Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 16  
Лоренцо Лотто

1 июля (?) 1480 (Венеция, Италия) -

1556 (?) (Лорето, Италия)

На протяжении всей своей жизни Лотто был очень востребованным художником и много путешествовал, исполняя заказы в самых разных регионах Италии. Творческое наследие Лотто состоит из примерно 150 картин, однако личная жизнь мастера окутана тайной. Последние годы жизни он, одинокий и забытый всеми, проводит в монастыре Санта Каса в Лорето (область Марке).

Лоренцо Лотто появился на свет, вероятней всего, в Венеции и, предположительно, в 1480 году. Мастер и сам не знал точной даты своего рождения, поскольку в завещании, датированном 1546 годом, написал о себе : "Я - венецианский художник, около 66 лет от роду". Нам ничего не известно ни о его детстве, ни о молодости, ни об обучении ремеслу, хотя можно предположить, что он приобретал профессиональные навыки в одной из венецианских мастерских - возможно, у Альвизе Виварини (ок.1445-ок.1505) или у Джованни Беллини (ок.1430-1516). В 1503 году в налоговом кадастре появляется первое упоминание о Лотто как о "художнике, который работает в Тревизо" - городе в 25 км. севернее Венеции. Там ему покровительствовал епископ Бернардо деи Росси, убеждённый гуманист и большой поклонник живописи, благодаря протекции которого Лотто получает многочисленные заказы на исполнение как алтарных картин в местных церквях, так и светских портретов.
Известно, что в 1508 году Лотто переезжает в Реканати - небольшой городок близ Лорето, в живописной области Марке, расположенной между Апеннинами и Адриатикой, а в следующем году появляется в Риме, где принимает участие в работах по оформлению апартаментов ватиканского дворца папы Юлия II. Здесь художник получает первый жестокий удар судьбы : фрески, исполнение которых отняло у него много сил и почти целый год жизни, не понравились Папе, были уничтожены и вскоре заменены работами Рафаэля, к которому особо благоволил церковный владыка. Уязвлённый и обиженный, Лотто покидает Рим, так и не получив ни гроша из обещанной заказчиком суммы гонорара. По дороге обратно в Реканати Лотто ненадолго останавливается во Флоренции. В 1513 году художник снова отправляется в путешествие - на сей раз в Бергамо, откуда получил заказ на алтарную картину для церкви Ордена доминиканцев. В этом ломбардийском городе, раскинувшемся в подножия Альп, Лотто живёт и работает в течение 12 лет.
В 1523 году Лотто выезжает из Бергамо в Венецию. Слава о нём как о выдающемся портретисте, уже докатилась и до этого города, и венецианские "патриции" буквально завалили художника заказами. Сохранились записки Лотто, в которых мастер признаётся в своём желании поучаствовать в работах по оформлению Дворца Дожей и сетует на невозможность его исполнения по причине огромной занятости. Однако именно благодаря таким своим качествам, как обязательность в отношениях с заказчиками и фантастическая работоспособность, мастер завоевал уважение своих коллег.
В 1531 году его избирают членом организационного комитета Цеха венецианских художников - вместо недавно ушедшего из жизни известного художника Винченцо Бьяджо (1480-1531), одного из учеников и последователей Джованни Беллини. В списке членов Комитета тогда же числился и Тициан (ок.1488-1576), и это является единственным (хотя и косвенным) доказательством факта знакомства и общения этих живописцев. Зато достоверно известно, что Лотто поддерживал приятельские отношения с архитектором Джованни даль Коро - уроженцем Анконы. расположенной недалеко от Реканати (область Марке), который уже в течение долгого времени работал в Венеции. Даль Коро проектировал обрамление для всех портретов и алтарных картин, созданных Лотто в Венеции. Близким другом Лотто становится в тот период и Якопо Сансовито (1486-1570) - флорентийский архитектор и скульптор, приехавший в Венецию в 1527 году, после длительного пребывания в Риме, где его первоначальный стиль претерпел кардинальные изменения под влиянием увиденных в Вечном Городе работ Микеланджело. В 1529 году Сансовито занял пост главного архитектора Венецианской республики. Он оказывает Лотто неоценимую помощь и поддержку во всех финансовых делах художника. В 30-ые годы XVI века Лотто работает над алтарными образами в церквях многих городов области Марке, но в 1540 году снова возвращается в Венецию.
По возвращении Лотто ожидал неприятный сюрприз : за 10 лет отсутствия в Венеции его самого практически забыли, а его искусство оказалось в тени творчества более молодых мастеров : в моду входит маньеризм, привезённый из Флоренции художниками Джорджо Вазари (1511-1574) и Франческо Сальвиати (1510-1563), приехавшими в Венецию в 1539-1540 годах. Судьба снова отодвинула Лотто на второй план. Известно, что Лотто, не имевший собственной семьи, жил в венецианском доме кузена, юриста Марио д'Армано и, в конце концов, стал тяготиться ролью приживалки - и к тому же и иждивенца, ведь в течение года он не получил ни одного заказа! Мастер решает покинуть Венецию в надежде получить работу где-нибудь в провинции. В 1542 году он переезжает в Тревизо и поселяется в доме Джованни даль Заона, с которым познакомился ещё в Венеции через своего ближайшего друга, ювелира Бартоломео Карпана. К сожалению, в Тревизо Лотто так и не дождался приезда Карпана, обещавшего навестить его с оказией, - как не дождался и признания местной публики, не особенно спешившей к нему с заказами. Художник очень нуждается в средствах и страдает из-за сплетен, появившихся, очевидно, из-за неприятия чужака местными художниками. В 1545 году Лотто в очередной раз возвращается в Венецию, а через год составляет новое завещание.
В 1549 году художник выезжает из Венеции и направляется в Анкону для работы над алтарной картиной "Вознесение" в церкви Сан Франческо алле Скале. В 1550 году, скорее всего, по причине крайней нужды, Лотто устраивает распродажу своих работ. Из 46 работ удалось продать лишь 7, однако благодаря проведённой "акции отчаяния", художник получает широкую известность и несколько заказов от настоятеля монастыря Санта Каса в Лорето. 30 августа 1552 года Лотто переезжает в Лорето, а 8 сентября 1554 года совершает монашеский постриг.
О живописце Лотто и его работах никто не вспоминал на протяжении XVII, XVIII и более половины XIX веков. В 1887 году в одном из венецианских архивов было найдено его завещание, а в архивах Лорето - дневник и расходная книга. В 1895 году появляется первая биография художника, написанная американским историком искусства Бернардом Беренсоном. В XX веке было найдено кое-что из личной корреспонденции Лотто. Все эти документы, хорошо сохранившиеся и доступные для изучения, становятся достоянием общественности, и это вызывает повышенный интерес к личности и творчеству венецианского мастера, о котором до тех пор было мало что известно. Картины без подписей, авторство которых присывалось ранее Гольбейну, Джорджоне или Карлу Лоту (1623-1698), специалисты сегодня безоговорчно связывают с именем Лотто. В 50-ые годы XX века выставки работ этого художника были организованы в Венеции, Лондоне и Париже.
Лотто вернулся.
Художник умер в возрасте 76 лет - приблизительно в конце 1556 года об этом становится известно в Венеции. Новость не вызвала широкого резонанса - несмотря на то, что картины Лотто имелись в домах всех влиятельных семейств Северной Италии. О мастере попросту забыли - как и о его искусстве, интерес к которому возродится лишь 300 лет спустя, в конце XIX столетия.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Джакомо Пальмы и Лоренцо Лотто венецианских живописцев"

"...Товарищем и другом Пальма был венецианский живописец Лоренцо Лотто, который, подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне, о чём свидетельствуют многочисленные картины и портреты, находящиеся в Венеции в дворянских домах. В доме Андреа Одони находится очень красивый его портрет кисти Лоренцо, а в доме флорентинца Томмазо да Эмполи картина с Рождеством Христовым, изображённым в ночном освещении, которая особенно хороша, как сияние Христово в прекрасной манере озаряет эту сцену, где Мадонна стоит на коленях, а в фигуре изображённой в рост и поклоняющейся Христу, представлен мессер Марко Лоредано. У братьев кармелитов он же написал на доске св. Николая, вознесённого на воздух в епископском облачении с тремя ангелами, у ног же его св. Лючия и св. Иоанн, наверху облака, а внизу прекраснейший пейзаж с многочисленными мелкими фигурами и животными в разных местах, сбоку - св. Георгий на коне убивает змея, а неподалёку дева перед городом и кусочек моря. В Санти Джованни э Паоло в капелле св. Антонина, архиепископа флорентинского, Лоренцо написал на доске этого святого, восседающего с двумя подначальными ему священниками, внизу же немного народу (1).
Когда этот живописец был молод и подражал он отчасти манере Беллини и отчасти манере Джорджоне, он в Сан Доменико в Риканати написал на дереве образ главного алтаря, разделённый на шесть частей. В среднем изображена Богоматерь с сыном на руках, передающий через ангела облачение св. Доминику, стоящему на коленях перед Девой; там же и два путта, один из которых играет на лютне, а другой на маленькой скрипке. Во второй части папы св. Гонорий и св. Урбан, в третьей - св. Фома Аквинский и ещё один святой, который был епископом в Риканати. Над ними остальные 3 клейма : в среднем над Мадонной - усопший Христос, которого поддерживает ангел, мать, целующая его руку, и св. Магдалина. Над св. Григорием - св. Мария Магдалина и св. Викентий, а в другом клейме, то есть над Фомой Аквинским, - св. Сигизмунд и св. Екатерина Сиенская. На пределе с мелкими фигурами и редкостной работой, в середине - св. Марию Лоретскую ангелы переносят из Скьявонии, туда, где она находится и ныне; на двух же боковых историях - на одной проповедующий св. Доминик с самыми изящными на свете фигурами, а на другой - папа Гонорий, утверждающий устав ордена св. Доминика. В середине той же церкви рукой того же написан фреской св. Викентий, а в церкви Санта Мария, что в Кастель Нуово, находится доска, написанная маслом, с Преображением Господним и тремя мелкофигурными историями на пределе : с Христом, ведущим апостолов на гору Фавон, молящимся в саду и возносящимся на небо (2).
Выполнив эти работы, Лоренцо отправился в Анкону, где Мариано из Перуджи закончил как раз образ главного алтаря в Сант Агостино с большим обрамлением. Образ этот не очень понравился, и потому ему в той же церкви было заказано написать на другой доске, стоящей посередине, Богоматерь с младенцем на коленях и двух летящих ангелов, венчающих Деву (3).
В конце концов, когда Лоренцо состарился и почти совсем потерял голос, он, выполнив в Анконе кое-какие другие не очень значительные работы отправился к Мадонне в Лорето (4), где он раньше написал маслом на дереве один образ, тот, что в капелле по правую руку как войдёшь в церковь. Там порешил он закончить жизнь свою в служении Мадонне, поселившись в Санта Каза, и приступил к выполнению историй с фигурами высотою в один локоть и меньших размеров, вокруг хора над сиденьями священнослужителей. На одной истории он изобразил там Рождество Христово, а на другой Поклонение волхвов. Далее следует встреча с Симеоном, а потом Крещение Иоанном в Иордане, изображена там и приведённая к Христу прелюбодейка, все они исполнены с изяществом.
Равным образом написал он ещё две истории с многочисленными фигурами : на одной из них был Давид, приносящий жертву, на другой св. Архангел Михаил в борьбе с низвергнутым с небес Люцифером. После их завершения он по прошествии недолгого времени отдал душу Господу богу, и как жил он благопристойно добрым христианином, таким он и умер (5). Эти последние годы своей жизни он прожил весьма счастливо и с душой, исполненной спокойствия, и более того, он заслужил ими, надо полагать, блага вечной жизни, чего, возможно, и не было бы, если бы под конец своей жизни он не был сверх меры опутан светскими делами, которые, излишне отягощая тех, кто полагает их целью, не дают духу подняться до истинных благ иной жизни и до высшего блаженства и счастья.
...."

(1) Все перечисленные работы сохранились : портрет Андреа Одони (1517) в галерее Хемптон Корт, "Рождество Христово" - в Венецианской Академии, "Св. Николай со святыми и ангелами" - на прежнем месте в венецианской церкви Санта Мария дель Кармине (ранее на работе были подпись Лотто и дата "1529"), Св. Антонин (подписной, 1542), также на старом месте в венецианской церкви Санти Джованни э Паоло.
(2) Шестичастный алтарный образ из церкви Сан Доменико (подписан и датирован "1528") находится теперь (без пределлы) в здании муниципалитета Реканати; там же (также без пределлы) "Преображение" (1512-1513) из церкви Санта Мария ди Кастель Нуово; "Св. Викентий" - на старом месте (фреска 1512 года).
(3) Живописец Мариано ди сер Эустерио да Перуджа родился в 1470 году. Сведения о нём до 1527 г. Его "Мадонна со св. Антонием и Леонардом" из церкви Агостино теперь в галерее Перуджи.
(4) В настоящее время в Пинакотеке Анконы хранятся две работы Лоренцо Лотто "Мадонна со святыми" (ок.1546) и "Успение Богом" (подписана, 1550). Художник был в Анконе в 1538 и 1543 гг., в Лорето - в 1552 и 1556 гг., где в Палаццо Апостолико хранятся следующие его работы : подписанное полотно со св. Христофором, Рохом и Себастьяном; "Грешница", "Рождество Христово", "Жертвоприношение Мельхиседека" (а не Давида), "Архангел Михаил", "Введение во храм", "Крещение", "Поклонение волхвов". Все поздние работы (1554-1556) выполнены в сотрудничестве с другими живописцами.
(5) Дата смерти Лоренцо Лотто точно не установлена. В 1555 году он ещё работал.

16 работ

Лотто, Автопортрет (380*482)
Лотто, Несение креста (380*432)
Автопортрет Несение креста, 1526
  66*60 см.
Музей Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания
Лувр,
Париж, Франция
788*1000 px 879*1000 px
Лотто, Христос и блудница (380*284)
Лотто, Святой Иероним в пустыне (380*483)
Христос и блудница, ок.1527-1529 Святой Иероним в пустыне,
1506
124*156 см. 48*40 см.; дерево
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*747 px 787*1000 px
Лотто, Пьета (380*267)
Лотто, Мадонна с Младенцем и святыми (Мадонна под балдахином) (380*453)
Пьета, 1508 Мадонна с Младенцем и святыми (Мадонна под балдахином), 1521
80*108 см.; дерево, масло 300*275 см.; холст, масло
Пинакотека Комунале,
Реканати, Италия
Собор Сан Бернардино,
Бергамо, Италия
1000*702 px 839*1000 px
Лотто, Марсилио Казотти и его жена Фаустина (380*311)
Лотто, Мадонна с Младенцем, святая Екатерина Александрийская и апостол Фома (380*290)
Марсилио Казотти и его жена Фаустина, 1523 Мадонна с Младенцем, святая Екатерина Александрийская и апостол Фома, 1528-1530
71*84 см.; дерево, масло 113,5*152 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
1000*818 px 1000*764 px
Лотто, Портрет Лукреции Валье (380*329)
"Лоренцо Лотто опередил своё время и оказался на голову выше своих современников" (Роберто Лонги)
Портрет Лукреции Валье, ок.1533
96*111 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*867 px
Лотто, Портрет молодого человека (380*338)
Лотто, Благовещение (380*550)
Портрет молодого человека, ок.1530 Благовещение,
ок.1534-1535
98*111 см. 166*114 см.
Галерея Академии,
Флоренция, Италия
Государственная пинакотека, Реканати, Италия
1000*889 px 691*1000 px
Лотто, Портрет молодого человека (380*461)
Лотто, Портрет молодого человека с книгой (380*461)
Портрет молодого человека, 1526 Портрет молодого человека с книгой, 1526-1527
47*37 см.; холст, масло 35*27 см.; холст, масло
Гемальдегалерея,
Берлин, Германия
Академия ди Брера,
Милан, Италия
825*1000 px 782*1000 px
Лотто, Мадонна со святыми (380*300)
Лотто, Венера и Купидон (380*321)
Мадонна со святыми, 1508 Венера и Купидон, 1520-ые
53*67 см.; холст, масло холст, масло
Галерея Боргезе,
Рим, Италия
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*789 px 1000*844 px
Лотто, Аллегория Добродетели и Зла (380*495)
"Лотто выделяется среди других венецианских художников не только живостью красок и законченностью фактуры своих картин, но и заботой о мелочах, что особенно заметно при сравнении его работ с картинами Тициана" (Дэвид Алан Браун, 1997)
Аллегория Добродетели и Зла, 1505
56,5*43 см.; холст, масло
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
768*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru