|
|
| |
|
|
Новорождённый
(Рождество), ок.1648 |
Явление ангела Святому Иосифу, ок.1640 |
| 76*91 см. |
93*81 см. |
Музей изящных искусств,
Ренн, Франция |
Музей изящных искусств,
Нант, Франция |
| 1000*851
px |
890*1000
px |
| Кому только не приписывалось авторство
"Лирника со шляпой" - и Веласкесу, и Мурильо, и Сурбарану!
И только благодаря совместным усилиям Германа Восса и Пьера
Ландри, этих выдающихся учёных и преданных поклонников творчества
де Латура, в 30-ые годы XX века его авторство было доказано. |
| |
|
| Женщина, ловящая блоху, ок.1638 |
Лирник со шляпой
(Лирник с мухой),
ок.1631-1636 |
| 120*90 см. |
162*105 см. |
Исторический музей,
Нанси, Франция |
Музей изящных искусств,
Нант, Франция |
| 726*1000
px |
641*1000
px |
| Женщина, изображённая на картине,
ловит блоху или, как предполагают некоторые, перебирает чётки,
а может её жест - просто проявление нервного тика, ясно одно
- во всей мировой живописи ни до, ни после де Латура никто так
пронзительно не рассказал историю человеческого одиночества
и пустоты. |
| |
|
Лирник с собакой,
ок.1622-1625 |
Портрет старухи,
ок.1625-1627 |
| 186*120 см. |
91*60 см. |
Муниципальный музей,
Берг, Франция |
Музей изящных искусств,
Сан-Франциско, США |
| 648*1000
px |
641*1000
px |
| |
|
Портрет старика,
ок.1625-1627 |
Святой Себастьян и
Святая Ирина, ок.1649 |
| 91*60 см. |
167*130 см. |
Музей изящных искусств,
Сан-Франциско, США |
Лувр,
Париж, Франция |
| 640*1000
px |
782*1000
px |
| О жизни христианского святого
и великомученика Себастьяна мало что известно. Его житие не
имеет исторической основы, однако кажется вполне правдоподобным,
благодаря отсутствию в нём разного рода чудесных явлений и превращений,
которыми изобилуют жития многих святых. Себастьян (III век)
исповедовал христианство и жестоко поплатился за свою веру :
по приказу императора Диоклетиана, его тело было пронзено стрелами.
Согласно одной легенде, некая вдова по имени Ирина извлекла
стрелы из тела Себастьяна и выходила его после тяжёлых ранений.
С тех пор Ирина считается святой покровительницей сестёр милосердия. |
| |
|
| Скорбящая Мария Магдалина (Магдалина из коллекции
Терф), ок.1642-1644 |
Скорбящая Мария Магдалина (Магдалина с двумя
свечами, или Магдалина из коллекции Райтсмен), ок.1640 |
| 128*94 см. |
134*92 см. |
Лувр,
Париж, Франция |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
| 709*1000
px |
693*1000
px |
| |
|
| Скорбящая Мария Магдалина (Магдалина с двумя
свечами, или Магдалина из коллекции Райтсмен) (фрагмент), ок.1640 |
Поклонение пастухов, ок.1644 |
| 134*92 см. |
107*137 см. |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
Лувр,
Париж, Франция |
| 816*1000
px |
1000*800
px |
| "Никому из художников, даже
Рембрандту, не удавалось передать проникновенную, таинственную
тишину; и только де Латур открывает ясный, не прикрытый облик
ночи" (Андре Мальро, 1951) |
| |
|
| Шулер с бубновым тузом (Шулер Ландри), ок.1636-1638 |
Шулер с бубновым тузом (Шулер Ландри) (фрагмент),
ок.1636-1638 |
| 106*146 см. |
106*146 см. |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
| 1000*725
px |
825*1000
px |
| |
|
| Иосиф-плотник, ок.1640 |
Кающийся Святой Иероним (Святой Иероним с нимбом),
ок.1628-1630 |
| 137*102 см. |
157*100 см. |
Лувр,
Париж, Франция |
Музей изящных искусств, Гренобль, Франция |
| 716*1000
px |
634*1000
px |
| "Это мгновение волнительного
откровения - одно из самых великих достижений живописи XVII
века (Пьер Розенберг, директор Лувра, 1997, о картине "Иосиф-плотник") |
| |
|
| Гадание (Сцена у гадалки), ок.1632-1635 |
Раскаяние апостола Петра, ок.1645 |
| 102*123,5 см. |
114*95 см. |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
Музей искусств, Кливленд,
Огайо, США |
| 1000*822
px |
800*1000
px |
| Дьявол и Бог поспорили о силе
своего влияния на людей и выбрали Иова, чтобы повергнуть его
всяческим испытаниям с целью испытать его веру. Сатана насылал
на несчастного Иова беду за бедой. Но даже когда его слуги были
убиты, дети погребены под развалинами дома, разрушенного бурей,
а сам Иов был поражён с ног до головы жестокой проказой, вера
его осталась непоколебимой ("А я знаю. Искупитель мой жив..."
- Иов.19:25). Жена Иова не поддержала его в преданности Богу,
напротив, укоряла его : "Ты всё ещё твёрд в непорочности
твоей! Похули Бога и умри". На что Иов ответил : "Ты
говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать
от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов.2:9-10). |
| |
|
Иов и его жена,
ок.1632-1635 |
Апостол Фаддей Иуда, ок.1620 |
| 145*97 см. |
62*51 см. |
| Музей департамента Вогезы, Эпиналь, Франция |
Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция |
| 677*1000
px |
808*1000
px |
12 апостолов входили в число избранных
Иисусом Христом его ближайших учеников, которые и составили
ядро первохристианской общины. Список всех апостолов даётся
в канонических евангелиях (Матф.10,2-4; Мк.3,16-19; Лук.6,14-16),
а также в "Деяниях апостолов" (1,13). Причём в разных
источниках порядок упоминания апостолов варьируется, однако,
так или иначе, называются следующие имена : братья Пётр (Симон)
и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов, Варфоломей,
Матфей, Симон Зилот, Иуда Искариот (после предательства и самоубийства
его заменил Матфий (Деян.1,15-26)), Иаков Алфеев, Фома (известный
как Неверующий), Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором
новозаветного "Соборного послания апостола Иуды")
и Филипп.
Де Латур создал всю галерею из 13 картин, которая в XVII веке
находилась в Париже, а затем была переправлена на юг Франции,
в кафедральный собор города Альби.
Во время Великой Французской революции картины были обнаружены
республиканцами и переправлены обратно в Париж. В сопроводительном
документе, датированном 1795 годом, указывалось : "Здесь
13 маленьких картин портретного формата, на которых в свете,
напоминающем стиль Караваджо, представлены апостолы".
В наше время известна судьба всего 5 картин, и хотя ни одна
из них не подписана, не возникает никаких сомнений относительно
авторства де Латура. |
| |
|
Апостол Филипп,
ок.1620 |
Драка музыкантов, ок.1620-1625 |
| 63*52 см. |
94*104 см. |
Музей искусств Крайслер,
Норфолк, США |
Музей Джетти,
Лос-Анджелес, США |
| 818*1000
px |
1000*589
px |
| Картина "Апостол Фома с копьём"
была завещена художником Мальтийскому ордену. В 1988 году американцы
предлагали за неё баснословную сумму. Чтобы оставить полотно
во Франции, инициативная группа организовала благотворительный
фонд. За 3 месяца было собрано около 32 миллионов франков, и
картина стала собственностью Лувра. |
| |
|
Едоки гороха,
ок.1622-1625 |
Апостол Фома,
ок.1620 |
| 74*87 см. |
65*54 см. |
Художественная галерея,
Берлин, Германия |
Коллекция Исидзуки Токио,
Токио, Япония |
| 1000*801
px |
805*1000
px |
В 1975 году в одном из провинциальных
музеев Швейцарии были обнаружены 2 картины неизвестного автора.
На одной из них была изображена пожилая женщина, а на второй
- бородатый старик : оба они ели горох из керамических плошек.
Поскольку на обоих полотнах имелся явный след разреза с одной
из сторон, а также учитывая аналогичность мотивов, учёные сразу
предположили, что перед ними - 2 части одного полотна, разрезанного
по вертикали. Осталось установить авторство этой работы, для
чего по всем европейским музеям были разосланы соответствующие
запросы.
Спустя какое-то время был получен ответ из городского музея
Нанси, в котором была найдена картина, представляющая в едином
композиционном пространстве тех же персонажей за тем же занятием.
К радости исследователей, на обороте этого полотна рукой анонимного
мастера было начертано : "Копия с (работы) де Латура".
Так авторство оригинала было установлено.
Некогда разрезанные части склеили, и отреставрированную картину,
названную "Едоки гороха", купила берлинская Художественная
галерея. |
| |
|
|