Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Витторе
Карпаччо

1460-1465 (?)
(Венеция, Италия) -

конец 1525 - начало 1526
(Венеция, Италия)

О личности Витторе Карпаччо нам могут рассказать, прежде всего, его произведения. Повествовательные художественные циклы, которые он помещает в венецианские декорации, являются одним из самых ценных свидетельств эпохи наивысшего расцвета родного города художника.

Мы не знаем точно ни даты рождения, ни даты смерти Карпаччо. Его фамилия, которая на венецианском диалекте звучит как Скарпацца, пишется также Скарпаца, Скарпатиа или Скарпацо. Сам художник по-разному подписывал свои полотна : Ветор Скарпацо, Скарпацца, Виктор Карпатио, Викторис Карпатио. Однако намного чаще, в соответствии с ренессансным обычаем, художник использует латинскую форму Виктор Карпатиус, или просто Карпатиус (это латинское название греческого острова Скарпанто). Первыми, кто назовёт его Карпаччо, будут итальянские историки Ридольфи (в 1648) и Боскини (в 1660).

Витторе Скарпацца (Карпаччо) родился в Венеции, вероятно, между 1460 и 1465 годом. Его семья происходила из Маццорбо, расположенного в лагуне острова Торчелло, особенно экономически активного в эпоху Возрождения. Члены семьи Скарпаццо часто упоминаются в архивах Венеции XVI века : один из них - каноник собора в Торчелло, другой выполняет обязанности судьи. Они владеют шахтой, живут в достатке. Ветвь, из которой происходит Витторе, жила с XIV века в приходе Анджело Рафаэле.

Портрет Витторе Карпаччо в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Отец Витторе Пьетро Скарпацца - купец, специализирующийся на мехах. Сколько-нибудь заметных сведений о детстве и молодости художника история не сохранила. Но, что касается творческого пути, то всё-таки имеются письменные подтверждения заказов, за выполнение которых брался мастер.

Карпаччо с самого начала творческого пути демонстрирует мастерское владение рисунком и талант колориста. Члены Скуола ди Сант Орсола (братства святой Урсулы) принимают в 1488 году решение об украшении капеллы церкви сценами из жития святой мученицы - их покровительницы - и поручают эту работу Карпаччо. Первая картина этого цикла "Прибытие Святой Урсулы в Кёльн" была написана в 1490 году. За ней следуют "Апофеоз Святой Урсулы" (1493) и ещё 5 сюжетов, хронологически ведущих к "Сну Святой Урсулы" (1495). Этим циклом картин Карпаччо начинает свою блестящую карьеру. Его современники поражены богатством деталей и архитектурных элементов, а также огромным количеством персонажей на картинах молодого живописца.
Оригинальный стиль художника выглядит сформированным уже в его 1-ых полотнах. Неизвестно, где Карпаччо обучался ремеслу. Традиционно считается, что он учился в мастерской Джентиле Беллини (ок.1429-1507). В XX веке историки искусств выдвинули гипотезу о возможном влиянии Лаццаро Бастиани (1449-1512) или Антонелло да Мессина (ок.1430-ок.1479).
Карпаччо в скором времени станет очень популярным в родном городе. Его работы нравятся венецианским патрициям, которые в 1501 году выложат сумму в 20 дукатов за картину (ныне утраченную), предназначенную для зала сенаторов во Дворце дожей. Через год художник начинает большой цикл для Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони. В то же время он берётся за выполнение цикла, посвящённого житию Девы Марии для Скуола дельи Альбанези.
После смерти художников Алвизо Виварини (ок.1445-ок.1505) и Джентиле Беллини Витторе вместе с Джованни Беллини (ок.1432-1512) нанимают за 5 дукатов в месяц для украшения большого зала совета Дворца дожей. Из-под его кисти выйдут картины, изображающие визит Папы Александра III в Венецию. К сожалению, во время пожара во дворце в 1577 году эти произведения погибнут.
О частной жизни и личности художника мало что известно. Мы знаем только, что он женился на женщине по имени Лаура и имел с ней сыновей Пьетро и Бенедетто, которые тоже были художниками. Произведения "Жертвоприношение в храме" и "Рыцарь" позволяют сделать предположение, что художник интересовался музыкой и "рыцарской" поэзией. Во многих его картинах можно увидеть популярные в то время музыкальные инструменты - лиру, браччо и лютню, на которых часто аккомпанировали при декламации стихов.
В 1511 году Карпаччо начинает работу над последним циклом картин, которую он закончит только в 1520 году. Это 5 больших работ и "Полиптих Святого Стефана" для Скуола ди Санто Стефано. Единственное письмо Карпаччо, которое дошло до наших дней, датировано 1511 годом и свидетельствует о чувстве собственного достоинства художника. Адресатом является герцог Мантуи Франческо Гонзаго. В этом письме сообщается, что некий художник якобы имел намерение скопировать полотно Карпаччо, изображающее панораму Иерусалима : "В эти дни несколько человек привели ко мне неизвестного мужчину, чтобы он посмотрел на мой вид Иерусалима. Как только он его увидел, начал настаивать, чтобы я продал ему картину, так как она ему очень понравилась и превосходно удовлетворила его вкус. Моё имя - Виктор Карпатио. Что касается моего Иерусалима, осмелюсь утверждать, что на сегодняшний момент он не имеет себе равных, если речь идет о качестве и совершенной точности, а также размерах".
В 1513 году к дальнейшим работам по украшению Большого зала совета во Дворце дожей подключается Вечеллио Тициан (ок.1488-1576), о чём вспоминает Марино Санудо в своих "Дневниках" от 31 мая : "Совет десяти решил, что художник Тициан должен работать в Большом зале совета, как и другие художники, без какого-либо вознаграждения и на тех же самых условиях, как и те, что уже рисовали, то есть Джентиле и Джованни Беллини, а также Витторе Скарпаца. Теперь это будет Тициан".
“Большой неожиданностью для меня в Венеции было открытие Карпаччо, художника свежих и радостных цветов. Он один из первых, кто отважился показать людей, прогуливающихся по улице” (Огюст Ренуар)
Освобождённый от больших официальных заказов Карпаччо принимает заказы церковных учреждений и расписывает алтари, пишет картины религиозного содержания и работает на семьи патрициев. В 1552 году художник получает несколько авансов от патриарха Антонио Контарини (у которого он состоит на официальной службе) для выполнения разных картин, должных украсить дворец патриарха.
Последние датированные произведения Карпаччо были написаны в 1523 году. Речь идёт о картинах "Введение Иисуса во храм" и "Избиение младенцев" - они были предназначены для створок алтаря церкви Вознесения в Копаре (Словения).
Известно, что Карпаччо был жив в октябре 1525 года. Он умирает в конце этого года или в начале следующего, о чём можно судить из упоминания, сделанного его сыном Пьетро в документе, датированном 26 июня 1526 года.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописания Витторе Скарпачча и других венецианских и ломбардских живописцев"

"Определённо известно, что стоит кому-либо из наших художников начать работать в какой-либо местности, как за ним тотчас же один за другим следуют ещё многие, так, что их нередко в одно и то же время появляется бесчисленное множество, ибо соперничество и соревнование между ними, а также ученическая зависимость одного из них от одного превосходного мастера, а другого - от другого побуждают художников к тому, что они изо всех сил старается превзойти друг друга, и даже в тех случаях, когда многие зависят только от одного, они всё же либо из-за смерти мастера, либо по какой-нибудь иной причине, но тотчас же перестают быть единомышленниками, и поэтому каждый из них пытается проявить собственное умение, чтобы показаться лучшим и быть сам себе хозяином.
И вот о многих преуспевающих примерно в одно и то же время и в одной и той же местности, о которых я не мог узнать и не могу рассказать никаких подробностей, я всё-таки вкратце кое-что скажу, дабы, приближаясь к завершению второй части моего труда, не пренебречь некоторыми из тех, кто постарался украсить мир своими творениями. О них, признаться, я не мог не только получить полных жизнеописаний, но и добыть их портреты. Исключение составляет Скарпаччо, которым по этой причине и возглавил остальных. И да будет благосклонно принято то, что я смог дать в этой области, ибо, того, что мне хотелось, я дать не могу(1).
Итак, в Тревизанской Марке и в Ломбардии на протяжении многих лет работали Стефано из Вероны, Альдиджери из Дзевио, Якопо Даванцо, болонец, Себето из Вероны, Якобелло де Флоре, Гверриеро из Падуи, Джусто и Джироламо Кампаньцола, а также Джулио, его сын, Винченцио из Бреши, Витторе, Себастьяно и Ладзаро Скарпачча, венецианцы, Винченцио Катена, Луиджи Виварини, Джованни Баттиста из Конильяно, Марко Базарини, Джованетто Кордельяни, Бассити, Бартоломео Виварино, Джованни Монсуети, Витторе Беллино, Бартоломео Монтанья из Виченцы, Бенедетто Диана и Джованни Буонконсильи со многими другими, о которых теперь и вспоминать не приходится...
Однако Витторе Скарпачча был поистине первым из них, выполнившим значительные вещи; первые его работы были в скуоле св.Урсулы, где он написал на полотне большую часть находящихся там историй о жизни и смерти этой святой. Трудности этих живописных работ он сумел преодолеть так хорошо и с такими тщательностью и искусством, что завоевал имя весьма гибкого и опытного мастера, что и было, как говорят, причиной того, что миланская колония заказала ему в своей капелле св.Амвросия, что у братьев-миноритов, многофигурный алтарный образ темперой. В церкви Сант Антонио, на алтаре Христа Воскресшего, где он написал Явление Христа Магдалине и обеим Мариям, он прекрасно изобразил перспективу уходящего вдаль пейзажа. В другой капелле он изобразил Распятие мучеников, где показал около 300 фигур крупных и мелких и сверх того множество лошадей и деревьев, раскрытые небеса, много нагих и одетых фигур в разных положениях, ракурсы и много других вещей, и видно, каких исключительных усилий ему понадобилось, чтобы довести это до конца. В церкви Сан Джоббе, что в Канарейо, на алтаре Мадонны он написал, как она подносит маленького Христа Симеону, причём он изобразил Мадонну стоящей, Симеона же в ризе между двумя священнослужителями в кардинальских одеяниях; за Девой стоят две женщины, одна из которых с двумя голубками, внизу же три путта играют на лютне, витой трубе и лире, или же виоле, и колорит всей работы очень красив и приятен(19). Витторе был поистине мастером весьма прилежным и опытным, и многие его картины, находящиеся в Венеции, и портреты с натуры, а также другие работы среди вещей, созданных в те времена, ценятся очень высоко.
Он обучал искусству двух своих братьев, сильно ему подражавших; одним был Ладзаро и другим Себастьяно; из работы - в церкви монахинь Тела Господня, на алтаре Мадонны, образ, где она изображена, сидящей между св.Екатериной и св.Марфой и другими святыми жёнами, а два ангела играют на музыкальных инструментах, фоном же всей работы служит весьма красивая перспектива зданий(20), рисунки коей, выполненные им собственноручно, есть в нашей книге...

(1) В дальнейшем перечислении и характеристике художников Вазари в большой степени использует письмо, ныне утерянное, адресованное литератором Джироламо Кампаньолой философу Никколо Леонико Томео. Сам Джироламо, также помещённый в списках художников, был лишь литератором и любителем искусств, но хорошо знал художников Северной Италии. Называя его падуанским живописцем, Вазари путает его с миниатюристом Джироламо да Кремона, а может быть, и со скульптором Джироламо Кампаньей.
...
(19) Из перечисленных Вазари работ Витторе Карпаччо почти весь цикл св.Урсулы, "Распятие мучеников", "Поднесение Христа Симеону" находятся в Венецианской академии, "Явление Христа" не сохранилась.
(20) За двух братьев Витторе Карпаччо (Ладразо и Себастьяно) Вазари ошибочно принимает одного живописца Ладзаро Себастьяни (Бастьяни), работавшего в Венеции во 2-ой половине XV века. Названный им образ может быть работой Бастьяни, находящийся теперь в Венецианской академии.
...

20 работ

Витторе Карпаччо, Рыцарь (380*545)
Витторе Карпаччо, Сон Святой Урсулы (380*389)
Рыцарь, 1510 Сон Святой Урсулы, 1495
218*151 см. 274*267 см.
Коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид, Испания Галерея Академии,
Венеция, Италия
697*1000 px 977*1000 px
В 1488 году Карпаччо получает от братства Святой Урсулы (Scuola di Sant Orsola) заказ на украшение часовни, находящейся при церкви Санти Джованни е Паоло. В результате был написан монументальный цикл, состоящий из 9 картин, над которыми художник работает почти 8 лет.
Тема была взята из жизнеописания Святой Урсулы, рассказанного в XIII веке Яковом Ворагинским в «Золотой легенде» (в Венеции издана в 1485 году).
Конан, король языческих англов, высылает посольство к Нотусу, уже обращённому в христианство королю бриттов, чтобы просить у него руки принцессы Урсулы для своего сына Этериуса. Король даёт согласие при условии, что жених примет крещение и вместе с избранницей, свита которой состояла из 11000 девственниц, отправится в Рим за благословением Папы. Всё произойдёт по велению короля-отца, но однажды ночью Урсуле явится во сне ангел и предскажет ей мученическую смерть. На обратной дороге паломники решают посетить Кёльн, где попадают в плен к гуннам. Урсула и её придворные дамы погибают, подвергшись жестоким мучениям…
Витторе Карпаччо, Рождество Марии (380*393)
Витторе Карпаччо, Святой Стефан, освящающий дьякона (380*241)
Рождество Марии, 1502 Святой Стефан, освящающий дьякона, 1514
126*129 см. 152*195 см.; холст, масло
Академия Каррара,
Бергамо, Италия
Гемальдегалерея,
Берлин, Германия
967*1000 px 1000*633 px
Витторе Карпаччо, Встреча Святой Урсулы с Папой в Риме (380*512)
Витторе Карпаччо, Иисус (380*480)
Встреча Святой Урсулы с Папой в Риме (фрагмент), ок.1495 Иисус, 1510
281*307 см. 58*46,5 см.; дерево, масло
Галерея Академии,
Венеция, Италия
Музей искусств Исаака Дельгадо, Новый Орлеан, США
742*1000 px 792*1000 px
Витторе Карпаччо, Две венецианки (Куртизанки) (380*571)
Витторе Карпаччо, Крещение (380*176)
Две венецианки (Куртизанки), ок.1496-1498 Крещение, 1507
94*64 см.; дерево, масло, темпера 141*285 см.; холст, масло
Музей Коррер,
Венеция, Италия
Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони, Венеция, Италия
666*1000 px 1000*464 px
Витторе Карпаччо, Спаситель и четыре апостола (380*462)
Витторе Карпаччо, Чудо святого Креста (380*355)
Спаситель и четыре апостола (Христос, благословляющий четырёх апостолов), ок.1490 Чудо святого Креста, ок.1495
70*68 см.; дерево, масло 365*389 см.
Коллекция Мосс Стенли, Ривердейл-он-Хадсон,
Нью-Йорк, США
Галерея Академии,
Венеция, Италия
823*1000 px 1000*934 px
Витторе Карпаччо, Оплакивание Христа (380*303)
Витторе Карпаччо, Святое семейство на пути в Египет (380*250)
Оплакивание Христа, ок.1510 Святое семейство на пути в Египет, 1500
145*185 см.  
Государственный музей,
Берлин, Германия
Национальная галерея,
Вашингтон, США
1000*797 px 1000*658 px
Витторе Карпаччо, Святое семейство с двумя донаторами (380*248)
Витторе Карпаччо, Мученичество десяти тысяч христиан (380*580)
Святое семейство с двумя донаторами, 1505 Мученичество десяти тысяч христиан, 1515
90*136 см.; холст, темпера 307*205 см.
Музей Калоусте Гулбенкиан, Лиссабон, Португалия Галерея Академии,
Венеция, Италия
1000*652 px 655*1000 px
В конце IV века
по приказу царя Персии
были распяты на горе Арарат
10000 христианских солдат.
Витторе Карпаччо, Мученичество десяти тысяч христиан (фрагмент) (380*406)
Витторе Карпаччо, Мученичество десяти тысяч христиан (фрагмент) (380*605)
Мученичество десяти тысяч христиан (фрагмент), 1515 Мученичество десяти тысяч христиан (фрагмент), 1515
307*205 см. 307*205 см.
Галерея Академии,
Венеция, Италия
Галерея Академии,
Венеция, Италия
936*1000 px 628*1000 px
Витторе Карпаччо, Святой Стефан, проповедующий в Иерусалиме (380*302)
Витторе Карпаччо, Портрет женщины (Куртизанка) (380*443)
Святой Стефан, проповедующий в Иерусалиме Портрет женщины (Куртизанка), 1493-1494
148*194 см.; холст, масло 30*24 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Галерея Боргезе,
Рим, Италия
1000*795 px 857*1000 px
"Куртизанка" - возможно, портрет поэтессы Джироламы Корзи Рамос,
которая написала о Карпаччо (сохранена пуктуация оригинала):

“Тот, который стремился доказать талант
изображая здесь моё лицо
вложил в своё произведение
такое большое мастерство и большую старательность
что кажется, что через минуту я заговорю…
Витор меня нарисовал, а вы можете увидеть
что он достоин высшей славы и похвалы
будучи таким мастером в своём искусстве».
Витторе Карпаччо, Дож Леонардо Лоредан (380*518)
Витторе Карпаччо, Мёртвый Христос между двумя ангелами (380*368)
Дож Леонардо Лоредан, ок.1501-1502 Мёртвый Христос между двумя ангелами, ок.1505
71*55 см. 62*62 см.; дерево, масло
Академия Каррара,
Бергамо, Италия
Коллекция Магнани Рока, Корте ди Мамиано, Парма, Италия
733*1000 px 1000*969 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru