Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :

 /  / 16

 
Ян Ван Эйк

1 июля 1390 (?) (Маасэйке, Голландия) -

9 июля 1441 (Брюгге, Бельгия)

Имя Яна Ван Эйка носит один из кратеров Меркурия

Изучая биография Яна Ван Эйка, порой трудно поверить, что речь идёт о жизни художника - настолько мудрым политиком и тонким дипломатом был этот человек. При дворе герцога Бургундского ван Эйк исполнял не только обязанности главного живописца, но и "особые", личного характера, поручения своего покровителя.

Эти вехи биографии Яна ван Эйка широко известны и документально подтверждены - как великолепными живописными работами мастера, так и его подробнейшими отчётами о проделанной дипломатической работе. Что же касается точной даты рождения, детских и юношеских лет жизни этого художника - всё это осталось невидимым за плотной завесой времени.

Предполагаемый портрет Яна ван Эйка. Эта созданная в Антверпене в 1572 году гравюра представляет художника в возрасте около 30 лет.

Первое документальное упоминание о Яне ван Эйке датируется 1422 годом и свидетельствует о том, что уже тогда художник был широко известен и носит почётный титул мастера. Некоторые исследователи считают этот факт достаточным основанием для того, чтобы определить приблизительную дату рождения ван Эйка периодом около 1390 года. Очевидно, местом рождения художника - что косвенно доказывает и его фамилия - был небольшой городок Маасэйк, расположенный чуть севернее Маастрихта - главного города голландской провинции Лимбург, расположенного сегодня на границе между 3 европейскими странами - Германией, Голландией и Бельгией. Известно, что у Яна было 2 брата - старший Хуберт и младший Ламберт, а также сестра Маргарет, которая, по свидетельству современников, была, как и братья, художницей, причём довольно талантливой, однако убедиться в этом не предоставляется возможным, поскольку ни одна из ее работ до нашего времени не сохранилась. Хуберт ван Эйк (ок.1370-1426), автор проекта оформления знаменитого собора святого Бавона в Генте, работа над алтарём которого в большей мере прославила именно его младшего брата, безусловно, являлся первым учителем Яна и считался, как гласит эпитафия на его надгробии, "художником, высоко ценимым".
О раннем периоде творчества Яна ван Эйка - то есть до того времени, когда художник заменил своего умершего брата в работе над Гентским алтарём, - известно немного. Существует всего лишь предположение, что молодой ван Эйк, наряду с другими фламандскими художниками, мог принимать участие в создании миниатюр для "Туринско-миланского часослова" - одного из популярнейших богослужебных сборников для мирян, обычно содержащих молитвы и псалмы, а также евангельские секвенции и церковные календари. Этот часослов, созданный по заказу сына французского короля, герцога Беррийского, сегодня считается настоящей жемчужиной средневековой живописи, а миниатюры, приписываемые кисти ван Эйка, исследователи называют "великолепными пейзажами, наполненные воздухом и светом". И всё-таки факт участия художника в этой работе требует доказательств, а найти их практически невозможно, поскольку ни одна миниатюра не была подписана, и атрибуция каждой из них до сих пор является предметом оживленных искусствоведческих дискуссий.
Упомянутый выше документ 1422 года свидетельствуют о том, что в тот период Ян ван Эйк в качестве придворного живописца состоял на службе у Иоанна Баварского, герцога Голландии, Зеландии и Геннегау, и работал над оформлением его замка в Гааге. Подобно тому, как это было принято у итальянских правителей, голландские герцоги собирали при своих дворах известнейших художников, поощряя конкурентные отношения между ними и выбирая, таким образом, лучших из лучших. Тот факт, что молодой ещё мастер Ян ван Эйк был назначен придворным живописцем, то есть художником "номер один", является свидетельством довольно раннего признания его несомненного таланта.
После смерти Иоанна Баварского в 1425 году ван Эйк переезжает во Фландрию, в Брюгге, и уже 19 мая 1425 года становится официальным художником и, по совместительству, личным слугой Филиппа III Доброго, герцога Бургундского (1396-1467). Филипп высоко ценит не только художественную одарённость ван Эйка, но и его явный талант дипломата. Вскоре живописец становится советником герцога по политическим вопросам, а также эмиссаром "по особым поручениям". Так, в 1427 году ван Эйк находится в бельгийском городе Турне (по-фламандски город называется Дорник), где принимал активное участие в переговорах Филиппа III Доброго с испанским королём о заключении брачного договора между герцогом-вдовцом и инфантой Изабеллой. Миссия завершилась неудачей, что нисколько не подпортило ван Эйку репутацию блестящего дипломата : уже в следующем году герцог Бургундский вновь прибегнул к его услугам по тому же деликатному вопросу. Художник в составе официальной делегации отправляется в Португалию - на сей раз избранницей Филиппа стала старшая дочь короля Жуана I Великого (1357-1433) - тоже Изабелла. Делегация находилась при дворе короля Португалии без малого год. Ван Эйк, в перерывах между раундами тонкой дипломатической игры, часто прогуливался окрестностями замка и любовался замечательными пейзажами, которые позже послужат фоном для многих образов Гентского алтаря... Переговоры увенчались успехом, и в декабре 1429 года инфанта Изабелла Португальская прибывает в Брюгге ко двору герцога Бургундского.

Памятник Яну и Хуберту ван Эйкам перед церковью святого Бавона в бельгийском Генте.

Официальные миссии не способствовали творческому росту художника, однако он находил время и для своей основной работы - в 1432 году им было завершено оформление Гентского алтаря, и для личной жизни - приблизительно в 1433 году он взял в жёны некую Маргарет, которая была моложе мастера на 15 лет. После женитьбы он не без труда уговаривает герцога хотя бы временно освободить его от придворных обязанностей и поселяется в живописном районе Брюгге в небольшом уютном домике с типичным для фландрийских построек фасадом из мелкого кирпича. Прошло время, и у супругов ван Эйк один за другим появились 2 детей, крёстным отцом которых стал герцог Бургундский. В 1436 году ван Эйк по просьбе Филиппа Доброго возвращается на дипломатическую стезю и отправляется с очередной миссией в Прагу. В целом же 2-ая половина 30-х годов считается самым плодотворным периодом в творчестве мастера : именно тогда он создаёт свои программные работы, среди которых "Портрет супругов Арнольфини" и "Мадонна канцлера Ролена". Известный итальянский философ-гуманист Бартоломео Фацио (ум. в 1457), увидев эти произведения, восторженно провозгласил ван Эйка "первым художником нашего времени". "Этому мастеру нет равных", - часто говаривал т герцог Бургундский, который после смерти художника 9 июля 1441 года в Брюгге назначил его вдове огромную по тем временам годовую ренту - "в знак признания заслуг её мужа и глубокого сострадания по поводу утраты, постигшей её и всех нас".

16 работ

Ян Ван Эйк, Тимофей (Портрет Жиля Биншуа ?) (380*683)
Ян Ван Эйк, Человек в красном тюрбане (380*518)
Тимофей (Портрет Жиля Биншуа ?), 1432 Человек в красном тюрбане, 1433
33,5*19 см.; дерево, масло 25,8*18,9 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
556*1000 px 733*1000 px
Ян Ван Эйк, Триптих (380*225)
Ян Ван Эйк, Мадонна Лукка (380*515)
Триптих.
Центр : Мария с младенцем в церкви.
Слево : Архангел Михаил с донатором.
Справо : Святая Екатерина
Мадонна Лукка, 1436
центр : 33*27 см.; боковые : 32*12 см.; дерево, масло 65,5*49,5 см.; дерево, масло
Катринная галерея,
Дрезден, Германия
Государственный художественный институт, Франкфурт, Германия
1000*593 px 738*1000 px
Ян Ван Эйк, Мадонна канцлера Ролена (380*406)
Ян Ван Эйк, Портрет супругов Арнольфини (380*521)
Мадонна канцлера Ролена, ок. 1434 Портрет супругов Арнольфини, 1434
66*62 см.; дерево, масло 82*60 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
935*1000 px 729*1000 px
Ян Ван Эйк, Мадонна каноника ван дер Пале (380*295)
Ян Ван Эйк, Портрет кардинала Николо Альбергати (380*492)
Мадонна каноника ван дер Пале, 1436 Портрет кардинала Николо Альбергати, 1430
122*159 см.; дерево, масло 34,1*27,3 см.; дерево, масло
Музей Грунинге,
Брюгге, Бельгия
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
1000*775 px 773*1000 px
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь (открытые створки) (380*281)
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь. Поклонение Агнцу (центр нижнего яруса) (380*217)
Гентский алтарь (открытые створки), 1432 Гентский алтарь. Поклонение Агнцу
(центр нижнего яруса), 1432
350*461 см.; дерево, масло 137,7*242,3 см.; дерево, масло
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
1000*740 px 1000*571 px
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь (центр верхнего яруса) (380*338)
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь. Адам. Поющие ангелы (верхний ярус, слева) (380*483)
Гентский алтарь
(центр верхнего яруса), 1432
Гентский алтарь.
Адам. Поющие ангелы (верхний ярус, слева), 1432
дерево, масло дерево, масло
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
1000*889 px 787*1000 px
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь. Ева (верхний ярус, справа) (380*492)
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь (нижний ярус, слева) (380*460)
Гентский алтарь.
Ева (верхний ярус, справа), 1432
Гентский алтарь
(нижний ярус, слева), 1432
дерево, масло дерево, масло
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
773*1000 px 826*1000 px
Ян Ван Эйк, Гентский алтарь (нижний ярус, справа) (380*469)
Ян Ван Эйк, Святая Варвара (380*673)
Гентский алтарь
(нижний ярус, справа), 1432
Святая Варвара,1437
дерево, масло 31*18 см.; рисунок кистью
Собор святого Бавона,
Гент, Бельгия
Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия
810*1000 px 565*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru