В 1905 году
на парижском Осеннем Салоне группа молодых художников
шокирует публику своими картинами, охарактеризовать
которые в двух словах можно как "буйство красок".
Критика тут же объявляет о рождении нового направления
в живописи, хотя фовизм (именно так назвали это
направление) так и останется без чёткой эстетической
программы и точного определения.
|
Анри Руссо "Нападение
ягуара на лошадь"
(1910, Музей им. А.С. Пушкина, Москва, Россия) |
Картины Анри Руссо (Таможенника)
натолкнут критика Вокселя на сравнение фовистов
с "дикими зверями"
"Фовизм - это не школа, и даже не какая-то
система. Это лишь случайная совокупность тенденций,
декларируемых несколькими молодыми независимыми
художниками, отразившая художественные поиски той
эпохи. Единственное, что остаётся непонятным, -
как молодым, амбициозным мастерам, каждый из которых
- самодостаточная и одарённая личность, удалось
достичь такого завидного единодушия во взглядах
на искусство", - с удивлением констатирует
современный исследователь Жан Леймари. Фовизм действительно
не был каким-то организованным движением. Его принципы
зародились в результате творческого взаимодействия
молодых мастеров, обладающих разными художественными
темпераментами, но объединённых общими задачами.
Все эти художники достаточно тесно связаны между
собой. Анри Матисс (1869-1954) и Альбер Марке (1875-1947)
подружились ещё в 90-ые годы XIX столетия. В 1898
году, во время обучения в мастерской художника Эжена
Карьере (1849-1906), они познакомились с Андре Дереном
(1880-1954). В 1900 году Дерен представляет приятелям
Мориса де Вламинка (1876-1958), а 5 годами позже
Марке приводит в компанию Рауля Дюфи (1877-1953)
и Жоржа Брака (1882-1963). С того времени, независимо
от того, работают ли они каждый сам по себе или
тесно сотрудничают, этих художников объединяет одинаковый
подход к живописи. Их страсть - это чистые, насыщенные
цвета, искренние, свободные тона, а также выразительные
контрасты. Почва для подобных воззрений была уже
тщательно подготовлена : многие художники ещё в
конце XIX века использовали чистые тона и локальные
цветовые пятна. В результате их поисков цвет выделился
в самодостаточный, исключительный, с точки зрения
художественной выразительности, элемент, влияющий
на сферу чувств и вызывающий целый спектр эмоций.
Таким образом, эти живописцы определили направление,
по которому и двинулись фовисты - представители
нового поколения европейских художников.
Покидая свои мастерские и выходя на пленэр в поисках
"настоящей жизни и чистой натуры", импрессионисты,
наверное, первыми предложили использовать чистые
(несмешанные) цвета, пытаясь добиться максимальной
выразительности изображения. Фовисты идут ещё дальше.
Они решительно отбрасывают пространство, свет и
натурализм - элементы, по-прежнему высоко почитаемые
их предшественниками, за исключением, разве что
Ван Гога (1853-1890) и Гогена (1848-1903), которых
фовисты ставят выше всех остальных мастеров того
поколения и считают провозвестниками нового подхода
к цвету и живописи.
|
Ван Гог "Ирисы"
(1889, Музей Гетти, Лос-Анджелес, США) |
От Ван Гога фовисты унаследуют
прежде всего чувствительность к цвету
Ван Гог рекомендовал "произвольно использовать
чистые цвета", а также "оставлять кое-где
непрокрашенные фрагменты, неоформленные углы и "случайные"
мазки". Во время ретроспективной выставки голландского
мастера в марте 1901 года в парижской галерее Бернхейм-Жён
Вламинк и Дерен открывают искусство Ван Гога и объявляют
себя наследниками его творческого метода.
В формировании эстетических принципов фовизма решающую
роль сыграл также Поль Гоген. Особенно отчётливо
его влияние проявилось в уходе фовистов от натуралистической
концепции изображения натуры, а также в их увлечении
искусством древних цивилизаций и так называемых
"примитивных" народов. Идя вслед за этим
мастером, фовисты откажутся от перспективы и от
импрессионистической техники как таковой, строя
каждую свою композицию на сочетании цветовых пятен,
обведённых тонкой (а иногда - жирной) линией. Гоген
так же, как и Ван Гог, подвергал сомнению необходимость
смешивания красок, объясняя это так : "Зелёный,
смешанный с красным, не даёт в результате красно-коричневого
цвета. Вместо него мы видим обычно лишь два вибрирующих,
абсолютно несчастных в своей невыразительности,
оттенка. Следует накладывать чистые цвета рядом,
а не смешивать их. Так, если красный положить рядом
с зелёным, а с другой стороны добавить немного жёлтого,
- мы увидим 3 оттенка, которые обогащают друг друга
и усиливают интенсивность первого, то есть - зелёного."
Впоследствии Матисс и Дерен станут самыми пылкими
приверженцами "цветовых теорий" Гогена.
Этот мастер укажет путь и другим художникам, стремящимся
уйти от традиционной живописи. Так, в 1899 году
Поль Синьяк (1863-1935) в своей аналитической работе
"От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма"
раскрывает принципы дивизионизма - направления,
главным творческим методом которого был пуантилизм,
пропагандируемый другом Синьяка - Жоржем Сёра (1859-1891).
Это метод предполагает письмо чётко различимыми
раздельными мазками, рассчитанными на оптическое
смешение красок в глазу зрителя. Практически все
фовисты рано или поздно обращались в своём творчестве
к дивизионизму Синьяка и Сёра.
|
Поль Гоген "На краю
пропасти" (1888, Музей декоративных искусств,
Париж, Франция) |
Фовисты оказываются верными
последователями Гогена - особенно в том, что касается
его отношения к цвету и форме. Матисс и Дерен унаследуют
от него обведённые контуром яркие цветовые плоскости
Можно смело утверждать, что фовизм как явление
в живописи возник под влиянием самых разных тенденций,
причём не только современных. Многие из фовистов
прошли курс обучения в мастерской Гюстава Моро (1826-1898)
- выдающегося художника-символиста, талантливого
педагога, профессора парижской Школы изящных искусств,
который умел прививать своим ученикам интерес к
искусству прошлого, даже если принципы этого искусства
шли вразрез с его собственными принципами и интересами.
Матисс и Марке часто вспоминали слова маэстро Моро
: "Цветом следует мыслить. Если у вас нет воображения,
вы никогда не получите красивого цвета".
Посетители выставки 1905 года увидели в работах
фовистов в основном эксцентрику, шутовство, безумие,
дикость, неумелость или желание оскорбить вкус культурной
публики. Камиль Моклер (1872-1945), репортёр "Фигаро"
(а в недалёком будущем - известный французский писатель-символист),
в своём отчёте о посещении Салона возмущённо заметил
: "Было такое ощущение, что на головы публики
была вылита банка жёлтой краски". Луи Воксель
будет удивлен контрастом между полотнами "взбесившихся
цветов" и двумя классическими бюстами работы
Альбера Марке, выставленными в том же зале. "Эти
натуралистические бюсты на фоне жуткой оргии цвета
смотрятся как скульптуры Донателло в клетке диких
зверей!"
Насыщенные, живые цвета и расцарапанные, словно
кровоточащие, поверхности картин фовистов воспринимаются
зрителями как вершина агрессивности. Марсель Николь,
обозреватель газеты "Журналь де Руан"
признаётся, что эти картины напоминают ему "варварские
в своей наивности и неумелости первые живописные
работы ребёнка, которому на Рождество преподнесли
коробочку красок"...
Термин "фовизм" в полной мере отражает
реакцию современников на чересчур яркую выразительность
красок. Но молодых художников как раз и сплотила
эта тяга к колористическим контрастам, "бешеным"
композиционным ритмам, к поиску новых импульсов
в творчестве.
После распада объединения жизнь каждого из мастеров
пошла своим путём; из работы приобретали известные
коллекционеры и крупнейшие музей мира.
Немалая заслуга фовизма состоит в том, что он стал
средой, которая воспитывала молодых художников в
начале XX века. Фовизм олицетворял путь естественного
развития искусства - без принуждения и ограничений.
|
Поль Синьяк "Гавань
в Марселе"
(1906, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия) |
Все фовисты так или иначе будут
подвержены влиянию дивизионизма Сёра и Синьяка
Фовизм очень скоро распространяется за пределами
Франции и обретает международную популярность. Художественные
поиски французских фовистов не оставили равнодушными
таких художников, как Василий Кандинский (1866-1944)
и Алексей Явленский (1864-1941), которые в своём
творчестве соединяли элементы символизма и экспрессионизма
и, вслед за Матиссом и его коллегами, в основу своих
произведений закладывали мощные цветовые эффекты,
усиленные чёрными контурами. Немецкие экспрессионисты
- Отто Дикс (1891-1969) и Эмиль Нольде (1867-1956),
также черпали вдохновение из творчества "дикарей".
Но и сами фовисты не зацикливались на собственных
принципах и с внимание относились к другим направлениям.
Вламинк одно время подпадает под влияние немецких
экспрессионистов, а Брак, оставив фовизм, станет
основоположником кубизма... После Второй мировой
войны нью-йоркские абстракционисты заново откроют
стилистическую концепцию фовизма и, подобно Марко
Ротко (1903-1970), с его перетекающими друг в друга
цветовыми плоскостями, будут анализировать роль
цвета как мощного инструмента для раскрепощения
подсознания.
|