Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 14  
Морис Дени

25 ноября 1870 (Гранвиль, Франция) -

13 ноября 1943 (Париж, Франция)

Морис Дени появился на свет 25 ноября 1870 года в Нормандии. Вскоре после рождения сына Констант Дени, по профессии - инженер-железнодорожник, получает новое назначение, и вся семья переезжает из приморского Гранвиля в местечко Сен-Жермен-ан-Лайе, недалеко от Парижа.
С ранних лет Морис был "одухотворённым и чувственным мальчиком", что не раз отмечали окружающие. Будучи, помимо этого, очень трудолюбивым и целеустремлённым, он поступает в престижный парижский лицей Кондорсе, где быстро становится одним из лучших учеников. Во время учёбы в лицее Дени сближается с Эдуаром Вюйяром, Полем Серюзье и Ксавье Русселем. Очень скоро это знакомство перерастает в крепкую дружбу, и в 1888 году молодые люди все вместе поступают в Академию Жюлиан. Тогда же Морис Дени открывает для себя поэзию Поля Верлена (1844-1896) и Стефана Малларме (1842-1898), а также авангардные для того времени драмы Ибсена (1828-1906) и Стриндберга (1849-1912). Он получает солидные знания в области литературы, посещает лекции по философии, увлекается трудами Бергсона (1859-1941) и Шопенгауэра (1788-1860).
Призвание художника и активные занятия живописью не мешают Дени систематически публиковать в прессе и научных изданиях свои теоретические статьи. Дневник живописца, который он вёл всю жизнь, начиная с 14 лет и до самой смерти, свидетельствует о серьёзных научных размышлениях, касающихся именно теории искусства.

 

Фра Анджелико"Благовещение"
(1450, Музей Сан Марко, Флоренция, Италия)

"Никогда, как бы ни складывались обстоятельства моей личной или
творческой жизни, я не поступлюсь христианскими принципами и никому не позволю ущемить моё достоинство христианина", - пишет Морис Дени, преклоняющийся перед творчеством Фра Анджелико (ок.1395-1455). Дени замечает : "Одной картины этого итальянского примитивиста достаточно, чтобы напомнить нам в водовороте жизни, что такое душа и какими чудесными могут быть её проявления".
 
Если своеобразным катализатором возникновения движения набидов был Серюзье, то главным теоретиком набизма является Морис Дени. Приятели любят Дени за его жизнерадостность и открытость, ценят его дружескую преданность. Йен Веркад (1868-1946) пишет, что "глаза Дени - обычно милые, как у девушки, и чистые, как у ребёнка, загораются огнём гнева и непримиримости, когда кто-либо осмеливается критиковать группу".
В июне 1893 года Морис Дени женится на Марте Мерье, которая позже станет матерью его 7-х детей. В мае 1895 года художник открывает для себя Италию; в 1903 году посещает Германию, в 1905 - Испанию. В 1909 он отправляется в Россию, где по заказу купца Морозова принимает участие в оформлении интерьера его дворца в Москве, на Пречистенке. Однако, чем больше Дени путешествует, тем чаще вспоминает ему Бретань - именно там художник получает истинное наслаждение от общения с природой и то состояние души, которое отвечает потребностям его внутреннего мира.
Художник предпочитает тишину и покой провинции шуму и суете столицы, мечтая провести в скромном уединении остаток жизни. Однако судьба распоряжается иначе : в ноябре 1943 года Морис Дени погибает под колёсами автомобиля в самом сердце Парижа.
Истоки возникновения движения набидов очевидно следует искать в творчестве Гогена. "Надо отваживаться пробовать всё", - сказал им как-то мастер. С тех пор критики называли набидов то мистическим братством, то авангардным объединением. Однако молодых живописцев не волновали определения : они самозабвенно работали, стремясь запечатлеть на своих картинах утончённую красоту идеального мира.
Движение набидов - результат крепкой дружбы, соединяющей талантливых молодых людей, принадлежащих к одному поколению, которые по удивительному совпадению учились в одном лицее, либо работали в одной мастерской. Некоторым из них кажется, что подобные встречи являются "знаком судьбы". Так, режиссёр известного парижского Театра д'Эвр, Орельен Люнье-По (1869-1940), который, как и большинство набидов, был учеником лицея Кондорсе, замечает : "Похоже, что Провидение не без тонкого умысла собрало в одной школе таких людей, как Вюйяр, Дени, Серюзье... Они настолько сблизились, что почти не расставались". Приятели мечтают стать художниками и поступают в Академию Жюлиан. Но строгая академическая система обучения, которая не предусматривает даже поверхностного знакомства с творчеством импрессионистов, разочаровывает будущих художников.

 

Поль Гоген "Над пропастью" (1888, Музей декоративного искусства, Париж, Франция)

Возникновение набидов как исторический факт датируется 1888 годом, когда Поль Серюзье вернулся из провинции Бретань, где в Понт-Авене он познакомился с Гогеном (1848-1903). Молодой художник потрясён общением с мастером. Во-первых, ему удалось прослушать настоящую лекцию о методах и технике живописи, а во-вторых, Серюзье несказанно повезло : при участии самого Гогена, точнее, почти под его диктовку, молодой художник пишет свою первую значительную картину - "Талисман". По возвращении в Париж Серюзье тут же собирает у себя друзей и показывает свою работу, чем приводит их в неописуемый восторг. "Гоген был для поколения 90-х годов тем, кем Мане был для "семидесятников", - напишет в 1905 году Морис Дени.
Картины Гогена поражают своей яркой декоративностью, широкими плоскостями локального цвета, выразительностью контура. Всё это восхищает молодых художников и полностью соответствует их стремлению упростить и стилизовать изображаемые формы. Серюзье предлагает своим приятелям объединиться в группу, которая называлась бы "набиды". Это оригинальное название происходит от древнееврейского слова "наби", которое можно перевести как "пророк, одержимый", а также "тот, кто получает сигналы из мира иного". Дени так комментирует этот выбор : "Серюзье предложил нам название, которое делало нас посвящёнными в какую-то важную тайну, недоступную для понимания простыми смертными; это было что-то вроде мистического союза; такое название группы предвещало, что мы постоянно будем находиться в состоянии пророческой одержимости".

 

Серюзье
(1890, Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия)

Начиная с октября 1888 года, набиды регулярно встречаются в таверне, расположенной в Пассаже Бради в Париже. В то время членами группы были Серюзье, Дени, Вюйяр, Боннар, Руссель (1867-1944) и Рансон (1864-1946); через несколько лет к ним присоединится швейцарец Феликс Валлоттон (1865-1925), голландец Йен Веркад (1868-1946) и венгр Йозеф Рипл-Ронаи (1861-1947). Их встречи представляют собой теоретические дискуссии и эстетические споры, в частности, о душевном состоянии художника непосредственно в процессе творчества. С этой точки зрения их привлекает творчество Одилона Редона (1840-1916). "Уникальность Редона, - пишет Дени, - состоит в его неумении нарисовать что-либо, что не выражает глубоких чувств, не передаёт его собственного внутреннего состояния". Юношеский максимализм набидов призывает их искать в живописи некий абсолют, и они уверены в том, что это возможно : нужно лишь найти этот абсолют в самих себе.

 

Вюйяр "Художник Кер Ксавье Руссель с дочерью"
(1903, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Баффало, США)

Исходя из этого принципа, они отбрасывают правила академической перспективы как искусственные и отказываются от "копирования" пейзажей с натуры, считая их "услужливой подсказкой" природы. Вместо этого они стремятся отражать в работах прежде всего свой внутренний мир. По мнению набидов, искусство должно не изображать действительность, а показывать испытания, которым художник подвергается в контакте с ней. Поэтому тема не играет особой роли. Морис Дени определяет это следующим образом : "Набиды хотели выражать в своих работах эмоции при помощи гармонии форм и цвета, независимо от темы. Они верили, что каждое чувство, каждая мысль имеют своё пластическое соответствие, свою удивительную и самобытную красоту". Это высказывание имеет особое значение, поскольку является точным определением смысла творческих исканий набидов. Первая выставка группы проходит в 1891 году в галерее Ле Барк де Бутвиль. Серюзье убеждён : "Природа дарит нам исключительно сырой материал. Только человек своей силой духа в состоянии распорядиться им так, чтобы превратить это сырьё в высококачественный сплав мысли и чувства, применяя соответствующие методы. Именно таким способом можно достичь стиля, который является конечной целью любого вида искусства". Теория взаимозависимости и констатации чувств была развита поэтом Малларме (1842-1898), с которым набиды часто встречались и тесно общались. В поисках чистых художественных эмоций они декларируют так называемую, "звучащую" живопись, живопись-музыку. Набиды стремятся также к определённой "экономности" средств живописи, которая, по их мнению, даёт возможность без излишней "художественности" раскрыть правдивую силу чувства. Линия должна быть точной и плавной, а сама живопись - простой и гармоничной. Поэтому молодые художники восхищаются декоративной живописью. Персонажи на картинах набидов выполнены в архаичной манере, похожей на стиль Пюви де Шаванна (1824-1898), которого всегда отличало стремление писать "сокращённо и упрощённо", без изысков.

 

Валлоттон

Однако набиды не представляли собой группу художников, связанных совершенно одинаковыми устремлениями. Так, Дени и Серюзье довольно резко высказывались по поводу не совсем оправданной, по их мнению, "изысканной чувственности", свойственной импрессионизму. Зато Боннар остаётся верным творчеству Гогена, Валлоттон восхищается картинами Дега (1834-1917), а Вюйяра завораживает чувственность, исходящая от женских фигур на полотнах Ренуара (1841-1919).
Дени пишет Вюйяру : "Мне кажется, что мы делаем ошибку, требуя от произведения искусства, чтобы оно моментально приносило удовольствие. Истинную ценность работе придаёт степень самоотдачи художника, сила его характера".
Вюйяр отвечает : "В обычной жизни я и так довольно часто вынужден проявлять свой характер и силу воли. В искусстве же мне необходим "привкус моментального удовольствия".
Дени и Серюзье всё чаще ищут покой и творческое удовлетворение в умиротворяющей природе Бретани. В то же время Боннар, Вюйяр и Валлоттон погружаются в бурную жизнь столицы и стремятся в своём искусстве запечатлеть дух эпохи. Противоречия между этими двумя группами художников достигли апогея на выставке в галерее Дюран-Рюэля в 1899 году. Отныне каждый из набидов пойдёт в искусстве собственной дорогой. Однако на всю оставшуюся жизнь между художниками сохранятся дружеские отношения - те, которые когда-то легли в основу их творческого союза.

14 работ

Морис Дени, Автопортрет перед Ле Приере (380*353)
Морис Дени, Весенний пейзаж с фигурами (Священная роща) (380*329)
Автопортрет перед Ле Приере, 1921 Весенний пейзаж с фигурами (Священная роща), 1897
71*78 см. 157*179 см.; холст, масло
Окружной музей Ле Приере,
Сен-Жермен-ан-Лайе, Франция
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*929 px 1000*867 px
Морис Дени, Процессия под деревьями (380*258)
Морис Дени (380*258)
Процессия под деревьями, 1892  
56*81 см.; холст, масло  
Коллекция Петера Марино,
Нью-Йорк, США
 
558*379 px 1000*679 px
Морис Дени, Мать и дитя (380*455)
Морис Дени, Жена художника (380*333)
Мать и дитя, 1890-ые Жена художника
46,5*39 см.; холст, масло  
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
 
836*1000 px 528*462 px
Морис Дени, Полифем (380*265)
Морис Дени, Почести Сезанну (380*287)
Полифем, 1907 Почести Сезанну, 1900
81*116 см.; холст, масло 160*240 см.
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва, Россия Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
550*383 px 652*493 px
Морис Дени, Визит к Сезанну (380*288)
Морис Дени, Марта после обручения (380*481)
Визит к Сезанну, 1906 Марта после обручения, 1891
51*64 см. 30*25 см.
Музей Гране,
Экс-ан-Прованс, Франция
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
1000*758 px 790*1000 px
Морис Дени, Пастушка (380*283)
Морис Дени, Музы (380*471)
Пастушка, ок.1893 Музы, 1893
20*28 см. 171,5*137,5 см.
Частная коллекция Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
1000*745 px 806*1000 px
Морис Дени, Солнечное пятно на террасе (380*431)
Морис Дени, Католическая тайна (380*255)
Солнечное пятно на террасе, 1890 Католическая тайна, 1890
24*20,5 см.; картон, масло 51*77 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Частная коллекция
882*1000 px 1000*670 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru