|
|
|
|
Rrose Selavy
(Эрос (ЭрРос) - это жизнь), Марсель Дюшан,
фото Мана Рея |
Фонтан |
|
фарфор |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
Частная коллекция |
380*485
px |
429*411
px |
Творчество Дюшана неразрывно связано
с его жизнью и, конечно, любовью. Некоторые из своих работ Дюшан
подписывает шарадой "Rrose Selavy" - "Эрос (ЭрРос)
- это жизнь!" Таким образом художник подчёркивает то, что
и так легко прочитывается в его работах, а именно, важную, если
не сказать, главную, роль эротики в жизни и искусстве. Когда
67-летний Дюшан женился на Алексин Саттлер (бывшей жене торговца
картин Пьера Матисса), после 1-ой брачной ночи он попросил сделать
ему памятный подарок : позволить снять гипсовый слепок с самой
интимной части её тела. |
|
|
Большое стекло, 1912 |
Игра в шахматы,
фото Мана Рея |
272,5*175,8 см.; масло, лак, пыль, олованная
бляха на оконном стекле, между двумя кусками стекла |
|
Музей искусств,
Филадельфия, США |
|
635*1000
px |
597*448
px |
Поражение на парижском Салоне,
связанное с отказом квалификационной комиссии принять "Обнажённую...",
равно как и неустанные поиски новых средств художественной экспрессии,
склоняют Дюшана раз и навсегда оставить живопись. Художник без
сожаления расстаётся с искусством, которое презрительно называет
"сетчаточным" (то есть таким, которое приятно глазу),
и приступает к созданию "более интеллектуальных объектов",
главным преимуществом которых была бы не художественная выразительность,
а сама идея. Он сосредоточился на мысли порвать с живописной
фантазией, вернуться к реализму, не работая над произведениями
с 0, а выбирая из быта, окружающего человека, какой-либо предмет
и провозглашая его (немного доработав) "настоящим искусством".
Эксперименты в области формы (чертежи, исследования, теоретические
выкладки), проведённые художником в этот период, были использованы
им в работе "Большое стекло", иногда называемой также
"Невеста, раздетая своими собственными холостяками".
Это произведение, которое считается программным и одним из лучших
произведений Дюшана, - сложная и мастерски исполненная композиция
: несколько "холостяков", помещённых в нижней части,
домогаются "невесты", представленной наверху.
Каждый элемент тщательно продуман - художник делал многочисленные
записи, касающиеся работы над произведением, из которых следует,
что здесь нет ничего случайного. В прозрачном листе он с помощью
бритвы в течение 10 лет процарапывал углубления и выдалбливал
ямки. Затем заливал их жидким свинцом. По окончании работы стекло
случайно разбилось. Однако, склеив его из получившихся кусков,
Дюшан решил, что так ещё лучше. |
|
|
L.H.O.O.Q., 1930 |
Шахматы и Дюшан |
19,7*12,4 см. |
|
Частная коллекция |
|
380*589
px |
500*499
px |
|
|
Портрет отца художника, 1910 |
Дано... (эскиз), 1948-1949 |
92*73 см. |
50*31 см.; гипсовый рельеф, раскрашенная кожа,
клей бархат |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
Музей модерна,
Стокгольм, Швеция |
494*630
px |
597*1000
px |
Жак Леенгардт : "Искусство,
которое определяется отныне как эстетический опыт, делает зритель,
которому художник должен лишь бросить вызов : делай своё произведение,
то есть смотри на своё произведение. Представляй, исходя из
того, что тебе дано, пусть это будет индустриально изготовленный
объект. Когда всё будет дано, искусство будет жить деятельностью
наблюдателей".
"Дано" - фундаментальное понятие для Дюшана. Произведение,
над которым он работал на протяжении 20 лет и которое он никому
не показывал до самой смерти, так и называется - "Дано
: 1) водопад, 2) газовое освещение".
Работа над ним была настолько засекречена, что только почти
четверть века спустя после смерти Дюшана, исследователи узнали,
что моделью ему служила в Нью-Йорке в 4-ые годы бразильская
скульпторша Мария Мартинс.
Леенгардт : "Здесь дано ирреальное изображение, сфабрикованное
индустрией изображений : женщина, предлагающая себя, пейзаж
в её корсете, отличающийся трафаретной банальностью - с маленькими
белыми облачками на голубом небе, водопадом и небольшим озером.
Всё дано, но всё недосягаемо. Гиперреализм этого женского тела,
которое отвергли, - это лишь видимость гипотетической добычи,
и зритель, помещённый в ситуацию наблюдателя, будто в peep-show,
не имеет других ресурсов, кроме воображения. У него действительно
возникает потребность пустить в ход всё своё воображение, Дюшан
побуждает его к этому". |
|
|
Шахматисты |
Портрет доктора Дюмушеля, 1910 |
|
100*65 см. |
|
Музей искусств,
Филадельфия, США |
1000*764
px |
620*1000
px |
"Я хотел создать статическую
картину движения, движения, которое является абстракцией, дедукцией
- чем угодно. Главное состоит в другом : без знания того, что
фигура действительно спускается по ступенькам, этого движения
не существует. Получается, что это именно глаза зрителя вносят
в картину движение". |
|
|
Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2, 1912 |
Куст, 1910-1911 |
146*89 см. |
127,5*92 см. |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
609*1000
px |
715*1000
px |
"Куст, принимающий здесь
форму ореола, отсылает к Библии, когда Бог 1-ый раз предстал
перед Моисеем и форме горящего куста и открыл ему его великую
миссию. В своём произведении Дюшан использует этот библейский
символ, чтобы подчеркнуть священное предназначение Богоматери...
Сцена может рассматриваться как мистический ритуал, таинство
превращения девушки в женщину" (Пьер Кабанн, историк искусств). |
|
|
|
|
|
|
|
|
603*1000
px |
758*1000
px |
|
|
Из девиц в невесты, 1912 |
Ивонна и Магдалена в кусочках, 1911 |
57*54 см. |
60*73 см. |
Музей современного искусства,
Нью-Йорк, США |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
905*1000
px |
1000*813
px |
|
|
|
|
|
|
|
|
539*250
px |
1000*787
px |
|
|
Apolinere Enameled,
1916-1917 |
Fresh Widow
(Весёлая вдова), 1961 |
24,5*33,9 см. |
1,9*52,3*10,2 см.; миниатюрное окно, крашеное
дерево,
8 прямоугольников из кожи |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
Музей модерна,
Стокгольм, Швеция |
800*551
px |
526*742
px |
|
|
Соната, 1911 |
Стоящая обнажённая, 1910 |
145*113 см. |
60,1*38,1 см.; картон, гуашь |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
Музей изящных искусств,
Руан, Франция |
565*747
px |
517*1000
px |
|
|
|
Большое стекло, 1915-1923 |
|
|
|
Музей искусств,
Филадельфия, США |
539*698
px |
403*540
px |
|
|
Портрет доктора Фернана Трибу, 1910 |
|
55*45 см.; картон, масло |
|
Музей изящных искусств,
Руан, Франция |
|
499*622
px |
392*500
px |
|
|
Машинка для помола шоколада №2, 1914 |
|
65*54 см.; холст, масло,
проволока, олово, графит |
|
Музей искусств,
Филадельфия, США |
|
500*629
px |
498*766
px |
|
|
|
|
|
|
|
|
711*1000
px |
398*520
px |
|
|
Портрет, или Дульсинея, 1911 |
|
146*114 см. |
|
Музей искусств,
Филадельфия, США |
|
500*655
px |
762*1000
px |
|
|
Дано... (эскиз), 1946-1966 |
|
|
|
Музей искусств,
Филадельфия, США |
|
380*521
px |
1000*531
px |
|