Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 18  
Якоб ван Рёйсдал

1 июля (?) 1628 (?)
(Харлем, Голландия) -

16 ноября 1681
(Харлем, Голландия)

"Если даже Голландию, находящуюся в постоянном страхе уйти под воду, всё-таки накроет гигантской морской волной, то до тех пор, пока в мире будет оставаться хоть одна картина Рёйсдала или Рембрандта, человечество не забудет об этой стране" (Эмиль Монтегю, из книги "Голландия, впечатления от искусства и путешествия, 1884).
Якоб был сыном известного только в узких кругах художника Изака ван Рёйсдала и племянником, напротив, широко известного в Европе пейзажиста Саломона ван Рёйсдала (1600/1603-1670). Родные братья ещё в юности поменяли не слишком благозвучную фамилию Гуйен на более артистическую Рёйсдал ("шумящий водопад"). Рёйсдалы были меннонитами. Саломон учился живописи у Эсайаса ван де Велде, и в 1623 году стал членом Гильдии художников Харлема - важнейшего культурного центра Голландии XVII века.
Якоб родился в Харлеме приблизительно в 1628 году. Его отец настоял на том, чтобы юноша изучал медицину, хотя дядя Саломон сразу заметил яркую художественную одарённость племянника и предложил ему учиться живописи. Первые картины Якоба, датированные 1646-1647 годами, подтверждают правоту опытного педагога (Саломон ван Рёйсдал к тому времени уже более 10 лет занимается профессиональной подготовкой молодых живописцев и является деканом Гильдии художников). Интересно, что в 1648 году, т.е. после появления этих первых юношеских работ Якоба, прекращаются регулярные судебные тяжбы между его отцом и многочисленными кредиторами. Это наводит на мысль, что сын уже тогда мог оказывать своей семье материальную поддержку.
Но, как утверждает первый биограф художника Арнольд Хубракен (1638-1709), Якоб сделал карьеру не только на поприще живописи - "он был врачом, прекрасным хирургом, уважаемым в Харлеме". Однако редко случается, чтобы занятия одним делом не шли в ущерб другому - особенно, если человек педантичен и ответственен, каким был Рёйсдал. Поэтому, когда встал вопрос выбора между медициной и живописью, он отдал предпочтение последней.
В 1659 году художник переезжает в Амстердам и открывает там собственную мастерскую. Его картины имеют успех, поэтому Рёйсдал не нуждается в средствах. Он останется холостяком и будет трогательно заботиться о своём престарелом отце вплоть до его смерти. Сам же Якоб ван Рёйсдал умер 16 ноября 1681 года в родном Харлеме.
В XVII веке каждая национальная живописная школа Европы обладала ярко выраженными оригинальными чертами. Одной из главных особенностей голландской живописи явилась совершенно новая концепция жанра пейзажа, отличная и от фламандской традиции, и от канонов итальянского классицизма.
Выделение пейзажа в самостоятельный жанр живописи происходило поэтапно. Началось всё с того, что в религиозных и мифологических картинах фигуры постепенно отходили на второй план, уступая место в композиции именно пейзажу, который с течением времени стал представлять собой отдельную тему.

 

Ян ван Эйк "Мадонна канцлера Ролена"
(ок.1434, Лувр, Париж, Франция)

Уже в XV веке подход к проблеме перспективы в живописи севера и юга Европы существенно разнился. В Италии, к примеру, фоновый пейзаж всегда подчинялся правилам линейной перспективы, в то время как во Фландрии, вследствие колористических экспериментов, возобладал принцип воздушной перспективы, согласно которому все отдалённые объекты приобретают небесные оттенки. Пейзаж на картине "Мадонна канцлера Ролена", написанной великим Яном ван Эйком (ок.1390-1441) приблизительно в 1435 году, не только служит наглядным примером удачного применения этого метода, но считается, благодаря этому, одним их первых реалистических пейзажей в истории живописи. Город на дальнем плане представлен очень достоверно, с большим вниманием к мельчайшим деталям, - и это при том, что архитектурное оформление не имеет ничего общего с окружающей действительностью, полностью являясь "лишь" плодом авторского воображения.

 

Иоахим Патинир "Скалистый пейзаж со святым Иеронимом" (ок. 1520, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия)

Почти 100 лет спустя фламандский живописец Иоахим Патинир (ок.1475/1480-1524) прославился благодаря своим религиозным картинам, в которых, подобно Дюреру (1471-1528) или Иерониму Босху (ок.1453-1516), "выдвигал" пейзаж на передний план, фактически оттесняя фигуры персонажей. Немыслимая дерзость по тем временам! Патинир нарушает устоявшуюся веками иконографическую традицию, деля пейзаж главной темой картины. Уже через пару десятилетий страсти улягутся, и этого художника признают первым настоящим пейзажистом, приписывая ему одну из наиболее важных жанровых инноваций - панорамный вид. В его картинах пейзаж часто представлен таким образом, будто художник писал его с высоты птичьего полёта. Кроме того, именно Патинир впервые разделил пространство на 3 отдельных колористических плана : первый план исполнен в тёплых коричневых тонах, второй в светло-зелёных и, наконец, на дальнем (последнем) плане доминируют холодные голубые тона. Это та самая "пейзажная расцветка", которая позже ляжет в основу принципа воздушной перспективы.

 

Питер Брейгель Старший "Сорока на виселице"
(1568, Музей искусств, Дармштадт, Германия)

И всё-таки у Патинира, как и у Босха, пейзаж ещё содержит некий фантастический аспект, который навсегда покинет этот жанр благодаря творчеству Питера Брейгеля Старшего (1525/1530-1569). Брейгель заимствует у Патинира панорамный вид, однако изменяет саму суть пейзажа. Брейгель пишет "жизнь, как она есть", то есть отдаёт предпочтение реалиям перед фантазиями. Он заметно "расширяет" пространство, щедро наполняя его воздухом, на заднем плане часто изображает горы (отпечаток пребывания в Италии), а на переднем - фигуры крестьян с обобщёнными, "деиндивидуализированными" чертами (следование канонам фламандской живописи). В то же время Ян Брейгель (1568-1625), по прозвищу Бархатный, работал в совершенно иной манере. Он умело оперировал изысканными тонами, а его знаменитые переходы от коричневого к синему сопровождались тонкой градацией полутонов, что позволяло создавать ярко освещённые участки даже на заднем плане. В его произведениях фигуры выглядят куда более утончённо, чем на картинах его отца или брата, и близки скорее итальянской, нежели фламандской традиции. Брейгелю Бархатному удалось сохранить свою творческую индивидуальность, несмотря на тесное сотрудничество с Рубенсом (1577-1640), гений которого "поглотил" немало хороших живописцев.

 

Ян Брейгель Бархатный "Зимний пейзаж"
(1623, Национальная галерея, Лондон, Великобритания)

Стиль Брейгеля Бархатного распространяется в Голландии посредством работ фламандских художников, вынужденных эмигрировать из родных мест по причине массовых репрессий, которые учинялись в конце XVI века испанскими католиками против сторонников протестантизма. Уроженец Антверпена Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607) является представителем очередного направления пейзажной живописи - маньеристического, а его ученик Эсайас ван де Велде (ок.1590/1591-1630) сегодня считается провозвестником голландского реалистического пейзажа XVII века. Именно они выработали стиль, новизна которого заключалась в "открытии" пространства за счёт снижения лини горизонта и сужения цветовой гаммы. После 1630 года Ян ван Гойен (1596-1656) вообще объявляет "войну буйству красок" и оставляет после себя строгие монохроматические картины. Цвет и контраст возвратятся лишь после 1645 года, благодаря творчеству Якоба ван Рёйсдала (1628/1629-1682), а также Альберта Кейпа (1620-1691), Яна Бота (ок.1618-1652) и Клеаса Петерса Беркема (1620-1683). Трое последних считаются представителями итальянской традиции в голландском пейзаже. Вернувшись из поездки по Аппенинскому полуострову, эти художники, независимо друг от друга, принимают итальянскую классическую конвенцию и создают идиллические пейзажи с античными руинами и фигурами пастухов и пастушек.
Пейзажный жанр Голландии XVII столетия - это не природа вообще, как некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии : знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами - зимой. Воздух насыщен влагой, серое небо занимает в композициях большое место. "Бог дал голландцам только небо и воду, а землю они создали сами" - гласит голландская поговорка. В справедливости её убеждал ландшафт Голландии - плоская, покрытая сочной зеленью земля, рассеченная изгибами речных русел и геометрической сеткой каналов. Но именно эта земля вдохновляла художников, именно эту землю они воспели и увековечили в своих живописных произведениях. Рембрандт (1606-1669) призывал своих учиться следовать прежде всего природе и отображать всё, что можно в ней найти. Он считал, что "в отечестве своём каждый может открыть столь много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, можно найти жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого".
Французский исследователь Эжен Фромантен (1820-1876) отмечал, что голландский пейзаж XVII века предполагал "решительный отказ от идеальной нормы, от широкого вселенского охвата; он утверждал обращение к отдельному, единичному мотиву реальной, повседневной природы, как бы увиденному обычным человеком в естественной жизненной ситуации и носящему на себе отпечаток субъективно-индивидуального переживания этого последнего". Именно богатство реальных впечатлений от окружающей человека природной среды содействовало формированию множества тематических подразделений голландского пейзажного жанра. "Песчаная полоса берега, за которой виднеются качающиеся на волнах корабли, унылые дюны с одиноким деревом и 2-3 фигурами, покосившаяся сельская хижина, дорога среди пологих холмов - эти мотивы, впоследствии бессчетно повторяемые пейзажистами будущих эпох, кажутся нам настолько естественными и привычными, что мы подчас не отдаём себе отчёта в том, каких творческих усилий потребовала сама их разработка" (Фромантен). Не следует забывать, что именно голландцы первыми "увидели" эти мотивы в натуре и нашли для них такие принципы живописного воплощения, которые при всей внешней простоте и очевидности представляют завершённые пластические формулы. Эстетическая содержательность этих решений и мощная сила впечатления, производимого ими на зрителя, подтверждаются их поразительной долговечностью во всей последующей истории искусств.

18 работ

Рёйсдал, Еврейское кладбище (380*320)
Рёйсдал, Болото (380*275)
Еврейское кладбище Болото
84*95 см.; холст, масло 72,5*99 см.; дерево, масло
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*843 px 1000*723 px
Рёйсдал, Горный пейзаж (380*265)
Рёйсдал, Пейзаж с водяными мельницами (380*260)
Горный пейзаж Пейзаж с водяными мельницами
99,5*137 см.; холст, масло 18*25 см.; чёрный мел, серая кисть
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*697 px 1000*684 px
Рёйсдал, Лесная речка (380*308)
Рёйсдал, Пейзаж с путником (380*276)
Лесная речка, 1670-ые Пейзаж с путником
65*78,5 см.; холст, масло 34,5*47 см.; дерево, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*811 px 1000*727 px
Рёйсдал, Дорога на опушке леса (380*282)
Рёйсдал, Вид деревни Эгмонд (380*472)
Дорога на опушке леса Вид деревни Эгмонд
52*67,5 см.; холст, масло 45*37 см.; дерево, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*741 px 806*1000 px
Рёйсдал, Ферма (380*306)
Рёйсдал, Домик в роще (380*244)
Ферма Домик в роще, 1646
68*81,5 см.; холст, масло 105*163 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*806 px 1000*642 px
Рёйсдал, Морской берег (380*285)
Рёйсдал, Лесной пейзаж со стадом  (380*476)
Морской берег Лесной пейзаж со стадом
52*68 см.; холст, масло 49*41 см.; деревл, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Музей зарубежного искусства,
Рига, Латвия
1000*750 px 798*1000 px
Рёйсдал, Водопад в Норвегии (380*285)
Рёйсдал, Пейзаж (380*298)

Водопад в Норвегии

Пейзаж
108*142,5 см.; холст, масло 54*67 см.; дерево, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*749 px 1000*784 px
Рёйсдал, Пейзаж с деревянными мостками через канал (380*240)
Рёйсдал, Речка в лесу (380*302)

Пейзаж с деревянными мостками через канал

Речка в лесу
19,7*30,6 см.; чёрный мел, серая кисть 104,5*128 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*632 px 1000*795 px
Рёйсдал, Крестьянские домики в дюнах (380*289)
Рёйсдал, Гроза (380*258)

Крестьянские домики в дюнах, 1647

Гроза
52,5*67 см.; дерево, масло 110*160 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Лувр,
Париж, Франция
1000*762 px 1000*680 px
 

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru