Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 10  
Джорджо де Кирико

10 июля 1888
(Волос, Греция) -

20 ноября 1978
(Рим, Италия)

Джорджо де Кирико очень рано увлёкся живописью. И на протяжении многих творческих десятилетий эта страсть не покидала его. Он был сильной личностью и яркой индивидуальностью - смело воплощал в творчество свои эстетические и философские принципы, невзирая на суждения обывателей.

10 июля 1888 года в столице греческой Фессалии - Волосе появился на свет Джорджо де Кирико. Его отец, Эваристо, работал инженером в представительстве итальянской фирмы, занимающейся строительством железных дорог. Это был человек высокой культуры, владевший множеством языков, любитель искусства и прекрасный наездник. Своих сыновей - Джорджо и Андреа - Эваристо воспитывал в лучших традициях итальянской аристократии. Семья жила в материальном достатке, и мальчики уже в раннем возрасте проявляли исключительные способности. Однако детство Джорджо де Кирико трудно назвать счастливым. Отец часто разъезжал по стране по делам службы, и детьми в это время занималась мать. Джемма Черветто происходила из буржуазной генуэзской семьи, в которой господствовали пуританские взгляды на жизнь, и обладала деспотичным нравом и неуравновешенным характером. Главным принципов её воспитания было подавление малейших проявлений своеволия, граничащее с жестокостью по отношению к детям. Следы детских комплексов и психологических травм остались у де Кирико на всю жизнь. Единственной отдушиной для будущего художника была нежная дружба с "товарищем по несчастью" - младшим братом Андреа. Исключительные взаимопонимание и взаимоподдержка, установившиеся между братьями, помогали им пережить безрадостные будни раннего детства.

В 11-летнем возрасте Джорджо покидает родной Волос и отправляется в Афины. Позднее он скажет, что очень рано услышал "зов демона искусства". В Волосе его обучал рисунку Константинос Маврудис - греческий график и живописец. работавший чертёжником в компании отца де Кирико. Мальчик продолжает обучение под руководством живописца Карла Барбера и Швейцара Джильерона, наставника греческой королевской семьи, археолога, специалиста по Акрополю и античным раскопкам. Эваристо и Джемма де Кирико определяют мальчика в Академию изящных искусств. В 1900 году Джорджо поступает в афинский Политехникон, известный высоким уровнем обучения. Освоив технику рисунка, Джорджо начинает занятия живописью у портретиста Георгиоса Якобидиса, известного в Греции представителя мюнхенской школы. За 5 лет учёбы де Кирико подружился с молодыми художниками Ставросом Канзикисом, Димитросом Пиконисом и Георгиосом Бузанисом.
"В тени человека, идущего под солнцем, больше тайны, чем во всех настоящих, бывших и будущих религиях" (Джорджо де Кирико)
Весной 1905 года ритм жизни молодого де Кирико резко изменился - умер его отец. Художник погружается в меланхолию, вскоре перешедшую в жестокую депрессию, его мучают приступы желудочных колик. Джемма Черветто полностью берёт в свои руки воспитание сыновей и распоряжается их дальнейшей судьбой. Прежде всего она решает покинуть Грецию, где всё напоминает детям о смерти отца.
Они выезжают в Германию и в конце 1905 года оседают в Мюнхене, где проводят 3 года. Для Джорджо выезд из Афин только на время решил его проблемы. Психосоматические заболевания усугубились во время многократных переездов с места на место и переросли в устойчивые фобии.
Во время пребывания в Мюнхене в 1906-1909 годах де Кирико вновь встречает 3 своих греческих друзей. Мюнхен стал для молодых греческих художников и местом эмиграции, и своеобразной Меккой. В те же годы Кирико знакомится и завязывает дружбу с известным прусским живописцем Фрицем Гарцем.
В Мюнхене де Кирико совершенствует технику живописи в Академии художеств. Он открывает для себя немецкую философию. Познакомившись с творчеством Арнольда Бёклина (1827-1901) и Макса Клингера (1857-1920), он начинает живо интересоваться немецким романтизмом. С этого времени романтизм становится одной из платформ его творчества. Димитриос Пиконис с теплотой вспоминает долгие часы, проведённые со своим верным другом в мюнхенской Глиптотеке, где друзья изучали гравюры Макса Клингера. Влияние этого художника очень заметно в первых работах де Кирико, созданных в 1908-1909 годах в мастерской, которую они снимали вдвоём с Геогиосом Бузанисом.
В этот период де Кирико ещё не выставляется, но уже следит за разнообразными акциями, выставками живописи от Сезанна до модерна. В 1907 году брат художника Андреа - талантливый молодой композитор - покидает Мюнхен. Вскоре де Кирико начинает тяготить жизнь в этом городе, где ему не хватает вдохновения и творческих стимулов. И вот в июне 1909 года Джорджо уезжает в Милан, где уже некоторое время назад поселилась его мать и брат. Несколько месяцев спустя они все вместе отправляются во Флоренцию, в которой проживут больше года.
В 1911 году де Кирико вместе с матерью приезжает в Париж, где вновь воссоединяется с любимым братом. Столица Франции празднует как раз 14 июля - День взятия Бастилии. После 3 недель лечения на водах в Виши, молодой человек посвящает всё своё время посещению музеев и памятников Парижа. Оживлённая, полная динамизма жизнь творческого города пробуждает в начинающем художнике жажду созидания. Рождаются новые темы и образы. Открываются новые горизонты.
В 1912 году греческий музыковед Калковоресси, друг Андреа де Кирико и Дебюсси, представил Джорджо французскому художнику Пьеру Лапраду (1875-1932). Эту встречу можно считать началом парижской карьеры де Кирико, именно при содействии Лапрада мастер выставит 3 своих работы на Осеннем Салоне в октябре того же года. Несмотря на то что полотна получают благожелательные отзывы ценителей живописи, их никто не покупает. Но это не важно для художника. Важно то, что французская творческая элита заметила молодого живописца. По совету Гийома Аполлинера (1880-1918) де Кирико также выставляет 3 картины на Салоне Независимых в марте 1913 года. Аполлинер, признанный в те годы авторитет в области эстетики, возглавлял кружок художников, живописцев, критиков и торговцев произведениями искусства. Благодаря Аполлинеру де Кирико знакомится с Пикассо и Браком и заводит полезное знакомство с молодым парижским маршаном Полем Гийомом, который выставляет его работы на продажу в своей галерее. Художник обязуется поставлять ему ежемесячно 6 работ, получая за это 120 франков. Это было удачным началом.
В то же он вместе с братом принимает участие в работе группы "Soirees de Paris", издающей популярный журнал.
С малых лет братья де Кирико были очень близки - как в эмоциональном, так и в интеллектуальном планах. Они называли себя "Диоскурами", сравнивая с мифологическими близнецами Кастором и Поллуксом. В то время как в Мюнхене Джорджо учился в Академии художеств, Андреа с энтузиазмом отдаётся занятиям музыкой (кроме того, пишет и рисует под псевдонимом Альберто Савиньо). Совместно братья увлечённо разрабатывают теорию метафизической живописи. У них - грандиозные общие жизненные планы. Но этим планам не суждено было осуществиться. Известие о смерти любимого брата 2 мая 1952 года стало страшным ударом для Джорджо - в знак траура он до конца своих дней будет носить только чёрный галстук.
Де Кирико поселяется на Монпарнасе - в то время одном из самых оживлённых мест артистического Парижа. В октябре 1913 года художник устраивает выставку своих работ в мастерской на улице Нотр-Дам де Шан, 115. В этом же году он принимает участие в Осеннем Салоне, а в 1914-ом выставляется на Салоне Независимых. Арденго Скотти напишет тогда хвалебную статью о творчестве де Кирико в итальянском футуристическом журнале "Лачерба". Казалось, всё указывает на то, что живописец стоит на пороге успешной карьеры - он уже освоился в парижской культурной среде, его творчество высоко оценено критиками, заключён контракт с одной из известнейших галерей. Но в это время вспыхнула мировая война и изменила ход событий.
После вступления Италии в войну в мае 1915 года, по требованию итальянских властей Джорджо де Кирико возвращается на родину. Призванный в подразделение, расположенное во Флоренции, он переходит в феррарский 27-ой пехотный полк и попадает в военный госпиталь Вилла дель Семинарио, где ухаживает за больными солдатами.
Поль Гийом не перестаёт пропагандировать творчество де Кирико и во время войны. По его инициативе и благодаря вечеру, организованному группой "Art et Liberte" ("Искусство и Свобода"), с творчеством Джорджо де Кирико наконец знакомятся и представители сюрреализма.
После демобилизации художник поселяется у матери в Риме. В феврале 1919 года в галерее Антонио Джулио Брагальи проходит выставка его метафизических полотен, относящихся к феррарскому периоду. Выставка была встречена уничтожающей критикой искусствоведа Роберто Лонги, разочарованного отсутствием новизны в последних работах мастера. Лонги жёстко порицает молодого живописца за работу в классической манере и за обособление от современной живописи. На выпады критика де Кирико с достоинством отвечает : "Pictor classicum sum" ("Я классический художник").
В те годы де Кирико всё чаще обращается к классическому наследию. В начале 20-ых годов его внимание привлекает творчество Рафаэля, позже - в 1922-1925 годах - техника работы масляно-восковой темперой.
Некоторое время спустя де Кирико сближается с сюрреалистами. В марте 1922 года Поль Гийом вместе с Андре Бретоном организуют в своей парижской галерее выставку, на которой представлены 55 полотен художника. В 1924 году де Кирико был торжественно принят в объединение сюрреалистов. В том же году Мастер знакомится с танцовщицей Раисой Гуревич-Кроль, которая станет его женой. В 1926 году сюрреалисты неожиданно выступают с резкой критикой новых произведений де Кирико. Художник яростно отстаивает свои позиции. Дискуссии продолжаются до окончательного разрыва художника с сюрреалистами в 1929 году. Начинается новый этап.
В 1929 году де Кирико публикует автобиографическую повесть "Эбдомерос".
С этого времени и до конца своих дней он работает в основном в спокойной классической манере, получившей впоследствии определение "неоклассицизм", и лишь изредка возвращается к метафизической живописи, характерной для 1-го периода своего творчества.
Помимо создания картин, художник занимается оформлением оперных спектаклей, делает литографии (например, иллюстрирует новое издание "Каллиграмм" Гийома Аполлинера), пишет ряд полемических статей и автобиографических текстов. Выставки его работ регулярно проходят в Европе и Соединённых Штатах Америки.
В 1933 году по заказу итальянского правительства Муссолини де Кирико создаёт цикл фресок для выставочного павильона Миланской Триеннале на тему "Культура Италии в её наиболее значительных проявлениях". Крылатый белый Пегас парил во фреске на фоне Колизея и собора Святого Петра, а поэты и художники вдохновенно предавались творчеству. К сожалению, роспись была разрушена, её лирический образный язык не соответствовал идеологическим установкам культурной программы.
"Период увлечения Бёклином уже прошёл. Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, которое открылось мне при чтении Ницше : итальянские города в ясный осенний день, меланхолию полудня" (Джорджо де Кирико, 1913)
В 1935 году художник уезжает в Соединённые Штаты.
2 года спустя де Кирико женится на русской эмигрантке Изабелле Паксвер, с которой познакомился в 1930 году в Риме. В июне 1936 года умирает мать художника. Де Кирико тяжело переживает утрату. Его и без того сложный характер становится невыносимым. Художник стремится к тотальному контролю над всем, что когда-то было им создано.
Так, он подаёт в суд на организаторов Венецианской Биеналле за то, что они выставили его давние работы без разрешения. И это не первый скандал в его творческой биографии. Когда в 1946 году галерея Алар выставила его произведения 1920-1930 годов, художник заявил, что это фальшивки. После этих инцидентов музеи и частные собрания не рисковали выставлять работы де Кирико без предварительного согласования - иначе художник сам готов был снимать их со стен.
Скверный характер художника ни в коей мере не уменьшает значимость его творчества в истории искусства. "Де Кирико - что вовсе не характерно для причастных к сюрреализму мастеров - был решительно далёк от эклектики и обладал отличным вкусом и редким чувством стиля", - отмечает один из исследователей этого периода в истории искусства. Метафизическая школа, созданная художником, имела немногочисленных, но ярких приверженцев.
В 1949 году де Кирико был избран членом Британской королевской академии художеств. Это событие было отмечено ретроспективной выставкой его обширного наследия. В 1974 году Джорджо де Кирико стал членом парижской Академии изящных искусств. Через 4 месяца после своего 90-летнего юбилея ослабленный продолжительной болезнью Мастер скончался в Риме 20 ноября 1978 года.

10 работ

Джорджо де Кирико (380*474)
Кирико, Разрушение муз (380*558)
  Разрушение муз, 1925
  97*67 см.
  Частная коллекция
1000*647 px 380*558 px
Джорджо де Кирико, Гектор и Андромаха (380*668)
Джорджо де Кирико (380*852)
Гектор и Андромаха, 1973  
   
Осака, Япония  
1000*688 px 1000*596 px
Джорджо де Кирико, Красная башня (380*275)
Джорджо де Кирико (380*156)
Красная башня, 1913  
холст, масло  
Коллекция Пегги Гугенхайм  
1000*598 px 1000*756 px
Джорджо де Кирико (380*475)
Джорджо де Кирико (380*581)
   
   
   
1000*792 px 816*1000 px
Джорджо де Кирико, Песня любви (380*473)
Джорджо де Кирико (380*488)
Песня любви, 1914  
холст, масло  
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США  
1000*775 px 1000*634 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru