Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 26  
Александр Кабанель

28 сентября 1823
(Монпелье, Франция) -

23 января 1889
(Париж, Франция)

Николай Алексеевич Некрасов

(1852)

* * *

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства :
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы :
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых,

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

В 1855 году Кабанель награждён Орденом Почётного Легиона

Ничто так точно не отражает "психологию эпохи", как массовая культура. Спустя полстолетия её кумиры оказываются забытыми, но еще через 100 лет историк находит в их творениях драгоценный материал для реконструкции умонастроений и вкусов времени. В XIX веке воплощением расхожих представлений о "высоком искусстве" стала салонная живопись, а одним из самых ярких проявлений её во Франции - творчество Александра Кабанеля.

Кабанель родился в 1823 году в Монпелье на юге Франции. В 1840 году он поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Франсуа Пико. В 1845 году он был удостоен Большой Римской премии за картину «Христос перед судьями».
Вместе со своим другом, коллекционером и знатоком античности А.Брюа, Кабанель поселился в Риме, где окончательно оформился его стиль.
Привезенная Кабанелем из Рима картина "Смерть Моисея" была показана в Салоне 1852 года и принесла ее автору 1-ую выставочную награду в бесконечной цепи медалей и поощрений. Выступление Кабанеля в парижском Салоне стало как бы прологом, визитной карточкой художественной жизни 2-ой империи.

Франческа да Римини (ок.1255 - ок.1285), знатная итальянская дама, ставшая одним из вечных образов в европейской культуре.
Дочь Гвидо да Полента, правителя Равенны, Франческа отличалась исключительной красотой. В 1275 году отец выдал её замуж за правителя Римини Джанчотто Малатеста (ок.1240—1304). По-видимому, в расчеты Гвидо входило заключить династический союз (на это указывал в своём комментарии к «Божественной комедии» Джованни Боккаччо). Франческа родила своему — отличавшемуся внешним уродством — супругу 2 детей, но полюбила брата Джанчотто, Паоло Малатеста (ок.1246—ок.1285). Застигнув любовников вместе, муж заколол обоих. Однако многие связанные с этими событиями вопросы остаются открытыми. Нет уверенности в том, где произошло убийство : в Римини, в Пезаро, в Сантарканджело ди Романья или в замке Градара.
Именно приведённый в книге Данте эпизод («Ад», песнь V) побудил многочисленных поэтов, художников и композиторов неоднократно обращаться к истории Паоло и Франчески. Из рассказа Франчески поэт узнаёт, что воспламенило их чувства совместное чтение «Ланселота».
“...Я родилась над теми берегами,

Где волны, как усталого гонца,
Встречают По с попутными реками.

Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.

Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.

Любовь вдвоём на гибель нас вела;
В Каине будет наших дней гаситель".
Такая речь из уст у них текла.

Скорбящих теней сокрушенный зритель,
Я голову в тоске склонил на грудь.
«О чем ты думаешь?» — спросил учитель.

Я начал так: «О, знал ли кто-нибудь,
Какая нега и мечта какая
Их привела на этот горький путь!»

Потом, к умолкшим слово обращая,
Сказал: «Франческа, жалобе твоей
Я со слезами внемлю, сострадая.

Но расскажи: меж вздохов нежных дней,
Что было вам любовною наукой,
Раскрывшей слуху тайный зов страстей?»

И мне она: «Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии; твой вождь тому порукой.

Но если знать до первого зерна
Злосчастную любовь ты полон жажды,
Слова и слезы расточу сполна.

В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.

Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.

Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,

Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа”.
(Перевод. Михаила Лозинского)

Галеот был другом Ланселота и участником многих его приключений; именно Галеот способствовал сближению Ланселота с Джиневрой. Таким образом, благодаря Данте возникает параллель между историей Паоло и Франчески, с одной стороны, и любовью Ланселота к супруге короля Артура — с другой. Между тем в романе о Ланселоте всё по-другому : не он целует королеву, а она его, причём прилюдно.
Трагическая судьба Франческа да Римини запечатлена в произведениях литературы, живописи, музыки и кинематографа. В 1818 году Сильвио Пеллико написал одну из 1-ых трагедий на эту тему - «Франческа да Римини». В 1853 году Джордж Генри Бокер драму, а в 1869 Пауль Гейзе - повесть. Габриэле Д'Аннунцио посвятил в 1901 трагедию, а знаменитый Роден был вдохновлён на свою знаменитую скульптуру "Поцелуй".

 

Роден "Поцелуй"

История Паоло и Франчески очень интересовала русских символистов, и в том числе Дмитрия Мережковского и Александра Блока. В знаменитом стихотворении Блока «Она пришла с мороза…» упоминание о Паоло и Франческе составляет очень выразительный нюанс :

"Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Все это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух «Макбета».

Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески".

Среди художников, в разное время обращавшихся к этому сюжету, помимо Александра Кабанеля — Ари Шеффер, Энгр и Гюстав Доре.
2 великих русских композитора использовали в своих произведениях историю любви Паоло и Франчески. Это Петр Ильич Чайковский (симфоническая фантазия «Франческа да Римини», 1876) и Сергей Васильевич Рахманинов (опера «Франческа да Римини», 1904).
В 1902 году в Петербурге состоялась премьера одноименной оперы работавшего в России чешского композитора Эдуарда Направника. Наконец, в 1914 году итальянский композитор Риккардо Дзандонаи написал ещё одну оперу, взяв за основу трагедию Габриэле Д’Аннунцио.
В 1949 году режиссёр Раффаэлло Матараццо снял фильм «Паоло и Франческа»; в главной роли снялась сестра Марины Влади, актриса Одиль Версуа.

В дальнейшем художник стал поставлять ко двору Луи Наполеона Бонапарта с его блеском и роскошью, погоней за удовольствиями и полным безразличием к средствам их достижения живописную "приправу" в виде иллюстраций пикантных или драматических эпизодов истории и литературы. Многочисленные более или менее обнаженные женщины, призванные изображать в его произведениях Суламифь, Руфь, Клеопатру, Франческу да Римини или Дездемону, удручают однообразием лиц с "горящим взглядом", расширенных, обведенных тенями глаз, жеманных жестов и неестественно розовым тоном манерно изогнутых соблазнительных тел.
В 1863 году выставил на Салоне полотно «Рождение Венеры» — оно имело такой успех, что было куплено Наполеоном III для своей личной коллекции.
Кабанель был, пожалуй, самым популярным и именитым художником эпохи 2-ой империи (1852-1870). Модный портретист, любимый живописец Наполеона III и других европейских правителей, он вошел в историю искусства как символ изжившей себя академической традиции, умело приспособившейся к требованиям времени. Кабанель был обладателем многих наград, членом французской Академии, профессором Школы изящных искусств, участником жюри всех выставок официального Салона. По язвительному наблюдению современника Кабанеля,' "шелковистая кожа и тонкие руки его портретов были постоянным источником восхищения для дам и раздражения для художников".
Причину громкой славы Кабанеля, довольно слабого рисовальщика и банального колориста, следует искать в той социальной реальности, которая породила подобный вид творчества. Избранный художником тип картины как нельзя более соответствовал стилю жизни и претензиям "высшего света" 2-ой империи. А сам характер живописи с ее гладкой красочной поверхностью, виртуозно исполненными деталями и "сладостным" колоритом импонировал и всей массе зрителей - постоянных посетителей выставок в Салоне. Говорить о Кабанеле заставляет, однако, не только его прижизненная популярность, но и живучесть того художественного явления, которое он так полно выразил. Поучительный пример Кабанеля помогает раскрыть интригующую загадку салонного искусства.
Свойства искусства Кабанеля импонировали вкусу высоких заказчиков. В 1855 году, помимо 1-ой медали на Всемирной выставке 1855 года за картину "Триумф святого Людовика", Кабанель был награжден орденом Почетного легиона, в 1864 году он был произведен в офицеры, а в 1878 году - в командоры ордена. В 1863 году он был избран членом Академии на место, которое до него занимали Давид, Лебарбье и Орас Верно.
В том же 1863 году, вошедшем в историю французского искусства благодаря знаменитому "Салону отверженных", где демонстрировался "Завтрак на траве" Мане, официальное положение Кабанеля как "1-го живописца империи" еще более упрочилось. Наполеон III приобрел для себя 2 картины Кабанеля - "Похищение нимфы" и "гвоздь" официального Салона "Рождение Венеры". Тем самым вялому и анемичному искусству Кабанеля, растаявшему, по выражению критика, "в аромате фиалок и роз", был придан статус эталона, образца господствующего вкуса и высшего достижения современной живописи.

Федра в греческой мифологии — дочь критского царя Миноса и Пасифаи, жена Тесея, мать Демофонта и Акаманта. Тесей взял ее в жены при содействии Девкалиона. Федра построила святилище Афродиты в Афинах.
Вместе с Тесеем Федра отправилась в Трезен, когда тот очищался от крови Паллантидов и на год удалился из Афин. Там она воспылала любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая целомудренным юношей, Федра оклеветала его и покончила с собой. Поверивший клевете Тесей проклял сына и стал виновником его гибели. По рассказу Еврипида, она послала Тесею таблички, что Ипполит ее изнасиловал, и сразу повесилась (по другой версии, повесилась после смерти Ипполита). По рассказу Павсания, в Трезене находился храм Афродиты Катаскопии (Подглядывающей), так как Федра оттуда смотрела на Ипполита, когда он занимался гимнастикой, и прокалывала листья миртового дерева. В Трезене находилась могила Федры.
Сюжет злосчастной любви Федры к пасынку нашел отражение в ряде художественных произведений, самыми известными из которых стали трагедии «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки и «Федра» Расина (переведена на немецкий язык Фридрихом Шиллером в 1805 году).
На основе трагедии Расина написаны музыкальная трагедия Рамо "Ипполит и Ариция" (1733), опера Симона Майра «Федра» (1820).
В 1881 стихотворение Федра написал Оскар Уайльд, посвятив его Саре Бернар (она впервые сыграла Федру в трагедии Расина в 1879); в 1912 стихотворение перевел на русский Николай Гумилёв.
Осип Мандельштам стихотворение "В пол оборота, о, печаль" (1914) посвятил образу Федры в исполнении Рашель строки :

"В пол оборота, о, печаль
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос - горький хмель -
Души расковывает недра:
Так - негодующая Федра -
Стояла некогда Рашель"

Драмы на этот сюжет написали Д'Аннунцио (1909), де Унамуно ("Федра", 1911), Марина Цветаева ("Федра", 1927), Энквист ("Для Федры", 1980), Сара Кейн (Любовь Федры, 1996), оперы — Умберто Боццини (1909), Ильдебрандо Пиццетти (по либретто Д’Аннунцио, 1915), Морис Оана ("Азбука для Федры", 1967), Бриттен (1976), Хенце (2007), балет — Жорж Орик (1949).
Сохранился рисунок Тулуз-Лотрека, изображающий Сару Бернар в роли Федры (1893).
Над костюмами к постановке Федры в парижском театре Ренессанс в 1923 работал Лев Бакст. Балет Федра на музыку Роберта Старера поставила в 1962 Марта Грэм, в 1983 она поставила балет "Сон Федры" на музыку Джорджа Крама.
В фильме Жюля Дассена "Федра" (1962) заглавную роль сыграла Мелина Меркури.
Альбом "Федра" (1974) выпустила немецкая рок-группа Tangerine Dream.
В художественном фильме "Война богов : Бессмертные" роль Федры сыграла Фрида Пинто.
В астрономии в честь Федры назван астероид, открытый в 1877 году.

Мифологические сцены Кабанеля, полные манерной неги, нарочитого изящества и эротической двусмысленности, воссоздают эстетический идеал эпохи, ее тяготение к "красивой жизни". Персонажи античных сюжетов Кабанеля напоминают более всего порочных и чувственных нимф Клодиона. Произведения этого французского скульптора конца XVIII века были широко известны во второй половине XIX века благодаря распространению большого количества копий с его работ и вольных интерпретаций современных скульпторов на темы Клодиона.
Творчество Кабанеля было не только и не столько индивидуальным и локальным художественным явлением, сколько воплощением определенного принципа. Оно принадлежало к типу очень распространенного в XIX веке искусства, рассчитанного на средний, массовый вкус, использующего для завоевания популярности опробованные приемы. Многочисленные кумиры века, апостолы салонного классицизма Кабанель, Бугро, Эннер, Бодри владели всеми историческими стилями и не выработали своего собственного. Недаром современник писал об одном из этих законодателей художественной моды : "Обыкновенно все принимают его картины за копии с произведений самых различных художников... Тем не менее художник благоденствует, и самая его подражательная способность, самое отсутствие чего-либо самобытного как бы способствует его успеху". Качество гарантирующей успех приятной посредственности в полной мере отличало и работы Александра Кабанеля.
С установлением республики Кабанель не потерял своей славы. Он был буквально завален заказами, изготовляя стереотипно изящные женские портреты и изображения "роковых красавиц" прошлого. Не менее успешно выступал он и в качестве педагога, проявляя известную либеральность в отношении своих учеников, среди которых были Бастьен-Лепаж, Кон-стан, Моро, Кормон, Жервекс.
На протяжении всей своей жизни привилегированного и обласканного светом художника Кабанель оставался верен усвоенным приемам. Его произведения находятся как бы вне времени. Их гладкая эмалевидная живопись, ловко составленная композиция (компиляция из популярных образцов мирового искусства), тщательная проработка подробностей, аффектированный театральный жест, "однообразная красивость" лиц не предполагают никакой внутренней эволюции.
Однако, несмотря на консервативность собственного художественного метода, "не способного даже воплотить банальность его замыслов" (Базиль), Кабанель выказывал иногда определенную широту суждений. Так, уже в 1881 году он, на протяжении многих лет резко отрицательно относившийся к Мане и импрессионистам, выступил в защиту представленного на выставку "Портрета Пертюизе" работы Мане. "Господа, среди нас не найдется, возможно, и 4-ех, кто мог бы написать голову, подобную этой", - эти слова почтенного и признанного мэтра служат невольным признанием решительной победы нового направления во французском искусстве.

26 работ

Кабанель, Автопортрет (380*506)
Кабанель, Римский монах (380*479)
Автопортрет, 1852 Римский монах, 1848
   
Музей Фабр,
Монпелье, Франция
 
524*698 px 793*1000 px
Кабанель, Смерть Моисея (380*258)
Кабанель, Падший ангел (380*242)
Смерть Моисея, 1851 Падший ангел, 1868
204*140 см., холст, масло холст, масло
Музей Фабр,
Монпелье, Франция
 
1000*679 px 1000*638 px
Кабанель, Похищение Нимфы (380*650)
Кабанель, Ева после падения (380*300)
Похищение Нимфы, 1860 Ева после падения, 1863
  96*75 см., холст, масло
Частная коллекция  
585*1000 px 1000*789 px
Кабанель, Федра (380*272)
Кабанель, Офелия (380*245)
Федра, 1880 Офелия, 1883
286*194 см. 117,5*77 см.; холст, масло
Музей Фабр,
Монпелье, Франция
Частная коллекция
1000*717 px 1000*645 px
Оскар Уайльд
Саре Бернар

"Как скучно, суетно тебе теперь со всеми,
Тебе, которой следовало быть
В Италии с Мирандоло, бродить
В оливковых аллеях Академий,

Ломать в ручье тростник с мечтами теми,
Что Пан в него затрубит, и шалить
Меж девушек у моря, где проплыть
Мог важный Одиссей в своей триреме.

О, да! Наверно, некогда твой прах
Таился в урне греческой, и снова
Ты в скучный мир направила свой шаг,

Возненавидев сумрака оковы,
Унылых асфоделей череду
И холод губ, целующих в Аду"

(Перевод Николая Гумилёва)

Кабанель, Клеопатра, испытывающая яд на узниках (380*218)
Кабанель, Эхо (380*563)
Клеопатра, испытывающая яд на узниках, 1887 Эхо, 1874
холст, масло 97,8*66,7 см.; холст, масло
Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*574 px 675*1000 px
Кабанель, Изгнание Адама и Евы из Рая (380*503)
Кабанель, Рождение Венеры (380*220)
Изгнание Адама и Евы из Рая Рождение Венеры
121,9*94 см.; холст, масло 225*130 см.; холст, масло
Частная коллекция Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
756*1000 px 1000*579 px
Кабанель, Смерть Франчески да Римини и Маоло Малатеста (380*268)
Кабанель, Дочь Ефтана (380*598)
Смерть Франчески да Римини и Паоло Малатеста, 1870 Дочь Ефтана, 1879
холст, масло холст, масло
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
 
1000*706 px 635*1000 px
Кабанель, Albayde (380*465)
Кабанель, Портрет княгини Воронцовой-Дашковой (380*533)
Albayde, 1848 Портрет княгини Воронцовой-Дашковой
98*80 см.; холст, масло  
Музей Фабр,
Монпелье, Франция
 
817*1000 px 456*640 px
Кабанель, Наполеон III (380*528)
Кабанель, Пандора (380*540)
Наполеон III, ок.1865 Пандора, 1873
холст, масло 49,2*70,2 см.; холст, масло
Музей 2-ой Империи,
Компьен, Франция
Музей Уолтерса,
Балтимор, США
518*720 px 704*1000 px
Кабанель, Портрет девушки (380*621)
Кабанель, Портрет Альфреда Брюа (380*455)
Портрет девушки Портрет Альфреда Брюа, 1846
78*127 см. 62*74 см.
Частная коллекция Музей Фабр,
Монпелье, Франция
612*1000 px 806*1000 px
Кабанель, Портрет Виктора Массе (380*494)
Кабанель, La chiaruccia (380*468)
Портрет Виктора Массе, 1847 La chiaruccia, 1848
48,9*61 см. 81,5*99 см.
Частная коллекция Музей Фабр,
Монпелье, Франция
769*1000 px 812*1000 px
Кабанель, Портрет княгини Келлер (380*497)
Кабанель, Портрет Катарины Вольф (380*604)
Портрет княгини Келлер, 1873 Портрет Катарины Вольф, 1876
76*99 см. 108,6*171,5 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
765*1000 px 629*1000 px
Кабанель, Самсон и Далила (380*536)
Кабанель, Венецианская патрицианка (380*629)
Самсон и Далила, 1878 Венецианская патрицианка, 1881
64,8*92,7 см. 80,3*130,5 см.
Частная коллекция Частная коллекция
709*1000 px 604*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru