Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 14  
Лука Синьорелли

1445 (?) (Кортона, Италия) -

16 октября 1523
(Кортона, Италия)

Лука Синьорелли оставил свой след в истории живописи как прекрасный график и мастер перспективы. А его фрески в Кафедральном соборе Орвьето заставляют отдать ему должное и как очень хорошему живописцу.

Портрет Луки Синьорелли в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Лука д'Эджидио ди Вентура родился в Кортоне, провинция Тоскания, может именно поэтому иногда его называют просто Лука из Кортоны. Точная дата рождения художника неизвестна, но, как правило, её относят к периоду 1441–1445 годов. Художественное образование Синьорелли началось под сильным влиянием мастеров Перуджи - Бонфильи, Фиоренцо и Пентуриккьо. Возможно сказались и родственные связи - Лаззаро Вазари, отец Джорджо Вазари - непревзойдённого автора "Жизнеописаний", был братом матери Луки Синьорелли. Именно дядя отдал маленького Луку в ученики знаменитому Пьеро делла Франческа. Уже в 1472 году молодой живописец выполнил свои первые работы в Ареццо, а в 1474 - в Читта ди Кастельо. Набравшись храбрости Лука представляет одну из своих работ герцогу Лоренцо Медичи, после чего она долгое время пребывала во Флоренции, затем была обнаружена уже в Берлине, но к сожалению погибла в годы 2-ой мировой войны. Как говорят, сюжет этой картины почти полностью повторял сюжет фрески во дворце Петруччи в Сиене - герцог Лоренцо Медичи в окружении Олимпа, Эхо и ещё нескольких фигур.

Выполнив ещё несколько работ, в которых сильно заметно влияние Боттичелли и Липпо Липпи, Лука Синьорелли стал известен в Риме. Папа Сикст IV пригласил художника выполнить несколько фресок, ныне сильно потускневших, в часовне Лорето и в знаменитой Сикстинской капелле в Ватикане.
Синьорелли работал в Риме в 1478–1484 годах, после чего вернулся в родную Кортону, время от времени уезжая для выполнения поступающих заказов. Из них одним из самых значительных был в монастыре Монте Оливето Маджоре в Сиене, где он выполнил 8 фресок из жизни святого Бенедикта. Кроме того, во дворце Пандольфо Петруччи - ещё несколько фресок на мифологические сюжеты.
Из Сиены Синьорелли направился в Орвьето для работы в Кафедральном соборе святого Бризио (Капелла Нуово). Ему предстояло продолжить работу, начатую 15 лет назад Фра Анджелико, и выполнить несколько фресок на темы Апокалипсиса и Последнего Суда.
В архивах Кафедрального собора Орвьетто сохранился контракт на выполнение Синьорелли работ, датированный 5 апреля 1499 года. Согласно этому документу художник получил за выполненную работу на потолке 200 дукатов, на стенах - 600, полный пансион на время выполнения работ, а также, за каждый месяц работ - по 2 меры вина и 2 кварты пшеницы. По контракту Синьорелли также обязался консультировать других мастеров в области сюжетов на религиозные темы. В истории живописи это первый документ подобного рода с условиями руководства другими мастерами. Период работы в Орвьето был отмечен для художника и глубокой печалью - во время эпидемии чумы умер его сын Антонио, образ которого художник увековечил в образе мёртвого Христа, как указывает Вазари.
После завершения фресок в Орвьето Синьорелли в дальнейшем часто посещает Сиену. В 1507 году он выполняет главный алтарь в соборе святого Медарда, состоящий из нескольких эпизодов из жизни Мадонны и Младенца.
В 1508 году Папа Юлий II пригласил нескольких художников в Рим, включая Синьорелли, Перуджино и Пентуриккьо для росписи большой комнаты Ватиканского Дворца. Но вдруг поменял своё мнение уже после того как художники приступили к работе и отдал всю работу Рафаэлю. Всё сделанное было переписано за исключением потолка в Станца делла Сегнатура. Лука вернулся в Сиену, но большую часть времени проводил дома в Кортоне. Он постоянно работал, но, к сожалению, не смог уже приблизиться к своим достижениям в работах 1490–1505 годов.
В 1520 художник отправляет одну из своих работ в Ареццо. Во время работы в Кафедральном соборе Пассерини близ Кортоны художника внезапно частично парализовало, здесь он сделал свои последние мазки кистью. В 1523 году мастера не стало.
Синьорелли всегда уделял большое внимание анатомии. Злые языки говорили, что его школа прошла на похоронах. Художник внимательно изучал поведение обнажённого тела человека, его реакции на различные воздействия. Прекрасно демонстрируют эти его исследования рисунки из коллекции Лувра, очень роднящие в этом отношении Синьорелли и Микеланджело.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Луки Синьорелли кортонского живописца"
"Лука Синьорелли(1), превосходном живописце, о котором во временном порядке нам теперь надлежит сказать, в свои времена считался в Италии весьма знаменитым, а произведения его ценились так, как ничьи другие, в какое бы то ни было время, ибо в живописных своих произведениях он указал способ изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством и с разрешением таких трудностей, что оно кажется живым. Он был воспитанником и учеником Пьетро из Борго Сан Сеполькро и в юности своей очень старался подражать учителю и даже превзойти его. В то время как он работал с ним в Ареццо, поселясь, как уже говорилось, в доме Ладзаро Вазари, своего дяди, он подражал манере названного Пьетро настолько, что почти нельзя было отличить одного от другого(2).
Первое произведение Луки было выполнено для церкви Сан Лоренцо в Ареццо, где в 1472 году он расписал фреской капеллу св. Варвары, а в сообществе святой Екатерины - на холсте маслом хоругвь, что носят на процессиях, и такую же в церкви Тринита, так, что кажется, будто выполнена она рукой не Луки, а самого Пьетро из Борго. В церкви Сант Агостино в названном городе он выполнил образ св. Николая Толентинского с прекраснейшими историйками, завершённый им с хорошим рисунком и выдумкой, и там же в капелле святых Даров он написал фреской двух ангелов. В церкви Сан Франческо в капелле Аккольти он расписал для мессера Франческо, доктора прав, доску, на которой изобразил самого мессера Франческо и несколько его родственников. В произведении этом есть дивный св. Михаил, взвешивающий души; в этой фигуре в сверкании её доспехов и в отражениях на них проявились, как, впрочем, и во всей вещи в целом, глубокие его знания. Лука дал ему в руки весы, на которых нагие люди, поднимаясь на одной чашке и опускаясь на другой, изображены в прекраснейших ракурсах. И между прочими хитроумными вещами, имеющимися в этой живописной работе, есть нагая фигура, отменнейшим образом превращённая в дьявола, у которого зелёная ящерица лижет кровь из раны. Есть там, помимо этого, и Богоматерь с сыном на коленях, св. Стефан, св. Лаврентий, св. Екатерина и 2 ангела, один из которых играет на лютне, а другой на гуслях. И все эти фигуры раздеты и разукрашены так, что диву даёшься. Но что там ещё чудеснее, так это мелкофигурная пределла с деяниями названной св. Екатерины(3).
Многое написал он и в Перудже и, между прочим, в соборе для мессера Якопо Вануччи, кортонца, городского епископа, картину на дереве, на которой изображены Богоматерь, св. Онуфрий, св. Геркулан, св. Иоанна Креститель и св. Стефан, а также прекраснейший ангел, настраивающий лютню(4).
В Вольтерре он написал фреской в церкви Сан Франческо над алтарём одного их сообществ Обрезание Господне, почитающееся давним и прекрасным, несмотря на то, что младенец, пострадавший от сырости, был переписан Содомой гораздо хуже, чем он был. И в самом деле, иной раз лучше оставлять вещи, созданными людьми превосходными, даже и наполовину испорченными, чем давать их переписывать людям, менее знающим. В церкви Сан Агостино в том же городе он расписал темперой алтарный образ и его мелкофигурную пределлу с историями Страстей Христовых, почитавшуюся необычайно прекрасной(5).
В Монте он написал для тамошней Синьории в церкви Санта Мария на доске Усопшего Христа(6), а в Читта ди Кастело в церкви Сан Франческо - Рождество Христово, а в церкви Сан Доменико на другой доске - св. Себастьяна(7).
В церкви Санта Маргарита в Кортоне, на его родине, в обители братьев-цокколантов находится Усопший Христос, одна из редкостнейших его работ, а в Сообществе Иисуса в том же городе он расписал три доски, из которых чудесна та, что на главном алтаре, где Христос причащает апостолов, а Иуда прячет святые дары в мешок. А в приходской церкви, именуемой ныне Епископством, он написал фреской в капелле св. Даров несколько пророков в естественную величину, а вокруг табернакля - нескольких ангелов, раскрывающих полог, и по сторонам св. Иеронима и св. Фому Аквинского. Для главного алтаря названной церкви она написал на доске прекраснейшее Успение и сделал рисунки для главного круглого окна названной церкви(8), которая была осуществлена Стаджо Сассоли из Ареццо(9).
В Кастильоне Аретинском он выполнил над капеллой св. Даров Усопшего Христа с Мариями(10), а в церкви Сан Франческо в Лучиньяно дверцы шкафа, в котором находилось коралловое дерево с крестом на вершине(11).
В Сиене он расписал в церкви Сант Агостино доску для капеллы св. Христофора с несколькими святыми по обе стороны рельефного св. Христофора(12).
Из Сиены, приехав во Флоренцию, для того, чтобы взглянуть на работы проживающих там в то время мастеров, а также многих живших там раньше, он написал для Лоренцо деи Медичи на полотне нескольких обнажённых богов, получивших большое одобрение, и землёй - образ Богоматери с двумя небольшими фигурами пророков, находящихся ныне в Кастелло, вилле герцога Козимо, и ту и другую работу он поднёс названному Лоренцо, который никогда и никому не позволял превзойти себя в щедрости и великолепии. Он написал также прекраснейшее тондо с Богоматерью, то, что в приёмной капитанов гвельфской партии(13).
В Кьюзури Сиенской, главной обители монахов Монте Оливето, он написал с одной стороны монастырского двора 11 историй из жизни и деяний св. Бенедикта. Из Кортоны он посылал свои работы в Монтепульчано, в Фойяно (образ главного алтаря приходской церкви), а также в другие местности Вальдикьяны(14).
В Мадонне, главной церкви Орвието, он собственноручно завершил капеллу, начатую там Фра Джованни из Фьезоле, в которой он изобразил все истории о конце мира и выдумкой и причудливой и прихотливой : ангелов, демонов, крушения, землетрясения, пожары, чудеса Антихриста и много тому подобных вещей, и сверх этого нагих людей, всякие ракурсы и много прекрасных фигур, вообразив себе ужас этого последнего страшного дня(15). Этим он ободрил всех работавших после него, для которых трудности этой манеры уже казались лёгкими. И потому я не удивляюсь тому, что работы Луки постоянно получали высшее одобрение. Микеланджело и кое-что в его божественном Страшном суде в папской капелле осторожно заимствовал их выдумок Луки, как, например, ангелы, демоны, расположения небес и другие вещи, в которых Микеланджело подражал приёмам Луки, как это, впрочем, может видеть каждый. В вышеназванных произведениях Лука изобразил себя самого(16) и многих своих друзей - Никколо, Паоло и Вителоццо Вителли, Джованни Паоло и Орацио Бальони и других, имена коих неизвестны.
В церкви Санта Мария в Лорето он написал фреской в ризнице четырёх евангелистов, четырёх учителей церкви и других святых весьма прекрасных(17), и за работу эту был щедро вознаграждён папой Сикстом. Говорят, что когда в Кортоне был убит его сын, красавец лицом и телом, которого он очень любил, Лука, в таком горе, велел раздеть его донага и с величайшей твёрдостью духа, не рыдая и не проливая слёз, написал его, дабы навеки собственными руками запечатлеть образ того, кого природа ему дала, а враждебная судьба у него отняла.
Будучи после этого призван названным папой Сикстом работать в дворцовой капелле в соревновании со многими живописцами, он написал там две истории, почитавшиеся лучшими среди многих остальных. На одной - завещание Моисея еврейскому народу при виде земли обетованной, а на другой - его же смерть(18). В конце концов, после того как он выполнил работы для всех почти государей Италии, и, будучи уже старым, он возвратился в Кортону, где в эти последние свои годы работал больше для удовольствия, чем для чего другого, ибо, привыкнув к труду, он не мог и не умел оставаться праздным. И в старости он написал в Ареццо образ для монахинь св. Маргариты и ещё один для Сообщества св. Иеронима, частично оплаченный мессером Никколо Гамуррини, доктором прав, аудитором Руоты, изображённым на этой картине с натуры на коленях перед Мадонной, которой его представляет св. Николай, изображённый на том же образе; есть там и св. Донат и св. Стефан, а пониже обнажённые св. Иероним и Давид, поющий над псалтырью, а также два пророка, которые, судя по грамотам у них в руках, рассуждают о непорочном зачатии(19). Работа эта была доставлена из Кортоны в Ареццо на плечах двух человек из этого Сообщества. Лука же, несмотря на свою старость, пожелал приехать для её установки, а отчасти и для того, чтобы повидаться со своими друзьями и родственниками. А так как поселился он в доме Вазари, где был и я, маленький мальчик 8 лет, то помнится, как этот добрый старик, такой весь изящный и чистенький, услышав от учителя, обучавшего меня первоначальной грамоте, что я ничем другим в школе не занимаюсь, как только рисованием фигур, помнится, говорю я, что, обратившись к Антонио, моему отцу, он сказал : "Антонио, чтобы Джорджино не отставал от нас, пусть учится рисовать во что бы то ни стало; ибо даже если бы он и прилежал к науке, то и рисование, как всякому образованному человеку, принесёт ему только пользу, честь и утешение". Обратившись затем ко мне, стоявшему перед ним, он сказал : "Учись, родной". Наговорил он обо мне много и других вещей, о которых умолчу, ибо знаю, что я далеко не оправдал мнение, которое обо мне имел этот добрый старик. Когда же он услышал, что у меня в этом возрасте очень сильно шла носом кровь, как в действительности и было, так что иной раз я доходил до обморока, он собственноручно с бесконечной любовью повесил сне на шею яшму, и это воспоминание о Луке навечно запечатлилось в моей душе.
Поставив названный образ на место, он возвратился в Кортону, и его на большое расстояние провожали многочисленные горожане, друзья его и родственники, как этого и заслужил своею доблестью, так, что и жил он постоянно скорее как господин и почтенный дворянин, чем как художник.
В эти самые времена Сильвио Пассерини, кортонскому кардиналу, был построен дворец в полумиле от города перуджинским живописцем Бенедетто Капорали, который занимался и архитектурой и незадолго до этого истолковал Витрувия. И вот названный кардинал пожелал, чтобы он и расписал его. И потому Бенедетто приступил к этому с помощью Мазо Папачелло, кортонца, который был его учеником и научился многому у Джулио Романо(20), о чём будет сказано, а также с помощью Томмазо и других учеников и подмастерьев, и не прекращал работы, пока почти всё целиком не расписал фреской. Кардинал же пожелал иметь какую-нибудь живопись и работы Луки, и тот, уже старый и парализованный, написал фреской на передней стороне алтаря капеллы этого дворца как св. Иоанн Креститель крестит Спасителя(21); однако совсем закончить этого не мог, ибо вое время работы умер в возрасте 88 лет(22).
Был Лука человеком отменнейшего нрава, искренним и правдивым с друзьями и нежного и приличного обращения со всеми, особенно приветливым со всяким нуждающимся в его работах и мягким наставником своих учеников. Жил он в роскоши и любил хорошо одеваться. За эти добрые качества на родине и за её пределами к нему всегда относились с величайшим почтением. Таким образом, концом его жизни, приключившемся в 1521 году, мы и заканчиваем вторую часть сих жизнеописаний, завершая её Лукой как тем человеком, который основательностью рисунка, в особенности же обнажённых тел, и лёгкостью выдумки и умением компоновать истории открыл большей части художников путь к последнему совершенству искусства, вершин которого смогли достичь следующие за ним, о которых мы и будет говорить в дальнейшем.

(1) В первом издании биография Синьорелли начиналась так : "Кто родился добрым, не нуждается в обучении искусству жизни, ибо мирские невзгоды переносит он терпеливо, а милости всегда почитает ниспосланными небом. Злых же от природы может погубить зависть, ибо чужие работы, даже и плохие, всегда кажутся им и выше и лучше своих собственных. Отсюда и проистекают величайшие неудачи тех, кто работает с другими с гордыней, стремясь превзойти их достоинства, а не получить от них благо и пользу. Этим грехом поистине не страдал никогда Лука Кортонский, который всегда относится с любовью к художникам себе подобным, а тем, кто хотел чему-либо научиться, помогал постоянно, так как считал, что этим принесёт пользу и своему делу. И так как был он добрым от природы, то всегда имел склонность к делам святым и справедливым. И потому и небеса, коим было ведомо, что был он поистине добродетельным мужем, не скупились в своих милостях, ему ниспосылаемых".
(2) Сведения о том, был ли Синьорелли не только учеником, но и воспитанником Пьеро делла Франческа, а также находился ли он в родственных отношениях с Лазаро Вазари, отсутствуют. Из его работ, близких к работам учителя, сохранились названные "Мадонны" в Оксфорде, Риме и Бостоне и фреска в Читта ди Кастелло ("достойным учеником" Пьеро делла Франчески его называет также в своих сочинениях Лука Пачоли).
(3) Большая часть перечисленных работ до нас не дошла. Из аретинских работ сохранилась не названная Вазари "Бичевание" (теперь - в миланской Брере). В Аретинском музее хранятся две "Мадонны", в городском соборе - сцены из жития Богоматери (выполнены с помощниками).
(4) Работа сохранилась (теперь - в местной пинакотеке).
(5) "Обрезание" из Вольтерры (не фреска) находится теперь в лондонской Национальной галерее; приписываемые Синьорелли истории Страстей Христовых идентифицируются с "Поклонением волхвов" в музее г. Вольтерры.
(6) Судьба работы неизвестна.
(7) "Рождество Христово" в лондонской Национальной галерее. "Святой Себастьян" хранится в пинакотеке г. Читта ди Кастелло.
(8) В Кортоне, в Музее Диочезано, находится названный Вазари "Усопший Христос", "Положение во гроб", "Причащение Христом апостолов" и "Успение", а также неназванные две "Мадонны" ("Мадонны" также в Сан Доменико и Сан Никколо). Фрески в приходской церкви (Колледжате) не сохранились.
(9) Стаджо ди Фабиано Сассоли - мастер витражей, работавший в Ареццо в XVI веке. Его окно в Соборе заменено новым в XIX веке.
(10) Фреска "Положение во гроб" в Колледжате (приходской церкви) в Кастильоне Аретинском (Фьорентино) сохранилась.
(11) В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась "Мадонна" Синьорелли; шкаф с коралловым деревом не сохранился.
(12) Части полиптиха из Сан Агостино в Сиене находятся теперь в разных собраниях. Створки - в Берлине и в собрании Кук в Ричмонде, части пределлы - в Дублине(в Национальной галерее) и различных частных собраниях. Статуя св. Христофора - в Лувре.
(13) Во Флоренции (в Уфицци) находятся обе Мадонны - картина и тондо; полотно с обнажёнными богами (которое было известно под названием "Воспитание Пана"), находившееся в Берлине, погибло во время войны.
(14) Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенской) сохранились. В Монтепульчано хранится "Мадонна" (в церкви Санта Лючия), в приходской церкви (Колледжате) г. Фойяно - алтарный образ "Венчание Богоматери" (со святыми и донаторами) с пределлой ("Житие св. Мартина").
(15) В капелле Сан Брицио (капелла Нуова) собора Орвието находится главная работа Синьорелли : фрески "Страшный суд", "Деяния Антихриста", "Положение во гроб", "Поэты" и "Пророки".
(16) Автопортрет Синьорелли усматривается во фрески "Деяния Антихриста" рядом с Джованни да Фьезоле (фра Беато Анджелико).
(17) Фрески в ризнице Санта Мария (Сантуарио) в Лорето (написанные до фресок в Орвието) сохранились.
(18) В дворцовой (Сикстинской) капелле Ватикана Синьорелли закончил "Передачу ключей" Перуджино и написал самостоятельно две фрески, названные Вазари.
(19) Образ и картина находятся теперь в пинакотеке г. Ареццо.
(20) Мазо (Томмазо) Папачелли (ок.1500-1559) - кортонский живописец, работал с Капоралли, Джулио Романо, а также с Синьорелли, под чьим сильным влиянием он находился.
(21) Среди сохранившихся росписей в капелле виллы кардинала Пассерини усматривают и названную Вазари фреску Синьорелли.
(22) Проверить правильность указанного Вазари возраста невозможно; год рождения Синьорелли неизвестен. Умер же он в 1523 г. (а не в 1521, как пишет Вазари).

14 работ

Синьорелли, Страшный суд (фрагмент), Автопортрет (380*523)
Синьорелли, Страшный суд (фрагмент) (380*474)
Страшный суд (фрагмент), Автопортрет Страшный суд (фрагмент)
фреска фреска
Кафедральный собор,
Орвьето, Италия
Кафедральный собор,
Орвьето, Италия
727*1000 px 801*1000 px
Синьорелли, Страшный суд (380*264)
Синьорелли, Воскрешение во плоти (380*269)
Страшный суд Воскрешение во плоти, 1499-1502
фреска фреска
Кафедральный собор,
Орвьето, Италия
Кафедральный собор,
Орвьето, Италия
1000*696 px 1000*707 px
Синьорелли (380*326)
Синьорелли, Храм радости (380*297)
  Храм радости
фреска фреска
Кафедральный собор,
Орвьето, Италия
Кафедральный собор,
Орвьето, Италия
1000*857 px 1000*782 px
Синьорелли, Мадонна с младенцем и ангелами (380*439)
Синьорелли, Мадонна с младенцем и святыми (380*380)
Мадонна с младенцем и ангелами Мадонна с младенцем и святыми Джироламо и Бенедиктом
   
Кафедральный собор,
Перуджа, Италия
 
865*1000 px 1000*1000 px
Синьорелли, Оплакивание Христа (380*403)
Синьорелли, Мадонна с младенцем (380*440)
Оплакивание Христа, 1502 Мадонна с младенцем,
не позднее 1510
270*240 см.; дерево 155,7*135,6 см.
Музей искусств,
Кортона, Италия
Национальная галерея, Вашингтон, США
942*1000 px 864*1000 px
Синьорелли (380*314)
Синьорелли, Поругание Христа (380*463)
1507 Поругание Христа, 1480
32,8*38,5 см.; темпера  
   
1000*826 px 821*1000 px
Синьорелли, Рожденство святого Иоанна Крестителя (380*160)
Синьорелли, Оплакивание Христа (фрагмент) (380*335)
Рождество святого Иоанна Крестителя Оплакивание Христа (фрагмент), 1502
32*70 см.; дерево 270*240 см.; дерево
Лувр,
Париж, Франция
Музей искусств,
Кортона, Италия
1000*421 px 1000*882 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru