Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 10

 
Уильям Блейк

28 ноября 1757
(Лондон, Англия) -

12 августа 1827
(Лондон, Англия)

Уильям Блейк

(перевод А.Кудрявицкого)

Лондон
Где Темзе течь разрешено,
А улочкам - спиралью виться,
Брожу и вижу лишь одно:
Унылые, тупые лица.

Мужчина стонет ли без сил,
Ребенок ли зашелся в плаче,
Я чую : в воздухе застыл
Запрет беззвучный жить иначе.

Мальчишки-трубочиста вой
Не слышен в благостном соборе.
Увечный фронтовой герой,
К дворцам твое взывает горе.

И в час полночный здесь звучат
Девчонки уличной проклятья,
И новобрачные летят
Как будто к дьяволу в объятья.

(перевод С.Степанова)

Бракосочетание Неба и Ада. Предварение
Ринтра рычит, мечет молнии в небе нависшем;
Алчные тучи клокочут в пучине.

Некогда кроткий, опасным путем
Шел праведник
Долиною смерти.
Розы посажены в терние,
Пчелы поют
На опустошенной земле.

Вот путь опасный и ожил;
Бьют ключи
Из-под камней и надгробий,
Белые кости
Обросли алою перстью.

Злодей оставил покоя пути,
Чтоб опасными шествовать,
Вверг праведника в опустошенные земли.

Ныне аспид коварный
Пребывает в смиреньи,
Праведник же вопиет по пустыням,
Где обиталище львов.

Ринтра рычит, мечет молнии в небе нависшем;
Алчные тучи клокочут в пучине.

И как явлено новое небо, тому уже 33 года, восстал Вечный Ад. Вот и Сведенборг сидит, аки Ангел у гроба, в свитках своих сочинений, аки в холстине. Днесь господство Едома и восстановленье Адама в Едеме. Смотри Книгу пророка Исаии, гл. XXXIV, XXXV.
В отсутствие Противоположностей никакого движения нет. Притяжение и Отталкивание, Рассудок и Энергия, Любовь и Ненависть насущны бытию Человека.
Все то, что именуют чтущие религию Добром и Злом, из сих проистекает. Добро безвольно - им помыкает Рассудок. Зло же алчно и проистекает из Энергии.
Добро - Небо. Зло - Ад.

Уильям Блейк почти всю свою жизнь провёл в Лондоне. Однако на его веку было множество путешествий - "путешествий" внутрь самого себя, скрытого в самых загадочных снах и невероятных видениях.

 

Томас Филлипс "Портрет Уильяма Блейка"
(1807, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания)

 

 

Джордж Ричмонд "Уильям Блейк в возрасте 28 и 69 лет" (Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, США)

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года. Он был 2-ым из 5-ых детей чулочника, уже 20 лет живущего на Броад Стрит, 28, в районе Голден Сквер, в Лондоне. Семья Блейков живёт скромно, но не бедствует. Она принадлежит к довольно многочисленному в английской столице среднему классу. Но одно обстоятельство отличает её от других английских семей : Блейки - потомки диссентеров, очень радикального протестантского меньшинства.

В Великобритании того времени происходят необычайно важные события : промышленная революция. Её символическим началом считается восхождение на трон в 1760 году Георга III. Может быть этим обстоятельством в какой-то степени объясняется такая странная судьба художника и его постоянная отстранённость и отверженность в английском обществе той эпохи.
Маленький Уильям демонстрирует свою оригинальность с ранних лет. Более всего он интересуется изобразительным искусством. Так напишет впоследствии об этом Граб Робинсон, биограф Блейка : "Как только мальчик научился держать в руках карандаш, он сразу же принялся рисовать фигуры людей и животных и начал также, сначала довольно осторожно, копировать все гравюры, которые ему только удавалось найти". Это стало его страстью наперекор отцу, который довольно быстро понял, что Уильям не продолжит семейное дело. Тем временем в возрасте 8 лет ребёнок уже начинает говорить о своих "видениях". Он заявит, среди прочего, что увидел Всевышнего, за что подвергается насмешкам со стороны близких, а также его ждёт порядочный нагоняй. Уильям, которого абсолютно не понимают, а рассказам не верят, скоро станет в семье "белой вороной".
"У природы нет контуров, они есть лишь у воображения.
У природы нет мелодии, она есть лишь у воображения.
В природе нет ничего сверхъестественного,
и поэтому она распадается;
воображение - это вечность"
(Уильям Блейк)
Несмотря на все эти странности, отец Уильяма не противится призванию сына, поэтому маленький мальчик не будет ходить в школу. Ведь он сам скажет : "Для меня учёба является злом - это главный грех". И добавит : "Образование указывает прямые дороги, но именно крутые, не намеченные образованием дороги являются теми путями, которыми ступает Гений".
В возрасте 9 лет родители записывают Уильяма на уроки рисунка. Им очень хочется, чтобы сын получил в этой области профессиональную подготовку. Мальчик посещает школу на Страндзе, которой руководит Генри Парс, в те времена самую лучшую и популярную школу рисунка. Занятия проводятся на академическом уровне. Большинство времени ученики посвящают рисованию гипсовых моделей и копированию гравюр. Обучение на живых моделях запрещено, что очень импонирует пристрастиям Уильяма Блейка, который уже тогда был сторонником идеализированной формы.
Отец Блейка, видимо, также поддерживает этот путь приобретения знаний - он покупает сыну несколько гипсовых моделей, рисованием которых тот занимается после школьных занятий. Имея в распоряжении карманные деньги, Уильям начинает создавать свою собственную скромную коллекцию произведений искусства. Это увлечение он сохранит на всю жизнь. Когда почти перед самой смертью Блейка навестил Сэмюэл Палмер (1805-1881), последний напишет : "Никогда не забуду ни того вечера, когда М.Линнел захватил меня с собой к Блейку, ни тех спокойных минут, которые мы с ним провели, рассматривая старинные благородные камни, итальянские картины и гравюры XVI века".
В школе Генри Парса Уильям Блейк быстро становится заметной личностью. Юноша обладает оригинальным воображением не только в области рисунка. Ещё очень юным Блейк начинает писать стихи. Через 5 лет, проведённых у Парса, родители решают, что их сын должен, наконец, получить профессию. Таким образом Уильям окажется в мастерской гравёра Джеймса Базьера, члена Общества любителей старины, и останется там на 7 лет. Пребывание у мастера гравёрного искусства принесёт молодому человеку много пользы. Блейк познакомится у него с искусством древних и посвятит его изучению много времени. Однако самое большое впечатление на Уильяма произведёт "открытие" английской готики.
Оставаясь, по сути, наивным юношей, он продолжает пересказывать другим ученикам Базьера свои необыкновенные видения. Следствием этого становятся очередные шутки и жестокие насмешки : товарищи начинают называть его "mad Blake" - "безумный Блейк", дав ему прозвище, которое пристанет к нему на всю жизнь.
Когда Блейк овладеет основными методами и приёмами будущей профессии, учитель пошлёт его на лондонские улицы. Задание молодого художника - рисовать старые здания и церкви английской столицы. Этот опыт необычайно импонирует Уильяму, не скрывающему своей любви к готическому искусству, мельчайшие детали которого он будет точно передавать в альбомах для эскизов.
Блейк оставляет мастерскую Базьера в 1779 году. Наконец он может начать жизнь свободного человека и свободного художника.
В начале 80-х годов Уильям Блейк продолжает жить у родителей. Однако он уже начинает зарабатывать на жизнь, работая иллюстратором в английских газетах, в основном в "Novellist's Magazine" и "Ladie's Magazine". Чтобы пополнить свои знания и художественную технику, Блейк записывается в только что созданную школу при Королевской академии в Лондоне. Его пребывание там не продлится долго, так как он встретит у академиков всё то, что его отталкивает : ограниченность ума, консервативный вкус и цвет!
Блейк уже давно знает, что он никогда не станет "человеком своей эпохи" и предпочитает жить своими тайными мыслями, в мечтаниях посещать самых знаменитых писателей древних времён или "общаться со своими друзьями" - поэтом Джоном Милтоном (1608-1674), святым Павлом и царём Соломоном. Художник погружается в полное духовное одиночество.
Но одно событие всё же украсит его одинокую жизнь. Блейк знакомится с Джоном Флаксманом (1755-1826), скульптором и художником, с которым его будет связывать крепкая дружба. Встреча с этим человеком позволит Блейку выйти из плена одиночества. Через Флаксмана он знакомится с Йоханом Хайнрихом Фуссли (1741-1825), швейцарским художником, живущим в Англии, и начинает также посещать салон миссис Мэтью, где бывают светлые умы той эпохи.
Однако светская жизнь Блейка не успеет даже как следует начаться, так как в очередной раз его оригинальность будет неправильно истолкована. Уязвлённый тем, что его представляют как чудака, салонную диковинку, Блейк больше не появится в этом обществе. Он даже напишет сатирическое произведение "Остров на луне", в котором светские люди, посещающие салон миссис Мютью, смогут легко себя узнать.
"Вот большое, золотое правило как в искусстве, так и в жизни : чем выразительнее, чем острее и жёстче ограничивающая линия, тем совершеннее произведение искусства" (Уильям Блейк)
В 1752 году Уильям Блейк женится на Кэтрин Баучер. Он оставляет отчий дом и поселяется со своей супругой в районе Лейсестер Филдс. Для художника начинается спокойный период размеренной семейной жизни. Уильям тогда работает вместе со своим младшим братом Робертом, тоже художественно одарённым юношей. Смерть отца в 1784 году, кажется, не задевает Блейка особенно сильно. А вот смерть Роберта в возрасте 20 лет в 1787 году погружает Уильяма в глубокую печаль, из которой он уже никогда полностью не выберется. Страшный опыт потери повторяется вновь : незадолго до 1790 года он теряет свою нежно любимую мать.
В этот печальный период единственное утешение Блейк находит в работе. Более чем когда-либо изолированный, он трудится вдохновенно и плодотворно. В Ламбете, где он поселяется в 1790 году, его творческая деятельность становится необычайно интенсивной : рождаются тексты, стихи и гравюры. События, которые происходят во Франции в период революции и в Соединённых Штатах в ходе войны за независимость, приводят к тому, что художник начинает принимать участие в политических событиях. Однако его произведения республиканской направленности не принимаются издателями. В очередной раз Уильям ведёт борьбу, одинокий и непонятый.
На этот раз судьбу художника изменит любовь. Блейк постепенно охладевает к своей супруге и заводит роман с молодой служанкой, которая, по сути, становится его второй женой. Эта форма внебрачного сожительства вполне принимается Обществом друзей Сведенборга, к которому принадлежат Блейк и его жена. Но в конце концов Блейк отказывается от мысли развестись с законной супругой. Он останется с ней до конца, сделавшись для своих поклонников ещё и образцом добродетели. В 1800 году художник по совету одного из друзей поселяется вместе с Кэтрин в Фелфаме. Воодушевлённый прелестями деревенской жизни, он много работает, но вскоре начинает тосковать по столице и в 1803 году возвращается в Лондон.
Возвращение Блейка в родной город знаменует для него начало необычайно трудного периода. Его немногочисленные друзья отворачиваются от него. Другие - те, что из мира его фантазий - перестают его "посещать". Художник впадает в полную нищету. Отвага и вера начинают покидать его.
В 1809 году попытка Блейка экспонировать собственные произведения заканчиваются полным провалом. Немногочисленные посетители выставки называют его сумасшедшим, а критика устраивает полнейший разгром. В жизнь художника прочно входят Нищета и безысходность. Свидетельства о его существовании в этот период незначительны, что вызвано его полнейшей изоляцией. Блейка какое-то время даже считают умершим.
Но в 1817 году, когда для большинства лондонцев фамилия Блейка - далёкое воспоминание, молодой художник Джон Линнел (1792-1882), разглядывая одну из его гравюр, задаётся вопросом : "А что происходит с Блейком?" Никто не может на него ответить. Тогда Линнел направляется по последнему известному адресу мастера. Художник со своей женой по-прежнему проживает там и, кажется, очень удивлён визитом. Линнел сообщает ему о своём восхищении его произведениями, между ними завязывается дружба. Вскоре "Старики из Шорехама" (группа молодых художников, выходцев в основном из Шорехама) начинают посещать Блейка. Принадлежащий к этой группе Сэмюэл Палмер, который знакомится с мастером в 1824 году, вскоре станет одним из самых больших его поклонников и последователей.

Памятник у предполагаемого места захоронения Уильяма Блейка на кладбище Банхилл Филдс в Лондоне.

Вскоре всё начинает меняться. Так "безумие" Блейка становится "гениальностью". Воодушевлённый этим запоздалым признанием, 65-летний мастер плодотворно работает, выполняя множество акварелей и гравюр. В 1825 году Королевская академия, от которой художник так долго держался в стороне, наконец оценит должным образом значение его творчества : художнику назначают месячную пенсию в размере 25 фунтов стерлингов. Блейк соглашается на это, заботясь о своей жене Кэтрин, - ведь сам он чувствует приближающийся конец. В 1827 году болезнь приковывает художника к постели. Он умирает 12 августа, "исполняя свои собственные песни славы и радости, наполненные тем видением, которое осветило его смерть так же, как раньше поддерживало и вдохновляло его жизнь" - так выразится о его кончине Кэтрин Рейн.

10 работ

Блейк, Сотворение мира (Уризен, создающий мир) (380*523)
Блейк, Элохим, создающий Адама (380*297)
Сотворение мира (Уризен, создающий мир), 1791 Элохим, создающий Адама, 1795
30,4*23,6 см.; монотипия, тушь 43*53,5 см.; цветная монотипия, ретушированная пером и акварелью
Музей Фитцвильям,
Кэмбридж, Великобритания
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
727*1000 px 1000*782 px
"...поскольку он воспринимал этот мир как зло, он считал его творением злого духа. Поэтому это видение имеет характер кошмара, и циркуль блестит подобно молнии в ночную грозу" (Гомбрих, 1950).
Блейк, Красный дракон и женщина, облачённая в солнце (380*466)
Блейк, Геката (380*281)
Красный дракон и женщина, облачённая в солнце, ок.1805 Геката, 1795
40,8*33,7 см.; холст, перо, акварель 43,9*58,1 см.; цветная монотипия, ретушированная чернилами и акварелью
Национальная галерея, Вашингтон, США Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
816*1000 px 1000*740 px
Блейк, Иллюстрация к "Америка, пророчество" (380*526)
Блейк, Красный дракон и женщина, облачённая в солнце (380*491)
Иллюстрация к
"Америка, пророчество"
Красный дракон и женщина, облачённая в солнце, ок.1805
офорт 43,5*34,5 см.; бумага, чёрный карандаш, акварель
  Бруклинский художественный музей, Нью-Йорк, США
723*1000 px 774*1000 px
Блейк, Ньютон (380*282)
Блейк, Лаокоон, Иегова с Сатаной и Адамом (380*462)
Ньютон, 1795 Лаокоон, Иегова с Сатаной и Адамом, ок.1820
43,9*58,1 см.;цветная монотипия, ретушированная пером и акварелью гравюра
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания Музей Фитцвильям,
Кэмбридж, Великобритания
1000*743 px 822*1000 px
"Руссо, Вольтер, смейтесь,
Смейтесь, сколько хотите!
Бросайте на ветер слова, песок.
Ветер их обратно в лицо вам метёт"
(Уильям Блейк "Mock on, mock on, Voltaire, Rousseau")
Блейк, Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте : Беатриче обращается к Данте с Колесницы (380*268)
Блейк, Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте : Данте, преследуемый тремя хищниками (380*261)
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте : Беатриче обращается к Данте с Колесницы (Чистилище, песнь XXX, 31-81),
1824-1826
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте : Данте, преследуемый тремя хищниками (Ад, песнь I),
1824-1826
37,2*52,7 см.; бумага, перо, акварель 37*52,8 см.; бумага, карандаш, тушь, акварель
Галерея Тейт, Лондон, Великобританияия Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
1000*706 px 1000*688 px

"...В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, облачена
В зелёный плащ и в платье огне-алом.

И дух мой, - хоть умчались времена,
Когда его ввергала в содроганье
Одним своим присутствием она,

А здесь неполным было созерцанье, -
Пред тайной силой, шедшей от неё,
Былой любви изведал обаянье.

Едва в лицо ударила моё
Та сила, чьё, став отроком, я вскоре
Разящее почуял остриё,

Я глянул влево, - с той мольбой во взоре,
С какой ребёнок ищет мать свою
И к ней бежит в испуге или в горе, -

Сказать Виргилию : "Всю кровь мою
Пронизывает трепет несказанный :
Следы огня былого узнаю!"

Но мой Виргилий в этот миг нежданный
Исчез, Виргилий, мой отец и вождь,
Виргилий, мне для избавленья данный.

Все чудеса запретных Еве рощ
Омытого росой не оградили
От слёз, пролившихся как чёрный дождь.

"Дант, оттого что отошёл Виргилий,
Не плачь, не плачь ещё; не этот меч
Тебе для плача жребии судили".

Как адмирал, чтобы людей увлечь
На кораблях воинственной станицы,
То с носа, то с кормы к ним держит речь,

Такой, над левым краем колесницы,
Чуть я взглянул при имени своём,
Здесь поневоле вписанном в страницы,

Возникшая с завешенным челом
Средь ангельского празднества - стояла,
Ко мне чрез реку обратясь лицом.

Хотя опущенное покрывало,
Окружено Минервиной листвой,
Её открыто видеть не давало,

Но, с царственно взнесённой головой,
Она промолвила, храня обличье
Того, кто гнев удерживает свой :

"Вгзляни смелей! Да, да, я - Беатриче.
Как соизволил ты взойти сюда,
Где обитают счастье и величье?"

Глаза к ручью склонил я, но когда
Себя увидел, то, не молвив слова,
К траве отвёл их, не стерпев стыда.

Так мать грозна для сына молодого,
Как мне она казалась в гневе том :
Горька любовь, когда она сурова..."

(Данте "Божественная комедия.Чистилище",
Песнь XXX : Земной Рай. - Появление Беатриче; 31-81)


Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru