Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 24

 
Томас Лоуренс

13 апреля 1769
(Бристоль, Англия) -

7 января 1830
(Лондон, Англия)

Блестящий портретист, Томас Лоуренс оставил очень заметный след в истории живописи Англии. Его работы приводили в восхищение даже многих его коллег, что во все времена является наивысшей похвалой.

Томас Лоуренс родился в Бристоле на Redcross Street, 6 в семье управляющего акцизами Томаса Лоуренса и дочери священника Люси Рид. Из 16 детей Томаса старшего и его жены Люси выжили после рождения только 5 - Томас был старшим из них. Вскоре после рождения Томаса его отец решил расширить своё дело и купил гостиницу недалеко от места обитания семьи на Broad Street. К сожалению ожидаемого процветания гостиница не принесла и Лоуренс старший решает вместе с семьёй переехать в городок неподалёку - Devizes, место паломничества лондонской аристократии, любившей местные целебные воды - где будет управлять уже другой гостиницей.

Здесь, в Devizes, довольно рано проявился талант Томаса к творчеству - он прекрасно рисовал и читал стихи, чем не замедлил воспользоваться его предприимчивый отец. Всех посетителей гостиницы он часто приветствовал словами : "Господа, вот мой сын - для Вас он будет читать стихи и, если Вы пожелаете, нарисует Ваш портрет?"
Среди тех, кто однажды попал на декламацию Томми, как его все называли, был знаменитый актер Дэвид Гаррик.
Сколько-нибудь системного образования в детстве будущий художник, тем не менее, не получил. Чем он только не занимался до своих 10 лет. Немного французского и латыни, немного танцев, фехтования, бокса и бильярда.
В возрасте 10 лет слава вундеркинда Томаса Лоуренса младшего распространилась настолько широко, что о нём стали писать в газетах как о "таланте, способном самостоятельно, без чьей-либо помощи мастерски копировать исторические картины".
Дела Лоуренса старшего шли плохо, в 1779 году он был объявлен банкротом, и семья переехала в Бат. С этого момента Томми пришлось уже своими, в основном пастельными, портретами зарабатывать для семьи, по 3 гинеи за одну работу.
Среди его моделей были герцогини Девонширские, Сара Сиддонс, Уоррен Гастингс, сэр Генри Харпур. Последний даже предложил родителям Томми отправить мальчика за счёт самого мецената на учёбу в Италию. Но отец это предложение не принял.
Талантливый, обаятельный, привлекательный и, что не менее важно для среды, в которую он попал, удивительно скромный, Лоуренс стал очень популярен. Его поддержали своими советами художники Уильям Хор и Мэри Хартли; многие состоятельные жители города позволяли ему изучать и копировать находящиеся в их коллекциях произведения. Так и получилось, что одна из копий - "Преображение" Рафаэля - получила первый приз от общества искусств в Лондоне "Золотая палитра" и премию в 5 гиней.
Незадолго до своего 18-летия в 1787 году Лоуренс прибывает в Лондон и снимает квартиру на Лестер-сквер, неподалеку от студии Джошуа Рейнольдса. Знакомство со знаменитым соотечественником не заставило себя долго ждать. Рейнольдс посоветовал молодому художнику изучать природу, а не старых мастеров.
Лоуренс снял студию на Jermyn Street, 41 и уже в том же 1787 году выставил несколько работ на выставке Королевской Академии в Сомерсет-Хаусе. Академики без долгих размышлений зачислили молодое дарование студентом Академии, где впрочем он проучился недолго. Отказавшись от бесконечных штудий классических статуй, Томас бросает Академию и решает сосредоточиться на своей портретной живописи и изучении технике работы маслом. На выставке Королевской Академии в 1788 Лоуренс был представлен уже 5 работами в пастели и 1-ой маслом.
В дальнейшем, в период между 1787 годом и годом его смерти 1830-ым, он только 2 раза не будет принимать участия в выставках Академии : в 1809-ом - в знак протеста против порядка размещения его картин на выставке, и в 1819, когда был за границей.
В 1789 году он выставил 13 портретов, почти все маслом. Работы получили благоприятные отзывы в прессе, а один из критиков даже воскликнул "сэр Джошуа, будущее не за горами".
В возрасте всего лишь 20 лет Лоуренс получил свою первую повестку явиться в Королевский дворец для работ над портретами королевы Шарлотты и принцессы Амелии.
Правда королеве работа Мастера, как и он сам, не понравились (она посчитала его довольно самонадеянным; хотя справедливости ради надо сказать, что на принцесс он произвёл неплохое впечатление), поэтому она осталась в студии Мастера и пробыла там до самой его смерти.
В 1790 году портрет Королевы Шарлотты был выставлен в Академии и получил очень хорошие отзывы критиков. Этот год был очень удачным в портретном искусстве Лоуренса. Именно тогда он написал один из самых известных своих портретов - актрисы Элизабет Фаррен, будущей графини Дерби.
В 1791 году Лоуренс был избран ассоциированным членом Королевской Академии, а в следующем, в связи со смертью сэра Джошуа Рейнольдса, король Георг III назначил его "художником-медиком его величества". Новый статус заставил художника сменить свою старую мастерскую на новую, более просторную.
В 1794 году он стал действительным членом Королевской Академии. Это вызвало, к сожалению, и дополнительные расходы, к которым художник был совершенно не готов. Пришлось занимать у богатых заказчиков, друзей, причём так много, что расплатиться за эти долги он уже не сможет никогда.
Собственно биографам Лоуренса так и не удалось обнаружить источники его долгов, он был необыкновенный труженик (в одном из своих писем он назвал себя «мельничная лошадь бизнеса»), а, кроме того, не считался уж большим щёголем. Лоуренс сам говорил : "Я никогда не был ни экстравагантным, ни расточительным, не играл в карты и на скачках, не любил дорогие развлечения».
Многие склоняются к тому, что причиной его больших денежных затруднений была щедрость по отношению к своей семье и друзьям, неумелое ведение своих финансовых дел и затраты на покупки работ старых Мастеров живописи.
Не вносила порядка в его жизнь и неразбериха в любовных увлечениях. Сначала Томас влюбился в Салли Сиддонс, затем обратил свой любовный взор на её сестру Марию, затем вновь вернулся к Салли.
Обе сестры имели хрупкое здоровье. В 1798 году умирает Мария, перед смертью вымолив обещание у Салли никогда не выходить замуж за Лоуренса. Салли сдержала свое обещание и отказала художнику в каких-либо свиданиях, до своей смерти в 1803 году.
Лоуренс продолжал дружить с матерью двух своих возлюбленных и даже написал несколько её портретов. Художник так никогда и не женился. В последующие годы у него было ещё 2 страсти - Элизабет Крофт и Изабелла Вольф. Предполагают, что именно Лоуренс был отцом сына Изабеллы Германа.
Работы Лоуренса вне портретной тематики очень редки. Разве что в начале 1790-х годов он выполнил 2 исторические картины : небольшую "Гомер читает свои стихи" и, наоборот, огромную, "Сатана призывает свои легионы" для иллюстрации строк произведения Джона Мильтона "Рай".
1797 год для Лоуренса начался печально - в течение нескольких месяцев не стало обоих его родителей.
Популярность его растёт, количество заказов возрастает так, что приходиться нанимать помощников, некоторые из которых в будущем станут довольно известными мастерами, такие как Уильям Этти и Джордж Генри Харлоу.
В 1810 году, благодаря патронажу английского принца-регента, Томас отправляется за границу для работ над портретами лидеров союзных против Наполеона государств : герцога Веллингтона, генерал-фельдмаршал фон Блюхера и генерала Платова.
22 апреля 1815 года король присвоил Томасу Лоуренсу почётное рыцарское звание.
100-дневная реставрация Наполеоновского режима не остановила Лоуренса - он поехал в Париж и там наконец-то увидел ту картину Рафаэля, которая принесла ему первую славу. "Преображение" Наполеон привёз из Италии.
В 1818 году Лоуренса снова приглашают сделать портреты лидеров стран, победивших Наполеона. Сначала он работал в Ахене, а затем на конференции стран-победителей в Вене. Среди моделей художника были российский царь Александр, император Австрии Франц I, король Пруссии, генерал-фельдмаршал князь Шварценберг, эрцгерцог Австрии Карл и его жена Генриетта, Наполеон II.
В мае 1819 года по просьбе английского принца-регента он выезжает из Вены в Рим для работы над портретами папы Пия VII и кардинал Консалви.
За время отсутствия Лоуренса на родине умер президент Королевской академии Бенджамин Уэст. И в день возвращения художника в Лондон, 20 марта 1820 года, в тот же вечер, художник был избран новым президентом, должность, которую он будет занимать вплоть до своей смерти через 10 лет.
28 февраля 1822 года он был избран членом Королевского общества "за его превосходство в искусстве". Королевские милости продолжалась в течение всех 1820-х годов, в том числе за портреты сестры короля Софии, Вальтера Скотта и короля Франции Карла X.
Томас Лоуренс скоропостижно скончался 7 января 1830 года, через несколько месяцев после смерти своего самого преданного друга Изабеллы Вольф. В течение нескольких месяцев художник испытывал сильные боли в груди, но продолжал работать и вести активный образ жизни. Во время игры с сестрой в регби, когда у них в гостях были друзья Элизабет Крофт и Арчибальд Кейтли, Томас неожиданно упал. Врачи ничего уже не смогли сделать. Лоуренс был похоронен 21 января в пределе собора Святого Павла в Лондоне. Среди провожающих был Уильям Тёрнер, который позже по памяти нарисовал эскиз сцены похорон своего коллеги - Томаса Лоуренса.
После смерти художника в его мастерской осталось довольно много незаконченных работ. Некоторые из них были завершены помощниками и учениками художника. Вся коллекция и работы Лоуренса были проданы с аукциона, но позднее их лихорадочно выискивал Британский музей, хотя сначала по завещанию мог претендовать на всю коллекцию бесплатно. Отказавшись от дара по завещанию, музею пришлось позже об этом сильно пожалеть.
Друзья Лоуренса попросили шотландского поэта Томаса Кэмпбелла написать биографию художника. Поэт выполнил работу, но, к сожалению, она, выпущенная в 1831 году, грешила довольно серьёзными неточностями. Следующая биография художника руки лорда Рональда Гауэра вышла в свет только почти через 70 лет, в 1900 году.
Одна из работ Томаса Лоуренса - портрет Георга IV - хранится в ватиканской Пинакотеке. И это единственная британская работа в этом знаменитом собрании.

24 работы

Лоуренс, Автопортрет (380*447)
Лоуренс, Портрет Марии Липли (380*462)
Автопортрет, 1787-1788 Портрет Марии Липли
59*50 см.; холст, масло пастель
Художественный музей, Коллекция Бергера, Денвер, США  
850*1000 px 576*700 px
Лоуренс, Портрет королевы Шарлотты (380*627)
Лоуренс, Портрет Салли Сиддонс (380*494)
Портрет королевы Шарлотты (1744-1818), 1789-1790 Портрет Салли Сиддонс (1775-1803)
239,5*147 см.; холст, масло 143,4*111,8 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
 
606*1000 px 769*1000 px
Лоуренс, Портрет Генри Дандаса (380*458)
Лоуренс, Портрет Папы Пия VII (380*578)
Портрет Генри Дандаса Портрет Папы Пия VII, 1819
  178*269 см.; холст, масло
Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания Королевская коллекция,
Виндзор, Великобритания
829*1000 px 658*1000 px
Лоуренс, Портрет Элизабет Фаррен (380*623)
Лоуренс, Маргарет, княгиня Блесингтонская (380*490)
Портрет Элизабет Фаррен (1759-1829), до 1791 Маргарет, княгиня Блесингтонская
(1789-1849), 1822
146,1*238,8 см.; холст, масло 67*91 см.; холст, масло
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Коллекция Уоллеса,
Лондон, Великобритания
610*1000 px 775*1000 px
Лоуренс, Портрет Фюрстин Ливен (380*467)
Лоуренс, Женский портрет (380*450)
Портрет Фюрстин Ливен, ок.1820 Женский портрет, до 1793
46,5*39 см.; холст, масло 63,5*70 см.; холст, масло
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания Художественный музей, Коллекция Бергера, Денвер, США
813*1000 px 845*1000 px
Лоуренс, Портрет леди Эмили Фицрой (380*461)
Лоуренс, Портрет Френсиса Макензи (380*627)
Портрет леди Эмили Фицрой, ок.1815 Портрет Френсиса Макензи
76*63 см.; дерево, масло  
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
 
824*1000 px 606*1000 px
Лоуренс, Портрет Селины Пеквелл (380*470)
Лоуренс, Портрет короля Георга III (380*578)
Портрет Селины Пеквелл (1785-1845), 1793 Портрет короля Георга III, 1792
125,1*100,3 см.; холст, масло 269,2*117,8 см.; холст, масло
  Королевская коллекция,
Виндзор, Великобритания
808*1000 px 658*1000 px
Лоуренс (380*494)
Лоуренс, Портрет Каролины, принцессы Уэльской (380*471)
1794 Портрет Каролины, принцессы Уэльской, 1798
70*90 см.; холст, масло холст, масло
Музей Ладзаро Гальдиано, Мадрид, Испания Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
770*1000 px 807*1000 px
Лоуренс, Портрет Каролины Фердинанд де Бурбон, княгини Берри (380*501)
Лоуренс, Мальчик в красном (380*570)
Портрет Каролины Фердинанд де Бурбон, княгини Берри (1798-1870), 1825 Мальчик в красном, 1825
91*71 см.; холст, масло масло
Версаль, Франция  
759*1000 px 667*1000 px
Лоуренс, Портрет Марии II, королевы Португалии (380*492)
Лоуренс, Портрет Анны, виконтессы Поллингтонской, с сыном Чарльзом (380*626)
Портрет Марии II, королевы Португалии, 1829 Портрет Анны, виконтессы Поллингтонской, с сыном Чарльзом
71,8*92,4 см.; масло 144,8*236,2 см.; холст, масло
Королевская коллекция,
Виндзор, Великобритания
 
772*1000 px 607*1000 px
Лоуренс, Портрет Александра I, императора России (380*580)
Лоуренс, Портрет Арманда Эммануэля, герцога Ришелье (380*482)
Портрет Александра I, императора России,
1814-1818
Портрет Арманда Эммануэля, герцога Ришелье, 1818
179,1*273 см.; холст, масло 106,7*133,3 см.; холст, масло
Королевская коллекция,
Виндзор, Великобритания
Королевская коллекция,
Виндзор, Великобритания
655*1000 px 788*1000 px
Лоуренс, Портрет Элизабет, княгини Девонширской (380*565)
Лоуренс, Портрет Элизабет Конингхем (380*493)
Портрет Элизабет, княгини Девонширской, 1819 Портрет Элизабет Конингхем, 1821-1824
рисунок 71*91 см.; холст, масло
  Музей Гулбенкиан,
Лиссабон, Португалия
673*1000 px 771*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru