Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 36  
Камиль Коро

16 июля 1796
(Париж, Франция) -

22 февраля 1875
(Париж, Франция)

Камиль Коро - Кавалер Ордена Почётного Легиона
В юности Коро в течение 7 лет работал продавцом сукна, однако коммерсант из него не получился. Отец назначил ему скромное содержание и разрешил заниматься живописью. С тех пор всё в жизни Коро было подчинено стремлению стать настоящим художником и добиться на этом поприще известности и признания. Художник принёс в жертву искусству даже семью : он так никогда и не женился.
Жан-Батист Камиль Коро родился 16 июля 1796 года в Париже. Его мать, Мари-Франсуаз Оберсон (1768-1851), дочь винодела из швейцарского кантона Во, содержит магазин женских шляп, расположенный в центре Парижа на набережной Сены. Отец - Луи Жак Коро (1771-1847), уроженец Бургундии - потомок землевладельца из Мюсси-ла-Фосс. К моменту появления на свет будущего художника в семье уже есть 3-летняя дочь, Аннетта-Октавия, а 2-ая сестра Коро, Виктория-Анна, родилась через год после него. Мать и отец слишком заняты в магазине, поэтому до 4 лет Камиль живёт в провинции под опекой няни - простой деревенской женщины. После возвращения в Париж он несколько лет живёт с родителями, а затем поступает в известный столичный интернат господина Летелье, где живёт и учится до 11 лет. В 1807 году за отличные успехи в учёбе Коро удостаивается стипендии, позволяющей ему продолжить обучение в привилегированном колледже в Руане. Однако юному Камилю оказалось не под силу жить вдали от родного города и своей семьи : он очень скучал, что незамедлительно сказалось на учёбе. Родители, заметив, что сын перестал радовать их своими успехами, забирают его из руанского колледжа и устраивают в школу Пуасси - маленького городка, расположенного совсем недалеко от Парижа.
В 1815 году Коро заканчивает учёбу с становится учеником торговца тканями в суконной лавке на улице Сент-Оноре, что на правом берегу Сены. Коро сразу же сдружился с сыном своего работодателя, Эдуардом Делалейном, который впоследствии будет страстным коллекционером его картин. Всё свободное время Коро посвящает рисованию и изучению живописи.
В 1822 году заканчивается период стажировки Коро у Делалейна-старшего. На протяжении всего этого времени, то есть в течение 7 лет, в день именин своего отца Камиль просит у него разрешения заниматься исключительно живописью : он страстно желает стать художником. Однако отец остаётся непреклонен, и будущий художник раз за разом получает категорический отказ. В 1821 году после продолжительной болезни умирает младшая сестра Коро, и родители решают разделить часть наследства между 2-мя оставшимися детьми. Отец по0прежнему настаивает, чтобы сын занялся торговлей, но Камиль неожиданно проявляет характер. "Хорошо, поступай, как знаешь, - отвечает отец. - Не буду тебя неволить : хочешь всю жизнь развлекаться - развлекайся. Я был готов купить тебе магазин, но теперь, пожалуй, придержу свои деньги". В итоге Коро-младший не получает свою часть наследства. Тем не менее, выделенной отцом годовой ренты будет вполне достаточно для того, чтобы Камиль смог заниматься любимым делом, не заботясь о хлебе насущном.
"У меня есть только одна цель, которой я буду следовать всю жизнь : писать пейзажи. Это твёрдое решение не позволяет мне связать себя серьёзными узами. Я имею в виду брак" (Коро, 1826).
Весной 1822 года будущий художник поступает на учёбу в мастерскую Ашиля Этена Мишаллона (1796-1822). Кроме уроков в студии (с натурщиками), а также сеансов копирования работ мастеров прошлого, учитель уделяет особое внимание работе своего подопечного на пленэре. Следуя его советам, Коро проводит много времен за изучением природы парижских предместий, а также часто выезжает в Нормандию, где останавливается в Буа-Гийоме у своего приятеля Сеннегона. В сентябре 1822 года Мишаллон умирает от воспаления лёгких. Преждевременная смерть учителя вынуждает Коро искать другого, и вскоре он переходит в мастерскую Жана Виктора Бертена (1767-1842), бывшего наставника Мишаллона. Под руководством Бертена Коро продолжает выполнять копии известных картин и много работает на пленэре. Он записывает в своём дневнике : "Пишу каждый вечер : фигуры, деревья; создаю композиции на основе сделанных ранее эскизов; планирую приступить к изучению исторических персонажей".
В 1825 году родители Коро соглашаются финансировать его поездку в Италию, без которой ни один художник той эпохи не мог считать себя "настоящим живописцем". Коро, в знак благодарности, дарит родителям только что написанный "Автопортрет" и в сентябре вместе со своим другом Иоганном Карлом Бахером (1801-1869) выезжает в Рим. В дороге молодые люди часто останавливаются - Болонье, Лозанне и других городах, поэтому конечного пункта своего путешествия они достигают лишь в январе 1826 года. Коро потрясён видами древнего города. Он работает целыми днями, а по вечерам общается со своими коллегами в излюбленном ими "Кафе Греко". В 1827 году Коро посылает из Рима на официальный французский Салон 2 пейзажа : "Мост в Нарни" и "Червара. Римская кампанья". Художник много путешествует : лето он проводит в итальянской провинции за работой над деревенскими пейзажами, в октябре возвращается в Рим, в ноябре едет на озёра Альбано и Неми, в декабре - в Тиволи, весной 1828 года посещает Неаполь, а, возвращаясь во Францию, сначала останавливается в Венеции, а затем проезжает через Швейцарию, любуясь красотой альпийских озёр. Во время путешествия Коро неустанно работает, заполняя многочисленными эскизами целые альбомы.
После 3 лет скитаний Коро возвращается во Францию. Переполненный впечатлениями, художник чувствует уверенность в себе и своём таланте и быстро обрастает новыми знакомствами : его друзьями в тот период становятся уже достаточно известные художники - Эдуард Бертен (1797-1871) и Теодор Карюэль Алиньи (1798-1871).
"Человек не должен начинать карьеру художника, пока не почувствует в себе страстное влечение к природе" (Коро)
Он продолжает работу над пейзажами в Виль д'Авре. Часто бывает в городе Шайи и деревне Барбизон, расположенных в живописных лесах Фонтенбло недалеко от Парижа, где много времени проводит на пленэре в обществе своих коллег-художников.
В 1830 году Коро посещает Шартр. Этот город находится в 100 километрах на юг от столицы и известен своим готическим собором, который становится темой многих работ художника. В 1831 году художник открывает для себя центральные регионы Франции : Морван, Овернье и Бургундию. В январе 1833 года он едет в Буа-Гийом, где останавливается у Сеннегона, в июле того же года посещает Нормандию, а в сентябре отправляется в Суассон, чтобы выполнить заказ известного промышленника Анри, приятеля отца Коро и изобразить его суконную фабрику. Во время последней поездки Камиль Коро знакомится с художником Гранжаном, который уговаривает его на совместное путешествие по Италии. И в мае 1834 года приятели отправляются в путь. Помимо любви к искусству и присущего обоим весёлого нрава, молодых художников объединяло пристрастие к вкусной еде и хорошей выпивке, поэтому до прибытия в Геную они подолгу задерживаются то в Марселе, то в Ницце, то в Монако.
С 18 августа по 8 сентября Коро посещает Венецию, Флоренцию и Болонью, а в октябре прибывает в Швейцарию, где останавливается в Женеве и много времени проводит на берегу знаменитого Женевского озера, работая на пленэре и часто вспоминая Жан-Жака Руссо (1712-1778), философа и отшельника, который в своё время жил здесь и, по мнению Коро, создавал "гениальные пейзажи". После возвращения во Францию в ноябре 1834 года Коро на 6 недель отправляется в Фонтенбло. Художник настолько проникся красотой этих мест, что в июне 1835 года отказывается от запланированной ещё зимой 3-ей поездки в Италию и вновь приезжает в Фонтенбло, где останавливается в Шайи у госпожи Кутель, старинной приятельницы его матери.
В 1836-1837 годах Коро посещает юг Франции : сначала - Авиньон и Монпелье, а затем, в компании Проспера Мариля (1811-1847), - Овернье, где знакомится с художником Франсуа-Огюстом Равьером (1814-1895).
Следующий, 1838 год, был ознаменован успехом выставленных на официальном Салоне работ, а также первыми опытами художника в изображении обнажённой натуры. В 1840 году правительство Французской республики покупает у Коро первую картину, а 2 годами позже - ещё одну : так к нему приходит известность.
В 1843 году, с мая по октябрь, Коро осуществляет 3-тью, ставшую последней, поездку в Италию. На этот раз он всё своё время проводит в Риме, практически не выезжая за пределы города. Следующий год выдался особенно богатым на поездки и впечатления : Коро живёт и работает то в Париже, то во французской провинции - в Виль д'Авре, Фонтенбло, Бретани, то в Швейцарии. В июле 1846 года Коро становится кавалером Ордена Почётного Легиона. Это событие стало лучшим подтверждением признания таланта художника в официальных кругах. Его картины пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, а правительство Франции пополняет ими экспозиции музеев и украшает резиденции. Чтобы разобраться с многочисленными заказами со стороны коллекционеров и хозяев галерей и удовлетворить всё возрастающий спрос на свои картины, Коро прибегает к помощи "ассистентов", которые попросту копируют его работы, а сам художник ставит на копиях лишь свою подпись. Таким образом, провинциальные галереи и частные коллекции пополняются множеством фальшивых "Коро", а в художественных кругах с тех пор гуляет почти анекдотическая фраза : "Коро написал 3000 картин, из которых 5000 находятся в Соединённых Штатах".
"Я бы хотел расписать все тюремные стены и показать этим несчастным заблудшим людям деревню, какой я её вижу. Уверен, принеся им своё чистое голубое небо, я отвратил бы их от дурных поступков" (Коро)
В 1847 году художник-литограф Констан Дютилле (1807-1865) приобретает у Коро картину и знакомит его с Эженом Делакруа (1798-1863), который называет Коро "самым настоящим художником".
Когда в 1849 году Дютилле приглашает Коро посетить южные города Франции, художник просит свою мать, к тому времени уже вдову, дать согласие на выезд. Экономическая и, более того, эмоциональная зависимость от родителей продолжалась вплоть до смерти матери в 1850 году, когда Коро унаследовал значительное состояние и обрёл, наконец, свободу.
Расширяя круг его знакомств : Коро сближается с Добиньи (1817-1878), в обществе которого много путешествует по восточным регионам Франции. Коро с энтузиазмом откликается на просьбу Добиньи помочь ему с оформлением интерьера дома в Овер-сюр-Уазе - деревне, расположенной к северу от Парижа. После этого случая многие друзья Коро обращались к нему с подобными просьбами, и он всегда с удовольствием делает эскизы оформления их домов.
В 1853 году Коро присутствует на свадьбе дочери Дютилле и знакомится с одним из своих будущих биографов - художником Альфредом Робо (1830-1909). Тогда же, зная слабость приятеля к литографии, Дютилле сводит его с фотографами Кювелье и Грангийомом, вместе с которыми Коро разрабатывает новую технику клише-верр (дословно : "стеклянная копия"). Коро - первый живописец, всерьёз занявшийся этой техникой и сделавший более 60 экземплярах клише-верр. После него эти фотографические приёмы стали использовать Делакруа, Милле и Добиньи.
В 1867 году на Всемирной выставке в Париже Коро награждают серебряной медалью. Единственное, к чему художник стремится всю свою жизнь и чего, к сожалению, ему так и не удалось добиться - это признание его искусства официальным Салоном, о чём обычно свидетельствует получение специальной медали. Зная об этом, 29 декабря 1874 друзья организовали в честь Коро приём в престижном парижском отеле и вручили ему Большую золотую медаль Салона в знак признания его выдающимся художником.
Камиль Коро умирает 22 февраля 1875 года, так и не сумев оправиться после потрясшей его недавно кончины сестры. Художник похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

36 работ

Камиль Коро, Автопортрет с палитрой в руке (380*521)
Камиль Коро, Воспоминание о Монтефонтене (380*274)
Автопортрет с палитрой в руке, ок.1835 Воспоминание о Монтефонтене, 1864
33*25 см. 65*89 см.
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Лувр,
Париж, Франция
729*1000 px 1000*721 px
Камиль Коро, Мост в Нарни (380*263)
Камиль Коро, Крестьянка, пасущая корову (380*523)
Мост в Нарни (Нарни, мост Августа на Нере), 1826 Крестьянка, пасущая корову у опушки леса,
1865-1870
34*48 см. 47,5*35 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*691 px 727*1000 px
Камиль Коро, Штормовая погода (380*265)
Камиль Коро, Женщина с жемчужиной (380*538)
Штормовая погода, ок.1870 Женщина с жемчужиной, 1868-1870
55*39 см.; холст, масло 70*55 см.
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва, Россия Лувр,
Париж, Франция
1000*698 px 706*1000 px
Камиль Коро, Дама в голубом (380*630)
Камиль Коро, Луиза Клер Сеннегон. племянница художника (380*468)
Дама в голубом, 1874 Луиза Клер Сеннегон, будущая госпожа Шармуа, племянница художника, 1837
80*50,5 см. 43*35 см.
Лувр,
Париж, Франция

Лувр,
Париж, Франция

603*1000 px 812*1000 px
Камиль Коро, Мастерская. Молодая женщина с мандолиной (380*476)
Камиль Коро, Пейзаж с озером (380*290)
Мастерская. Молодая женщина с мандолиной, ок.1865-1866 Пейзаж с озером
56*46 см. 53*65,5 см.; холст, масло
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
799*1000 px 1000*764 px
Камиль Коро, Утро. Танец нимф (380*284)
Камиль Коро, Сады Тиволи. Вилла д'Эсте (фрагмент) (380*317)
Утро. Танец нимф, 1850 Сады Тиволи. Вилла д'Эсте (фрагмент), 1843
97*132 см. 43,5*60,5 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*747 px 1000*833 px
Во время своего второго пребывания в Италии в 1834 году Коро посещает Венецию, где ближе знакомится с работами мастеров итальянского Ренессанса. С тех пор влияние Тициана (1488-1576) и Джорджоне (1477-1510) на живопись Коро является бесспорным и особенно ярко проявляется в его "Сельском концерте". Работа была выставлена на Салоне 1844 года под названием "Пейзаж с фигурами", впоследствии изменённым, чтобы подчеркнуть родство с "Сельским концертом" Джорджоне.
После Салона Коро начнёт работу над изменением пейзажного фона картины. И только через 13 лет, на Салоне 1857 года, художник представит окончательную версию "Концерта", в которой игнорируются все требования реализма.
Камиль Коро, Сельский концерт (380*283)
Камиль Коро, Форум, вид со стороны садов Фарнезе (Вечер) (380*213)
Сельский концерт,
1844-1857
Форум, вид со стороны садов Фарнезе (Вечер), 1826
100*133 см. 28*50 см.
Музей Конде,
Шантийи, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*746 px 1000*563 px
Камиль Коро, Итальянская вилла за пиниями (380*531)
Камиль Коро, Мариетта (Римская одалиска) (380*250)
Итальянская вилла за пиниями Мариетта (Римская одалиска), 1843
154,5*112 см.; холст, масло 29,3*49,2 см.; холст, масло
Художественный музей,
Базель, Швейцария
Галерея Пети,
Париж, Франция
715*1000 px 1000*658 px
В Италии Коро открывает для себя не только прекрасную природу Средиземноморья, но и южный тип женской красоты. Его переписка по этому поводу с другом юности Абелем Осмоном (1794-1840) приоткрывает чувственную сторону личности Коро, которой он мог дать свободный выход вдали от строгого родительского глаза : "По-моему, римлянки - самые красивые женщины в мире. Их глаза, плечи, руки и бёдра превосходны. В этом они лучше, чем наши. Но, с другой стороны, им далеко до грации и любезности француженок. Как художник, я предпочитаю итальянку; но в вопросах, касающихся чувственности и отношений между мужчиной и женщиной, - я однозначно выбираю француженку".
Камиль Коро, Молодая девушка за чтением (380*299)
Камиль Коро, Купание Дианы (380*671)
Молодая девушка за чтением, ок.1868 Купание Дианы,
1869-1870
32,5*41,3 см.; холст, масло 72,1*41 см.; холст, масло
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
Музей Тиссен-Борнемисы,
Мадрид, Испания
1000*786 px 566*1000 px
Камиль Коро, Пляж в Этрета (380*235)
Камиль Коро, Мост в Манте (380*252)
Пляж в Этрета, 1872 Мост в Манте, 1868-1870
56,4*35,6 см.; холст, масло 38*55 см.; холст, масло
Художественный музей,
Сент-Луис, США
Лувр,
Париж, Франция
600*371 px 1000*662 px
Камиль Коро, Венеция. Площадь Сан-Марко (380*253)
Камиль Коро, Агостина (380*526)
Венеция.
Площадь Сан-Марко, 1835
Агостина, 1866
  97*132 см.; холст, масло
  Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
1000*665 px 723*1000 px
Камиль Коро (380*456)
Камиль Коро, Иския, вид со склонов горы Эпомео (380*234)
ок.1865 Иския, вид со склонов горы Эпомео
  26*40 см.; холст, масло
Музей изящных искусств,
Лилль, Франция
Лувр,
Париж, Франция
834*1000 px 1000*616 px
Камиль Коро, Вид церкви Тринита деи Монти от виллы Медичи (380*221)
Камиль Коро, Вид Флоренции со стороны садов Боболи (380*265)
Вид церкви Тринита деи Монти от виллы Медичи Вид Флоренции со стороны садов Боболи
45*74 см.; холст, масло 51*74 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*581 px 1000*697 px
Камиль Коро, Автопортрет (380*509)
Камиль Коро, Ворота в тени деревьев (Въод в замок) (380*258)
Автопортрет, 1825 Ворота в тени деревьев (Вход в замок)
33*25 см.; бумага, холст, масло 32*43 см.; бумага, холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
747*1000 px 1000*679 px
Камиль Коро, Венеция. Пьяцетта (380*217)
Камиль Коро, Росни, замок герцогини Беррийской (380*259)
Венеция. Пьяцетта, 1834 Росни, замок герцогини Беррийской, 1840
21*35 см.; бумага, холст, масло 24*35 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*571 px 1000*681 px
Камиль Коро, Вид Колизея сквозь аркаду базилики Константина (380*251)
Камиль Коро, Каскады в Тиволи (380*221)
Вид Колизея сквозь аркаду базилики Константина, 1825 Каскады в Тиволи, 1843
23*35 см.; холст, масло 26*41 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*660 px 1000*581 px
Камиль Коро, Замок Святого Ангела и Тибр в Риме (380*211)
Камиль Коро, Невеста (380*508)
Замок Святого Ангела и Тибр в Риме Невеста
27*47 см.; холст, масло 32*25 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*556 px 748*1000 px
Камиль Коро, Вид Колизея от садов Фарнезе (380*230)
Камиль Коро, Пейзаж с коровами (380*508)
Вид Колизея от садов Фарнезе Пейзаж с коровами,
1865-1874
30*49 см.; бумага, холст, масло 22*17 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*606 px 748*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru