Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 52

 
Питер Пауль Рубенс

28 июня 1577
(Зиген, Германия) -

30 мая 1640
(Антверпен, Бельгия)

Величайший художник, признанный интеллектуал, блестящий дипломат, страстный коллекционер, неутомимый труженик (в течение 40 лет он создал несколько сотен рисунков и написал около 1400 картин) - Рубенс относится к числу самых выдающихся деятелей культуры XVII века.

Отец будущего художника, Ян Рубенс, изучал право в Лувене, затем в Падуе и Риме, а по возвращении в родной Антверпен весьма успешно практиковал, стал известным юристом, занял весьма ответственный пост и женился на Марии Пейпелинкс, дочери богатого антверпенского купца. Несмотря на то, что Ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, с течением времени он изменил свои религиозные взгляды и стал симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), считавшемся ересью в стране, которой правил регент испанского короля - ревностного католика. Опасаясь преследований со стороны церкви и властей, Ян Рубенс вместе со своей семьёй вынужден был бежать из страны. Конечным пунктом скитаний стал город Кёльн, где глава семейства поступил на должность консультанта по правовым вопросам к Анне Саксонской - жене герцога Вильгельма Оранского. Ян Рубенс был поверенным во всех делах патронессы, и как-то само собой вышло, что он стал и её любовником. Об этой связи донесли обманутому мужу. Разъярённый герцог приказал немедленно отправить любовников за решётку. Преданная супруга Яна Рубенса собирала деньги, чтобы его выпустили под залог, и даже добивалась пару раз аудиенции у самого герцога. Чудом сохранившиеся письма Марии, которые она писала в тюрьму, свидетельствуют о благородстве и великодушии этой женщины. Она умоляет раскаявшегося мужа не падать духом и убеждает в том, что простила его. "Прошу тебя, - писала она, - не говори больше "недостойный тебя муж" - всё уже давно забыто". Закономерным итогом почти 2-летних настойчивых ходатайств Марии стало освобождение Яна под залог и ссылка за пределы владений герцогов Нассау-Оранских, в маленький вестфальский городок Зиген. Именно там 28 июня 1577 года у супругов родился сын, которого назвали Питер Пауль. В 1579 году семье было позволено переехать в Кёльн, где прошли юные годы будущего великого художника, оставившие у него самые светлые воспоминания на всю жизнь. У Марии в Антверпене остался кое-какой капитал, поэтому в 1589 году, через 2 года после смерти мужа, она добивается разрешения вернуться с детьми на родину, для чего, не колеблясь, принимает католичество. Впрочем, не исключено, что она никогда не разделяла протестантских убеждений своего мужа, хотя её дети, в том числе и Питер Пауль, были крещены по кальвинистскому обряду.

Дом Рубенса в Антверпене.

По прибытии в Антверпен Рубенс, свободно владеющий 4 языками (фламандским, немецким, итальянским и французским), поступает в лучшую школу города, где изучает латынь и греческий, а также впервые открывает для себя магию рисунка, увлеченно копируя библейские иллюстрации. К сожалению, уже в следующем, 1590 году Питеру Паулю приходится оставить учёбу. Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де Лалена, Маргарите де Линь, надеясь, что это сможет помочь её мальчику начать политическую карьеру. В те времена очень часто молодые люди из благородных семей с ограниченными средствами сначала становились пажами с хорошими манерами, затем могли рассчитывать на повышение, а с возрастом - занять важный государственный пост. В течение нескольких месяцев Рубенс терпеливо изучал придворный этикет в доме своей патронессы, но в конце концов понял, что ничто его не интересует так, как живопись, и убедил мать забрать его со службы и определить учеником к какому-нибудь художнику. Так, в 1591 году молодой Рубенс оказывается в мастерской Тобиаса Верхахта, который, по свидетельству современников, хотя и был пейзажистом средней руки, но его работы пользовались неизменной популярностью у жителей Антверпена. Год спустя Питер Пауль понял, что возможности его учителя ограничены, поэтому переходит в мастерскую более универсального художника Адама ван Ноорта, у которого пребывает в учениках в течение 4 лет. И наконец, в 1596 году 19-летний Питер Пауль поступает на учёбу к самому известному антверпенскому художнику того времени Отто ван Веену, часто называемому просто Вениус. По окончании учёбы Рубенс, уже в статусе независимого художника, вступает в ряды членов Антверпенской городской гильдии святого Луки, а 9 мая 1600 года молодой живописец уезжает в Италию.

Памятник Рубенсу в Антверпене.

Первым итальянским городом, в котором Рубенс останавливается на несколько недель, становится Венеция. Именно там художник открывает для себя живопись великого Тициана (ок.1488-1576). Затем он переезжает в Мантую и поступает на службу к местному правителю, герцогу Винченцо I Гонзага. В обязанности Рубенса входит организация торжественных мероприятий, довольно часто проводимых при дворе, а также написание портретов членов семейства Гонзага и высокопоставленных лиц из его ближайшего окружения. Должность придворного живописца герцога Мантуанского была выгодна Рубенсу не только с точки зрения совершенствования профессиональных навыков, но и из чисто практических соображений, поскольку предполагала частые поездки по Италии, причём за казённый счёт. Так, в октябре 1600 года Рубенс оказывается во Флоренции, где становится свидетелем церемонии бракосочетания Марии Медичи и французского короля Генриха IV, а летом следующего года герцог Гонзага посылает его в Рим для выполнения копий с картин великих художников. Во время этой поездки Рубенс впервые увидел подлинники Микеланджело, Рафаэля, Караваджо и других мастеров. Путешествия Рубенса по Италии продолжались в течение долгих 8 лет. Он посетил Флоренцию и Геную, Пизу и Падую, Верону и Парму, Венецию, возможно, Урбино и конечно - Милан, где он сделал великолепный карандашный набросок с фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". Очень немногие художники той эпохи могли с полным правом утверждать, что знают Италию, лучше чем Рубенс...

Осенью 1608 года Рубенс получает известие из Антверпена, что его мать серьёзно больна, и спешно отбывает на родину. Придворный художник герцога Мантуанского тогда и не предполагал, что покидает Италию навсегда.

Площадь Рубенса в Антверпене.

Питер Пауль, увы, опоздал : его мать, Мария Пейпелинкс, вдова Яна Рубенса, умерла, не увидев напоследок любимого сына. Рубенс настолько тяжело переживает утрату, что близкие друзья, в надежде вытащить художника из депрессии, уговаривают его поехать с ними в Брюссель. Там, после представления инфанте Изабелле и эрцгерцогу Альберту, блистательный, великолепно образованный Рубенс пришёлся ко двору. Он получил звание придворного художника и годовую ренту в 15 тысяч гульденов. Придворным художникам обычно предоставлялось жильё либо во дворце, либо рядом с ним, в Брюсселе, но Рубенс добился права жить в Антверпене. Как писал он своему другу в Рим, "я не желаю снова становиться царедворцем".

3-его октября 1609 года художник женится на Изабелле Брандт, 18-летней дочери известного антверпенского адвоката. Рубенс отметил это событие по-своему, написав великолепный двойной портрет. В течение 3 следующих лет у супругов один за другим рождаются 3 детей - Клара-Серена, Альберт и Николас. Художник покупает большой дом в престижном квартале Антверпена и обустраивает его по собственному проекту, превращая в настоящий дворец.
Не так давно был обнаружен бесценный документ, дающий характеристику Рубенсу и как человеку, и как художнику. Его автором был современник мастера, историк искусства Роже де Пиль. Вот что он пишет : "Рубенс привлекал всех достоинствами, которые приобрёл сам, и прекрасными качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щёки румяные, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, лёгкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом. Всё это придавало его словам естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринуждённо беседовал с теми, кто приходил его навестить. Казалось бы, многое в его жизни отвлекало от регулярных занятий, тем не менее, жил он очень размеренно. Он вставал всегда в 4 часа утра и обязательно начинал день слушаем мессы, потом он принимался за работу, имея всегда при себе наёмного чтеца, читающего ему вслух какую-либо хорошую книгу, обычно Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Он необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью. Он работал таким образом до 5 часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, или как-либо иначе старался дать отдых своему уму. Он редко делал визиты, имея на то свои причины, однако никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. С отеческой добротой он высказывал им своё мнение. Он вообще никогда не осуждал чужих произведений и находил нечто хорошее в любой манере".
Вернувшись из Италии, Рубенс получает признание коллег и становится во главе живописной школы Антверпена. Слава его растёт, от клиентов нет отбоя : мастер вынужден открыть мастерскую и набрать помощников. "Я до такой степени осаждён просьбами со всех сторон, - жаловался художник в одном из писем, - что многие юноши уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я принял их к себе, но я был вынужден отклонить более ста кандидатов". Из множества учеников Рубенса великими художниками стали трое : Антонис ван Дейк (1599-1641), Якоб Йорданс (1593-1678) и Ян Брейгель по произвищу Бархатный (1568-1625).
Уже будучи на вершине славы, художник получает заказ от ордена иезуитов на оформление интерьера новой церкви, которую они возвели в Антверпене в честь своего отца-основателя Игнатия Лойолы. Рубенс взял на себя только разработку этого грандиозного (39 картин!) проекта, а его реализацию поручил своим ученикам и помощникам, одним из которых был Антонис ван Дейк (1599-1641). Сам мастер подключился к работе лишь на завершающей стадии, доведя своими точными мазками до совершенства каждую из картин. В 1622 году художник работает по заказу французской королевы Марии Медичи над оформление залов Люксембургского дворца в Париже. Начиная с 1923 года, Рубенс всё чаще выезжает за границу не только как художник, но и как поверенный в делах эрцгерцогини Изабеллы. В этот период он несколько раз посетил Францию, побывал в Испании и Англии, совмещая исполнение дипломатических миссий с занятиями живописью. Художника узнают во всей Европе. Однако личная жизнь Рубенс того периода омрачена печальными событиями : в 1623 году в возрасте 12 лет умерла его дочь Клара-Серена, а 3 годами позже, в 1626 году, покинула этот мир любимая жена Изабелла.
Рубенс продолжает дипломатическую карьеру. Он содействует ведению мирных переговоров между Англией и Испанией. Секретные совещания с Карлом I он проводил, одновременно работая над его портретом. Его дипломатическая деятельность получает высокую оценку : Карл I пожаловал его в кавалеры Золотых шпор, а Филипп IV присвоил ему звание секретаря тайного совета. Но, несмотря на все эти почести, Рубенс добивается освобождения от обязанностей дипломатического агента. "Я чувствую себя бегающим по лабиринту, - мотивировал он свою просьбу от отставке, - днём и ночью мне дают самые разные поручения, но сил на их выполнение уже не осталось".
"Он достойно прошёл все жизненные испытания и вышел победителем. Его не смогли испортить ни богатство, ни слава, ни чрезмерное внимание женщин - путь даже и герцогинь" (Эжен Фромантен)
9 декабря 1630 Рубенс женится вторично. Его избранницей стала 16-летняя Елена Фоурмен, дочь богатого торговца гобеленами. Художник будет счастлив в этом браке, принёсшем ему 5-ых детей и скрасившем последние годы жизни.

Мемориальная доска на стене дома Рубенса в Антверпене.

Путер Пауль Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. В сохранившейся приходской книге значится : "2-го июня сего года была отслужена заупокойная месса по Питеру Паулю Рубенсу... Гроб с телом покойного сопровождал хор церкви Богоматери и 60 факельщиков, причем факелы были украшены крестами из красного шёлка..."

52 работы

Рубенс, Автопортрет в шляпе (380*523)
Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брандт (380*502)
Автопортрет в шляпе Автопортрет с Изабеллой Брандт, 1609-1610
85*61 см.; дерево, масло 178*136,5 см.
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
406*559 px 757*1000 px
Рубенс, Портрет Сюзанны Фоурмен (Соломенная шляпка)  (380*545)
Рубенс, Шубка (380*793)
Портрет Сюзанны Фоурмен (Соломенная шляпка), ок.1622-1625 Шубка, ок.1636-1638
79*54 см.; дерево, масло 176*83 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Музей истории искуств,
Вена, Австрия
697*1000 px 479*1000 px
Изабелла и Елена, две жены художника, позировали ему не только для своих портретов. Их чертами наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса разных тематик. Французский художник и историк искусства Эжен Фромантен (1820-1876) по этому поводу писал : "Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который предсталялся ему идеальным. Его фантазия влюблённого мужчины сводила образы художника к конкретным образам двух реальных женщин, и мир Рубенса был закрыт для всех остальных. Очень часто мастер воскрешал в памяти дорогие ему черты Изабеллы и тут же запечатлевал на полотне, гармонично сочетая с чертами Елены и получая в результате свой идеал".
Рубенс, Похищение дочерей Левкиппа (380*405)
Рубенс, Последствия войны (380*228)
Похищение дочерей Левкиппа, ок.1618 Последствия войны,
1637-1638
222*209 см. 206*342 см.
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Палаццо Питти,
Флоренция, Италия
938*1000 px 1000*599 px
Близнецы Кастор и Поллукс были рождены из яиц, которые высидела Леда после того, как Зевс "возлёг" с ней, приняв образ лебедя. Братья никогда не разлучались и прославились своей воинской доблестью. Они участвовали в походах аргонавтов, охотились на каледонского вепря, были покровителями римского Ордена справедливости. Влюбившись в дочерей Левкиппа, обручённых с другой парой близнецов, Кастор и Поллукс решают похитить девушек. "Главная фигура - Марс с мечом, несущий людям горе войны. Он одержим жаждой битвы и не обращает никакого внимания на Венеру, пытающуюся сдержать его пыл своими ласками и поцелуями. Да разве может она справиться с ним и с Фурией, тянущей его на поле брани!? Под ногами Марса - книга и несколько рисунков : война безжалостно уничтожает науку и искусство. Женщина в чёрном платье - многострадальная Европа..."
Рубенс, Адам и Ева (380*490)
Рубенс, Три грации (380*469)
Адам и Ева Три грации, 1639
237*184 см.; холст, масло 220*180 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
775*1000 px 811*1000 px
Рубенс, Бог реки Шельды (380*279)
Рубенс, Вакханалия (380*317)
Бог реки Шельды Вакханалия, ок.1615
28*37 см.; дерево, масло 91*107 см.;
холст, масло, переведена с дерева
Музей западного и восточного искусства, Киев, Украина Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*735 px 1000*835 px
Рубенс, Вирсавия (380*535)
Рубенс, Охота на кабана (380*310)
Вирсавия, 1635 Охота на кабана, 1618-1620
175*126 см.; дерево, масло 137*168 см.; дерево, масло
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
612*800 px 1000*817 px
Рубенс, Пейзаж с возчиками камней (380*259)
Рубенс, Пир у Симона Фарисея (380*285)
Пейзаж с возчиками камней, ок.1620 Пир у Симона Фарисея, 1618-1620
87*129 см.;
холст, масло, переведена с дерева
189*254,5 см.;
холст, масло, переведена с дерева
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*682 px 1000*750 px
Рубенс, Слава, увенчивающая героя (380*346)
Рубенс, Союз Земли и Воды (380*473)
Слава, увенчивающая героя, 1615-1616 Союз Земли и Воды, ок.1616
203*222 см.; холст, масло 222,5*180,5 см.; холст, масло
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*910 px 803*1000 px
Рубенс, Старуха с жаровней (380*388)
Рубенс, Уход Агари из дома Авраама (380*307)
Старуха с жаровней,
1616-1618
Уход Агари из дома Авраама, 1615-1617
116*92 см.; дерево, масло 62,8*76 см.; дерево, масло
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
979*1000 px 1000*809 px
Рубенс, Бегство Марии Медичи из Блуа (380*516)
Рубенс, Ангулемский договор (380*515)
Бегство Марии Медичи из Блуа, 1622-1625 Ангулемский договор, 1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*295 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
737*1000 px 738*1000 px
Рубенс, Анжерский мир (380*512)
Рубенс, Счастье регенства (380*509)
Анжерский мир, 1622-1625 Счастье регенства,
1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*295 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
742*1000 px 747*1000 px
Рубенс, Взятие Жульера (380*509)
Рубенс, Возмужание Людовика XIII (380*509)
Взятие Жульера, 1622-1625 Возмужание Людовика XIII, 1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*295 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
746*1000 px 747*1000 px
Рубенс, Обмен между принцессами (380*509)
Рубенс, Примирение Марии Медичи с сыном (380*512)
Обмен между принцессами, 1622-1625 Примирение Марии Медичи с сыном, 1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*295 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
747*1000 px 742*1000 px
Рубенс, Пейзаж с водопоем (380*244)
Рубенс, Елена Фоурмен с детьми (380*535)
Пейзаж с водопоем Елена Фоурмен с детьми, 1636
29*43 см.; дерево, масло 113*82 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*643 px 710*1000 px
Рубенс, Военачальника ахейцев Филопема узнают его хозяева в Мегаре (380*274)
Рубенс, Пейзаж с птицеловом (380*194)
Военачальника ахейцев Филопема узнают его хозяева в Мегаре Пейзаж с птицеловом
50*66 см.; дерево, масло 46*85 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*722 px 1000*510 px
Рубенс, Водружение Креста (380*317)
Рубенс, Триумф Истины (380*1000)
Водружение Креста Триумф Истины
32*37 см.; дерево, масло 394*160 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*834 px 380*1000 px
Рубенс, Турнир возле крепостного рва у замка Стен (380*252)
Рубенс, Крестьянская свадьба (Народное гуляние) (380*210)
Турнир возле крепостного рва у замка Стен Крестьянская свадьба (Народное гуляние),
1630-1635
72*106 см.; дерево, масло 145*261 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*664 px 739*1000 px
"По крайней мере, у Рубенса хватило смелости и остались силы быть самим собой : он навязывает нам свои мнимые недостатки, которые для другого мастера вполне могли бы сойти за достоинства. И эта откровенность очаровывает нас - наперекор всем общепринятым законам морали Рубенс не кается в этом - и правильно делает. Позволяя себе всё, он уводит нас за собой за известную черту ограничений, а это под силу только действительно великим художникам; он захватывает нас, его внутренняя свобода и искренность переворачивают наши представления о мире и людях" (Эжен Делакруа)
Рубенс, Заочное бракосочетание Марии Медичи во Флоренции (380*527)
Рубенс, Прибытие Марии Медичи в Марсель (380*527)
Заочное бракосочетание Марии Медичи во Флоренции, 1622-1625 Прибытие Марии Медичи в Марсель, 1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*295 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
721*1000 px 721*1000 px
Рубенс, Генрих IV, созерцающий портрет Марии Медичи (380*520)
Рубенс, Воспитание Марии Медичи (380*510)
Генрих IV, созерцающий портрет Марии Медичи, 1622-1625 Воспитание Марии Медичи, 1622-1625
394*295 см. 394*295 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
731*1000 px 745*1000 px
Рубенс, Рождение Марии Медичи (380*505)
Рубенс, Судьба Марии Медичи (380*1000)
Рождение Марии Медичи, 1622-1625 Судьба Марии Медичи,
1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*155 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
752*1000 px 380*1000 px
Рубенс, Встреча в Лионе (380*527)
Рубенс, Апофеоз Генриха IV (380*206)
Встреча в Лионе, 1622-1625 Апофеоз Генриха IV,
1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*727 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
721*1000 px 1000*541 px
Рубенс, Совет Богов (380*203)
Рубенс, Коронация Марии Медичи (380*200)
Совет Богов, 1622-1625 Коронация Марии Медичи, 1622-1625
394*702 см.; холст, масло 394*727 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*535 px 1000*527 px
Рубенс, Рождение Людовика XIII (380*509)
Рубенс, Учреждение регенства Марии Медичи (380*512)
Рождение Людовика XIII, 1622-1625 Учреждение регенства Марии Медичи, 1622-1625
394*295 см.; холст, масло 394*295 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
747*1000 px 742*1000 px
Рубенс, Симон и его дочь Перо в тюрьме (380*312)
Рубенс, Персей и Андромеда (380*587)
Симон и его дочь Перо в тюрьме, ок.1630 Персей и Андромеда,
1639-1640
  265*160 см.
  Прадо,
Мадрид, Испания
1000*820 px 647*1000 px
Рубенс, Венера, Купидон, Бахус и Церес (380*266)
Рубенс, Четыре философа (380*441)
Венера, Купидон, Бахус и Церес, 1612-1613 Четыре философа,
1611-1612
141*200 см.; холст, масло холст, масло
Кассель, Германия Палаццо Питти,
Флоренция, Италия
1000*699 px 862*1000 px
Рубенс, Охота на гипопотама (380*298)
Рубенс, Самсон и Далила (380*349)
Охота на гипопотама,
1615-1616
Самсон и Далила, 1609-1610
248*321 см.; холст, масло 185*205 см.; дерево, масло
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*783 px 1000*918 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru