Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 16  
Жан Франсуа Милле

14 октября 1814
(Грюши, Франция) -

20 января 1875
(Барбизон, Франция)

В 1900 году Ренуар награждён Орденом Почётного Легиона
Вышедший из народа Жан Франсуа Милле по праву считается крупнейшим представителем подлинно народного жанра в искусстве Франции XIX века. С риском прослыть "социалистом" он берётся за непопулярную и мало разработанную живописцами тему труда и сразу же попадает под огонь критики, обвиняющей его творчество в "излишней политизированности".
Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла Манш близ Шербура. Как и все крестьянские дети, Милле рано повзрослел. Он учился в школе при деревенской церкви, а в свободное от занятий время помогал отцу в поле. Память будущего художника навсегда запечатлила красоту родных мест. Вот как он напишет об этом много лет спустя : "Природа этого края действительно оставила в моей душе неизгладимые впечатления, потому что она сохранила в себе ту первозданность, благодаря которой я иногда чувствовал себе современником Брейгеля".
Обнаружив у сына выдающиеся художественные способности, родители восприняли их как дар свыше и в 1833 году отправили Жана в Шербур, где он начал обучение живописи под руководством местного портретиста Мошеля. 1-ое время Милле часто навещал родителей, а во время полевых работ даже оставался на несколько недель, чтобы помочь отцу. Начиная с 1835 года художник всё реже наведывается в родную деревню, однако родители с пониманием относятся к решению сына полностью посвятить себя живописи и не возражают против получения им художественного образования. Поэтому Милле продолжает учёбу в Шербуре, уже у Ланглуа, который настолько верит в талант своего ученика, что в 1837 году добивается для него стипендии от шербурского муниципалитета, позволяющей продолжить обучение в Париже.
Милле приступает к учёбе в парижской Академии изящных искусств у популярного тогда исторического живописца Делароша (1797-1856), ученика известного художника Гро (1771-1835). Но академичный Деларош и Париж с его шумом и суетой одинаково стесняют привыкшего к сельскому простору Милле. Один только Лувр представлялся ему, по его же собственному призванию, "спасительным островом" посреди города, казавшегося недавнему крестьянину "чёрным, грязным, прокопчённым". "Спасали" полюбившиеся произведения Мантеньи (1431-1506), Микеланджело (1475-1564) и Пуссена (1594-1665), перед которыми он чувствовал себя, "как в родной семье", тогда как из современных художников его привлекал один Делакруа.
Когда в 1839 году заканчивается стипендиальный срок, Милле с ужасом обнаруживает, что ни одна из написанных им за этот период картин так и не была продана, и поэтому он начинает зарабатывать на жизнь заказными портретами. Но и эти работы не находят признания : доходит даже до того, что в 1841 году муниципалитет Шербура отказывается покупать заказанный ранее портрет бывшего бургомистра.
В том же году художник обвенчался с Полин-Виржини Оно, которую полюбил ещё во время учёбы в Шербуре. Молодые переезжают жить в Париж. В этот период, названный самим художником "периодом напыщенности", Милле пишет забавные картины, немного фривольные, напоминающие кокетливую живопись рококо Фрагонара (1732-1806).
Семейное счастье длится недолго : в апреле 1844 года Полин умирает от туберкулёза. Потрясённый смертью жены, Милле возвращается в Шербур, а в 1845 году переезжает в Гавр. Здесь он пишет множество портретов и впервые обращается к изображению "пасторалей".
В сентябре 1845 года художник возвращается в Париж и становится завсегдатаем вечеринок, где знакомится с Констаном Труайоном (1810-1865), Диазом де ла Пенья (1807-1876), Оноре Домье (1808-1879), Антуаном Луи Бари (1796-1875) и Теодором Руссо (1812-1867). Тогда же художник впервые встречается с Альфредом Сенсьером, чиновником, далёким от искусства, однако именно этот человек всю свою жизнь будет не только преданным другом Милле, но и возьмёт на себя все хлопоты, связанные с продажей его картин. В октябре художник знакомится с Катрин Лемер, а в июля 1846 года у них рождается 1-ый ребёнок.
Обрести собственное творческое лицо в середине 40-ых годов Милле помогают портреты близких людей, исполненные в скромной сдержанной гамме и положившие начало его углублённому изучению крестьянских образов и характеров. Но главным рубежом для творчества художника стала революция 1848 года - того самого года, когда на Салоне была выставлена его картина "Веяльщик", воспринятая как творческая декларация. Революция положила конец правлению Луи-Филиппа (1830-1848), наступила эра безвременья и хаоса, и Жан Франсуа Милле старается держаться в стороне от этих событий : до нашего времени не дошло ни одного свидетельства его политических предпочтений. 1-ую версию картины "Веяльщик", выставленную Милле на Салоне в 1848 году, купил Ледрю-Роллен, министр внутренних дел, причём по цене, в 10 раз превышающую ту, по которой художник обычно продавал свои работы.

Во 2-ой половине XIX века Барбизон, маленькая французская деревушка, расположенная недалеко от Парижа, становится центром притяжения многих художников, увлеченных романтикой пейзажа, написанного с натуры. Благодаря Милле, Руссо и другим, пейзаж вновь занимает почётное место среди других жанров живописи, и, как итог, появляется специальный термин - "барбизонская школа" - для обозначения новой концепции пейзажа.
В то время, когда Жан-Франсуа Милле поселился в Барбизоне, деревня состояла из одной улицы, на которой стояли домики, покрытые соломой или прохудившейся черепицей. Не было ни ратуши, ни школы, ни даже церкви. Дилижанс был единственным средством передвижения, соединяющим деревню с ближайшим населённым пунктом - городком Шайи. Несмотря на это, Барбизон, расположенный на окраине леса Фонтенбло, привлекал художника чудесным разнообразием пейзажа.
Эта местность издавна славилась красотой своей природы. Бидо (1758-1846) именно здесь ещё в 1783 году впервые пробовал работать на пленэре. С 1820 года сюда наведываются и другие художники. Алиньи (1798-1874) и Коро (1796-1875) приезжают в Барбизон в 1829 году. Следом за ними здесь появляются Диаз де ла Пенья (1808-1876), Теодор Руссо (1812-1867), а также Декан (1803-1860). Художники пользуются гостеприимностью местных жителей или останавливаются на постоялом дворе в Шайи. А вскоре постоялый двор открывается и в Барбизоне. Его хозяином становится бывший портной - "папаша Ганн", который сразу понимает, насколько выгодным будет это предприятие. Постоялый двор станет излюбленным местом пребывания художников. Щедрый хозяин даже принимает гостей в кредит и не жалеет для них еды, угощает вином и предлагает чистую постель.

 

Анри Жозеф Арпиньи"Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост (после 1870, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)

Каждый год летом никому не известный Барбизон становится местом встреч художников, скульптором, писателей и композиторов. В 1848 году Теодор Руссо 1-ым переезжает сюда на постоянное место жительства. Он покупает дом, двери которого в любое время открыты для художников. Домье (1808-1879), Бари (1795-1875), Зием (1821-1911), Диаз де ла Пенья и многие другие подолгу останавливаются в этом гостеприимном доме. Через 2 года, убегая от поразившей Париж эпидемии холеры, Милле покидает столицу вместе с другом, гравёром Шарлем Жаке (1813-1894). Конечным пунктом их путешествия стала известная им по восторженным рассказам Диаза де ла Пенья расположенная "где-то близ Фонтенбло красивая, маленькая деревушка, название которой заканчивается на "зон".
Барбизон, где поселяется много художников, быстро становится местом, где завязываются дружеские контакты и развязываются настоящие "войны", обсуждаются новости и разгораются споры.
"Бородачей из Барбизона" - их называли так, поскольку все они носили бороды, - объединяет прежде всего любовь к фламандской живописи. Они считают, что итальянское искусство слишком подчинено религии и античной мифологии. Руссо, Милле и другие гораздо выше ценят творчество "мастеров Севера" - Брейгеля Старшего (ок.1525/1530-1569), Брейгеля Младшего (1564-1638) и Рёйсдала (1628-1682), которые лучше и правдивей, чем кто-либо, могли представить в своих картинах обычную деревенскую жизнь.
Многие из барбизонцев побывали в Голландии : Труайон открывает там для себя работы Кейпа, а также собственное призвание к анималистической живописи; Руссо, один из идеологов барбизонской школы, приобретает там офорты Рёйсдала, Дюрера (1471-1528), Ван де Вельде (1590-1630).

 

Нарсис Виржиль Диас де ла Пенья"Лесная дорога"
(Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия)

Из всей группы барбизонцев особняком стоит Милле, который пребывает под влиянием французской живописи. В своём раннем "периоде напыщенности" он ориентируется на творчество мастеров XVIII века - Буше и Фрагонара, которыми искренне восхищается. Он также интересуется работами братьев Ленен, поскольку, как и они, увлечён изображением деревенской жизни и крестьянского труда.
Ещё одним важным источником вдохновения для художников-барбизонцев является английская школа пейзажа и её яркий представитель - Констебл, который в 1824 году выставляет на парижском Салоне "Телегу с сеном" - картину, которая приводит барбизонцев в неописуемый восторг. Вслед за английскими пейзажистами представители барбизонской школы практикуют акварель, поскольку считают эту технику самой подходящей для пленэрной живописи.
Борьба с признанными авторитетами также объединяла барбизонцев : наравне с академизмом они отбрасывают и романтизм. "Академия изящных искусств - это сборище посредственностей!" - восклицает Поль Юэ (1803-1869). "Бородачи" не собираются подчиняться диктату Академии, в результате чего долгие годы их работы игнорировались жюри официального Салона. Однако барбизонцы в своём единении чувствуют силу : они сами организовывают выставки своих работ, с успехом продают их и издают собственный журнал.
На постоялом дворе почтенного "папаши Ганна" художники обмениваются взглядами на искусство, критикуют друг друга. Кажется, что все их мысли и чувства занимает одна только живопись. В апреле 1853 года Делакруа записывает в своём дневнике : "Пришёл ко мне перед обедом Милле. Рассуждал о Микеланджело и Библии, которая, по его словам, - единственная или почти единственная книга, которую он прочитал. Что ж, это объясняет его своеобразный стиль изображения персонажей-крестьян. В конце концов, он сам крестьянин и этим гордится..."

 

Констан Труайон "Дорога в роще"
(Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия)

Автор "Корабля Данте" тонко подмечает мистический характер крестьянских сцен в живописи Милле, но считает его необразованным с точки зрения литературной культуры. Тем не менее, когда в 1865 году Сенсье начинает работу над книгами, посвящёнными художникам-барбизонцам, Милле помогает другу в подготовке материала, переписывая длинные фрагменты из работ Буффона (1707-1788), Монтеня (1533-1592), братьев Гримм, Бернарда Палисси (1510-1589), керамиста и учёного, и других, причём все эти цитаты, оказывается, он знал наизусть, а к первоисточникам обращался, чтобы лишний раз проверить себя.
На фоне общих для французского пейзажа того времени тенденций барбизонская школа выделяется только ей одной присущим своеобразием. Для многих живописцев уединение в Барбизоне было бегством от пугавшей их новой цивилизации с механизацией человеческой жизни и зарождающимся урбанизмом. Отвлечься от тяжёлых мыслей они могли, лишь постоянно контактируя с природой и деревенским бытом : казалось, что над этим идиллическим миром время не властно. Деревья Руссо, крестьяне Милле были мгновениями вечности, но за их кажущейся безмятежностью кроется тревожный поиск тайн бытия.
Барбизонские художники стремились быть портретистами природы и певцами деревенской жизни.
Вот как излагает концепцию барбизонской школы Теодор Руссо : "Мастерство художника состоит в том, чтобы добиться патетики, представить простыми средствами правдивые и искренние сцены. Наблюдая за жизнью не только глазами, но и сердцем, мы думаем о её величии и не занимается копированием того, что видим, но изображением того, что чувствуем..."

 

Шарль-Франсуа Добиньи "Пейзаж"
(Музей западного и восточного искусства,
Одесса, Украина)

Довольно скоро влияние барбизонской школы выходит за пределы Франции. В Барбизон приезжают художники из Европы и США. С 1850 года Милле периодически посещают английские и американские художники, которые уговаривают мастера дать им несколько уроков. На постоялом дворе у "папаши Ганна" всё чаще слышится иностранная речь. Каждый из художников находил в Барбизоне уголок по своему вкусу и воспевал в своих картинах.
Пейзажи барбизонцев научили публику воспринимать живые впечатления от природы. К пейзажу перестали относиться как к второстепенному жанру. Именно барбизонцы 1-ыми обнаружили, что, нанося чистые цвета мелкими мазками и ограничивая палитру, они усиливают световую напряжённость. Это был один из самых главных заветом, которыми воспользуется последующее поколение художников - импрессионисты. 1-ыми учениками барбизонцев станут Сезанн (1839-1906) и Писсарро (1830-1903), творчество Милле повлияет на художественное становление Гогена (1848-1903) и Ван Гога (1853-1890). Сислей, приехав в Барбизон в 1860 году, вскоре увлёк за собой Ренуара и Моне. Здесь, в этом лесу, они нашли плэнер, о котором мечтали, хотя и преследовали в своём творчестве иные цели, нежели барбизонцы, проложившие им дорогу.

Летом 1849 года художник навсегда покидает Париж и, по совету Теодора Руссо, переезжает в деревню Барбизон, расположенную в лесу Фонтенбло. Здесь, в окружении большой семьи, Милле начинает возделывать землю в прямом и переносном смысле : утром работает в поле, а днём пишет картины из жизни земледельцев в мастерской, где разбросанные крестьянские вещи соседствуют с книгами и слепками шедевров Парфенона. "Художник-богатырь с руками пахаря" (как называл Милле Ромен Роллан), он был признанным эрудитом во всём, что касалось поэзии Гомера и Вергилия, любителем Гюго и Шекспира, а также философии Монтеня и Паскаля.
Но своих "героев" Милле ищет в повседневности, различая в самых незаметных тружениках "истинную человечность". Крестьянский труд, по Милле, это не просто работа, это судьба как вечное преодоление и борьба - с обстоятельствами, с природой, землёй.

Памятник Жану Франсуа Милле на кладбище в Шербуре.

С каждым годом Милле добивается всё большей славы, а в 1868 году становится кавалером Ордена Почётного Легиона и получает правительственный заказ на оформление Пантеона. Его картины пользуются огромной популярностью, цены на них не опускаются ниже 20000 франков за полотно!

В 70-ые годы Милле перестаёт выставляться в Салоне, тем не менее, известность его растёт. Уединение мастера всё чаще нарушают посетители - коллекционеры и просто поклонники, появляются ученики из разных стран Европы, а также из Соединённых Штатов.
Не зря, уходя из жизни в 1875 году, художник заметил : "Моё дело ещё не сделано. Оно только начинается".
3 января 1875 года Милле заказал в Барбизоне церковный обряд бракосочетания с Катрин Лемер - матерью его 9 детей.
А через 17 дней художника не стало.

16 работ

Милле, Крестьянки с хворостом (380*492)
Милле, Автопортрет (380*495)
Крестьянки с хворостом, ок.1858 Автопортрет, 1845-1846
37,5*29,5 см.; холст, масло 56,2*45,6 см.;
тонированная бумага, уголь, карандаш
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Лувр,
Париж, Франция
772*1000 px 768*1000 px
Милле, Пряха (380*470)
Милле, Пастушка  овец (380*304)
Пряха, 1868-1869 Пастушка овец, 1862-1864
92,5*73,5 см. 81*101 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
809*1000 px 1000*801 px
Милле, Сидящая обнажённая (380*521)
Милле, Полин Оно в утреннем платье (380*493)
Сидящая обнажённая Полин Оно в утреннем платье, 1843
  100*80 см.
  Музей Тома Анри,
Шербур, Франция
729*1000 px 771*1000 px
Милле, Анжелюс (Вечерняя молитва) (380*317)
Милле, Церковь в Гренвиле (380*310)
Анжелюс (Вечерняя молитва), 1857-1859 Церковь в Гренвиле,
1871-1874
55,5*66 см. 60*73,5 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
1000*834 px 1000*815 px
"Анжелюс" была выполнена по заказу американского художника Томаса Эплтона, но по неизвестной причине заказчик отказался её купить.
Прошло 2 года, прежде чем Милле извлёк из дальнего угла мастерской забытое полотно и выставил его на продажу. В конце 1860 года за "Анжелюса" удалось получить всего 1000 франков. Кто знал тогда, что всего через 20 лет, в 1881 году, цена этого произведения достигнет 160000! По прошествии ещё 8 лет за право обладать картиной спорят представители Американской ассоциации искусств и Антуан Пруст, французский меценат, желающий обогатить этим полотном экспозицию Лувра. В результате длительных торгов Пруст обещает выложить за шедевр полмиллиона франков!
К сожалению, это обещание оказалось невыполнимым : собранной группой меценатов суммы не хватает, а большинство депутатов французского парламента голосует против выделения из бюджета недостающих 100000.
Картину готовят к отправке за океан. Однако через несколько недель Альфреду Шошару, издателю журнала, посвящённого истории Лувра, удаётся откупить у американцев "Анжелюса" за 800000 франков. Общественное мнение называет этот поступок патриотическим жестом, достойным истинного гражданина.
Согласно завещанию мецената, картина будет находиться в Лувре до 1909 года. Сегодня она украшает собой экспозицию парижского Музея д'Орсэ.
Милле (380*523)
Милле, Дафнис и Хлоя (380*571)
  Дафнис и Хлоя
   
   
727*1000 px 666*1000 px
Милле, Рубка льна (380*471)
Милле, Сборщицы колосьев (380*287)
Рубка льна, 1850-1851 Сборщицы колосьев, 1857
37,2*45,8 см.; холст, масло 83,5*111 см.
Художественный музей Уолтерса,
Балтимор, США
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
807*1000 px 1000*756 px
Милле, Пастушка гусей (380*311)
Милле, Веяльщик (380*511)
Пастушка гусей, ок.1863 Веяльщик, 1848
46,5*38 см.; холст, масло 29*38 см.; холст, масло
Художественный музей Уолтерса,
Балтимор, США
Лувр,
Париж, Франция
1000*819 px 743*1000 px
Милле, Ловцы ночных птиц (380*320)
Милле, Овчарня (380*279)
Ловцы ночных птиц, 1874 Овчарня, 1856
93*74 см.; холст, масло 56*60 см.; холст, масло
Художественный музей,
Филадельфия, США
Галерея искусств, Глазго, Шотландия, Великобритания
1000*843 px 1000*733 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru