Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 22  
Иван Иванович Шишкин

13 января 1832 (Елабуга, Вятская губерния, Россия) -

8 марта 1898 (Санкт-Петербург, Россия)

Именем Ивана Ивановича Шишкина названа одна из малых планет, открытая в 1978 году

С самых ранних лет, полюбив красоты русской природы, Иван Иванович Шишкин пронёс эту любовь через всю свою жизнь. "Его картины будут вызывать чувство восхищения и удивления и во многих разбудят хорошее чувство патриотизма, и не к одному человеку придёт ясное осознание целесообразности русской общественной жизни в общей жизни человечества" (М.Иванов - друг и ученик).

Иван Иванович Шишкин родился поздним морозным январским вечером в небольшом городке Елабуге на Каме в семье известного в городе купца II гильдии Ивана Васильевича Шишкина.
Отец будущего художника был очень незаурядным человеком и пользовался большим уважением у земляков. Общественный деятель по натуре, он радел за дела родного города и на свои личные средства построил для елабужан водопровод, стал инициатором строительства "для общей пользы" мельницы и даже написал книгу по строительству этих сооружений.
Иван Васильевич глубоко интересовался техникой и историей, увлекался археологией. Будучи избранным городским старостой, он притягивал к себе людей правдолюбием, крепкими нравственными устоями, деловым и верным взглядом на жизнь. В 1871 году в Москве в Синодальной типографии вышла книга по истории Елабуги, написанная Иваном Васильевичем Шишкиным.

 

Иван Николаевич Крамской"Портрет Ивана Ивановича Шишкина" (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия)
Маленький Ваня родился через неделю после Крещения Господня, в день, когда женщинам уже можно было стирать бельё в реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. Ранее того дня считалось большим грехом приходить с бельём на реку. В Елабуге вообще свято соблюдали древние традиции. Люди отличались почтением ко всему старинному, часто ходили в церковь, служили всенощные на дому, совершали хождения в отдалённые монастыри - и вместе с тем боялись леших, верили всяким приметам, снам и гаданиям. Здесь жили верой и преданиями. Сколько их довелось услышать в детстве Ванечке Шишкину!
Племянница художника позднее вспоминала в одной из первых биографий художника : "У мальчика рано начала пробуждаться любознательность, и отец, к которому он обращался с вопросами, всегда ему всё объяснял и рассказывал, давал ему книги - всё больше серьёзные научные сочинения - и журналы, так что Иван Иванович с ранних лет получил интерес ко всевозможным разнородным предметам науки и жизни, что навсегда оставалось его отличительной чертой".
С детства у мальчика подмечается страсть к краскам, одно время у него даже появилось прозвище "мазилка". Постепенно рисование, наряду с чтением, стало его любимым занятием, а затем и потребностью. Эту потребность не смогло заглушить даже 4-летнее обучение в мужской гимназии в Казани с 1844 по 1848 года.
Видя страсть сына отец не стал требовать возвращения Ивана в гимназию, мать же была недовольна мягкостью отца и поступком сына. Отец приглядывался к сыну, старался понять его, не раз удивлялся его быстрому соображению и памяти. Но, с огорчением заметив, что купца из него не получится, не стал принуждать, оставив во власти неопределённости и наблюдений.
В один из дней Иван так сильно увлёкся рисованием, что не заметил пожара, начавшегося в городе. Тот пожар, в котором выгорело большинство домов в Елабуге, глубоко запал в память горожан. В пожар проявились и особые черты матушки художника : спасла она от огня в первую очередь рукописи и книги мужа, рисунки и тетради сына. Правда, часть рисунков всё же сгорела.
Дом Шишкиных сильно пострадал. При отстройке дома, вдруг проявились недюжинные способности Ивана Шишкина-младшего. Он всё умел делать. "Молчун", "дикарь" работал быстро, расчётливо и был незаменим. В доме и в городе и о нём уже заговорили с уважением.
Отец, замечая тягу сына к рисованию (все стены комнаты Ванечки были завешаны рисунками), принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. Переписывая в тетрадь описания природы, биографии живописцев, мальчик уже осознал главное : "Посвятить себя живописи - значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни".
В 1851 году появились в городе московские художники, вызванные расписывать иконостас в соборной церкви. С одним из них - Осокиным - Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и его рисунки, и он принялся помогать новому знакомому, давая краски, кисти, делясь знаниями, приобретёнными в Строгановской рисовальной школе в Москве.
В доме, узнав о желании сына стать художником, по-разному восприняли это известие. Мать, которую младший сын не раз приводил в отчаяние своей непригодностью к практическим делам, едва услышав об этом, воскликнула : "Никогда ещё в роду Шишкиных не было художника!" Все родные принялись уговаривать отказаться от задуманного, но Иван стоял на своём. Слово отца было решающим. Он, видя страстное желание сына посвятить себя искусству, благословил его и согласился отпустить.
В начале 1852 года 20-летний Иван Шишкин вместе с затем Дмитрием Ивановичем Стахеевым выехал в Москву.
"Москва поразила Ивана Ивановича своим величием и обширностью : шум, говор, езда на улицах совсем ошеломили юношу", - запишет впоследствии со слов Шишкина его племянница.
Дмитрия Ивановича Стахеева принимали в московских домах, знали его как сына известнейшего русского купца-миллионера Ивана Ивановича Стахеева. Используя семейные связи, в один из дней Дмитрий Иванович обратился за помощью к купцу Пахомову, состоявшим членом Совета Училища живописи и ваяния. Пахомов порекомендовал Шишкину побывать на проходившей в Училище живописи выставке картин И.К.Айвазовского и Л.Ф.Лагорио. Иван воспользовался советом. Первое посещение Училища и работы блестящих русских мастеров произвели на начинающего художника неизгладимое впечатление.
В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище. Языкастые и меткие на прозвища товарищи за внешний вид и молчаливость быстро прозвали его Монахом.
В ту пору в искусстве, главным образом в литературе, отчётливо определилось реалистическое направление. Произведения Пушкина, Гоголя, Кольцова, раннего Некрасова, как и картины Венецианова, Федотова, Сильвестра Щедрина, серьёзно и благотворно влияли на развитие реализма в живописи.
Новые веяния прежде всего проникли в Московское училище живописи и ваяния, которое по составу учащихся, с немалым числом крепостных, по своему укладу было демократичнее столичной официальной Академии художеств. "Жизнью веяло от этой молодой, простой и своеобразной школы", - писал впоследствии Илья Ефимович Репин. Начинающих художников не сковывали узкие академические требования, для выявления индивидуальных склонностей открывались большие возможности, всемерно поощрялась самостоятельность в работе. В преподавании широко использовались принципы прогрессивной педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры, претворялись в жизнь заветы Тропинина писать проще, естественнее. Реалистическое в своей основе творчество этих истинно национальных художников отвечало устремлениям молодёжи.
Шишкин оказался в классе профессора портретной живописи А.Н.Мокрицкого, страстного поклонника Карла Брюллова. Мокрицкий отдавал должное и Венецианову, у которого учился в молодости, когда увлекался пейзажем. Теперь, определив способности Шишкина, почувствовав его большой талант, Мокрицкий сумел направить ученика по верному пути, поощряя в нём интерес к натуре, увлечение пейзажем, развивая наблюдательность. В дальнейшем Шишкин с благодарностью вспоминал своего первого наставника, под руководством которого создал множество натурных этюдов растений, что явилось началом кропотливой работы, не прекращавшейся на протяжении всей его жизни.
С первых дней пребывания в Училище молодых художников волновал вопрос : если можно столь ярко изобразить итальянскую природу, которой посвящали полотна даже такие новаторы пейзажной живописи, как Сильвестр Щедрин и М.Лебедев, то разве нельзя добиться успеха, обращаясь к русским мотивам? И вскоре вся школа узнала, что Шишкин "рисует такие виды и ландшафты, каких ещё никто не рисовал до него - просто поля, лес, реки, и у него они выходят так же красивы, как и швейцарские виды".
Вместе с Шишкиным работали его новые друзья - В.Перов, К.Маковский, Г.Седов и другие представители молодого поколения, жадно тянущиеся к передовым идеям, стремившиеся к правде в искусстве.
Окончив Училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он также вошёл в круг демократически настроенной молодёжи. В стране ширилось народно-освободительное движение, крепло сознание необходимости решительных перемен в политической, экономической жизни, в культуре и искусстве. Большое значение приобрела материалистическая эстетика, принципы которой провозглашали вожди революционной демократии И.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьёзным фактором его переустройства. Реализм и народность ярко отразились в русской литературе. Под воздействием передовых идей формируется мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отразить их в своём творчестве.
Успех в рисунке принёс Шишкину в 1857 году одну из первых академических наград - серебряную медаль. Работы были исполнены с таким мастерством, что Академический Совет постановил сделать их образцом для учащихся. Художник начинает пробовать свои силы в офорте и литографии.
Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой - Большой золотой медалью и правом на трехгодичную поездку за границу. Но художник не спешит в чужие края, его манит родная природа, он едет а Елабугу, заполняя дорожный альбом многочисленными набросками с натуры, и лишь в апреле 1862 года уезжает за границу.
К тому времени в Академии художеств назревали важные события - обострилась борьба передовых художественных сил с отживающим академизмом. В 1863 выпускники демонстративно покинули Академию, протестуя против устарелых принципов и требований. Это был знаменитый "бунт четырнадцати" - обдуманное и смелое выступление, которое возглавил Иван Николаевич Крамской. В том же году "бунтари" создали Петербургскую Артель художников - центр реалистического искусства в России.
И за рубежом Шишкин был поглощён мыслями о Родине. Письма друзей, сообщавшие о происходивших там событиях, усиливали желание вернуться домой, к тому же и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора совершенно не удовлетворяли. Его пейзажи, искусственно оживлявшиеся фигурами поселян, стадами на пастбищах, отмеченные внешнеромантическими чертами, носили явные следы академической школы. Создавать же пейзажи, к которым стремился Шишкин, можно было только в России, куда художник и вернулся в 1865 году, отказавшись от дальнейшего продолжения своей командировки.
Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, блестяще исполненные мелкими штрихами, поражали зрителей. Два таких рисунка были приобретены музеем в Дюссельдорфе, а картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865) принесла художнику звание академика.
С приездом на родину в Ивана Ивановича словно влились новые силы, появилась необычайная жизнерадостность. Он сближается с членами Артели, вокруг которых группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях.
Живой и общительный, неутомимый рассказчик, Шишкин был окружён вниманием товарищей. Репин рассказывал : "Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина : как зелёный могучий лес он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходил всё изящней и блистательней".
Воспроизвести родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно - вот к чему стремился Шишкин. Но, добиваясь предельного сходства с натуры, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, словно боится упустить что-то из увиденного, что приводит к потере целостности образа.
В 1870 году Шишкин в числе учредителей крупного объединения мастеров реалистического направления - Товарищества передвижных художественных выставок. Здесь сплотились лучшие художественные силы страны - Репин, Суриков, Перов, Крамской, Васнецов, Савицкий и многие другие. Товарищество - дружный коллектив талантов, способствовало творческому росту Шишкина. До конца жизни он оставался активным передвижником, верным членом Товарищества.
На Вторую передвижную выставку Шишкин представил одну из лучших своих работ - "Сосновый бор" (1872). Картина пользовалась большим успехом, с нею художник вступил в полосу творческой зрелости.
Сближение с Крамским, замечательным художником, теоретиком и критиком искусства, сыграло особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче. Шишкин сразу спешил в лес в поисках интересного мотива, обосновывался где-нибудь в чаще и без устали писал по 2-3 этюда в день.
Шишкин придавал огромное значение работе над этюдами. Для него это был подлинный творческий процесс, основанный на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с карандашом, делая не только наброски, но и эскизы.
Восхищаясь острой наблюдательность и уверенностью, с которыми Шишкин писал этюды, Крамской говорил : "Когда он перед натурой, ... то точно в своей стихии : тут он и смел и ловок, не задумывается". Художник был и "чудесным учителем", что обнаружилось ещё в конце 60-х годов во время занятий с Васильевым. Шишкин дал ему прочную основу, на которой расцвело исключительно дарование молодого художника. Постоянно окружённый молодёжью, Шишкин помогал овладевать профессиональными навыками, не сковывая при этом индивидуальности своих учеников, умел искренне радоваться их успехам. "Никакой приблизительности в изображении природы", - требовал он. Шишкин учил видеть красивое в обыденном, неприметном на первый взгляд, искать типичное и добиваться строгой законченности.
В 90-ые годы были организованы две выставки работ художника. Первая, в 1891 году, носила ретроспективный характер : свыше 500 этюдов раскрывали творческую лабораторию художника. На другой, в 1893, демонстрировались произведения последнего времени.
Огромная работоспособность Шишкина проявлялась не только в живописи, но и в графике. В 1895 году вышел 4-ый альбом офортов уже знаменитого гравёра. Это явилось событием в художественной жизни России. Альбом включал 60 листов - всё лучшее, что создал мастер более чем за 20 лет.
Василий Иванович Немирович-Данченко писал в 1895 году : "Ни об одном из наших современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об Иване Ивановиче Шишкине, и едва ли кто-нибудь из его товарищей, обладает равным талантом, представляет собой такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какой является этот истинный "поэт природы".

Могила Ивана Ивановича Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Смерть подкралась к художнику неожиданно. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".

22 работы

Шишкин, Берёза и рябинки. Этюд (380*536)
Шишкин, В лесу графини Мордвиновой (380*282)
Берёза и рябинки. Этюд, 1878 В лесу графини Мордвиновой, 1891
38*28,5 см.; холст, масло 81*108 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
709*1000 px 1000*743 px
Шишкин, Дождь в дубовом лесу (380*231)
Шишкин, Дубки (380*230)
Дождь в дубовом лесу, 1891 Дубки, 1886
124*203 см.; холст, масло 112,8*164 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*607 px 1000*605 px
Шишкин, Дубы. Вечер (380*267)
Шишкин, Заросший пруд у опушки леса. Сиверская (380*536)
Дубы. Вечер. Этюд для картины "Дубовая роща", 1887 Заросший пруд у опушки леса. Сиверская, 1883
42*62 см.; холст на картоне, масло 56*42 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*703 px 709*1000 px
Шишкин, Лесные дали (380*269)
Шишкин, Папоротники в лесу. Сиверская. Этюд (380*222)
Лесные дали, 1884 Папоротники в лесу. Сиверская. Этюд
112,8*164 см.; холст, масло 36,2*59,6 смю; холст на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*707 px 1000*584 px

Николай Заболоцкий
"Вечер на оке"

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за тёмной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснёт,
Обыденности плотная завеса
С её красот мгновенно упадёт.

Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира
Сойдёт огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаёшь.

(1957)

Шишкин, Полевые цветы у воды (380*617)
Шишкин, Полянка (380*283)
Полевые цветы у воды. Этюд Полянка, 1897
22,4*14,2 см.; холст на картоне, масло 81,5*109 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Музей изобразительных искусств Татарии, Казань, Россия
616*1000 px 1000*743 px
Шишкин, Прогулка в лесу (380*299)
Шишкин, Рожь (380*217)
Прогулка в лесу, 1869 Рожь, 1878
34,3*43,3 см.; холст, масло 142*93 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*788 px 1000*572 px
Шишкин, Рубка леса (380*239)
Шишкин, Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (380*271)
Рубка леса, 1867 Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872
122*194 см.; холст, масло 117*165 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*630 px 1000*713 px
Шишкин, Утро в сосновом лесу (380*255)
Шишкин, Цветы на опушке леса (380*228)
Утро в сосновом лесу, 1889 Цветы на опушке леса. Этюд для картины "Лес на берегу моря"
139*213 см.; холст, масло 42*67 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1000*672 px 1000*710 px
Шишкин, Сосны, освещённые солнцем. Этюд (380*522)
Шишкин, "На Севере диком ..." (380*545)
Сосны, освещённые солнцем. Этюд, 1886 "На Севере диком...", 1891
102*70,2 см.; холст, масло 161*118 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Музей русского искусства,
Киев, Украина
728*1000 px 697*1000 px

Михаил Лермонтов

На Севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

(1841)

Шишкин, Берег озера (380*504)
Шишкин, В лесу. Упавшее дерево (380*531)
Берег озера, 1884 В лесу. Упавшее дерево, 1878
60*44 см.; бумага, уголь, мел 32,3*23 см.
   
754*1000 px 716*1000 px
Шишкин, Ай-Петри (380*250)
Шишкин, Горная речка (380*508)
Ай-Петри, 1879 Горная речка, 1886
31*47 см. 35*26 см.
   
1000*657 px 748*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru