Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 8

 
Джон Констебл

11 июня 1776
(Ист Бергхолт, Англия) -

31 марта 1837
(Лондон, Англия)

Джон Констебл, сын мельника из графства Саффолк, мечтает стать художником, более того, он с ранних лет стремится стать самым знаменитым английским живописцем современности.

Ритм его творчества часто определялся радостями и невзгодами личного характера, однако в конце жизни именно живопись становится смыслом его существования.

В XVII веке предки художника покинули Йоркшир, расположенный на севере Англии, чтобы поселиться на юго-востоке, в графстве Саффолк, на границе с Эссексом. Причина переезда проста : благодаря плодородным землям этого края Констебла рассчитывали быстро разбогатеть. Так и получилось : тяжёлый труд 3 поколений на земле позволил семье Голдина Констебла жить в достатке, ни в чём не нуждаясь. Голдин - владелец нескольких водяных и ветряных мельниц, вместе с женой и детьми проживает в деревне Ист Бергхолт, расположенной в живописной Дэдхемской долине.

11 июня 1776 года на свет появляется Джон - 4-ый ребёнок в семье Констеблов. Новорождённый был слабым, с трудом дышал и казался совершенно нежизнеспособным. Как и положено в подобных случаях, отец приглашает священника, чтобы тот поскорее окрестил умирающего ребёнка. К счастью, опасения родителей оказались напрасными - мальчик выжил.
Когда Джону исполняется 7 лет, родители, следуя традиции, с незапамятных времён существовавшей в состоятельных английских семьях в конце XVIII века, отправляют сына в пансион.
Через 6 месяцев он возвращается растерянный и несчастный : разлука с родными угнетала ребёнка. Весьма неохотно расставшись с идеей дать сыну престижное образование, родители записывают его в обычную деревенскую школу Ист Бергхолта, где Джон учится в течение последующих 10 лет. Параллельно он посещает семинары сэра Джона Дансорна - местного художника-аматора, большого почитателя искусства. Вместе с учителем юный Констебл много путешествует по окрестностям Ист Бергхолта, после чего возвращается домой с целым ворохом рисунков и эскизов.
Отец Джона поначалу воспротивился увлечению сына. И у него была на то веская причина : зажиточный мельник мечтал, чтобы наследник продолжил его дело. Джон поначалу соглашается с отцом и всё свободное от учёбы в школе и занятий у Дантона время проводит на отцовских мельницах, пытаясь освоить это нелёгкое ремесло. "То была дорога, совершенно отличная от той, о которой я мечтал!" - напишет он позже в письме к другу.
Помог случай : в 1794 году Джон знакомится с сэром Джорджем Бомонтом - известным коллекционером. Бомонт горячо поддерживает Джона в его стремлении быть художником и советует ему для начала копировать работы великих мастеров прошлого. Он показывает молодому человеку свою богатую коллекцию, акварели английского художника Томаса Гёртина (1775-1802), а также небольшую картину Клода Лоррена (1699-1682) "Агарь", которые вызывают у молодого Констебла настоящий восторг.
Через 2 года после встречи с Бомонтом Констебл отправляется в своё 1-ое путешествие в Лондон : он сопровождает отца, который едет в столицу по коммерческим делам. В доме у сестры матери Констебл-младший знакомится с известными лондонскими художниками. И каждый из новых приятелей пытается давать начинающему живописцу свои советы. Так, один предлагал Констеблу учиться живописи по академическим учебникам, второй настаивал на изучении анатомии, третий и вовсе советовал вернуться к мельницам, поскольку жизнь живописца полна трудностей и лишений.
Констебл приезжает домой в полной растерянности : его терзают сомнения. И тут совершенно неожиданно повёл себя отец будущего художника. Он предложил Джону начать серьёзное обучение живописи, в процессе которого и станет понятно, есть ли у того какие-то шансы добиться успеха в этой профессии.
3 февраля 1799 года 22-летний Констебл снова приезжает в Лондон и поступает в Королевскую Академию - официальную школу живописи. Выделенных отцом денег вполне хватает на то, чтобы арендовать отличную 3-комнатную квартиру в престижном квартале, а в одной из комнат даже устроить мастерскую. Таким образом, молодому Констеблу были созданы прекрасные условия для учёбы и жизни в Лондоне. Тем не менее, проходит совсем немного времени, и его, выходца из деревни, начинает тяготить столичная суета. Светской жизни он предпочитает одиночество, шумным улицам - тишину природы. И снова отец идёт навстречу : в 1802 году он строит будущему художнику мастерскую в Ист Бергхолте.
Констебл много путешествует. В 1801 году он вместе с дальним родственником Даниэлем Уэлли посещает Дербишир, расположенный в центральной Англии, а 2 года спустя молодые люди отправляются в круиз по Темзе. Констебл постоянно работает : его альбомы заполняются набросками и эскизами к будущим картинам. Главными мотивами становятся корабли, плывущие по реке, и ... небо над Темзой. Когда круиз подходит к концу и судно с путешественниками благополучно прибывает в Довер, рассеянный Констебл сходит на берег, оставив в каюте все свои альбомы! Только через год, когда корабль вернётся из очередного рейса, художнику удастся забрать свои работы.
В 1806 году Констебл открывает для себя пейзажи северо-западной Англии. Озёра и заливные луга этого края производят на художника неизгладимое впечатление и, конечно, находят отражение в его творчестве. В этот период он пробует себя в акварели и часто обращается к творчеству Томаса Гёртина (1775-1802), который был признанным мастером в этой живописной технике. Кроме того, Констебл исследует возможности угля и карандаша, а также пишет маслом на кусочках холста маленького размера. Со временем художник становится известным среди любителей живописи, появляются предложения написать чьи-то портреты, фрагменты алтарей соборов или картины, представляющие дома заказчиков. Констебл выполняет эти заказы, однако, они не приносят художнику ни особого дохода, ни творческого удовлетворения.
С 1802 года художник ежегодно выставляет свои работы на выставке Королевской Академии, однако они остаются не замеченными как критикой, так и публикой. Учитывая этот факт, Констебл считает неуместным выставление свой кандидатуры на выборах членов Академии, хотя давно мечтает об этой должности. Он понимает, что должен совершенствовать своё мастерство, и упорно работает.
В 1809 году Констебл проводит летние месяцы в Лондоне, работая над заказными портретами. Закончив работу, он сразу же отправляется в Ист Бергхолт. Художник чувствует необыкновенный творческий подъём : отныне он может полностью посвятить себя любимому делу - написанию пейзажей. Однако плодотворной работы не получилось : художник влюбляется в 22-летнюю Мэри Бикнелл, которая отвечает ему взаимностью. Семья Мэри противится этой связи : её отец, высокопоставленный чиновник, считая профессию избранника дочери легкомысленной и нестабильной с точки зрения доходов, желает своей дочери лучшей судьбы, чем быть женой художника.
Так начинаются 7 трудных лет, наполненных расставаниями и тайными встречами, в течение которых Констебл неоднократно просил руки Мэри у её родителей, но неизменно получал отказ.
Художник с головой уходит в работу. Он пишет днём и ночью, пытаясь забыть то моральное унижение, которому его подвергли во время очередного сватания.
В 1815 году Энн Констебл, мать художника, во время работы в саду внезапно падает, поражённая инсультом. Целый месяц врачи борются за её жизнь, но безуспешно : в мае миссис Констебл умирает. Художник глубоко потрясён смертью матери, которую боготворил. У него даже нет сил, чтобы пойти на похороны.
Через несколько недель после этой трагедии приходит новая страшная весть : кузен Констебла, Джеймс Губбинс, погиб в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года.
В следующем году умирает отец художника, который так и не смог оправиться после кончины любимой жены.
Младший брат художника, Абрам, принимает на себя управление мельницами, а Джон получает часть наследства в виде годичной ренты в 200 фунтов, которая может обеспечить ему безбедное существование.
В 1816 году Констебл женится на Мэри Бикнелл. Её родственники были просто поставлены перед фактом. Молодожёны поселяются в недавно купленном Констеблом доме, расположенном в престижном лондонском квартале. Через год, 4 декабря 1817 года, рождается их первенец - Джон Чарльз. Всего же у Констеблов будет 7 детей.
Семья растёт, и годичной ренты становится недостаточно, картины же Констебла покупаются не слишком активно : в то время в Англии пейзажная живопись не пользуется особым спросом, поэтому Констеблу очень трудно найти покупателей для своих картин. В 1824 году выставленная на парижском Салоне работа Констебла "Телега для сена" удостаивается восторженных отзывов критики, а её автора награждают Большой золотой медалью Салона. Французские художники-романтики, в особенности Делакруа (1798-1863), любовались свежестью и блеском этой картины. Во Франции увлечение творчеством англичанина было повсеместным и привело к тому, что Констебл стал получать такое количество заказов на написание картин, что с трудом справлялся с корреспонденцией, которую ящиками доставляли ему лондонские почтальоны.
Однако художника ничто не радует, он в отчаянии : любимая жена Мэри заболела туберкулёзом.
В том же, 1824 году, озабоченный состоянием её здоровья, художник впервые вывозит семью на летний отдых в Брайтон - известный курорт, куда съезжается обычно английский бомонд. Художник не любит атмосферу светских вечеринок, он предпочитает одиночество и тишину, поэтому возвращается в Лондон и погружается в работу. После посещения курорта состояние здоровья Мэри улучшается, но ненадолго. Ослабленная последними родами, она умирает 23 ноября 1828 года.
Убитый горем художник восклицает : "Жизнь потеряла смысл. Ничто не может меня утешить". Личная трагедия наносит отпечаток и на творчество художника. В письме брату он признаётся : "Я никогда уже не буду чувствовать того, что чувствовал раньше. Мир для меня перевернулся". Констебл нанимает для своих детей няню и всю окружает их трогательной заботой и вниманием.
В 1829 году Констебл становится членом Королевской Академии. В этом же году на выставке Академии он представляет "Замок Хэдли" - картину, написанную сразу после смерти жены и поэтому наполненную атмосферой скорби и печали.
Констебла давно мучают приступы ревматизма. Особенно обидно, что болезнь в первую очередь поражает руки живописца. Констеблу приходится нанимать помощника, чтобы закончить серию гравюр, начатую ещё до болезни. Испытывая страшные боли в суставах, художник практически не машет маслом, он работает в технике акварели, которая требует меньших усилий. Однако и в акварели талант Констебла проявляется в полную силу, о чём может свидетельствовать хотя бы "Возвышенность Олд Сарум" (1833).
Художник вконец измучен болезнью и всё чаще говорит о скорой смерти. Сын Констебла вспоминает, что когда в начале 1837 года отец провожал его в Восточную Индию, то прощался так, будто был уверен, что они больше никогда не увидятся.

Могила Джона Констебла в Лондоне.

Так и случилось : 31 марта 1837 года художник скоропостижно умирает от инфаркта. После смерти Констебла его картины дёшево распродаются. К сожалению, настоящая слава и признание его творчества опоздают на несколько десятилетий.

8 работ

Джон Констебл, Автопортрет (380*568)
Джон Констебл, Собор в Солсбери (380*295)
Автопортрет, 1806 Собор в Солсбери
  88*111,8 см.; холст, масло
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
669*1000 px 1000*777 px
Джон Констебл, Постройка барки (380*311)
Джон Констебл, Флэтфордская мельница (380*311)
Постройка барки,
1814-1815
Флэтфордская мельница, 1817
50,8*61,6 см. 102*127 см.
Музей Виктории и Альберта,
Лондон, Великобритания
Музей Виктории и Альберта,
Лондон, Великобритания
1000*819 px 1000*818 px
Джон Констебл, Хлебное поле (380*444)
Джон Констебл, Портрет Мэри Бикнелл (380*497)
Хлебное поле,
1826
Портрет Мэри Бикнелл, 1816
143*122 см. 30*25 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
856*1000 px 764*1000 px
Джон Констебл, Плотина и мельница в Дэдхеме (380*267)
Джон Констебл, Телега для сена (380*262)
Плотина и мельница в Дэдхеме, 1820 Телега для сена,
1821
54,6*77,5 см. 130,5*185,5 см.
Музей Виктории и Альберта,
Лондон, Великобритания
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*703 px 1000*689 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru