Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 28  
Илья Ефимович Репин

24 июля 1844 (Чугуев, Харьковская губерния, Россия) -

29 сентября 1930 (Репино, Ленинградская область, Россия)

Именем Ильи Ефимовича Репина назван кратер на Меркурии и астероид
Нет той области изобразительного искусства, в которой не проявился бы талант Репина, нет таких жанров, в которых не пробовал бы своих сил и не сказал бы своего нового слова этот замечательный Мастер. Страстная, замозабвенная любовь Репина к жизни и к искусству наполняла его произведения подлинной одухотворённостью, могучим реалистическим пафосом, искренним творческим волнением.
Илья Ефимович Репин — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б.М.Кустодиев, И.Э.Грабарь, И.С.Куликов, Ф.А.Малявин, А.П.Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В.А.Серову.
24 июля 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И.Бунакова.
В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н.Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р.К.Жуковского.
Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».
Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.
Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет "Славянские композиторы", выполненный по заказу предпринимателя А.А.Пороховщикова.
В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.
С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко».
Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.
В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более 10 лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову.
Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии : писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров; раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын; обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Второй вариант картины (1880—1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, неясно. А третий вариант (1893 г.) — в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках.
В 1882 году художник переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).
В 1887 году Репин развёлся с женой Верой Александровной Шевцовой, от этого брака у художника остались две дочери Вера и Надя, которых он нежно любил и не раз писал их портреты. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.
В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П.А.Стрепетовой, Н.И.Пирогова, П.М.Третьякова, И.Н.Крамского, И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, В.В.Самойлова, М.С.Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

Дом Репина в Здравнёве Витебской губернии, Белоруссия.

С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравнёве Витебской губернии. Здесь им созданы картины «Белорус», «Осенний букет», «Охотник с ружьём», «Дуэль», «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома», ряд этюдов.

В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898—1899 гг. — ректор Академии.
В 1901 году художник получает правительственный заказ : написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.м.) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года», в исполнении которого принимали участие Б.М.Кустодиев и И.С.Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал 50 этюдов-портретов и эскизы.
На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой. По мистической версии, рука у художника начала болеть сразу после написания картины «Иоанн Грозный и его сын Иван» в виду отражения несуществующего исторического события.

"Пенаты" Репина.

В 1899 году Репин женился на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты». Там он провёл последние 30 лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Он был знаком со многими деятелями финской культуры, например с художником Альбертом Эдельфельтом и с поэтом Эйно Лейно. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и 7 собственных. Так началась коллекция Репина Атенеум. Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.
В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. По этому случаю в ресторане отеля Кают-компания в Хельсинки состоялся торжественный ужин, а затем художники принялись рисовать большую картину "Знаменитости Финляндии", которая была закончена много лет спустя. В настоящее время картина выставлена в кафе Атенеума.

Могила Ильи Ефимовича Репина в Куоккале (Репино)

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своём любимом саду рядом с домом.

Сын Репина Юрий так же был художником. Род Репина сейчас представляют живущие в Ярвенпяя потомки его брата. Племянник художника Илья Репин изготовил две православных святыни для иконостасов из дерева : для молельни в Ярвенпяя в 1948 и через 10 лет для новой православной церкви на кладбище в Хельсинки.
В 30-х годах начинается настоящий культ Репина на родине, когда его работы стали образцами периода социалистического реализма в СССР. Имя Репина стало в одном ряду с именами Толстого, Мусоргского и Римского-Корсакова. Репин сам написал работы на темы революции, такие как : "Расстрел демонстрантов", "Красные похороны" и "У царской виселицы", которые он подарил музею революции по случаю визита делегации советских художников летом 1926 года.
Среди этих картин есть портрет Керенского.

Памятник Репина в Куоккале (Репино).

Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «„Быдло“ — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Своеобразным ответам эмиссарам от страны Советов стали и полотна художника, которые никогда не выставлялись в СССР, например, "Большевики (Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка)", — картина, однозначно поясняющее отношение Репина к Советской власти. В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Резко отрицательно относился к реформе русской орфографии 1917—1918 гг.

28 работ

Репин, Автопортрет (380*482)
Репин, Автопортрет (380*447)
Автопортрет, 1878 Автопортрет, 1887
69,5*49,6 см.; холст, масло 75*62,2 см.; холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
789*1000 px 850*1000 px
Репин, Бурлаки на Волге (380*177)
Репин, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (380*224)
Бурлаки на Волге,
1870-1873
Запорожцы пишут письмо турецкому султану,
1880-1891
131,5*281 см.; холст, масло 358*203 см.; холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
1000*465 px 1000*590 px
Репин, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (фрагмент) (380*292)
Репин, Крестный ход в Курской губернии (380*241)
Запорожцы пишут письмо турецкому султану (фрагмент), 1880-1891 Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883
358*203 см.; холст, масло 175*280 см.; холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*769 px 1000*633 px
Репин, Пушкин читает свою поэму на экзамене (380*215)
Репин, Торжественное заседание Государственного Совета (380*173)
Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года Торжественное собрание Государственного Совета в честь 100-летнего юбилея со дня его учреждения, 1903
123.7*199,5 см.; холст, масло 400*877 см.; холст, масло
Музей А.С.Пушкина (Царскосельский лицей),
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
630*357 px 1000*456 px
Репин, Не ждали (380*250)
Репин, Иван Грозный и его сын (380*278)
Не ждали, 1884 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885
160,5*167,5 см.; холст, масло 199,5*254 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*658 px 1000*731 px
Репин, Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых (380*426)
Репин, Толстой на отдыхе в лесу (380*465)
Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых, 1888 Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу, 1891
215*196 см.; холст, масло 60*50 см.; холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
893*1000 px 818*1000 px
Репин, Портрет Ивана Николаевича Крамского (380*503)
Репин, Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы "Руслан и Людмила" (380*320)
Портрет Ивана Николаевича Крамского, 1882 Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы "Руслан и Людмила", 1887
94,5*74 см.; холст, масло 98*117 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
756*1000 px 1000*841 px
Репин, Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского (380*497)
Репин, Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева (380*422)
Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, 1881 Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1904
69*57 см.; холст, масло 76*66,5 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
756*1000 px 900*1000 px
Репин, Портрет актрисы Марии Фёдоровны Андреевой (380*596)
Репин, Портрет Владимира Михайловича Бехтерева (380*534)
Портрет актрисы Марии Фёдоровны Андреевой, 1905 Портрет невропатолога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева, 1913
134*85 см.; холст, масло 107*78 см.; холст, масло
Национальный художественный музей, Минск, Белоруссия Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
638*1000 px 711*1000 px
Репин, Портрет Льва Николаевича Толстого (380*1089)
Репин, Портрет Павла Михайловича Третьякова (380*502)
Портрет Льва Николаевича Толстого, 1901 Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1883
207*73 см.; холст, масло 98*75,8 см.; холст, масло
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
380*1089 px 757*1000 px
Репин, Портрет Веры Репиной - дочери художника (380*505)
Репин, Садко в Подводном царстве (380*539)
Портрет Веры Репиной - дочери художника, 1884 Садко в Подводном царстве, 1876
111*84,4 см.; холст, масло 323*230 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
753*1000 px 705*1000 px
Репин, Портрет Владимира Васильевича Стасова (380*479)
Репин, Портрет Антона Рубинштейна (380*514)
Портрет Владимира Васильевича Стасова, 1883 Портрет Антона Рубинштейна, 1887
74*60 см.; холст, масло 110*85 см.; холст, масло
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
794*1000 px 740*1000 px
Репин, Портрет Афанасия Афанасьевича Фета (380*506)
Репин, Яблоки и листья (380*324)
Портрет Афанасия Афанасьевича Фета, 1882 Яблоки и листья, 1879
82*64 см.; холст, масло 64*75,5 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
751*1000 px 1000*852 px
Репин, Демонстрация 17 октября 1905 года (380*211)
Репин, Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны (380*301)
Демонстрация 17 октября 1905 года, 1907-1911 Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны, 1894
184*323 см.; холст, масло 98,5*125,5 см.; холст, масло
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия
1000*555 px 1000*792 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru