Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 55  
Амедео Модильяни

12 июля 1884
(Ливорно, Италия) -
24 января 1920
(Париж, Франция)

Анна Ахматова

("Поэма без героя",
черновой вариант)

***

В черноватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродил за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить беспокойство
И быть многих бедствий виной.

Но он мне - своей Египтянке ...
Что играет старик на шарманке,
А под ней весь парижский гул,
Словно гул подземного моря -
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха - хлебнул.

Амедео появился на свет в Ливорно, 12 июля 1884 года - как раз в тот момент, когда судебные исполнители явились в дом Модильяни, чтобы конфисковать описанное имущество. Мать будущего художника посчитала такое совпадение дурным предзнаменованием для новорожденного и не ошиблась : нужда и болезни ходили за великим Моди буквально по пятам - всю его недолгую жизнь.

Дом в Ливорно, в котором родился Амедео Модильяни.

Пристав выбрал не лучший момент для исполнения постановления суда : у синьоры Модильяни как раз начались роды, а поскольку закон запрещал обыскивать комнату роженицы, то все ценности, имевшиеся в доме, были спрятаны в постели синьоры. Похже едва сводивший концы с концами Амедео шутил, что "родился в роскоши".

1912 год.

Дедо, как называли Амедео близкие, был слабым, болезненным ребенком, поэтому родители жалели и баловали его, потакая всем капризам. В 11 лет Дедо перенес тяжелый плеврит, а 3 годами позже, в 1898-м, заболел тифом и на протяжении нескольких недель находился на грани жизни и смерти. Последнюю удалось победить, но на память о той борьбе Амедео достанутся тяжелые легочные осложнения и ... увлечение искусством, причем и то, и другое - на всю жизнь. Во время длительного периода восстановления после тифа мать обещает своему Дедо, что не будет настаивать на продолжении его обучения в школе и позволит ему заниматься исключительно художественным творчеством. Она записывает в своем дневнике : "Дедо бросил гимназию и только рисует. Но делает это изо в день, с утра до ночи, с энтузиазмом и страстью, которые удивляют и восхищают меня".

Начиная с августа 1898 года Модильяни периодически посещал Академию живописи Гульиемо Микели, где изучаK основы живописи и рисунка, создавая весьма заурядные натюрморты и портреты, выдержанные в стилистике традиционной академической живописи. Изредка он, вместе с другими студентами, работает на пленэре, где пишет пейзажи Ливорно, или на дому у кого-то из друзей, где упражняется в рисовании обнаженной натуры.
"Дедо считал, что всё в искусстве должно стремиться к безукоризненности. Невыносимое высокомерие, чудовищная неблагодарность, дерзость - это всё было выражением требований абсолютной кристаллической чистоты и бескомпромиссной честности, которые он предъявлял к себе как в творчестве, так и в жизни" (Макс, Жакоб, 1930)
Однако она решает бороться за жизнь своего сына и увозит его на юг Италию Зиму он проводит в мягком климате Неаполя и Капри. В апреле 1901 года состояние здоровья Дедо существенно улучшилось, и он с матерью отправился в Рим, а затем посетил Венецию. И если он был еще слишком слаб, чтобы работать самостоятельно, то посещение музеев для него явилось вполне посильным занятием. Именно тогда Модильяни открыл для себя творчество Джованни Беллини (ок.1433-1516), Карпаччо (ок.1460-ок.1525) и других выдающихся мастеров. В 1902 году он приезжает во Флоренцию и поступает в Свободную школу живописи обнаженной натуры, которой руководит Джованни Фаттори, ученик самого Микели. Во флорентийских музеях и церквях Модильяни продолжает изучать шедевры Ренессанса. Год спустя он возвращается в Венецию и 19 марта 1903 года поступает в Институт изящных искусств. Молодой художник очарован красотой Наисветлейшей, но местный климат губителен для легочного больного, поэтому в 1906 году Модильяни вновь переезжает. На сей раз - в Париж, эту признанную Мекку художников. В одном из писем того периода он замечает : "В Венеции я получил поистине бесценные знания. Таким образом, в Париж я отправляюсь налегке, но с солидным багажом..."

 

Маревна "Друзья с Монпарнаса - Диего Ривера, Маревна с дочерью Марикой, Эренбург, Сутин, Модильяни и его жена Жанна Эбютерн, Кислинг и Зборовски"
(Малый дворец, Женева, Швейцария)

Маревна "Портрет Модильяни"

Русская художница Мария Воробьёва-Стебельская (1892-1984) вошла в историю современного французского искусства под именем Маревна. В Париже она жила и работала в "Улье" на Монпарнасе и была очень дружна как с его обитателями, так и с навещавшими их Модильяни, Пикассо, Максом Жакобом, Матиссом и др.

Сразу по приезде во французскую столицу Модильяни записывается в Академию живописи Коларосси, расположенную на Монпарнасе, а сам поселяется на другом берегу Сены, на Монмартре. Очень быстро он понимает : чтобы тебя считали "настоящим художником2 в Париже, надо не столько уметь рисовать, сколько вести особый образ жизни. Жалкий сарай из досок и листов жести - такой была первая мастерская (она же жилище) Амедео. Впрочем, находящаяся неподалеку мастерская молодого Пикассо (1881-1973) выглядела ничуть не лучшею Вскоре от изысканной одежды, в которой Модильяни объявился в Париже, осталось одно воспоминание : внешне Амедео стал похож на остальную парижскую художественную богему, состоявшую большей частью из наркоманов, альфонсов, религиозных фанатиков, гомосексуалистов, каббалистов, мистиков и, конечно же, непризнанных гениев.

 

Жанна Эбютерн"Портрет Модильяни"
Яростные споры об искусстве, начинавшиеся обычно в мастерской Пикассо, переносились в знаменитое кафе "Ротонда", где энтузиазм спорщиков подкреплялся солидными дозами спиртного и гашиша. Среди завсегдатаев "Ротонды" - художники Пикассо, Кес ван Донген (1877-1968), Диего Ривера (1886-1957), писатели Андре Сальмон (1881-1969), Гийом Аполлинер (1880-1918) и другие авангардисты. С ними Модильяни общался по вечерам, днем же он сидел в "Ротонде" один, развернув на коленях свой альбом или положив перед собой листок писчей бумаги. Рисовал он и на бумажных салфетках и на обрывках винных карт сл следами кофейных пятен, различимых и теперь на некоторых репродукциях... Рисунки свои Модильяни тут же раздаривал. Продать удавалось редко, даже за 1 франк. Тем не менее, когда однажды некая богатая американская дама сочла непомерно высокой явно скромную цену, которую художник назначил за свой рисунок, он тут же разорвал его в клочья прямо у нее перед носом...
"Изощрённая элегантность [его] образов - это не что иное, как благородная и гармоничная изысканность тосканского искусства. Благодаря Модильяни Италия появилась в Париже" (Дж. ди Сан Лазаро, 1957)
Осенью 1907 года Амедео знакомится с первым поклонником его таланта, доктором Полем Александре. Он помогает художникам, хоть и сам не слишком богат. Доктору удается убедить Модильяни отправить свои работы на Салон Независимых, и в мае 1908 года художник выставляет там 6 своих картин. Поль Александре знакомит Амедео с Константином Бранкузи (1876-1957), под влиянием которого тот увлекается скульптурой.
В 1910 году Модильяни уже 26 лет. Славы, в поисках которой он устремился в Париж, сыскать пока не удалось. Зато за ним прочно закрепилась репутация покорителя сердец, пылкого любовника. Бесценные воспоминания о Модильяни того периода оставила (в эссе "Амедео Модильяни", неоднократно редактировалось, последняя правка произведена уже в 1956 году) великая русская поэтесса Анна Ахматова, которая посетила Париж в том же, 1910 году.

Альтман Н.И. "Портрет Ахматовой А.А" (1914)Альтман Н.И. "Портрет Ахматовой А.А." (1914)


Анна Ахматова "Амедео Модильяни" (Болшево, 1958 - Москва, 1964, 18 апреля 1964)
"Я очень верю тем, кто описывает его не таким, каким я его знала, и вот почему. Во-первых, я могла знать только какую-то одну сторону его сущности (сияющую) - ведь я просто была чужая, вероятно, в свою очередь, не очень понятная двадцатилетняя женщина, иностранка; во-вторых, я сама заметила в нем большую перемену, когда мы встретились в 1911 году. Он весь как-то потемнел и осунулся.
В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее, он всю зиму писал мне (я запомнила несколько фраз из его писем, одна из них : "Вы во мне, как наваждение" - прим. Ахматовой). Что он сочинял стихи, он мне не сказал.
Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли. Он всё повторял : "О, передача мыслей". Часто говорил : "О, это умеете только вы".
Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь : всё, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни : его - очень короткой, моей - очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий, предрассветный час. Но будущее , которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И всё божественное в Амедее только искрилось сквозь какой-то мрак.
У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами, - он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живёт. Как художник он не имел и тени признания.
Жил он тогда (в 1911 году) в Impasse Falguiere. Беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Он вообще не жаловался ни на совершенно явную нужду, ни на столь же явное непризнание. Только один раз в 1911 году он сказал, что прошлой зимой ему было так плохо, что он даже не мог думать о самом ему дорогом.
Он казался мне окруженным плотным кольцом одиночества. Не помню, чтобы он с кем-нибудь раскланивался в Люксембургском саду или в Латинском квартале, где все более или менее знали друг друга. Я не слышала от него ни одного имени знакомого, друга или художника, и я не слышала от него ни одной шутки. Я ни разу не видела его пьяным, и от него не пахло вином. Очевидно, он стал пить позже, но гашиш уже как-то фигурировал в его рассказах. Очевидной подруги жизни у него тогда не было. Он никогда не рассказывал новелл о предыдущей влюбленности (что, увы делают все). Со мной он не говорил ни о чем земном. Он был учтив, но это было не следствием домашнего воспитания, а высоты духа.
В это время он занимался скульптурой, работал во дворике возле своей мастерской, в пустынном тупике был слышен стук его молоточка. Стены его мастерской были увешаны портретами невероятной длины (как мне теперь кажется - от пола до потолка). Воспроизведения их я не видела - уцелели ли они? Скульптуру свою он называл "вещь" - она была выставлена, кажется, у "Независимых" в 1911 году. Он попросил меня пойти посмотреть на нее, но не подошел ко мне на выставке, потому что я была не одна, а с друзьями. Во время моих больших пропаж исчезла и подаренная им мне фотография с этой вещи.
В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что всё остальное недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта. Очевидно, Египет был его последним увлечением. Уже очень скоро он становится столь самобытным, что ничего не хочется вспоминать, глядя на его холсты. Теперь этот период Модильяни называют негритянский период.
Он говорил : "Драгоценности должны быть дикарскими (по поводу моих африканских бус)", - и рисовал меня в них. Водил меня смотреть старый Париж за Пантеоном ночью при Луне. Хорошо знал город, но все-таки мы один раз заблудились. Он сказал : "Я забыл, что посередине находится остров (святого Людовика)". Это он показал мне настоящий Париж.
По поводу Венеры Милосской говорил, что прекрасно сложенные женщины, которых стоит лепить и писать, всегда кажутся неуклюжими в платьях.
В дождик (в Париже часто дожди) Модильяни ходил с огромным очень старым черным зонтом. Мы иногда сидели под этим зонтом на скамейке в Люксембургском саду, шел теплый летний дождь, около дремал старый дворец в итальянском вкусе, а мы в два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи.
Я читала в какой-то американской монографии, что, вероятно, большое влияние на Модильяни оказала Беатриса Х., та самая, которая называла его "жемчужина и поросенок". Могу и считаю необходимым засвидетельствовать, что равно таким же просвещенным Модильяни был уже задолго до знакомства с Беатрисой Х., т.е. в 10-м году. И едва ли дама, которая называет великого художника поросенком, может кого-нибудь просветить.
Люди старше нас показывали, по какой алее Люксембургского сада Верлен, с оравой почитателей, из "своего кафе", где он ежедневно витийствовал, шел в "свой ресторан" обедать. Но в 1911 году по этой алее шел не Верлен, а высокий господин в безукоризненном сюртуке, в цилиндре, с ленточкой "Почетного легиона", а соседи шептались : "Анри де Ренье!"
Для нас обоих это имя никак не звучало. Об Анатоле Франсе Модильяни (как впрочем и другие просвещенные парижане) не хотел и слышать. Радовался, что я его тоже не любила. А Верлен в Люксембургском саду существовал только в виде памятника, который был открыт в том же году. Да, про Гюго Модильяни просто сказал : "А Гюго - это декламатор?"
Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я, зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла.
Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. "Не может быть, - они так красиво лежали..."
Модильяни любил ночами бродить по Парижу и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я, оторвавшись от стола, подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами...
То, чем был тогда Париж, уже в начале 20-х годов называлось "Старый Париж" или "Довоенный Париж". Еще во множестве процветали фиакры. У кучеров были свои кабачки, которые назывались "Встреча кучеров", и еще живы были мои молодые современники, которые скоро погибли на Марне и под Верденом. Все левые художники, кроме Модильяни, были признаны. Пикассо был столь же знаменит, как сегодня, но тогда говорили "Пикассо и Брак". Ида Рубинштейн играла Соломею, становились изящной традицией дягилевские Ballets Russes (Стравинский, Нижинский, Карсавина, Бакст).
Мы знаем теперь, что судьба Стравинского тоже не осталась прикованной к десятым годам, что творчество его стало высшим музыкальным выражением духа XX века. Тогда мы этого еще не знали. 20 июня 1910 года была поставлена "Жар-птица". 13 июня 1911 года Фокин поставил у Дягилева "Петрушку".
Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа (которую описывал Золя) была еще не совсем закончена (бульвар Raspail). Вернер, друг Эдисона, показал мне в Taverne de Pantheon два стола и сказал : "А это ваши социал-демократы - тут большевики, а там меньшевики". Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны, то почти пеленали ноги. Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию.
Рене Гиль проповедовал "научную поэзию", и его так называемые ученики с превеликой неохотой слушали мэтра.
Католическая церковь канонизировала Жанну Д'Арк.
"И добрая Жанна из Лотарингии,
сожженная англичанами в Руане..."
Я вспомнила эти строки бессмертной баллады, глядя на статуэтки новой святой. Они были весьма сомнительного вкуса, и их начали продавать в лавочках церковной утвари.
***
Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся кое-какие чудеса, а это были только первые робкие попытки (например, в "Аполлоне" 1911 г.). Над "аполлоновской" живописью ("Мир искусства") Модильяни откровенно смеялся.
Меня поразило, как Модильяни нашел красивым одного заведомо некрасивого человека и очень настаивал на этом. Я уже тогда подумала : он, наверно, видит все не так, как мы.
Во всяком случае, то, что в Париже называлось модой, украшая это слово роскошными эпитетами, Модильяни не замечал вовсе.
Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, - эти рисунки дарил мне. Их было 16. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел один, в нем, к сожалению, меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие "ню"...
Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов : Верлена, Лафорга, Малларме, Бодлера.
Данта он мне никогда не читал. Быть может, потому, что я тогда еще не знала итальянского языка.
Как-то раз сказал : "Я забыл вам сказать, что я еврей". Что он родом из Ливорно - сказал сразу, и что ему 24 года, а было ему 26...
Говорил, что его интересовали авиаторы (по-теперешнему - летчики), но когда он с кем-то из них познакомился, то разочаровался : они оказались просто спортсменами (чего он ждал?).
В это время ранние, легкие (См. у Гумилева : На тяжелых и гулких машинах/Грозовые пронзать облака) и, как всякому известно, похожие на этажерки, аэропланы кружились над моей ржавой и кривоватой современницей (1889) - Эйфелевой башней.
Она казалась мне похожей на гигантский подсвечник, забытой великаном среди столицы карликов. Но это уже нечто гулливеровское.
***
... а вокруг бушевал недавно победивший кубизм, оставшийся чуждым Модильяни.
Марк Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск, а по парижским бульварам разгуливало в качестве неизвестного молодого человека еще не взошедшее светило - Чарли Чаплин. "Великий немой" (как тогда называли кино) еще красноречиво безмолвствовал.
***
"А далеко на севере..." в России умерли Лев Толстой, Врубель, Вера Комиссаржевская, символисты объявили себя в состоянии кризиса, и Александр Блок пророчествовал в стихах :
"О, если б знали, дети, вы
Холод и мрак грядущих дней..."
и
"Земле несущий динамит..."
и в прозе :
"Когда Великий Китай двинется на нас..." (1911 г.)
Три кита, на которых ныне покоится XX век, - Пруст, Джойс и Кафка - еще не существовали как мифы, хотя и были живы как люди.
***
В следующие годы, когда я, уверенная, что такой человек должен просиять, спрашивала о Модильяни у приезжающих из Парижа, ответ был всегда одним и тем же : не знаем, не слыхали. Его не знали и А. Экстер (художница, из школы которой вышли все "левые" художники Киева), ни Б. Анреп (известный мозаичист), ни Н. Альтман, который в эти годы (1914-1915) писал мой портрет.
Только раз Н.С.Гумилев, когда мы в последний раз вместе ехали к сыну в Бежецк (в мае 1918 г.) и я упомянула имя Модильяни, назвал его "пьяным чудовищем" или чем-то в этом роде и сказал, что в Париже у них было столкновение из-за того, что Гумилев в какой-то компании говорил по-русски, а Модильяни протестовал. А жить им обоим оставалось примерно 3 года, и обоих ждала громкая посмертная слава.
К путешественникам Модильяни относился пренебрежительно. Он считал, что путешествия - это подмена истинного действия. "Песни Мальдорора" постоянно носил в кармане; тогда эта книга была библиографической редкостью. Рассказывал, как пошел в русскую церковь к пасхальной заутрене, чтобы видеть крестный ход, так как любил пышные церемонии. И как некий, "вероятно очень важный господин" (надо думать - из посольства) похристосовался с ним. Модильяни, кажется, толком не разобрал, что это значит...
Мне долго казалось, что я никогда больше о нем ничего не услышу... А я услышала о нем очень много...
***
В начале нэпа, когда я была членом Правления тогдашнего Союза писателей, мы обычно заседали в кабинете Александра Николаевича Тихонова (Ленинград, Моховая, 36, издательство "Всемирная литература"). Тогда снова наладились почтовые сношения с заграницей, и Тихонов получал много иностранных книг и журналов. Кто-то (во время заседания) передал мне номер французского художественного журнала. Я открыла - фотография Модильяни... Крестик... Большая статья типа некролога; из нее я узнача, что он - великий художник XX века (помнится, там его сравнивали с Боттичелли), что о нем уже есть монографии по-английски и по-итальянски. Потом, в 30-х годах, мне много рассказывал о нем Эренбург, который посвятил ему стихи в книге "Стихи о канунах" и знал его в Париже позже, чем я. Читала я о Модильяни и у Карко, в книге "От Монмартра до Латинского квартала", и в бульварном романе, где автор соединил его с Утрилло. С уверенностью могу сказать, что это существо на Амедея 10-11 годов совершенно не похоже, а то, что сделал автор, относится к разряду запрещенных приемов.
Теперь у нас его знают все люди, интересующиеся современным искусством. А за границей он так знаменит, что ему посвящен фильм "Монпарнас, 19".

"Ты сидел на низенькой лестнице,
Модильяни.
Крики твои буревестника,
Улыбки обезьяньи.
А масленый свет приспущенной лампы,
А жарких волос синева!...
И вдруг я услышал страшного Данта -
Загудели, расплескались темные слова.
Ты бросил книгу,
Ты падал и прыгал.
Ты прыгал по зале,
И летящие свечи тебя перенали.
О, безумец без имени!
Ты кричал : "Я могу! Я могу!"
И четкие черные пинии
Вырастали в горящем мозгу.
Великая тварь -
Ты вышел, заплакал и лег под фонарь"
(Илья Эренбург, 1915 "Модильяни")
В следующем, 1912 году Модильяни завоевывает признание как скульптор на Осеннем салоне, где он представил 7 работ. Слава великого живописца придет к нему позднее.
Его болезненным легким вредна была известковая пыль, и Модильяни оставил скульптуру и вернулся к живописи - к изображению обнаженной натуры. Это было во время 1-ой мировой войны. Именно плотна в жанре "ню" подняли его репутацию и позволили стать в один ряд с такими корифеями авангарда, как Анри Матисс и Пабло Пикассо.

Жанна Эбютерн

Июнь 1917-го оказался для Модильяни судьбоносным. Он познакомился с Жанной Эбютерн, которая стала его женой. Что нашла юная 19-летняя девушка в изможденном жизненными невзгодами и туберкулезом 32-летнем мужчине? Тем более, что он беспробудно пил, шатаясь из одного кафе в другое, продавая свои тут же наспех сделанные рисунки тратя вырученные гроши опять-таки на выпивку. Однажды агент и друг Модильяни Леопольд Зборовски стал убеждать Жанну, что Моди нужно спасать, он гибнет. Жена художника вежливо его выслушала и вдруг задумчиво произнесла : "Вы просто не понимаете - Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все сразу это поймут". В ноябре 1918 года у супругов Модильяни родилась дочь Джованна. Но это событие, как и то, что его работы наконец-то стали пользоваться успехом и приносить стабильный доход, не останавливает художника. Он продолжает пить и все чаще говорит о смерти. В начале 1920 года Модильяни сильно простудился и слег. 22 января его перевезли в Шаритэ - парижскую больницу для бедных. Он был уже без сознания.

"Амедео с трубкой", рисунок Жанны Эбютерн

Впервые они увиделись в "Ротонде". Моди обратился к Жанне : "Посиди так", - и тут же начал набрасывать на салфетке ее портрет. Из ресторана они ушли обнявшись... Когда Модильяни умер, Жанна замкнулась в себе. Дома у родителей она не плакала, но всё время молчала. Брат Андре в течение ночи несколько раз заходил к ней в спальню и видел ее прислонившейся лбом к оконному стеклу. В 4 часа утра, когда в комнате никого не было, она выбросилась из окна 6 этажа. Смерть была мгновенной. 14-месячная Джованна Модильяни осталась сиротой...

Могила Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн

На кладбище Пер-Лашез гроб с телом Модильяни провожали известные парижские художники, среди которых был Пикассо, а также толпа безутешных натурщиц.

55 работ

Модильяни, Автопортрет (380*596)
Это единственный автопортрет Модильяни написал незадолго до смерти, когда он был уже неизлечимо болен
Автопортрет, 1919
100*64,5 см.
Музей искусств, Сан-Паулу, Бразилия
638*1000 px
Модильяни, Амазонка (380*556)
Модильяни, Портрет Поля Гийома (380*539)
Амазонка, 1909 Портрет Поля Гийома, 1915
92*65 см. 105*75 см.; картон, наклееный на фанеру, масло
Частная коллекция Музей Оранжери, Париж, Франция
684*1000 px 705*1000 px
Модильяни, Женщина с бархаткой (380*453)
Модильяни, Сидящая обнаженная (380*595)
Женщина с бархаткой, 1915 Сидящая обнажённая, 1916
56*47 см.; картон, масло 92*60 см.
Музей Оранжери, Париж, Франция Галерея Института Курто, Лондон, Великобритания
839*1000 px 639*1000 px
Модильяни, Женщина с рубашкой (380*518)
"...Если у Дедо не оказывалось под рукой на все готовой подружки, он искал девушку на танцплощадке, которую обычно посещали итальянские рабочие и мелкие уголовники со своими аляповатыми дамочками. ... Дедо нередко наблюдал за танцующими парочками, стараясь запомнить выражения их лиц, позы и телодвижения ..." (Коррадо Ожьяс, писатель, автор биографии Модильяни)
Женщина с рубашкой, 1917
92*67,5 см.
Музей современного искусства, Вильнёв д'Аск, Франция
800*1000 px
Модильяни, Большая обнаженная (380*235)
Модильяни, Обнаженная с раскинутыми руками (380*237)
Большая обнажённая, 1917 Обнажённая с раскинутыми руками, 1917
72.4*116,5 см. 60*92 см.
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Коллекция Джанни Маттиоли, Милан, Италия
1000*619 px 1000*623 px

"Обнажённая с раскинутыми руками" - одна из картин, конфискованных полицией во время единственной персональной выставки Модильяни в 1917 году, которая была закрыта ввиду "скандального содержания картин".
Лишь немногие тогда смогли заметить в "обнаженных" Модильяни "поэзию эротизма". Идеальное равновесие между скульптурной мощью объемов, ритмичной линейностью и колоритом делаеют эту картину образцом интимной живописью.

Модильяни, Дама с черным галстуком (380*518) Портрет "Дамы с черным галстуком" подчеркивает итальянские истоки творчества Модильяни : характерные для флорентийской традиции главенство линии, черный галстук как элемент портрета, общая мягкость стиля и свет.
Дама с чёрным галстуком, 1917
65*50 см.
Частная коллекция
734*1000 px
Модильяни, Цыганка с ребенком (380*613) Модильяни, Обнаженная с закрытыми глазами (380*238)
Цыганка с ребенком, 1918 Обнажённая с закрытыми глазами, 1917
116*73 см. 73*116 см.
Национальная галерея, Вашингтон, США Музей Соломона Гуттенхейма, Нью-Йорк, США
620*1000 px 1000*625 px
Модильяни, На софе (380*261) Модильяни, Дорога и дом (380*452)
На софе, 1916 Дорога и дом, 1919
81*116 см.; холст, масло 55*46 см.
Частная коллекция
мистера Поля Вурцбургера,
Кливленд, Огайо, США
Частная коллекция,
Париж, Франция
1000*688 px 840*1000 px
Модильяни, Юная француженка (380*485) Модильяни, Портрет Юргена Бауэра (380*603)
Юная француженка, 1918 Портрет Юргена Бауэра, 1918
65*50 см. 100*65 см.
Коллекция Бюхле,
Цюрих, Швейцария
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
783*1000 px 630*1000 px
Модильяни, Лежащая обнажённая (380*239) Модильяни, Обнаженная (380*230)
Лежащая обнажённая, 1919 Обнажённая, 1917
73*116 см. 89*146 см.
Частная коллекция,
Париж, Франция
Частная коллекция,
Париж, Франция
1000*628 px 1000*605 px
Модильяни, Обнажённая с закинутыми руками (380*245) Модильяни, Джованна Росса(?) (380*558)
Обнажённая с закинутыми руками, 1917 Джованна Росса (?), 1918
60*92 см. 75*50 см.
Частная коллекция,
Нью-Йорк, США
Частная коллекция,
Париж, Франция
1000*645 px 681*1000 px
Модильяни, Девочка в синем (380*613) Модильяни, Портрет Диего Риверы (380*532)
Девочка в синем, 1918 Портрет Диего Риверы, 1914
116*73 см. 104*75 см.
Честная коллекция,
Париж, Франция
Музей Северного Рейна и Вестфалии, Дюссельдорф, Германия
620*1000 px 714*1000 px
Модильяни, Сидящая женщина (380*670) Модильяни, Сидящая обнаженная (380*620)
Сидящая женщина, 1916 Сидящая обнажённая, 1917
92*54 см. 114*75 см.
Частная коллекция,
Базель, Швейцария
Королевский музей,
Антверпен, Голландия
567*1000 px 613*1000 px
Модильяни, Сидящая на софе (380*604) Модильяни, Портрет Леопольда Зборовски (380*642)
Сидящая на софе, 1917 Портрет Леопольда Зборовски, 1918
100*65 см. 46*27 см.
Частная коллекция,
Париж, Франция
Частная коллекция,
Париж, Франция
629*1000 px 592*1000 px
Модильяни, Сидящий в кепке (380*586) Модильяни, Обнаженная (380*248)
Сидящий в кепке, 1918 Обнажённая, 1916
100*65 см. 60*92 см.
Частная коллекция,
Париж, Франция

Частная коллекция
Стивена А.Коэна

648*1000 px 1000*653 px
Модильяни, Алиса (380*768) Модильяни, Портрет монсеньёра Лапорта (380*546)
Алиса, 1915 Портрет монсеньёра Лапорта
39*78 см. 92*65 см.
Государственный музей, Копенгаген, Дания Частная коллекция,
Париж, Франция
495*1000 px 696*1000 px
Модильяни, Цыганка с ребенком (380*613) Модильяни, Кариатида (380*695)
Портрет Поля Александера, 1909 Кариатида, 1913
100*81 см. 81*45 см.
Художественный музей Фуджи, Токио, Япония

Частная коллекция,
Париж, Франция

807*1000 px 547*1000 px
По признанию Модильяни, его нарисованные и изваянные кариатиды "призваны поддерживать портал Храма Красоты"
Модильяни (380*760) Модильяни (380*1000)
   
   
   
380*760 px 380*1000 px
Модильяни (380*723) Модильяни, Рисунок Анны Ахматовой (380*255)
  Анна Ахматова, 1911
  рисунок
   
420*799 px 597*400 px
Модильяни, Портрет Пьера Реверди (380*479) Модильяни, Невеста и жених (380*462)
Портрет Пьера Реверди, 1915 Невеста и жених,
1915-1916
  55,2*46,4 см.; холст, масло
  Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
555*700 px 536*652 px
Модильяни, Портрет Хуана Гриса (380*553) Модильяни, Еврейка (380*456)
Портрет Хуана Гриса, ок.1918 Еврейка, 1918
54*38 см. 55*46 см.; холст, масло
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Частная коллекция
687*1000 px 833*1000 px
Модильяни, Портрет Пабло Пикассо (380*618) Модильяни, Портрет Хаима Сутина (380*591)
Портрет Пабло Пикассо, 1915 Портрет Хаима Сутина,
1916
холст, масло 92*60 см.; холст, масло
Частная коллекция Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
399*649 px 643*1000 px
Модильяни, Портрет Жака Липшица с женой (380*578) Модильяни, Портрет Беатрис Гастингс (380*541)
Портрет Жака Липшица с женой, 1917 Портрет Беатрис Гастингс, 1916
81*54 см. холст, масло
Институт искусств,
Чикаго, США
Частная коллекция
658*1000 px 703*1000 px
Модильяни, Портрет Мойсе Кислинга (380*485) Модильяни, Мадам Кислинг (380*537)
Портрет Мойсе Кислинга, 1915 Мадам Кислинг, 1917
37*28 см.; холст, масло 46,2*33,2 см.; холст, масло
Коллекция Эмилио Йеси Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
784*1000 px 708*1000 px
Модильяни, Обнажённая на голубой подушке (380*245) Модильяни, Портрет Жанны Эбютерн (380*613)
Обнажённая на голубой подушке, 1917 Портрет Жанны Эбютерн,
1918
  46*29 см.; холст, масло
  Частная коллекция,
Париж, Франция
1000*646 px 620*1000 px
Модильяни, Сидящая обнажённая (380*590) Модильяни, Портрет девушки (380*604)
Сидящая обнажённая, 1918 Портрет девушки, 1919
холст, масло 105,2*72,7 см.; холст, масло
Академия искусств, Гонолулу, Гавайи, США Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания, США
644*1000 px 629*1000 px
Модильяни, Портрет Жанны Эбютерн (380*571) Модильяни, Обнажённая со спины (380*241)
Портрет Жанны Эбютерн, 1917 Обнажённая со спины, 1917
  64*99 см.; холст, масло
Частная коллекция,
Вашингтон, США
Фонд Барнса,
Филадельфия, США
666*1000 px 1000*633 px
Модильяни, Лежащая обнажённая (380*285) Модильяни, Франс Хелленс (380*531)
Лежащая обнажённая, 1916 Франс Хелленс, 1919
  46*34 см.; холст, масло
Коллекция Бюхле, Швейцария  
1000*750 px 715*1000 px
Модильяни, Сидящая обнажённая (380*541) Модильяни, Портрет Хаима Сутина (380*589)
Сидящая обнажённая, 1909 Портрет Хаима Сутина, 1916
  65*100 см.; холст, масло
Частная коллекция Частная коллекция
703*1000 px 645*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru