Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 30  
Доменико Гирландайо

1 июля (?) 1449 (Флоренция, Италия) -

11 февраля 1494 (Флоренция, Италия)

Делакруа говорил о Гирландайо : "Самый способный мастер Флоренции". Самый талантливый мастер в эпоху, когда город был на пике своего расцвета - как художественного, так и политического. Творчество Гирландайо - синтез всех положительных результатов европейского искусства.

Доменико ди Томмазо Бигорди родился во Флоренции в 1449 году. В этот же год появился на свет и Лоренцо Медичи, прозванный впоследствии Лоренцо Великолепным. По мнению историка искусств Джорджо Вазари (1511-1574), отец будущего художника Томмазо ди Куррадо Бигорди был золотых дел мастером. "Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называются гирляндами, за что он и получил имя Гирландайо. Причем не только за то, что был первым их изобретателем, но и за то, что сделал их бесчисленное множество и редкой красоты, и нравились, по-видимому, только те, что выходили из его мастерской", - говорится у Вазари. Однако некоторые письменные источники противоречат этой романтической версии флорентийского историка. Так, в кадастровых книгах обозначен некий Томмазо - посредник, занимающийся в основном торговлей лошадьми. Как бы там ни было, семья Бигорди не бедствует. Ей принадлежат несколько городских усадеб, оливковые плантации и виноградники в окрестностях Флоренции.
У Томмазо было 3 детей от 1-го брака : старший - Доменико (1449 г.р.), средний - Давид (1452 г.р.) и младший - Бенедетто (1458 г.р.). Овдовев около 1460 года, отец художника женится во 2-ой раз на Антонии ди Филиппо ди Франческо дель Пуццола, с которой у него будут 2 дочери : Джанбаттиста, родившаяся в 1466 году, и Алессандра - 1475 году.
Доменико проводит детство в доме отца, расположенного в нескольких шагах от флорентийской церкви Сан Лоренцо. Мальчик увлечен рисованием. Сначала он пробует свои силы в искусстве самостоятельно, согласно Вазари - вопреки желанию родителей. Однако вскоре он поступает в мастерскую одного из флорентийских мастеров, чтобы учиться профессии ювелира и живописца. По мнению Вазари, Гирландайо учился у Алессо Бальдовинетти (1425-1499). Однако стиль 1-ых произведений художника ни в чем не напоминает манеру письма Бальдовинетти. Некоторые историки, анализируя ранние произведения Доменико, предполагают, что он мог даже быть учеником Андреа дель Вероккио (1435-1488). На сегодняшний день однозначного ответа на этот вопрос нет, но большинство историков считают, что гипотеза Вазари наиболее правдоподобна.
"Гирландайо был единственным [флорентийцем], который любил живопись из-за нее самой. Единственным, кому свойственна была эта радость любимого дела, прославившего Венецию и фламандцев" (Эли Фор, 1923)
В 1470 году Доменико Гирландайо становится самостоятельным мастером. В этот период он вступает во флорентийское Братство святого Луки, объединяющее живописцев. После 1472 года он становится членом братства скульпторов святого Павла, но в реестрах этого периода есть упоминание о том, что Гирландайо работает как золотых дел мастер. Многогранные таланты молодого Гирландайо характеризуют его как человека с разнообразными интересами, вполне определившимся относительно своей будущей профессии живописца. Вот как пишет о этом Вазари : "Доменико не переставал заниматься рисованием. Действительно, несмотря на то что в юности он был ювелиром, в живописи природа одарила его духовным совершенством, чудесным и безупречным вкусом, поэтому, постоянно упражняясь в рисунке, он достиг в нем такой живости, быстроты и легкости, что, работая у ювелира, он, по словам многих, зарисовывал всякого, кто только ни заходил в мастерские, схватывая сходство на лету, о чем свидетельствуют также бесчисленные портреты в его работах, обладающие настоящим сходством".
В работах Гирландайо начала 70-х годов отчетливо видно, что ему не хватает уверенности, которая появится в произведениях зрелого периода. Тем не менее живопись приносит начинающему мастеру популярность, а в 1475 году его вызывают в Рим. Папа Сикст IV (1471-1484) поручает ему роспись новой библиотеки, где намеревался собрать книги и рукописи латинской и греческой библиотек.

 

Портрет Доменико Гирландайо в Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1511-1574).

Кроме того, Франческо Торнабуони, член богатой флорентийской семьи, делает Гирландайо частный заказ. Вот что пишет по этому поводу Вазари : "В те самые времена жил в Риме Франческо Торнабуони - почтенный и богатый купец и большой друг Доменико. Когда в родах умерла его жена, он, дабы почтить ее память, как приличествовало его благородному званию, заказал Доменико расписать всю стену, возле которой она была погребена, а также выполнить для гробницы небольшую картину на дереве. Доменико написал на стене 4 истории : две из жития Иоанна Крестителя и две из жизни Богоматери, кои по заслугам получили большое одобрение. Францеско проявил к Доменико такую любезность, что когда тот возвращался во Флоренцию с почестями и деньгами, он рекомендовал его письмом Джованни, своему родственнику, написав ему, как хорошо Доменико обслужил его своей работой и как он угодил Папе своими росписями". Работы в папской библиотеке продолжались около года. По прошествии этого времени Доменико богатым и знаменитым возвращается во Флоренцию. Вероятно, в этот период он женится в 1-ый раз на Констанции ди Бартоломео Нуччи. Точно известно, что бракосочетание состоялось до 1480 года. Брак был непродолжительным. В 1488 году Гирландайо, который уже некоторое время был вдовцом, женится снова. Его 2-ая жена - Антония ди Сер Паоло ди Симоне Паоли. Из 9-ти детей Доменико известен лишь Ридольфо, который родился 4 февраля 1483 года. Он пойдет по стопам отца и станет художником. Его творчество характеризуется отчетливым влиянием Рафаэля (1483-1520). Ридольфо умер в 1561 году.

"Из-за славы, которой пользуется "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи, в художественном мире слишком часто забывают, как сильно ее "классическое" решение основывается на почве, подготовленной Гирландайо в изображении из Оньиссанти во Флоренции" (Ян Латус, 1943)
После громкого успеха, который принесли ему работы в Риме, Доменико Гирландайо получает много заказов. Чтобы справиться с большим объемом работ, он набирает учеников. Некоторые из них впоследствии станут знаменитыми художниками. Среди них особое место занимает любимый ученик Бастиан Маинарди (1474-1513), который женится на младшей сестре Гирландайо Алессандре. Доменико руководит большой мастерской, в которой работают и учатся такие талантливые художники, как Франческо Граначчи (1469-1543), Якопо дель Индако (1476-1526), Бальдино Бальденелли (1476-?) и Микеланджело Буонарроти (1475-1564).
Именно эти художники помогают Гирландайо в создании его прославленных произведений. В 1481 году по просьбе Папы художник вновь приезжает в Рим, где создает многочисленные фрески в Сикстинской капелле. Во Флоренции он работает над фресками капеллы Франческо Сассети в церкви Санта Тринита. Эти фрески рассказывают историю святого Франциска. Позже для капеллы Торнабуони церкви Санта Мария Новелла он выполнит цикл, посвященный жизни Девы Марии и Иоанна Крестителя.
"Изобретательность Гирландайо, легкость аранжировки, любовь к деталям, богатство наблюдений делают его произведения великолепным историческим документом, говорящим о стиле жизни того времени" (Мария Жепинска)
Соперничество с Сандро Боттичелли (1445-1515) в борьбе за заказы знатных флорентийских семей заставляет Доменико много работать. В 1494 году мастер готовится к поездке в Пизу и Сиену, где ждут его крупные и почетные заказы. В это время во Флоренции бушевала эпидемия. Он заболевает лихорадкой. Художник сгорел буквально за несколько дней, 11 февраля Доменико Гирландайо не стало. "Прожил Доменико 44 года. После пышных похорон он был погребен в церкви Санта Мария Новелла. Потеря эта весьма опечалила братьев, сына Ридольфо, друзей его", - сказано у Вазари. И далее : "... за такое обогащение искусства и за память, которую Доменико в нем оставил, он в наивысшей степени достоин почитания и посмертной славы, поистине беспримерной".
"Слишком быстро твоя смерть пришла
Прервала твою славу на земле
Шагая меж звездами
Иди, чтобы стать рядом
с Зевксисом, Паррасисом
Скопасом и Апеллесом"
(Надпись на могиле Гирландайо)

30 работ

Гирландайо, Поклонение волхвов (фрагмент, автопортрет) (380*483)
Гирландайо, Поклонение волхвов (380*378)
Поклонение волхвов (фрагмент, автопортрет), 1485 Поклонение волхвов, 1485
167*167 см.; дерево, масло 167*167 см.; дерево, масло
Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия
786*1000 px 1000*994 px
Гирландайо, Призвание к апостольству Петра и Андрея (380*240)
Гирландайо, Мадонна с младенцем, архангелами и епископами (380*359)
Призвание к апостольству Петра и Андрея, 1481-1482 Мадонна с Младенцем и архангелами Михаилом и Рафаилом и епископами святым Зиновием и святым Юстом, ок. 1483
фреска 191*200 см.; дерево, масло
Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
1000*633 px 796*752 px
Гирландайо, Испытание огнем перед султаном (380*285)
Гирландайо, Святой Иероним (380*584)
Испытание огнем перед султаном, ок. 1485 Святой Иероним, 1480
фреска 184*119 см.; фреска
Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия Церковь Оньиссанти,
Флоренция, Италия
1000*749 px 489*752 px
Гирландайо, Обручение Марии (380*257)
Гирландайо, Молодая женщина (380*501)
Обручение Марии,
1486-1490
Молодая женщина, ок. 1486
фреска рисунок
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция, Италия Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция, Италия
1000*676 px 570*752 px
Гирландайо, Встреча Марии и Елизаветы (380*248)
Гирландайо, Дедушка и внук (380*521)
Встреча Марии и Елизаветы, 1486-1490 Дедушка и внук, 1490
фреска 62*46 см.; дерево, масло
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция, Италия Лувр,
Париж, Франция
1000*653 px 729*1000 px
Гирландайо, Поклонение волхвов (380*452)
Гирландайо, Поклонение волхвов (фрагмент, автопортрет) (380*414)
Поклонение волхвов, 1488 Поклонение волхвов, (фрагмент, автопортрет), 1488
242*287 см. 242*287 см.
   
632*752 px 733*798 px

Гирландайо, Портрет девушки  (380*586)
Гирландайо, Штудия (380*866)
Портрет девушки Штудия, 1486
   
   
488*752 px 439*1000 px
Гирландайо, Коронование (380*526)
Гирландайо, Святая Екатерина Сиенская и Святой Лауренс (380*538)
Коронование, 1486 Святая Екатерина Сиенская и Святой Лауренс, 1490-1494
   
   
543*752 px 531*752 px
Гирландайо, Рождение Христа (380*528)
Гирландайо, Встреча Марии и Елизаветы (380*409)
Рождение Христа, 1492 Встреча Марии и Елизаветы
  179*165 см.; дерево, масло
  Лувр,
Париж, Франция
541*752 px 930*1000 px
Гирландайо, Мадонна с младенцем (380*541)
Гирландайо, Портрет Джованны Торнабуони (380*625)
Мадонна с младенцем, 1494 Портрет Джованны Торнабуони, ок.1490
79*56 см.; дерево, масло 77*49 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид, Испания
703*1000 px 608*1000 px
Гирландайо, Отречение от благ (380*278)
Гирландайо, Чудо воскрешённого ребёнка (380*202)
Отречение от благ, ок.1485 Чудо воскрешённого ребёнка, ок.1485
фреска фреска
Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия
1000*732 px 1000*532 px
Гирландайо, Погребение Святого Франциска (380*278)
Гирландайо, Введение Марии во храм (380*252)
Погребение Святого Франциска, ок.1485 Введение Марии во храм, 1486-1490
фреска фреска
Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия Церковь Санта Мариа Новелла, Флоренция, Италия
1000*732 px 1000*662 px
Гирландайо, Партитура со Святым Андреем (380*544)
Гирландайо, Встреча Марии и Елизаветы (380*248)
Партитура с инициалом "М" и изображением Святого Андрея Встреча Марии и Елизаветы, ок.1486
17*16 см.; миниатюра рисунок
Музей ди сан Марко делль Анджелико, Флоренция, Италия Кабинет рисунков и гравюр, Флоренция, Италия
698*1000 px 1000*653 px
Гирландайо, Рождество Иоанна Крестителя (380*257)
Гирландайо, Рождество Девы Марии (380*222)
Рождество Иоанна Крестителя, 1486-1490 Рождество Девы Марии, 1486-1490
фреска фреска
Церковь Санта Мариа Новелла, Флоренция, Италия Церковь Санта Мариа Новелла, Флоренция, Италия
1000*675 px 1000*584 px
Гирландайо, Утверждение устава францисканского ордена (380*264)
Гирландайо, Тайная вечеря (380*207)
Утверждение устава францисканского ордена, ок.1485 Тайная вечеря, 1480
фреска 400*880 см.; фреска
Церковь Санта Тринита, Флоренция, Италия Церковь Оньиссанти,
Флоренция, Италия
1000*695 px 1000*546 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru