Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 10  
Перов Василий Григорьевич

23 декабря 1833 (Тобольск, Россия) -

29 мая 1882 (Кузьминки, Московская обл., Россия)

"Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он" (Ботин Б.Н.)

"Перов - это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи" (Н.П.Собко, первый биограф Перова).

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря (по старому стилю) 1833 года и был внебрачным сыном обедневшего дворянина барона Г.К.Криденера. Прозвище "Перов", ставшее впоследствии фамилией, Вася получил уже в 7 лет от своего учителя-дьячка за успехи в чистописании.
Первые годы жизни будущего художника прошли в странствованиях. Его отец, обладавший неуживчивым характером, был чиновником и часто менял место службы, пока окончательно не ушел в отставку. В конце концов после долгих мытарств семья Кридинера поселилась в Арзамасском уезде Нижегородской губернии, глава семейства стал управляющим частными имениями.
В 13 лет, окончив уездное училище, Перов попадает в Арзамасскую художественную школу А.В.Ступина. К этому времени Арзамасс уже покинул Н.М.Алексеев, зять и ближайший помощник Ступина, талантливый художник и опытный преподаватель, тем не менее, авторитет арзамасской школы был по-прежнему очень высок. В 1847 году у Ступина обучалось 16 человек, и это несмотря на внушительную плату за обучение : от 200 до 350 рублей ассигнациями в год.
Занятия Перова в школе живописи длились всего 2 года, да и то с большими перерывами; но, прервав связи с арзамасской школой, юноша вовсе не отказался от мысли стать художником. Уже в 17-летнем возрасте он много работает, в том числе выполняет некоторые работы на заказ. В церкви села Никольское долгое время висело его "Распятие", ныне, к сожалению, утерянное, как и почти все ранние работы Перова. Добиваясь максимального правдоподобия в изображении, художник писал образ Христа с одного из своих деревенских приятелей, привязав того предварительно к столбу. В 1851 году Перов написал свой первый автопортрет с кистью в руке. Именно в художественной деятельности видит он свое будущее.
Осенью 1853 года 20-летний художник становится воспитанником Московского Училища живописи и ваяния. Это художественное заведение отличалось своим демократизмом, доступ в него был открыт представителям практически всех сословий Российской империи. Он поступающих требовалось только умение читать и писать, а также знание 4 арифметических правил и краткого катехизиса. Расположенное в центре России, Училище было тесно связано с наиболее прогрессивными кругами московской интеллигенции. Усилие большей части преподавателей было направлено на создание национального искусства. Но важнее другое : Перов начал свое художественное обучение в пору широкого общественного подъема, в то время, когда окончательно обнаружилась вся гнилость феодально-крепостнического уклада русской жизни. В 1856 году поражением заканчивается Крымская война, несколько ранее умирает недоброй памяти император Николай I. В условиях острого политического и экономического кризиса правительство Александра II пошло на определенные уступки : была ослаблена цензура, началась подготовка к отмене крепостного права, возникает демократическая журналистика. Проблематика современной жизни все более завладевает мыслями и чувствами писателей, поэтов, художников. Растет число живописцев, которые шагнули вслед за великим бытописцем-лириком и бескомпромиссным обличителем П.А.Федотовым, всего за год до поступления Перова в Училище скончавшегося в одной из петербургских клиник.
С первых же лет обучения Перов оказался в центре мировозренческих и художественных споров. На формирование молодого художника большое влияние оказала и ученическая среда. В Училище быстро сложился кружок единомышленников, в который вместе с Перовым вошли Шишкин, Гине, Ознобишин, Маковский, Бортников, Колесов. Объединяло их увлечение жанрами, становившимися в это время все более популярными : пейзажем и бытовой картиной. Литературным кумиром членов кружка был Н.В.Гоголь - восторженное отношение к нему Перов сохранил и в зрелые годы (уже будучи известным художником Перов собирался написать картину "Погребение Гоголя героями его произведений").
Но не только произведения Гоголя увлекали Перова. Доказательством тому картины художника. Его "Проводы покойника" перекликаются с поэмой Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос", образы картины "Старики-родители на могиле сына" навеяны сценой из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", "Суд Пугачева" написан под непосредственным влиянием пушкинских "Истории Пугачева" и "Капитанской дочки".
Однако Перов никогда не был живописцем-иллюстратором, пересказывающим сюжеты полюбившихся книг. С самого начала перед Перовым стояла задача гораздо более серьезная : необходимо перевести на язык живописи свои размышления о современной жизни, научить искусство говорить о вещах обыденных, прозаических, но волнующих каждого. Все большее развитие в это время получает живопись повествовательная, аналитическая, социально-действенная. Бытовые картины, предметом, которых являются конкретные отношения между людьми, а также отношения человека с окружающей средой, постепенно превращаются в ведущий жанр.
Одной из самых первых в ряду произведений, открывших эпоху критического реализма, стоит картина Перова "Приезд станового на следствие", написанная в 1857 году. После не совсем удачной картины "Сцена на могиле", которой, судя по всему, был недоволен и сам автор, Перов принялся за новый сюжет. В результате возникла новая картина "Первый чин (Сын дьячка, произведенные в коллежские регистраторы"). Именно за эту картину художник удостаивается Малой золотой медали Академии художеств. В 1860 году, будучи обладателем всех необходимых для этого академических наград, Перов становится соискателем Большой золотой медали, дававшей право на длительную заграничную поездку. На некоторое время Перов вынужден переехать в Петербург. Сюжетом для конкурсной картины художник выбрал "Сельский ход на пасхе", но эскиз, представленный им Совету Академии художеств, утвержден не был. И тогда Перов написал "Проповедь в селе". Работа над картиной шла к концу, когда 19 февраля 1861 года был объявлен Манифест об отмене крепостного права. Под прямым влиянием этого события Перов ввел в изображение малозаметную надпись над аркой : "Несть бо власти аще не от бога", - а также изобразил на заднем плане фигуру чиновника с Манифестом в руках.
Члены Совета присудили Перову за картину "Проповедь в селе" Большую золотую медаль Академии художеств Российской империи.
Вскоре художник завершает работу и над картиной "Сельский крестный ход на пасхе". Она была сразу же куплена П.М.Третьяковым, а кратковременная экспозиция этого полотна на постоянной выставке Общества поощрения художникам в Петербурге имело широкий, скандальный резонанс. В октябре В.Г.Худяков писал Третьякову : "А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Священного Синода скоро сделан запрос : на каком основании вы покупаете такие безнравственный картины и выставляете их публично? Картина была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки!"
Уже будучи обладателем Большой золотой медали, Перов не сразу воспользовался своим правом на поездку за границу. Сначала причиной стала его свадьба осенью 1862 года, а затем завершение картины "Чаепитие в Мытищах", которая подвела итог первому этапу его творческого развития. Демократической публике импонировала и активность авторской позиции, и острота оценок, и ясность художественного языка, пусть пока и не совсем совершенного. Никогда работы Перова не пользовались таким широким успехом, никогда не вызывали таких острых споров, как в годы его молодости.
Когда зимой 1863 года Перов отправился за границу, он был уже признанным вождем нового художественного направления, популярным мастером жанровой картины. Поездка была непродолжительной. Уже 8 июля 1864 года Перов посылает в Петербург свое знаменитое прошение "о позволении возвратиться" на Родину. "Имея в виду несколько сюжетов из русской жизни, - писал он, - которые я исполнил бы с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа мне мало знакомого, притом желание сделать что-нибудь положительное и тем оправдать милостивое отношение к себе Совета дает мне смелость надеяться на снисхождение к моей покорнейшей просьбе". Быстро последовал положительный ответ, и спустя несколько месяцев, осенью того же года, Перов вернулся в Россию. Побывав в Берлине, Дрездене, Дюссельдорфе, познакомившись с архитектурными и художественными коллекциями этих городов, Перов на некоторое время останавливается в Париже. Работал он за границей много и напряженно, существует большое количество созданных им в Париже эскизов. Правда полностью завершить он смог лишь несколько работ. Объясняя, почему он никак не может завершить картину "Продавец песенников", Перов писал в одном из отчетов Совету Академии художеств : "Не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра, я не мог бы обработать даже одной фигуры в картине и потому оставил предпринятую работу".
Большую часть произведений парижского периода составляют графические работы. В них много той свободы исполнения, того артистизма, которых не было в работах художника в годы, предшествовавшие его заграничной поездке. Ко времени возвращения Перова на Родину там окончательно выявилась поляризация художественных сил. Уже образовалась Санкт-Петербургская артель художников во главе с Н.Н.Крамским. Все сильнее утверждает себя жанровая живопись, все сильнее ощущались новые художественные веяния. Критический реализм одерживает одну победу за другой. Именно Перову суждено было сделать первый шаг в направлении зрелого живописного реализма, который достойно бы существовал с искусством Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Новый этап в творческой биографии Перова был открыт картиной "Проводы покойника (Похороны крестьянина)".
Летом 1866 года художник сообщал Совету Академии художеств : "В настоящее время пишу 2 картины "Ученики-мастеровые" ("Тройка") и "Приезд гувернантки"... Вместе с несколькими другими перовскими полотнами ("Первый чин", "Дилетант", "Проводы покойника", "Гитарист-бобыль") "Тройка" была отправлена на Всемирную Парижскую выставку 1867 года, где обратила на себя внимание.
Постепенно бытовая картина в творчестве Перова утрачивает присущие ей специфические черты. По мере того как усложняется художественный язык жанровых полотен, возрастает значение и активность пейзажа в общей образной структуре. Уже одну из лучших работ художника "Последний кабак у заставы" (1868) некоторые исследователи называют пейзажем, где "жанровый момент играет значительную, но подчиненную роль".
Создание "Последнего кабака у заставы" было кульминационным пунктом в эволюции жанровой живописи Перова - идти дальше или хотя бы оставаться долго на том же уровне он не мог. Но перед полосой затяжного кризиса художник сумел создать еще целый ряд замечательных портретов, занявших совершенно особое место в истории русской живописи.
В качестве портретиста Перов впервые предстал перед публикой на академической выставке 1869 года. Здесь был экспонирован и портрет В.В.Безсонова, московского врача и любителя искусства, близкого знакомого художника. Именно этим произведением Перов открывает ряд портретных характеристик, в которых развитый психологический анализ сливается со своеобразной драматургией образа. Главное достоинство творческого метода Перова-портретиста заключается в умении глубоко и вдумчиво анализировать душевный склад модели, а затем, на основе такого прочтения, давать развернутую характеристику человека. Почти никак внешне не выражая своего отношения к модели, Перов так воссоздает личность, что главные ее духовные качества становятся заметны каждому зрителю.
Вершинами в портретном творчестве Перова стали образы людей высочайшего интеллекта и большой духовной силы - А.Н.Островского и Ф.М.Достоевского. Художник вполне осознавал, насколько новаторским является его портретное искусство. Завершая в мае 1872 года портреты Достоевского и Майкова, он писал Третьякову : "К этим портретам можно применить нашу поговорку (за вкус не берусь, а горячо будет), и правда, как они написаны, то есть хорошо ли, не знаю, но что в них нет ничего портретного, то это верно; мне кажется, что в них выражен даже характер писателя и поэта". "Мучительно прекрасным", - назвал портрет Достоевского Б.В.Асафьев.
К началу 1870-х годов ведущее место Перова в среде русских живописцев окончательно упрочилось. Он становится одним из учредителей Товарищества передвижных выставок, возглавляет группу московских художников-передвижников. Имя его известно всей культурной России. Крамской с почтительной иронией называет его "папой московским".
Но, позднее, в 1875 году Крамской уже пишет : "4 года тому назад Перов был впереди всех, еще только 4 года, а после Репина "Бурлаков" он невозможен ... Для всех стало очевидно, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе".
Просто усложнились к этому времени задачи, стоящие перед мастерами русского реализма : необходимо было уже не просто бытописать, а и осмысливать происходящее, требовалась уже большая глубина произведений. Осилить эти задачи смогло лишь поколение русских реалистов во главе с Репиным. Стремительно возрастал и уровень мастерства русских художников. Все чаще появляются картины, написанные широко, смело и свободно; поклонникам реалиста Репина и академиста Семирадского в одинаковой мере уже кажутся старомодными работы Перова и его единомышленников "шестидесятников".
И, самое главное, Перову изменяет уверенность в себе, в своих творческих установках. В то время, когда борьба между реализмом и академизмом приобретает наиболее острые формы, позиция Перова остается компромиссной. Оставаясь убежденным демократом и реалистом, художник поддерживает тесные связи с академическими кругами, тем более, что после смерти С.К.Заренко он становится ведущим преподавателем московского Училища живописи, ваяния и зодчества. К тому же очень сложными были отношения Перова с некоторыми петербургскими передвижниками, что в конечном счете (в апреле 1877 года) привело к его выходу из Товарищества. Все более противоречивый характер носит само творчество художника, успехи все чаще перемежаются с явными неудачами.
Предвестия надвигающегося внутреннего кризиса стали заметны прежде всего в жанровых работах Перова "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник", "Ботаник", "Охотники на привале". М.Е.Салтыков-Щедрин отмечает некоторую надуманность образно-повествовательного строя последней картины.
Желая избежать упреков в тенденциозности, Перов часто обращается к сугубо развлекательной тематике. Персонажи его жанровых полотен остаются по-прежнему типичными и умно охарактеризованными, но типаж лишается социальной окраски, а характеристики порой оказываются довольно поверхностными.
В 1875 году, на 4-ой Передвижной выставке, Перов экспонирует целую серию этюдов, в которых он, видимо, пытался передать световоздушную среду : "Пчельник", "Яблоня в цвету", "Крестьянка Рязанской губернии у калитки на солнце", "Возвращение житниц с поля" (из всех этих работ сохранилась только последняя, она находится в Государственной Третьяковской галерее). Художник пытается решить новые, чисто живописные задачи, он всерьез должен был задуматься о работе на пленэре. Но результаты его работы на пленэре очень незначительны. Его цветовая гамма высветлилась, но очень незначительно.
Активные художественные поиски редко приводят Перова к открытиям. Его поздние работы хранят на себе следы метаний и спешки. Имея отдельные, порой значительные достоинства, они обычно лишены той внутренней цельности, которая может возникнуть только наличии устойчивых творческих принципов. Исключение тут составляет картина "Старики-родители на могиле сына", написанная по мотивам романа Тургенева "Отцы и дети".
Последнее десятилетие жизни художника было не только порой затяжного творческого кризиса. Трагически складывается в эти годы и его личная жизнь. В 1869 году умерла жена Перова, а спустя некоторое время он похоронил и двоих своих старших детей. В довершение всего в 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечение которой было тогда практически невозможным. Все чаще он размышляет о жизни и смерти.
Видимо, именно этим поворотом в умонастроении Перова объясняется и возникновение в последние годы его жизни нескольких религиозных полотен, которые вряд ли можно отнести к большим творческим достижениям.
Одним из первых среди русских живописцев Перов попытался воссоздать представления и верования русского народа : в Государственной Третьяковской галерее хранится его этюд 1879 года на сюжеты из русского фольклора.
В 1872 году Перов предпринимает поездку по Уралу и Оренбургскому краю, столетием раньше бывшим ареной крестьянского восстания Пугачева. С этого времени началась работа над историческим полотном "Суд Пугачева". Примерно тогда же художник пишет портрет Даля, сопровождавшего Пушкина, когда тот ездил по оренбургским степям, собирая материал для "Истории Пугачева".
Первоначально Перов задумал цикл из 3-х картин, которые последовательно показывали бы причины народного движения, само восстание и жестокую расправу повстанцев над дворянами. Но этот замысел требовал слишком большого напряжения сил, и Перов ограничился изображением лишь одного эпизода крестьянской войны, который, тем не менее, остался все же незавершенным.
Последняя значительная работа Перова также историческая композиция "Никита Пустосвят (Спор о вере)", в которой он хотел показать борьбу силы власти с силой духа. В цепи событий русской истории Перов избирал такое, которое произошло в сфере идеологии : религиозный спор между никонианцами и раскольниками, происходившим 5 июня 1682 года в Грановитой палате Кремля в присутствии правительницы царевны Софьи. Изображение кульминационный момент, когда Софья приказывает схватить вождя раскольников Никиту Добрынина, прозванного Пустосвятом. На другой день он был казнен.
Перов оказался одним из создателей концепции исторического героя - деятельного, ответственного, готового отдать за убеждения собственную жизнь. В этом смысле картина на сюжет из давно ушедшей эпохи вполне соответствовала духу времени : после того как миновала революционная ситуации конца 1850-х - начала 1860-х годов, вся тяжесть борьбы за демократическое будущее России легла на героев-одиночек (1 марта 1881 года, когда работа на картиной "Никита Пустосвят" подходила к концу, взрывом бомбы был убил император Александр II).
Большим достоинством картины можно считать тот историзм, которым пронизана вся ее образная структура. И все же в картине было и немало архаичного с точки зрения зрелого реализма : бросалась в глаза жесткость живописи, некоторый композиционный разлад, условность отдельных образов. Перов все более отставал от стремительного развития русской живописи. Художник и сам был недоволен многим в картине и собирался ее переписать.
Как раз в год завершения работы над "Никитой Пустосвятом" на очередной выставке передвижников была показана картина В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", открывшей собой совершенно новый этап в развитии русской исторической живописи. И "Никита Пустосвят", отнявший у умирающего от чахотки художника так много времени и сил, стал фактом вчерашнего дня, даже не успев появится на выставках.
Впрочем, в последние годы жизни, отойдя от Товарищества, Перов практически отказался от всякой выставочной деятельности - "Никита Пустосвят" стал известен уже после смерти художника. Некоторое представление об умонастроении Перова в это время дают такие картины как "Странница в поле (На пути к вечному блаженству)" и "Возвращение крестьян с похорон зимою". Все чаще размышляет художник о близости смерти, все болезненнее воспринимает творческие неудачи.
В эти же годы Перов пишет свои знаменитые "Рассказы художника", в которых соседствуют воспоминания об увиденном и размышления о жизни и искусстве. Он по-прежнему преподает в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества; среди его воспитанников - А.П.Рябушкин, С.А.Коровин. Он поддерживает и опекает своего друга, великого русского пейзажиста А.К.Саврасова.
Умер Василий Григорьевич Перов 29 мая (по старому стилю) 1882 года в имении князей Голицыных "Кузьминки", "не только не оставив никакого состояния, но даже имея кое-какие долги, при все скромном образе жизни, какой он вел". Гроб с телом художника на кладбище Данилова монастыря пронесли его ученики.

10 работ

Перов, Чаепитие в Мытищах, близ Москвы (380*337)
Перов, Гитарист-бобыль (380*500)
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы,
1862
Гитарист-бобыль, 1865
43,5*47,3 см.; холст, масло 31,2*22 см.; дерево, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
1000*887 px 760*1000 px
Перов, Охотники на привале (380*247)
Перов, Портрет писателя Ф.М.Достоевского (380*474)
Охотники на привале, 1871 Портрет писателя Ф.М.Достоевского, 1872
119*183 см.; холст, масло 99*80,5 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*649 px 802*1000 px
Перов, Птицелов (380*253)
Перов, Сельский крестный ход на Пасхе (380*293)
Птицелов, 1870 Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
82,5*126 см.; холст, масло 71,5*89 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*667 px 1000*772 px
Перов, Старики-родители на могиле сына (380*443)
Перов, Тройка. Ученики мастеровые везут воду (380*280)
Старики-родители на могиле сына Тройка. Ученики мастеровые
везут воду, 1866
42*37,5 см.; холст, масло 123,5*167,5 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
858*1000 px 1000*737 px
Перов, Портрет А.К.Саврасова (380*478)
Перов, Никита Пустосвят. Спор о вере (380*252)
Портрет А.К.Саврасова Никита Пустосвят.
Спор о вере, 1881
  336,5*512 см.; холст, масло
  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
795*1000 px 1000*663 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru