месяца к художнику для обучения. Он останется единственным учеником художника. В следующем году Менцель на 8 месяцев едет в Кассель. Во время своего отсутствия он присылает многочисленные письма брату Рихарду, беспокоясь о его слабом здоровье.
В 1848 году мартовская революция принесла в Берлин пожары и разрушения. После возвращения Менцель описывает события в письме к другу Арнольду, который остался в Касселе. Художник потрясён последствиями разрушений и количеством жертв. Трагедия станет источником вдохновения для многих его произведений.
То, что Менцель всё время живёт с братом и сестрой, не означает, что он замкнут в себе. 20 октября 1750 года художник становится членом литературного кружка "Подкоп под Шпрее", где известен под псевдонимом "Рубенс". Он встречает там самых выдающихся культурных деятелей Берлина : поэтов, художников, учёных. Там же знакомится с историком Францем Куглером, который впоследствии станет его покровителем.
В 1852 году некоторые члены группы, в том числе и Менцель, формируют более узкий дискуссионный кружок под название "Rutli", сосредоточенный на поэзии и искусстве. В этом же году художник отправляется в своё 1-ое творческое путешествие. Из Берлина он едет в Мюнхен, потом в Зальцбург и пароходом по Дунаю до самой Вены. Его положение в мире искусства к тому времени прочно укрепилось. В 1853 году он становится членом Берлинской королевской академии искусств, в ближайшие годы избирается членом венской, мюнхенской, дрезденской и брюссельской академий.
"Редко и уникально внимание Менцеля к деталям, соединённое с проницательностью наблюдателя, с нестеснённым умом и язвительным характером; он берёт деталь как бы в анатомические щипцы с терпением и изобретательностью в преследовании правды, которой ни один художник в такой степени не добился (Анри Фосиллон, 1881-1943)
В 50-ых годах XVIII века Менцель посещает Вену, Прагу и Дрезден. Однако самыми важными для развития художника были путешествия в Париж в 1855 и 1867 годах. В 1855 он едет туда на Всемирную выставку, так как там демонстрируется одно из его полотен. В столице Франции он посещает павильон реализма Курбе (1819-1877), а после возвращения называет Париж "современным Вавилоном". В 1861 году художник отправляется на лечение в Бад Фраенвальде. После возвращения посещает конгресс художников в Анверсе, где Курбе говорит о реализме. В том же году Вильгельм I (1797-1888) становится королём Пруссии, и Менцель получает заказ на картину, изображающую церемонию коронации. С этого момента художника будут часто приглашать ко двору. Начинается его придворная карьера. В 1865 году умирает брат художника Рихард. По свидетельству одного из друзей, горе Менцеля было безутешным : "Страшно было смотреть на этого уравновешенного и сильного мужчину, безмерно страдающего из-за смерти "своего ребёнка", как он называл брата, которого опекал и воспитывал с детства; эта смерть станет переломным моментом в его жизни". В следующем году начинается австро-прусская война. Из-за своего слабого физического развития - его рост всего 1 м. 40 см. - Менцель избежал мобилизации и был освобождён от военной службы. После победы Пруссии художник рисует раненых солдат в военных госпиталях и на местах битв. "Чувство долга не давало мне покоя, я должен был хотя бы почувствовать запах войны", - скажет он однажды.
Год спустя, в 1867, Менцель снова едет в Париж на Всемирную выставку. Он задержится там на 6 недель. Художник посещает Лувр, парижские художественные мастерские и музеи. Поразительным открытием для него окажется ретроспектива Мане и Курбе. Его друг Эдуард Мейерхайм, сопровождающий художника в этом путешествии, так рассказывает и его ненасытном интересе : "Мы ходили по выставке до полного изнеможения; мне было сложно не потерять своего друга, а когда мне удавалось усадить его в каком-нибудь ресторане, он немедленно вытаскивал альбом, чтобы рисовать людей, сидящих за соседними столиками".
После возвращения в Берлин Менцель переносит на полотно свои парижские воспоминания, которые он воскресит в июне и июле 1868 года, во время своего 3-его пребывания во французской столице. Начиная с 1869 года художник проводит летний период вне Берлина : в Баварии, Швейцарии и Австрии. Ему уже за 50, и в начале 70-х годов он задумывается подвести итог своих творческих достижений. 22 февраля 1874 года Менцель начинает писать автобиографию под названием "Я", которую прервёт незаконченной спустя 2 года. В расцвете творческих сил он создаёт один из своих шедевров - картину "Железопрокатный завод". Несмотря на предостережения немецкого государства, конфликтующего с Францией, художник вышлет картину в Париж на выставку 1878 года.
В этот период Менцель считается одним из самых выдающихся немецких художников своего времени. Государство одаривает его многочисленными почестями : художника избирают в правление Берлинской академии изящных искусств в 1875 году; он становится почётным членом немецкого Общества искусств в Дюссельдорфе в 1884 году; доктором Университета Бреслау в 1885. В 1895 году Менцель награждается званием почётного жителя Берлина - города, который он прославил.
На его 80-летний юбилей Академия выпускает медаль с портретом художника, а двор организовывает праздник, во время которого приглашённые гости одеты в костюмы эпохи Фридриха II. Проходят многочисленные экспозиции, посвящённые творчеству Менцеля. В 1885 году после 2-х ретроспектив, организованных в его честь в Берлине (одна по случаю 50-летия творческой деятельности, 2-ая на 70-летие художника), состоялась выставка в Павильоне города в Париже. В 1889 году Менцель снова не подчиняется давлению властей и принимает участие во Всемирной выставке во Франции, доказав свою смелость и независимость мышления. Его чествуют в Австрии и Великобритании. Но сам художник живёт всё более одиноко, концентрируясь исключительно на своём творчестве.

 

Могила Адольфа Менцеля на кладбище в Берлине.

 

Адольф Менцель умер 9 февраля 1905 года в Берлине. Император Вильгельм II, который считал его "одним из самых великих немецких художников", организует 13 февраля пышные похороны.

16 работ

Менцель, Ужин на балу (380*299)
Менцель, Фридрих II Великий : Добрый вечер, господа! (380*509)
Ужин на балу, 1878 Фридрих II Великий : Добрый вечер, господа!, 1858
71*90 см.  
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Городская картинная галерея, Гамбург, Германия
1000*786 px 747*1000 px
Менцель, Железопрокатный завод (380*238)
Менцель, Спящая Эмилия Менцель (380*292)
Железопрокатный завод, 1872-1875 Спящая Эмилия Менцель, ок.1848
153*253 см. 46,8*60 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Городская картинная галерея, Гамбург, Германия
1000*625 px 1000*768 px
"Я неделями стоял с утра до вечера между этими огромными маховыми колёсами, трансмиссионными ремнями, чугуном и рисовал. Техника, этот новейший мир циклопов, необычайно богата мотивами. И речь не идёт лишь о клубах дыма" (Адольф Менцель)
Менцель, Будни Парижа (380*265)
Менцель, Сестра художника на фоне салона (380*558)
Будни Парижа, 1869 Сестра художника на фоне салона, 1847
48,4*69,5 см. 46,1*31,7 см.
Художественный музей,
Дюссельдорф, Германия
Байерише стаатсгемальдесаммулюнген,
Мюнхен, Германия
1000*698 px 681*1000 px
Париж, названный Менцелем "современным Вавилоном", неоднократно притягивает художника, который каждый раз с удовольствием посещает Всемирную выставку. Берлинец очень интересуется творчеством таких французских художников как Добиньи (1817-1878), Теодор Руссо (1812-1867), Курбе и Мейсонье (1815-1891). С Мейсонье его связывает "почти дружба, подкреплённая огромным взаимным уважением", - по словам Мейерхайма. Путешествия во Францию являются для Менцеля возможностью встретиться с Дега и Курбе.
Менцель, Комната с балконом (380*461)
Менцель, В опере (380*477)
Комната с балконом, 1845 В опере, 1862
58*47 см. 51,5*43,2 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Городская картинная галерея, Гамбург, Германия
825*1000 px 797*1000 px
Менцель, Фридрих II, дающий концерт на флейте в Сан-Суси (380*261)
Менцель, Круглый стол в Сан-Суси (380*458)
Фридрих II, дающий концерт на флейте в Сан-Суси, 1850-1852 Круглый стол в Сан-Суси, 1850
142*205 см. 204*175 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Национальная галерея,
Берлин, Германия
1000*687 px 830*1000 px
Менцель, Стена мастерской (380*532)
Менцель, Коронация Вильгельма I (380*295)
Стена мастерской, 1872 Коронация Вильгельма I, 1861
11*79,3 см. 63*78 см.
Городская картинная галерея, Гамбург, Германия Национальная галерея,
Берлин, Германия
714*1000 px 1000*729 px
Менцель, Вильгельм I выезжает к свои войскам 31 июля 1870 года (380*277)
Менцель, Встреча при императорском дворе Вильгельма I (380*487)
Вильгельм I выезжает к своим войскам 31 июля 1870 года, 1871 Встреча при императорском дворе Вильгельма I, 1879
74,5*100 см.; эскиз 32*25,4 см.
Национальная галерея,
Берлин, Германия
Коллекция Георга Шафера, Швайнфурт, Германия
1000*776 px 780*1000 px
Менцель, Воспоминание о Люксембургском саде (380*285)
Менцель, Канал Фридриха в лунном свете (380*450)
Воспоминание о Люксембургском саде, 1872 Канал Фридриха в лунном свете, 1847
21,5*28,5 см. 39*32 см.; холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
Национальная галерея,
Берлин, Германия
1000*751 px 844*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru