Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 8  
Курт Швиттерс

20 июля 1887 (Ганновер, Германия) -

8 января 1948 (Кендал, Великобритания)

1942

Курт Швиттерс родился в Ганновере 20 июля 1887 года. После обучения в Академии изящных искусств в Дрездене и Берлине он начал свой творческий путь как академический портретист. Однако открыв для себя авангардистские течения (экспрессионизм, фовизм, кубизм), Швиттерс решает "не использовать более никогда в жизни" благородные и такие привычные масляные и темперные краски и посвящает себя искусству коллажа, часто подбирая прямо на улице рекламные буклеты, трамвайные билеты, лоскутные обрезки, фрагменты афиш, консервные банки, шнурки и другой хлам, - "поскольку никогда не знаешь заранее, что именно тебе может пригодиться в работе над коллажем, поэтому нужно иметь всякое-разное, и как можно больше"...

В 1919 году Швиттерс наконец-то придумывает общее название для своих творений - отныне они будут называться "мерц" - по обрывку рекламной листовки "Коммерц-унд-приватбанка, который Швиттерс использовал в одном из коллажей. В том же году состоялась первая выставка "Мерц", организованная в Берлине группой "Der Sturm".
"Даже плевок художника может быть искусством" (Курт Швиттерс)
Вопреки протестам Хюльзенбека, который считал, что "Швиттерс слишком аполитичен", художник постепенно сближается с берлинскими дадаистами, а в 1920 году его принимают в свой круг кёльнские дадаисты во главе с Эрнстом, Арпом и Бааргельдом. Это событие он ознаменовал одной из наиболее оригинальных своих конструкций - "Мерцбау" (погибла во время бомбардировок Ганновера в годы Второй мировой войны). Соединяющая в себе скульптуру, архитектуру и живопись, конструкция эта является воплощение одной из основных идей дадаизма - стереть грань между искусством и жизнью. "Мерцбау" помещалась в доме художника и постепенно разрослась так, что заняла всё жизненное пространство.
В 1922 году Швиттерс принимает участие в конгрессе конструктивистов в Веймаре, где Тцара объявляет о "смерти "дада". В следующем году Швиттерс основал журнал "Мерц", который освещал проблемы дадаизма, неопластицизма и русского конструктивизма и просуществовал до 1932 года.

""Кто вы?" -
"Я живописец, создающий картины из использованных гвоздей""
(Швиттерс в разговоре с Рихтером)

После прихода Гитлера к власти Швиттерс становится знаменитым благодаря своей работе "Культурбольшевик", а в 1937 году эмигрирует в Норвегию. Там он пробыл до 1940-го, а затем выехал в Англию, где через 8 лет умер.

Дадаизм зародился почти одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе, позже получил распространение в Германии, а в Париже достиг своего апогея и угас в 1922 году. Движение "дада" вошло в историю мировой культуры как бунтарское направление, эпатажное, взрывное и необычайно разнообразное в своих проявлениях. Дадаизм вступил в открытую конфронтацию с отжившей системой эстетических и общественных ценностей.
Дадаизм возник в 1916 году, в Цюрихе, но в его создании не участвовал ни один швейцарский деятель искусства. Шла 1-ая мировая война, и нейтральная Швейцария стала для молодых писателей и художников со всей Европы убежищем от грозящей им мобилизации. Однако сама идея дадаизма, по мнению исследователей, зародилась годом раньше, в Нью-Йорке, где жили и работали два друга-француза - Франсис Пикабия (1879-1953) и Морис Дюшан (1887-1968). Их творческая деятельность того периода носит определенно дадаистическую окраску. "Механистические" полотна первого и ready-made второго свидетельствуют о типичной для дадаизма антиэстетической направленности, ставшей впоследствии основой этого противоречивого искусства. Работы Дюшана и Пикабия повлияли на творческие воззрения известного американского художника-фотографа Мана Рэя (1890-1976), что, в конечном счете, кардинально изменило ход развития американского искусства в XX веке. По окончании войны Нью-Йорк стремительно теряет свою привлекательность для молодых художников, лихорадочно ищущих способы творческого самовыражения, и они снова потянулись в Европу. Вначале Пикабия, следом за ним Дюшан и, наконец, в 1921 году, Ман Рэй - приезжают в Париж с твердым намерением "свершить революцию в искусстве". А в культурной жизни Европы, постепенно оправляющейся от войны, к тому времени как раз сложилась соответствующая "революционная" ситуация...
Среди бежавших от войны и встретившихся в Цюрихе в 1916 году молодых людей были немцы Гуго Балль (1886-1927) и Рихард Хюльзенбек, румыны Тристан Тцара (1896-1963) и Марсель Янко (1895-1984), а также эльзасец Ганс Арп (1887-1966), по отцовской линии подлежавший мобилизации во французскую, а по материнской - в немецкую армии. Эмигрировав, они лишились всякой связи с родиной и во многом потеряли смысл и цель жизни, не находя применения своим творческим способностям. Будущие дадаисты собирались в кабачке под названием "Кабаре Вольтер" - и устраивали свои литературные и музыкальные вечера.
"Дадаизм был интернациональным продуктом поневоле. Нудно было найти что-то общее между русскими, румынами, швейцарцами и немцами. Был ... тарарам с утра до вечера, свистопляска с литаврами и негритянскими барабанами. "Кабаре Вольтер" было нашей экспериментальной сценой, где мы нащупывали нашу общность. Дадаизм - это средоточие международной энергии", - писал о зарождении "дада" в Цюрихе Рихард Хюльзенбек.
Что касается названия, то исследователи до сих пор расходятся во мнениях по поводу его происхождения. Вот что писал Балль в своем "Манифесте к перовому вечеру "дада" в Цюрихе" : "Слово "дада" взято из словаря. Все очень просто. По-французски оно означает детскую игрушку - лошадку на палочке. По-немецки - адье, оставь меня в покое, до свидания! По-румынски - да, в самом деле, вы правы. И так далее. Интернациональное слово".
"Детский и абсурдный характер этого слова объединяет сознательное отторжение мира взрослых и отказ от абсолютной наивности ребенка", - так объясняет название движения американский искусствовед Уильяи Рубин.
Дадаизм бодро шествует по Европе. Берлин, Кельн, Ганновер и, в конце концов, Париж оказываются под его влиянием.
Летом 1917 года Хюльзенбек уезжают из Цюриха в Берлин, где царит хаос - паника, коррупция - идеальная среда для культа новой духовности. Хюльзенбек немедленно отрекается от гуманистической концепции цюрихского дадаизма и заявляет, что новый "дада" должен быть радикален, опасен, жесток, реален - как сама современная Германия. Создается берлинский "Клуб "дада" : Рауль Хаусманн (1886-1970), Ханна Хёх, Георг Гросс (1891-1959) и другие художники оказались очень плодовитыми, но, к сожалению, большая часть их произведений (в основном - листовки и плакаты) не сохранилась. Главным вкладом берлинских дадаистов в развитие современного искусства является фотомонтаж. 20 апреля 1920 года состоялась программная выставка кельнских дадаистов, войти на которую можно было только через ... туалет популярного пивного бара. Пользовавшиеся туалетов были привлечены шумом с другой стороны и, как бабочки на свет, устремлялись вглубь, где обнаруживали экспозицию всяческих "объектов", коллажей и фотомонтажей. Вот что пишет по этому поводу Рубин : "По кругу были расставлены разные предметы, например "Флюидоскептрик" Бааргельда : аквариум, наполненный водой цвета крови, на поверхности которой плавали женские волосы, а на дне лежал будильник - предмет дадаистический par excellence. Понятно, что большинство посетителей было шокировано, но и это было предусмотрено дадаистами : для вымещения праведного гнева был установлен деревянный предмет, созданный Эрнстом, к которому на цепочке был присоединен топорик. Выставка, моментально закрытая полицией в результате жалоб общественности, тут же открылась вновь, когда оказалось, что конфискованный в качестве вещественного доказательства уликой была гравюра Дюрера ..."

 

Франсис Пикабия "Гера"
(1923, Частная коллекция)

Дадаизму суждено было достичь апогея и пережить свой закат в столице европейского искусства - Париже, где с 1921 года жили Тцара, Дюшан, Пикабия и Ман Рэй. Они-то и организовали одну из самых громких манифестация дадаизма - выставку "Большой сезон "дада". После этого события движение постепенно угасает. Годом позже Тцара провозглашает "смерть "дада". Как отмечает искусствовед Марк Даши, дадаизм "исчез так же, как и возник, - неожиданно и случайно - во имя той же свободы, которая позволила ему появиться".

8 работ

Курт Швиттерс, Овальная конструкция (380*549)
Курт Швиттерс, Мерцбау (380*501)
Овальная конструкция, ок.1925 Мерцбау, 1933
   
   
380*549 px 758*1000 px
Курт Швиттерс, Женщина на диване (380*490)
Курт Швиттерс (380*482)
Женщина на диване,
1940-1942
 
90,2*70,5 см.; холст, масло  
Ганновер, Германия  
380*490 px 789*1000 px
"Единственное, что интересует дадаистов, -
это образ жизни" (Тристан Тцара)
Курт Швиттерс (380*572)
Курт Швиттерс (380*519)
  1919
18.2*24 см., мел, акварель холст, масло
  Ганновер, Германия
664*1000 px 398*544 px
Курт Швиттерс (380*568)
Курт Швиттерс, Красная линия (380*468)
  Красная линия, 1937
72,7*49 см. 65,5*54 см.; холст, масло
Ганновер, Германия  
380*568 px 380*468 px
"Мерц означает соединение всех мыслимых материалов в художественных целях и одинаковую оценку отдельных материалов с точки зрения художественной техники. "Мерц" означает создание связей между всеми существующими на свете вещами" (Курт Швиттерс)

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru