Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 52  
Эль Греко

1541
(Кандия, Крит) -

7 апреля 1614 (Толедо, Испания)

Одни исследователи объясняют оригинальность его стиля врождённым астигматизмом, другие - искусственным освещением, при котором он предпочитал работать. Его творчество невозможно заключить в рамки общих представлений о живописи, поэтому они до сих пор вызывают споры.

Памятник Эль Греко в Кандии на Крите.

Доменико Теотокопули, прославившийся как Эль Греко, родился в 1541 году на Крите. В 1204 году, в результате IV Крестового похода, остров был захвачен венецианцами, а родной город художника Кандия стал в то время столицей этих владений Наисветлейшей республики. В результате взаимопроникновения и взаимовлияния западной (католической) и восточно-византийской (православной) культур на Крите сложился совершенно специфический духовный и художественный климат.

Отец Доменико, Георгий Теотокопули был сборщиком налогов, а старший на 10 лет брат Мануссос служил на таможне и состоял членом городской общины Кандии. Доменико, видимо, с детства проявлял интерес к живописи, а высокий социальный статус и состоятельность его семьи позволили ему посещать одну из лучших художественных мастерских города - предположительно, мастерскую Георгия Клонцаса, работавшего в манере великого православного иконописца Феофана Грека и адаптировавшего элементы западной иконографии к византийской традиции. Считается, что Доменико Теотокопули завершил образование в возрасте около 20 лет - во всяком случае, в документе, датированном 1566 годом, он уже упоминается как "gufaros" (греч. : "художник"), и при этом даже указывается его специализация - "мастер миниатюр и фресок".
"Эль Греко был великим философом и уникальным человеком. Такой же философской и исключительной была его живопись" (Франциско Пачеко, испанский художник, 1649)
Эль Греко, подобно многим своим коллегам - молодым художникам, интересовался итальянской живописной традицией, и это увлечение в конце концов побудило его отправиться в Венецию. Сохранились архивные документы, свидетельствующие о том, что Эль Греко прибыл в столицу Наисветлейшей республики в 1568 году. В тот период в искусстве Венеции господствовал Тициан (ок.1488-1576) - "счастливый человек", "избранник небес", как восторженно отзывался о нём Вазари (1511-1574). Этому признанному королю живописи, патриарху венецианской школы было уже около 80, но ни здоровье, ни слава, ни внимание публики и заказчиков, ни его великолепный, нестареющий талант не изменяли ему. Вот почему абсолютное большинство биографов уверено, что молодой амбициозный художник Теотокопули неизбежно должен был направиться именно в мастерскую Тициана. Манера письма великого венецианца наверняка стала для критского мастера полнейшим откровением, ведь на его родине художники писали исключительно темперой на деревянных досках - техника же масляной живописи открыла перед Доменико такие возможности, о которых он и не подозревал. Именно в Венеции он овладел основами перспективы, обобщающим широким мазком и познакомился с особенностями характерного "венецианского" колорита.
Неизвестно, какая причина вынудила художника переехать в Рим. Вполне возможно, что он решил начать самостоятельную карьеру. Но в Венеции того времени наблюдался явный переизбыток живописцев, что практически не оставляло надежды на быстрое и успешное продвижение . Однако в Риме, городе, избалованном первоклассными художниками, ему, приезжему иностранцу, без связей и покровительства рассчитывать было особенно не на что. Нужна была протекция, участие какого-нибудь влиятельного и заинтересованного лица, чтобы проникнуть в мир богатства и славы. И вскоре такой человек нашёлся : им оказался пожилой, но очень известный в Италии художник-миниатюрист Джулио Кловио. Старый мастер был в восторге от работ Эль Греко, которые тот привёз с собой из Венеции, и с удовольствием рекомендовал коллегу самому Алессандро Фарнезе. Под покровительством влиятельного кардинала молодой грек сразу получает несколько престижных заказов. В конце своего пребывания в Риме он записался в Академию Святого Луки. В документах зафиксирована дата этого события - 18 сентября 1572 года.
Возникшая необходимость быть приписанным к ремесленной гильдии для получения официального разрешения на профессиональную деятельность даёт все основания предполагать, что на определённом этапе Фарнезе отказал Эль Греко в покровительстве. Исследователи предполагают, что это произошло из-за того, что художник позволил себе в присутствии папы Григория XIII заметить о "Страшном Суде" Микеланджело : "Давайте уничтожим эту фреску, а я на её месте напишу другую, которая будет более целомудренной и благородной, однако не уступит первой в мастерстве исполнения". Такой наглой самоуверенности художнику не смогли простить не только покровители, но и коллеги.
Доменико Теотокопули вынужден покинуть Рим и переехать в Испанию, где в 80 километрах от Мадрида король Филипп II начал строительство огромного дворца-монастыря Эскориал и куда, в надежде получить выгодный заказ, стекались художники со всей Европы.
"Там, в Толедо, городе инквизиции и монахов, старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты, вдали от венецианской помпезности и римского снобизма, 40-летний Эль Греко находит наконец своё истинное призвание" (Поль Гинар, 1971)
Скорее всего, в Эскориале Эль Греко дали понять, что в услугах никому не известного художника там не нуждаются, поскольку уже в 1577 году мастер оказывается в Толедо - городе, который до решения Филиппа II (1561) переместить двор в Мадрид, являлся столицей Испанского королевства. Первый заказ, полученный мастером в этом городе - оформление алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуа - оказался очень важным для его карьеры, поскольку написанные им картины, среди которых знаменитые "Троица" и "Поклонение пастухов", были сразу же признаны шедеврами, а их автор, прозванный "Эль Греко" ("грек"), - "талантливейшим живописцем современности".

Дом Эль Греко в Толедо, ныне музей художника.

В 1579 году в Толедо произошло чрезвычайно важное событие - по случаю праздника Тела Христова в город приехал король Филипп II с супругой и дочерьми. Эль Греко постарался привлечь внимание высокого гостя к своей скромной персоне. И это ему удалось. Восхищённый работой мастера в местной церкви, король заказывает ему картину "Мученичество Святого Маврикия" для церкви Святого Лаврентия в том самом Эскориале, откуда художника "попросили" несколько лет назад. Теперь же Эль Греко с большим воодушевлением и надежной взялся за сложную и трудную работу, ведь от её исполнения зависело, быть или не быть ему в Эскориале. Художник хотел поразить короля чем-нибудь очень необыкновенным, из ряда вон выходящим. И фатально ошибся. Именно своеобразие картины и её смелые приёмы вызвали наибольшее недовольство Филиппа, который не принимал эксперименты в живописи и требовал от искусства традиционного решения. Эль Греко не суждено было стать придворным художником и, как показала его дальнейшая карьера, - к счастью. Прояви король больше благодушия и возьми он Эль Греко к себе на службу, - неизвестно, как сложилась бы судьба живописца, появилась бы у него возможность развиваться так свободно, как требовали того его талант и гордая, не допускающая компромиссов натура.

Эль Греко - это вызов,
Эль Греко - это молитва,
Эль Греко - это крик,
Эль Греко - это взгляд узника на солнце сквозь решётку,
Эль Греко - это ныряльщик, нашедший жемчужину"
(Жан Кокто, 1943)
В 1583 году художник навсегда возвращается в Толедо - город, в котором его любили и ценили. Он открывает мастерскую и не имеет недостатка в заказах, исполняя портреты влиятельных горожан и членов их семей, а также оформляя местные храмы. Именно в этот период Эль Греко создал свои самые лучшие произведения, среди которых особое место занимает картина "Погребение графа Оргаса" (1586-1588). Слава о мастере постепенно распространяется по всей Испании и выходит за её пределы.
Ещё в начале своей жизни в Толедо Эль Греко встретил молодую испанку - донью Херониму де лас Куэвас. Подробности их романа и семейной жизни не сохранились, а причина, по которой художник не скрепил своих отношений с возлюбленной законным браком, неизвестна. Зато известно, что в 1578 году у них родился сын - Хорхе Мануэль, единственный и горячо любимый, который так же, как и отец, стал живописцем, а позже проявил себя и в зодчестве.
В 1881 году директор Прадо публично заявляет, что намерен исключить из коллекции картины Эль Греко, поскольку "эти нелепые карикатуры не имеют ничего общего с истинными произведениями искусства". Пройдёт 100 лет, и руководство этого же музея не только выделит отдельный зал для экспонирования работ Эль Греко, но и станет активно засылать официальные запросы в крупнейшие музеи мира с предложением купить имеющиеся в их коллекциях полотна мастера из Толедо. Что же произошло?
Через некоторое время после смерти мастера в художественных кругах Испании стали появляться негативные суждения относительно самой личности Эль Греко и его творческого наследия. Художник и теоретик искусства Хусен Мартинес (1598-1641) назовёт мастера из Толедо "капризным и экстравагантным творцом", и это определение будет популярно в кругах сторонников классицизма в искусстве.
А биограф многих известных художников Антонио Паломино (1653-1726) заявит, что "из-за своей непомерной гордости и амбициозности Эль Греко специально писал безвкусные, совершенно непонятные и потому достойные лишь презрения картины - чтобы его не сравнивали больше с Тицианом".
Но главной причиной неприятия художника в самой Испании было всё-таки то, что он был по происхождению греком, а значит, иностранцем, чужаком. Таковым его продолжали считать вплоть до начала XIX века. С 1830-х годов мнение об искусстве великого мастера стало постепенно меняться. Общество готово было признать испанский характер его творчества, а его живопись, ранее приписываемую венецианской школе, стали называть типично испанской. И уже в начале XX века Эль Греко стали считать главным выразителем испанского мистицизма и одним из основоположников национальной художественной школы. В определённый период своей карьеры Эль Греко нашёл в себе силы освободиться от влияния итальянской живописи и создать собственный художественный мир. Как справедливо было замечено современным итальянским искусствоведом Р.Джорджи, "творческий поиск мастера, начавшись среди строго величия критских икон, привёл его к богатейшей палитре блистательных венецианских красок и завершился в Испании - земле сурового благочестия и благородного мужества, странных иллюзий и мистических переживаний". Грека Доменико Теотокопули, прошедшего школу итальянцев Тициана и Тинторетто, называют "истинно испанским" художником и возводят в ранг национальной святыни. Не многие местные художники удостоились такой чести в Испании - не говоря уже об иностранцах.
Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года. Перед смертью он не оставил завещания, но его сыну досталось в наследство около 200 картин и богатейшая библиотека, которую Эль Греко собирал в течение всей жизни. Иных сбережений у мастера не оказалось.

52 работы

Эль Греко, Погребение графа Оргаса (фрагмент), Автопортрет (380*509)
Эль Греко, Погребение графа Оргаса (380*472)
Погребение графа Оргаса (фрагмент), Автопортрет, 1586-1588 Погребение графа Оргаса, 1586-1588
460*360 см. 460*360 см.
Церковь Санто Томе,
Толедо, Испания
Церковь Санто Томе,
Толедо, Испания
747*1000 px 805*1000 px
Эль Греко, Апостолы Пётр и Павел (380*381)
Эль Греко, Мальчик, зажигающий свечу (380*452)
Апостолы Пётр и Павел Мальчик, зажигающий свечу, ок.1570-1575
121,5*105 см.; холст, масло 59*51 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Национальная галерея ди Каподимонте, Неаполь, Италия
997*1000 px 840*1000 px
Эль Греко, Портрет миниатюриста Джулио Кловио (380*275)
Эль Греко, Портрет Хорхе Мануэля (сына художника) (380*546)
Портрет миниатюриста Джулио Кловио, ок.1572 Портрет Хорхе Мануэля (сына художника),
1605-1606
63*88 см. 81*56 см.
Национальная галерея ди Каподимонте, Неаполь, Италия Музей изящных искусств, Севилья, Испания
1000*723 px 696*1000 px
Эль Греко, Святой Людовик IX, король Франции (380*471)
Эль Греко, Распятие с двумя донаторами (380*609)
Святой Людовик IX, король Франции, 1585-1590 Распятие с двумя донаторами, ок.1580
117*95 см. 250*180 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
806*1000 px 624*1000 px
Эль Греко, Поклонение пастухов (380*696)
Эль Греко, Благовещение (380*505)
Поклонение пастухов, 1612-1614 Благовещение,
ок.1570-1575
319*180 см. 26*20 см.; дерево, темпера
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
546*1000 px 753*1000 px
Эль Греко, Эсполио (Срывание риз со Христа) (380*643)
Эль Греко, Слёзы апостола Петра (380*480)
Эсполио (Срывание риз со Христа), 1577-1579 Слёзы апостола Петра, 1605
285*173 см. 102*84 см.
Кафедральный собор,
Толедо, Испания
Оспиталь ди Тавера,
Толедо, Испания
591*1000 px 792*1000 px
По закону, прежде чем принять картину ("Эсполио"), её должны были оценить эксперты самого собора и независимый оценщик. Все они единогласно заявили : достоинства картины "настолько велики, что не поддаются какой бы то ни было оценке". Но всё же было решено выплатить художнику 900 дукатов. Эта фантастическая по тем временам сумма вызвала возмущение капитула собора. Чтобы сбить цену, к картине Эль Греко начало придираться. Его обвинили в том, что "головы неотёсанных мужланов" оказались выше головы Христа, а присутствие трёх Марий вообще не соответствует каноническому тексту. Тяжба с капитулом затянулась, но Эль Греко держал себя гордо и независимо. Он отказался что-либо менять в картине, а суд уменьшил сумму гонорара ровно в 3 раза. По свидетельствам очевидцев, выходящий из зала суда Эль Греко воскликнул : "Предпочитаю бедность несвободе!"
Эль Греко, Сошествие Святого Духа (380*886)
Эль Греко, Распятие (380*714)
Сошествие Святого Духа, 1604-1610 Распятие, 1590-1600
275*127 см. 312*169 см.
Право,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
429*1000 px 532*1000 px
Эль Греко, Лаокоон (380*301)
Эль Греко, Святое семейство со Святыми Анной и Иоанном Крестителем (380*652)
Лаокоон, ок.1608-1614 Святое семейство со Святыми Анной и Иоанном Крестителем, ок.1585
137*172 см. 178*105 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США Музей Санта Крус,
Толедо, Испания
1000*793 px 583*1000 px
Эль Греко, Вид Толедо (380*426)
Эль Греко, Поклонение пастухов (380*571)
Вид Толедо, ок.1600 Поклонение пастухов
121*109 см. 163,8*106,6 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
893*1000 px 666*1000 px
Эль Греко, Поклонение пастухов (380*952)
Эль Греко, Святая Троица (380*651)
Поклонение пастухов Святая Троица, 1577-1579
111*47 см.; холст, масло 300*179 см.
Национальная галерея,
Рим, Италия
Прадо,
Мадрид, Испания
399*1000 px 584*1000 px
"7 апреля 1614 года Эль Греко наяву увидел тот ослепительный свет, который питал его воображение на протяжении всей жизни. Художник не умер. Художник стал частичкой Божественного света" (Жан Кокто, 1947)
Эль Греко, Воскресение (380*835)
Эль Греко, Крещение Христа (380*955)
Воскресение, 1605-1610 Крещение Христа,
1597-1600
275*127 см. 350*144 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
455*1000 px 398*1000 px
Эль Греко, Иоанн Богослов (380*472)
Эль Греко, Кающаяся Марии Магдалина (380*497)
Иоанн Богослов, 1594-1604 Кающаяся Мария Магдалина, 1580
102*77 см.; холст, масло 156,5*121 см.; холст, масло
Прадо,
Мадрид, Испания
Музей изящных искусств, Будапешт, Венгрия
805*1000 px 764*1000 px
Эль Греко, Христос на Кресте (380*487)
Эль Греко, Спаситель Мира (380*495)
Христос на Кресте,
1577-1579
Спаситель Мира, 1600
35*26 см.; холст, масло 72*57 см.; холст, масло
Частная коллекция Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания
781*1000 px 768*1000 px
Эль Греко, Вознесение Марии (380*671)
Эль Греко, Открытие пятой заповеди (380*427)
Вознесение Марии, 1577 Открытие пятой заповеди, 1608-1614
401*228 см. 225*193 см.; холст, масло
Институт искусств,
Чикаго, США
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
566*1000 px 889*1000 px
Эль Греко, Портрет мужчины (380*411)
Эль Греко, Портрет мужчины (380*489)
Портрет мужчины,
1584-1594
Портрет мужчины,
1583-1585
46*33 см.; холст, масло 81*66 см.; холст, масло
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
924*1000 px 777*1000 px
Эль Греко, Христос в Гефсиманском саду (380*308)
Эль Греко, Апостолы Андрей и Франциск (380*579)
Христос в Гефсиманском саду, 1605 Апостолы Андрей и Франциск, 1604
103*132 см.; холст, масло 167*113 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Прадо,
Мадрид, Испания
1000*811 px 656*1000 px
Эль Греко, Портрет Папы Пия V (380*511)
Эль Греко, Портрет доктора Франсиско де Пиза (380*453)
Портрет Папы Пия V,
1600-1610
Портрет доктора Франсиско де Пиза,
1610-1614
  107*90 см.; холст, масло
Частная коллекция,
Париж, Франция
Музей искусств Кимбелла,
Форт Уорт, Техас, США
744*1000 px 838*1000 px
Эль Греко, Мария (380*570)
Эль Греко, Портрет Феликса Паравичино (380*488)
Мария Портрет Феликса Паравичино, 1609
  112,1*86,1 см.; холст, масло
  Музей изящных искусств,
Бостон, США
667*1000 px 779*1000 px
Эль Греко, Святой Мартин и нищий (380*714)
Эль Греко, Святой Иероним кающийся (380*583)
Святой Мартин и нищий, 1597-1599 Святой Иероним кающийся, 1612-1614
193,5*103 см. 168*110 см.
Национальная галерея, Вашингтон, США Национальная галерея, Вашингтон, США
532*1000 px 652*1000 px
Картина "Святой Мартин и нищий" относится к числу работ Эль Греко, которые были с восторгом восприняты его современниками. Святой Мартин (IV век) родился на территории современной Венгрии, которая тогда относилась к римским владениям. Ещё в детстве Мартин был обращён в христианство и убежал в монастырь, но его отец, бывший военным трибуном, настаивал на том, чтобы сын стал солдатом. Мартин вступил в императорскую конницу и был направлен во Францию. Однажды в Амьене, холодным зимним днём, Мартину случилось повстречать нищего, который пытался спастись от холода, обмотавшись какими-то тряпками. Мартин снял свой плащ и, разрезав его мечом надвое, отдал половину нищему. В ту же ночь ему в видении явился Христос и сказал : "Сделай для меня то же, что ты сделал для этого бедного человека". И тогда Мартин решил посвятить свою жизнь служению Христу и попросил освобождения от военной службы. Когда император обвинил Мартина в трусости, тот сказал, что он готов воевать с врагом, вооружившись одним лишь крестом.
Эль Греко, Святой Себастьян (380*494)
Эль Греко, Святое Семейство со Святой Анной (380*463)
Святой Себастьян,
1577-1578
Святое Семейство со Святой Анной, ок.1595
  127*106 см.
  Оспиталь ди Тавера,
Толедо, Испания

769*1000 px

821*1000 px
Эль Греко, Видение Филиппа II (Аллегория Священной Лиги) (380*495)
Эль Греко, Мученичество Святого Маврикия (380*585)
Видение Филиппа II (Аллегория Священной Лиги), 1579 Мученичество Святого Маврикия, 1580-1582
140*110 см. 448*301 см.
Королевский замок, Эскориал, Толедо, Испания Королевский замок, Эскориал, Толедо, Испания

768*1000 px

650*1000 px
"Мученичество Святого Маврикия" была заказана королём Филиппом II для алтаря церкви Святого Маврикия в Эскориале. Когда 16 ноября 1582 года художник привёз готовое полотно, заказчик возмущённо отверг его и тут же заказал другую картину на ту же тему одному из присутствовавших при этом итальянских живописцев. Эстетика Эль Греко не соответствовала вкусам короля. Хотя Филипп II был истинным знатоком живописи, большим поклонником искусства Тициана и благосклонно принял более чем оригинальную работу мастера из Толедо "Видение...", он всё же был убеждён, что "святых следует изображать так, чтобы они побуждали молиться, а не убивали всякую охоту это делать".
Императору Максимилиану Галерию (IV в.) донесли, что военачальник из Апамеи Сирийской по имени Маврикий распространяет веру в Христа. Приведённые на судилище Маврикий с сыном Фотином и его воины твёрдо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились ни на уговоры, ни на угрозы. Тогда их немилосердно били, жгли огнём и терзали железными крюками. Фотина, твёрдо переносившего истязания, усекли мечом на глазах отца. Но и это жестокое испытание не сломило Маврикия, который, претерпев множество мучений, был казнён, а позже причислен к лику святых.
Эль Греко, Дама в горностаевых мехах (380*499)
Эль Греко, Крещение Христа (380*695)
Дама в горностаевых мехах, ок.1577-1578 Крещение Христа,
1608-1614
62*50 см. 330*211 см.
Художественная галерея,
Глазго, Великобритания
Оспиталь ди Тавера,
Толедо, Испания
761*1000 px 547*1000 px
Эль Греко, Изгнание торговцев из храма (380*311)
Эль Греко, Святой Себастьян (380*521)
Изгнание торговцев из храма, ок.1600-1605 Святой Себастьян,
1610-1614
106*130 см. 115*85 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Прадо,
Мадрид, Испания
1000*818 px

730*1000 px
Эль Греко, Вознесение Богоматери (380*788)
Эль Греко, Христос в Гефсиманском саду (380*579)
Вознесение Богоматери,
1607-1613
Христос в Гефсиманском саду, ок.1605-1610
347*174 см. 169*112 см.
Музей Санта Крус,
Толедо, Испания
Церковь Санта Мария,
Андухар, Испания
482*1000 px 656*1000 px
Эль Греко, Святой Иероним кающийся (380*407)
Эль Греко, Святой Иероним (380*482)
Святой Иероним кающийся, 1595-1600 Святой Иероним, 1609-1610
104*97 см. 30*24 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания Музей Бонна,
Байонн, Франция
934*1000 px 788*1000 px
Эль Греко, Святоя Вероника (380*403)
Эль Греко, Кардинал (380*602)
Святая Вероника, ок.1580 Кардинал, 1600
91*84 см. 170,8*108 см.
Музей Санта Крус,
Толедо, Испания
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
944*1000 px 631*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru