Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Эрколе де Роберти

1450 (?) (Феррара, Италия) -

1496 (Феррара, Италия)

В середине XV века Феррара, где находится самый старый герцогский двор в Италии, становится важным центром ренессансной культуры. Синтез различных традиций и влияний создают феррарскую школу. Его основные представители - Козимо Тура, Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти - в своих необычных картинах формируют совершенно новую живописную эстетику.

В эпоху Возрождения меценатство, которым активно занимались просвещённые владыки, часто является с их стороны демонстрацией богатства и политической силы. Именно так и происходит в Ферраре XV века во время правления герцогской династии д'Эсте.
С 1264 по 1598 годы в Ферраре властвует герцогская семья д'Эсте, которая сделала очень много для развития искусства, архитектуры и гуманистической культуры. Герцог Альберто V, правящий в 1361-1393 годах, положил конец борьбе между гвельфами (сторонниками папства) и гибеллинами (сторонниками германских императоров) и окончательно ушёл под покровительство Папы. Наступает период политического затишья, во время которого город достигнет политической и экономической независимости. При поддержке герцога в Ферраре появляется университет. Стоятся огромные дворцы - такие как палаццо Скифанойа в 1385 году, палаццо Бельфьоре и палаццо дель Парадизио в 1391. В этих великолепных зданиях проходят пышные торжества. Во время правления сына Альберто V Никколо III (1393-1441) слава Феррары растёт и множится. Герцог Никколо укрепляет городские стены, поддерживает развитие торговли, приглашает в город знаменитого сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1371/1374-1438). Наследник Никколо III - Лионелло д'Эсте, правящий в 1441-1450 годах, - буквально влюблён в поэзию, музыку, театр и современную философию. Однако живописная школа Феррары, главными представителями которой являются Козимо Тура, Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти, окончательно сформируется лишь при правлении Борсо д'Эсте (1450-1471).
Во времена правления Эрколе I (1471-1505) двор Феррары утрачивает своё значение, подпадая под влияние короля Франции Карла VIII (1483-1498). Золотой век феррарской школы приходится на 2-ую половину XV века.
В 1429 году Гварино да Верона (1374-1460) становится учителем Лионелло, сына Никколо III, а с 1436 года преподаёт риторику и 2 древних языка в феррарском университете. Как слава этого гуманиста, так и оживление культурной жизни во время правления Никколо III и Лионелло привлекают в город множество знаменитых мастеров. Гостящий в Ферраре с 1438 по 1441 годы Леон Баттиста Альберти (1404-1472) работает над обновлением городского собора, преподаёт основы перспективы и прививает своим ученикам любовь к античной архитектуре. В 1438 году в Ферраре побывают Пизанелло (до 1395-ок.1455), а около 1441 года Якопо Беллини (ок.1400-1470) - яркие представители придворного искусства.
Никколо III и Лионелло высоко ценят гобелены и живопись Фландрии. В 1446-1447 и 1450-1451 годах по их заказам несколько раз работает Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Кириако д'Анкона, летописец из Феррары, утверждает, что именно благодаря фламандскому мастеру молодые феррарские художники освоили технику масляной живописи. Но решающую роль здесь всё же сыграло творчество Пьеро делла Франчески (ок.1411-1492), который находится в Ферраре и 1446 по 1450 годы. В это время он пишет фрески в герцогском дворце и в церкви Сант Агостино. Эти выдающиеся произведения - к сожалению, утраченные - сильно повлияли на творчество местных художников. Контакт с таким прославленным мастером стимулирует их творческое развитие, а также позволяет расширить знания в области перспективы и совершенствовать фресковую технику.

 

Франческо дель Косса "Аллегория апреля"
( 1468-1470, фреска, Палаццо Скифанойа,
Феррара, Италия)

О богатстве и разнообразии влияний, благодаря которым сформировалась феррарская школа, много говорит творческий путь Козимо Туры. Во время пребывания в Падуе он встречается с Франческо Скварчоне (1394-1474) и Марко Зоппо (1433-1478), любуется фресками Андреа Мантеньи (1431-1506) в церкви дельи Эремитани. Его вдохновляет скульптурное мастерство великого Донателло (1386-1466), который работает в Ферраре в 1451 году. Тура побывает в Венеции, где откроет для себя необычайно декоративные по исполнению произведения Карло Кривелли (ок.1430-1494) и Бартоломео Виварини (1432-1499). Соединение стиля художников центральной Италии со стилем падуанских и венецианских художников порождает новую манеру живописи. Искусство Феррары при этом демонстрирует свою приверженность стилю интернациональной готики, искусству мастеров Севера и изысканной живописи Пьеро делла Франчески. Эстетика феррарской школы является результатом синтеза разнообразных влияний, из которых рождается абсолютно новый стиль - экспрессивный, натуралистический, противоречащий канонам идеальной красоты, почитавшимся в то время во Флоренции такими художниками как Боттичелли и Леонардо да Винчи.

 

Козимо Тура "Святой Иероним" ( ок.1480, Национальная галерея, Лондон, Великобритания)

Специфическую эстетику, которая обуславливает оригинальность феррарской школы, исповедуют почти все принадлежащие к ней художники, в особенности Галассо, Анджело Макконьино, Христофор Каноцци да Лендинара (ок.1420-после 1488) и Микеле Панноньо (ок.1415-1464), работающие над украшением кабинета Лионелло д'Эсте в палаццо Бельфьоре. В соответствии с утверждённым проектом там были изображены 9 муз - покровительницы изящных искусств и наук. В этом цикле даёт о себе знать живой интерес художников к прикладному искусству - маркетри (вид мозаики из фигурных пластинок фанеры, разных по цвету и текстуре) и ювелирному мастерству. Эта любовь к орнаментике, гирляндам, драгоценностям и мебели вычурной формы отражает, прежде всего, вкусы вельмож и герцогов д'Эсте. Прикладные изделия также получают монументальный вид и представительские функции, возникающие в гобеленах, производство которых в XV веке становилось всё более массовым. В Феррару прибывают многочисленные ткачи из Франции и Фландрии, среди прочих Рено де Менкур (работавший в 1451-1457 годах), Рубинетто ди Франчиа (работавший в 1457-1484) и Джованни Ляттрес д'Аррас (между 1461 и 1471). Козимо Тура также создаёт гобелены, в которых проявляется его склонность к драматизму. Комплексный дизайн палаццо Скифанойа, единственный в своём роде в Италии, содержит множество изображений на тему астрологии, популярной в то время при дворе герцогов д'Эсте. Феррара становится крупнейшим центром производства карт Таро. Во времена правления герцога Борсо стремление двора к роскоши выражается также в работах, заказываемых художникам по случаю больших торжеств. Город знаменит великолепными театральными выступлениями. Козимо Тура создаёт эскизы костюмов для рыцарей, принимающих участие в турнирах. Эрколе де Роберти выполняет проекты триумфальных арок, украшающих город во время пышных торжеств. Украшение палаццо Скифанойа, над которым работает большинство феррарских художников, свидетельствует о том, как радостно и беззаботно проходит жизнь при дворе Борсо д'Эсте. Музыка и живописные композиции создают декорации, в которых вращается по-настоящему эпикурейское общество. В ранней литературе зачастую можно увидеть эпитеты, определяющие феррарскую живопись как "уродливую", "ужасную" или "тревожную" - настолько порой деформированы в ней лица или изменены пропорции. Долгое время феррарскую школу будут недооценивать. И только Аби Варбург (1866-1929) и Роберто Лонги (1890-1970), выдающиеся историки искусства, помогут во всей полноте оценить выразительную мощь и значительность этого удивительного искусства.

Портрет Эрколе де Роберти в "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1511-1574).

Эрколе де Роберти - великий феррарский художник 2-ой половины XV века, родившийся в Ферраре около 1450 года. В ранней молодости он берёт уроки у Козимо Туры, обучается также под руководством Франческо дель Коссы, а в возрасте 20 лет становится его главным помощником при выполнении фресок в Салоне Месяцев палаццо Скифанойа. Роберти создаёт композицию "Аллегория сентября". Когда дель Косса переезжает в Болонью, де Роберти устремляется за ним. Художники вместе работают вначале над "Алтарём святого Лазаря" (уничтоженным в Берлине во время Второй мировой войны), а в 1473 году - над "Алтарём Гриффони", к которому Эрколе создаёт живопись пределлы, пилястры и портреты святых. Находясь в Болонье, де Роберти поступает на службу к герцогам Бентивольо и пишет портреты герцога Джованни II и его супруги Джиневры. После смерти Коссы (в 1477 году) он возвращается в Феррару, где работает художником и чеканщиком в мастерской брата Полидора и вместе с ним выполняет многочисленные заказы.

Среди учеников, работающих в этой мастерской, находится талантливый Лоренцо Коста (1460-1535), который через несколько лет станет придворным художником герцогов Гонзага в Мантуе. В 1481 году Эрколе де Роберти получает гонорар за роспись алтаря церкви Санта Мария ин Порто в Равенне. Позже он ещё раз приезжает в Болонью с целью окончания фресок в часовне Гарганелли церкви Сан Пьетро, начатых Франческо дель Коссой. Пределлу со сценами Страстей Христовых для церкви Сан Джованни ин Монте, а также фрески в болонском палаццо Бентивольо (не сохранившихся до наших дней) художник создал, вероятно, позднее - в 1484 году.
1486 Эрколе снова в Ферраре, где он становится приемником Козимо Туры на должности придворного художника герцога Эрколе д'Эсте. Художник получает очень высокое жалованье и пользуется покровительством мецената. В 1490 году герцог с энтузиазмом поддерживает созданный Роберти проект Зала Психеи в палаццо Бельригвардо (фрески не сохранились). В 1486-1494 годах де Роберти работает прежде всего для двора и оставляет Феррару лишь ненадолго, когда выполняет заказы в соседних городах. Последнее его известное произведение - портрет герцога Эрколе I, датированный 1494 годом. Эрколе де Роберти умирает в 1496 году в славе и почёте. Художника хоронят в церкви Сан Доменико в Ферраре. С его смертью заканчивается золотой век "первой феррарской школы".

20 работ

Эрколе де Роберти, Портрет Джованни Бентивольо (380*560)
Эрколе де Роберти, Портрет Джиневры Бентивольо (380*554)
Портрет Джованни Бентивольо, 1490 Портрет Джиневры Бентивольо, 1490
54*38 см.; холст, масло 54*38 см.; холст, масло
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
679*1000 px 686*1000 px
Эрколе де Роберти, Концерт (380*486)
Эрколе де Роберти, Пьета (380*431)
Концерт, 1490 Пьета, 1490-1496
93*73 см.; холст, масло 34,3*31,1 см.; дерево, масло, темпера
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, Великобритания
782*1000 px 881*1000 px
Эрколе де Роберти, Мадонна с Младенцем и святыми (380*517)
Эрколе де Роберти, Портрет семьи герцогов д'Эсте (380*379)
Мадонна с Младенцем и святыми (алтарь церкви Санта Мария ин Порто), 1481 Портрет семьи герцогов д'Эсте
323*240 см. 20,5*21 см.;
бумага, перо коричневым тоном
Пинакотека ди Брере,
Милан, Италия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
735*1000 px 1000*998 px
Эрколе де Роберти, Святой Михаил (380*896)
Эрколе де Роберти, Святая Аполлония (380*907)
Святой Михаил, 1480 Святая Аполлония, 1480
26*11 см.; дерево, масло 26*11 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
424*1000 px 419*1000 px
Эрколе де Роберти, Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (380*49)
Эрколе де Роберти, Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (2 фрагмента) (380*193)
Четыре чуда святого Винсента Феррериуса, 1480 Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (2 фрагмента), 1480
27,5*205 см. дерево, масло 27,5*205 см. дерево, масло
Пинакотека Ватикана,
Ватикан, Рим, Италия
Пинакотека Ватикана,
Ватикан, Рим, Италия
1000*128 px 1000*508 px
Эрколе де Роберти, Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент) (380*334)
Эрколе де Роберти, Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент) (380*333)
Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент), 1480 Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент), 1480
27,5*205 см. дерево, масло 27,5*205 см. дерево, масло
Пинакотека Ватикана,
Ватикан, Рим, Италия
Пинакотека Ватикана,
Ватикан, Рим, Италия
1000*879 px 1000*876 px
Эрколе де Роберти, Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент) (380*247)
Эрколе де Роберти, Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент) (380*209)
Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент), 1480 Четыре чуда святого Винсента Феррериуса (фрагмент), 1480
27,5*205 см. дерево, масло 27,5*205 см. дерево, масло
Пинакотека Ватикана,
Ватикан, Рим, Италия
Пинакотека Ватикана,
Ватикан, Рим, Италия
1000*651 px 1000*551 px
Эрколе де Роберти, Моление о чаше (380*105)
Эрколе де Роберти, Взятие под стражу (фрагмент) (380*108)
Моление о чаше, 1482 Взятие под стражу (фрагмент), 1482
35*118 см.; холст, масло 35*118 см.; холст, масло
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
1000*277 px 1000*285 px
Эрколе де Роберти, Моление о чаше (фрагмент) (380*215)
Эрколе де Роберти, Взятие под стражу (380*232)
Моление о чаше (фрагмент), 1482 Взятие под стражу, 1482
35*118 см.; холст, масло 35*118 см.; холст, масло
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
1000*567 px 1000*610 px
Эрколе де Роберти, Взятие под стражу (фрагмент) (380*224)
Эрколе де Роберти, Моление о чаше (фрагмент) (380*215)
Взятие под стражу (фрагмент), 1482 Моление о чаше (фрагмент), 1482
35*118 см.; холст, масло 35*118 см.; холст, масло
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
Гемальдегалерея,
Дрезден, Германия
1000*590 px 1000*567 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru