Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 8  
Хендрик Аверкамп

27 января (?) 1585
(Амстердам, Голландия) -

15 мая 1634
(Кампен, Голландия)

Хендрик Аверкамп родился в семье учителя химии, который был родом из Фризии - островной провинции, расположенной на севере Голландии. Ещё до рождения Хендрика его отец переезжает в Кампен, где вскоре открывает аптеку. Один из братьев Аверкампа также станет аптекарем, другой - врачом, но он, самый старший, выберет профессию живописца. Предполагают, что причиной выбора стала врождённая немота мастера : сохранилось завещание матери художника, в котором она всё своё состояние отписывает старшему сыну, "лишённому языка от рождения". Творчество Аверкампа, получившего впоследствии прозвище "Немой из Кампена", своеобразный переход от фламандской декоративной традиции к голландскому реалистическому пейзажу.
Зимний пейзаж с высоко поднятым горизонтом представлен с высоты птичьего полёта; скованная морозом река, по зеркальной глад которой скользят на коньках жители близлежащего городка - так можно описать большинство работ Хендрика Аверкампа. Исследователи считают, что его пейзажи более типичны для живописи Северной Европы XVI-го, а не XVII века, поскольку вполне вписываются в традицию "оживлённого пейзажа" с миниатюрными, но реалистичными фигурками "в брейгелевском стиле".
В ледовых сценах Аверкампа не соблюдены правила перспективы; в них также трудно отыскать чёткое композиционное построение. Всё это придаёт картинам мастера непринуждённый характер, свойственный шедеврам фламандской живописи XVI века.
В XVII веке каждая национальная живописная школа Европы обладала ярко выраженными оригинальными чертами. Одной из главных особенностей голландской живописи явилась совершенно новая концепция жанра пейзажа, отличная и от фламандской традиции, и от канонов итальянского классицизма.
Выделение пейзажа в самостоятельный жанр живописи происходило поэтапно. Началось всё с того, что в религиозных и мифологических картинах фигуры постепенно отходили на второй план, уступая место в композиции именно пейзажу, который с течением времени стал представлять собой отдельную тему.

 

Ян ван Эйк "Мадонна канцлера Ролена"
(ок.1434, Лувр, Париж, Франция)

Уже в XV веке подход к проблеме перспективы в живописи севера и юга Европы существенно разнился. В Италии, к примеру, фоновый пейзаж всегда подчинялся правилам линейной перспективы, в то время как во Фландрии, вследствие колористических экспериментов, возобладал принцип воздушной перспективы, согласно которому все отдалённые объекты приобретают небесные оттенки. Пейзаж на картине "Мадонна канцлера Ролена", написанной великим Яном ван Эйком (ок.1390-1441) приблизительно в 1435 году, не только служит наглядным примером удачного применения этого метода, но считается, благодаря этому, одним их первых реалистических пейзажей в истории живописи. Город на дальнем плане представлен очень достоверно, с большим вниманием к мельчайшим деталям, - и это при том, что архитектурное оформление не имеет ничего общего с окружающей действительностью, полностью являясь "лишь" плодом авторского воображения.

 

Иоахим Патинир "Скалистый пейзаж со святым Иеронимом" (ок. 1520, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия)

Почти 100 лет спустя фламандский живописец Иоахим Патинир (ок.1475/1480-1524) прославился благодаря своим религиозным картинам, в которых, подобно Дюреру (1471-1528) или Иерониму Босху (ок.1453-1516), "выдвигал" пейзаж на передний план, фактически оттесняя фигуры персонажей. Немыслимая дерзость по тем временам! Патинир нарушает устоявшуюся веками иконографическую традицию, деля пейзаж главной темой картины. Уже через пару десятилетий страсти улягутся, и этого художника признают первым настоящим пейзажистом, приписывая ему одну из наиболее важных жанровых инноваций - панорамный вид. В его картинах пейзаж часто представлен таким образом, будто художник писал его с высоты птичьего полёта. Кроме того, именно Патинир впервые разделил пространство на 3 отдельных колористических плана : первый план исполнен в тёплых коричневых тонах, второй в светло-зелёных и, наконец, на дальнем (последнем) плане доминируют холодные голубые тона. Это та самая "пейзажная расцветка", которая позже ляжет в основу принципа воздушной перспективы.

 

Питер Брейгель Старший "Сорока на виселице"
(1568, Музей искусств, Дармштадт, Германия)

И всё-таки у Патинира, как и у Босха, пейзаж ещё содержит некий фантастический аспект, который навсегда покинет этот жанр благодаря творчеству Питера Брейгеля Старшего (1525/1530-1569). Брейгель заимствует у Патинира панорамный вид, однако изменяет саму суть пейзажа. Брейгель пишет "жизнь, как она есть", то есть отдаёт предпочтение реалиям перед фантазиями. Он заметно "расширяет" пространство, щедро наполняя его воздухом, на заднем плане часто изображает горы (отпечаток пребывания в Италии), а на переднем - фигуры крестьян с обобщёнными, "деиндивидуализированными" чертами (следование канонам фламандской живописи). В то же время Ян Брейгель (1568-1625), по прозвищу Бархатный, работал в совершенно иной манере. Он умело оперировал изысканными тонами, а его знаменитые переходы от коричневого к синему сопровождались тонкой градацией полутонов, что позволяло создавать ярко освещённые участки даже на заднем плане. В его произведениях фигуры выглядят куда более утончённо, чем на картинах его отца или брата, и близки скорее итальянской, нежели фламандской традиции. Брейгелю Бархатному удалось сохранить свою творческую индивидуальность, несмотря на тесное сотрудничество с Рубенсом (1577-1640), гений которого "поглотил" немало хороших живописцев.

 

Ян Брейгель Бархатный "Зимний пейзаж"
(1623, Национальная галерея, Лондон, Великобритания)

Стиль Брейгеля Бархатного распространяется в Голландии посредством работ фламандских художников, вынужденных эмигрировать из родных мест по причине массовых репрессий, которые учинялись в конце XVI века испанскими католиками против сторонников протестантизма. Уроженец Антверпена Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607) является представителем очередного направления пейзажной живописи - маньеристического, а его ученик Эсайас ван де Велде (ок.1590/1591-1630) сегодня считается провозвестником голландского реалистического пейзажа XVII века. Именно они выработали стиль, новизна которого заключалась в "открытии" пространства за счёт снижения лини горизонта и сужения цветовой гаммы. После 1630 года Ян ван Гойен (1596-1656) вообще объявляет "войну буйству красок" и оставляет после себя строгие монохроматические картины. Цвет и контраст возвратятся лишь после 1645 года, благодаря творчеству Якоба ван Рёйсдала (1628/1629-1682), а также Альберта Кейпа (1620-1691), Яна Бота (ок.1618-1652) и Клеаса Петерса Беркема (1620-1683). Трое последних считаются представителями итальянской традиции в голландском пейзаже. Вернувшись из поездки по Аппенинскому полуострову, эти художники, независимо друг от друга, принимают итальянскую классическую конвенцию и создают идиллические пейзажи с античными руинами и фигурами пастухов и пастушек.
Пейзажный жанр Голландии XVII столетия - это не природа вообще, как некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии : знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами - зимой. Воздух насыщен влагой, серое небо занимает в композициях большое место. "Бог дал голландцам только небо и воду, а землю они создали сами" - гласит голландская поговорка. В справедливости её убеждал ландшафт Голландии - плоская, покрытая сочной зеленью земля, рассеченная изгибами речных русел и геометрической сеткой каналов. Но именно эта земля вдохновляла художников, именно эту землю они воспели и увековечили в своих живописных произведениях. Рембрандт (1606-1669) призывал своих учиться следовать прежде всего природе и отображать всё, что можно в ней найти. Он считал, что "в отечестве своём каждый может открыть столь много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, можно найти жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого".
Французский исследователь Эжен Фромантен (1820-1876) отмечал, что голландский пейзаж XVII века предполагал "решительный отказ от идеальной нормы, от широкого вселенского охвата; он утверждал обращение к отдельному, единичному мотиву реальной, повседневной природы, как бы увиденному обычным человеком в естественной жизненной ситуации и носящему на себе отпечаток субъективно-индивидуального переживания этого последнего". Именно богатство реальных впечатлений от окружающей человека природной среды содействовало формированию множества тематических подразделений голландского пейзажного жанра. "Песчаная полоса берега, за которой виднеются качающиеся на волнах корабли, унылые дюны с одиноким деревом и 2-3 фигурами, покосившаяся сельская хижина, дорога среди пологих холмов - эти мотивы, впоследствии бессчетно повторяемые пейзажистами будущих эпох, кажутся нам настолько естественными и привычными, что мы подчас не отдаём себе отчёта в том, каких творческих усилий потребовала сама их разработка" (Фромантен). Не следует забывать, что именно голландцы первыми "увидели" эти мотивы в натуре и нашли для них такие принципы живописного воплощения, которые при всей внешней простоте и очевидности представляют завершённые пластические формулы. Эстетическая содержательность этих решений и мощная сила впечатления, производимого ими на зрителя, подтверждаются их поразительной долговечностью во всей последующей истории искусств.

8 работ

Аверкамп, Катание на санях и коньках (380*203)
Аверкамп, Катание на льду (380*235)
Катание на санях и коньках Катание на льду
24,5*45 см.; дерево, масло  
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
 
1000*534 px 1000*618 px
Аверкамп (380*190)
Аверкамп, Ледовые забавы (380*245)
  Ледовые забавы, ок.1615
18,5*36 см.; холст, масло 58*90 см.; дерево, масло
Роттердам, Голландия Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*500 px 1000*644 px
Аверкамп, Сцена на льду (380*246)
Аверкамп, Зимний пейзаж с конькобежцами (380*219)
Сцена на льду Зимний пейзаж с конькобежцами
   
Музей Креллер-Мюллер,
Оттерло, Голландия
 
1000*648 px 1000*575 px
Аверкамп, Игроки в гольф на льду (380*213)
Аверкамп, Зимняя сцена на канале (380*181)
Игроки в гольф на льду, 1625 Зимняя сцена на канале
   
Музей искусств,
Хьюстон, США
 
1000*560 px 1000*475 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru