Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 24  
Жорж де Латур

14 марта 1593
(Вик-сюр-Сей, Франция)
(дата крещения)-

30 января 1652
(Люневиль, Франция)

Имя этого художника было предано забвению почти сразу после его смерти, а многие его картины затерялись в глубине веков - в то время как сохранившиеся приписывались то Веласкесу, то Рембрандту, то братьям Ленен. Сегодня творческое наследие де Латура составляет около 50 замечательных работ, и историки искусства по-прежнему не теряют надежды разыскать все шедевры мастера.
Современные биографы де Латура в своих исследованиях чаще всего опираются на те сведения, которые по крупицам собирали их предшественники, скрупулезно изучая страницы приходских книг и другие бумаги, хранившиеся в архивах бывшего герцогства, а ныне французской провинции Лотарингия. Именно эти, почти 400-летней давности, документы стали поистине бесценными источниками информации как о важных событиях в личной жизни Жоржа де Латура (заключение брака, рождение и крещение детей), так и о судебных процессах, инициированных им самим и затевавшимися против него, а также о финансовых делах художника.
"Де Латур - это триумф истории искусства и доказательство самого её существования. Благодаря самоотверженному труду исследователей, свершилось настоящее чудо - мир открыл для себя работы одного из самых великих художников XVII века" (Жак Тюльер, 1972)
Сегодня то и дело приходится слышать о том, что где-то найдена очередная картина де Латура или обнаружены какие-то новые документы, связанные с его жизнью - великий французский живописец словно берёт реванш за долгие годы забвения. Вызывает сожаление лишь то, что пока не найдено ни одного автопортрета де Латура, ни свидетельств его современников, ни дневников его самого. В общем, ничего, что помогло бы понять, каким он был и как выглядел, о чём размышлял, что чувствовал, с кем дружил и кого ненавидел.
14 марта был крещён Жорж, сын булочника Жана де Латура и его жены Сибиллы; крёстные родители - лавочник Жан де Бёф и Пентекоста, жена Николаса; все из Вика" - эта запись в приходской книге церкви города Вик-сюр-Сей была сделана местным священников в 1593 году. В этом небольшом живописном городке, расположенном на территории герцогства Лотарингия, де Латуры проживали с незапамятных времён. Прадедушка художника был дубильщиков кож, дедушка - сапожников. Отец Жоржа, Жан де Латур, взяв в жёны дочь местного пекаря, получил в приданое предприятие тестя, а позже открыл при пекарне лавку по продаже булочных изделий. Семейный дом де Латуров, расположенный на набережной реки Сей, очевидно, был довольно просторным, поскольку известно, что, к примеру, в 1598 году Жан де Латур сдаёт в аренду целых 10 комнат - и это при том, что к тому времени у них с Сибиллой было уже 7 детей. О том, что он был весьма состоятельным и уважаемым в городе человеком, свидетельствует хотя бы тот факт, что его имя весьма часто упоминается в приходских книгах, поскольку многие горожане считали за честь пригласить Жана де Латура на крестины - в качестве крёстного отца, или на церемонию бракосочетания - как свидетеля. Де Латуры, помимо пекарни и булочной, наверняка ещё имели кое-какие угодья, отданные под виноградники, а также содержали скот, что было в порядке вещей среди состоятельных мещан, считавших, что предприятие приносит доход, а домашнее хозяйство - стабильность. Так что можно со всей уверенностью утверждать, что маленький Жорж ни в чём не нуждался и, скорее всего, получил великолепное начальное образование : сохранившийся фрагмент его письма демонстрирует безупречную каллиграфию и несомненное знание правил орфографии.
Только в XIX веке Жорж де Латур обретает имя в истории живописи. В 1863 году архитектор Александр Джоли пишет : "Я не исключаю возможности, что когда-нибудь, в какой-то заброшенной деревенской церкви кому-то посчастливится найти картину де Латура. Поэтому будем ждать". Таким "счастливцем" полвека спустя оказался немецкий исследователь Герман Восс, которому удалось доказать, что автором найденных в хранилище городского музея Нанта полотен "Отречение апостола Петра" и "Явление ангела Святому Петру", а также картины "Новорождённый" из Ренна, является именно Жорж де Латур, уроженец Лотарингии.
Последнее крупное открытие состоялось в 1993 году. Один поклонник и знаток творчества де Латура во время аукциона приметил выставленную за гроши картину неизвестного мастера "Иоанн Креститель в пустыне", авторство которой ему, полжизни посвятившему изучению архивных документов, было хорошо известно. Произведение было снято с аукциона и выкуплено музеем Вик-сюр-Сей, родного города де Латура, за 11 миллионов франков.
Вполне возможно, что 1-ые уроки живописи сын пекаря получил от Клода Дого (1570-1636) - единственного на весь Вик-сюр-Сей профессиональный художник. Может быть, отец отправил подающего большие надежды Жоржа на учёбу в Нанси - столицу Лотарингии, где в то время было много художественных мастерских?
Исследователи выдвигают самые разные версии, но до сих пор не найдено ни одного документа, который смог бы пролить свет на период обучения де Латура профессии живописца.
Согласно Евангелию от Матфея, Иосиф был мужем Марии, от которой родился Иисус, наречённый Христом (Мф.1:18-25). Книга Иакова повествует о том, как Иосиф поначалу опечалился по поводу беременности Марии, но был утешен архангелом Гавриилом, явившемся ему во сне и давшем ему объяснение.
Картина "Явление ангела Святому Иосифу” была найдена в 1915 году коллекционером и учёным Германом Воссом. Некоторые исследователи предполагают, что речь в ней идёт не о том, 1-ом явлении архангела, а как раз о 2-ом, когда Гавриил приказал Иосифу бежать со своей семьёй в Египет, чтобы спастись от Ирода (Мф.2:13).
Зато сохранился нотариальный акт от 2 июля 1717 года, свидетельствующий о заключении брака между Жоржем де Латуром и Дианой Ленерф, уроженкой Люневиля. В документе указано, что в качестве приданого художник получил "500 франков, 2 коровы, телка и несколько мебельных гарнитуров", а также, что немаловажно, - дворянский титул. Хотя стоит заметить, что среди родственников молодой мадам де Латур практически не было влиятельных людей, имевших какие-то связи при дворе герцога - по преимуществу, это были обедневшие аристократы, заключавшие браки с зажиточными крестьянами и состоятельными ремесленниками, польстившимися на их титул. В этом смысле де Латуру повезло : отец Дианы служил при дворе и принадлежал к числу самых богатых жителей Люневиля. Согласно обычаю, 1-ое время молодые супруги проживали под одной крышей с родителями Жоржа. В 1618 году скоропостижно скончался отец де Латура, а через год преставился и тесть. Полученное "двойное" наследство позволило молодой семье начать самостоятельную жизнь. Супруги переезжают в Люневиль и в 1620 году покупают просторный дом, одну из комнат которого художник оборудует под мастерскую. В архиве Люневиля был обнаружен чрезвычайно интересный документ. Это адресованное герцогу Лотарингии Генриху II прошение де Латура об освобождении его, "единственного представителя благородного искусства в этом городе", от налогов и "прочих повинностей". Герцог, как ни странно, выразил своё согласие, но, скорее всего, в устной форме, поскольку известно, что на протяжении всей жизни де Латур будет вынужден бороться за свои привилегии и даже отстаивать их правомочность в суде.
Жоржу де Латуру было 28 лет, когда его имя впервые упоминается в реестре граждан Люневиля, которых к тому времени насчитывалось всего около 25 тысяч - то есть вдвое меньше, чем составляло население родного города художника. Но с того времени, как герцог Лотарингии принял решение возвести в Люневиле очередной замок и тем самым присвоить городу статус герцогской резиденции, жизнь здесь становится гораздо более привлекательной. Особенно для художника де Латура, который продаёт свои картины для украшения интерьера строящегося замка непосредственно Генриху II, и, как нетрудно догадаться, получает за свои труд приличный гонорар.
Семья живописца регулярно пополняется. 2 августа 1621 года в церкви Люневиля состоялся обряд крещения Этьена де Латура, а в 1623 году там же крестили его сестру Клод. Всего у супругов де Латур будет 10 детей.
О том, что художник постепенно приобретает известность и признание, свидетельствует необычайный рост популярности его мастерской, куда со всех концов герцогства устремляются молодые таланты с целью поступить на учёбу к "самому де Латуру". Принять всех желающих Мастер просто не в состоянии, поэтому, стремясь хоть как-то уменьшить наплыв учеников, он назначает за 3-летний курс обучения непомерно высокую по тем временам плату - 500 франков.
В 20-ые годы XVII века независимое герцогство Лотарингия оказалось в центре длительного вооружённого конфликта между Испанией и Францией и представляло собой лакомый кусочек. Измученные войной и её извечными спутниками - голодом и эпидемиями, жители некогда цветущего края были поставлены перед необходимостью бороться за выживание, что повлекло за собой обострение внутри герцогства. В 1626 году городским советом Люневиля было предписано всем гражданам города, имеющим излишки пшеницы, сдать их, чтобы разделить между голодающими. Тем же годом датируется "акт экспроприации", найденныё в архиве городского казначейства и свидетельствующий о том, что "власти Люневиля заплатили слесарю 8 франков за взлом замка в зернохранилище художника де Латура и постановили обнаруженное там зерно разделить на равные части и раздать нищим". Похоже, де Латур, прикрываясь привилегией, данной ему герцогом, попытался пойти на открытую конфронтацию с властями и отказался отдавать свои запасы.
Летом 1631 года жизнь в Люневиле замерла. Горожане организуют круглосуточное дежурство у городских ворот с тем, чтобы не впускать в город чужаков и не выпускать своих, в надежде блокировать очаг внезапно вспыхнувшей эпидемии чумы. Закрываются все присутственные места, пустеют улицы города. Скорее всего, именно к этому периоду относятся картины де Латура, на которых представлен Святой Себастьян, покровитель зачумлённых, поклонение которому приобрело размах всенародного культа.
В 1633 году войска французского короля Людовика XIII, занимают Вик-сюр-Сей и подходят к Люневилю. Известно, что уже в следующем году по улицам города, постепенно оправляющегося от эпидемии, свободно разгуливают французские солдаты : городские власти вынуждены были присягнуть на верность Людовику XIII.
Сохранились документы, демонстрирующие благосклонное отношение де Латура к представителям страны-победительницы : в 1636 году капитан французского гарнизона Педамон становится крёстным отцом Мари де Латур - новорождённой дочери художника. В этом не было ничего странного. Война утомила людей, и они готовы были принять любую власть, лишь бы закончился этот ужас. Тем более что новая власть не была совсем уж чужая : каждый житель Лотарингии свободно говорил по-французски.
Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, Пётр остался во дворе. "И подошла к нему одна служанка и сказала : и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав : не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там : и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру : точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом : прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от меня. И выйдя вон, плакал горько". (Матф.26:69-75).
Апостол Климент рассказывает в "Житии Святого Петра", что с тех пор и до конца своих дней, "при полуночном пении петуха Пётр, обливаясь слезами, каялся в своём отречении".
В 1638 году в Люневиле была предпринята последняя попытка изгнать французов и отстоять независимость. И тогда, как свидетельствует тот самый капитан Педамон, "отступающие королевские войска поджигают город". "Это произошло ночью, - пишет офицер в своём дневнике, - Но занялось такое пламя, что, казалось, наступил день". Предполагают, что в огне того пожарища сгорела большая часть творческого наследия де Латура.
Но в то страшное время художника наверняка больше заботило, как уберечь семью. В городской хронике того периода читаем : "Люневиль обречён. Голод и разруха. По улицам бродят волки, привлечённые запахом человеческого мяса. В опустевших богатых домах бесчинствуют мародёры. Известны случаи каннибализма".
Исследователи предполагают, что Жорж де Латур и его семья бежали из Люневиля в Нанси, а оттуда направились в Париж. В королевской бухгалтерской книге была найдена следующая запись : "15 августа (1639) живописцы Жоржу де Латуру было выдано 1000 ливров из расчёта за 6 недель пребывания при дворе в качестве королевского художника". Другие документы свидетельствуют о том, что в число парижских заказчиков де Латура, помимо самого короля, входили также кардинал Ришелье, герцогиня д'Агиллон, министр финансов де Буллон и королевский архитектор Ленотр.
Почти после 2 веков полнейшего забвения искусство Жоржа де Латура становится предметом настоящего культа. Музеи и частные коллекционеры, используя целый арсенал средств, начиная с разнообразных юридических уловок и заканчивая наличными деньгами в суммах с немыслимым количеством нулей, ведут борьбу за право владения картинами этого французского художника. Из-за отсутствия каких-либо документов, касающихся жизни де Латура, а также из-за того, что Мастер крайне редко подписывал свои работы, вопрос их идентификации стоит весьма остро. Многие предприимчивые и отнюдь не бесталанные художники зарабатывают себе на жизнь "переписыванием" картин французского мастера. Некоторые копии настолько удачны, что редкий эксперт усомнится в авторстве де Латура. Так что всё чаще покупателям приходится прислушиваться не к советам специалистов, а к собственной интуиции. Но всё равно порой случается так, что оригиналы продаются за "шапку груш", а копии, уходят за миллионы. Практически каждые 2 года обнаруживается какая-то новая картина, которую тут же "примеряют" де Латуру, и, если эта работа вписывается в стилистику и эстетику Мастера, - мир оглашается новой сенсацией. Так что можно надеяться на новые встречи с Мастером и его искусством.
Дата возвращения де Латура в разрушенный Люневиль неизвестна, хотя сам факт не оставляет сомнений, поскольку многократно подтверждён судебными протоколами. В 1642 году художник отказывается платить налог на скот, и вот что указано в жалобе сборщика налогов : "Когда, честно исполняя свой долг, я попытался войти к нему в дом, он дал мне пинка и захлопнул за мной дверь, крикнув, что если я ещё хоть раз переступлю порог, то незамедлительно получу пулю в лоб". Тем не менее, суд оправдает художника.
Не увенчается успехом также и попытка городских властей Люневиля в очередной раз изъять излишки у богачей, в списке которых фамилия де Латура стояла под 1-ым номером. За художника заступился сам губернатор Лотарингии, маркиз Лаферт, который был давним поклонником его таланта. Историки искусства до сих пор не перестают благословлять маркиза, благодаря которому сохранились не только избранные картины де Латура, но и сведения о них. Художник пополнил коллекцию губернатора Лотарингии поистине великолепными работами, среди которых "Рождество", "Раскаяние апостола Петра", "Святой Себастьян", "Отречение апостола Петра и другие. Картина "Шулер с бубновым тузом" будет преподнесена маркизу Лаферту уже после смерти художника - согласно его завещанию. Жорж де Латур умер от туберкулёза 30 января 1652 года, в Люневиле.

24 работы

Жорж де Латур, Новорождённый (Рождество) (380*323)
Жорж де Латур, Явление ангела Святому Иосифу (380*427)
Новорождённый
(Рождество), ок.1648
Явление ангела Святому Иосифу, ок.1640
76*91 см. 93*81 см.
Музей изящных искусств,
Ренн, Франция
Музей изящных искусств,
Нант, Франция
1000*851 px 890*1000 px
Кому только не приписывалось авторство "Лирника со шляпой" - и Веласкесу, и Мурильо, и Сурбарану! И только благодаря совместным усилиям Германа Восса и Пьера Ландри, этих выдающихся учёных и преданных поклонников творчества де Латура, в 30-ые годы XX века его авторство было доказано.
Жорж де Латур, Женщина, ловящая блоху (380*523)
Жорж де Латур, Лирник со шляпой (Лирник с мухой) (380*593)
Женщина, ловящая блоху, ок.1638 Лирник со шляпой
(Лирник с мухой),
ок.1631-1636
120*90 см. 162*105 см.
Исторический музей,
Нанси, Франция
Музей изящных искусств,
Нант, Франция
726*1000 px 641*1000 px
Женщина, изображённая на картине, ловит блоху или, как предполагают некоторые, перебирает чётки, а может её жест - просто проявление нервного тика, ясно одно - во всей мировой живописи ни до, ни после де Латура никто так пронзительно не рассказал историю человеческого одиночества и пустоты.
Жорж де Латур, Лирник с собакой (380*586)
Жорж де Латур, Портрет старухи (380*593)
Лирник с собакой,
ок.1622-1625
Портрет старухи,
ок.1625-1627
186*120 см. 91*60 см.
Муниципальный музей,
Берг, Франция
Музей изящных искусств,
Сан-Франциско, США
648*1000 px 641*1000 px
Жорж де Латур, Портрет старика (380*594)
Жорж де Латур, Святой Себастьян и Святая Ирина (380*486)
Портрет старика,
ок.1625-1627
Святой Себастьян и
Святая Ирина, ок.1649
91*60 см. 167*130 см.
Музей изящных искусств,
Сан-Франциско, США
Лувр,
Париж, Франция
640*1000 px 782*1000 px
О жизни христианского святого и великомученика Себастьяна мало что известно. Его житие не имеет исторической основы, однако кажется вполне правдоподобным, благодаря отсутствию в нём разного рода чудесных явлений и превращений, которыми изобилуют жития многих святых. Себастьян (III век) исповедовал христианство и жестоко поплатился за свою веру : по приказу императора Диоклетиана, его тело было пронзено стрелами. Согласно одной легенде, некая вдова по имени Ирина извлекла стрелы из тела Себастьяна и выходила его после тяжёлых ранений. С тех пор Ирина считается святой покровительницей сестёр милосердия.
Жорж де Латур, Магдалина из коллекции Терф (380*536)
Жорж де Латур, Магдалина из коллекции Райтсмен (380*548)
Скорбящая Мария Магдалина (Магдалина из коллекции Терф), ок.1642-1644 Скорбящая Мария Магдалина (Магдалина с двумя свечами, или Магдалина из коллекции Райтсмен), ок.1640
128*94 см. 134*92 см.
Лувр,
Париж, Франция
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
709*1000 px 693*1000 px
Жорж де Латур, Магдалина из коллекции Райтсмен (фрагмент) (380*466)
Жорж де Латур, Поклонение пастухов (380*304)
Скорбящая Мария Магдалина (Магдалина с двумя свечами, или Магдалина из коллекции Райтсмен) (фрагмент), ок.1640 Поклонение пастухов, ок.1644
134*92 см. 107*137 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Лувр,
Париж, Франция
816*1000 px 1000*800 px
"Никому из художников, даже Рембрандту, не удавалось передать проникновенную, таинственную тишину; и только де Латур открывает ясный, не прикрытый облик ночи" (Андре Мальро, 1951)
Жорж де Латур, Шулер с бубновым тузом (380*276)
Жорж де Латур, Шулер с бубновым тузом (фрагмент) (380*461)
Шулер с бубновым тузом (Шулер Ландри), ок.1636-1638 Шулер с бубновым тузом (Шулер Ландри) (фрагмент), ок.1636-1638
106*146 см. 106*146 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*725 px 825*1000 px
Жорж де Латур, Иосиф-плотник (380*531)
Жорж де Латур, Кающийся Святой Иероним (380*599)
Иосиф-плотник, ок.1640 Кающийся Святой Иероним (Святой Иероним с нимбом), ок.1628-1630
137*102 см. 157*100 см.
Лувр,
Париж, Франция
Музей изящных искусств, Гренобль, Франция
716*1000 px 634*1000 px
"Это мгновение волнительного откровения - одно из самых великих достижений живописи XVII века (Пьер Розенберг, директор Лувра, 1997, о картине "Иосиф-плотник")
Жорж де Латур, Гадание (Сцена у гадалки) (380*312)
Жорж де Латур, Раскаяние апостола Петра (380*475)
Гадание (Сцена у гадалки), ок.1632-1635 Раскаяние апостола Петра, ок.1645
102*123,5 см. 114*95 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Музей искусств, Кливленд,
Огайо, США
1000*822 px 800*1000 px
Дьявол и Бог поспорили о силе своего влияния на людей и выбрали Иова, чтобы повергнуть его всяческим испытаниям с целью испытать его веру. Сатана насылал на несчастного Иова беду за бедой. Но даже когда его слуги были убиты, дети погребены под развалинами дома, разрушенного бурей, а сам Иов был поражён с ног до головы жестокой проказой, вера его осталась непоколебимой ("А я знаю. Искупитель мой жив..." - Иов.19:25). Жена Иова не поддержала его в преданности Богу, напротив, укоряла его : "Ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! Похули Бога и умри". На что Иов ответил : "Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов.2:9-10).
Жорж де Латур, Иов и его жена (380*561)
Жорж де Латур, Апостол Фаддей Иуда (380*470)
Иов и его жена,
ок.1632-1635
Апостол Фаддей Иуда, ок.1620
145*97 см. 62*51 см.
Музей департамента Вогезы, Эпиналь, Франция Музей Тулуз-Лотрека,
Альби, Франция
677*1000 px 808*1000 px
12 апостолов входили в число избранных Иисусом Христом его ближайших учеников, которые и составили ядро первохристианской общины. Список всех апостолов даётся в канонических евангелиях (Матф.10,2-4; Мк.3,16-19; Лук.6,14-16), а также в "Деяниях апостолов" (1,13). Причём в разных источниках порядок упоминания апостолов варьируется, однако, так или иначе, называются следующие имена : братья Пётр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов, Варфоломей, Матфей, Симон Зилот, Иуда Искариот (после предательства и самоубийства его заменил Матфий (Деян.1,15-26)), Иаков Алфеев, Фома (известный как Неверующий), Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного "Соборного послания апостола Иуды") и Филипп.
Де Латур создал всю галерею из 13 картин, которая в XVII веке находилась в Париже, а затем была переправлена на юг Франции, в кафедральный собор города Альби.
Во время Великой Французской революции картины были обнаружены республиканцами и переправлены обратно в Париж. В сопроводительном документе, датированном 1795 годом, указывалось : "Здесь 13 маленьких картин портретного формата, на которых в свете, напоминающем стиль Караваджо, представлены апостолы".
В наше время известна судьба всего 5 картин, и хотя ни одна из них не подписана, не возникает никаких сомнений относительно авторства де Латура.
Жорж де Латур, Апостол Филипп (380*465)
Жорж де Латур, Драка музыкантов (380*224)
Апостол Филипп,
ок.1620
Драка музыкантов, ок.1620-1625
63*52 см. 94*104 см.
Музей искусств Крайслер,
Норфолк, США
Музей Джетти,
Лос-Анджелес, США
818*1000 px 1000*589 px
Картина "Апостол Фома с копьём" была завещена художником Мальтийскому ордену. В 1988 году американцы предлагали за неё баснословную сумму. Чтобы оставить полотно во Франции, инициативная группа организовала благотворительный фонд. За 3 месяца было собрано около 32 миллионов франков, и картина стала собственностью Лувра.
Жорж де Латур, Едоки гороха (380*304)
Жорж де Латур, Апостол Фома (380*472)
Едоки гороха,
ок.1622-1625
Апостол Фома,
ок.1620
74*87 см. 65*54 см.
Художественная галерея,
Берлин, Германия
Коллекция Исидзуки Токио,
Токио, Япония
1000*801 px 805*1000 px
В 1975 году в одном из провинциальных музеев Швейцарии были обнаружены 2 картины неизвестного автора. На одной из них была изображена пожилая женщина, а на второй - бородатый старик : оба они ели горох из керамических плошек.
Поскольку на обоих полотнах имелся явный след разреза с одной из сторон, а также учитывая аналогичность мотивов, учёные сразу предположили, что перед ними - 2 части одного полотна, разрезанного по вертикали. Осталось установить авторство этой работы, для чего по всем европейским музеям были разосланы соответствующие запросы.
Спустя какое-то время был получен ответ из городского музея Нанси, в котором была найдена картина, представляющая в едином композиционном пространстве тех же персонажей за тем же занятием. К радости исследователей, на обороте этого полотна рукой анонимного мастера было начертано : "Копия с (работы) де Латура". Так авторство оригинала было установлено.
Некогда разрезанные части склеили, и отреставрированную картину, названную "Едоки гороха", купила берлинская Художественная галерея.
   

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru