Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 4  
Пинтуриккьо

1445 (?) (Кортона, Италия) -

16 октября 1523
(Кортона, Италия)

Пинтуриккьо, которого Вазари называет на свой лад - Пинтуриккио, а на самом деле - Бернардино ди Бетто (или ди Бенедетто) ди Бьяджо - известнейший итальянский живописец рубежа XVI столетия.

Портрет Пинтуриккьо в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Конечно, Вазари в своём жизнеописании Пинтуриккьо отдаёт немалую дань критике этого ученика Перуджино и товарища по учёбе - Рафаэля. Но только одна работа, которая ныне хранится в Дрезденской картинной галерее - "Портрет мальчика" - способна позволить Мастеру честно смотреть в глаза своему великому учителю.

Впрочем среди учителей Пинтуриккьо значатся ещё два Мастера - Фьоренцо ди Лоренцо и Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли.
Работы итальянца в своё время не обошёл вниманием Бенуа, который, отмечая особую декоративность работ Пинтуриккьо, тем не менее, писал : «Каждая фреска Пинтуриккио в отдельности — нечто довольно пустоватое, крайне наивное и условное. Однако в общем эффекте яркие его краски, обилие золота и изощрённая орнаментика, которой он любит окружать свои главные сюжеты, производят чарующее впечатление».

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Бернардино Пинтуриккио, живописца перуджинского"
"Если судьба и помогает многим, которые не одарены большим талантом, то, наоборот, существует бесчисленное множество талантливых людей, преследуемых её превратностями и ей враждой. Отсюда явствует, что истинными своими чадами считает она тех, кто без помощи какого-либо таланта всецело от неё зависит, и что ей любо, когда по милости её возвышаются те, кто пребывал бы в безвестности, если бы полагался только на собственные заслуги. И это видим мы по Пинтуриккио из Перуджи, который, хотя и выполнял много работ и получал помощь от многих, тем не менее приобрёл гораздо большую известность, чем его произведения это заслуживали. Однако он был человеком в крупных работах весьма опытным и всегда держал при себе многих помощников.
После того как в ранней своей молодости он выполнил много вещей вместо с Пьетро из Перуджи, своим учителем, получая треть всего заработка, кардинал пригласил его в Сиену для росписи библиотеки, построенной папой Пием II в соборе этого города. Однако, по правде говоря, наброски и картоны всех выполненных там историй были сделаны рукой Рафаэля из Урбино, в ту пору ещё юношей, который был его товарищем и соучеником у названного Пьетро, манера коего отлично была усвоена Рафаэлем (1). Из этих картонов один можно видеть в Сиене и поныне, некоторые же наброски, собственноручно выполненные Рафаэлем, находятся в нашей книге. Итак, в этой росписи, в коей Пинтуриккио помогали многочисленные подмастерья и помощники (все из школы Пьетро), истории делились на несколько картин. На первой изображено рождение названного папы Пия II от Сильвия Пикколомини и Виттории и наречение его именем Энея в 1405 году в Вальдорче, в местечке Корсиньяно, которые ныне называется Пиенцей, по его имени, и которое он отстроил и превратил в город. И на этой картине изображены с натуры названные Сильвий и Витторрия. Там же изображено, как Эней вместе с Доменико, кардиналом Капраника, переходит Альпы, покрытые льдом, по пути на Базельский собор. На второй изображено, как собор отправляет того же Энея в многочисленные посольства, а именно в Арджентину трижды, в Триест, в Констанцу, во Франкфурт и в Савойю. На третьей антипапа Феликс отправляет того же Энея послом к императору Фридриху III, который настолько ценил живость ума, красноречие и изящество Энея, что как поэта увенчал его лаврами, назначил протонотарием, принял его в число своих друзей и сделал первым секретарём. На четвёртой тот же Фридрих посылает его к Евгению IV, который в Триесте посвящает его в епископы, а затем в архиепископы в Сиене, на его родине. На пятой истории тот же император, возымев желание отправиться в Италию для получения императорской короны, посылает Энея в Теламоне, сиенский порт, навстречу своей супруге Элеоноре, прибывшей из Португалии. На шестой изображено, как названный император посылает Энея к Каликсту IV, дабы побудить его объявить войну туркам, и в этой же части мы видим, как названный первосвященник, после того как Сиена подверглась испытаниям со стороны графа ди Питильяно и других по вине короля Альфонса Неаполитанского, посылает его заключить мир, после заключения коего замышляется война против Востока, по возвращении же из Рима он посвящается названным первосвященником в кардиналы. На седьмой мы видим, как по смерти Каликста Эней вступает на папский престол с именем Пия II. На восьмой папа отправляется в Мантую на собор по поводу похода против турок, где маркиз Лодовико принимает с ослепительнейшей пышностью и небывалым великолепием. На девятой - он причисляет к лику Святых, или, как говорят, канонизирует, Екатерину Сиенскую, монахиню и святую женщину из ордена братьев проповедников. На десятой последней - папа Пий умирает в Анконе во время подготовки с помощью и согласия всех христианских государей огромнейшей армии против турок, и один из отшельников из обители камадульцев, муж святой, видит, как душа сего первосвященника, в тот самый миг как он умирает, возносится ангелами на небо, совершенно так, как об этом было написано. Затем в той же истории мы видим, как тело его перевозится из Анконы в Рим в почётном сопровождении бесчисленных синьоров и прелатов, оплакивающих кончину мужа и первосвященника, столь редкостного и святого; работа эта изобилует изображениями с натуры всех тех, перечисление имён которых было бы слишком долгой историей, и вся она расписана тонкими и ярчайшими красками и выполнена с разнообразными золотыми украшениями и части её весьма обдуманно распределены по потолку, а под каждой историей находится латинская надпись, повествующая о том, что в ней содержится. В эту библиотеку названным Франческо Пикколомини, кардиналом и папским племянником, были доставлены и поставлены посреди помещения три мраморные грации, древние и прекраснейшие, кои в те времена были первой ценившейся древностью. Эта библиотека, где были собраны все книги, оставленные после названного папы Пия, ещё не совсем была закончена, когда папой стал названный кардинал Франческо - племянник первосвященника Пия II, который в память дяди пожелал назваться Пием III. Тот же Пинтуриккио изобразил в огромнейшей истории над дверями названной библиотеки, красы этого собора, в огромной истории, говорю я, что занимает всю стену, венчание названного папы Пия III, со многими портретами с натуры, внизу же мы читаем следующие слова : Pius III Senesis, Pii II nepos, MDIII septembris XXI apertis electus suffragiis, octavo Octobris coronatus est (Пий III, сиенец, племянник Пия II, избранный открытым голосованием 21 сентября 1503 года, был коронован 8 октября).
Когда Пинтуриккио во времена папы Сикста работал в Риме с Пьетро Перуджинцем, он находился на службе у Доменико делла Ровере, кардинала Сан Клементе; когда названный кардинал построил в Борго Веккио весьма красивый дворец, он выразил желание, чтобы он весь был расписан этим самым Пинтуриккио и чтобы на фасаде был изображён герб папы Сикста, несомый двумя путтами. Он же выполнил в палаццо ди Сант Апостоло несколько вещей для Шарра-Колонны. А немного спустя, а именно в 1484 году, Иннокентий VIII, генуэзец, поручил ему расписать несколько зал и лоджий в Бельведерском дворце, где между прочими вещами он по желанию этого самого папы расписал одну из лоджий сплошь одними видами, изобразив там Рим, Милан, Геную, Флоренцию, Венецию и Неаполь во фламандской манере, что весьма понравилось, так как это давно уже больше не делалось, и там же у входа в славные двери он написал фреской Богоматерь (2).
В соборе Святого Петра в капелле, где хранится копьё, коим было прободено ребро Иисуса Христа, он написал на доске темперой для названного Иннокентия VIII Богоматерь, превышающую естественную величину. В церкви же Санта Мария дель Пополо он расписал две капеллы, одну - для названного Доменико делла Ровере, кардинала Сан Клементе, который впоследствии и был там похоронен, а другую - для кардинала Иннокентия Чибо, в которой этот в свою очередь был погребён, и в каждой из этих капелл он изобразил их заказчиков, названных кардиналов(3).
В папском дворце он также расписал несколько комнат, выходящих во двор собора Святого Петра, а именно те самые, в которых несколько лет тому назад папой Пием IV были поновлены потолки и росписи. В том же дворце Александр VI поручил ему расписать все помещения, в которых он жил, и всю башню Борджа, где в одном из помещений он изобразил Свободные искусства и все своды отделал лепниной и золотом(4). Но так как лепнину не умели делать тем способом, каким её делают теперь, большая часть названных украшений погибла. В этом же дворце он изобразил над дверью одного из помещений Богоматерь с лицом синьоры Джулии Фарнезе и на той же картине голову поклоняющегося ей названного папы Александра Бернардино много применял в своих живописных работах рельефные орнаменты с позолотой в угоду людям, мало смыслящим в этом искусстве, и для пущего блеска и вида, что в живописи получается очень грубо. В истории же Святой Екатерины, написанной им в этих помещениях, он рельефно изобразил арки Рима, фигуры же написаны таким образом, что в то время как фигуры находятся впереди, а здание сзади, предметы уменьшающиеся выступаю вперед больше, чем те, которые в соответствии с законами зрения должны увеличиваться, - ересь в нашем искусстве величайшая. В замке Святого Ангела он расписал гротесками бесчисленное множество помещений, в нижней же части башни, выходящей в сад, он выполнил истории из жизни папы Александра и изобразил католическую королеву Изабеллу, Никколь Орсино, графа ди Питильяно, Джанджакомо Тривульцио вместе со многими другими друзьями и родственниками названного папы, в частности Чезаре Борджа, его брата и сестёр и многих доблестных людей того времени(5).
В неаполитанском монастыре Монте Оливето, в капелле Святого Павла Тулузского, работы Пинтуриккио - образ Успения (6). Он же выполнил бесчисленное множество других работ по всей Италии, а так как выполнение их следует назвать не превосходным, а скорее ремесленным, обойду их молчанием.
Пинтуриккио имел обыкновение говорить, что, если живописец хочет придать своим фигурам как можно больше выпуклости, он должен рассчитывать только на самого себя, а не стараться угодить князьям и другим лицам. Он работал также в Перудже, но немного. В церкви Арачели он расписал капеллу Святого Бернардина, а в церкви Санта Мариа дель Пополо, где, как мы сказали, он расписал две капеллы, он сделал на своде главной капеллы четырёх учителей церкви (7).
Когда же он достиг 50-летнего возраста, ему был заказан в церкви Сан Франческо в Сиене алтарный образ на дереве с изображением Рождества Богоматери, и, когда он приступил к нему, монахи отвели ему жилое помещение, причём передали его ему, как он этого хотел, пустым, вынеся оттуда всё, кроме огромного и старинного сундучища, так как перетаскивать его им показалось слишком громоздким. Однако Пинтуриккио, будучи человеком причудливым и своенравным, наделал столько шума и столько раз, что братья, придя в отчаяние, решили наконец убрать сундук, и так уж им повезло, что, выталкивая его, они выломали доску и из него высыпалось 500 дукатов казённого золота, и это так огорчило Пинтуриккио, пожалевшего добро бедной братии, и так он расстроился, что ни о чём больше не думал, и от этого и умер. Работал он приблизительно до 1513 года.
Его товарищем и другом, хотя и старшим был Бенедетто Буонфильо, перуджинский живописец (8), выполнивший вместе с другим мастером много работ в Риме в папском дворце. А в Перудже, у себя на родине, он написал в капелле Синьории истории из жития Святого Эрколана, епископа и покровителя этого города, и там же несколько чудес, сотворённых Святым Людовиком. В церкви Сан Доменико он написал на дереве темперой истории Волхвов, а на другой многих Святых. В церкви Сан Бернардино он написал Христа, парящего в воздухе со Святым Бернардином, а внизу - народ. В общем же его на родине высоко ценили, но до того, как приобрёл известность Пьетро Перуджино.
Равным образом другом Пинтуриккио, выполнившим с ним много работ, был Джерино-пистоец, почитавшийся прилежным колористом и хорошим подражателем манеры Пьетро Перуджино, с которой он работал до самой смерти (9). В Пистойе, у себя на родине, он выполнил немного работ. В Борго Сан Сеполькро он толково написал на дереве маслом Обрезание для Сообщества Доброго Иисуса. В приходской церкви того же города он написал фреской капеллу, а на Тибре, на дороге, ведущей в Ангьяри, он расписал также фреской другую капеллу для местной коммуны и там же, в Сан Лоренцо, аббатстве Камальдульских монахов, ещё одну капеллу; из-за этих работ он обосновался в Борго на такое продолжительное время, что как бы избрал его своей родиной. Был он в делах искусства человеком кропотливым, работал с величайшим трудом, выполняя работу, старался так, что прямо-таки надрывался.
В те же времена был в городе Фолиньо превосходный живописец Никколо Алунно (10); а так как до Пьетро Перуджино не было ещё большого навыка в письме маслом, стоящими мастерами почитались многие, из которых позднее ничего не вышло. Так и Никколо вполне удовлетворял своими работами, хотя и писал их только темперой, но зато делал головы своих фигур с натуры так, что они казались живыми, и потому его манера и нравилась. В церкви Сан Агостино в Фолиньо его работа на доске Рождество Христово с мелкофигурной пределлой. В Ассизи он выполнил хоругвь, носимую в процессиях, а в соборе образ для главного алтаря, в церкви же Сан Франческо ещё один образ. Но лучшие живописные работы, когда-либо выполненные Никколо, были в соборной капелле, где, между прочим, есть Положение во гроб и два ангела с двумя факелами, которые плачут столь живо, что, как я полагаю, самый превосходный живописец лучше, пожалуй, и не сумел бы сделать. В церкви Санта Мариа дельи Анджели, там же, он расписал стену и выполнил много других работ, которых упоминать не стоит, ибо достаточно того, что мы коснулись лучших.
На этом мы закончим жизнеописание Пинтуриккион, который, между прочим, угождал очень многим князьям и синьорам, ибо быстро заканчивал работы, как им этого хотелось, выполняя их, может быть, и хуже, чем тот, кто работает обдуманно и не спеша".

(1) В росписи библиотеки Пикколомини Рафаэль не участвовал. Вазари ошибается.
(2) От росписи в римских дворцах сохранились лишь незначительные остатки.
(3) "Богоматерь" из собора Святого Петра не сохранилась. В Санта Мария дель Пополо сохранилось "Рождество" в капелле делла Ровере. Но Вазари ошибается, заказчиком работы являлся Лоренцо, а не Иннокентий Чибо.
(4) В ватиканском дворце были расписаны апартаменты Борджа; руку Пинтуриккьо усматривают в двух из пяти, в, так называемых, "Золотых залах".
(5) От фресок в замке Святого Ангела сохранились лишь незначительные остатки.
(6) "Успение" из Монте Оливето находится теперь в Национальном музее Неаполя.
(7) Названные росписи в римских церквях Санта Мария ин Арачели ("Житие Святого Бернардина" в капелле Буфалини) и в Санта Мариа дель Пополо сохранились.
(8) Буонфильо (Бонфильи) Бенедетто упоминается впервые в 1445 г., умер в 1496. Его фрески в капелле Синьории в палаццо Пубблико сохранились. Работы для Сан Доменико и Сан Бернардино теперь в Пинакотеке Перуджино. О работах этого мастера в Риме сведений нет.
(9) Джерино д'Антонио Джерини из Пистойи упоминается в документах с 1509 по 1529 годы. Фрески, упоминаемые Вазари, сохранились частично. Другие приписываемые ему работы подтверждают оценку Вазари.
(10) Имеется в виду Никколо ди Либераторе (Мариани Джакомоди Мариано Никколо) из Фолиньо (ок.1430-1502). Вазари неправильно прочил подпись на пределле Рождества Христова из Сант Агостино в Фолиньо, находящейся теперь в Лувре. В Ассизи сохранилась хоругвь (теперь в музее) и образ для главного алтаря (триптих "Мадонна со Святыми") в соборе.

4 работы

Пинтуриккьо, Автопортрет (380*751)
Пинтуриккьо, Святой Иероним в пустыне (380*541)
Автопортрет,
1501
Святой Иероним в пустыне, 1475-1480
фреска 106*149,8 см.
  Художественный музей Уолтерса,
Балтимор, США
380*751 px 702*1000 px
Пинтуриккьо, Мадонна с Младенцем (380*500)
Пинтуриккьо, Портрет мальчика (380*417)
Мадонна с Младенцем, ок.1500 Портрет мальчика
  35,5*50 см.; дерево, темпера
Музей искусств, Гонолулу, Гавайи, США Картинная галерея,
Дрезден, Германия
760*1000 px 911*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru